К. АРЫСТАНБЕКОВ, кандидат экономических наук, главный эксперт аппарата Совета Безопасности Администрации Президента Республики Казахстан
В течение последних лет (2000 - 2005 гг.) Казахстан поддерживает высокие темпы экономического роста (темпы прироста ВВП - 9 - 11% в год), что позволяет говорить о выходе страны из фазы кризиса и о начале казахстанского экономического "чуда". В результате проведения экономических реформ в стране удалось не только решить ряд сложных проблем, но и придать мощный импульс развитию экономики. Был устранен бюджетный кризис, заработал реальный сектор, что дало мультипликативный эффект во всех сферах социально-экономической жизни государства.
Основным внешним фактором, способствовавшим росту национальной экономики, явилось улучшение конъюнктуры мирового рынка для основных экспортных товаров Казахстана. В качестве внутренних факторов, оказавших позитивное влияние на темпы экономического роста, выступили устойчивая политическая обстановка в стране, макроэкономическая стабильность, увеличение внутреннего спроса в результате повышения уровня жизни населения и благоприятный инвестиционный климат.
На начальном этапе преобразований модель развития экономики основывалась на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа. В этот период была заложена база для последующего обеспечения экономического роста, включая проведение ограничительной денежно-кредитной политики, установление жестких условий расходования средств государственного бюджета, завершение либерализации цен, принятие ряда системообразующих законодательных актов, заключение соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении займов для осуществления стабилизационных и структурно-институциональных реформ.
В 1999 - 2003 гг. были решены вопросы ликвидации задолженности государства и предприятий, продолжались реформы в производственном, финансовом и бюджетном секторах, проводились дальнейшие институциональные преобразования. В частности, были приняты программы по борьбе с бедностью и развитию сельских территорий. Одновременно реализовывались меры по обеспечению устойчивости финансовой и налогово-бюджетной систем. Были созданы Национальный фонд и Банк развития Казахстана, проведена денежная амнистия. Приняты законы о финансовом лизинге, строительных сбережениях, об ипотечном кредитовании, о страховой деятельности, Налоговый, Земельный, Лесной и Водный кодексы. В результате проведенных социально-экономических преобразований повысились темпы роста производства, что сопровождалось значительным сокращением безработицы, увеличением реальных доходов населения.
стр. 133
Приняты Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003 - 2015 гг. и Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 г. Стратегия индустриально-инновационного развития страны направлена на диверсификацию экономики, создание новых высокоэффективных производств. Данная политика призвана стимулировать рост несырьевого сектора экономики путем увеличения инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, дальнейшего становления конкурентоспособных экспортно-ориентированных производств, и прежде всего в обрабатывающем секторе экономики, что ослабит зависимость государственного бюджета от цен на сырьевые ресурсы.
Продолжается либерализация в сфере валютного регулирования. В соответствии с новым Законом Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", с 1 января 2007 г. отменяются лицензирование операций, связанных с движением капитала, и прямые валютные ограничения.
Казахстан на фоне мировой экономики
Прежде чем приступить к анализу статистических данных и важнейших макроэкономических показателей Казахстана, отметим следующее.
Беспрецедентный разрыв устоявшихся хозяйственных связей между предприятиями бывшего СССР пагубно отразился на социально-экономическом положении страны. Львиная доля предприятий обрабатывающей промышленности была сконцентрирована на западной территории СССР (Прибалтика, Украина, РСФСР, Белоруссия). Казахстан оставался сырьевым придатком бывшего СССР и основным поставщиком природных ресурсов для предприятий обрабатывающей промышленности. По сути, после распада СССР речь шла о построении совершенно новой экономической модели и системы, основанной на принципах рыночной экономики.
В трансформационный период Казахстан находился в рублевой зоне. Денежно-кредитная политика на экономическом пространстве страны проводилась Центральным банком РФ. Она не принесла ожидаемых результатов ввиду отсутствия независимости денежных властей Казахстана, конкретных рычагов обеспечения денежного баланса, следствием чего стала высокая инфляция.
На основе СНС образца 1993 г.1, руководства платежного баланса (РПБ) МВФ и методологии международных экономических сопоставлений, исходных данных Агентства РК по статистике, Национального банка РК и результатов исследований международных финансовых организаций была создана статистическая база, с использованием которой рассчитаны важнейшие экономические показатели страны
1 Согласно имеющимся данным, международные стандарты СНС 1993 г. используются в странах, производящих 92% мирового ВВП. В некоторых государствах применяются стандарты СНС 1968 г.
стр. 134
и мировой экономики2. В целом были проанализированы показатели: 15 республик бывшего СССР, 12 стран Восточной Европы, 26 - ЕС, 31 - Северной Америки и Карибского бассейна, 13 - Южной Америки, 53 - Африки, 40 - Азии и 16 стран Австралии и Океании.
Экономическое пространство
С точки зрения экономической безопасности страны основным (первым) индикатором, по величине которого обычно определяют занимаемое государством место и/или положение в мировой экономике, выступает площадь (территория) экономического пространства, где регистрируются резиденты и сосредоточены ресурсы страны3. Закономерности его формирования обусловлены концентрацией экономической деятельности в ограниченных ареалах, ее распространением в периферийных районах.
Уровень экономического развития страны меняется по мере движения от центральных районов к периферийным. Центр и периферия на любом пространственном уровне связаны между собой потоками информации, капитала, товаров, рабочей силы. В центре деловые контакты и доступ к информации интенсифицируются. Доминирование центра обеспечивается за счет выкачивания ресурсов из периферийных районов, что усиливает различия между ними.
Из мирового опыта известно, что распространение нововведений и информации идет на трех уровнях: от ведущих экономических районов к районам периферии; от центров высшего уровня к центрам второго порядка; из крупных городов - в прилегающие районы. В результате этого взаимодействия, несмотря на постоянное подтягивание периферии, разрыв между ней и центром сохраняется. Различия в уровнях их развития дают импульс возникновению и воспроизводству территориального неравенства, увеличению которого способствует неравномерность экономического роста.
Центр от периферии отличает своя специфика: он эксплуатирует - она эксплуатируема; для него характерны более высокий уровень заработной платы и диверсифицированная структура экономики, широкое применение прогрессивных технологий во всех отраслях. Мировую периферию всегда составляли бедные, отсталые страны, недостаточно вовлеченные в товарно-денежные отношения, со слабо развитым разделением труда и низким уровнем жизни населения.
2 International Financial Statistics / IMF. February 2004 - 2005. Vol. LVI; Annual Report / The World Bank. 2005. Vol. 2; International Financial Statistics / IMF. December 2005; Government Finance Statistics Yearbook / IMF. 2005; International Financial Statistics / IMF. March - April 2003 - 2004. No 3 - 4; World Development Indicators Database / The World Bank. 1996 - 2000; International Comparison of Gross Domestic Product in Europe 1993 / UN. 1997; Вопросы статистики. 2000 - 2005; Вопросы экономики. 1997 - 1998, 2004 - 2005; Статистический сборник Статкомитета СНГ. М., 2005; Статистический ежегодник Агентства РК по статистике. 1999 - 2005; Статистический бюллетень Национального банка РК. 1999 - 2006; http://www.nationalbank.kz/EconomFi.../Show_tbl12; Kazakhstan Economic Trends: Main Political and Economic Events / Sana Consulting. 2001. P. 9.
3 Справочно: по занимаемой площади доля Азии составляет 29,8% от площади суши в мире, Америки - 28,5, Африки - 19,6, Европы - 6,8, Австралии и Океании - 6%.
стр. 135
На глобальном уровне функции центра выполняет группа ведущих промышленно развитых стран, где возникают ключевые направления научно-технического прогресса, принимаются важнейшие решения в политической и экономической сферах.
В Казахстане и России, характеризующихся огромным экономическим пространством, необходимо создать компактно размещенные и динамично развивающиеся отрасли промышленности, которые вызовут цепную реакцию роста в периферийных районах. Именно такая промышленная политика должна быть положена в основу программ действий правительств обеих стран на среднесрочную перспективу и региональных программ развития. В подобные "полюса роста" следует прежде всего направлять новые инвестиции вместо распыления их по регионам. Тогда можно получить агломерационную экономию - выгоды от использования общей инфраструктуры, расширения рынков сбыта.
Республика Казахстан, площадь которой составляет 2724,9 тыс. кв. км, по размеру территории находится на девятом месте в мире. По этому показателю ее опережают Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Индия, Китай и Аргентина. По нашим расчетам, с момента образования государственности (1459 г.) на этнической территории страны площадь ее экономического пространства существенно уменьшилась. За это время Казахстан утратил 30 - 35% своих территорий.
Согласно распространенному мнению, страны, имеющие большую площадь, добиваются лучших экономических результатов. Например, к их числу можно отнести США, Китай, Австралию и др. Однако результаты эконометрического анализа не подтверждают правильности данной позиции: между уровнем экономического развития 206 государств мира и значением фактора экономической территории статистическая зависимость не была обнаружена. Более того, вышеназванная точка зрения статистически опровергается (см. рис. 1).
В целях сопоставимости мы сгруппировали страны, площадь которых колеблется от 1 млн. до 3 млн. кв. км. Число стран, входящих
Экономический рост и значение фактора экономической территории (206 государств)
Рис. 1
стр. 136
в эту группу, включая и Казахстан, составило 23. Как показал анализ, в период 1996 - 2005 гг. лучших результатов по показателю ВВП на душу населения достигли Гренландия, Аргентина и Саудовская Аравия, а худших - Нигер, Эфиопия и Заир (см. табл. 1). Казахстан пока не входит в первую пятерку стран по указанному показателю. Поэтому главная задача национальных денежных и экономических властей - обеспечить вхождение страны в первый квинтиль группы.
Таблица 1
Ранжирование по уровню экономического развития стран, территория которых составляет 1 - 3 млн. кв. км
Место |
Страны |
Объем ВВП на душу населения по ППС в долл. США в 2005 г. |
1 |
Гренландия |
20715 |
2 |
Аргентина |
13700 |
3 |
Саудовская Аравия |
12900 |
4 |
ЮАР |
12100 |
5 |
Мексика |
10100 |
6 (14)* |
Казахстан |
8800 |
7 |
Ливия |
8400 |
8 |
Иран |
8100 |
9 |
Алжир |
7200 |
10 |
Колумбия |
7100 |
11 |
Перу |
6100 |
12 |
Египет |
5500 |
13 |
Индонезия |
4720 |
14 |
Ангола |
3200 |
15 |
Боливия |
2700 |
16 |
Монголия |
2200 |
17 |
Судан |
2100 |
18 |
Мавритания |
2000 |
19 |
Чад |
1800 |
20 |
Мали |
1000 |
21 |
Нигер |
855 |
22 |
Эфиопия |
800 |
23 |
Заир |
570 |
-----
* В скобках указано место Казахстана по объему ВВП на душу населения в долл. США (в ценах 1993 г.) в этой группе за 1994 - 1995 гг.
Источник: Азиатское агентство экономического анализа.
Основной базой для производства промышленной продукции любого государства являются запасы минеральных ресурсов. Чем больше территория страны, тем выше вероятность наличия их месторождений. К числу стран, располагающих крупнейшими запасами основных видов полезных ископаемых, относятся Россия и Казахстан. Причем эти государства обладают не только энергетическими ресурсами (нефть, природный газ, каменный уголь), но и железной, марганцевой и медной рудами, ураном и т. д. (см. табл. 2).
Как показывает мировой опыт, странам, не имеющим крупных месторождений минеральных ресурсов, удавалось быстро выйти из состояния стагнации и обеспечить высокий уровень экономического развития. Наличие в Казахстане и России значительных запасов по-
стр. 137
Таблица 2
Группировка стран по наличию основных видов полезных ископаемых в начале XXI в.
Виды сырья |
Страны |
Нефть |
Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, ОАЭ, Венесуэла, Россия, Мексика, США, Ливия, Казахстан, Норвегия, Азербайджан, Нигерия |
Природный газ |
Россия, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Катар, Алжир, Иран, Венесуэла, Канада, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан |
Уголь (каменный) |
Китай, США, Россия, Австралия, Германия, Великобритания, Индия, Польша, Украина, Канада, Колумбия, Казахстан |
Железные руды |
Бразилия, Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Индия, ЮАР, Казахстан, Украина |
Медные руды |
Чили, США, ДРК, Замбия, Перу, Австралия, Казахстан, Китай |
Марганцевые руды |
ЮАР, Австралия, Габон, Бразилия, Индия, Казахстан, Китай |
-----
Источник: Азиатское агентство экономического анализа.
лезных ископаемых дает шанс для оздоровления национальной экономики, но отнюдь не гарантию. Опыт Мексики, Венесуэлы и Нигерии показал, что, несмотря на богатые природные ресурсы (в том числе углеводородные), в этих странах наблюдалась долгосрочная стагнация. Согласно данным Всемирного банка, лишь 4 из 65 стран, классифицированных как богатые природными ресурсами, сумели обеспечить реальный рост доходов на душу населения: Ботсвана, Индонезия, Малайзия и Таиланд.
Наличие полезных ископаемых и ресурсный бум способствуют укреплению государства, но приводят к росту числа государственных предприятий и компаний, в том числе неэффективных. Если в 1997 г. в Казахстане насчитывалось 2765 государственных предприятий, то в 2000 г. - уже около 6000. При этом поступления в государственный бюджет от их деятельности, по нашим расчетам, составили: в 1997 г. - 328 млн. тенге; в 1998 г. - 113 млн; в 1999 г. - 34 млн. и в 2000 г. - 55 млн. тенге.
Нефтяной фактор
Поскольку нефтяные ресурсы играют ключевую роль в развитии национальной экономики, то вторым индикатором, по величине которого судят об экономическом потенциале страны, выступает объем добычи нефти. В данной области в Казахстане и России сложились определенные стереотипы:
- наличие нефтяных месторождений сулит огромные прибыли и население этих стран должно жить богато;
- за счет нефтяных ресурсов можно решить многие социально-экономические проблемы общества;
- добыча и экспорт нефти позволяют обеспечить устойчиво высокие темпы экономического роста в долгосрочной перспективе.
Результаты эконометрического анализа и параметры регрессионного уравнения (см. рис. 2) не подтверждают обоснованности
стр. 138
Экономический рост и добыча нефти (93 государства)
Рис. 2
вышеуказанных утверждений. Линия тренда расположена почти параллельно оси X при сохранении незначительной степени эластичности, а параметры регрессионного уравнения становятся статистически незначимыми. Это означает, что величина запасов и добыча нефти практически не оказывают положительного влияния на темпы экономического роста.
Уровень экономического развития в странах, богатых нефтью и другими природными ресурсами, в число которых входят Казахстан и Россия, как правило, ниже, чем в странах, где запасы нефти и других природных ресурсов ограничены или вообще отсутствуют (см. табл. 3). Как показывают результаты исследований Всемирного банка, между величиной запасов природных ресурсов и экономическим ростом сохраняется отрицательная взаимосвязь4.
Численность населения
Третьим индикатором, по величине которого традиционно судят об экономическом потенциале страны, выступает численность населения5. Согласно широко распространенному мнению, лучших результатов добиваются государства, численность населения которых превышает 40 - 50 млн. человек. Казалось бы, увеличение плотности населения должно сопровождаться ускорением темпов экономического роста и повышением жизненного уровня населения.
Однако результаты регрессионного анализа подтвердили отсутствие статистически значимой связи между уровнем экономического
4 По данным Всемирного банка, среднегодовые темпы падения ВВП на душу населения за период с 1965 по 1998 г. в Иране и Венесуэле составили 1%, в Ливии - 2, в Ираке и Кувейте - 3, а в Катаре за период с 1970 по 1995 г. - 6%. В целом для членов ОПЕК показатель ВВП на душу населения в течение последних 30 лет не рос, а снижался приблизительно на 1,3% в год.
5 Справочно: доля населения Азии составляет 60% всего населения мира, Америки - 13, Африки - 11, Европы - 14,5, Австралии и Океании - 0,5%.
стр. 139
Таблица 3
Ранжирование по уровню экономического развития стран, занимающихся добычей углеводородных ресурсов
Место |
Страны |
ВВП на душу населения по ППС в долл. США в 2004 - 2005 гг. |
Добыча нефти в сутки в 2000 - 2003 гг. (тыс. барр.) |
1 |
Экваториальная Гвинея |
50200 |
107 |
2 |
США |
42600 |
5823 |
3 |
Норвегия |
42400 |
3216 |
4 |
Канада |
32900 |
1998 |
5 |
Австралия |
32000 |
720 |
6 |
Великобритания |
30900 |
2537 |
7 |
ОАЭ |
29100 |
2900 |
8 |
Катар |
26100 |
680 |
9 |
Бруней |
23600 |
168 |
10 |
Кувейт |
22800 |
1770 |
11 |
Бахрейн |
22500 |
102 |
12 |
Аргентина |
13700 |
749 |
13 |
Оман |
13400 |
891 |
14 - 15 |
Саудовская Аравия |
12900 |
8064 |
14 - 15 |
Тринидад и Тобаго |
12900 |
119 |
16 (32)* |
Россия |
10700 |
6350 |
17 |
Малайзия |
10400 |
670 |
18 |
Мексика |
10100 |
3100 |
19 (33)** |
Казахстан |
8800 |
627 |
20 - 21 |
Ливия |
8400 |
1407 |
20 - 21 |
Бразилия |
8400 |
1139 |
22 |
Иран |
8100 |
3500 |
23 |
Алжир |
7200 |
800 |
24 |
Колумбия |
7100 |
688 |
25 |
Венесуэла |
6500 |
3035 |
26 |
Китай |
6300 |
3200 |
27 |
Туркменистан |
6100 |
143 |
28 |
Габон |
5800 |
330 |
29 |
Египет |
5500 |
810 |
30 |
Индонезия |
4720 |
1298 |
31 |
Азербайджан |
4700 |
257 |
32 |
Эквадор |
4100 |
390 |
33 - 35 |
Индия |
3400 |
639 |
33 - 35 |
Ирак |
3400 |
2680 |
33 - 35 |
Сирия |
3400 |
510 |
36 |
Ангола |
3200 |
743 |
37 |
Вьетнам |
3000 |
303 |
38 |
Узбекистан |
2500 |
152 |
39 |
Папуа - Новая Гвинея |
2400 |
68 |
40 |
Судан |
2100 |
165 |
41 |
Камерун |
1900 |
100 |
42 |
Конго |
900 |
265 |
43 |
Нигерия |
875 |
1900 |
44 |
Йемен |
840 |
440 |
* В скобках указано место России по объему ВВП на душу населения в долл. США (в ценах 1993 г.) в этой группе за 1994 - 1995 гг.
** В скобках указано место Казахстана по объему ВВП на душу населения в долл. США (в ценах 1993 г.) в этой группе за 1994 - 1995 гг.
Источник: Азиатское агентство экономического анализа.
стр. 140
Экономический рост и численность населения (204 государства)
Примечание. В целях обеспечения технической совместимости из генеральной совокупности были исключены показатели Китая (1,2 млрд. человек) и Индии (1 млрд. человек).
Рис. 3
развития и численностью населения (см. рис. 3). Поэтому независимо от последнего показателя существуют реальные инструменты и возможности обеспечения роста благосостояния в долгосрочной перспективе. Безусловно, при этом большую роль играет проводимая в стране экономическая политика6.
Существенное сокращение демографического и интеллектуального потенциала Казахстана в 1723 - 1727 гг., 1929 - 1932 гг. и 1937 - 1938 гг. привело к снижению темпов роста населения страны. Если в 1897 г. численность населения Казахстана составляла 4,1 млн. человек (узбеков - 1,7 млн. человек), то спустя 100 лет она увеличилась всего до 17 млн. человек (узбеков - 2,2 млн. человек). Демографическая катастрофа начала XX в. в Казахстане (массовые репрессии, коллективизация, голод) унесла жизни 49% населения. Если бы ее удалось избежать, численность населения Казахстана на начало XXI в. могла бы составить 35 - 45 млн. человек, что сопровождалось бы трехкратным увеличением абсолютного объема ВВП.
Для сравнения уровня экономического развития Казахстана с другими государствами на основе рассматриваемого показателя мы сгруппировали страны, численность населения которых составляет от 10 млн. до 20 млн. человек. В эту группу вошло 29 государств, включая Казахстан.
Как видно из данных таблицы 4, в первом квинтиле лидируют Австралия, Бельгия, Нидерланды. За ними следуют Греция и Чехия. Несмотря на высокие темпы экономического роста, Казахстан продолжает оставаться во второй пятерке. Следовательно, политика национальных экономических властей должна быть направлена на то, чтобы Казахстан сумел войти в состав первого квинтиля стран данной группы.
6 Отсутствие статистически значимой связи между двумя показателями среди 50 стран мировой экономики было также показано А. Илларионовым (Илларионов А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. 2000. N 1).
стр. 141
Таблица 4
Ранжирование по уровню экономического развития стран, численность населения которых составляет 10 - 20 млн. человек
Место |
Страны |
Объем ВВП на душу населения по ППС в долл. США в 2004 - 2005 гг. |
1 |
Австралия |
32000 |
2 |
Бельгия |
31900 |
3 |
Нидерланды |
30600 |
4 |
Греция |
22800 |
5 |
Чехия |
18100 |
6 |
Венгрия |
16100 |
7 |
Саудовская Аравия |
12900 |
8 |
Чили |
11300 |
9 (19)* |
Казахстан |
8800 |
10 |
Йемен |
8400 |
11 |
Беларусь |
7700 |
12 |
Гватемала |
5200 |
13 |
Шри-Ланка |
4300 |
14 |
Эквадор |
4100 |
15 - 16 |
Сирия |
3400 |
15 - 16 |
Ирак |
3400 |
17 |
Куба |
3300 |
18 |
Ангола |
3200 |
19 |
Гана |
2400 |
20 |
Зимбабве |
2305 |
21 |
Камбоджа |
2200 |
22 |
Камерун |
1900 |
23 |
Кот-д'Ивуар |
1600 |
24 |
Непал |
1500 |
25 |
Мозамбик |
1300 |
26 |
Буркина-Фасо |
1200 |
27 |
Мадагаскар |
1110 |
28 |
Мали |
1000 |
29 |
Малави |
694 |
-----
* В скобках указано место Казахстана по объему ВВП на душу населения в долл. США (в ценах 1993 г.) в этой группе за 1994 - 1995 гг.
Источник: Азиатское агентство экономического анализа.
Выход к Мировому океану
Среди основных факторов, призванных объяснить страновые различия в темпах экономического роста, нередко называют наличие прямого выхода к Мировому океану (четвертый индикатор). Казахстан является единственной страной среди государств первой десятки по занимаемой площади, которая не имеет прямого выхода к Мировому океану и доступа к морскому транспорту. Это вынуждает руководство страны проводить эффективную долгосрочную внешнеэкономическую политику в области транспортировки национальных ресурсов за пределы национальной таможенной границы.
Для выявления влияния указанного фактора на уровень экономического развития страны был построен график, свидетельствующий об определенной статистической зависимости указанных показателей
стр. 142
Экономический рост и значение береговой линии (110 государств)
Рис. 4
(см. рис. 4). Как видно на рисунке, облако рассеяния стран, не имеющих прямого выхода (доступа) к Мировому океану, расположено вдоль линии тренда на нижней и левой стороне, где находится и Казахстан. Таким образом, можно сделать вывод: расположенность стран вдали от Мирового океана препятствует быстрому экономическому росту, а значит, они развиваются, как правило, значительно медленнее, чем страны, расположенные рядом с Мировым океаном.
В то же время, несмотря на устойчивую статистическую связь, в целом ряде стран (Албания, Ангола, Бурунди, Гаити, Гвинея, Гондурас, Никарагуа, Кения, КНДР, Куба, Либерия, Сальвадор и др.), имеющих непосредственный выход к Мировому океану, по сей день не преодолен экономический кризис. Кроме того, существует группа стран (Люксембург, Швейцария, Бельгия, Австрия и др.), лишенных доступа к Мировому океану, но демонстрирующих высокие и устойчивые темпы экономического роста. Учет опыта вышеназванных европейских государств по преодолению географического барьера, а также проблем ряда латиноамериканских, азиатских и африканских стран, связанных с недостаточным использованием уникальных возможностей морского транспорта, может оказаться весьма полезным для Казахстана7.
Доставка груза из портов Китая до Роттердама (Голландия) по железной дороге происходит в течение 43 - 45 календарных дней, а морским транспортом - 20 - 22 календарных дня. Стоимость доставки груза по железной дороге составляет 3500 - 4800 долл. США за один стандартный 20-футовый контейнер, в то время как по морю - 1000 - 1500 долл. При этом объем перевозок грузов в контейнерах между Западной Европой и Азией достигает 6 млн. единиц в 20-футовом исчислении при стоимости товарной массы - 250 млрд. долл. США8
7 Годовая потребность Ирана в зерне достигает 5 млн. т, которые импортируются из Австралии. Несмотря на большие расстояния, это выгоднее, чем импортировать зерно из Казахстана, поскольку перевозка груза из далекой Австралии за счет морского транспорта обходится Ирану на 7 - 10 долл. дешевле, чем из соседнего Казахстана (в последнем случае доставка обеспечивается железнодорожным транспортом).
8 Leytner K. Presentation at the International Economic Conference / UN PROON. China. 11.10.2001.
стр. 143
Таблица 5
Ранжирование по уровню экономического развития стран, не имеющих прямого выхода к Мировому океану
Ранг |
Страны |
ВВП на душу населения по ППС в долл. США в 2004 - 2005 гг. |
1 |
Люксембург |
55600 |
2 |
Швейцария |
35300 |
3 |
Сан-Марино |
34600 |
4 |
Австрия |
32900 |
5 |
Бельгия |
31300 |
6 |
Монако |
27000 |
7 |
Лихтенштейн |
25000 |
8 |
Андорра |
24000 |
9 |
Чехия |
18100 |
10 |
Венгрия |
16100 |
И |
Словакия |
15800 |
12 |
Ботсвана |
10000 |
13 (24)* |
Казахстан |
8800 |
14 |
Беларусь |
7700 |
15 |
Македония |
7600 |
16 |
Босния и Герцеговина |
6800 |
17 |
Туркменистан |
6100 |
18 |
Свазиленд |
5500 |
19 |
Армения |
5300 |
20 |
Парагвай |
4900 |
21 |
Азербайджан |
4700 |
22 |
Лаос |
3193 |
23 |
Лесото |
3000 |
24 |
Боливия |
2700 |
25 |
Узбекистан |
2500 |
26 |
Киргизия |
2450 |
27 |
Зимбабве |
2305 |
28 |
Монголия |
2200 |
29 |
Молдова |
2100 |
30 |
Чад |
1800 |
31 - 32 |
Таджикистан |
1700 |
31 - 32 |
Уганда |
1700 |
33 |
Непал |
1500 |
34 - 35 |
Афганистан |
1400 |
34 - 35 |
Бутан |
1400 |
36 - 37 |
Мозамбик |
1300 |
36 - 37 |
Руанда |
1300 |
38 |
Буркина-Фасо |
1200 |
39 |
ЦАР |
1100 |
40 |
Мали |
1000 |
41 |
Замбия |
945 |
42 |
Сомали |
856 |
43 |
Нигер |
855 |
44 |
Эфиопия |
800 |
45 |
Малави |
694 |
46 |
Бурунди |
679 |
47 |
Заир |
570 |
* В скобках указано место Казахстана по объему ВВП на душу населения в долл. США (в ценах 1993 г.) в этой группе за 1994 - 1995 гг.
Источник: Азиатское агентство экономического анализа.
стр. 144
В целях сравнительного анализа был осуществлен отбор государств мира, не имеющих доступа к Мировому океану. В эту группу вошло 47 стран за исключением стран бывшей Югославии, лишенных доступа к Мировому океану. В то же время в нее были отобраны государства, обладающие морским транспортом без выхода к Мировому океану, в частности расположенные на побережье Каспийского моря (см. табл. 5).
Как следует из данных таблицы 5, абсолютными рекордсменами среди стран, не имеющих доступа к Мировому океану, стали Люксембург, Швейцария, Сан-Марино, Австрия, Бельгия, вошедшие в первый квинтиль. Казахстан оказался в составе лишь третьей пятерки стран.
Нерешенные экономические проблемы Казахстана
Прежде всего отметим сырьевую ориентацию экономики Казахстана, что обусловливает ее сильную зависимость от колебаний мировых цен на нефть и является серьезным сдерживающим фактором для развития несырьевого сектора, приводя к росту импорта готовой продукции.
Обостряющаяся проблема технологической отсталости связана с состоянием несырьевого сектора. Последний характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью, высокой степенью изношенности и морального устаревания производственных фондов, отсутствием высоких технологий и слабой адаптированностью предприятий обрабатывающей промышленности к условиям рыночного хозяйствования, низким уровнем производительности.
Сдерживают экономическое развитие страны недостаточная активность коммерческих банков в инвестиционном финансировании несырьевого сектора, дефицит ресурсов долгосрочного кредитования, низкий уровень собственного капитала банков.
Кроме того, наблюдаются симптомы "голландской болезни", "перегрева" экономики, что обусловлено быстрым экономическим ростом, связанным в основном с ускорением добычи углеводородного сырья, высокими мировыми ценами на нефть, газ и металлы, а также с проводимой либеральной фискальной и мягкой денежно-кредитной политикой, сопровождающейся увеличением денежной массы. Усиление таких тенденций может привести к нарушению макроэкономического равновесия, дальнейшему снижению конкурентоспособности несырьевого сектора, удешевлению импорта, вытеснению с рынка отечественных товаров, значительному росту инфляции. Повышается риск скорого истощения углеводородных запасов страны и резкого ухудшения экологической ситуации.
В условиях низкого уровня финансирования науки и развития научно-технического потенциала сохраняется острый дефицит инноваций и инновационных проектов. В связи с недостатком эффективных научных разработок остается низкой доля наукоемких производств в стране.
стр. 145
По-прежнему актуальна проблема теневой экономики. По оценкам экспертов, в "тени" находится примерно 20% всего объема хозяйственной деятельности. Во многом этому способствует зарегулированность процедур открытия и ведения бизнеса, порождающая коррупционное давление на предпринимателей.
Серьезную угрозу представляет неуклонный рост валового внешнего долга (ВВД) страны. На конец 2005 г. он достиг 41,5 млрд. долл. США (78% ВВП). При этом на частный сектор приходится около 94% всего ВВД. В рамках межфирменной задолженности долг казахстанских дочерних компаний перед материнскими в структуре ВВД составляет свыше 50%. Так, в целях получения доходности, превышающей обычную маржу по кредитам в тенге, многие банки второго уровня практикуют заимствования на внешних рынках в иностранной валюте для последующего кредитования резидентов Казахстана в тенге, что способствует дальнейшему росту ВВД9.
Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для граждан. Для этого требуется в максимально сжатые сроки научиться производить конкурентоспособную продукцию, осуществив быстрый переход на международные нормы и правила. Необходимо достичь устойчивого положения на международных рынках, при этом основной акцент нужно сделать на индустриально-инновационном развитии страны. Важно обеспечить реальное повышение производительности труда, энергоэффективности ВВП, провести структурную перестройку экономики в пользу отраслей, производящих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью, системно и последовательно решать проблему развития транспортно-транзитного потенциала страны, что окажет мультипликативное воздействие на целый ряд смежных отраслей, привлечет отечественный и иностранный капитал, а также позволит казахстанской продукции выйти на мировые рынки.
Для снижения зависимости доходной части государственного бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры необходимо, чтобы темп роста его расходной части был ниже, чем темп роста экономики без учета нефтегазового сектора. Кроме того, надо устранить дефицит ненефтегазового бюджета Казахстана, который в настоящее время составляет 4,8 - 4,9% ВВП.
9 Арыстанбеков К. Экономическая политика Казахстана в условиях высокого уровня иностранных инвестиций // Вопросы экономики. 2004. N 8.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |