Libmonster ID: KZ-1164

Исторический опыт постколониального развития свидетельствует о том, что, молодые государства, обретя независимость, не могут в полной мере использовать колониальные институты власти: во-первых, это не соответствует изменившемуся характеру политической ситуации в стране и во-вторых, сохраняющиеся структуры колониальной администрации рано или поздно могут быть использованы реакционными силами в этих странах для противодействия преобразованиям. Достаточно вспомнить, что игнорирование этого процесса привело к отстранению от власти, несмотря на огромную популярность у народа, режима К. Нкрума в Гане.

Недостаточное внимание вопросу постколониального переустройства страны имело место и в Гвинее-Бисау в первые годы после завоевания независимости1. Центральные органы бывшей колониальной власти не были уничтожены, как следствие - недостаточная эффективность государственной власти, чрезмерный рост бюрократического аппарата (нужно было обеспечить работой не только старые управленческие кадры, но и тех, кто принимал активное участие в освободительной борьбе), неоправданные расходы на его содержание. Кроме того, функционировавшие на местах органы власти утратили связь с центром и по существу обособились. В значительной степени это было связано с тем, что после трагической гибели в январе 1973 г. А. Кабрала, новый лидер гвинейской революции Л. Кабрал взял курс на создание президентской республики и оттеснение Африканской партии независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса (ПАИГК) от формирования новой структуры власти2. Данная ситуация явилась одной из причин государственного переворота в Республике Гвинее-Биссау (РГБ) 14 ноября 1980 г., после которого был провозглашен курс на создание эффективных децентрализованных органов государственной власти3.

Примечательно, что практически все португалоговорящие страны Африки в процессе становления у них новых политических систем повторили многие черты опыта Советского государства. Например, сущность политической системы общества в законодательных актах в Анголе и Мозамбике определялась как "революционно-демократическая диктатура", а в Гвинее-Бисау, Сан-Томе и Принсипи - как "революционная национальная демократия". Используя в 1970 - 1980-е гг. понятие "революционная национальная демократия" при определении характера власти и сущности формирующейся политической системы лидеры Гвинеи-Бисау, Сан-Томе и Принсипи подчеркивали приоритет единства всех национальных сил. В то же время термин "революционно-демократическая диктатура", используемый правящими партиями в Анголе и Мозамбике, акцентировал внимание на классовом характере государства и всей политической системы. Вопрос о революционно-демократической диктатуре был разработан В. И. Лениным еще в 1905 году. Говоря о "всех элементах" научного понятия этой власти, он характеризовал ее как демократическую диктатуру революционного народа.


Шарый Валерий Иванович - кандидат исторических наук, доцент. Международная академия бизнеса и управления.

стр. 151

Эта характеристика имеет принципиальное значение для определения сущности политического режима в рассматриваемых странах. Делая скидку на издержки, связанные с поспешностью и неизбежными ошибками первых лет постколониального развития, правомочным будет вывод о том, что типы политических режимов в португалоговорящих странах Африки можно определить как национально-демократические.

Анализ положений Конституции Народной Республики Мозамбик (НРМ), программных документов Партии ФРЕЛИМО (образована в феврале 1977 г. на базе единого фронта освобождения Мозамбика - ФРЕЛИМО) позволяет сделать вывод о том, что политическая система мозамбикского общества в 1970 - 1980-х гг. представляла собой совокупность политических, государственных и массовых общественных организаций, с помощью которых трудящиеся страны создавали и реализовали предпосылки для перехода к социалистическому строительству. Ее основными структурными компонентами являлись: Партия ФРЕЛИМО, революционно-демократическое государство и массовые общественные организации.

К существенным чертам политической системы НРМ в рассматриваемый период следует отнести усиление партийного влияния в государственных органах, сочетание в руководстве демократизма с централизмом, сохранение авторитаризма в лице председателя Партии ФРЕЛИМО, который занимал пост президента республики и главнокомандующего вооруженными силами.

Дальнейшее углубление процесса революционных преобразований со всей очевидностью поставило на повестку дня необходимость повышения эффективности руководящих органов, в первую очередь, путем децентрализации власти. В определенной степени революционные демократы вынуждены были пойти на этот шаг вследствие просчетов, допущенных ими в ходе реализации плана экономического и социального развития, намеченного III съездом партии. На это, в частности, было обращено внимание в докладе С. Машела IV съезду Партии ФРЕЛИМО, а также в его выступлении на V Пленуме ЦК партии (июль 1986 г.)4, где было принято решение вынести на обсуждение XV сессии Народной Ассамблеи предложения об изменениях ст. 46 Конституции с целью законодательного закрепления положения о рассредоточении обязанностей по руководству страной. Состоявшаяся в июле 1986 г. Ассамблея утвердила это положение, учредив пост председателя Совета министров НРМ5.

Процесс децентрализации власти на этом не закончился. Значительным событием стало утверждение в январе 1987 г. сессией Народной Ассамблеи 2-го созыва положения о председателе Народной Ассамблеи республики. Если раньше этот пост занимал президент страны, то теперь глава высшего законодательного органа республики избирался депутатами Ассамблеи6. Предварительно его кандидатура обсуждалась на пленуме ЦК ФРЕЛИМО.

Важной особенностью политической системы НРМ являлось наличие наряду с выборными органами в системе государственной власти института губернаторов провинций. Согласно ст. 67 Конституции НРМ губернатор являлся представителем президента республики в данной провинции. Он был подотчетен перед Партией ФРЕЛИМО, президентом республики и Советом министров страны7. Не трудно заметить, что это должностное лицо никем не контролировалось на местах. Если же учесть, что одновременно губернатор являлся руководителем провинциального комитета партии ФРЕЛИМО, то децентрализация власти в провинции и нижестоящих органах представлялось в 1980-х гг. весьма проблематичной. Для сравнения, в Анголе согласно ст. 70 Конституции губернатор, помимо президента и Совета Министров, был подотчетен и провинциальной Народной Ассамблее8.

Одной из особенностей политической системы Народной Республики Мозамбик, находившейся в 1980-х гг. по существу в условиях гражданской войны, являлось существование особого органа коллегиального руководства - Совета обороны и безопасности, который возглавлял президент республики. Для решения военно-политических вопросов на местах в 1982 г. были созданы провинциальные военные советы. Их возглавили назначаемые президентом страны военные губернаторы провинций. При рассмотрении структурных элементов политической системы НРМ важно обратить внимание на ту роль, которую играла в жизни общества Партия ФРЕЛИМО. Согласно ст. 6 Конституции республики она являлась руководящей силой государства и общества9. Авангардная роль партии нашла отражение и в ее руководящих документах10. Становление и развитие ФРЕЛИМО позволяет выделить ряд важнейших обстоятельств, способствовавших ее превращению в политический авангард НРМ.

Разумеется, деятельность революционных демократов по укреплению руководящей роли Партии ФРЕЛИМО в обществе была сопряжена со значительными трудностями. Главная из них заключалась в том, что не только рядовые члены партии, но и

стр. 152

многие руководители не представляли четко, в чем именно должна проявляться ее руководящая роль. Как следствие - неумение разграничить функции партийных, государственных и общественных органов. На это, в частности, указывал Ж. Чиссано в речи при открытии заседания Национальной комиссии по подготовке к V съезду ФРЕЛИМО11.

Для того чтобы избавиться от подобных недостатков, необходимо было время. В известной степени на этот процесс оказали воздействие те изменения, которые начались в середине 1980-х гг. в СССР и других социалистических странах. Прежде всего, речь идет о переосмысление места и роли марксистско-ленинских партий в обществе.

Важным элементом политической системы НРМ являлось революционно-демократическое государство, которое, как отмечалось в программе Партии ФРЕЛИМО, представляло собой "инструмент власти мозамбикского народа"12. Основы общественного строя Мозамбика, принципы формирования и функционирования аппарата власти, основные права и свободы граждан были законодательно закреплены Конституцией НРМ, принятой в июле 1975 года. После завершения в 1977 г. кампании по выборам в представительные органы государственной власти возникла настоятельная необходимость внести изменения в Конституцию, которые законодательно закрепили бы учреждение новых органов власти.

Начавшийся процесс децентрализации власти нашел отражение в частичных изменениях Конституции, которые были утверждены XV сессией Народной Ассамблеи республики в июле 1986 года. Анализ положений Конституции Мозамбика и других правовых документов республики свидетельствует о том, что государственный механизм НРМ представлял собой сложную систему центральных и местных органов власти. В их состав входили различного уровня представительные и исполнительные органы, министерства, ведомства и подчиненные им органы управления на местах, а также суд, прокуратура, аппарат государственного контроля. Важными структурными элементами революционно-демократического государства Мозазамбика являлись национальные вооруженные силы (ФРЛМ), органы безопасности, полиция и пограничные войска.

Основу государственного механизма Мозамбика составляли выборные представительные органы: Народная Ассамблея республики, провинциальные, дискриктные, городские и районные народные ассамблеи. Народная Ассамблея НРМ выполняла следующие задачи: осуществляла законодательные функции по вопросам внутренней и внешней политики; следила за выполнением Конституции; контролировала исполнение бюджета и принимала законопроекты о бюджете государства; решала вопросы налоговой политики; ратифицировала и денонсировала международные договоры и соглашения; заслушивала отчеты о деятельности правительства; ратифицировала законодательные акты Постоянной комиссии Народной Ассамблеи; объявляла амнистии13.

Не трудно заметить, что в деятельности высшего органа государственной власти НРМ в значительной степени прослеживался опыт функционирования этих органов в Советском Союзе, других социалистических странах. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти имели все граждане НРМ, достигшие 18-летия14.

В процессе государственного строительства в НРМ следует выделить две наиболее характерные особенности. Во-первых, лидеры ФРЕЛИМО, приступая к созданию нового государственного аппарата, активно использовали опыт, накопленный в процессе функционирования органов народной власти, действовавших до провозглашения независимости на освобожденной территории. "При разрушении колониального государства и при строительстве народного государства, - отмечал Машел, - мы используем наш опыт, накопленный в освобожденных районах. Первые формы осуществления власти широкими трудящимися массами мозамбикцев имели место в ходе вооруженной национально-освободительной борьбы в освобожденных районах"15. Важно отметить, что аналогичный опыт приобрели так же на этапе борьбы за независимость лидеры ПАИГК и МПЛА16. Во-вторых, отсутствие в НРМ крупной буржуазии, а также ослабленные к моменту провозглашения независимости позиции племенных вождей.

Слом колониальной государственной машины и формирование нового аппарата власти начался в НРМ в обстановке острой внутриполитической ситуация, вызванной массовым отъездом из страны португальских специалистов, в том числе и государственных служащих. Выезд из страны португальцев в значительной степени был вызван приказом министра внутренних дел А. Гебуза, предусматривающий высылку из Мозамбика всех португальцев в 24 часа. При этом, Гебуза - нынешний президент Мозамбика - рассматривает сейчас этот приказ как одну из крупнейших ошибок в своей политической карьере17. Серьезным препятствием в процессе формирования новой политической системы стала также деятельность контрреволюционных групп

стр. 153

МНС, которые террором и насилием пытались сорвать выборы и создание органов народной власти на местах. В этих условиях VIII пленум ЦК ФРЕЛИМО (февраль 1976 г.) принял решение временно назначать, а не избирать членов народных ассамблей провинций и нижестоящих органов власти. Выборы Народной Ассамблеи республики решено было не проводить до тех пор, пока не стабилизируется обстановка в стране. Ее функции как высшего законодательного органа страны были временно переданы Совету министров НРМ18.

Лишь спустя два года, когда политическая ситуация в НРМ стала относительно устойчивой, ЦК ФРЕЛИМО принял решение о проведении в конце 1977 г. первых в истории страны прямых и всеобщих выборов в законодательные органы государственной власти. Надо добавить, что выборы проходили в стране, где более 95% населения было неграмотным. Данное обстоятельство в значительной степени затруднило проведение избирательной кампании и внесло коррективы в выборы. Это проявилось в том, что представительные органы низового звена избирались открытым голосованием. В ходе всеобщих выборов 1986 г. в избирательный процесс были внесены значительные изменения: принцип тайного голосования, который ранее распространялся только на выборы депутатов Народной Ассамблеи, стал обязательным для провинциальных и городских ассамблей; разрешили вносить в избирательные бюллетени более одного кандидата. Как отмечалось на V съезде ФРЕЛИМО, "в ходе голосования количество кандидатов превышало на 20% количество депутатских мест"19. Данные изменения способствовали дальнейшему росту политической активности трудящихся молодой республики.

К концу 1980-х гг. в НРМ были созданы и функционировали органы народной власти типа советов: Народная Ассамблея - высший законодательный орган, 11 провинциальных, 110 дискриктных ассамблей, 332 ассамблеи административных центров и 569 ассамблей местностей20. Создание и деятельность этих органов свидетельствовали о практическом воплощении на мозамбикской земле ленинской мысли о том, что "идея советской организации проста и может быть применена не только к пролетарским, но и к крестьянским феодальным и полуфеодальным отношениям"21.

Исполнительные органы власти НРМ были представлены Советом министров, министерствами - их насчитывалось 19, государственными секретариатами - 8, ведомствами, учреждениями, губернаторами провинций и исполнительными советами дистриктов, городов и населенных пунктов22.

Наряду с созданием народных ассамблей и новой системы исполнительных органов власти руководством ФРЕЛИМО были предприняты значительные усилия по деколонизации права. В первую очередь, это нашло отражение в изменениях органов суда и прокуратуры. Вместе с тем, в их деятельности остались элементы старой судебной системы, а также традиционного права, которые не противоречили основам общественного строя в НРМ.

