Libmonster ID: KZ-1984
Автор(ы) публикации: А. Гушер, В. Мещеряков

НЕФТЬ И ГАЗ КАЗАХСТАНА, И ИХ МЕСТО В ПОЛИТИЧЕСКИХ ИГРАХ НА ПОЛЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

А. ГУШЕР, генеральный директор Центра стратегического развития

В. МЕЩЕРЯКОВ, эксперт Центра стратегического развития

Казахстан - одна из крупнейших стран мира по запасам углеводородов, а в недалекой перспективе - и их добыче. По объему разведанных запасов нефти он занимает 12-е место (без учета недостаточно точно оцененных запасов Каспия), газа и газового конденсата - 15-е, по нефтедобыче - 23-е. В целом на долю Казахстана приходится до двух процентов (без каспийского шельфа) разведанных и подтвержденных мировых запасов нефти. Более чем 200 казахстанских месторождений нефти имеют извлекаемые запасы в 2,2 миллиарда тонн, конденсата - около 700 миллионов тонн. Прогнозные нефтяные ресурсы страны оцениваются примерно в 13 миллиардов тонн нефти.

Ежегодный объем добычи нефти в Казахстане составляет 25- 30 миллионов тонн. По объемам производства Казахстан обгоняют такие страны, как Алжир, Ангола, Аргентина, Малайзия, Бразилия, Колумбия. Тем не менее, ресурсные возможности республики позволяют в ближайшей перспективе выйти на уровень добычи 40 миллионов тонн нефти в год. Правительство Казахстана заявило, что к 2015 году предполагается добывать 120-150 миллионов тонн нефти и около 30 миллиардов кубометров газа. Даже если эти цифры преувеличены, речь идет об очень крупной добыче.

Разведанные запасы природного газа в Казахстане составляют около 2-2,5 триллиона кубометров. Потенциальные ресурсы природного газа Республики Казахстан оцениваются в 10 триллионов кубометров. Подавляющая часть месторождений находится на западе страны; 70,4 процента всех запасов свободного газа сосредоточено на месторождении Карачаганак.

Помимо столь значительных нефтегазовых ресурсов, Казахстан обладает мощной минерально-сырьевой базой для развития угольной и уранодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, золотодобычи. Он занимает достойное место в первой мировой дюжине государств по годовой добыче угля (более 79 миллионов тонн), железной руды (7,5 миллиона тонн), бокситов (три миллиона тонн), меди (свыше 300 тысяч тонн), цинка (225 тысяч тонн), марганца (100 тысяч тонн), серебра (500 тонн), фосфатов (1,7 миллиона тонн).

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

Заметным событием 2000 года в Казахстане стало открытие крупного месторождения нефти на шельфе Северного Каспия (месторождение Кашаган). Оно названо "крупнейшим открытием нефти за последние 30 лет". Утверждают, что запасы Кашагана оценивают в семь миллиардов тонн. Первое официальное объявление об открытии больших запасов на месторождении Восточный Кашаган-1 было сделано президентом Казахстана в мае 2000 года. В июле оно было подтверждено компанией-оператором OKIOC (Offshore Kazakhstan International Operating Company). Скважина была пробурена в 75 километрах к юго-востоку от Атырау в северо- вос-

стр. 2


точной части шельфа Каспийского моря до общей глубины 5170 метров при глубине воды три метра.

Компания-оператор ведет работы от имени известных иностранных компаний, в числе которых несколько суперкрупных корпораций. Создание консорциума по разведке шельфа началось еще в 1993 году. До закладки первой разведочной скважины акционеры профинансировали широкомасштабную сейсмическую разведку, провели геологические и геофизические исследования на значительной части казахстанского шельфа. В ноябре 1997 года в Вашингтоне консорциум подписал с правительством Казахстана соглашение о разделе продукции. В сентябре 1998 года для проведения разведочных работ в рамках соглашения о разделе продукции и была образована компания OKIOC как оператор международного консорциума. К началу 2001 года компания-оператор затратила на эти цели более 750 миллионов долларов. Первое следствие ее успехов - новый взлет угасшего было интереса к региону вообще и Северному Каспию в частности. Обнаруженная нефть дала повод для очередного разогрева инвестиционной привлекательности казахстанских нефтяных проектов.

Нефть и газ - это одни из немногих отраслей экономики Казахстана, в которых наблюдается рост производства. Однако этот рост мало сказывается на общем экономическом положении страны. Причина заключается в том, что экономическое развитие Казахстана носит зависимый и подчиненный характер, когда политические приоритеты играют доминирующую, зачастую ведущую роль по отношению к непосредственным экономическим интересам страны. Вопреки экономической целесообразности государственная политика, в том числе в экономике, все больше ориентируется на достижение так называемого "реального суверенитета", который понимается, прежде всего, как достижение экономической независимости от России. Иначе говоря, в угоду политическим приоритетам приносятся экономические интересы страны. В этих условиях крайне трудно, если не невозможно, с наибольшим эффектом использовать имеющиеся богатые природные ресурсы.

Накопленный экономический потенциал республики за последнее десятилетие существенно обесценен. Начиная с 1995 года, на первый план в экономической политике Казахстана выходят интересы политической элиты, и поэтому акцент переносится в сферу приватизации. Главная ставка в процессе разгосударствления промышленности, и в первую очередь минерально-сырьевых предприятий, была сделана на иностранный капитал. По сути природные ресурсы Казахстана служили лишь политическим или эгоистическим интересам компрадорской верхушки, но практически никогда не являлись способом достижения подлинной экономической самостоятельности страны.

Упор на ресурсную стратегию развития привел к тому, что Казахстан сегодня является страной, полностью зависимой от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы. Страна стала "заложницей" своих природно-сырьевых ресурсов и, видимо, еще долго не сможет вырваться из плена иллюзий относительно своего богатства.

С выпуском важнейших видов промышленной продукции ситуация в современном Казахстане на всем протяжении суверенного периода складывалась неблагополучно. Так, производство электроэнергии с 1990 года уменьшилось более, чем на 40, а добыча угля - более, чем на 60 процентов. Таким образом, наличие богатой ресурсной базы на сегодняшний день не стало фактором и стимулом экономического процветания Казахстана. Правда, хорошая конъюнктура мировых цен на минеральные и углеводородные ресурсы определила положительное сальдо внешнеторгового баланса Республики Казахстан. Совершенно хаотичная и в значительной мере спровоцированная неумелым или сознательно деструктивным госуправлением структурная перестройка экономики привела к вытеснению перерабатывающих отраслей, уничтожению наиболее передовых технологий и абсолютно несимметричному росту добывающих, сырьевых сфер.

СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕГО ПРИЦЕЛА

Среди стран СНГ Казахстан является вторым после России государством по объему добываемой нефти. Развитие нефтегазовой отрасли руководство Казахстана считает важнейшим фактором становления национальной экономики. Поэтому нефтегазовый сектор рассматривается в качестве наиболее перспективной отрасли экономики страны на ближайшие 30 лет.

Разработанная "Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года" носит четко выраженный энергетический уклон. В ней говорится о необходимости "быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получить доходы, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа".

В этой стратегии четко вырисовываются три основных направления.

Первое - это быстрый прорыв Казахстана на мировые рынки энергоносителей за счет привлечения к нефтегазовым проектам международных нефтяных монополий, в целом зарубежных деловых кругов, крупных инвестиций, лучших мировых технологий. Казахстан стремится быстро и эффективно использовать свои углеводородные запасы, привлекая для решения этой задачи сильных партнеров.

Второе - создание системы экспортных трубопроводов для транспортировки нефти и газа с тем, чтобы ликвидировать транспортную зависимость от России.

Наконец, третье направление - стратегия государства по использованию топливных ресурсов направлена на усиление интереса крупных стран мирового сообщества к Казахстану как к поставщику топлива мирового значения. Как заявил Н. Назарбаев, "...мы готовы к широкому сотрудничеству с США, Россией, Китаем, Японией, государствами Западной Европы. Экономические интересы этих стран и компаний в экспорте наших ресурсов на регулярной и стабильной основе будут способствовать развитию независимого и процветающего Казахстана".

Сейчас состояние нефтегазодобывающей отрасли Казахстана остается достаточно сложным. Приведенные выше цифры показывают, что между нефтегазовым потенциалом Казахстана и уровнем его освоения - дистанция огромного размера, что и создает такую ситуацию, когда Казахстан все еще во многом зависит от поставок нефтегазового сырья и нефтепродуктов из России и других стран СНГ (в силу неразвитости собственного нефтегазового комплекса). Стратегия Казахстана в вопросе активного вовлечения своих значительных нефтегазовых ресурсов в мировой хозяйственный оборот на сегодня состоит в привлечении к разведке, освое-

стр. 3


нию и разработке наиболее перспективных месторождений нефти и газа иностранных, главным образом западных, нефтяных компаний, способных на оговоренных условиях не только вложить в развитие нефтегазового комплекса необходимые финансовые средства, но и организовать весь процесс добычи, переработки и транспортировки нефти и газа. Естественно, при этом подразумевается, что ведущие западные страны, компании которых уже пришли в Казахстан и активно наращивают свое присутствие, обеспечат соответствующую международно-правовую, политическую и, если потребуется, силовую поддержку этому процессу.

Внешнеполитическую стратегию Казахстана его президент Н. Назарбаев определил во время своего визита в Лондон в начале 1994 года, когда заявил: "Наша главная гарантия безопасности будет заключаться в массированном присутствии западных капиталов".

Специалисты Казахстана считают, что стратегия развития его нефтегазового комплекса должна быть направлена на решение следующих первоочередных задач:

* обеспечение энергетической независимости республики;

* стабилизацию топливно-энергетического комплекса как условия преодоления общего кризиса промышленного производства;

* повышение экспортного потенциала первичных и вторичных нефтегазовых ресурсов;

* обеспечение транспортной независимости республики при экспорте нефтегазовых ресурсов.

Решение поставленных задач руководство страны видит в наращивании объемов производства нефти и газа в первую очередь за счет привлечения иностранных капиталов и передачи в управление иностранным инвесторам наиболее перспективных месторождений; в повышении объемов добычи на Тенгизском и Карачаганакском месторождениях; в освоении и разработке каспийского шельфа; в совершенствовании системы управления нефтегазовым комплексом и завершении процесса его приватизации при сохранении государственного контроля; в выходе на мировые рынки с помощью трубопровода Тенгиз-Новороссийск, а также в поиске альтернативных транспортных путей и в развитии внутренней трубопроводной сети; строительстве новых перерабатывающих предприятий и др.

Представляется, что России в этой стратегии отводится роль не основного партнера, который может получить свою долю участия и прибылей, борясь за них исключительно экономическими методами с могущественными западными соперниками. Руководство Казахстана стремится в делах, связанных с нефтью и газом, добиться максимальной независимости от России. Зачастую именно это, а не экономические соображения, оказывает основное влияние на содержание принимаемых решений.

Освоение природных богатств Казахстана потребует колоссальных затрат. По оценкам казахстанских специалистов, только на разработку нефтяных месторождений на шельфе Каспия потребуется около 150 миллиардов долларов, из которых 10 миллиардов должны быть вложены на начальном этапе разведки и оценки месторождений, хотя эти цифры, видимо, преувеличены. Казахстанские руководители тесно увязывают получение западных инвестиций с вопросами национальной безопасности. На сегодняшний день треть всех инвестиций в Казахстане - американские, присутствие которых рассматривается как гарантия безопасности. По мнению главы Казахстана, "...такая тенденция благоприятна и для политического будущего, и для экономического процветания страны, и для ее интеграции в мировое сообщество".

В решении стратегических задач по развитию нефтегазовой отрасли активно участвуют и национальные компании и, прежде всего, "Казахойл". Сегодня "Казахойл" управляет государственными пакетами акций в 25 компаниях с суммарными извлекаемыми запасами нефти свыше миллиарда тонн. Компания является оператором ключевых проектов отрасли.

ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕГАЗОВОЙ "ТРУБЫ"

Большая нефть рождает большие проблемы. Главная проблема Казахстана - отсутствие надежных нефтеэкспортных коммуникаций. И именно вокруг нее в последнее время Казахстаном и другими заинтересованными странами разыгрываются нешуточные геополитические комбинации.

Сейчас годовые экспортные возможности Казахстана составляют порядка 10-15 миллионов тонн нефти. Однако предполагаемый рост добычи на разведанных и разрабатываемых месторождениях потребует существенного увеличения мощности экспортных нефтепроводов и доведение их пропускной способности до 50 миллионов тонн в год. А развитие проектов на шельфе может потребовать увеличения всей мощности экспортных систем до 70-120 миллионов тонн в год.

стр. 4


Экспортные поставки с использованием трубопроводов в настоящее время возможны только через территорию России и ограничены квотами на транзит. По Каспийскому морю вывоз ограничен пропускной способностью терминалов и отсутствием собственного танкерного флота.

Без сомнения, наиболее перспективным и реальным на сегодняшний день проектом является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) Тенгиз-Новороссийск. Его ввод в эксплуатацию предполагается в середине 2001 года, когда первый танкер с казахстанской нефтью должен отойти от причалов Новороссийска. Мощности строящейся магистрали позволяют вдвое увеличить добычу на действующих месторождениях.

Трубопровод свяжет между собой Тенгизское нефтяное месторождение и российский порт Новороссийск. Первоначальная пропускная способность трубопровода составит 28 миллионов тонн нефти в год; позднее ее планируется довести до 67 миллионов тонн. Ведущую роль в осуществлении этого проекта играют такие крупные компании, как "Шеврон", "Бритиш Петролеум - АМОКО" и "ЛУКойл". Кроме того, 24 процента акций КТК принадлежит правительству России и 19 процентов - правительству Казахстана и султанату Оман. Каспийский трубопроводный консорциум создавался специально для экспорта казахстанской нефти. Между тем, одновременно казахи заявили о том, что собираются отправлять свою нефть из Баку.

Президент Н. Назарбаев отметил, что проект КТК, ввод которого ожидается летом этого года, решает вопросы транспортировки только тенгизской нефти и что Казахстану предстоит активно подключаться к проекту Баку-Джейхан. Окупаемость 2,5-миллиардного нефтепровода возможна при его загрузке не менее 50 миллионов тонн в год. С открытием большой нефти на Северном Каспии проект приобретает солидное ресурсное обоснование, на что очень рассчитывают американцы. Правда, по мнению казахстанской стороны, им этот трубопровод вряд ли понадобится раньше 2008 года.

В качестве варианта рассматривается также южное направление транспортировки казахстанской нефти через Иран на экспортные терминалы в Персидском заливе. Сейчас для этого проекта готовится технико-экономическое обоснование.

ГДЕ НАЙТИ ИНВЕСТИЦИИ, ОТКУДА ПРИГЛАСИТЬ ИНВЕСТОРОВ?

Подъем нефтегазовой отрасли правительство Казахстана рассчитывает обеспечить за счет активной и целенаправленной инвестиционной политики, создания в республике благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных капиталов. Заинтересованный в получении внешних кредитов, Казахстан уделяет большое внимание налаживанию тесного взаимодействия с международными финансово-экономическими организациями. Установлены прочные деловые контакты с МВФ, ЕБРР, Европейским сообществом, Всемирным банком, представляющими Казахстану крупные кредиты на льготных условиях. В январе 1995 года подписано соглашение с Европейским союзом, экономическая часть которого предусматривает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, обеспечение доступа Казахстана к морским торговым путям, а также особо льготные условия для деятельности западных компаний на казахстанском рынке.

В настоящее время Казахстан - ведущая страна на территории Центральной Азии по объему получаемой из-за рубежа финансовой помощи. Кредитные линии открыли США, ФРГ, Франция, Япония, Оман, Великобритания, Швейцария, Австрия, Китай, Индия, Пакистан, Корея и ряд других стран. Ныне в Казахстане создана развитая инфраструктура внешнеэкономической деятельности. При Совете министров страны сформирован Комитет по использованию иностранного капитала как центральный орган, ответственный за разработку и реализацию государственной политики в области привлечения и использования иностранных кредитов, инвестиций, технической и финансовой помощи.

В Казахстане для привлечения в страну иностранных капиталов разработана система законодательно-правовых актов. Действует достаточно обширное законодательство, включающее законы: "Об основных принципах внешнеэкономической деятельности", "Об иностранных инвестициях", "О валютном регулировании", "О свободных экономических зонах", а также ряд других нормативных актов. Зарубежным инвесторам предоставлен национальный режим предпринимательской деятельности, разработана система государственных гарантий по защите иностранных капиталовложений, национализация предприятий с иностранным участием не допускается.

Разрешено создание предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Зарубежным компаниям, вкладывающим средства в предприятия по более глубокой и комплексной переработке сырья на месте, модернизации и техническому перевооружению существующих производств, законодательно предусмотрены льготы по налогообложению, безлицензионный вывоз своей продукции, полное сохранение валютной выручки, другие привилегии. Государство гарантировало сохранение своих имущественных обязательств перед инвесторами при любых обстоятельствах. Парламент страны принял закон о государственной поддержке прямых инвестиций, предоставляя исключительные права, преференции,

стр. 5


льготы, стимулирование зарубежным инвесторам, особенно при строительстве новых предприятий и выпуске необходимой готовой продукции, особенно экспортного значения. Разработан окончательный вариант соглашения о разделе продукции при разработке месторождений.

Объем иностранных инвестиций, в основном на разведку месторождений, ежегодно возрастает.

Наиболее активная инвестиционная деятельность ведется компаниями "Тенгизшевройл", участниками компании OKIOC (Agip, ВР Amoko, BG International, Inpex North Caspian Sea, ExxonMobil, Philips Petroleum Kazakhstan, Shell Kazakhstan Exploration BV, Statoil, Totalfma Elf), а также компания-ми "Мангистаумунайгаз", ЯННК, "Узеньмунайгаз", "Казахойл- Эмба", "Каражанбасмунай", "Южнефтегаз", "Кумколь-Лукойл", "Казахтуркмунай", "Харрикейн Кумколь Мунай" и другими. В их руках находится более 80 процентов извлекаемых запасов нефти.

ХОТЯ ОТНОШЕНИЯ И НЕ БЕЗОБЛАЧНЫЕ...

При анализе состояния и перспектив российско-казахстанского сотрудничества в любой из областей, в том числе и в сфере энергетики, постоянно возникают определенные трудности, обусловленные рядом серьезных противоречий и расхождений, особенно в том, как Россия и Казахстан в лице их правящих элит смотрят на настоящее и будущее двусторонних отношений.

В России, если судить по тем многочисленным исследованиям и оценкам, которые касаются различных сторон двусторонних российско-казахстанских отношений, а также крупных геополитических проблем Евразии на пороге нового тысячелетия, имеется широкое и твердое понимание того, что хорошие во всех проявлениях и сторонах отношения с Казахстаном являются для России бесспорным приоритетом. Прежде всего, для России крайне важно было бы иметь вдоль самой протяженной своей границы с сопредельным государством (1700 километров) не просто дружественного соседа, но и страну, теснейшим образом связанную с ней множеством уз, среди которых политические связи играли бы лишь некую оформительскую, завершающую роль всего комплекса обилия общественных и экономических связей и отражали бы большую схожесть всего культурного уклада и во многом общей исторической судьбы народов наших стран. При этом отпала бы мучительная проблема обустройства российско-казахстанской границы. Огромным мог бы оказаться и чисто экономический выигрыш от восстановления тех хозяйственных связей, которые эффективно функционировали в советское время. Учитывая немалую схожесть ресурсных потенциалов наших стран, можно было бы выиграть от координации политики на мировых рынках сырья. Может быть, самое важное для России состояло бы в том, что удалось бы гарантировать достойную и свободную жизнь своим многочисленным соотечественникам в Казахстане, численность которых достигает пяти миллионов. Кстати, от этого выиграл бы и сам Казахстан, если бы перестал смотреть на русских, проживающих сегодня в республике, как на некую "пятую колонну", а предоставил бы им равные права с казахами, а главное - в полной мере использовал бы в интересах общенационального развития весь потенциал тех своих граждан, для многих из которых продолжение проживания в Казахстане становится невыносимым.

Что же касается казахстанской стороны, то у нее на этот счет имеется своя позиция, весьма заметно отличающаяся от российской. При этом важно подчеркнуть, что взгляды казахстанской стороны на то, какими должны быть ее отношения с Россией, формируются исключительно узкой группой современных ведущих политиков Казахстана и, может быть, мало отражают господствующее мнение казахстанского общества на этот счет.

К сожалению, современное развитие Казахстана идет в направлении, которое во многом противоположно интересам России. Наши страны все больше расходятся друг от друга по самым главным характеристикам общественного развития - и по характеру политического строя, и по глубине экономических реформ, и по всему укладу социальной жизни. При этом пророссийская риторика, которую активно использует нынешний правящий режим Казахстана, весьма эффективно камуфлирует это расхождение, и оно ускользает от внимания не только широкой российской общественности, но даже и государственных деятелей. Это расхождение легче всего заметить в эволюции политического режима. Он складывается как личная власть президента и его родственников, которые контролируют наиболее выгодные в финансовом отношении государственные и хозяйственные посты в республике.

Крайне жесткому (чтобы не сказать - жестокому) подавлению под-

стр. 6


вергается оппозиция, лидеры которой выдавливаются из страны. Почти полностью исчезли средства массовой информации, не согласные с режимом. Болезненным для россиян является массовая дискриминация русских в Казахстане. Почти полностью завершена своего рода чистка руководящих постов всех уровней от русских. Антирусские мотивы явственно просматриваются и во многих других действиях казахстанских властей: в ограничениях в российско- казахстанской торговле, запретах на вывоз определенных товаров из Казахстана и на ввоз российской продукции в него и т.д.

Тревожным для России выглядит международный аспект. "Многовекторная" политика президента Назарбаева обещает превратить Казахстан в еще один плацдарм противостояния США и России. В этом случае реальной станет угроза дальнейшего ослабления позиций России в Центральной Азии - Казахстан своей территорией отрезает Россию от других центральноазиатских государств, с которыми у России нет общих границ.

В России, особенно на официальном государственном уровне, негативные проявления и тенденции в политике казахстанского руководства, похоже, не находят должной оценки. Российская общественность плохо осведомлена о той реальной ситуации, которая складывается в Казахстане. Все это происходит оттого, что, во-первых, казахстанская сторона ведет свою внешнюю политику весьма ловко и продуманно, спекулируя на ее якобы "многовекторном" характере. Многочисленные и объемные интервью казахстанских руководителей и заказные статьи в российских СМИ создают совершенно иную картину российско-казахстанских отношений и ситуации в самом Казахстане, чем есть на самом деле. Во- вторых, следует признать наличие во властных российских структурах, особенно на среднем уровне принятия решений, активного проказахстанского лобби (впрочем, это же можно сказать и о других направлениях российской политики - украинском, азербайджанском, грузинском).

В результате подобного развития событий те многочисленные плюсы непосредственного соседства с Казахстаном, которые могли быть использованы Россией, превращаются в опасные минусы. Во-первых, это проблема русских в Казахстане, их стремление выехать в Россию.

Во-вторых, в тяжелую проблему может превратиться вопрос о границе, через которую идет неконтролируемый поток контрабанды, наркотиков, нелегальных иммигрантов и экстремистских элементов. В-третьих, вместо преимуществ возможного единого, по крайней мере - достаточно тесно интегрированного хозяйственного комплекса Казахстан и Россия, похоже, получают нечто противоположное - перспективу острой конкуренции друг с другом на мировых рынках углеводородного сырья и цветных металлов и т.д.

Именно в такой ситуации России приходится сегодня решать многие вопросы своего сотрудничества с Казахстаном, в том числе и в топливно-энергетической сфере.

ПЕРСПЕКТИВЫ ВСЕ-ТАКИ ОБНАДЕЖИВАЮТ

Казахстан вместе с РАО ЕЭС России по принципу 50 на 50 создает совместную компанию, базирующуюся на Экибастузской ГРЭС-2. Казахстанская сторона передает часть своих энергетических сетей России и тем самым начинает постепенно заново интегрировать энергетические системы двух стран. Это дело, судя по всему, взаимовыгодное. Интеграция позволит Астане решить не только свои внутренние энергетические проблемы, но и выйти в перспективе на экспорт электроэнергии, сформировать единый оптовый рынок электроэнергии России и Казахстана.

Исключительно перспективной считается сфера приграничного сотрудничества. Одной из наиболее тесно интегрированных с Россией является Павлодарская область на северо-востоке республики. Мощный толчок к развитию эта область получила лишь после окончания Великой Отечественной войны, когда силами всего Союза началось строительство разрезов на одном из крупнейших в мире Экибастузском каменноугольном месторождении примерно в ста километрах от Павлодара. В последующие годы Экибастуз стал "четвертой угольной кочегаркой страны" - здесь добывалось до 100 миллионов тонн угля в год, а разрез "Богатырь" в 1980 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый мощный на тот момент единичный разрез в мире.

Основными потребителями экибастузского угля стали Урал и Западная Сибирь - именно под его характеристики проектировались топки станций "Свердловэнерго", "Челябэнерго" и "Омскэнерго". Этот фактор мешает сейчас российским энергосистемам перейти на отечественный уголь, который дешевле экибастузского из-за меньших накладных расходов.

В 70-е - 80-е годы возле Экибастузского месторождения были сооружены две ГРЭС суммарной мощностью пять тысяч мегаватт, через Экибастуз прошла уникальная линия электропередачи общей протяженностью более пяти тысяч километров, соединившая Барнаул с Челябинском. Развитая сеть высоковольтных линий связала Экибастузский топливно- энергетический комплекс с другими городами России и Казахстана. Грандиозным проектом было строительство линии передачи постоянного тока напряжением 1500 киловатт Экибастуз - Тамбов, прерванное в 90-е годы.

Впрочем, прекращение строительства линии на Тамбов было лишь началом. В 1997 году энергосистемы России и Казахстана перешли к режиму раздельной работы. Электроэнергия из Экибастуза перестала поставляться в Омскую область, сразу же ставшую энергодефицитной, была отключена транзитная линия Челябинск - Экибастуз - Барнаул. Ничего хорошего разрыв с энергосистемой России не принес и Павлодарской области. Загрузка электростанций с 1997 года снизилась до 30 процентов. Сезонное уменьшение спроса на электроэнергию в летний период заставляет экибастузских энергетиков полностью останавливать свои станции.

Одной из главных тем, которые обсуждались во время российско-казахстанских переговоров, стала проблема долгов Казахстана за поставленную в республику электроэнергию. Была достигнута договоренность о погашении задолженности Казахстана на сумму в 239 миллионов долларов. В рамках этой суммы РАО "ЕЭС России" получило право на участие в приватизации объектов электроэнергетики в Казахстане. В частности, в счет долга РАО "ЕЭС России" получит часть акций ГРЭС-2 в Экибастузе. По словам премьер-министра Казахстана, на базе ГРЭС-2 будет создано совместное с "ЕЭС России" предприятие, что "станет важным шагом на пути интеграции наших стран в сфере электроэнергетики".

Решение проблемы долгов за электроэнергию открывает возможность для развития и других проектов РАО "ЕЭС России" в Казахста-

стр. 7


не. Один из них - создание энергоугольной компании "УралТЭК". Ряд электростанций на территории Челябинской и Свердловской областей экономически целесообразно было бы снабжать экибастузским углем. Более того, РАО "ЕЭС России" владеет в Экибастузе угольным разрезом "Северный". Кроме того, разрезом "Богатырь" в Экибастузе владеет американская компания "Аксез индастриз", которой руководят выходцы из СССР. "Аксез индастриз" имеет свои экономические интересы в Уральском регионе: вместе с компанией "Ренова" она контролирует ряд предприятий алюминиевой промышленности области. Себестоимость алюминия на этих заводах напрямую зависит от стоимости электроэнергии, которую поставляют электростанции Уральского региона. Поэтому и "Аксез индастриз" заинтересована в том, чтобы поставлять уголь со своего разреза в Казахстане на электростанции в Уральском регионе.

Казахстану тоже выгодно поставлять уголь в Россию. Но при общей выгоде оказалось довольно много препятствий на пути этого проекта. В первую очередь, проблема уплаты налогов. Каждый из потенциальных участников этого комплекса хотел бы минимизировать налогообложение, и этот непростой вопрос приходится решать с главами местных администраций - как на Урале, так и в Казахстане. Кроме того, если и будут достигнуты договоренности, они начнут действовать только после подписания соответствующих соглашений. Достаточно сложная проблема транспортировки угля: тариф на его перевозку по Казахстанской железной дороге был установлен в твердой валюте. После кризиса 1998 года удельная рублевая стоимость транспортировки угля выросла более чем в четыре раза, что сделало экибастузские угли нерентабельными для российских энергетиков, живущих в условиях бартера и неплатежей. Да и железная дорога в Казахстане вполне закономерно не желает работать себе в убыток.

Российско-казахстанский диалог по проблемам топливно- энергетических ресурсов приобрел относительно регулярный характер. Так, в марте 2000 года соглашение о транспортировке казахстанской нефти подписали в Астане замминистра топлива и энергетики РФ Владимир Станев и глава правительства Казахстана Касымжомарт Токаев. В середине мая того же года в Астане состоялась встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с председателем правления ОАО "Газпром" Ремом Вяхиревым. Обсуждались вопросы, касающиеся деятельности в республике этой компании. Накануне Рем Вяхирев встретился с премьер-министром Казахстана Касымжомартом Токаевым. Была достигнута договоренность о создании Россией и Казахстаном совместного предприятия. От казахстанской стороны в СП будет представлено госпредприятие "КазТрансГаз". При содействии "Газпрома" республика надеется реализовать ряд важных проектов, предусматривающих поставку казахстанского газа на европейские рынки, совместную с российской стороной продажу газа в Китай. "Газпром" окажет помощь Казахстану в строительстве линии газопровода на Астану.

Пресс-секретарь главы казахстанского правительства Расул Жумалы заявил, что сотрудничество российского монополиста с Казахстаном имеет большое будущее. Создание газового СП действительно важно для обеих сторон. Безусловно, казахским газовикам без внешних инвестиций такие проекты не "потянуть". Совместное предприятие предусматривает продажу газа в Китай, замещение поставок российского газа на запад и север республики газом с Карачаганакского газоконденсатного месторождения, и даже предполагается поставка казахстанского газа на европейские рынки. Для создания СП казахстанская сторона предоставила стопроцентно государственное предприятие "КазТрансГаз", созданное правительственным постановлением в марте 2000 года.

Возможно, "Газпрому" теперь предстоит заниматься также нефтью, поскольку казахстанское руководство решило объединить экспорт газа с транспортировкой нефти. Для этого госпакет "КазТранс Газа" передается в уставный капитал национальной компании по транспортировке нефти "КазТрансОйл". В свою очередь, нефтяники обязуются передать права владения комитету госимущества и приватизации.

В конце 2000 года во время визита президента В. Путина в Казахстан глава РАО "ЕЭС России" А. Чубайс и казахстанский вице-премьер Даниял Ахметов подписали три протокола, предусматривающие дальнейшее объединение энергосистем Казахстана и России. Москва и Астана поставили цель создать единый рынок электроэнергии. Тогда же в Астане был подписан документ о принципах управления СП "Экибастузская ГРЭС-2". Ее электроэнергия будет поступать на Омский энергетический узел. Отныне ГРЭС-2 и по топливу, и по поставкам связана с Россией. На сегодня Казахстан остается крупнейшим среди стран СНГ потребителем российской электроэнергии - около восьми процентов рынка электроэнергии покрывается за счет импорта из России.

Между нашими странами также решен ряд проблем сотрудничества в области ядерной энергетики, подписаны соответствующие документы. В частности, рассматривался вопрос о сооружении в Казахстане при содействии России атомной электростанции. Премьер М. Касьянов весной 2000 года отметил, что "интеграция экономик наших стран идет по нарастающей, несмотря на некоторое падение объемов товарооборота". Премьер-министр Казахстана К. Токаев положительно оценил итоги межправительственных переговоров. "Мы считаем, что произошел реальный поворот в сторону интеграции, углубления экономического и гуманитарного сотрудничества", - подчеркнул он. К. Токаев также отметил важную особенность подписанного протокола о транзите казахстанской нефти через территорию России для ее экспорта в страны дальнего зарубежья: "Это очень хороший знак для нового качества наших взаимоотношений".

Приведенные выше данные охватывают далеко не весь объем и не все сферы российско-казахстанских связей. Как уже подчеркивалось выше, Россия имеет прямой и большой интерес в том, чтобы особые политические ориентировки казахстанской политической элиты не становились непреодолимой преградой на пути тесной интеграции экономик наших государств. Расширение взаимовыгодных экономических связей, успешное продвижение различных интеграционных проектов между Россией и Казахстаном должно потянуть за собой и политическую сферу двусторонних отношений, сделать их более доверительными. Разумеется, в России не должны забывать о том, что политика Казахстана - это, прежде всего, продукт устремлений правящего режима, но одновременно политика - это и искусство возможного, и продукт давления интересов различных группировок в правящей элите.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЦЕНТРАЛЬНАЯ-АЗИЯ-НЕФТЬ-И-ГАЗ-КАЗАХСТАНА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Гушер, В. Мещеряков, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ. НЕФТЬ И ГАЗ КАЗАХСТАНА // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 21.03.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЦЕНТРАЛЬНАЯ-АЗИЯ-НЕФТЬ-И-ГАЗ-КАЗАХСТАНА (дата обращения: 23.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. Гушер, В. Мещеряков:

А. Гушер, В. Мещеряков → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
419 просмотров рейтинг
21.03.2023 (643 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
13 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ. НЕФТЬ И ГАЗ КАЗАХСТАНА
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android