Это название носит школа философов, которые жили в середине IX века 1 . Ее деятельность совпала с появлением и развитием религиозного исмаилитского движения, возникшего в Ираке и в Персии в 740 году 2 . Деятельность этих философов окутана таинственностью. Она в какой-то степени ощущается в первые годы Х в., когда получили распространение их философские послания. Практическая деятельность "братьев" предшествовала литературной. По словам аль-Байхаки (в комментарии в книге Ибн Сины), будущий арабский философ в возрасте двадцати лет читал вместе со своим отцом послания "братьев чистоты" 3 .
Философские идеи "братьев чистоты" созрели, конечно, задолго до появления их посланий; они формировались в условиях политической закрытости, которая вообще была присуща деятельности этой школы. Философские и политические воззрения "братьев", отразившиеся в их посланиях, составили идейную основу исмаилитского движения.
IX в. был отмечен упадком халифата аббасидов, власть которых пошатнулась в результате натиска турок-сельджуков, роста влияния наемников, восстаний последователей шиитской секты алавитов, городских и сельских волнений. Халифат сотрясали смуты, его губили непомерные притязания правителей. Скипетр халифа утратил свой блеск, государство оказалось на краю гибели.
Историки, однако, единодушно считают, что период правления аббасидов - золотой век мусульманской философии. Существует множество свидетельств в пользу того, что в научных, особенно философских, сочинениях, переведенных на арабский язык, присутствовала и мысль самих арабов. Вместе с тем эти переводы побудили и стремление к составлению оригинальных сочинений - политических и энциклопедических. Вершинами арабского духа того времени были ар-Рази, аль-Бируни и Ибн Сина. Влияние его учения, распространенного "братьями чистоты", простиралось на все арабские страны 4 .
Для того, чтобы понять причины возникновения школы "братьев чистоты", необходимо учитывать, что Багдад в то время был охвачен теологическими спорами, люди зачитывались естественнонаучными сочинениями, при этом все научные вопросы, в том числе и относящиеся к филологии и языкознанию, рассматривались под углом зрения философии и психологии 5 .
Хайралла Саид - аспирант Российского университета дружбы народов, член Союза арабских писателей.
стр. 129
"Братья чистоты" заложили основы идеологии и идейно- политической программы исмаилитского движения. Творчески и организационно школа "братьев" оформилась в Басре (впрочем, некоторые исследователи считают, что она возникла в Багдаде). Во всяком случае, именно из Басры распространилось ее влияние на мусульман-арабов, персов и многих других. Тайные связи "братьев" протянулись во все страны мусульманского мира. Благодаря труду каллиграфов и переписчиков их послания приобретали широкую известность, становились достоянием читателей. Проникнутые духом рационализма - оригинального и заимствованного - послания "братьев чистоты" составили важное направление в мусульманской философской и политической мысли.
Абу Хайан ат-Таухиди так говорит о "братьях чистоты": "Членов этой общины объединяли взаимная привязанность и дружба. Они отличались святостью, чистотой и праведностью, потому и старались создать доктрину, которая выводила бы на путь, облегчающий получение божьей благодати. Они говорили, что Закон осквернен невежеством и испорчен заблуждениями, и принести очищение может только философия, ибо она исполнена доктринальной мудрости и стоического рвения. Они полагали, что в соединении стоической философии греков и Закона арабов достигается совершенство" 6 . "Братьями чистоты" их называли из- за чистоты духа. Ошибается тот, кто полагает, что это название взято из рассказа "Ожерелье голубки". В посланиях братьев говорится: "Знай, брат мой, что это иносказательное название относится лишь к тем, кто его заслуживает. И знай также, да поможет тебе Всевышний Аллах, что чистой душой обладает лишь тот, кто исполнен покоя в вере и в жизни. И знай, что чистою бывает только такая душа, от которой не ускользает ничего из того, что ей необходимо". В другом месте они добавляют: "Чистота - это свет во мраке, справедливость при обидах и здоровье при недуге. Чистота братьев - это невозмутимость в радости и в горе" 7 .
