Libmonster ID: KZ-329
Author(s) of the publication: В. В. МАВРОДИН

"История Тмутаракани столь темна и неопределенна, - писал известный археолог А. А. Спицын, - что нет охотников заниматься монографическим исследованием ее судеб. Материала для ученой диссертации тут не сыщешь"1 . Однако советская историческая наука опровергла этот пессимистический вывод. О Тмутаракани появились и монографии, и диссертации2 . Историография Тмутаракани и Тмутараканского камня весьма обширна3 . Исследования советских ученых дают возможность проследить вехи исторического прошлого "загадочной" Тмутаракани.

Появлению Тмутараканского княжества на Тамани предшествовала активность славян на Черном, Азовском и Каспийском морях. О плаваниях русских купцов ("а они принадлежат к славянам") по Дону, Волге, Каспийскому и Черному морям пишет Иб-Хордадбех (40-е годы IX века)4 . Ряд авторов, зная о хороша освоенном русскими пути "из варяг в греки" и походах русских воинов на Сурож, Амастриду, Константинополь, предпринимаемых в IX - X вв., называет Черное море Русским5 . Совершались походы и по Керченскому проливу, Дону и Волге на Каспийское море. Например, в правление Хасана, "властителя" Гиляна (864 - 884 гг.), русы напали на Абесгун на Каспийском море. Такой же поход они предприняли в 909 г., взяв этот населенный пункт, а затем направились в Макале (Миан-Кале) в Астрабадском заливе. В 910 г. нападению русских подвергся г. Сари (Мазандеран). В 913 - 914 гг., пройдя Доном и Волгой, русы снова напали на Гилян, Табаристан, Азербайджан. В 943 - 944 гг. они по Каспию дошли до Куры, поднялись вверх по ее течению и овладели большим городом Бердаа6 . На этот раз пришельцы пытались обосноваться в Закавказье, создать здесь некое государственное образование, обещав местным жителям охранять их безопасность и имущество. Это предприятие, возможно, и увенчалось бы успехом, если бы не эпидемия, вынудившая русов покинуть город и уйти в море7 . Во время этих походов русские вступали в контакты, а то и воевали8 с Хазарским каганатом, территория которого в разное время простиралась от Нижнего Поволжья до Северного Кавказа, Приазовья и Крыма.

К 40-м годам X в. относится так называемый Кембриджский документ, в котором речь идет о "царе Русски" Хельгу (Хальга), который захватил город "s- m-k-r-c" (Самкерц), но был изгнан оттуда хазарами, неудачно воевал с византийцами, ушел в Иран, где и погиб9 . Этот рассказ Кембриджского документа совпадает с повествованием Ибн-Мискавейха о гибели в Бердаа, расположенном недалеко от Ирана, вождя русских. В Самкерце ученые усматривают предместье Керчи. В пользу этого говорит то обстоятельство, что название Киева у Константина Багрянородного "Самватас", несомненно, хазарского происхождения Название Самкерц можно прочитать как Сам-Керц, Сам-Керчь10 .


1 А. А. Спицын. Тмутаракань. "Журнал Министерства народного просвещения" (ЖМНП), 1909, январь, с. 80.

2 И. И. Ляпушкин. Славяно-русские поселения IX - XII ст. на Дону и на Тамани по археологическим памятникам. "Материалы и исследования по археологии СССР" (МИА), 1941, N 6.

3 А. А. Спицын. Тмутараканский камень. "Записки" Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. Т. XI. 1915; историографический очерк в работе И. И. Ляпушкина (И. И. Ляпушкин. Указ. соч.).

4 А. Я. Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПБ. 1870, с. 48 - 49; В. В. Бартольд. Арабские известия о русах. "Советское востоковедение", 1940, N 1, с. 20 - 23, 44.

5 А. Я. Гаркави. Указ. соч., с. 129; В. В. Мавродин. Начало мореходства на Руси. Л. 1949, с. 27 - 38.

6 А. Ю. Якубовский. Ибн-Мискавейх о походе русов на Бердаа в 943 - 944 гг. "Византийский временник". Т. XXIV. 1926.

7 В. В. Бартольд. Указ. соч., с. 33 - 34.

8 А. Н. Насонов полагает, что поход 943 - 944 гг. был предпринят русскими, уже обосновавшимися на Тамани и прошедшими по суше весь Кавказ с запада на восток (А. Н. Насонов. Тмутаракань в истории Восточной Европы. "Исторические записки". Т. 6. 1940). М. И. Артамонов убедительно опровергает эту точку зрения (М. И. Артамонов. История хазар. Л. 1962, с. 380 - 381.).

9 П. Коковцов. Новый еврейский документ о хазарах и хазаро-русско- византийских отношениях в X в. ЖМНП, 1913, ноябрь, с. 159 - 161; его же. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л. 1932.

10 А. И. Лященко. Киев и ΣαМВαГαS. Константина Порфирородного. "Доклады" АН СССР, 1930 N 4, с. 66 - 67; А. Л. Монгайт. О границах Тмутараканского княжества в XI в. "Проблемы общественно- политической истории России и славянских стран". М. 1963.

стр. 177


Начало истории Тмутараканского княжества связывают с походом на Хазарию князя Святослава Игоревича. В 965 г. Святослав "иде... козары", разбил войско кагана "и град их Белу Вежю взя. И Ясы победи и Касопи"11 . Ибн- Хаукаль дополняет рассказ "Повести временных лет": "русы" в 968 - 969 гг. напали на Булгар (Великие Булгары. - В. М .), Хазаран (торговая часть Итиля. - В. М. ), Саман-дар (Семендер. - В. М. ) и на "все, что было по реке Итиль (Волга. - В. М. ), принадлежавшее хазарам, булгарам и буртасам, и овладели им"12 . И тот, и другой источник говорят об одном и том же походе русских, целью которого являлся разгром Хазарского каганата, собиравшего в свое время дань со славянских племен (полян, радимичей, вятичей, северян) и препятствовавшего связям Руси с Востоком. Расхождение в датах объясняется тем, что Ибн-Хаукаль узнал о разгроме Хазарского каганата русскими дружинами Святослава Игоревича только в 968 - 969 годах13 . Хазарская крепость Саркел стала называться Белой Вежей14 , а обитавшие на Северном Кавказе ясы (аланы) и касоги (адыгейцы) оказались данниками Руси. Однако закрепить за собой Поволжье и побережье Каслинского моря Русь тогда не смогла и удержала лишь Белую Вежу и Тмутаракань15 . Не изменил положения и поход Владимира Святославича в 985 году16 .

Тмутараканское княжество на Тамани не было этнически однородным. Здесь обитали ясы, касоги, хазары, греки, обезы (абазинцы)17 . Вряд ли русские составляли в Тмутаракани многочисленную часть ее населения: их поселения в степях и на Тамани в те времена и позднее были не сельскими поселениями, а ремесленными, торговыми, административными, военными и религиозными центрами городского типа18 , например, Белая Вежа, поселение у хутора Патайновского, Кобяковское городище в устье Дона и Таманское городище. Тмутараканское княжество являлось центром обширных русских владений на юго-востоке от Белой Вежи до Тамани и распространяло свое влияние и контроль не только на Подолье и Кубань, но и на Нижнюю Волгу19 .

Первое известие о русском князе в Тмутаракани относится к 988 году. Под этим годом "Повесть временных лет", говоря о двенадцати сыновьях Владимира Святославича, сообщает о Мстиславе, которого отец посадил княжить в Тмутаракани20 . Никаких иных сведений о деятельности Мстислава в Тмутаракани до 1022 г. в этом источнике больше нет. Пробел восполняет рассказ Георгия Кедрина о событиях 1016 г., имевших место, по-видимому, где- то в районе Тмутаракани. Георгий Кедрин пишет, что в том году император Византии Василий II "послал в Хазарию флот под начальством воеводы Монга, сына Андроника, который при помощи Сфенга, брата Владимира, того самого, супругой которого была сестра сего императора, покорил эту страну, пленив в первом сражении хазарского царя Георгия Цуло"21 . Судя по находке свинцовой печати с надписью "Георгию Цуло царскому протоспафарию и стратигу Херсона", хазарский царь (вернее, правитель) Георгий Цуло, о котором рассказывает Кедрин, и стратег Херсона Георгий Цуло - одно и то же лицо. Речь, видимо, идет о восстании Георгия Цуло, правителя византийской провинции в Крыму, которое подавляли и византийцы и русские из Тмутаракани22 . Брата Владимира Сфенга, кроме Кедрина, никакие другие источники не упоминают. Возможно, что Сфенг, о котором говорит Кедрин, являлся не братом, а сыном Владимира и что Мстислав, как и некоторые другие


11 "Повесть временных лет" Ч. I. М. -Л. 1950, с, 47.

12 А. Я. Гаркави. Указ. соч., с. 218- 229.

13 В. В. Бартольд. Указ. соч., с. 36- 36; М. И. Знойко. О походе Святослава на восток. ЖМНП, 1908, ноябрь.

14 В чувашском языке: шара - белый, киль - дом (шаракиль - Саркел; М. И. Артамонов. Белая Вежа. "Советская археология", 1952, т. XVI).

15 Название "Тмутаракань" - тюркского происхождения: "Тумын" - "тьма"- десять тысяч ("Тамань"); "Таркан" - "Тархан" - социальная верхушка.

16 М. И. Артамонов. История хазар, с. 435; И. И. Срезневский. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру Святому. "Чтения в обществе Нестора летописца", 1888, кн. 2, с. 79.

17 Л. И. Лавров. "Обезы" русских летописей. "Советская этнография", 1956, N 4.

18 И. И. Ляпушкин. Указ. соч., с. 241.

19 М. И. Артамонов. История хазар, с. 438 - 440.

20 "Повесть временных лет". Ч. I, с. 83.

21 Георгиу ту Кедрину Евгопеис историон (J. P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca. Vol. 121. P. 1864, p. 586).

22 М. И. Артамонов. История хазар, с. 436.

стр. 178


русские князья, носил еще и скандинавское имя Сфенг, по имени соратника Святослава в войне с Византией Сфенкеля, упоминаемого Львом Диаконом23 .

Под 1022 г. "Повесть временных лет" помещает рассказ о походе тмутараканского князя Мстислава на касогов, о его единоборстве с князем касожским Редедей, завершившемся тем, что Мстислав "зареза Редедю. И шед в землю его... и дань възложи на касогы...". И, выполняя обет, данный в борьбе с Редедей, "заложи церковь святыя богородице, и созда ю, яже стоит и до сего дня в Тмуторокани"24 . Этим единоборством с Редедей Мстислав заслужил прозвище "Храброго", так его и называет автор "Слова о полку Игореве"25 .

На костяной пластинке (налучье), найденной на Тамани, изображен знак Рюриковичей (двузубец). Он напоминает более всего знак Ярослава Мудрого, изображенный на серебряной монете. Скорее всего это энаж брата Ярослава Мстислава26 . В княжение Мстислава значительно укрепилась власть русского князя в Тмутаракани. Среди народов Северного Кавказа распространялось культурное влияние Древней Руси. Об этом свидетельствует надпись русскими буквами на кабардинском языке, вырезанная на камевном кресте у с. Преградного Ставропольского края, датируемся 1041 годом27 .

В 1023 г. Мстислав направился "с козары и с касогы" на Ярослава. "Кыяне" не приняли Мстислава, и он в 1024 г. "седе на столе Чернигове". В там же году произошла ночная битва под Лиственом, подробно описанная "Повестью временных лет". Сошлись дружины Ярослава и Мстислава. Мстислав выставил "в чело" северян, а свою касого-хазарскую дружину поставил "по крилома". Сперва "варязи секуще север", а затем "Мстислав с дружиною своею... нача сечи варяги". Одержал победу Мстислав. Ярослав бежал в Новгород. Обходя на утро поле битвы, Мстислав "рече: "Кто сему не рад? Се лежит северянин, а се варяг, а дружина своя цела". Ему, князю Тмутараканскаму, касожско-хазарская дружина была ближе северян Черниговской земли. "Повесть временных лет" подчеркивает, что Мстислав "любяше дружину по велику"28 .

Через два года у Городца Ярослав и Мстислав "створи мир" и разделили "по Днепр Руськую землю": всеми землями к западу от Днепра владел Ярослав, а к востоку - "прия" Мстислав29 . В 1036 г. Мстислав умер в Чернигове. Еще раньше скончался его сын Евстафий. Ярослав "бысть самовластець Русьстей земли". Со времен Мстислава Тмутаракань входила во владения черниговского князя. После смерти Ярослава Мудрого Чернигов получил Святослав. Он распоряжался и в Тмутаракани, куда посадил своего сына Глеба. Во всяком случае, 1064 год застает Глеба Святославича в Тмутаракани. В том же году бежал в Тмутаракань Ростислав Владимирович, внук Ярослава Мудрого. С ним вместе бежали туда киевский воевода Порей и Вышата, сын новгородского воеводы Остромира. Беглецы изгнали Глеба из Тмутаракани, но уже на следующий год Святослав пришел в Тмутаракань и вновь посадил здесь Глеба. Стоило Святославу покинуть Тмутаракань, как Ростислав опять низверг Глеба и в 1065 г. "седе Тмутаракани".

Ростислав "емлющу дань у касог и у инех стран". С его именем связано усиление русского влияния на Северном Кавказе. Именно этого "убоявшеся грьци" и послали в Тмутаракань котопана (правителя). На пиру котопан отравил Ростислава и, вернувшись в Корсунь, объявил, что князь умрет на седьмой день. Когда его предсказание сбылось, "корсуньские людье" "побита котопана каменьем"30 . Мы не знаем, кем являлись эти корсуняне, но несомненно, что они как-то были связаны с Тмутараканью. За это говорят действия варяга Ждьберна (вариант - корсунца Анастаса) во время осады Владимирам Корсуня, торговые связи Херсонеса с Русью, возможно, даже появление русских переселенцев в Таврии со времен Владимира31 . После смерти Ростислава Тмута-


23 "История" Льва Диакона Калойского и другие сочинения византийских писателей". СПБ. 1820, с. 89.

24 "Повесть временных лет", Ч. I, с. 99.

25 "Слово о полку Игореве". М. -Л. 1950, с. 9.

26 И. И. Ляпушкин. Указ. соч., с. 214.

27 Г. Ф. Турчанинов. Этнографические заметки. "Известия" АН СССР, отделение литературы и языка. М. -Л. 1948, т. VII, вып. 1, с. 77 - 80.

28 "Повесть временных лет". Ч. I, с. 99 - 101.

29 Там же, с. 100.

30 Там же, с. 101, 110 - 111.

31 Там же, с. 76, 80, 83; ч. II. М. -Л. 1950, с. 337; А. В. Гадло. О начале славяно-русской миграции в Приазовье и Таврику. "Славяно-русская этнография". Л. 1973; его же. Проблема Приазовской Ру-

стр. 179


ракань еще больше сближается с Черниговом.

С Тмутараканью связана деятельность одного из первых русских летописцев, Никона. "Житие Феодосия Печерского" повествует о монахе Киево-Печерского монастыря Никоне, который, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава Ярославича, в феврале 1061 г. бежал из Киева в Тмутаракань. Здесь он пробыл пять лет, основал "близ града" монастырь и в феврале 1066 г. вернулся в Чернигов, к князю Святославу Ярославичу, чтобы по поручению жителей Тмутаракани просить его отпустить на княжение в Тмутаракань Глеба. В Чернигове Никон не застал Святослава и дождался его возвращения из похода на Всеслава Полоцкого. В 1068 г. Никон обосновался в Киеве.

Во время пребывания в Тмутаракани Никон принимал активное участие в политической жизни этого княжества и вел записи важных событий, что нашло отражение в "Повести временных лет", изобилующей сведениями о Тмутаракани под 1065 - 1066 годами32 . Его страсть к летописанию обнаружилась давно. В "Житии Феодосия Печерского!" Нестора он изображен за неустанным писанием книг: "сидящу и стращу кныгы"33 . В Тмутаракани Никон встретился с Вышатой Остромиридем, со слов которого записал о новгородских событиях до 1064 года34 . Для Никона как летописца характерна идея "одиначества" земли и власти, осуждение княжеской "которы"35 . В Киеве Никоя прожил до 1073 г., затем снова отправился в Тмутаракань, но здесь он уже, очевидно, не вел летописных записей: в "Повести временных лет" на некоторое время исчезают сообщения о Тмутаракани. Умер Никон в Киеве в 1088 г., будучи игуменом Киево-Печерского монастыря. Впоследствии в Тмутаракани была учреждена епископия.

Миссия Никона к Святославу завершилась успехом: в Тмутаракань направился Глеб Святославич. Об этом свидетельствует знаменитый Тмутараканский камень с надписью: "В лета 6576 (1068 г. - В. М.) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Кърчева 14000 сажен"36 . Надпись появилась в связи с редким явлением - замерз Керченский пролив. Каково практическое значение измерения пролива "по леду", сказать трудно, да и имелось ли оно? В Тмутаракани Глеб пробыл недолго. 1069 год застает его в Новгороде.

Тмутаракань становится прибежищем для князей-изгнанников, князей-изгоев, которых житейские неурядицы и политические бури вынуждают искать убежище. По-видимому, одно время княжил в Тмутаракани Всеслав Брячиславич, князь Полоцкий. Об этом свидетельствуют два обстоятельства: после бегства из Киева в 1069г. Всеслав до 1071 г. отсутствует и в Полоцке; "Слово о полку Игореве" сообщает, что Всеслав "дорыскаша до кур Тмутараканя". Вряд ли это место можно толковать как указание на то, что Всеслав в одну ночь доскакал из Киева до Тамани, успев проделать этот путь "до кур", то есть до петухов. Слово "кур" следует считать греческим "кюр" (кир) - господин37 .

Когда стал князем в Тмутаракани Роман Святославич, "Повесть временных лет" не упоминает, но в 1077 г. он княжит в Тмутаракани и к нему бежит Борис Вячеславич, внук Ярослава Мудрого. Через год здесь оказался еще один беглец - Олег Святославич. В августе 1078 г. Олег и Борис вместе с половцами выступили против Всеволода Ярославича и нанесли ему поражение на р. Сожице38 . В этом сражении погиб Порей, бежавший в 1064 г. вместе с Вышатой и князем Ростиславом Владимировичем в Тмутаракань.


си и современные археологические данные о Южном Приазовье VIII - X вв. "Вестник" Ленинградского университета, серия "История, язык, литература", 1968, N 14.

32 "Повесть временных лет". Ч. I, с. 110 - 111.

33 "Киево-Печерський патерик". Київ. 1930; с. 33, 45, 46.

34 "Повесть временных лет". Ч. II, с. 90; Д. С. Лихачев. Устные летописи в составе "Повести временных лет". "Исторические записки". Т. 17. 1945.

35 "Повесть временных лет". Ч. II, с. 53, 85, 88, 93 - 95.

36 Литература о Тмутараканском камне огромна. (См.: А. А. Спицын. Тмутараканский камень; А. С. Орлов. Библиография русских надписей XI - XV вв. М. -Л. 1936; Б. А. Рыбаков. Русские датированные надписи XI - XIV вв. "Свод археологических источников. Е I - 44". М. 1964; В. А. Захаров. К вопросу о подлинности Тмутараканского камня. "История СССР", 1969. N 5; Б. В. Сапунов. О Тмутараканском камне 1068 года. "Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1975 года". М. 1976.)

37 А. И. Полканов. К вопросу о конце Тмутаракани, "Известия" Таврического общества истории, археологии и этнографии, 1929, т. III.

38 "Повесть временных лет". Ч. I, с. 132.

стр. 180


Олег и Борис заняли Чернигов, но в бою на Нежатиной ниве Борис погиб, а Олег с остатками дружины бежал в Тмутаракань. В следующем году Ромам Святославич с половцами двинулся из Тмутаракани на Всеволода. Но у Переяславля половцы заключили мир с Всеволодом, и Роман вынужден был вернуться. По наущению хазар половцы убили Романа, а Олега в Тмутаракани схватили хазары и выдали его византийцам - "поточиша и за море Цесарюграду". Тмутараканью завладел Всеволод, направивший сюда посадника Ратибора39 . Памятью о Ратиборе является восемь печатей с трехстрочной надписью "От Ратибора", в разное время найденных в Киеве, на Полтавщине, в Севастополе и в Керчи40 .

Вряд ли хазары действовали самостоятельно; скорее всего, за ними стояла Византия, опасавшаяся за свои владения в Крыму и боявшаяся усиления Тмутаракани. Гибель Ростислава и Романа, пленение Олега являются тому подтверждением. Предательски схваченный и отравленный в Константинополь, Олег пробыл там недолго и был сослан на остров Родос. Об этом сообщает игумен Даниил в своем путешествии к "святой земле". Жители Родоса показывали ему места, где "в том бо острове" жил Олег Святославич, "князь Рускый", "две лета и две зимы"41 . Вовремя пребывания Олега на Родосе Византия резко изменила свою политику по отношению к тмутараканскому князю. Видимо, Олег взял на себя какие-то обязательства по отношению к Византии. Должно быть, изменение отношений между Тмутараканью, с одной стороны, и Киевом и Черниговом - с другой, явилось условием возвращения Олега с острова Родоса в Тмутаракань. Еще до приезда Олега бежавшие в 1081 г. в Тмутаракань Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич схватили Ратибора и обосновались на Тамани. В 1083 г. "приде Олег из Грек Тмутараканю", схватил Давыда и Володаря, "седо Тмутаракани", казнил хазар, виновников гибели брата Романа и пленения его самого, а "Давыда и Володаря пусти"42 .

На этот раз Олег тщательно готовился к борьбе за "отчину" и ждал удобного момента для того, чтобы двинуться в земли Приднепровской Руси, что соответствовало и его интересам, и намерениям Византии, желавшей избавиться от энергичного и воинственного тмутараканского князя. Пока был жив Всеволод Ярославич, Олег оставался в Тмутаракани. Памятью о пребывании Олега в Тмутаракани в эти годы являются серебряные монеты с русской надписью "Ги помози Михаил" ("Господи, помоги Михаилу")43 . Моливдовул (свинцовая печать) конца XI - начала XII в., принадлежавший Михаилу, "архолту Матрахии, Зихии и всей Хазарии", также говорит о тмутараканском Михаиле - Олеге Святославиче44 . В поселении у Казачьего Брика в дельте Дона на обломке горшка обнаружен знак в виде двузубца ("Знак Рюриковичей"), являющийся зеркальным изображением знака Олега - Михаила Святославича45 .

В 1093 г. умер Всеволод Ярославич, а через год Олег Святославич "ступает в злат стремен в граде Тьмутарокане" и со своими союзниками - половцами направляется "из Тмутороканя", к Чернигову46 . Начались "плъци Олговы", снискавшие ему прозвище "Олега Гориславича", когда "сеящется и растящеть усобицами, погибашеть жизнь Дажьбожа внука, в княжих крамолах веци человеком сократишась". С этого момента Тмутаракань уже не упоминается в "Повести временных лет". Только "Слово о полку Игореве" говорит о том, что поход Игоря Святославича преследовал целью "испиты шеломом Дону", "поискати града Тмутараканю", обращается к "тебе, тьмутаракански блъван"47 .

Русское поселение в Тмутаракани в связи со всеми этими событиями не исчезло.


39 Там же, с. 132 - 133, 135.

40 Е. Е. Люценко. О древней вислой свинцовой печати с надписью "От Ратибора", найденной в 1872 г. около города Еникале, что в Керченском градоначальстве. "Труды" III археологического съезда в России. Киев. 1878, т. II, с. 65; Н. И. Репников. О древностях Тмутаракани. "Труды" секции археологии РАНИОН, 1928, N 4, с. 436; Е. Ч. Скржинская. Греческая надпись из Тмутаракани. "Византийский временник". Т. XVIII. 1961, с. 82; В. В. Мавродин. Очерки истории Левобережной Украины. Л. 1940, с. 123.

41 "Путешествие игумена Даниила ко святой земле в начале XII века", СПБ. 1864, с. 7.

42 "Повесть временных лет". Ч. I, с. 135.

43 Н. И. Репников. Указ. соч., с. 437.

44 А. В. Гадло. О начале славяно-русской миграции в Приазовье и Таврику, с. 84.

45 А. В. Гадло. Поселение XI - XII вв. в дельте Дона. "Краткие сообщения" Института археологии (КСИА), 1964, т. 99.

46 "Повесть временных лет". Ч. I, с. 148; "Слово о полку Игореве", с. 15.

47 "Слово о полку Игореве", с. 15 - 16, 19.

стр. 181


Для него лишь очень осложнились связи с Приднепровской Русью. Половецкая степь пролегла между Приднепровской Русью и Нижи им Доном и Таманью. Возможно, русские составляли часть населения так называемых "половецких городов" - Балина, Сугрова, Чешуева, Шаруканя48 . Правда, в 1117 г. "придоша Беловежци в Русь"49 , но русские продолжают жить в степях. В источниках они выступают под названием бродгоиков50 . По свидетельству Хакани, около 1175 г. русские на 72 судах совершили поход по Каспийскому морю, напали на Ширван, на короткое время замяли Шемаху, проникли на Куру, дошли до Лемберана и острова Руинас у Сари51 . Этот поход маг быть предпринят только из Тмутаракани.

Договор византийского императора Мануила с генуэзцами 1169 г. предусматривает свободную торговлю генуэзских купцов повсеместно за исключением Матархи (Матрахи). Матарха - это Тмутаракань. О ней Идриси (около 1154 г.) сообщает: "Весьма древний город... Матарха окружена возделанными полями и виноградниками, цари ее весьма отважны, мужественны, предприимчивы... Город этот густонаселен и весьма шветущ"52 . Что касается "Росии", или "Русии", то, по свидетельству Идриси, она находилась где-то в 20 милях от Матархи. Полагают, что речь идет о Керчи53 . Из рассказа Ибн-Аль-Виби о походе турок-сельджуков на Судак, половцев и русских в 1221 - 1222 гг. узнаем, что где-то у Хазарской переправы (Керченского пролива) существовало русское княжество, вынужденное заключить мир с сельджуками54 .

Нашествия Чинлисхаиа и Батыя положили конец государственной жизки русских на Тамани. Эль-Омари (XIV в.) сообщает: "У султана (Узбека) этого государства рати черкесов, русских, ясов. Они не в силах сопротивляться султану этих мест, и поэтому обходятся с ними как подданными, хотя у них есть свои цари... До покорения этой страны татарами она была повсюду возделана, теперь же в ней только остатки этой возделанности"55 . Видимо, к концу XIII - началу XIV в. произошла ассимиляция остатков русского населения на Тамани.


48 В. В. Мавродин. Очерки история Левобережной Украины, с. 212 - 215.

49 "Полное собрание русских летописей". Т. П. СПБ. 1845, с. 8.

50 Н. М. Волынкин. Предшественники казачества - бродники. "Вестник" Ленинградского университета, серия "История, язык, литература", 1949, N 8; С. А. Плетнева. О юго-восточной окраине русских земель в домонгольское время. КСИА, 1964, т. 99; ее же. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях. МИА, 1958, N 62, с. 185 - 186.

51 Б. Дорн. Каспий. СПБ. 1875, с. 20, 388 - 390, 529 - 530.

52 А. Я. Гаркави. Крымский полуостров до монгольского нашествия в арабской литературе. "Труды" Казанского археологического съезда. Казань. Т. II. 1891, с. 294.

53 Ф. Брун. Черноморье. Т. I. СПБ. 1879, с. 121 - 122; т. II. СПБ. 1879, с. 305; Ю. Кулаковский. К истории Боспора (Керчи) в XI - XII вв. "Киевская старина", 1899, т. 67, с. 132 - 133.

54 А. Ю. Якубовский. Рассказ Ибн-Аль-Биби о походе турок-сельджуков на Судак, половцев и русских в начале XIII в. "Византийский временник". Т. XXV. 1927; А. И. Полканов. Указ. соч., с. 52 - 58.

55 В. Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к Золотой Орде. Т. I. СПБ. 1884, с. 231 - 234.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ТМУТАРАКАНЬ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. В. МАВРОДИН, ТМУТАРАКАНЬ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 15.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ТМУТАРАКАНЬ (date of access: 22.11.2024).

Publication author(s) - В. В. МАВРОДИН:

В. В. МАВРОДИН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1345 views rating
15.02.2018 (2472 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
2 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
2 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
2 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
4 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
4 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
5 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
5 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
5 hours ago · From Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
5 hours ago · From Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ТМУТАРАКАНЬ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android