В середине XIII в. на территории Поволжья складывается одно из крупнейших государственных образований Восточной Европы периода средневековья - Улус Джучи, называемое также Ак-Орда, или Золотая Орда. Это государство сыграло важную роль в жизни народов огромной территории, охватывающей почти половину Европы и Азии - от Иртыша на востоке до Днестра и Дуная на западе; на юге оно доходило до Аральского, Каспийского, Азовского и Черного морей и включало территорию нынешнего Казахстана, Средней Азии, Крыма, Кавказа, а на севере - русские, булгарские, марийские и удмуртские земли. Русские княжества в состав Улус Джучи не вошли, но получали ярлыки на великое княжение и были вынуждены платить дань. Государство включало различные этнические группы населения кочевых степей и развитых в экономическом и культурном отношении оседлых районов Хорезма, Крыма, Кавказа и Волжской Булгарии. Население после монгольского нашествия медленно, но последовательно начало восстанавливать города, развивать сельское хозяйство, ремесло и торговлю. Монголы после своих походов не остались в Поволжье, а реорганизовали политическую и экономическую жизнь региона в соответствии с традициями нового государства.
Золотая Орда представляла собой государство с достаточно развитой экономикой, основу которой составляли скотоводство, земледелие, городское ремесло (металлургическое, гончарное, ювелирное, кожевенное, косторезное, строительное и др.), а также торговля. Экономика Золотой Орды была основана на симбиозе оседло-земледельческого и кочевого компонентов, и это явилось тем фактором, который длительное время определял экономическое благосостояние Улуса Джучи 1. Общественные системы, которые существовали в Волжской Булгарии, Хорезме, Крыму, мордовских землях и других областях с оседлым населением, испытав огромное потрясение в момент монгольского нашествия, сохранились в своих основных чертах и в условиях созданной империи развились и достигли зрелых форм 2.
Валеев Рафаэль Миргасимович - кандидат исторических наук, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств.
Торговля в экономике Золотой Орды играла значительную роль. Причем она начала возрождаться уже в 40-е годы XIII века. Плано Карпини, побывавший на территории Улуса Джучи в 1246- 1247 гг. сообщает о западноевропейских купцах из Генуи, Венеции, Акры, Пизы и других городов, приезжавших "через землю татар" в Киев из Константинопаля 3. А. Джувейни в своей книге "История завоевателя мира" ("Тарих-и-джехангуша" - 1252 - 1260 гг.) пишет о Бату хане: "Торговцы с (разных) сторон привозили ему различные товары; все это, чтобы оно ни было, он брал и за каждую вещь давал цену, в несколько раз превышавшую ее стоимость"4. Начало чеканки джучидских дирхемов в Булгаре в 40 - 50-е годы XIII в.5 свидетельствует о потребности в серебряных и разменных медных монетах для организации купли-продажи. По сравнению с домонгольским периодом вначале Среднее Поволжье, а затем и Нижнее стало центром империи, где силой государственной власти гарантировалась безопасность спокойной торговли, внутренней и внешней, без таможенных сборов, без борьбы с ордами кочевников, окружавших мелкие государства, и разбойниками. Это определяло коренное отличие торговли домонгольского периода от золотоордынского в истории Волжской Булгарии и в целом Среднего Поволжья, а также расцвет развития внутренней торговли и внешнеторговых связей.
В 1266 - 1272 гг. золотоордынский хан Менгу-Тимур направляет ярлык-послание великому князю Владимирскому Ярославу, в котором просит дать путь немецкому гостю в свою волость 6, по всей видимости, для обеспечения безопасности передвижания рижских купцов из Прибалтики через Владимиро-Суздальскую Русь в Поволжье для активизации торговли с Балтикой и Западной Европой. Расположение государства в благоприятном в географическом отношении районе Евразии, где находились Волга, Кама и Вятка - три крупнейшие водные магистрали - и стык торговых путей Запада и Востока, а также соединение традиционного пути из Причерноморья и Прикаспия с торговой магистралью из Балтийского региона и включение в огромную и сложную систему Великого шелкового, Волжского и пушного путей определило значение и роль Золотой Орды в истории Евразии, и резко усилило социально- экономические и цивилизованные процессы.