Влияние этой школы ощущалось прежде всего в Багдаде, где широко распространились ее послания, что вполне естественно, поскольку столица халифата была крупным культурным и политическим центром. Здесь были особенно активны проповедники движения которым удалось закрепиться в Багдаде идейно и политически. Иначе как бы мог ознакомиться с посланиями Абу Хайан ат-Таухиди, который показывал их Абу Сулейману аль-Джустини, главе багдадских логиков и другим ученым? Послания буквально внедрились в культурную жизнь мусульманского мира. Их изучали и комментировали представители других идейных школ, что само по себе свидетельствовало о политическом и философском влиянии этих посланий в культурных и научных кругах арабского мира.
Политика же аббасадов в этот период была такова, что авторы посланий предпочитали скрывать свои имена. Им была дорога идея анонимного служения. Они возвели ее в принцип, естественно - в политическом, а не в религиозном отношении. Работая над совершенствованием доктрины, они стремились приспособить ее к своим политическим целям. Тот, кто ознакомится с их творчеством, поймет, сколько усилий и времени требовалось для того, чтобы подготовить столь эрудированных проповедников 8 .
Историки расходятся во мнениях относительно авторства посланий "братьев чистоты". Мы полагаем, что "братья" скрывали свое авторство как в политических целях, так и стремясь побудить заинтересованного читателя к внимательному чтению их посланий. Аль-Куфти говорил об этом так: "Поскольку составители скрывали свои имена, люди терялись в догадках, не зная, кому приписать авторство посланий. Одни говорили: "Это слова имамов из рода Али бен Абу Талиба". Какому же определенному имаму приписать их, они не могли сказать. Другие утверждали: "Это сочинения проповедников - му'атазилитов" 9 .
Самсам ад-Даула, буидский везир, живо интересовавшийся этими посланиями, расспрашивал своего собеседника и друга Абу Хайана ат-Таухиди о Зейде бен Рифаа, которого считали причастным к написанию посланий: "Дорогой Абу Хайан, - говорил везир, - ты покровительству-
стр. 130
ешь ему, и вас нередко видят вместе, ты часто бываешь у него, знаешь о нем много удивительных историй, а кто долго общается с кем-либо, может сказать, каковы у него скрытые мысли и тайные убеждения". Абу Хайан ат-Таухиди так отозвался о человеке, которому приписывали авторство посланий: "У него - чуткая интуиция и острый ум, он прекрасно изъясняется стихами и прозой и великолепно пишет о математике и риторике, хорошо знает историю и умеет уважать чужие мнения, и во всех этих занятиях им движет либо вдохновенная страсть, либо понимающая заинтересованность, либо любовь к совершенству". Подобные характеристики весьма показательны для оценки таких замечательных людей, как Зейд бен Рифаа. Далее везир задал вопрос: "Все это хорошо, но каковы его убеждения?" На это ат-Таухиди ответил: "Он ни к чему не имеет привязанности, и неизвестно, каков он на самом деле, а говорить он может о чем угодно, ибо эрудиция его очень широкая и все на свете его занимает, пусть речь его неярка, а рассуждения просты. Он долгое время жил в Басре и общался с людьми, которые достигли вершины в науках и искусствах" 10 .
Этот диалог - важный источник для исследования авторства посланий "братьев чистоты", с которыми, по словам ат- Таухиди, был связан Зейд бей Рифаа, - таких, как Абу Сулейман бен аль-Бусти по прозванию аль - Мукаддаси 11 , Абу-аль-Хасан аль-Ауфи (по некоторым источникам - аль-Ауки); Абу-аль-Хасан Али бен Харун аль- Зинджани; Зейд бен Рифаа, о котором рассказывал ат- Таухиди. Аль-Аскала про него говорил так: "Он подобен Халилю бен Ахмеду аль-Фарахиди. Зовут его Зейд бен Рифаа аль-Хашими Абу-аль-Хейр. Говорят, что он известен философским истолкованием хадисов. У него учились Ибн Дарид и Ибн аль-Анбари. Аль-Алькани вместе с другими осуждал его отношение к хадисам" 12 .
Эта пятерка составляет, очевидно, ядро тех "братьев чистоты" которые были авторами посланий. Эти философы, близкие друг другу по духу, отличались разносторонней эрудицией и творческим многообразием. Вместе с тем, рассказ ат-Таухиди содержит намеки на то, что эта пятерка имела многих соратников и единомышленников, скрывавших свои имена под такими прозвищами, как "Обладающий решимостью", "Владелец Талисмана", "Испытывающий видения", "Владеющий волшебными чарами", "Знаток алхимии", "Обладатель воображения" 13 . Поэтому было бы неверно утверждать, что послания принадлежат только перу аль-Маджрити или аль-Мукаддаси 14 .
В исмаилитских источниках, разбирающих доктринальное содержание посланий приводится и иная версия их появления на свет. Проповедник Hyp аль-Дин Ахмед, например, говорит: "При имаме Абдаллахе бен Мухам-маде увидели свет принципы Веры, Закона и Истины, ибо когда он узрел, как низко пал Закон во время аббасидов, то принялся сочинять "Послания "братьев чистоты" и "друзей верности" и в этих писаниях защищал Истину и Закон. И было это так. Повелел он своим четырем сподвижникам - тем, кто повсюду сопутствовал ему и был посвящен в тайны его помыслов, ... записывать то, что он диктовал им из ученых вещей, или переписывать присланное имамом, если тот находился в отъезде, и получилось число посланий, равное числу коленопреклонений на молитве, предписанных сунной". Другой исмаилитский проповедник Абу-аль-Маали Хатим бен Захра в своем послании "Положения и основы" говорит: "Когда имам Мухаммад бен Исмаил отошел в иной мир, место его занял сын, Ахмад Верный, который первым скрыл свое имя от враждебных ему современников". Идрис Имад ад-Дин в книге "Источники сведений о достоинствах благородных имамов" пишет: "Блаженный имам Ахмад бен Абдалла бен Мухаммад бен Исмаил, заступив на место отца, стал рассылать повсюду своих сторонников и они проповедовали его учение, скрывая, однако, где находится их вождь и каково его имя. А Ма'мун ас- Садыком аббасид, расправившись с Али бен Мусой ар-Ридой бен Джа'афаром, решил было, что делу божьему на земле пришел конец и, представив себе такое, решил отменить Закон Мухаммада, да будет с ним мир и молитва, и заменить его, внушая людям, что у греков лучше и философия, и наука, и тогда испугался имам, да будет
стр. 131
с ним молитва, что люди сочтут истиной то, что сотворил Ма'амун из Закона своего предка, и сочинил послания "братьев чистоты". И другие проповедники склонялись к мысли, что автором посланий был имам Ахмад бен Абдаллах" 15 .
Современный же писатель-исмаилит утверждает, что автором их был имам Абдаллах бен Мухаммад, который поручил "благородным соратникам" - Абдаллаху бен Маймуну по прозвищу "Чаша мудрости", Абдаллаху бен Саиду бен аль- Хусейну и Абдаллаху бен Хамдану записывать под диктовку его мысли, но имам умер, не успев завершить свое дело, и окончил послания его сын Ахммад бен Абдаллах 16 . Опирается же автор в этом рассказе на послание сирийского проповедника Абу-аль-Маали "Положения и основы". Однако он же в предисловии к книге "Древо истины" карматского проповедника Амдана говорит, что автором посланий "братьев чистоты" и друзей верности был имам Ахммад бен Абдаллах бен Мухаммад бен Исмаил и называет его "Истинным мудрецом". Опирается же он на слова Амдана о том, что автором посланий действительно был имам Ахмад бен Абдаллах, которому принадлежит также утраченная книга исмаилитского толка "Итоги" 17 .
Столь различные мнения в исмаилитских повествованиях внушают определенные сомнения в истинности самих этих источников. Возможно, впрочем, что здесь сказалось стремление во что бы то ни стало сохранить ореол таинственности вокруг авторов посланий "братьев чистоты", что было свойственно и самым близким друзьям составителей. Примечательно, однако, что в большинстве исмаилитских источников упоминается имя имама Ахмада бен Абдаллаха.
Важный вывод делает один современный исследователь: "Собрание посланий "братьев чистоты", - пишет он, - не является полным. Значительное число текстов было утрачено. Может быть, когда-нибудь удастся их обнаружить и установить имена их авторов, а также время появления на свет" 18 .
Большинство исследователей опирается, однако, на рассказ ат-Таухи-ди, называя при этом различное число авторов посланий. Кадиму'атазилит Абд аль-Джаббар приводит, например, четыре известных имени. Из его рассказа о них следует, что они относится к "братьям чистоты". Мы упоминаем о самом знаменитом из них - кади аз-Зинджанни, последователями которого были писатель Зейд бен Рифаа, Абу Ахмад ан-Нахраджани, аль Ауфи и астролог Абу Мухаммад бен Абу-аль-Бигль. Они живут в Басре, а иные - в других местах" 19 . Здесь дополнительно упоминается Абу-аль-Бигль, но нет Аль-Бусти. К тем же именам, которые приводятся у ат-Таухиди, некоторые добавляют и его самого, а также его учителя ас-Саджастани, Абу-Зикрия аль-Умри, Абд ас-Саляма бен аль-Хусейна аль-Басри, Мухаммада Абу-аль- Фараджа, Абу Суфьяна аль-Хальвани, считая всех их сочинителями посланий. Здесь допущена явная ошибка. Фактически речь идет о друзьях ас-Саджастани 20 .
Для посланий "братьев чистоты" характерна энциклопедичность: в идейном, философском, политическом и других смыслах.
Раздел первый включает четырнадцать посланий, относящихся к точным наукам: - о вычислении, геометрии, астрологии, музыке, описании Земли, числовых и геометрических пропорциях, научных и практических занятиях, основаниях различия нравов, логике (исагогике. - первом из логических разделов), десяти основаниях (категориях) философии, теологии, "первой аналитике" (аналогии), "второй аналитике" (доказательству). Этот раздел включает темы первой части посланий логико-математического цикла.
Раздел второй - естественнонаучный - включает семнадцать посланий о первичной материи и форме, небесах и мире, возникновении и исчезновении, небесных явлениях, минералогии, сущности природы, видах растений, живых существ, строении человеческого тела, чувстве и ощущаемом, проекции точки, утверждении ученых, что человек - это микрокосм, появлении души в человеческом теле, познавательных способностях человека, значении смерти, свойствах субъекта и существе жизни и смерти, причинах различия языков, почерков и терминов.
стр. 132
Раздел третий - рационально-духовный - содержит послания о началах разума по Пифагору (в этом важнейшем положении излагается теория "божественной эманации"), о взглядах "братьев чистоты" и "друзей верности" относительно начал разума, утверждения ученых, что мир - это человек- макрокосм, разуме и объекте разумения, "развертывании и свертывании", смене времен года, веков и судеб, сущности любви, сущности воскресения, судного дня и вознесения, количестве видов движения, причинах и следствиях, заповедях и обрядах.
Раздел четвертый - одиннадцать посланий богословского характера описывают верования и доктрины, пути к Аллаху, отношения между "братьями чистоты", веру и качества подлинно верующих, сущности божественного порядка и требования Закона, молитву, обращенную к Аллаху, деяния духовных сущностей, джинов ангелов и шайтанов, различные виды политики, устроение мира, сущность колдовства и предрассудков.
Таковы области знания, затронутые "братьями чистоты" в их энциклопедическом труде, состоящем из 52 посланий. Они свидетельствуют о широте научной эрудиции их авторов. Из этого труда не переставали черпать другие идейные и политические течения, которые отделились от этой школы, заложившей политические и идейные основы исмаилитского движения всех направлений. Ее влияние ощущается и по сей день.
"Общее послание" (его ошибочно приписывают аль- Маджрити), естественно, дополняет труды "братьев чистоты" а также подводит итог тому, что было изложено в пятидесяти двух посланиях. Оно имеет исключительно важное значение. Считалось, что оно было доступно лишь тому, кто занимал высокое место в исмаилитской иерархии и усвоил содержание предыдущих посланий. Джамиль Салиба считает, что были и другие послания "братьев чистоты". Есть упоминания о том, что всего было 61 послание 21 . Очевидно, существуют послания, до сих пор еще не опубликованные.
Из содержания посланий явствует, что эта школа имела философский характер. Как организация она представляла собой тайное общество, в котором формировались первые проповедники исмаилитского движения. Анонимность стала с тех пор принципом деятельности и организационной структуры братства. Школа "братьев чистоты" создала внутреннюю организацию, которая служила для отбора и приема желающих участвовать в исмаилитском движении 22 . "Братья чистоты" сделали философию доступной для широких масс разрушили монополию на философскую мысль, которой прежде обладали только образованные круги общества. Разработанная этой школой "теория эманации" стала краеугольным камнем исмаилитской мысли наряду с "теорией имамата". Эманация рассматривалась братьями с учетом времени и места, в дополнение к ее духовному аспекту. "Братья" стремились к тому, чтобы воспитать человека умным и опытным, добродетельным и чутким, басрийцем благородных манер, арабом по вере, ханефитом по убеждениям, иракцем по обходительности, обладающим практической сметкой иудея, прямотой духа христианина, благочестием сирийца, ученостью грека, проницательностью индуса, исполняющим заветы суфием, малекитом по нраву, монахом по взглядам, владеющим знанием о делах божественных, смелым и стойким. Эта школа не отдавала предпочтения ни одному народу перед другим и стремилась к созданию общества, свободного от тирании и насилия. Школа "братьев чистоты" опиралась одновременно на науку и практическую деятельность. В области языкознания ее приверженцы разработали свою теорию синтаксиса и первыми использовала ее в своих исследованиях.
Школа "братьев чистоты" заложила прочную основу для исмаилитской философской и политической мысли. Их посланиями руководствовались проповедники на всех этапах исмаилитского движения. Послания, "братьев" были для них руководством к действию.
стр. 133
Примечания
* Все источники и литература, указанные в сносках, - на арабском языке.
1. Мнения исследователей относительно времени появления движения "братьев чистоты" и распространения их посланий расходятся. Некоторые относят его к X веку.
2. Мустафа Галиб. История исмаилитского призыва. Бейрут. 1965, с. 14.
3. История мудрецов Ислама. Хайдар-Абад. 1946, с. 52 - 53.
4. Абдо аш-Шимали. История арабо-мусульманской философии. Бейрут. 1965, с. 289.
5. Абд ар-Раззак Мухи-д-Дин. Абу Хитан ат-Таухиди, его жизнь и творчество. Каир. 1949, с. 238.
6. Наслаждение и общение. 2/3 - 5, Ночь семнадцатая. Каир. 1949.
7. Послания, раздел четвертый, с. 434, исследование Хайр ад- Дина аз-Зоркали. 1928. См. Мухаммад Фарид Хаджаб. Политическая философия в посланиях "братьев чистоты". 1982, с. 29.
8. См. послание N 45, четвертое в разделе по богословию, 4/14 - 120.
9. Известия о мудрецах и ученых. 1/59. Каир. 1938.
10. Наслаждение и общение. 2/4-5, 2/5, аль-Байхаки, с. 35 - 36.
11. Якут аль-Хамауи называет его Ахмадом ан-Нахром Джаури и говорит о нем так: "Это знаток аруда, в котором он тонко разбирается, следуя заветам Абу-аль-Хасана и других ученых. Он поэт басрийской школы. Убеждения его скверны, он открыто проявляет неверие. Он холост и бездетен. В философии он сведущ, особенно в ее началах, опытен и в арабских науках, где постиг большего, чем в поэзии. Умер он в 1015 году н. э." (См. Му'джам аль-Удаба, 5/73 - 79, алеппское издание.)
12. Язык меры. 2/506, Каир. 1942.
13. Наслаждение и общение, 2/8.
14. Омар ад-Дасуки. "Братья чистоты". Каир, 1947, с. 46; Або аш-Шимали. Ук. соч. с. 401; Ахмад Заки-паша в предисловии к Посланиям, с. 28 - 31; Мухаммад Фарид Хаджаб. Ук. соч., с. 76 - 79 и др.
15. "Времена и известия" (рукопись), о которой упоминал Мустафа Галиб в книге "Столпы исмаилизма", с. 129 - 130, 132 - 133.
16. Амир Тамир. Правда о "братьях чистоты", с. 8.
17. См. Столпы исмаилизма, с. 136, прим. 1; Ариф Тамир. Древо истины. 1/402, Бейрут. 1982.
18. Ахмад ат-Турейки. Тайна тайн о том, как творить политику и достигать первенства. (О "братьях чистоты" и "друзьях верности"). Бейрут. 1983, с. 6.
19. См. "Утверждение свидетельств пророчества" Абд аль- Джаббарина Ахмада аль Хамдани, 2/611.
20. История исмаилитского призыва, с. 164; Мухаммад Фарид Хаджаб. Политическая философия в посланиях "братьев чистоты", с. 66. 21; Ахмад ат-Турейки. Ук. соч. Тараблюс, с. 5.
22. Абд ар-Рахман Бадауи не согласен с этим мнением, полагая что "братья чистоты" не примыкали к исмаилитскому движению ("Мусульманские доктрины", 2/236).
23. См. Хусейн Мруе. Материалистические направления в арабо-мусульманской философии. 2/378. Бейрут. 1978.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |