Libmonster ID: KZ-2091
Автор(ы) публикации: М. НИКИТИН, И. АДЯСОВ

М. НИКИТИН, Кандидат исторических наук

И. АДЯСОВ

Текущий год по праву является знаковым в жизни Уганды и в качестве такового уже, задолго до своего окончания, занял свое место в истории. 23 февраля в стране состоялись президентские и парламентские выборы, на которых, как и ожидалось, убедительную победу уже в первом туре одержали действующий президент Иовери Кагута Мусевени и возглавляемое им Национальное движение сопротивления (НДС). Й. Мусевени набрал 59,26%, более чем на 20% опередив своего главного оппонента К. Бесидже, представлявшего "Форум за демократические перемены".

СИМВОЛИЧНОСТЬ ВЫБОРОВ

Выборы прошли в знаменательный год - исполнилось ровно 20 лет с того момента, как в январе 1986 г. возглавляемые нынешним президентом силы сопротивления окончательно разбили правившую военную клику Тито Окелло, положив начало стабилизации ситуации в этой стране, когда-то названной У. Черчиллем "африканской жемчужиной".

Для столь высокой оценки имелись все основания - к второй половине XIX в. территория северного Межозерья давно уже была центром интенсивных процессов политогенеза, приведших к созданию сильных централизованных государств Буганда, Буньоро, Нкоре, Торо и многочисленных более мелких этнополитических образований. В Буганде в 1888 - 1890 гг. вслед за "открытием" региона для внешнего мира и появлением арабо-суахилийских торговцев и европейских миссионеров прошла так называемая "христианская революция"1, в ходе которой сформировались боровшиеся за власть религиозно-политические группировки. Вожди баганда активно сотрудничали с английскими колонизаторами и заимствовали европейские инновации, за что получили прозвище "черных европейцев" и "японцев Африки"2.

Последнее сравнение, пусть и вызывающее настороженное отношение, было не случайным, так как в Европе в конце XIX - начале XX в. у всех на устах был пример уникальной модернизации Японии в эпоху Мэйдзи, а действия элиты баганда давали почву для подобных ассоциаций3.

К моменту прихода к власти Й. Мусевени "жемчужина" давно потеряла свой блеск. Долгое правление выходцев с севера Милтона Оботе в 1962 - 1971 гг. и 1981 - 1985 гг., генералов Иди Амина в 1971 - 1979 гг. и Тито Окелло в 1985 - 1986 гг. сопровождалось насильственной сменой к власти, мятежами и переворотами, ростом криминала, убийствами и бесследным исчезновением сотен тысяч жителей страны, изгнанием "азиатов" и последовавшим вскоре крахом экономики. Нищета населения, отсутствие эффективной системы управления, экономическая разруха, болезни, голод, разделенная по этническому, региональному и религиозному признакам страна - вот лишь некоторые из проблем, с которыми пришлось столкнуться новой власти.

За прошедшие двадцать лет многое удалось изменить. Сейчас Уганда - это политически стабильная страна с достаточно эффективно функционирующей системой власти, с динамично развивающейся на протяжении всех этих лет экономикой и растущими показателями уровня жизни населения.

В Уганде укрепляются определенные демократические свободы - действуют независимые печатные и электронные СМИ, что продемонстрировала острая предвыборная кампания, изобиловавшая критикой и обвинениями в отношении кандидатов в президенты. Можно говорить о происходящем в стране росте политической культуры, когда действующий президент вслед за жесткой критикой со страниц газет "Дейли Монитор" или "Ред Пеппер" стремится не расправиться с прессой, а прислушивается к ней; когда несмотря на оказываемое на него давление проигравший претендент не выводит людей на улицы, а уже второй раз подряд (первый раз К. Бесидже проиграл на президентских выборах 2001 г.) обращается в суд, пытаясь оспорить итоги голосования.

Символичными выборы стали еще и потому, что прошло ровно 10 лет, как власть в стране перешла к гражданскому правлению, и Й. Мусевени выиграл первые прези-

стр. 33


дентские выборы в 1996 г., а затем и выборы 2001 г. Действовавшая на протяжении всего этого периода так называемая "непартийная демократия", характеризовавшаяся полновластием НДС, фактически сведенным к минимуму пространством для деятельности политических партий и иерархической централизованной системой управления в виде комитетов сопротивления (местных советов) пяти уровней, выполнила свою историческую миссию, обеспечив значительную степень управляемости обществом и выполнения задач восстановительного периода. Несмотря на это, спустя десять лет процесс политического развития привел к необходимости модернизации сложившейся в стране политической системы.

"ОТКРЫТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА"

Одним из краеугольных камней политической философии Й. Мусевени еще со времен гражданской войны первой половины 1980-х гг. была необходимость непримиримой борьбы с сектантством политических партий, разрушавших единство общества. "Антисектантство" стало, по его образному выражению, "правильной политической терапией"4 как в период борьбы за власть, так и после ее захвата. Объявленная установка этого "лечения" заключалась в том, что народ должен выбирать своих представителей во властные структуры на основе их личных заслуг и способностей, а не исходя из принадлежности к политическим, религиозным или трайбалистским сообществам.

"Политика Уганды в эпоху независимости была бессовестно сектантской: Демократическая партия - главным образом для католиков, Народный конгресс Уганды - преимущественно для протестантов вне Буганды, и Кабака Екка (только кабака/король. - М. Н.) - для протестантов в Буганде", - было записано в известной "Программе 10-ти пунктов НДС"5. Й. Мусевени заявил о решимости "энергично бороться" против религиозно-политического сектантства, и эта борьба, несомненно, дала свои результаты. В таком случае на первый поверхностный взгляд несколько нелогичным выглядит отказ от доказавшей свою дееспособность власти НДС в пользу многопартийной политической системы. Но если присмотреться внимательно, то поведение правящего режима становится более понятным и продуманным.

Процесс перехода к новой системе начался пять лет назад практически одновременно с предыдущими президентскими выборами и стал естественным результатом произошедших за предшествующие пятнадцать лет перемен. Главная тенденция развития заключалась в весьма умеренной, но поступательной демократизации политической жизни Уганды по мере наведения порядка в стране, восстановления ее экономики, а также роста политического сознания и политической культуры населения.

В феврале 2001 г. была создана Комиссия по рассмотрению конституционных вопросов, которая спустя почти три года исследований и многочисленных дискуссий подготовила и в декабре 2003 г. направила правительству доклад, главный вывод которого заключался в необходимости перехода к многопартийной политической системе.

Кроме того, рекомендовалось внести ряд изменений в конституцию страны, в частности, из статьи 105 изъять положение о возможности пребывания в должности президента страны в течение не более двух сроков по пять лет каждый6. Эта норма, как утверждалось, противоречит статье 1 Основного закона, которая именно народу отдает право решать, кто будет управлять им. Доклад комиссии рекомендовал окончательно определиться в данном вопросе посредством народного волеизъявления на референдуме. Предлагались и иные конституционные изменения - дать людям право иметь двойное гражданство, создавать объединяющие несколько дистриктов региональные правительства и другие.

Хотя, стоит отметить, выводы комиссии были предопределены принятыми Национальной конференцией и Национальным исполнительным комитетом НДС еще в марте 2003 г. решениями об "открытии политического пространства" и отмене ограничений на срок президентства.

Й. Мусевени пошел на такой шаг, как он сам объяснил, по трем причинам7. Во-первых, НДС стало постепенно терять внутреннее единство. Часть его активистов, включая некоторых членов парламента, ставших таковыми лишь на условиях своей верности НДС, начали выступать с критикой его руководящих органов, что приводило к непринятию "нужных" решений и, в итоге, нереализованным проектам и материальным потерям. Например, именно их президент винит в 7-летнем затягивании с реализацией проекта строительства ГЭС на р. Нил в

стр. 34


районе Буджагали, что стало одним из факторов обострения энергетического кризиса.

Во-вторых, состоявшаяся в 1996 - 2001 гг. череда выборов показала, что не менее четверти электората устойчиво не хотели жить под "одной политической крышей" Движения и голосовали против его представителей.

В-третьих, за рубежом, в немалой степени благодаря этому меньшинству, сложилось мнение о недемократичности существующего режима и подавлении оппозиции. По всей видимости, не стоит забывать и еще об одном, четвертом, факторе - с момента прихода НДС к власти прошло много времени, и, как считает постоянный представитель Уганды при ООН Ф. Бутагира, в атмосфере активной антисектантской идеологии и политики выросло новое поколение граждан, не связанных со "старыми" партиями и имеющее несколько иные представления8.

Справиться с этими проблемами или, как образно выражается угандийский президент, "убить трех птиц одним камнем", по его мнению, очень просто - надо "позволить им уйти", то есть дать оппонентам и несогласным возможность политической самоорганизации и деятельности в "открытом политическом пространстве", что, как здесь считают, должно лишь укрепить и консолидировать Движение.

В 2005 г. переход к новой системе нашел свое воплощение в принятых абсолютным большинством голосов решениях парламента об изменении конституции и переходе к многопартийной политической системе, а также о снятии ограничений на сроки пребывания в должности президента. Наконец, 28 июля 2005 г. в ходе референдума население проголосовало за "открытие политического пространства" и возвращение партий в политическую жизнь страны. Кроме того, была принята целая серия законодательных актов -"Акт о президентских выборах" 2005 г., "Акт о парламентских выборах" 2005 г., "Акт о политических партиях и организациях" 2005 г., - обеспечивших юридическую базу для проведения выборов.

"ПРОЦВЕТАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" И ЕГО КРИТИКИ

Если на президентских выборах 1996 г. манифест НДС назывался "Энергичное решение стоящих перед нами задач", а через пять лет, в 2001 г. - "Закрепление достижений", то на этот раз уже правящая теперь партия, вышедшая на выборы под новой аббревиатурой НДС-О (организация), выдвинула в качестве лозунга на ближайшие пять лет "Процветание для всех".

В этих последовательно сменявшихся приоритетах политического дискурса власти довольно четко отражена суть происходивших и продолжающихся преобразований. В стране действительно удалось многого достичь. В 1986 - 2005 гг. экономика росла в среднем на 6 - 6,5% в год, объем ВВП утроился и составляет сейчас более 7 млрд. долл., инфляция уменьшилась с 240% до 5% в год. Экспорт товаров и услуг вырос с 253,47 млн. долл. в 1992/1993 г. до 1195,92 млн. долл. в 2004/2005 финансовом году.

Численность населения Уганды выросла с 16.7 млн. в 1991 г. до 26.8 млн. человек в 2005 г. при средних темпах прироста 3% в год9, а доход на душу населения, согласно одному из последних докладов Всемирного банка, составляет сейчас 270 долл.10

Только за 2001 - 2005 гг. в результате продолжения реализации курса на экономическую и финансовую либерализацию прямые иностранные инвестиции выросли со 133,4 млн. долл. до 248,8 млн. долл. в год, а инвестиции частного сектора - с 12,8% до 18% ВВП. Была успешно реализована программа реструктуризации и приватизации государственных банков, что привело к значительному росту эффективности и производительности банковской деятельности. Косвенным индикатором экономического роста служит рост за пять лет на 80% объема частных переводов, который составил в 2004/2005 фискальном году 462,4 млн. долл.11

Уганда устойчиво поднимается в рейтинге индекса развития человеческого потенциала (Human Development Index). Если в 1997 г. она занимала по этому показателю 158-е место, то в 2003 г. - 144-е место12.

В области здравоохранения за 2000 - 2005 гг. охват вакцинацией возрос с 43% до 87% населения, доступ к медицинским центрам в радиусе 5 км теперь имеют 84% вместо прежних 49% жителей, а число госпиталей увеличилось с 80 до 169. Благодаря энергичным усилиям руководства удалось взять под контроль распространение эпидемии СПИДа и почти в 3 раза уменьшить за последние 10 лет процент ВИЧ-инфицированных, составляющий сейчас 4,1% в возрастной категории 15 - 49 лет13.

В области образования объявлено о достижении всеобщего начального образования. С 1986 г. по настоящее время показатель общей грамотности насе-

стр. 35


ления поднялся с 50% до 70%, число учащихся средних школ возросло со 122 тыс. до 850 тыс., а студентов ВУЗов - с 5 тыс. до 57 тыс.

Однако руководство страны осознает огромное количество имеющихся в стране проблем, в первую очередь, бедность значительной части населения, что предопределяет необходимость смены приоритетов с радующих глаз макроэкономических и финансовых показателей в сторону улучшения жизни каждого конкретного человека. Кроме того, зачастую за внешне благоприятными усредненными цифровыми показателями в социальной сфере скрывается очень низкое качество предоставляемых услуг и региональный диспаритет.

Согласно предвыборному Манифесту НДС, стратегический вектор развития ориентирован на достижение устойчивого улучшения жизни человека, на создание богатства путем трансформации бедной крестьянской страны в современное, индустриальное, единое и процветающее общество в стабильном и мирном окружении. Манифест довольно органично сочетает декларирование целей и направлений развития с прописанными применительно к различным сферам жизни и регионам мерами по их осуществлению. Были озвучены амбициозные задачи достижения всеобщего среднего образования, искоренения малярии, создания системы социального медицинского страхования, превращения страны в телекоммуникационный центр Африки, и ряд других14.

Главными критиками Манифеста стали оппозиционные партии и выдвинутые ими претенденты на пост президента. Среди них главным соперником вновь, как и пять лет назад, стал бывший соратник Й. Мусевени по партизанской борьбе и в то время его персональный доктор, а ныне вернувшийся после четырехлетнего вынужденного пребывания в Южной Африке полковник в отставке Кизза Бесидже. Он вернулся в страну осенью 2005 г., возглавил "Форум за демократические перемены" и сразу попал на скамью подсудимых по обвинениям в терроризме и изнасиловании, что, как считают аналитики, лишь усилило его популярность15. Дела рассматривались Верховным и Военным судами. Тем не менее, Избирательная комиссия допустила К. Бесидже к участию в выборах.

В предвыборную гонку включились и старые политические силы - Демократическая партия (ДП) во главе с бывшим мэром Кампалы Джоном Ссебана Кизито и Народный конгресс Уганды (НКУ), выдвинувший в качестве своего кандидата Мирию Оботе, вдову скончавшегося в октябре 2005 г. в южноафриканском госпитале бывшего президента страны и лидера партии Милтона Оботе. Наконец, пятым претендентом стал независимый кандидат Абед Бваника.

Оппоненты жестко критиковали правящий режим за отсутствие нового видения решений многочисленных проблем за то, что тезис об индустриализации является лишь ярким лозунгом, не наполненным конкретной программой действий, что, по меньшей мере, спорным является настойчивое стремление Й. Мусевени объединиться с Кенией и Танзанией в политическую федерацию к 2013 г. Наконец, утверждали некоторые критики, как можно верить человеку, который обещал в 2001 г. в последний раз баллотироваться на пост президента и нарушил сейчас данное слово?

К. Бесидже клеймил действующего президента и НДС за осуществление политики, которая разделила страну на север и юг, за нежелание покончить с продолжающейся почти 20 лет войной на севере. На юге, по его словам, страна также разделена на клику, монополизировавшую богатства страны, и тех, кто не имеет самого необходимого для жизни. Поэтому в его манифесте приоритет был отдан реинтеграции разоренных войной районов в остальную страну.

Оппозиция обвиняла правящий режим в достигшей огромных масштабов в армии и госструктурах коррупции, в разбазаривании государственных и донорских средств, в присвоении политической элитой НДС, их родственниками и иностранными друзьями денег во время приватизации, а также в "умелой" организации тендеров, когда победителями и подрядчиками становились "нужные", но некомпетентные люди и компании. Лично Й. Мусевени был обвинен в использовании государственных финансов и служебных возможностей для ведения предвыборной кампании.

Наконец, в ход борьбы вмешался и внешний фактор. Главного оппозиционного лидера К. Бесидже поддерживали западные страны и международные организации. Решение Й. Мусевени изменить конституцию, чтобы иметь возможность пойти на следующий срок после 20 лет нахождения во власти, заметно охладило его отношения, прежде всего с теми, кто на протяжении долгого времени считался "другом" Мусевени - США и Великобританией. С весны 2005 г. было организовано массированное давление западных спонсоров, удержавших из ранее выделенной помощи более 70 млн. долл. Президент подвергся критике в международных СМИ.

Спустя полтора месяца после выборов Й. Мусевени признал, что послы западных стран, аккредитованные в Уганде, настойчиво предлагали ему уйти в отставку и получить работу в системе ООН, от чего он отказался. По сути, была предпринята очередная попытка подготовить вариант "цветной" революции с приходом к власти оппозиционного лидера. Однако уже к концу прошлого года, особенно после осеннего визита президента Уганды в США и проведения анализа расстановки политических сил, стало ясно, кто будет победителем, и что применяемая оппозицией в других странах для прихода к власти модель "либо мы побеждаем, либо они обманывают" в Уганде не пройдет.

Дело в том, что, несмотря на горячий пафос и критику со стороны конкурентов, необходимо признать - программы претендентов практически ничем не отличались, а в такой ситуации чаша весов склоняется в пользу того, кто более популярен в народе как личность и руководитель. А по этим параметрам у Й. Мусевени конкурентов не было, так как его политическим соперникам нечего было противопоставить определенным дости-

стр. 36


жениям НДС и действующего президента в развитии страны.

ИТОГИ ВЫБОРОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Итоги выборов подтвердили прогноз о победе действующего президента в первом туре. По официальным данным, при явке 69% от имеющих право участвовать в выборах Й. Мусевени получил 59,26% голосов избирателей, К. Бесидже - 37,39%, Дж. Ссебана Кизито - 1,58%, А. Бваника -0,95% и Мирия Оботе - 0,82%, впрочем, последняя уже вошла в историю страны как первая женщина, претендовавшая на пост президента.

Объективность результатов не вызывает сомнений, что подтвердили проведенный "Демгруппой" (объединением ряда НПО) независимый подсчет голосов и выводы международных наблюдателей, в основном признавших выборы спокойными и демократичными, хотя со стороны Евросоюза и Содружества звучали и резкие суждения. Тем не менее, имевшие место нарушения - незапечатанные урны для голосования, отсутствие фамилий избирателей в списках, двойное голосование, запугивание и другие - несмотря на их многочисленность, как было позднее признано и судебными инстанциями, не могли повлиять на исход голосования.

Что, прежде всего, обращает на себя внимание - это устойчивое продолжение снижения числа голосующих за Й. Мусевени, который на этот раз голосов получил на 10% меньше, чем в 2001 г., и на 16% меньше, чем в 1996 г. Сам победитель объясняет данный факт организационными недочетами и искажениями в проведении кампании16, хотя, на самом деле, имеется ряд объективных факторов.

Во-первых, это замедление темпов экономического роста и обострение энергетического кризиса. Если еще четыре года назад подобных проблем практически не было, то сейчас даже в столице происходят регулярные отключения электроэнергии, не говоря уже о других населенных пунктах. А это не только неудобство для населения, но и сдерживающий фактор для развития экономики при высоких мировых ценах на энергоносители.

Во-вторых, нерешенность многих насущных проблем усиливала фактор протестного голосования. Избиратели голосовали против НДС и Й. Мусевени не потому, что были их идеологическими противниками или приверженцами программ других партий, а по причине отсутствия дорог или жилья, еды или возможности получить необходимое лечение. Взять хотя бы запыленность и дороги в Кампале, состояние которых ухудшилось за последние годы и никак не соответствует статусу столичного города. В центре города нет нормальных дорог даже к таким популярным туристическим местам, как бахаистский храм и усыпальница кабак на холме Касуби.

В-третьих, несмотря на определенные успехи правительства, почти двадцать лет продолжается война на севере с так называемой "Господней армией сопротивления" (ЛРА - Lord's Resistance Army) Дж. Кони, давно дегенерировавшей в банду головорезов, убивающих и терроризирующих местное население.

Прежние усилия правящего режима по военному разгрому сопротивления были успешными лишь частично, а попытки различных групп наладить мирный процесс провалились.

В результате нападений на мирные селения, особенно участившиеся в 2002 - 2004 гг., десятки тысяч человек были убиты, изнасилованы или похищены. Свыше 1,7 млн. человек, включая 935 тыс. детей, были вынуждены покинуть места постоянного проживания, и большая часть из них (1,4 млн) в настоящее время пребывает в ужасных условиях в

стр. 37


более чем 200 лагерях для вынужденных переселенцев. До половины работоспособного населения в субрегионе Ачоли является избыточной рабочей силой, так как в лагерях нет возможностей для найма такого количества людей. В лагерях процветают пьянство, токсикомания и сексуальное насилие, уровень инфицированность вирусом ВИЧ/СПИД в дистрикте Китгум составляет 7,9% при среднем по стране уровне в 6,2%17.

По данным опубликованного в апреле 2006 г. обзора ситуации в северной Уганде, 70% населения затронутого войной региона живут в абсолютной бедности. При этом каждый взрослый тратит в месяц на потребление лишь 11 долл., когда по нормам Всемирного банка "абсолютная бедность" наступает при жизни менее чем на 1 долл. в день. Уровень грамотности населения в регионе является одним из самых низких в Уганде и составляет 54%, что на 14% ниже, чем в среднем по стране, а 14% молодежи в возрасте от 6 до 25 лет никогда не учились в школе18.

Согласно другому докладу, подготовленному объединением 50 угандийских и международных НПО19, в 2005 г. каждый день в результате насилия, болезней или плохих условий в лагерях умирали 129 человек, в том числе 58 детей. Двадцатилетний конфликт оказал ужасающее воздействие на положение детей - 25 тыс. были насильно похищены с целью пополнения рядов ЛРА или чтобы сделать из них сексуальных рабов, 41% всех умерших в лагерях составляют дети, не достигшие пятилетнего возраста. 737 школ на севере, то есть 60% от их общего числа, не работали из-за войны. К 80% лагерей для перемещенных лиц в дистриктах Гулу, Китгум и Падер в прошлом году нельзя было добраться без военного эскорта, а из-за опасений быть насильно похищенными 45 тыс. детей уходили из лагерей на ночь в более безопасные места. Общие экономические потери Уганды от войны на севере оцениваются данным докладом в 1,7 млрд. долл., то есть порядка 85 млн. долл. в год20.

При этом в северных районах полностью отсутствует вера населения в способность правительства Й. Мусевени нормализовать их жизнь, и более того, существует устойчивый стереотип, что правительству выгодна такая ситуация. Положение в субрегионе Тесо ухудшала не только угроза нападений боевиков ЛРА, но и постоянные набеги их соседей - карамоджонгов за скотом, в результате чего, вновь же распространялись слухи о сговоре И. Мусевени и карамоджонгов.

В-четвертых, сказался фактор чисто психологической усталости от одного и того же лидера, уже два десятилетия возглавляющего страну, и понимание необходимости прилива во власть "свежей крови". Вдобавок, в последнее время от Й. Мусевени отошли ряд его старых друзей и соратников, что также сыграло на настроениях части городского электората. Сказались и недостатки в организации предвыборной кампании, когда зачастую представители НДС на местах конкурировали друг с другом за места в парламенте вместо того, чтобы проводить мобилизацию населения в пользу своей партии.

Как бы то ни было, голосование показало, что К. Бесидже не так силен, а Й. Мусевени не так слаб, как это хотела представить оппозиция. С другой стороны, перед президентом, без сомнения рассчитывающим на долгую политическую жизнь, стоят очень серьезные задачи по решению проблем страны, что является единственным и главным залогом его успеха на выборах через пять лет.

Другой вывод, следующий из итогов голосования, заключается в сохранении фактически раздела страны по линии северо-восток - юго-запад. Северо-восток, центр, запад и юг страны по традиции голосовали за Й. Мусевени, а север и северо-запад - за К. Бесидже. В таком географическом делении нет ничего необычного, так как подобная модель была характерна и для предыдущих выборов.

Этнолингвистический фактор действительно делит страну на бантуязычные территории к югу от озера Альберт, реки Виктория-Нил и озера Кьога, а также нилотский север/северо-восток и крайний северо-запад, населенный группой родственных народов мору-мангбету21. Но попытки наряжать современную Африку исключительно в рясы трайбализма не имеют ничего общего с наукой и реальным пониманием ситуации, когда поведение населения определяется множеством современных по своему происхождению факторов, среди которых этнический является лишь одним из многих.

На выборах в Уганде одна часть нилотов севера голосовала за представителя банту муньянколе К. Бесидже, а другая, например, карамоджонги, - за еще одного муньянколе Й. Мусевени, население дистрикта Рукунгири выступило против своего сородича К. Бесидже, а баконжо дистрикта Касесе - против тоже банту Й. Мусевени. Гораздо более важную роль играли социально-экономические факторы, благоустроенность или отсталость территорий, наличие или отсутствие необходимой инфраструктуры, мир/безопасность или продолжающаяся война.

Из других тенденций стоит выделить различное голосование жителей сельской местности, 70% которых поддержало дейст-

стр. 38


вующего президента, и горожан, более половины которых поддержало лидера оппозиции; а также реальное и, по всей видимости, означающее конец их политического бытия, поражение старых политический партий ДП и НКУ. А в целом, главное заключается в том, что уходит в прошлое однопартийная система НДС и всем политическим силам придется учиться жить и играть по правилам многопартийной политики.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПОБЕДИТЕЛЯ

Прошедшие одновременно с президентскими выборы в парламент, а чуть позднее и голосование в местные органы власти стали подлинным триумфом НДС. Представителями Движения являются 1171 член советов дистриктов из 1541, 616 председателей из 920 в местных советах 3-го уровня, 52 председателя советов дистриктов из 69, 6 мэров городов из 13, а также порядка 200 депутатов парламента. Таким образом, сейчас Й. Мусевени имеет хорошую поддержку в центральных и местных органах власти для проведения намеченной политики преобразований и реализации целей Манифеста.

Надо отдать должное президенту, который весьма прагматично реагирует на критику в свой адрес. Уже в течение первых месяцев после выборов он провел интенсивную серию встреч с региональными лидерами и активом НДС. В отношении коррупции из его уст прозвучало недвусмысленное заявление, что "мы знаем, когда надо вынуть кнут"22. Активизирована деятельность по разработке и осуществлению "Плана Маршала" для восстановления северной Уганды, создан Совместный комитет по координации и мониторингу во главе с премьер-министром профессором А. Нсибамби, который и будет осуществлять план.

Более того, усилия армии и правительства приносят свои плоды - к середине 2006 г. практически прекратились нападения и убийства мирных жителей, остатки ЛРА численностью от 150 до 400 человек прячутся за пределами Уганды на территории ДРК в Национальном парке Нгарамба. И хотя ситуация еще далека от своего разрешения, укрепившийся мир в субрегионах Тесо, Ланго и части Ачоли побуждает вынужденных переселенцев возвращаться в родные селения.

Президент заявил о готовности работать со своими противниками и организовать диалог на национальной платформе, что нашло свое отражение также и в объявленном в мае новом составе правительства, куда вошли представители практически всех регионов и этнических групп, а также такой известный политический деятель, как Эриа Категайя, бывший со школьной скамьи на протяжении всей жизни другом Й. Мусевени, но в последние годы остро критиковавший президента и ставший одним из представителей оппозиции.

Реально же только время покажет, сможет ли президент претворить слова в конкретные дела и доказать всему миру, что долголетнее пребывание в должности президента в Африке не обязательно должно приводить к печальным последствиям.


1 Wrigley C. C. The Christian Revolution in Buganda - Comparative Studies in Society and History. 1959, vol. 2, N 1, p. 33 - 48.

2 Twaddle M. Ganda Receptivity to Change - The Journal of African History. 1974, vol. 15, N 2, p. 303.

3 Позднее Д. Эптер в рамках своей концепции считал, что Буганда, подобно Японии, была "модернизирующейся автократией", а "инструментальный характер традиционных ценностей баганда" в сочетании с иерархической моделью власти были основой успеха перемен. См.: Apter D. E. The Political Kingdom in Uganda. Princeton, 1961, p. 21.

4 Museveni Y. Address to the Nation on Forthcoming Referendum - The New Vision. July 20, 2005.

5 Эта программа, представляющая собой политическую и экономическую стратегию восстановления Уганды, была разработана в ходе партизанской борьбы Армии национального сопротивления против правящего режима. После прихода Й. Мусевени к власти в январе 1986 г. данный документ стал основой идеологии правящего режима НДС. Программа включала следующие 10 пунктов: 1) установление реальной демократии на всех уровнях от деревни до парламента; 2) восстановление безопасности личности и собственности; 3) консолидация национального единства и искоренение всех форм сектантства; 4) защита и укрепление национальной независимости; 5) создание независимой, интегрированной и устойчивой национальной экономики; 6) реконструкция и улучшение деятельности социальных служб, восстановление опустошенных войной территорий; 7) искоренение коррупции и злоупотреблений властью; 8) исправление ошибок, которые привели к перемещению части населения и изъятию у них земли; 9) кооперация с другими африканскими государствами; 10) реализация экономической стратегии на развитие смешанной экономики. См.: 10-point Programme of the NRM // Museveni Y. Selected Articles on Uganda Resistance War. Kampala, 1986.

6 The Constitution of the Republic of Uganda, 1995.

7 Museveni Y. Let Them Go - Mubaleke bagende - http://www.statehouse.go.ug/news.detail.php7newsId-516&category-Issues

8 Butagira F. President Museveni Deserves a 3rd Term - The New Vision. December 6, 2005, p. 10.

9 Population Statistics. Uganda Bureau of Statistics - http://ubos.org

10 Doing Business in 2006: Creating Jobs. Washington, 2006, p. 157.

11 Mutebile E. T. Bank of Uganda. Achievements and Contributions 1987 - 2005 - The East African. March 27-April 2, 2006, p. 31.

12 Human Development Report 1999. N.Y., 1999, p. 137; Human Development Report 2005. N.Y., 2005, p. 221.

13 Uganda: UNAIDS/WHO Epidemiological Fact Sheets on HIV/AIDS and Sexually Transmitted Infections. N.Y., 2004, p. 2.

14 Prosperity for All. NRM Manifesto 2006. Kampala, 2006.

15 Kalinge-Nnyago O. D. Can Many Candidates Spoil Museveni's Broth... - The East African. January 16 - 22, 2006, p. 16.

16 Museveni Y. The 40-year NRM Struggle is Now Paying Off -The New Vision. March 7. 2006, p. 11 - 12.

17 Uganda: Time to Go Home? - http://www.irinnews.org /S_report.asp?ReportID=52900& Select-Region - East Africa

18 Musamali G. 70% North People in Abject Poverty - The New Vision. 2006, April 5, p. 5.

19 Доклад основан главным образом на данных за первую половину 2005 г. В настоящее время ситуация несколько улучшилась в результате более активных действий правительства, угандийской армии, различных международных организаций, ужесточившегося отношения мирового сообщества к руководителям ЛРА, внесенным в "черный список" подлежащих аресту и преданию суду. Изменившаяся ситуация позволила официальным лицам страны через прессу выступить с критикой этого и ряда других докладов, а в проправительственной газете "Нью Вижен" в апреле 2006 г. вышла серия публикаций под общим заголовком "Мифы и факты о северной Уганде".

20 Counting the Cost: 20 Years of War in Northern Uganda. CSOPNU. Kampala, 2006, p. 7 - 22.

21 Африка: энциклопедический справочник. М., 1987, т. 2, с. 204, 264 - 265, 492; Народы мира: историко-этнографический справочник. М., 1988, с. 263, 313, 562.

22 Sunday Vision. April 2, 2006, p. 19.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/УГАНДА-В-БУДУЩЕЕ-С-НОВЫМ-СТАРЫМ-ПРЕЗИДЕНТОМ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. НИКИТИН, И. АДЯСОВ, УГАНДА: В БУДУЩЕЕ С НОВЫМ СТАРЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 13.06.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/УГАНДА-В-БУДУЩЕЕ-С-НОВЫМ-СТАРЫМ-ПРЕЗИДЕНТОМ (дата обращения: 22.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. НИКИТИН, И. АДЯСОВ:

М. НИКИТИН, И. АДЯСОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
316 просмотров рейтинг
13.06.2023 (528 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
CHRONICLE NOTES 2012
54 минут назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
час назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
час назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
Вчера · от Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

УГАНДА: В БУДУЩЕЕ С НОВЫМ СТАРЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android