Libmonster ID: KZ-2134

В. МАЗЫРИН

Кандидат исторических наук

Если успехи продвижения Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) по пути рыночной экономики общепризнанны, то о демократизации политических институтов принято говорить в более сдержанных тонах. Что же касается западного мира во главе с США, там по-прежнему считают Вьетнам государством коммунистического типа. Так ли это на самом деле?

При рассмотрении процесса становления демократии во Вьетнаме следует учитывать, что наряду с прочими факторами ее развитию всегда мешало отсутствие достаточных исторических предпосылок1.

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ И НОВЫЕ ОХРАННЫЕ МЕРЫ

Вплоть до конца 80-х гг. прошлого столетия формированию демократического сознания и политических институтов препятствовали экономическая отсталость и культурно-информационная изоляция от остального мира. Государственное правление велось согласно традициям и практике социализма и многовековым традициям и нормам, закрепленным в конфуцианской этике и модели взаимодействия граждан и общества.

Переход к рыночной экономике сопровождался большими изменениями во многих сферах жизни. Однако, что касается политических реформ, то они проводились гораздо медленнее, чем экономические преобразования, и это составляет одну из характерных черт современного общественно-политического развития Вьетнама.

Перед лицом исходящих извне серьезных угроз устоям вьетнамского социализма правящая компартия делала ставку на силовые методы и различные запреты. Она и сегодня считает, что основные элементы демократии западного типа, прежде всего политический плюрализм, противоречат сложившейся в стране системе власти, подрывают национальную культуру и идентичность. И считать так, действительно, есть немало веских оснований.

Ряд западных государств не только поощряет антикоммунистические настроения в обширной эмигрантской общине, прежде всего в США, но и оказывает разнообразную поддержку местным диссидентам в самом Вьетнаме. Призывая соблюдать демократические процедуры, сторонники либеральной идеологии настойчиво рекомендуют Ханою не удовлетворяться только экономическими успехами, резко осуждают его за то, что, по их мнению, является нарушением прав человека.

Вот почему вьетнамское руководство решительно пресекает направляемые из-за рубежа попытки создания оппозиционных политических движений. Защитные меры принимаются с учетом последствий "бархатных" и "цветных" революций на территории Восточной Европы и бывшего СССР. С целью не допустить развития событий по тому же сценарию власти Вьетнама в начале 1990-х гг. усилили контроль за соблюдением общественного порядка и безопасности. Были ужесточены меры по управлению сферой идеологии и культуры, введены ограничения на деятельность средств массовой информации, урезаны некоторые гражданские свободы. Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ) продолжила курс на развитие "социалистической демократии", делая упор на укрепление централизма и дисциплины, выступая против "вседозволенности, свободы пропаганды антисоциалистических идей"2.

В этой работе вьетнамское руководство использовало методы, которые укоренились еще в годы войны и были типичны для административно-командной системы. Все это способствовало поддержанию политической стабильности, позволяло держать население под контролем. Вместе с тем, действия запретительного и карательного характера в условиях слабости механизма конституционного надзора за соблюдением законности порождали нарушения гражданских свобод, ограничивали инициативу масс, задерживали построение правового государства.

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

И тем не менее, по мере перехода Вьетнама к рыночной экономике и открытия внешнему миру сложившаяся здесь ранее политическая система начала видоизменяться. Пересмотр внутренней и внешней политики запустил процесс трансформации общества. Эти сдвиги были предопределены, прежде всего, интеграцией страны в мировую экономику, принятием международных норм и обязательств с целью получения внешней помощи и обеспечения хозяйственного роста. Вьетнам стал включаться в процесс свободного обмена идеями, людьми, информацией, передовыми технологиями, приобщаться к новым ценностям.

Экономические реформы с неизбежностью повлекли за собой "политическую либерализацию" режима, хотя не в той степени, которую рекомендовали западные эксперты3. Допустимыми и необходимыми были признаны такие изменения, как модернизация законодательства, совершенствование избирательной системы, широкое кадровое обновление, восстановление конституционной роли выборных органов власти в центре и на местах, расширение гражданских прав и гласности, упрощение порядка въезда и выезда из страны. Начата работа по совершенствованию

стр. 22

методов партийного руководства обществом, подъему социальной активности и роли общественных организаций.

В целом новая государственная политика характеризуется значительной гибкостью и прагматизмом. Власти предоставили общественным игрокам определенную возможность маневра, освободили для них "жизненное пространство"4. Так, если выработку принципиального политического курса, организацию и проведение выборов, управление государственным сектором экономикой и руководство СМИ центр держит под контролем, то к решению вопросов местного масштаба - проблем урбанизации, регулирования трудовой занятости и миграции, регистрации проживания - применяется совершенно иной подход. Тут государство все чаще проявляет готовность учитывать предпочтения рядовых граждан.

Наряду с определенными недостатками подобный метод управления имеет свои преимущества. Предоставляя возможность реализовывать принятые центральным руководством решения с учетом местных условий, КПВ получает дополнительную возможность уточнять и корректировать государственную политику. Тем самым предупреждается возможное недовольство и противодействие на местах, сдерживается формирование оппозиции, управление делается более открытым, что позволяет находить более эффективные решения как на локальном, так и общенациональном уровнях.

С начала 2000-х гг. активно проводится правовая реформа, направленная на обеспечение законности, правовое воспитание масс. Вместо практиковавшихся прежде многочисленных ограничений главным принципом стало разрешение гражданам делать все, что не запрещено законом. В результате этой реформы, несмотря на ее незавершенность, создано фактически новое, относительно современное законодательство, позволяющее более эффективно регулировать общественные процессы внутри страны и отношения с внешним миром. Возникли весомые предпосылки для демократизации общества, парламентского контроля над административными органами, разделения судебной и исполнительной ветвей власти.

Конституция СРВ (в редакции 2001 г.) содержит ряд дополнительных положений, по новому определяющих механизмы управления обществом. Внесены изменения в его политическую организацию, задействованы правовые рычаги регулирования социальных отношений, закреплена переориентация внешней политики. В ст. 14 указывается, что Вьетнам стремится расширять отношения со всеми странами мира, независимо от их политического и социального строя. В конституции четко сформулированы права и обязанности граждан. Основой государственного строя в стране провозглашено народовластие, связанное с развитием электоральной и парламентской демократии. Об изменении подходов свидетельствует отказ от определения государственного строя СРВ как "диктатуры пролетариата"5. Определяя роль и место общественных организаций в политической системе, конституция закрепила за ними право участвовать в решении политических, экономических, социальных и культурных задач в масштабах всей страны и каждой территориальной единицы, предприятия, учреждения.

Признавая важную роль рыночных механизмов в регулировании бизнеса, перераспределении собственности, развитии товарно-денежных отношений, вьетнамские лидеры в то же время считают, что, демократические институты западного образца не способны до конца преодолеть общественные противоречия, обеспечить целенаправленное движение по пути прогресса. Поэтому они сохраняют за государством, руководимым КПВ, высшие функции управления, надзора, воспитания и наказания. Компартия выступает в качестве главного хранителя моральных и культурных ценностей, высоких нравственных идеалов, трактуемых как альтернатива либеральной демократии.

ПЕРЕМЕНЫ ВНУТРИ ПРАВЯЩЕЙ ПАРТИИ

За полвека пребывания у власти компартия Вьетнама превратилась в неотъемлемую часть государственного механизма. После запрета в 1975 г. политических организаций свергнутого сайгонского режима произошло фактическое упразднение возможных оппонентов КПВ. В ноябре 1988 г. последовал роспуск последних потенциальных конкурентов, сохранявшихся со времен революции 1945 г., - Социалистической и Демократической партий.

Одновременно внутри самой КПВ вошли в практику широкие дискуссии вокруг определения внешнеполитического курса, путей и методов проведения рыночных реформ. Такие дискуссии оказались особенно важны в условиях фактического отсутствия гражданского общества и публичных каналов, которые позволяли бы заинтересованным группам обсуждать и вырабатывать стратегию общественного развития. Компартия, монополизировав политическую арену, объективно нуждается в существовании различных течений и платформ, которые полнее отражали бы общественное мнение, обеспечивали определенный плюрализм, предлагали альтернативные варианты решения проблем.

стр. 23

Исключительное значение имеет начатое обновление самой КПВ, пересмотр представлений о ее месте в общественно-политической системе страны и методах партийной работы. Так, в качестве одного из важных принципов было признано отделение партии от органов государственной власти. В этой связи КПВ выдвинула новый лозунг, своеобразно объясняющий разделение функций: "Партия руководит, народ определяет, государство управляет". Реализуется, хотя недостаточно последовательно, установка на ограничение прямого воздействия компартии на работу административного аппарата, предоставление органам законодательной и исполнительной власти большей свободы в осуществлении публичной политики.

КПВ, как было вновь подтверждено на X съезде (апрель 2006 г.), считает важнейшей задачей повышение активности своих первичных организаций. Для этого усилена работа по укреплению связи всех ее звеньев, особенно низовых, с рядовыми гражданами, преодолению возникшего отрыва партии от жизни, обеспечения гласности, свободы в работе и выборах высших органов КПВ. Рядовых членов КПВ стали заранее знакомить с проектом отчетного доклада ЦК и проблематикой предстоящего общенационального съезда, стимулировать к участию в обсуждении и внесении рекомендаций, выбору достойных кандидатов. Делегаты съезда также стали активнее дебатировать подготовленные заранее документы и влиять на конечные решения.

Более демократичной стала процедура выборов в руководящие органы КПВ. Если раньше к моменту открытия партийного съезда состав ЦК и Политбюро обычно был уже намечен, то, например, на X съезде КПВ на 160 мест членов ЦК претендовали 207 человек, включая двоих выдвинувших себя самостоятельно, а на 25 мест кандидатов в члены ЦК - 56 человек. Выборы в Политбюро и Секретариат ЦК партии проходили на рейтинговой основе, и некоторые претенденты не прошли, в результате чего состав высших органов партии впервые оказался урезан по сравнению с запланированным6.

Активизирован приток свежих сил в партийно-государственные органы. С этой целью введены нормы их обновления, включая Центральный Комитет (не менее, чем на 1/3 каждые выборы), возрастной ценз (для новых членов до 55 лет) и срок пребывания на руководящих постах (сначала он был ограничен 10, а позже и 5 годами подряд), требование о наличии высшего образования. Обычной практикой стал уход высоких чиновников на пенсию по достижении 60-летнего возраста, назначение на посты министров и руководителей провинциальных администраций людей в возрасте 40 - 50 лет7.

Расширена практика регулярной ротации кадров высшего звена, которая призвана мешать обрастанию руководителей коррупционными связями. Основное внимание теперь уделяется деловым качествам руководителей, что означает отход от практиковавшегося многие десятилетия при их подборе принципа "лояльность выше компетентности". На различные должности в государственном аппарате стали назначаться беспартийные, правда, пока еще, как правило, на среднем и низовом уровнях. Зреет понимание необходимости выдвигать способных и знающих людей, не состоящих в КПВ, и на высшие государственные посты8.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ И "МЕСТНАЯ" ДЕМОКРАТИЯ

В основе деятельности государственных институтов СРВ теперь лежит закон, что дало дополнительный толчок развитию электоральной и парламентской демократии. Начата работа по превращению избирательного процесса в реальный референдум народных желаний, установлению контроля депутатов над действиями исполнительной власти, повышению их ответственности перед избирателями, совершенствованию структуры и повышению дееспособности выборных органов в центре и на местах. Благодаря этому представительные институты получили возможность полнее реализовывать свои законные полномочия, что превращает их в полноправные субъекты политической жизни. Однако идея баланса и разделения трех ветвей власти в соответствии с общепринятыми демократическими стандартами пока не стала доминирующей9.

Примером начала эффективного функционирования данных институтов служит Национальное собрание, которое раньше выполняло в основном декоративные функции. Удалось заметно поднять его роль как главного законодательного и представительного органа СРВ, имеющего широкие конституционные полномочия. Парламент получил возможность независимо обсуждать актуальные проблемы страны, оценивать эффективность работы государственных органов, которые теперь несут перед ним ответственность. Публичные дебаты признаны необходимыми, их статус повысился - они фактически служат заменой политической оппозиции как таковой, играют роль "предохранительного клапана". Даже западные аналитики признают, что Национальное собрание превратилось в главную трибуну критики КПВ и правительства, указывают на позитивные изменения в освещении работы органов власти, в том числе на обеспечение ее прозрачности10.

Участие граждан страны в принятии общественно важных решений осуществляется через механизм предварительной проработки законов. Предложения по новым законопроектам собираются в ходе консультаций и обсуждения в СМИ. Прием писем от населения ведется на сайтах ряда государственных организаций, в том числе и самого Национального собрания. В результате многие проекты, вынесенные на суд общественности, претерпевают значительные изменения. Более того, в случае наличия разногласий среди высшего руководства страны мнение граждан начало приобретать решающее значение.

Важной предпосылкой для таких нововведений стало постепенное изменение политического сознания вьетнамского населения и прежде всего его верхних слоев. На реформы неумолимо работает время - после войны выросло новое поколение граждан, которым сейчас по 25 - 30 лет. Молодежь не знакома с прежними порядками, намного лучше информирована, быстро учится у внешнего мира, не связана с КПВ в повседневной жизни. Молодые вьетнамцы менее идеологизированы и более открыты, нуждают-

стр. 24

ся в каналах проявления своей гражданской активности и охотно пользуются ими.

Новая интеллигенция, воспитанная в СССР и странах Восточной Европы, приобрела опыт гласности, смогла самостоятельно осмыслить события, связанные с распадом социалистической системы. Многие вьетнамцы получили образование на Западе, а с ним усвоили представления о демократических ценностях. Все это способствовало созданию более широкой и разнообразной политической элиты, укреплению реформаторских сил.

Еще одной заметной новацией стало принятое в мае 1998 г. положение о "демократии на местах". Осуществляемое под лозунгом "народ знает, обсуждает, осуществляет, контролирует", это положение дополняет и конкретизирует принцип "коллективного управления". Считалось, что именно он выражает существо и форму социалистической демократии, хотя на самом деле этот принцип носил чисто декларативный характер. Меры по повышению общественного участия и контроля призваны обеспечить прозрачность в работе местных органов власти, расширить участие граждан в делах, касающихся их жизненных интересов. Данная инициатива считается альтернативой западным рецептам демократизации общества11.

В последние годы всячески поощряется выдвижение на низовом уровне мнений и предложений по осуществляемым на местах инфраструктурным и иным проектам, по статьям расходов местного бюджета. В особых случаях допускается проведение референдумов по актуальным вопросам локального характера. Принят закон о запросах и отзыве депутатов местных советов, призванный защищать права рядовых граждан.

Тем же целям служит комплекс антикоррупционных мер. Например, усилена административная дисциплина, индивидуальная ответственность и отчетность чиновников, стимулируется участие граждан в выявлении служебных нарушений. Установлен строгий порядок принятия бюджетов и финансового аудита в госучреждениях. Постепенно повышается уровень должностных лиц, привлекаемых к ответственности за должностные преступления, а круг лиц, остающихся "неприкосновенными", сужается. Так в последнее время были сняты с высоких постов в государственном аппарате и исключены из партии немало руководителей центрального аппарата правительства, ряд секретарей провинциальных парторганизаций, которые одновременно являлись членами ЦК КПВ.

ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

В то же время официальный Ханой категорически отвергает критику международных правозащитных организаций, указывающих на несоблюдение правительством СРВ гражданских свобод, серьезные злоупотребления в правовой сфере. Так, после каждого отчета НПО "Эмнисти Интернэшнл", в котором постоянно содержатся данные о нарушении прав человека во Вьетнаме, МИД СРВ неизменно выступает с опровержением приводимых свидетельств. НПО "Фридом Хаус" в регулярно публикуемой мировой классификации уровня гражданских свобод и политических прав в разных странах также ставит Вьетнам на самые низкие места. В рейтинге, который охватывает почти 200 государств, СРВ входит в категорию "несвободных"12. Эта классификация при всей своей условности в плане оценок и сопоставлений все же вызывает беспокойство в Ханое. Известная НПО "Репортеры без границ" от-

Учитывая критику извне, но исходя, прежде всего, из внутренних потребностей, руководство СРВ пошло в последнее время на принятие ряда законов, предусматривающих расширение конституционных прав граждан и гарантирующих более полную реализацию гражданских свобод. Все эти изменения происходили по мере подготовки страны к вступлению в ВТО, которое неоднократно откладывалось в связи обвинениями в несоблюдении гражданских прав. Ханой начал диалог с представителями других правительств по этой проблеме, был создан исследовательский центр по правам человека. В то же время власти по-прежнему не допускают к работе в стране зарубежные НПО, правозащитные неправительственные организации, обвиняя их во вмешательстве во внутренние дела.

носит СРВ к категории "врагов Интернета", охватывающей 58 стран13.

Внешние наблюдатели уже отметили тенденцию к соблюдению личной неприкосновенности, расширению свободы слова и собраний, что позволило гражданам СРВ выражать теперь свое мнение, в том числе и в организованном порядке. Высказывания отдельных лиц в частном порядке, отличные от официальных выступлений, перестали быть объектом цензуры. Ханой стал терпимее относиться к публичным дискуссиям на целый ряд тем. Разрешены и многие другие способы выражения настроений населения, прежде всего, митинги, пикеты патриотической направленности, осуждающие нарушение национальных интересов Вьетнама. Например, в январе 2008 г. массовый характер имели протесты против включения части спорного архипелага Спратли в административное подчинение КНР. Многие другие несанкционированные действия граждан в рамках неформальных групп все чаще проходят без вмешательства властей. Полиция поддерживает порядок, но не препятствует мирным акциям.

Налицо признаки расширения свободы печати. Так, работники СМИ получили право пользоваться различными иностранными источниками информации, а не только выверенными сообщениями Вьетнамского агентства новостей. Местные издания охотно стали публиковать острые материалы по актуальным темам, письма граждан критического содержания. Все шире издается и пользуется спросом, особенно в среде интеллигенции, англоязычная пресса14. О расширении за последнее время доступа к информации говорит появление в продаже иностранных изданий, запрещенных книг местных авторов, зарубежной периодики. В основном сняты запреты и ограничения на прослушивание иностранных "голосов".

Сокращена цензура телевизионных национальных каналов, в обиход вошло спутниковое ТВ. Новые идеи и образы появились также в кино. Художественные фильмы стали отходить от официальных стереотипов. В них все чаще поднимаются острые социальные проблемы, критикуются негативные явления в обществен-

стр. 25

ной жизни. Больше свободы творчества дано работникам культуры, искусства и науки, хотя демонстрация произведений, критикующих или высмеивающих КПВ и правительство, по-прежнему пресекается.

В целом свободно осуществляется доступ в Интернет. Число подписчиков не регулируется, поскольку домашнее пользование сдерживается ценами на компьютеры, существенно превышающими средний уровень доходов населения, и он доступен в основном госслужащим и посетителям Интернет-кафе. Вместе с тем, власти время от времени инспектируют эти точки и закрывают сайты, помещающие запретные статьи, контролируют переписку15.

Эмиграция больше не рассматривается как противоправная деятельность. Налажен организованный выезд тех, кто желает отправиться за границу, в том числе в США. Туда на постоянное место жительства смогли перебраться многие бывшие заключенные лагерей перевоспитания, служащие сайгонского режима, лица, желающие воссоединиться с семьей (гражданские жены и дети американских солдат, воевавших на юге Вьетнама). Широкий размах приобрели временная трудовая миграция и отправка детей на учебу за границу, международный туризм. Созданы также максимально льготные условия для возвращения на родину эмигрантов - вьеткиеу и их участия в подъеме национальной экономики.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

Все общественные организации во Вьетнаме обязаны быть членами проправительственного Отечественного фронта (ОФВ), что затрудняет легальную деятельность независимых объединений. Тем не менее, некоторые группы успешно работают вне рамок ОФВ, не сталкиваясь с какими-либо ограничениями или запретами, при условии, что их деятельность направлена на удовлетворение социально-экономических запросов граждан. В рыночных условиях общественная самодеятельность неизбежно потребовала выхода за прежние узкие рамки, чему способствовало возникновение ее новой формы -неправительственных организаций. Во Вьетнам были допущены и развернули работу гуманитарные международные НПО. В итоге это привело к расширению участия граждан в решении проблем развития страны и собственной жизни16.

Руководство КПВ, похоже, осознало потребность в новых каналах общественной самореализации. Общественным организациям "в некотором смысле отведена роль конструктивной оппозиции, легальной силы для изменения сложившихся правил"17. Ханой предоставил представительским группам право действовать в сфере их позиционирования в обмен на согласие вести себя в установленных рамках и под руководством рекомендованных сверху людей. Установление связей с новыми социальными силами, порожденными модернизацией и индустриализацией, в условиях высокой экономической динамики направлено на сохранение стабильности, спокойствия в обществе. Конечно, механизм жесткого централизованного управления сверху сдерживает общественную активность, но при этом сам он все больше строится на основе закона с использованием в качестве основных методов воздействия переговоры и консультации.

Подтверждением постепенной демократизации системы служат в том числе попытки формирования и консолидации внутренней политической оппозиции, представляющей разные социальные слои общества. Самой известной среди последних таких инициатив стало образование в 2006 г. так называемого "Блока 8406", который выступил через Интернет с требованием демократизации режима и разрешения политических партий. Хотя против организаторов были применены репрессивные меры, движение кибердиссидентов получило широкую известность и общественную поддержку. Как отмечают западные эксперты, оно объединило многие прежде разрозненные группы инакомыслящих18.

Значительную степень автономности приобрели религиозные организации - теперь их сторонники могут отправлять культ без особых помех. Уточнены права и обязанности верующих, в том числе впервые им разрешено добиваться возврата земель и другого имущества, конфискованного у церквей. Отрытая принадлежность к любой разрешенной религии больше не имеет негативных последствий как для хозяйственной деятельности, так и светской жизни граждан, религиозная принадлежность не указывается в личных документах. Статус верующего перестал служить препятствием к членству в КПВ, что следует признать кар-

стр. 26

динальным сдвигом в кадровой политике компартии.

Из сказанного можно с полным основанием сделать вывод о том, что во Вьетнаме, хотя медленно и с учетом местной специфики, идет процесс становления демократического государства. По мере проведения рыночных реформ формируется правовое пространство, улучшается соблюдение гражданских свобод, растет общественная активность. Тем самым реализуется институциональная демократия в ее простейших формах, что способствует утверждению индивидуализма, плюрализма и прочих демократических начал.

Данная тенденция, по нашему мнению, уже необратима. Даже многие западные эксперты вынуждены признать, что во Вьетнаме набирает силу процесс демократизации и СРВ постепенно превращается в парламентскую республику с однопартийной системой. В связи с внедрением рыночных отношений в стране в первую очередь реализованы экономические свободы, как наиболее востребованные вьетнамским населением. Достигнута большая открытость власти и созданы первые предпосылки для образования гражданского общества.

В долгосрочной перспективе Вьетнам эволюционирует в сторону известного в Восточной Азии типа политической системы, для которого характерно сочетание патернализма с использованием административного ресурса при наличии элементов правового государства. Вьетнамский пример подтверждает, что авторитарный строй - это не просто выбор политической верхушки, а объективное отражение уровня развития страны. Авторитарные модели присущи государствам, желающим сохранить свой суверенитет в условиях радикальных перемен и смертельных угроз со стороны внешнего окружения. Определяя данное явление, зарубежные политологи говорят о "полудемократической системе", которая частично учитывает в том числе интересы и требования народа19.

В условиях усиливающегося внешнего давления КПВ опасается отпускать вожжи управления. Тем не менее, процесс политической трансформации, конечно, будет продолжаться, поскольку рынок требует верховенства закона и утверждения основ демократического строя. Не исключено, что для того, чтобы облегчить принятие политических решений, направленных на дальнейшую демократизацию страны, в стране может быть создана так называемая "барометрическая оппозиция", лояльная к КПВ и способная оппонировать ей в рамках существующей системы.

Давая подобную оценку нынешнему состоянию и перспективам развития политической демократии во Вьетнаме, мы исходим из того, что к нему нельзя подходить с мерками государств, имеющих длительный мирный опыт демократического развития, предъявлять слишком "высокие" требования, соответствующие современным мировым стандартам. Многие демократические нормы, представляющиеся гражданам других страна обязательными, не ощущаются до сих пор как фактически необходимые большинством вьетнамцев.

Вот почему радикальные политические изменения, связанные с утверждением общепринятых современных представлений о демократии, пока остаются не востребованными. Для этого должны созреть основные внутренние условия. Понятно, что для создания подобного порядка Вьетнаму потребуются многие годы и глубокие политические реформы.


1 Подробный анализ политических процессов, связанных с переходом этой страны к рыночной экономике, см.: Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986 - 2006 гг.): направления, динамика, результаты. М., 2007.

2 Nhan dan (Hanoi), 29.09.1989; 01.12.1989.

3 Известный австралийский исследователь Вьетнама К. Тэйер назвал идущий в СРВ процесс реформ "политической нормализацией", видимо, имея в виду именно эту тенденцию: Thayer С A. The Regularization of Politics: Continuity and Change in the Party's Central Committee (1951 - 1986) // Postwar Vietnam: Dilemmas in Socialist Development. New York, 1988, р. 177 - 193.

4 См.: Kerkvliet B. T. An Approach for Analyzing State-society Relations in Vietnam // SOJOURN, ISEAS, vol. 16, N 2, October 2001, р. 238 - 278.

5 См.: Hien phap Nuoc cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam 1992. Hanoi, 1992.

6 Saigon Times Weekly (Ho-chi-minh city), 29.04.2006; Koh David. The Politics of Divided Party and Parkinson's State in Vietnam // Contemporary Southeast Asia, Vol. 23, N 3, December 2001, p. 537; Nong Due Manh. Toi tin chung ta se day lui duoc tham nhung // VietNamNet, 25.04.2006.

7 Nhan dan, 28.06.1988; Taylor Ph. Social Inequalities in a Socialist State // Social Inequality in Vietnam and the Challenges to Reform. Ed. by Taylor Ph. Singapore, ISEAS, 2004, р. 5.

8 Соответствующее предложение касательно министерских постов недавно сделал бывший премьер СРВ Во Ван Киет, назвавший потенциальными претендентами не просто беспартийных, а патриотически настроенных эмигрантов.

9 Государство во Вьетнаме, согласно конфуцианской доктрине, не считается потенциально опасной силой, требующей противовесов. Закон работает выборочно и не применяется нейтрально и одинаково ко всем гражданам. См.: Vietnam Quarterly Forecast Report (Report on Political Risk, Economic Performance and Outlook, and Key Economic Sectors) // Business Monitor International. London, Q3, 2002, р. 8.

10 См.: Matthieu S. Les arcanes de la "democratie socialiste" vietnamienne (Evolution des assemblees populaires et du systeme juridique depuis le lancement du Doi moi // Les Etudes du CERI, 2003, N 104, p. 10; Thalemann A. Vietnam: Marketing Economy //Journal of Contemporary Asia, 1996, N 263, р. 35.

11 Koh D. The Politics of Divided Party.., р. 547 - 548.

12 Согласно этой классификации, в глобальном масштабе доля несвободных государств постепенно уменьшается (с 42% в 1974 г. до 26% в 2004). См.: Freedom in the World 2005. The Annual Survey of Political Rights and Civil Liberties.

13 Human Rights Watch World Report 2006: Overview of Human Rights Issues in Vietnam - hrw.org/english/docs/2006/01/18/viet-nal2249_txt.htm

14 В начале 2000-х гг. в стране действовало 712 местных изданий и органов СМИ, почти 9 тыс. работников радио и телевидения. См.: Man D. A Passion for Modernity: Intellectuals and the Media // Postwar Vietnam: Dynamics of a Transforming Society. Ed. by Ну V. Luong. Singapore, ISEAS, 2003, р. 282.

15 European Union Economic and Commercial Counselors. 2005 Report on Viet Nam. Hanoi, June, 2005, p. 65; U.S. Department of State. Country Reports on Human Rights Practices - 2003. Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Washington, February 25, 2004 // www.state.gov/g/drl/hrrpt/2003/27794.htm, р. 8.

16 Подробнее об этом см.: Мазырин В. М. Общественные организации и формирование гражданского общества в современном Вьетнаме // Вестник Московского Университета. Серия Востоковедение, 2006, N 2, с. 46 - 67.

17 WishermanJ. and Nguyen Quang Vinh. The Relations between Civic and Governmental Organizations in Vietnam: Selected Findings // Getting Organized in Vietnam: Moving in and around the Socialist State. Ed. by Kerkvliet B. and Russel H. Singapore, 2003, р. 185.

18 Thayer CA. Vietnam: The Tenth Party Congress and after. A Review for ISEAS. Singapore, 2007, р. 6 - 7. Подробнее см.: Thayer С A. Political Dissent and Political Reform in Vietnam, 1997 - 2002. In The Power of Ideas: Intellectual Input and Political Change in East and Southeast Countries. Ed. by Derichs C. and Heberer T. // Asian Topics, NIAS, 2006, N 36, р. 115 - 132.

19 Womack B. The Party and the People: Revolutionary and Post Revolutionary Politics in China and Vietnam // World Politics, 1987, N 4, р. 485.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ТЕРНИСТЫЙ-ПУТЬ-К-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-ДЕМОКРАТИИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. МАЗЫРИН, ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 24.07.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ТЕРНИСТЫЙ-ПУТЬ-К-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-ДЕМОКРАТИИ (date of access: 22.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. МАЗЫРИН:

В. МАЗЫРИН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
335 views rating
24.07.2023 (487 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android