Высокий уровень развития торговли в Волжской Булгарии и других оседлых районах в домонгольский период определил преемственность и дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в XIII - начале XV века. Развивающаяся внутренняя торговля, налаженная денежно-монетная система, обширная внешняя торговля - все эти черты экономики Золотой Орды отразились и в социальной сфере. В Золотой Орде активно развивался слой купечества, который можно рассматривать как особую социальную группу.
Купечество пользовалось большим влиянием и участвовало в государственных делах. Шло и организационное оформление купечества. Г. А. Федоров-Давыдов отмечает создание торговых "товариществ" (уртачеств) 7, куда активно вступала и джучидская знать, которая принимала участие в деловых предприятиях купцов, и им давались соответствующие широкие полномочия. При этом она сама не занималась торговыми и финансовыми операциями, а просто передоверяла их своим доверенным лицам. В книге "Краткие сведения о черных татарах" сообщается: "Если [говорить] об их торговле и купле-продаже, то [они] все, начиная от владетеля татар до незаконных царевичей, незаконных князей, незаконных принцесс и прочих, отдают мусульманам [в оборот] серебро. [Те же] или дают его взаймы народу и [имеют на] нем огромные проценты - на один вложенный динар накручиваются за 10 лет проценты в [размере] 1024 динаров, или покупают всяческие товары и перевозят для торговли [в дальних местах], или требуют с народа возмещения убытков, ссылаясь на [якобы] ночное воровство" 8.
В кыпчакском словаре XIV в. есть итальянское слово "ломбард" как название учреждения для выдачи ссуд под залог движимого имущества. Большую часть монет, которую выпускали монетные дворы, заказывали торговцы. Любой человек, имевший запас серебра в виде слитков, мог заказывать чеканку монет, при этом часть из них шла на уплату за работу и в доход монетного двора 9.
В развитии торговли были заинтересованы государство и сами купцы, причем не только местные, но и приезжие, поскольку они нуждались в централизованном государстве, которое гарантировало бы им безопасность торговли, торговых путей и развития товарно-денежных отношений. А государство получало от развития торговли прямую выгоду в виде торговых пошлин и, естественно, регламентировало организацию торговли и чеканку монет.
Рашид ад-Дин писал: "Купцы стали меньше покупать товаров, потому что, когда они переводили звонкую монету какой-нибудь местности, выходило больше, и от одной только разницы в весе для них получалась нажива. Товары же в некоторых областях нельзя было достать" 10. Государство регламентировало деятельность торговцев, которые из-за разницы в цене драгоценных металлов в различных регионах страны могли сделать серебряную монету товаром. Поэтому запрещался вывоз монеты из одного города в другой, если такая разница существовала.
Развитие торговли и товарно-денежных отношений Золотой Орды, в первую очередь, связывается с развитием ремесла и городов. Это вообще характерное явление для феодализма. В XIII в., спустя некоторое время после монгольского нашествия, были восстановлены многие города Среднего Поволжья - Булгар, Джукетау, Кокрятьское, Балымерское и ряд других городищ. Именно в Булгаре начали чеканить первые джучидские монеты и в 1240 - 1260-е годы он стал главным политическим и экономическим центром Золотой Орды. В 70 - 80-е годы XIII в. при золотоордынском хане Менгу-Тимуре монеты чеканились и в Биляре. После 1292 - 1293 гг. чеканка монет прекращается, а мастера-чеканщики переводятся в Булгар. Значение ордынского Биляра подчеркивается тем, что билярские монеты обращались не только в самом Биляре, но и в Булгаре и в других районах Булгарии 11. Анализ чекана джучидских монет середины XIII в. показывает, что основными городами Улуса Джучи были старые центры ремесла и торговли, известные еще с домонгольского времени 12. Монеты XIII в. крымской чеканки не выходили за границу Крыма и северо-западного Причерноморья. Клады монет Среднего Поволжья XIII в. не содержат крымских и сарайских монет, а клады того же времени из северо-западного Поволжья не содержат монет булгарских городов и Сарая. В Нижнем Поволжье почти нет находок булгарских монет XIII в. и совсем нет крымских монет того же времени 13. Все это свидетельствует о том, что во второй половине XIII в. существовало определенное обособление в денежном обращении экономических районов Золотой Орды, бывших до монгольского нашествия разными государствами. Но именно в это время крепнут политические и экономические предпосылки для расцвета первой половины XIV века.
Расцвет городской культуры в Булгаре и других центрах Среднего Поволжья приходится на первую половину XIV в, как и перенесение политического центра из Среднего Поволжья в Нижнее и экономическое усиление этого района. Здесь возвысились такие города, как Сарай ал-Махруса, Сарай ал-Джедид, Сарайчук, Хаджи-Тархан, Бельджамен, Увек(Укек) и др.
Арабский путешественник Ибн Баттута в 1333 г. писал: "Город Сарай из красивейших городов, достигших чрезвычайной величины на ровной земле, переполненной людьми, с красивыми базарами и широкими улицами" 14.
При археологических раскопках этих городов найден значительный материал, свидетельствующий о том, что они были центрами развития ремесла, внутренней и внешней торговли. Городское ремесло развивалось как мелкое производство и было основано на собственности самого работника производства и являлось товарным.
Вывозились из городов самые различные товары - меха из Булгара, которые, по словам Ибн Баттуты, отправлялись в Индию, Китай, Иран, где оценивались очень высоко 15. Хлеб, мед, лес, воск, соль, рыба, ковры, ткани, серебро, кони и крупный рогатый скот, рабы, шелка и многие другие товары - главные статьи экспорта, в том числе поступавшие в результате караванной торговли 16. Из внешнеполитических партнеров надо отметить также города Италии, Египта, Венеции, Средней Азии и др. Товары татарских купцов ценились за рубежом. Ибн Дукмак сообщает, что хан Узбек отправил египетскому султану наряду с другими подарками кольчугу, булатный шлем и меч. Никто из царей прежде не присылал ничего подобного 17. Наиболее ярким примером внешнеторговых связей Булгар является тот факт, что название юфть в виде "ал-булгари" вошло в монгольский, венгерский, румынский, тибетский и другие языки 18.
Торговля осуществлялась не только с другими странами, но и между различными географическими регионами страны. Согласно преданиям, плотовщики (салчы) во времена Джанибека и Бердибека доставляли плоты с товарами из Булгар до Хаджи Тархана 19. Среднее Поволжье обеспечивало Нижнее Поволжье хлебом, медом, лесом, предметами сельского хозяйства, ремесленной продукцией и пушниной.
Высокое развитие земледельческой техники, результатом которого явилось возникновение плуга, а также обилие плодородных земель превратили Волжскую Булгарию в одну из самых развитых в земледельческом отношении областей Восточной Европы. К сожалению, письменные источники не сообщают о системах земледелия в Среднем Поволжье. На основании археологических материалов реконструкция систем земледелия достаточно сложна. В золотоордынский период происходит постепенная перемена переложной системы и активное развитие паровой системы с двухпольем и трехпольем, которые имели большую степень эффективности, что позволило продолжить традиции земледелия Волжской Булгарии домонгольского периода и считать ее одной из самых развитых в Золотой Орде. Совершенство уборочных орудий, в частности, серпов является наиболее ярким подтверждением этого.
Зерно из земледельческих районов активно вывозилось в другие регионы Золотой Орды и за пределы страны. Масштабы хлебозаготовок в силу естественно-географических факторов и этнокультурных традиций в различных центрах Золотой Орды были неодинаковыми. Сравнение палеоботанического материала из Булгара XII - XIV вв. с синхронным русским демонстрирует полную идентичность состава выращиваемых культур 20. В Хорезме, где земледелие основывалось на поливном орошении, ощущался определенный недостаток в хлебных запасах.
Низкий процент зерновых культур, которые возделывались в среднеазиатских регионах Золотой Орды, привел к тому, что рыночная цена зерна и муки была значительно выше, чем других товаров. Автор XIV в. ал-Омари писал, что в Хорезме цены на продукты держатся или очень высокие, или средние, но дешевизны там не знают. Что касается мяса, то оно дешево, и он приводит цены на товары: 1 ратль пшеницы стоит 2,5 динара, ячменя и проса - 2 динара, стоимость 3 ратлей баранины составляет один дирхем.
Об этой диспропорции цен на товары в целом писал и ал-Джувейни. В книге "История завоевателя мира", написанной в 1252 - 1260 гг., он сообща-
ет о купцах, которые с разных сторон привозят различные товары и за них дают цену, в несколько раз превышающую их стоимость 21.
Можно констатировать, что продажа хлеба в южных областях Золотой Орды сулила получение значительных прибылей. При этом продажа зерна осуществлялась и за пределами Улуса Джучи. Ф. Пеголотти упоминает о татарской хлебной торговле в Кафе 22.
Включение в состав Золотой Орды огромной территории Западной Сибири от Иртыша до Урала с ее огромными природными ресурсами позволило резко увеличить количество товаров и районы их сбыта.
Важнейшей составной частью политики Золотой Орды было упорядочение времени, места и организации торговли. На различие форм торговли в это время значительное влияние оказывало господство натурального хозяйства над товарным производством, определенная узость внутреннего рынка, поиски рынков сбыта, строгая регламентация торговли. Важным фактором являлась также политическая стабильность в государстве.
Во второй половине XIII в. экономическое развитие получают города Среднего Поволжья, Хорезма и Крыма, а в первой половине XIV в. экономический центр переносится в Нижнее Поволжье. Наивысшего расцвета торговля и товарно-денежные отношения достигают во время правления ханов Узбека (1312 - 1342) и Джанибека (1342 - 1357). В 1310 - 1311 гг. была проведена денежно-весовая реформа монетной системы, которая выполнила задачу ее унификации в рамках единого централизованного золотоордынского государства. Монеты всех предшествующих выпусков были запрещены, а в денежное обращение была введена однотипная серебряная монета, большей частью сарайского чекана с устойчивым весом 23.
После смерти Бердибека (1359 г.) начинается полоса междоусобных войн, что влияет на характер торговли. Начинается обращение обрезанных монет, появляются надчеканки на монетах. В это время усиливается дробление денежного обращения Золотой Орды на территориальные "нумизматические провинции". Серебряные монеты местных центров не выходят из зоны своего преимущественного обращения. Кончается безраздельное господство столичных монет на большей части территории Золотой Орды и серебряные дирхемы получают долю принудительного курса 24.
Одной из наиболее ранних форм торговли была меновая торговля. Она продолжала сохраняться на территории Булгаре кого улуса Золотой Орды, но уже в качестве второстепенной. Основной же она была в торговых связях с северными соседями при обмене на пушнину.
Ибн Баттута оставил подробное описание меновой торговли: "Каждый из них оставляет там те товары, с которыми приехал, и возвращается в свою обычную стоянку. На следующий день они приходят снова для осмотра своего товара и находят насупротив него (известное количество) соболей, белок и горностаев. Если хозяин товара доволен тем, что нашел насупротив своего товара, то он берет его, если же не доволен им, то оставляет его. Те, то есть жители "Мрака" набавляют его (своего товара), часто же убирают свой товар, оставляя (на месте) товар купцов. Так происходит купля и продажа их" 25.
Размещение Золотой Орды на стыке торговых магистралей Запада и Востока определило развитие форм торговли, связанных с посреднической ролью страны. Организационной формой торговли стали ярмарки, которые располагались недалеко от Волги. Рядом с Булгаром находился Ага-Базар, функционировавший еще с домонгольских времен. Ярмарки были постоянным местом торговли, разрешенным государством и подчинявшимся рыночному праву, то есть регламентации уплаты определенной пошлины, мер веса, платежных средств. Внутренняя и внешняя торговля сосредоточивается на
городских базарах. В каждом городе Золотой Орды базар имел свои особенности. В качестве торговых помещений служили деревянные и кирпичные дома, которые сооружались приезжими и местными купцами. Рядом с рынком располагались мастерские, ибо для этого времени было характерно неполное отделение торговых функций от ремесленных. Ремесленник и купец часто соединялись в одном лице. На рынке же располагались, видимо, и ломбарды.
Важной формой торговли в Золотой Орде было подписание договорных бумаг, которыми закрепляли куплю-продажу. В поэме "Кысса-и Йусуф" есть прямое сообщение об этом: "Признал, - Малик сказал, - я правду ваших слов и вашего раба купить у вас готов. Беру я вместе с ним груз трех его грехов. Бумагой бы скрепить нам договор теперь! И братья не пошли ему наперекор, согласье дав писать бумагу-договор. Они тот договор стали скреплять теперь... И были там слова: "Мы все согласны в том, чтобы навеки в плен продать его рабом. Писали договор мы все вдесятером И вот раба тебе вручаем мы теперь"" 26.
На рынке происходило слияние ассортиментов внешней и внутренней торговли. Но каждый из них имел свою специфику. Во внутренней торговле разнообразнее были представлены предметы повседневного спроса: ремесленные изделия, продукты сельского хозяйства. Можно выделить две формы торговли, отличающиеся друг от друга ассортиментом продаваемых товаров и протяженностью дорог. Локальная торговля между городом и селом имела бытовое значение. Торговля шла ремесленными изделиями - ювелирными украшениями, орудиями труда, хлебом, скотом и рядом других продуктов сельского хозяйства.
Другой формой внутренней торговли была региональная - между дальними городами и деревнями различных экономических районов: между Средним и Нижним Поволжьем, кочевой степью и оседлыми районами и т.д. Для активизации внутренних торговых путей, начиная еще с Бату хана, организовывали специальные поселки, жители которых перевозили купцов с одного берега на другой. Рубрук пишет о поселке, населенном русскими и мусульманами, на Волге, о двух поселках, населенных русскими, в верхнем и нижнем течениях Дона, причем их жители имели льготу от Бату хана - освобождение от всех налогов и повинностей. Они обязаны были перевозить купцов и за это им давалось право взимать с них большую дань 27. Эти и другие населенные пункты свидетельствовали о прокладке торгового пути через степи, который обеспечивал удобство купеческим караванам. Этот путь вел с запада в город Сарай - новую столицу Золотой Орды 28.
Важной формой организации торговли в Золотой Орде были купеческие кварталы. В золотоордынские города приезжали и торговали купцы из Египта, Китая, Средней Азии, Италии и других стран, с которыми были интенсивные торговые связи. В свою очередь, купцы Улуса Джучи ездили торговать в эти страны. Торговля требовала регламентации, особенно в спорных случаях. Это привело к появлению торговых договоров. Письменные источники сообщают о заключении таких договоров с Египтом. Известно, что торговля Улуса Джучи с Египтом велась уже в ходе переговоров Бейбарса и Берке, так как одно из своих писем египетский султан послал из Каира хану Берке с одним из находившихся там аланских купцов 29.
Наиболее убедительным источником среди археологических материалов, свидетельствующих о широком развитии как внешней, так и внутренней торговли на территории Улуса Джучи, являются находки торгового инструмента. Он практически мало изменился с домонгольского времени 38. Правда, стоит отметить появление маленьких складных весов с подвижным коро-
мыслом на шарнире. Они изготавливались преимущественно из кости, хотя встречаются предметы, сделанные из бронзы.
Ярким показателем развития торговых отношений является широкое распространение монет на территории всей Золотой Орды. Клад, найденный в Булгарах в 1882 г., состоял из 14 серебряных слитков и более тысячи серебряных монет Ариг-Буги. Малоатрясинский клад, найденный в 1954 г. около дер. Малые Атрясы Апастовского района, состоял из джучидских монет XIV в. и весил около 15 кг. В этом же кладе имелось несколько золотых индийских монет, чеканенных в Дели в 1341 году. Измерский клад (1962 г.), найденный в Спасском районе, состоял из монет XV в. и включал 2351 монету 30. Уникальным является Каратунский клад, найденный в Апастовском районе в 1986 г. и состоявший из более чем 30 тыс. монет XIV в. не только времени правления Тохтамыша, но и почти всех ханов Золотой Орды, а также иранской династии Джалаиридов и Тимура, была найдена одна монета Трапезунда, один пражский грош, несколько монет с рязанскими надчеканками и одиночные русские монеты, в том числе чеканенные в Москве Дмитрием Донским и Василием I, а также монеты Бориса Константиновича Нижегородского. Почти все джучидские монеты обрезаны 31.
На территории Волжской Булгарии найдено более ПО кладов и более 130 находок джучидских монет, а в целом в Среднем Поволжье, включая мордовские земли по рекам Суре, Дне и Мокше и земли по среднему течению Волги в пределах Горьковской области, а также в Приуралье, - более 150 кладов. Причем клады, относящиеся к XIII - началу XIV в. обнаружены только на территории Волжской Булгарии (их 13). В пределах Волжской Булгарии найдено 38 кладов, относящихся к 1310 - 1380 гг., в мордовских землях и Горьковской области - 33 клада, в Приуралье - 7 кладов. Клады 1380- 1400 гг.: 13 кладов в землях Волжской Булгарии, 5 кладов в мордовских землях и нижегородском уезде. Клады XV в.: 26 и 8 кладов, соответственно. Если сравнивать в количественном отношении с Нижним Поволжьем, то динамика там следующая: кладов конца XIII - начала XIV вв. - 4, 1310- 1380 гг. - 71, 1380 - 1400 гг. - 12, XV в. - 10 кладов. Клады, время зарытия которых неопределено, распределяются следующим образом: в Нижнем Поволжье - 34 клада, в пределах Волжской Булгарии - 15, в мордовских землях - 18 кладов 32. Эти цифры свидетельствуют об экономической активности Среднего Поволжья во 2-й половине XIII - начале XV века.
Известны основные центры чеканки монет в Поволжье в XIII - XV веках. Это Булгар, где чекан осуществлялся с 40 - 50-х годов XIII в. и до конца 30-х годов XIV в., Сарай ал-Махруса (80-е годы XIII в. - XV в.), Гюлистан, Укек (конец XIII - первая половина XIV в.), Хаджи-Тархан (первая половина XIV - XVI в.), Мохши (первая половина XIV - 60-е гг. XIV в.), Сарай (середина - вторая половина XIV в.), Казань (начало XV в.). В последних нумизматических материалах есть монеты, чеканенные от имени Исана в 1370-е гг., годы смуты, также высказывается предположение о чеканке монет в одном из средневолжских княжеств - Атрячьско-Шонгутском 33.
Другим важным платежным средством, использовавшимся в торговых операциях, были серебряные слитки - саумы (сомы). Они появились в Волжской Булгарии еще во второй половине X в. и продолжали применяться в XIII - XV веках. Слитки встречаются преимущественно в составе кладов, что свидетельствует о сосредоточение слитков в руках одних лиц. Известны два типа таких слитков: "ладьеобразные", или "татарские", и так называемые "новгородские", которые в большом количестве находят на территории Поволжья. Последние использовались не только на территории Золотой Орды, но и на Руси. По всей видимости, они выступали в качестве средства платежа
в торговле с Русью. Оба типа слитков отливались из расчета веса в 204,75 г, что составляло 1/2 багдадского ратля в 409,512 г, который широко известен на этой территории с домонгольского времени под названием "кадак". Слиткам как очень крупным денежным единицам было свойственно медленное обращение и к тому же они использовались большей частью для значительных оптовых операций.
В качестве предмета торговли и средства платежа, особенно в торговле с северными народами, выступали меха пушных зверей. Наиболее распространенным эквивалентом мелких денежных единиц были, очевидно, беличьи шкурки (тиен). Слово "тиен" в татарском языке означает мелкую разменную монету и мелкого пушного зверька - белку.
В торговле употреблялись и предметы из свинца, которые условно можно назвать "грузики-пломбы". Они появляются еще в домонгольский период и широко используются в золотоордынское время. Существуют различные точки зрения по поводу их употребления. Но большинство исследователей склоняются к мнению, что они были заменителями денег и являются свидетельством денежного обращения. На основании сообщения ал-Гарнати, автора XII в., можно предположить, что они использовались в качестве торговых пломб. Ал-Гарнати пишет: "Когда они (шкурки) испортятся в их домах (речь идет о беличьих шкурках. - Р. В.), то их (иногда даже) рваные несут в мешках, направляясь с ними на известный рынок .... И вот они кладут их перед ними и работники нанизывают их на крепкие нити каждые восемнадцать в одну связку и прикрепляют на конец нитки кусочек черного свинца и припечатывают его печаткой. И никто не может от них отказаться, на них продают и покупают" 34.
В Золотой Орде применялись три группы гирек.
Первая группа - это бронзовые сферические формы с нанесенными изображениями и знаками - насечками, точками, линиями, полумесяцем и т.д.
Второй группой являются гирьки кубической формы.
Третья группа применялась для более тонких взвешиваний и включала стеклянные гири.
Гирьки Булгарского городища показывают наличие различных весовых норм, применявшихся в товарно-денежных отношениях Золотой Орды - ратль в 409,512 г, мискаль в 4,26 г, 4,46 г, 4,68 г, даник в 0,71 г и 0,78 г, кират в 0,176 г и 0,195 г, хабба в 0,044 г и др.
Использование в качестве средств обращения монет, саумов (сомов), драгоценных металлов требовало орудий взвешивания. Использовались три типа весов.