Важную роль в укреплении связи трудящихся с партией и государством играли массовые общественные организации. Этим в значительной степени определялось их место в политической системе НРМ. Как отмечается в программе партии, принятой V съездом ФРЕЛИМО: "Массовые, общественно-профессиональные организации являются великой школой, где растет сознание миллионов трудящихся, мужчин, женщин, молодежи и пионеров. Они являются также центром подготовки и постоянного совершенствования членов партии"23.

Массовые организации трудящихся работали под руководством и контролем партии. Вместе с тем, они выступали как самостоятельные структурные компоненты политической системы страны. Каждая организация трудящихся имела устав и руководящие органы, избранные демократическим путем. Важно отметить, что в программных документах этих организаций также отражены положения о руководящей роли партии. "Организация мозамбикской молодежи, - подчеркивалось в 1-й статье ее Устава, - это массовая демократическая организация всех молодых мозамбикских патриотов. В своей деятельности она руководствуется политическим курсом Партии ФРЕЛИМО"24. Аналогичное положение встречается и в Уставе Организации мозамбикских женщин.

После объявления независимости Анголы 11 ноября 1975 г. был принят Конституционный закон, утверждавший новые принципы организации молодого государства. Он объявлял Анголу Народной Республикой и признавал суверенитет. Этот законодательный акт явился основополагающим в процессе формирования новой политической системы Анголы. Однако практика показала, что в его содержании имелись серьезные изъяны, главным из которых явился разрыв между создавшимся государственным аппаратом и возникшими в ходе национально-освободительной борьбы органами народной власти; не были определены также место и роль МПЛА - Партии труда в

стр. 154

политической системе государства. На I съезде партии было отмечено, что в Законе о народной власти не упоминалось о роли МПЛА, в нем отсутствовали конкретные указания на то, что партия является руководящим звеном народной власти и что в основе деятельности органов власти должны лежать ее решения. "Органы народной власти, - отмечалось в докладе первого президента Народной Республики Ангола (НРА) А. Нето на I съезде партии, - представлены не как составная часть государственной власти, а как нечто отдельное от нее и даже противостоящее государственному аппарату, и в особенности центральным государственным органам"25.

Именно эти обстоятельства дали основание Нето заявить, что "в целом этот закон, разработанный на определенной стадии нашего исторического развития, выражает неправильную, мелкобуржуазную концепцию государственной власти с ее иллюзорными идеями о демократии и о том, как народные массы должны обеспечивать и укреплять политическую власть"26.

В силу указанных обстоятельств в январе 1979 г. Пленум ЦК внес изменения и дополнения в этот закон и утвердил его новый текст, опубликованный 18 февраля 1978 года. В декабре 1978 г. чрезвычайный пленум ЦК МПЛА проанализировав проблемы партии и государства, внес изменения в структуру исполнительной власти НРА. Пленум упразднил посты премьер-министра и заместителей премьер-министра, внес другие изменения. В соответствии с новым Конституционным законом "Народная Республика Ангола является суверенным, независимым и демократическим государством, основная цель которого заключается в полном освобождении ангольского народа от колониализма, угнетения и насилия со стороны империализма и построении процветающего и демократического государства, полностью свободного от любой формы эксплуатации человека человеком, реализуя тем самым чаяния народных масс"27.

Значительное развитие в тексте нового Конституционного закона получили вопросы государственности. Так, ст. 4 определяла, что "Народная Республика Ангола является унитарным и неделимым государством, территория которого определена нынешними географическими границами"28. Любые сепаратистские или иные тенденции, направленные на раскол государства, будут подавляться. Статьи 5, 7 - 10 закона определяли светский характер государства, где религиозные институты отделены от государства, но сохранялись уважение к вероисповеданию и защита государством церквей, культовых центров.

Наиболее наглядно социально-политическая сущность Конституционного закона прослеживается во II главе, рассматривающей права и обязанности ангольских граждан (ст. 17 - 30). Новое ангольское государство уважало, защищало личность и человеческое достоинство. Каждый гражданин имел право на свободное развитие своей личности в рамках уважения к правам других граждан и высшим интересам ангольского народа. Все граждане НРА равны перед законом и пользовались равными правами независимо от цвета кожи, расы, пола, этнической принадлежности, места рождения, вероисповедания, уровня образования, социального или экономического положения. Высшим и непреклонным правом и обязанностью каждого гражданина является участие в защите территориальной целостности страны, а также в защите и расширении революционных завоеваний. Фундаментальные права граждан Анголы непреложно сочетались с их социальными обязанностями, что подчеркивало не декларативность конституционных прав и свобод, а их реальное обеспечение. В ст. 26, например, подчеркивалось, что "труд является правом и обязанностью для всех граждан". Конституционный закон гарантировал все личные свободы, доступ к образованию, культуре и другое29.

Таким образом, краткий анализ основных принципов Конституционного закона НРА, утвержденного 9 января 1979 г., позволяет сделать вывод о том, что данный закон соответствовал конкретному этапу развития народно-демократической революции и по сути своей являлся антиколониальным, антиимпериалистическим законодательным актом, призванным с правовой точки зрения обосновать и утвердить основы народной власти, руководящую и организующую роль МПЛА - Партии труда.

Структура и функции органов государственной власти НРА в рассматриваемый период были представлены следующим образом. Ее президентом являлся председатель МПЛА, который как глава государства и правительства представлял ангольскую нацию, председательствовал в Революционном совете и направлял его деятельность; назначал и смещал членов правительства; председательствовал в Совете министров и как глава правительства направлял его работу.

Революционный Совет состоял из: членов ЦК партии, министра обороны, начальника Генерального штаба, национального политического комиссара; членов правительства, назначенных Политбюро ЦК Партии труда, не более трех лиц, не являю-

стр. 155

щихся членами ЦК; провинциальных комиссаров, назначенных президентом Республики; командующих военными округами; представителей национальных управлений. С целью обеспечения нормального функционирования в чрезвычайных обстоятельствах в Революционном совете была создана постоянная комиссия, состоящая из его членов, находящихся в Луанде. На Революционный совет возлагались следующие функции: обсуждение и утверждение на основе решений ЦК МПЛА - Партии труда основных проблем внутренней и внешней политики государства; осуществление вместе с правительством законодательных функций; разрешение президенту Республики объявлять войну и заключать мир; объявление амнистии; утверждение для последующей ратификации президентом международных договоров, относящихся к участию НРА в международных организациях.

Прерогативой Революционного совета являлось издание законов, касающихся таких сторон жизни общества как: основные права, обязанности и гарантии граждан; национальность, гражданство; основы организации национальной обороны и безопасности; основы труда, социальное обеспеченнее образование и здравоохранение; создание судебной системы; создание банков и других кредитных организаций, выпуск национальной валюты.

Совет Министров являлся исполнительным органом правительства. В его компетенцию входило: организация политической, экономической, научной и социальной деятельности; осуществление внешней политики страны в отношениях с другими правительствами; руководство, координация и контроль над деятельностью министерств и других центральных органов государственной администрации; представление на обсуждение и утверждение Революционному совету главных вопросов государственной политики; обеспечение национальной обороны, поддержание внутреннего порядка и внутренней безопасности и защита прав граждан; обеспечение посредством централизованного руководства и планирования экономического и социального развития; разработка национального плана и государственного бюджета, представление их на рассмотрение Революционному совету; заключение и денонсация международных соглашений; разработка мероприятий по обеспечению соблюдения законов и решений Революционного Совета.

Судебная система в НРА в условиях гражданской войны была недостаточно развита. Но, как записано в ст. 49 Конституционного закона, "справедливость в Народной Республике Анголе осуществляется от имени народа Верховным народным судом и судами других инстанций в соответствии с законом"30. Декабрьский Пленум принял решение подчинить генеральную прокуратуру НРА президенту Республики.

Важной задачей являлись определение роли и места партии в политической системе НРА. I съезд МПЛА в принятой программе четко определил характер и принципы отношений партии и государства: партия определяла основную линию политического, экономического и социального развития всех сфер жизни страны; ориентировала государство на непримиримую борьбу с любыми проявлениями контрреволюционного сопротивления, обеспечивая защиту суверенитета, заботясь о безопасности граждан и перевоспитывая антисоциальные элементы; ориентировала государство на слом старого административного механизма и создание государственного аппарата нового типа, способного обеспечить проведение революционных преобразований. Партия должна вести постоянную борьбу с бюрократизмом и паразитическими тенденциями в новом государственном аппарате и бороться за его постоянное усовершенствование; направляла государство на подготовку способных политических и научно-технических кадров, беспредельно преданных делу построения нового общества; с целью обеспечения участия народных масс в управлении государством партия руководила созданием и укреплением органов народной власти.

Программа партии определяла также и характер государства, как "орудие революционно-демократической диктатуры, обеспечивающее защиту завоеваний революции, суверенитет и территориальную целостность и самые широкие демократические свободы для революционных классов и слоев населения".

В сентябре 1980 г. были проведены выборы в провинциальные собрания депутатов, а в ноябре - избраны депутаты Народной Ассамблеи НРА, проведена ее первая сессия, на которой образован рабочий орган - Постоянная комиссия, а бывший высший орган государственной власти НРА Революционный Совет прекратил существование. После выборов началась работа по определению задач, полномочий и принципов взаимодействия новых органов народной власти и их государственного управления.

Исследуя процесс создания в Анголе новой политической системы, необходимо обратить внимание на то, что в НРА в большей степени, чем в других португалоговорящих странах Африки использовался опыт Советского Союза. Во многом этому

стр. 156

способствовало более активное взаимодействие советских советников и специалистов с руководителями партийных и государственных структур НРА.

Показательной в этом отношении является деятельность советника при Президенте НРА А. К. Чепайтиса. Например, по просьбе секретаря ЦК МПЛА Э. Душ Сан-туша им был подготовлен и 17 января 1981 г. передан президенту НРА проект закона о полномочиях и принципах организации работы провинциальных органов народной власти в целом. При его разработке Чепайтис активно использовал опыт СССР по организации работы местных советов народных депутатов, обобщенного в законе СССР "Об основных полномочиях краевых, областных советах народных депутатов, советов народных депутатов автономных областей и автономных округов". Кроме того, аналогичным образом Чепайтис подготовил проект положения о депутатских комиссиях Народной Ассамблеи НРА.

Президент высоко оценил подготовленные проекты документов, а 4 июля 1981 г. на встрече с Чепайтисом дал задание подготовить ему на основе советского опыта предложения об организации работы исполнительных органов народной власти всех уровней. В результате Чепайтисом были подготовлены проекты закона о Совете Министров НРА, регламента Совета Министров НРА, положения о Секретариате Совета Министров НРА. Основные положения проектов Чепайтиса нашли отражение в законах, утвержденных Постоянной Комиссией Народной Ассамблеи НРА 25 августа и 4 сентября 1981 года31. Другие проекты были переданы президенту 26 февраля 1982 года. Среди них был и проект положения о провинциальном комиссариате, как исполнительном органе провинциального народного собрания, подготовленный в развитие основных положений о задачах, полномочиях и обязанностях провинциальных комиссариатов, изложенных в законе о местных государственных органах32.

Республика Гвинея-Бисау первая среди африканских колоний Португалии добилась независимости и приступила к реализации задач по созданию новой политической системы страны. Сессия Национального народного собрания РГБ, состоявшаяся 24 сентября 1973 г. в одном из освобожденных районов страны, провозгласила Республику Гвинея-Бисау суверенным государством с "демократическим, антиколониальным, антиимпериалистическим строем", утвердив первую в истории страны конституцию и высшие законодательные и исполнительные органы власти. Конституция закрепила основы складывающегося в стране некапиталистического общественного строя.

Новая редакция основного закона страны была принята после всенародного обсуждения в мае 1984 года. Он определял РГБ как "суверенное, демократическое, светское, единое государство" с "антиколониальным и антиимпериалистическим строем", целью которого является создание общества свободного от эксплуатации человека человеком. Общество в РГБ основано на принципах национального единства и активного участия народных масс в общественной жизни страны.

Государственная власть, согласно Конституции РГБ принадлежит народным массам, которые осуществляют ее через органы власти, избираемые демократическим путем. Закрепляя и развивая основы политической системы РГБ, Конституция определяет, что руководящей и направляющей силой государства и общества является ПАИГК, которая призвана определять политическую ориентацию государства, вырабатывать программу его экономического, социального и культурного развития, решать вопросы обороны и национальной безопасности, определять этапы национальной реконструкции, выдвигать кандидатов на посты региональных советников и депутатов.

Главный составной элемент политической системы РГБ - народное государство, высший орган государственной власти - Национальное народное собрание (однопалатный парламент, в состав которого входило 155 депутатов под председательством президента страны). В соответствии со ст. 60 Конституции на Национальное народное собрание возлагались следующие функции: принятие поправок к Конституции; избрание Государственного совета и его председателя; проведение народных референдумов; издание законов по вопросам внутренней и внешней политики; утверждение государственного бюджета; утверждение планов государственного развития; ратификация и денонсация международных договоров; объявление осадного или чрезвычайного положения; объявление амнистий и другие. Законодательная инициатива РГБ принадлежит депутатам Национального народного собрания, Государственному совету и Совету Министров. Его сессии проходят один раз в год; по решению президента, Государственного совета, Совета Министров или требованию большинства депутатов могут проводиться чрезвычайные (внеочередные) сессии33.

Президент РГБ, кроме прочего, является председателем Госсовета и генеральным секретарем ПАИГК, верховным главнокомандующим народными революционными вооруженными силами РГБ и представляет нацию в стране и за рубежом.

стр. 157

ПАИГК являлась руководящей политической силой и главным инструментом осуществления национальных целей в РГБ, правящей и единственной национально-революционной партией. Она пользовалась правом осуществлять контроль за деятельностью всех государственных органов, выступала за укрепление национальной независимости, осуществление быстрого экономического и социального развития, за построение в будущем общества, свободного от эксплуатации. В своей деятельности она опиралась на такие массовые общественные организации, как Национальный союз трудящихся Гвинеи-Бисау (профсоюзная организация, созданная в 1961 г. и входящая в ВФП), Ассоциация гвинейских женщин, Африканская молодежь имени А. Кабрала (ЖААК) - молодежная организация, созданная по инициативе ПАИГК в сентябре 1974 года. В ст. 18 устава партии говорилось "ЖААК является авангардом молодежи Гвинеи-Бисау и главным помощником партии в деле мобилизации, подготовки и сплочения молодежи для решения задач строительства нового общества"34.

Политическая система в Республике Острова Зеленого Мыса (РОЗМ) складывалась непросто. В июле 1975 г. на первой сессии высшего законодательного органа страны - Национальной Народной Ассамблеи (ННА) был принят "Закон о политическом устройстве", который до утверждения Конституции должен был служить основным законом республики. В нем говорилось, что РОЗМ является демократическим и антиимпериалистическим государством, ставящим перед собой цель бороться за полное освобождение народа и построение общества без эксплуатации человека человеком. Руководящая роль в государстве закреплялась за ПАИГК.

В феврале 1981 г. ННА РОЗМ утвердила новую конституцию. Изменения основного закона, по сравнению с временной конституцией, были связаны с созданием в январе 1981 г. Африканской партии независимости Островов Зеленого Мыса (ПАИКВ). Высшим законодательным органом республики являлась ННА, избираемая всеобщим голосованием сроком на три года. В промежутках между сессиями ННА государственные вопросы решал Совет министров, являющийся высшим исполнительным органом власти. Правительство осуществляло политические, социально-экономические, культурные программы партии, контроль за деятельностью руководителей государственных учреждений. Исполнительную власть на местах осуществляли административные комитеты или комиссии: три комитета на о. Сантьягу, по одному - на островах Сан-Висенти и Санту-Антау, на остальных островах - административные комиссии. Из-за нехватки подготовленных кадров в них работали служащие бывшей колониальной администрации. По этой причине вся деятельность гражданской власти находилась под строгим контролем партии, без разрешения которой ни комитеты, ни комиссии не могли предпринять каких-либо мер как в области экономики, так и в административных вопросах.

После обретения островами Сан-Томе и Принсипи независимости началось формирование политической системы нового государства. Правовой основой этого процесса стала принятая в 1980 г. после всенародного обсуждения Конституция Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи (ДРСТП). Она закрепила основы складывающегося в стране нового строя, определив ДРСТП как "суверенное, независимое, единое и демократическое государство", власть в котором принадлежит народу, "хозяину своей судьбы". Конституцией определена руководящая роль МЛСТП как революционного авангарда общества и государства, призванного определять политическую ориентацию государства, руководить народными массами, вести их к полному освобождению35. Главой государства и правительства является Президент ДРСТП, который избирался Национальной Народной Ассамблеей на пять лет. Одновременно он являлся Главнокомандующим вооруженными силами. Кандидатуру на пост главы государства выдвигало Политбюро МЛСТП. В своей деятельности Президент отчитывается перед ННА. В случае смерти его функции выполняет Председатель Ассамблеи до избрания нового президента. Национальная Народная Ассамблея - однопалатный парламент республики, высший законодательный орган государственной власти. Его депутатами избирались члены Политбюро МЛСТП, члены правительства, представители Окружных народных ассамблей, женской, молодежной организаций, а также пять граждан, не входящих в организации.

Высший исполнительный орган ДРСТП - Совет министров, подотчетный парламенту, а министры - главе правительства. Совет министров непосредственно проводил в жизнь внутри- и внешнеполитическую, социально-экономическую и культурную программы МЛСТП, осуществлял руководство и координацию деятельности министерств и других центральных органов государственной власти.

К массовым общественным организациям ДРСТП относились: Национальная организация трудящихся Сан-Томе и Принсипи (ОНТСТЕП), Молодежь МЛСТП

стр. 158

(ЖМЛСТП), Организация сантомийских женщин (ОМСТЕП), культурные, спортивные, кооперативные и другие.

Таким образом, среди рассмотренных вариантах формирования политических систем в бывших португальских колониях неизменным было одно - их центральным институтом оставалось государство. Именно национально-демократическое государство выполняло функции закрепления национальной независимости, модернизации экономических и социальных структур, духовного возрождения общества. Ему принадлежали правотворческие функции, властные полномочия. Как политический институт, оно осуществляло национально-демократическую власть.

На формирование политической системы и ее институтов, прежде всего государства, оказывали влияние не только объективные условия, внутренние факторы развития, определенную роль играл и субъективный фактор, в том числе используемый правящей политической элитой теоретический и практический багаж, накопленный в условиях освободительной борьбы. Национально-демократическое государство характеризовалось тем, что оно возникло в каждой из бывших португальских колоний в Африке в результате завоевания национальной независимости, представляя собой своеобразную "многоклассовую" власть - государственную власть блока нескольких классов и социальных слоев, образующих в конкретной стране, в данное время особую социальную общность - народ. При этом многоклассовость включала, как правило, трудящиеся классы и социальные слои, а так же патриотические группы мелкой буржуазии и национальных предпринимателей.

Во второй половине 1980-х гг. в большинстве португалоговорящих стран Африки начали нарастать процессы политической модернизации, что проявилось не только в выработке более четких определений характера власти и формирования государственных органов разных уровней, но и в разграничении функций правящих партий и государства, укреплении государства как важнейшего института политической системы, совершенствования органов законодательной и исполнительной власти.


Примечания

1. Борьба за освобождение португальских колоний в Африке (1961 - 1973). М. 1975, с. 25.

2. Архив внешней политики Российской Федерации (АВПРФ), ф. 771, оп. 7, д. 5, п. 12, с. 124.

3. Relatorio do Comite Central do PAIGG ao seu IV Congresso. Bissau. 1986, p. 28.

4. Noticias. 1986. 15 Junho.

5. Noticias. 1986. 24 Julho.

6. Tempo. 1987. N 850, p. 6.

7. Constituicao da Republica Popular de Mozambique. Maputo. 1978, art. 67.

8. Constituicao da Republica Popular de Angola. Luanda. 1975, art. 70.

9. Constituicao da Republica Popular de Mozambique. Maputo. 1983, art. 3.

10. Estatutos e Programa do Partido FRELIMO. - Tempo. 1989. N 986, p. 30.

11. Noticias. 1989. 15 Maio.

12. Estatutos e Programa do Partido Frelimo, p. 33.

13. Constituicao da Republica Popular de Mozambique. Maputo. 1978, art. 44.

14. Ibid., art. 28.

15. Relatorio do Comite Central da FRELIMO ao III Congresso. Maputo. 1977, p. 107.

16. MPLA. 18 anos de Iuta. Luanda, p. 13; Angola: a Symposium. Views of a Revolt. 1962, p. 33 - 38.

17. http://www.mg.za/Content/13.asp?ao=67622

18. Noticias. 1976. 28 Fevereiro.

19. Relatorio do Comite Central ao V Congresso. Maputo. 1989, p. 70.

20. Ibid.

21. ЛЕНИН В. И. Полн. собр. соч. Т. 41, с. 244 - 245.

22. Relatorio do Comite Central ao V Congresso, p. 74.

23. Estatutos e Programa do Partido FRELIMO, p. 32.

24. Estatutos e Programa da Organizacao da Juventude Mozambicana. Maputo. 1978, p. 11.

25. 1 съезд МПЛА. М. 1978, с 37.

26. Там же, с. 36 - 37.

27. Jornal de Angola. 1979. 18 Fevereiro.

28. Constituicao da Republica Popular de Angola. Luanda. 1979, art. 4.

29. Ibid., art. 17 - 30.

30. Ibid., art. 49.

31. АВПРФ, ф. 658, оп. 11, д. 6, с 7 - 8.

32. Там же.

33. Constituicao da RGB. Bissau. 1984, art. 60.

34. Estatutos e Programma do PAIGC. Bissau. 1986, art. 18.

35. Constituicao da RDSTP. San-Tome. 1980, art. 4.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ФОРМИРОВАНИЕ-ПОЛИТИЧЕСКИХ-СИСТЕМ-В-БЫВШИХ-ПОРТУГАЛЬСКИХ-КОЛОНИЯХ-АФРИКИ-1970-1980-Е-ГГ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. И. ШАРЫЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В БЫВШИХ ПОРТУГАЛЬСКИХ КОЛОНИЯХ АФРИКИ. 1970 - 1980-Е ГГ. // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 23.12.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ФОРМИРОВАНИЕ-ПОЛИТИЧЕСКИХ-СИСТЕМ-В-БЫВШИХ-ПОРТУГАЛЬСКИХ-КОЛОНИЯХ-АФРИКИ-1970-1980-Е-ГГ (date of access: 21.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. И. ШАРЫЙ:

В. И. ШАРЫЙ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
778 views rating
23.12.2020 (1429 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
7 hours ago · From Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
7 hours ago · From Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
7 hours ago · From Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
Yesterday · From Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
Yesterday · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
Yesterday · From Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 days ago · From Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
2 days ago · From Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В БЫВШИХ ПОРТУГАЛЬСКИХ КОЛОНИЯХ АФРИКИ. 1970 - 1980-Е ГГ.
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android