Libmonster ID: KZ-2751

Сборник исторических документов в 2-х тт. Автор проекта, введения, биографий ханов, научных комментариев, сост. и отв. ред. И. В. Ерофеева. Алматы: АО "АБДИ компании", 2014.

Известный казахстанский историк И. В. Ерофеева выступила инициатором и основным исполнителем большого исследовательского и издательского проекта по поиску и публикации писем, составленных в канцеляриях казахской знати накануне и после вхождения казахских Младшего и Среднего жузов в состав Российской империи. Результатом этой масштабной многолетней работы стали два тома публикации эпистолярного наследия кочевой элиты последней четверти XVII - первой четверти XIX в.

И. В. Ерофеева является автором фундаментальных монографий, посвященных различным аспектам истории Казахстана XVIII-XIX вв., главным образом его высших социальных слоев (ханов, султанов, батыров, кожей), их внутренней и внешней политике, общественному статусу, организации управления, отношениям с российским имперским центром и др. Рецензируемое издание находится в русле того же магистрального направления научных интересов И. В. Ерофеевой. В нем помещены 811 писем от 26 представителей высшей казахской аристократии к российским правителям и провинциальным администраторам. Большинство этих документов ранее не публиковалось, да и сами подобные документы не удостаивались специального изучения. И. В. Ерофеева резонно решила, помимо потекстовых комментариев к письмам, предпослать текстам источников подробную источниковедческую статью, посвященную этой категории письменных памятников. Кроме того, биографии большинства из 26 адресантов также малоизвестны, и их имена ничего не говорят широкому читателю. Поэтому издание сопровождается очерками с описанием жизненного пути соответствующих ханов и султанов. Для полноты картины в издании помещены также краткие справочные статьи о тех, к кому обращалась кочевая элита: царские особы, придворные сановники, генерал-губернаторы, военачальники и т.д. В первом томе имеется приложение в виде нескольких статей публикатора, а также М. Б. Кожи, А. Е. Рогожинского и Э. Р. Усмановой, освещающих некоторые аспекты истории казахской элиты: о хивинских ханах, ханских писарях, атрибутах ханской власти, казахских городах и селениях XVII-XVIII вв.

Более половины публикуемых документов сохранилось только в русских переводах. Но публикаторам удалось найти оригиналы некоторых посланий на языках чагатайском и османском тюрки, среднеазиатском фарси, ойратском и маньчжурском. Такие тексты тоже включены в издание и снабжены факсимильными копиями текстов и переводами - как синхронными, так и в некоторых случаях сделанными заново.

Ценность публикуемых источников заключается прежде всего в их аутентичности, происхождении "из первых рук". Тексты, вышедшие из-под пера ханских писарей, отражают события, которые происходили непосредственно в период их написания, и к тому же не отягощены идеологическими искажениями и переосмыслениями, характерными для хроникальных сочинений, со-

ТРЕПАВЛОВ Вадим Винцерович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений. E-mail: trepavlov@yandex.ru.

стр. 224
ставлявшихся, как правило, по истечении продолжительного времени. При этом И. В. Ерофеева подчеркивает [Эпистолярное наследие..., т. I, с. 34], что сами писари - как правило, ими были татарские и башкирские муллы - не оказывали заметного влияния на содержание посланий (вопреки утверждениям некоторых историков). Казахские правители самостоятельно формулировали и диктовали свои обращения к адресатам. Устоявшаяся терминология, одинаковые стилевые и этикетные формулы свидетельствуют о сформировавшейся собственно казахской политической культуре. Писари же проявляли себя лишь при подыскании адекватных речевых оборотов для точной и связной передачи послания, которое устно излагал им хан или султан.

Публикуемая переписка важна в качестве исторического источника как по истории непосредственно казахского общества (в основном XVIII в.), так и отдельных важных событий. Исследователь обнаружит в двухтомнике, например, уникальные документы о "торгоутском побеге" 1771 г. (массовой откочевке калмыков с Волги в Джунгарию), движениях Емельяна Пугачева и Срыма Дат-улы. В публикуемых текстах содержатся сведения о вооружении казахов, судопроизводстве и наказаниях, организации торговли и ассортименте товаров и многом другом. Кроме того, эпистолярное наследие казахской элиты имеет принципиальное значение для исследования процесса вхождения жузов в состав Российской империи, их юридического и фактического положения, понимания российской и казахской сторонами статуса казахских земель в империи.

Исторически сложилось так, что освободившаяся от ордынского ига Россия вынуждена была выстраивать связи в числе первых со степными соседями на юге и востоке. Данное обстоятельство, а также своего рода преемственность по отношению к Золотой Орде делали актуальным учет норм отношений, принятых в кочевой среде. Речь идет прежде всего об особенностях понимания обязательств, которые подданный нес по отношению к государю. В историографии неоднократно высказывалось мнение о принципиальных различиях в интерпретации подданства (или уже - договоров между правителями) у российских властей и у степных правителей. Если первые, начиная со второй половины XVI в., видели в договорных соглашениях начало безусловного подчинения и покорности царю со всеми вытекающими из этого обязанностями, то вторые трактовали договоры с русскими как военный союз (пусть и со старшим сюзереном), который вовсе не подразумевал вечного соблюдения, а как раз допускал прекращение, разрыв и поиск нового политического партнера/патрона (см., например: [Каппелер, 2000, с. 24, 36; Сабырханов, 1965, с. 68; Трепавлов, 2007, гл. 4]).

И. В. Ерофеева в свое время проделала детальный анализ данного расхождения, взяв за основу ситуацию в казахском Младшем жузе первой половины XVIII в. Она справедливо видит первопричину в "цивилизационной неоднородности политических систем" Российского государства и кочевой степи. Касательно понимания подданства эта неоднородность выражалась, во-первых, в несовпадении объектов государственной власти и публичной политики: в России, как и в любом оседлом обществе, это "географическая территория, освоенная этнокультурными сообществами", а у номадов - сами этносоциальные группы (т.е. роды и племена). Соответственно в России власть государства пронизывала по вертикали весь социум от центра до отдаленных регионов, а в степи власть хана распространялась лишь на те коллективы скотоводов, которые находились в сфере его сезонных передвижений и нуждались в его покровительстве и защите.

Во-вторых, в России власть осуществлялась через целую иерархию социальных институтов, которые поддерживали анонимную связь каждого члена общества с монархом. В кочевом мире хан претворял свои властные полномочия посредством "эпизодических, дискретных и персонифицированных контактов... с правящими элитными группировками". Именно в виде таких привычных контактов и представляли кочевники (в частности, казахи) отношения между своими лидерами и российскими царями [Ерофеева, 1999, с. 227-230]. Добавим к этому религиозный барьер: признание верховенства "неверного" правителя, да еще и не принадлежащего к царственному роду Чингисхана, для патриархально-мусульманских социумов Евразии было достижимо или под впечатлением военных побед, или в силу исключительных политических обстоятельств.

При таком подходе кочевые правители не оставляли места для вмешательства российских властей в свои внутренние дела. Ясно, что служители московских, петербургских и провинциальных канцелярий смотрели на статус подданных совсем иначе.

стр. 225
Из помещенных в рецензируемой публикации посланий явствует, в каких формах проявлялись данные отличия. Хотя степная аристократия и заявляла постоянно о лояльности к российскому престолу, но при этом вовсе не считала себя полностью покорной русским властям. Ханы признавали свое номинально низшее положение по отношению к монархам, царствующим в Петербурге, но все же оставались такими же монархами, хотя и более низкого ранга. Об этом свидетельствует, в частности то, что хан Абулхайр в письмах неоднократно представлял себя как "меньшего брата" императрицы Анны Иоанновны, а ее соответственно - как своего "большего брата" (а не "сестру" - этого требовал древний этикет) [Эпистолярное наследие..., т. I, с. 117, 118]. И. В. Ерофеева высказывает мнение, что между двумя государями были установлены союзно-протекторатные отношения [Эпистолярное наследие..., т. I, с. 55, 56].

Повышенный статус казахских "подданных" заметен на фоне тогдашних взаимоотношений центрального правительства с калмыками. Правитель полуавтономного Калмыцкого ханства Дондук Даши в 1740-х гг. подписывался "Ваш младший брат" в своих посланиях вовсе не на высочайшее имя, а лишь к астраханскому губернатору [Сусеева, 2009, с. 625, 626, 631, 632, 642, 645, 646, 651, 652].

Из публикуемых текстов писем явствует, что казахи осознавали себя наследниками могущественных кочевых империй и носителями оригинальной культуры. Иногда при их общении с российскими властями прорывалось обостренное чувство собственного достоинства. Хан Среднего жуза Аблай в 1769 г. просил оренбургского губернатора передать Екатерине II, "чтобы ее падишахское величество всех нас считало равными - русских, казахов и прочие народы..." [Эпистолярное наследие..., т. I, с. 317]. А четырьмя годами ранее хан Младшего жуза Нурали писал вице-канцлеру А. М. Голицыну: "Хотя Российская империя издавна во всем свете славна есть, однако ж и киргиз-кайсацкой народ прежде вступления его в подданство ее императорского величества не в числе воров были, но был знатной народ" [Эпистолярное наследие..., т. II, с. 150].

Подчеркивание своего особого места среди признающих верховенство русского царя было присуще не только казахам. Башкиры тоже не упускали случая напомнить о добровольном намерении их предков в XVI в. стать российскими подданнными: "Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов, и великие государи нас содержали по нашей воле..." [Асфандияров, 1982, с. 23].

Одним из важных аспектов внутриимперских отношений, отраженным в представленной переписке, было налаживание непосредственной связи казахской правящей элиты с верховными инстанциями и непосредственно с российскими монархами. Правительство обдумывало нормы допуска представителей казахов ко двору. Для депутаций, прибывавших с целью "принесения благодарности и донесения о разных своих нуждах", выдвигались условия: немногочисленность (не более трех-четырех "надежнейших султанов или старшин" с самыми необходимыми спутниками - "во избежание напрасных от казны издержек" и "чтобы многих не беспокоить"), непричастность к разбоям и грабежам российских подданных; разрешение пограничного начальства; чрезвычайные обстоятельства - беспорядки, мятежи, непослушание подвластных кочевников [Грамота..., 1899, с. 3, 4; Документы..., 2012, с. 382; Левшин, 1996, с. 233; Эпистолярное наследие..., т. II, с. 438, 440]. В любом случае для посещения Петербурга требовалось заручиться разрешением придворной администрации.

Что касается хана, то его появление при дворе считалось вовсе не обязательным: "хотя хан для ежегодного свидания приезжать и не обязан, но письма ежегодно присылать должен" (цит. по: [Быков, 2006, с. 135]). Екатерина II установила периодичность ханских визитов (впоследствии подтвержденную Павлом I) не чаще одного раза в три года [Эпистолярное наследие..., т. II, с. 313].

Известно, что в Петербурге казахов селили на квартирах (известны адреса на Васильевском острове) и давали кормовые. Любознательным степнякам дозволялось разъезжать по столице и окрестностям, дабы осматривать "куриозные вещи" в Академии наук, Петергофе, Кронштадте и др.

Публикация выполнена с соблюдением основных требований к изданию документов такого рода, снабжена списком источников и литературы и подробными указателями (впрочем, не помешал бы еще указатель этнических названий).

Издание "Эпистолярного наследия" дает обширный новый материал для изучения истории Казахстана и России. Труд И. В. Ерофеевой и ее коллег, несомненно, поможет обогатить историческую науку свежими идеями и концепциями в понимании прошлого народов Евразии.

стр. 226
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Асфандияров А. З. Башкирские источники о добровольном присоединении края к Русскому государству // Историческое значение добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. Редкол.: Р. Г. Кузеев и др. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. С. 19-25.

Быков А. Ю. Ханская власть у казахов: звание или должность // Этнографическое обозрение. 2006. N 3. С. 127-148.

Грамота императора Павла I хану Малой орды Айчуваку // Тургайские областные ведомости. 1899. 12 марта. С. 3-4.

Документы и материалы по истории башкирского народа (1574-1798) / Сост. И. М. Гвоздикова и др. Уфа: Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, 2012.

Ерофеева И. В. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. Алматы: Санат, 1999.

Каппелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М.: Традиция; Прогресс-Традиция, 2000.

Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы: Санат, 1996.

Сабырханов А. С. Российское подданство казахов в представлении казахской феодальной знати и царского правительства // Известия Академии наук Казахской ССР. Серия общественных наук. Вып. 6. Алма-Ата, 1965. С. 65-70.

Сусеева Д. А. Письма калмыцких ханов XVIII века и их современников (1713-1771 гг.). Избранное. Элиста: Б. изд., 2009.

Трепавлов В. В. "Белый царь". Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. М.: Восточная литература, 2007.

Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 гг. Сборник исторических документов в 2-х тт. Автор проекта, введ., биографий ханов, научных коммент., сост. и отв. ред. И. В. Ерофеева. Алматы: АБДИ Компани, 2014. Т. I. Письма казахских правителей. 1675-1780 г.; т. II. Письма казахских правителей. 1738-1821 гг.

REFERENCES

Asfandiiarov A.Z. Bashkirskie istochniki о dobrovol'nom prisoedinenii kraia k Russkomu gosudarstvu. Istoricheskoe znachenie dobrovol'nogo prisoedine-niia Bashkirii k Russkomu gosudarstvu, ed. R.G.Kuzeev e.a. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1982, pp. 19-25.

Bykov A.Iu. Khanskaia vlast' u kazakhov: zvanie ili dolzhnost'. Etnograficheskoe obozrenie, 2006, no. 3, pp. 127-148.

Erofeeva I.V. Khan Abulkhair: polkovodets, pravitel' i politik. Almaty: Sanat, 1999.

Erofeeva I.V. (ed.) Epistoliarnoe nasledie kazakhskoipraviashchei elity 1675-1821 gg. Sbornik istoricheskikh dokumentov. Almaty: ABDI Kompani, 2014. T. I. Pis'ma kazakhskikh pravitelei. 1675-1780 gg.; t. II. Pis'ma kazakhskikh pravitelei. 1738-1821 gg.

Gramota imperatora Pavla I khanu Maloi ordy Aichuvaku. Turgaiskie oblastnye vedomosti, 1899, March 12, pp. 3-4.

Gvozdikova I.M. e.a. (comp.). Dokumenty i materialypo istorii bashkirskogo naroda (1574-1798). Ufa: Institute of History, Language and Literature of the Ural Scientific Centre RAS, 2012.

Kappeler A. Rossiia - mnogonatsional'naia imperiia. Vozniknovenie. Istoriia. Raspad. Moscow: Traditsiia; Progress - Traditsiia, 2000.

Levshin A.I. Opisanie kirgiz-kazach'ikh, ili kirgiz-kaisatskikh, ordistepei. Almaty: Sanat, 1996.

Sabyrkhanov A.S. Rossiiskoe poddanstvo kazakhov v predstavlenii kazakhskoi feodal'noi znati i tsarskogo pravitel'stva. Izvestiia Akademii nauk Kazakhskoi SSR. Seriia obshchestvennykh nauk, 1965, no. 6, pp. 65-70.

Suseeva D.A. Pis'ma kalmytskikh khanov XVIII veka i ikh sovremennikov (1713-1771 gg.). Izbrannoe. Elista: S. p., 2009.

Trepavlov V.V. "Belyi tsar". Obraz monarkha i predstavleniia о poddanstve и narodov Rossii XV-XVIII vv. Moscow: Vostochnaia literature, 2007.

стр. 227


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЭПИСТОЛЯРНОЕ-НАСЛЕДИЕ-КАЗАХСКОЙ-ПРАВЯЩЕЙ-ЭЛИТЫ-1675-1821-гг

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. В. ТРЕПАВЛОВ, ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОЙ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ 1675-1821 гг. // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 05.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЭПИСТОЛЯРНОЕ-НАСЛЕДИЕ-КАЗАХСКОЙ-ПРАВЯЩЕЙ-ЭЛИТЫ-1675-1821-гг (date of access: 18.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. В. ТРЕПАВЛОВ:

В. В. ТРЕПАВЛОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
МЕДНОЕ ЛИТЬЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ И ОБРЯДОВОЙ ПРАКТИКЕ КОМИ-СТАРОВЕРОВ
16 minutes ago · From Urhan Karimov
ЭРЛИК-ХАН В ТРАДИЦИОННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ ХАКАСОВ
30 minutes ago · From Urhan Karimov
ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В БРОНЗЕ ОБРАЗЫ САРОВСКОГО КУЛЬТОВОГО КОМПЛЕКСА: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЕМАНТИКИ
2 hours ago · From Urhan Karimov
КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ АНДРОНОВСКОГО (ФЕДОРОВСКОГО) НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ЭПОХИ РАЗВИТОЙ БРОНЗЫ ЛЕСОСТЕПНОГО АЛТАЯ
5 hours ago · From Urhan Karimov
OPEN LETTERS FROM SERGEY BORISOV. FROM THE HISTORY OF ALTAI PHOTOGRAPHY
5 hours ago · From Urhan Karimov
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ УЧЭН (в контексте межкультурных контактов населения бронзового века бассейна нижней Янцзы и Индокитайского полуострова)
6 hours ago · From Urhan Karimov
УТИНКИНСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ
Catalog: История 
6 hours ago · From Urhan Karimov
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БУРЯТСКОЙ ОДЕЖДЫ В XVIII ВЕКЕ
12 hours ago · From Urhan Karimov
ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ МОНГОЛИИ
22 hours ago · From Urhan Karimov
The level of Muslim religiosity of the population in the Middle Volga region and the Urals region according to Soviet sociological studies (1966-1991)
4 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОЙ ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ 1675-1821 гг.
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android