Японская историческая наука на переломе. Сисо. Токио. 1984, N 12.
В статье "Национальная история и историческая наука" профессор Осакского университета Курода Тосио, известный рядом крупных исследований о японском феодализме, обращается к истории исторической науки в Японии.
Под "национальной историей" автор имеет в виду "одну из наук о японском государстве" (с. 19), сформировавшихся в 70 - 90-х годах XIX века. Речь, по существу, идет об официальном, откровенно консервативном направлении японской историографии, соединившем конфуцианскую методику анализа источников с позитивизмом. По мнению Куроды, даже в рамках последнего существовала определенная возможность критики средневекового познания, основанного на слепой вере в легендарное происхождение Японского государства. Однако эта возможность осталась нереализованной вследствие того, что "национальная история" находилась под влиянием правительственной политики (с. 6).
Содержание трудов представителей этого направления составляла преимущественно политическая история государства с сильно выраженной морально-назидательной тенденцией, а их идейную основу - крайний национализм, определивший трактовку истории Японии как особого замкнутого островного мира. Концепции "национальной истории" явились, подчеркивает автор, существенным препятствием на путях поиска целостных представлений об истории человечества (с. 7 - 8).
Тенденцию к преодолению официальных представлений Курода обнаруживает у Утида Гиндзо, Хара Кацуро, историков, писавших в конце XIX - первых десятилетиях XX в. (с. 8 - 9), которые, как подчеркивает автор, стали рассматривать историю Японии в сопоставлении с западноевропейской. Утида, в частности, преодолел узкополитическое понимание истории, расширил объект исследования, включив в него экономику, идеологию, демографию и т. д., но, как заключает Курода, так и не преодолел официальной концепции "непрерывности национальной истории" (с. 9 - 10), выраженной в тезисе о непрерывности генеалогической линии императорского дома. Не смогли до конца преодолеть каноны "национальной истории" и другие направления буржуазной историографии.
Совершенно иначе подошла к истории Японии марксистская историография (с. 12), сформировавшаяся в Японии во второй половине 20-х годов и сумевшая преодолеть концепцию национальной исключительности (с. 12). Однако и японские историки-марксисты, позиции которых после второй мировой войны значительно упрочились, не смогли, как считает Курода, создать "целостную историю Японии". Они по-прежнему ограничивались пределами "островного мира", а смена общественных формаций, рассматриваемых как этапы развития страны, связывалась в первую очередь с историей государственных институтов (с. 13 - 14).
Нельзя, однако, упускать из виду, что повышенное внимание японских историков-марксистов к структуре политической власти после второй мировой войны было оправдано необходимостью дать научное объяснение ответственности монополий, бур-
стр. 165
жуазно-помещичьих партий, правящих кругов за развязывание войны на Дальнем Востоке и Тихом океане, а применительно к истории докапиталистических формаций - необходимостью преодоления официальных представлений об исключительной роли правящих кругов в истории.
Со второй половины 50-х годов активизировалось постоянно нарастающее наступление японских буржуазных обществоведов на марксизм. В частности, на этой основе в 70-х годах возник ряд направлений, называющих себя "социальной историей". Данный факт отмечает и Курода (с. 16). Выступая за диалог с этим направлением, автор вместе с тем полагает, что историческая наука должна развивать свои собственные методы, а не подменять их заимствованиями из других наук (с. 20). Историческая наука Японии, по мнению Куроды, ныне находится на переломе, когда решается главная задача - поиск методологических основ, которые дали бы возможность создания "универсальной истории", что, в свою очередь, невозможно без окончательного преодоления концепции "национальной истории" (с. 17 - 19).
Бесспорно, отказ от сохраняющихся в современной японской исторической науке представлений и понятий официальной историографии 70 - 90-х годов XIX в. способен снять ряд препятствий для развития исследований прошлого Японии. Однако для этого необходима и четкая теоретико-методологическая основа. По мнению Куроды, ею может стать регионально-структурный подход к истории цивилизаций, в котором займет свое место и теория общественно- экономических формаций (с, 18). Но такая постановка вопроса не нова. В японской историографии неоднократно делались попытки соединения отдельных марксистских положений с буржуазными теориями. Тот же путь предлагает и Курода.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |