Палеоантропологический материал является одним из важнейших источников для этногенетическихреконструкций в археологии. В статье представлены результаты исследования краниологических серий из погребений эпохи ранних кочевников Центральной Тувы: ранней (середина - вторая половина VII в. до н. э.) и финальной (V - IV вв. до н. э.) стадий алды-бельской культуры (поминально-погребальные комплексы Аржан-2 и Копто соответственно), уюкско-саглынской культуры (VI - IV вв. до н. э.) и переходного к эпохе хунну периода (II в. до н. э. - I в. н. э.) (могильник Догээ-Баары II). Показан сложный и динамичный антропологический состав скифского населения Тувы на всех этапах его существования. Морфологические особенности уюкско-саглынских групп находят прототип в антропологическом составе носителей монгун-тайгинской культуры. Для алды-бельской серии из кургана Аржан-2 предполагается общий субстрат с ранне скифским населением Горного Алтая.
Введение
Современный уровень археологической изученности Тувы и Центральной Азии в целом позволяет разделить кулыурогенез ранних кочевников этого региона на этапы, имеющие свой комплекс общеисторических и локально-хронологических факторов, стимулировавших и опосредовавших процессы этнокультурной трансформации. В основе раннего этапа (рубеж IX - VIII - рубеж VI - V вв. до н. э.) лежит консолидация местных племен, носителей традиций монгун-тайгинской культуры, и окуневского населения, оттесненного в горно-степные районы Центральной Азии андроновскими мигрантами [Савинов, 2002]. В этот период культурные связи населения Тувы были ориентированы на восток - Северный и Северо-Западный Китай, Монголию. Со второй половины VI в. до н. э. трансконтинентальными по влиянию стали события, связанные с геополитическими амбициями державы Ахеменидов Передней Азии. Начиная с этого времени во всем Азиатском регионе скифо-сибирской общности появились импульсы с запада и формировались новые культурные традиции [Там же; Марсадолов, 1999; Таиров, 1999].
Существуют два под ...
Читать далее