Libmonster ID: KZ-1134
Автор(ы) публикации: Х. Кырымлы

Небывалых размеров голод, охвативший Советскую Россию в 1921 - 1922 гг., привлек внимание многих стран. Первые признаки голода в Поволжье появились летом 1921 года. В очень короткий срок он распространился в окрестностях Уральских гор, бассейна реки Дон и уже к зиме охватил всю Украину и Крым. В большинстве местностей, где господствовал голод, особенно в районах Поволжья, Урала и Крыма, тюрко-язычное мусульманское население было преобладающим. Живя в тяжелых условиях голода, они обратились к Турции, а точнее к сформированному в Анкаре правительству Великого Национального Собрания Турции (ВНСТ).

Советская Россия была одной из первых стран признавших Анкарское правительство, установив с ним дипломатические отношения. Несмотря на все трудности, которые переживала Турция, интерес общественности к собратьям на севере не пропал. Комиссия помощи голодающим Крыма, которая была образована под председательством Рефета Паши в сотрудничестве с Красным Полумесяцем, развернула по всей Анатолии кампанию помощи, причем даже в самых отдаленных городах и поселках. Несмотря на очень плохое экономическое положение, кампания имела широкую поддержку народа. Собранная помощь была отправлена в Крым двумя частями - весной и осенью 1922 года.

Комиссию помощи голодающим во главе с Кады Кешшафутдином Терджуманий сформировало центральное Духовное управление мусульман внутренней России и Сибири (по-татарски "Диние Незарети"). Мусульмане Поволжья и Уральского края обращались за помощью к другим странам через Духовное управление, которое в своем "Воззвании и обращении к братьям мусульманам мусульманских стран" рассказывало об ужасных сценах голода, делая акцент на том, что под угрозой исчезновения находились мусульманские народы (татары, башкиры и киргизы). Это означало, что их положение было более чем ужасное и иностранная помощь требовалось безотлагательно. Особенно отмечалось, что в мусульманские государства будут направлены представители, а собранная помощь будет роздана голодающим под наблюдением Духовного управления1. Воззвание в письменном виде было изложено известным и влиятельным политическим деятелем российских тюрков Абдуррешидом Ибраимом. Вместе с этим, по его высказываниям, он был крайне против обращения к Турции. Объяснялось это тем, что такое поведение крайне некрасиво, учитывая, что российские тюрки остаются в наблюдательном положении, когда Турция ведет борьбу за независимость2. Но несмотря на возражения Абдуррешида Ибраима, Духовное управление решило послать представителей в Турцию. Отправились они


Кырымлы Хакан - доктор исторических наук, профессор Билькентского Университета. Анкара. Турция.

стр. 150

также в Египет, Афганистан, Иран, Финляндию, Эстонию, Литву и Восточный Туркестан (Кашгар)3. Старания Духовного управления не остались безрезультатными. Помимо Турции, голодающие Поволжья и Уральского региона получили помощь из Финляндии от живущих там волжских и уральских татар, а также из Афганистана. Кроме распределения помощи Духовное управление присматривало за детьми-мусульманами, оставшимися без крова4.

Наряду с воззванием к мусульманам мира, Духовное управление обратилось в находившееся в Анкаре Министерство по делам шариата правительства ВНСТ. В письме, подписанном главой Управления Ризаетдином Фахретдином и главой Комиссии Кешшафутдином Терджуманий, министру по делам шариата - Абдулле Азми Эфенди, рассказывалось об ужасных сценах голода, обращая внимание на то, что 12 млн. мусульман обречены на смерть. В письме подчеркивалось: "так как Министерство по делам шариата - лидер всего мусульманского мира, с ним связана большая надежда на помощь"5. В ответ Министерство, публикуя обращение ко "Всем мусульманам мира", перешло к действию. В нем рассказывалось о том, что мусульмане Турции, находящиеся под оккупацией вражеских сил, узнав, что мусульмане России подвергнуты такому бедствию как голод, позабыв о собственных проблемах, протянули им свой последний кусок хлеба, и получили от этого огромное удовлетворение. Министерство по делам шариата призывало всех мусульман мира к помощи посредством Общества Красного Полумесяца Турции6. Министерство послало это обращение на турецком языке во все села Анатолии и, переведя его на арабский и персидский языки, распространило по исламскому миру7.

Мусульмане России отправили в Турцию в качестве представителей Духовного управления выдающегося просветителя и религиозного деятеля Убейдуллу Бубий (1866 - 1938 гг.) и языковеда и педагога Тахира Ахмеджанулы Ильясий (1881 - 1933 гг.). Приехав в Стамбул в июне 1922 г., они вступили в переговоры с представителями Красного Полумесяца, которые решили расширить кампанию, охватив, помимо Крыма, Поволжье и Уральский край. В заявлении стамбульской прессе Бубий и Ильясий сказали, что для того чтобы объяснить турецкому народу бедственное положение, в котором находятся мусульмане России, будет опубликовано и распространено коммюнике. Так же было сообщено, что в скором будущем представитель мусульман России будет послан в Египет, где будет проявлена такая же инициатива8. Посланником мусульман России в Египет должен был стать Тахир Ильясий9, но английское правительство въезд ему не разрешило.

Находясь в Стамбуле, Убейдулла Бубий дал подробные разъяснения прессе о причинах голода и существующем положении. Стараясь не сказать что-либо обвинительное в адрес Советского правительства, он пояснил, что во времена царского режима плодородные земли были отобраны у мусульман и переданы христианам, и на данный момент мусульмане имеют менее пригодные для сельского хозяйства земли. Кроме того, царский режим ассигновал научно-техническую помощь только системе сельского хозяйства русского населения; лишенное такой возможности сельское хозяйство мусульман не прогрессировало. Таким образом, в то время как русский народ выращивает зерновые культуры и занимается садоводством, тюркские народы России вынуждены довольствоваться выращиванием всего нескольких видов злаков. В канун последнего случая голода наступила засуха, какой не было за последние двадцать лет, поэтому выращивать даже эти злаки стало невозможным. Живя в чрезвычайных условиях и не имея никаких запасов, люди не смогли противостоять голоду и нищете: черви и насекомые, дикие растения и животные, кошки и собаки уже были съедены; люди, считавшиеся отчасти состоятельными, питались видом хлеба, изготовленным из семян крапивы, семян и корней других диких растений, а также листьев деревьев, смешанных с глиной. Репортер газеты "Вакыт", осмотрев такой хлеб, написал, что он был "близок к черному цвету грязи и был похож на навоз". Бубий также пояснил, что голодающие нуждались не только в еде, но и в одежде. Люди были почти голые, при необходимости выйти на улицу они пользовались имевшимся бельем и одеждой по очереди. Говоря, что голод и нищета погубили половину населения Поволжья и Уральского края, он рассказал также, что в некоторых городах и поселках, где продавалась мука, люди по ночам приходили на базар и, ползая по земле, слизывали ее пыль. В то время, из-за нехватки инструментов и семян, земли были засеяны только на 30%, чего было также недостаточно, чтобы удовлетворить потребности в следующем году. Иностранная помощь была жизненно необходима. Убейдулла Эфенди, обращаясь к мусульманам Турции, заверил, что собранная по-

стр. 151

мощь будет распределена мусульманами самолично и под контролем Советской власти10.

Рассказы и объяснения Бубия вызвали реакцию и в Анкаре, куда он прибыл во второй половине июля 1922 года11. В его обращении говорилось: "так как тюрки Анатолии протянули руку помощи соседу - Крыму - в тот момент, когда они вели ожесточенную войну с вражескими силами, они [северные тюрки] глубоко верят, что тюрки Анатолии, принимая во внимание огромную численность северных тюрков, пойдут на самопожертвование в честь братьев и протянут им кусок хлеба"12.

В результате турки пообещали предоставить мусульманам России всю возможную помощь13. Комиссия помощи голодающим Крыма была переименована в Комиссию помощи всем голодающим мусульманам России, которой перешли собранные прежней комиссией 22 тыс. турецких лир. В первую очередь решили предоставить помощь тюркской интеллигенции Поволжья и Уральского региона. Среди них оказалось несколько сотен членов улемы, ученых, педагогов, писателей и других просветителей14.

Вторая партия помощи, собранная Красным Полумесяцем, была переправлена 18 сентября 1922 г. в Севастополь. Она состояла из 2000 мешков муки, 1656 ящиков с сушеными овощами и 100 ящиков с консервантами для мясного бульона15. 1060 ящиков с консервантами отправили в Казань, но в итоге распределили между мусульманскими детскими домами Москвы, Казани и Уфы16. Мусульманской интеллигенции Поволжья и Урала отправили персональные продовольственные пайки17. В воспоминаниях Абдуррешида Ибраима отмечалось, что из Турции мусульманам России было привезено 15 - 20 вагонов продовольствия, а один из представителей, после того как раздавал помощь в селах, не имея на себе зимнего пальто, заболел и умер18.

В благодарность за оказанную помощь председатель Комиссии помощи голодающим Духовного управления мусульман России Кешшафутдин Терджуманий отправил письмо турецкому обществу Красного Полумесяца. Но в письме также сообщалось, что число голодных детей-мусульман перевалило за 100 тыс., а поэтому существовала потребность продолжить кампанию, о чем советские мусульмане и просили. О помощи, присланной в районы Поволжья и Урала, говорилось и на Всероссийском съезде религиозных деятелей-мусульман и представителей областей, который состоялся 15 - 25 июня 1923 г. в Уфе. Религиозные деятели Татарстана, Башкирии, Киргизии, Сибири, а также Симбирской, Нижегородской, Тамбовской и Пензенской губерний выразили "благодарность за то, что Красный Полумесяц пришел на помощь тюркским братьям Крымского полуострова, Поволжья и Уральского края"19.

Вместе с тем, помощи Анатолии мусульманам России в 1922 г. было недостаточно, чтобы залечить раны ужасного бедствия. Несомненно, в те дни нищеты она была очень важна для тех, кто ее получил, хотя по сравнению с помощью голодающим России другими странами вклад Турции скромен и символичен. При этом как для правительства ВНСТ, которое вело войну за независимость, так и для народа, находившегося десять лет в бедственном положении, осуществление даже такой помощи имело огромную моральную ценность.


Примечания

1. Воззвание и обращение к братьям мусульманам мусульманских стран. - Бюллетень Центральной Комиссии Помощи Голодающим ВЦИК, 1922, N 5 - 6 - 7, с. 39 - 40.

2. MUSA CARULLAH BIGI. Tarihin Unutulmus Sahifeleri. - Turk Dunyasl Arastlrmalart. Стамбул, 1997, N 110, с. 113 - 114. Несмотря на то, что эти воспоминания были опубликованы под именем Мусы Джарулла Биги, они принадлежат Абдуррешиду Ибраиму.

3. AC KARDESLERIMIZIN MURAHHASLARI SEHRIMIZDE. Anadolu'da Yeni Gun, 28.VII.1922.

4. ХУСАИНОВ Г. Ризаитдин бин Фахретдин. Уфа, 1997, с. 204 - 205.

5. Воззвание ко всем мусульманам мира Министра по делам шариата Абдуллы Азми Эфенди. - Республиканский архив Турецкого Премьер-Министерства (BASBAKANLIK Т. С. Cumhuriyet Arsivi. Ankara, Diyanet Isleri Reisliqi Fonu, 1923, N 051/8.66.31.

6. Там же.

стр. 152


7. Rusya'daki Musliimanlar. - Ikdam, 28.VIII.1922.

8. Rusya Aclart. - Vaklt, 27.VI.1922.

9. AC KARDESLERIMIZIN MURAHHASLARI SEHRIMIZDE. Op. cit.

10. Rusya'da Acllk ve Sefaletin Derecesi. - Vaklt, 29.VI.1922.

11. Центральный архив Турецкого Общества Красного Полумесяца (Этимесгут, Анкара), папка N 331 - 5/1922.

12. AC KARDESLERIMIZIN MURAHHASLARI SEHRIMIZDE. Op. cit.

13. Rusya Musliimanlarlna Muavenet. - Hakimiyet-i Milliye, 1.VIII.1922.

14. Rusya'daki Turklerin Acliqt. - Ikdam, 13.VIII.1922.

15. KIRIM ACLARINA YENIDEN MUAVENET. Hilal-i Ahmer Mecmuasl. Стамбул, 1922, N 14, p. 45; Tevhid-i Efkar (Стамбул), 21.ХI.1922.

16. Центральный архив Турецкого Общества Красного Полумесяца, папка N 331 - 5/1922.

17. Одним из тех, кто получил такой продовольственный паек, был проживавший в Уфе татарский педагог и просветитель Габдулла Ибраимов (1885 - 1938 гг.), известный под псевдонимом Шинаси. В своем письме Красному Полумесяцу, написанном 13 декабря 1922 г., поблагодарив за полученную двумя месяцами раньше помощь, он сказал, что несмотря на улучшение его положения, он все еще нуждался в помощи и просил выслать еду и одежду. Красный Полумесяц рассмотрел просьбу 17 января 1923 г. и решил ее отклонить, ссылаясь на неблагоприятные условия и большое расстояние. (Центральный архив Турецкого Общества Красного Полумесяца, папка N 331 - 5/1922).

18. MUSA CARULLAH BIGI. Op. cit., p. 114.

19. Rusya Miislumanlarlnln Hilal-i Ahmer'e Tetekkura. - Hilal-i Ahmer Mecmuasl, 1923, N 27, p. 64 - 65.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Турция-и-мусульмане-Советской-России-1921-1922-гг

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Х. Кырымлы, Турция и мусульмане Советской России. 1921-1922 гг. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 08.10.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Турция-и-мусульмане-Советской-России-1921-1922-гг (дата обращения: 22.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Х. Кырымлы:

Х. Кырымлы → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
953 просмотров рейтинг
08.10.2020 (1505 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
15 часов(а) назад · от Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
Каталог: Политология 
15 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
15 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
POSTMODERN AZERBAIJANI NOVEL OF THE XXI CENTURY
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Турция и мусульмане Советской России. 1921-1922 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android