Первый тип - это железные коромысловые весы "бизмен" - орудие для взвешивания крупных предметов.
Второй тип весов - бронзовые складывающиеся весы, похожие на аптекарские, применялись для взвешивания монет, слитков и других операций, требующих точности.
Третий тип весов - костяные в виде "щипчиков", двухсоставные, обычно орнаментированные, с щитком на конце одной лопасти. Они распространились в XIV в. в золотоордынских и русских городах, на Балканах (Болгарии), Переднем Востоке (Сирия) и применялись для взвешивания монет 35.
Таким образом в Золотой Орде произошло значительное развитие торговли и товарно-денежных отношений, что наряду со скотоводством, земледелием и ремеслом активизировало ее экономику и, в первую очередь, развитие городов.
Примечания
1. ЕГОРОВ В. Л. Развитие ценробежных устремлений в Золотой Орде. - Вопросы истории. 1974, N 8, с. 37.
2. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М. 1973, с. 26.
3. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М. 1957, с. 82.
4. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. М. -Л. 1941, с. 22.
5. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Денежное дело Золотой Орды. М. 2003, с. 10; МУХАМАДИ-ЕВ А. Г. Древние монеты Казани. Казань. 2005, с. 102 - 103.
6. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. - Л. 1949, с. 57.
7. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Общественный строй Золотой Орды, с. 81 - 82.
8. ХРАПАЧЕВСКИЙ Р. П. Эволюция государственного аппарата в государстве Чингизхана и ее влияние на экономическую политику в Монгольской империи (по китайским источникам). В кн.: Труды Международной нумизматической конференции "Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII - XV вв.". III МНК. Старый Крым. М. 2005, с. 82.
9. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Денежно-весовые единицы Таны в начале XIV в. (по данным Франческо Пеголотти). - Советская археология. 1958, N 3.
10. РАШИД АД-ДИН. Сборник летописей. Т. 3. М. - Л. 1946, с. 273.
11. СИНГАТУЛЛИНА А. З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. Казань. 2003, с. 48; МУХАМЕДШИН Д. Г. Топонимы Биляр и Сувар на материалах нумизматики и эпиграфика. В кн.: Биляр и Волжская Булгария. Изучение и охрана археологических памятников. Казань. 1997, с. 60.
12. ЯНИНА С. А. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1946 - 1950 гг. - Материалы и исследования по археологии (МИА). 1954, N 42.
13. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Денежное дело Золотой Орды, с. 10 - 14, 45 - 46.
14. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб. 1884, с. 241.
15. Там же, с. 298.
16. САФАРГАЛИЕВ М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск. 1960, с. 90 - 92.
17. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, с. 298.
18. ХАКИМЗЯНОВ Ф. С. Язык памятников Волжской Булгарии на материале эпитафий XIII - XIV. Автореф. канд. дисс. М. 1976, с. 11.
19. Татарская хрестоматия, составленная Салих Джаном Кукляшевым. Казань. 1959, с. 45 - 50.
20. Город Болгар. Очерки истории и культуры. М. 1987, с. 216 - 217, 220, 222 - 224.
21. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1, с. 230, 242; т. 2, с. 22.
22. PEGOLOTTI FRANCESCO BALDUCCI. La practika della merkatyra. Cambridge. Massachusets. 1936, с 26.
23. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Денежное дело Золотой Орды, с. 14 - 15, 46 - 47.
24. Там же, с. 48.
25. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1, с. 297 - 298.
26. КУЛ ГАЛИ. Сказание о Йусуфе. Казань. 1985, с. 67.
27. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука, с. 109 - 110, 118.
28. ЕГОРОВ В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII - XIV вв. М. 1985, с. 76.
29. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1, с. 55.
30. МУХАМАДИЕВ А. Г. Булгаро-татарская монетная система XII - XV вв. М. 1983, с. 142 - 158.
31. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Денежное дело Золотой Орды, с. 96 - 97.
32. Там же, с. 139 - 158.
33. ПАЧКАЛОВ А. В. Исаи: новый эмитент в истории Золотой Орды. В кн.: Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII - XV вв. М. 2005, с. 153 - 156.
34. Путешествие Абу Хамила ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131 - 1153 гг.). М. 1971, с. 36.
35. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М. 1994, с. 176 - 178, рис. 35, 1 - 2.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |