В Западной Сибири наиболее представительные коллекции образцов тканей XVII в. собраны на памятниках Томско-Нарымского Приобья [Глушкова, 2002] и Омского Прииртышья, раскопанных В. Б. Мельниковым, С. Ф. Татауровым, С. Н. Тихоновым и др. [Глушкова, 1995; Богомолов, 1996]. Новые текстильные материалы получены при раскопках Мангазеи. Археологический памятник конца XVI - XVII в. впервые исследовался в 1968 - 1970 гг. экспедицией под руководством М. И. Белова, О. В. Овсянникова, В. Ф. Старкова. Однако в вышедшей по итогам работ публикации текстиль специально не рассматривался [Белов, Овсянников, Старков, 1980, 1981].

В 2001 - 2003 гг. раскопки Мангазеи первой трети XVII в. продолжило Научно-производственное объединение "Северная археология" под руководством Г. П. Визгалова, С. Г. Пархимовича. Вскрытая площадь памятника составила 259 м2. Было обнаружено огромное количество археологического материала, в т.ч. органических остатков, сохранившихся благодаря мерзлоте [Визгалов, 2004; Пархимович, 2004]. Среди уникальных находок, без сомнения, можно выделить ткани XVII в.

Текстильные материалы из раскопок НПО "Северная археология" исследовались в Лаборатории систем жизнеобеспечения народов Севера Сургутского педагогического института в 2004/05 уч. г. Часть из них - фрагменты с утратами, которые затрудняют выяснение технологических характеристик ткани, например, образцы, где нити сильно истерты, разорваны, деформированы со сдвигом в структуре тканого полотна. Однако количество пригодных для анализа экземпляров достаточно, чтобы составить качественную технологическую характеристику всей коллекции.

Было отобрано необходимое число типовых фрагментов. Это оказалось возможным, т.к. материал серийный. Рассматривались 87 образцов текстиля полотняного переплетения, 26 - саржевого, 38 фрагментов поясов и тесемок ручного изготовления, нашивок из тканей, 6 целых рукавиц и фрагменты вязаного текстиля (рукавицы, стельки).

Весь комплекс текстильных материалов был подвергнут специальному материаловедческому и структурному анализу. С помощью органолептических методов определялось сырье и описывалась пряжа, их параметры уточнялись при микроскопическом исследовании. Основные характеристики нитей - тонина и крутка (направление, в ряде случаев - величина крутки). Не менее важно распределение волокон в нитях, но оно не изучалось, т.к. это исследование требует значительного времени и планируется в будущем. Не проводилось также тестирование на красители по причине отсутствия в лаборатории соответствующих специалистов.

Структурный анализ текстиля предполагает фиксацию следующих параметров: плотности нитей основы и утка, способа переплетения нитей в полотне ткани (полотняное, саржевое и т.д.), соотношения крутки нитей в основе и утке. Эти характеристики, а также параметры фактуры полотна (открытая или закрытая поверхность) позволили атрибутировать изучаемый материал (см. таблицу).

стр. 117

Ткани Мангазеи (XVII - XVIII вв.)*

Номер образца

Переплетение

Основа

Уток

Плотность (число нитей на 1 см)

Примечания

Тонина, мм

Крутка

Тонина, мм

Крутка

по основе

по утку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

МГ-03/2

Полотняное

0,7

S

0,8

S

14

11

Плотная ткань хорошего качества, темно-коричневого цвета. С одной стороны плотный настил. Сукно (?). Фланель (?)

МГ-03/3

"

0,5 - 0,7

Z

0,7

S

16

14

Ткань красно-коричневого цвета. Настил был с двух сторон, с одной выношен, остался в швах

МГ-03/6

"

0,6 - 0,7

Z

0,6 - 0,7

S

10

10

Ткань красно-коричневого цвета. Натяжение нитей равномерное

МГ-03/7

"

0,7

S

0,8

S

14

11

Плотная, хорошего качества ткань темно-коричневого цвета, с очень ровными нитями. С одной стороны плотный настил

МГ-03/11

Саржа 2/1

0,9 - 1

Z

0,9 - 1

Z

10

8

Светлая ткань буро-коричневого цвета с темными пятнами

МГ-03/14

Полотняное

4

S

3

Z

3 - 4

3

Толстое полотно пояса темно-коричневого цвета. Фактура ребристая. Вдоль кромок темные полосы из двух нитей основы

МГ-03/15

"

0,5 - 1

Z

0,5

Z

5

6

Редкая ткань

МГ-03/16

"

0,8

S

0,9 - 1

S

14

8

Ткань иссиня-черного цвета. С одной стороны настил. Фланель (?)

МГ-03/18

"

2 - 3

S

2

S

4

4 - 5

Толстое плотное полотно пояса темно-коричневого цвета, с настилом. Сукно (?), на полотне имеются дыры (механическое воздействие или следы блях (?))

МГ-03/19

"

2 - 3

S

2

Z

7

5

Толстое плотное полотно пояса. Кромок нет. Местами есть настил

МГ-03/19А

"

0,5

Z

0,5 - 0,6

S

14

16

Ткань красно-коричневого цвета. Настил с двух сторон. Сукно

МГ-03/22

Саржа 2/1

1

Z

1 - 1,2

Z

8

7

Толстая рыхлая ткань буро-коричневого цвета, с ошибками в структуре полотна

МГ-03/24

Полотняное

1

Z

0,5 - 1

S

8

8 - 9

Тонкое, но объемное из-за настила, плотное полотно пояса светло-коричневого цвета. Хорошо сохранилось. Возможно, ткань фабричного изготовления

МГ-03/25

"

0,8

S

0,8

S

10

10

Ткань иссиня-черного цвета. Местами есть настил. Сукно

МГ-03/26

"

2

S

?

?

7

5

Толстое плотное полотно тесемки (пояса?) бордового цвета. Плохо сохранилось. Плотный настил. Две кромки

МГ-03/32

"

0,7 - 0,8

Z

0,7 - 0,8

S

11 - 12

11

Плотная ткань табачного цвета. Сукно без настила

МГ-03/38

"

2

Z

1

Z

5 - 6

6 - 7

Плотное толстое полотно пояса. Настил с двух сторон. Кромки (?)

МГ-03/39

"

0,7 - 0,8

Z

0,8 - 0,9

S

8

8

Несколько фрагментов ткани красно-коричневого цвета. С одной стороны настил (возможно, вследствие длительного использования)

МГ-03/42

Саржа 2/2

0,5 - 0,8

Z

1

Z

11

10

Толстое плотное полотно пояса светло-коричневого цвета. Ошибка в переплетении -нечеткий перевод нитей основы

МГ-03/44

Полотняное

0,7 - 0,8

S

1

S

11

9

Толстое плотное полотно темно-коричневого цвета, с настилом. Сукно (?). Фланель (?)

МГ-03/49

"

1

Z

1

Z

5

7

Толстое полотно тесемки (пояса?) из ткани темно-коричневого естественного цвета. Хорошо сохранилось. Имеется легкий настил, плохо видны нити

МГ-03/54

Саржа 2/2

0,6 - 0,7

Z

0,7 - 0,8

Z

10

9

Плотная однородная ткань буро-коричневого цвета, выношена, с утратами

стр. 118

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

МГ-03/63

Полотняное

0,5

Z

0,5 - 1

Zдвойной S-крутки

9 - 10

12 - 14

Плотное полосатое полотно пояса. Хорошо сохранилось, но выношено. Имеется настил, с одной стороны он плотнее. Сукно со сложной структурой

МГ-03/64

"

0,6 - 0,7

Z

0,7 - 0,8

S

8

9

Ткань иссиня-коричневого цвета, достаточно тонкая и плотная

МГ-03/68

"

0,5

S

0,8

S

11 - 12

10 - 12

Ткань серо-зеленого цвета. Ткацкая ошибка - "двойной уток"

МГ-03/71

"

0,5 - 1

S

1

S

7 - 8

8

Плотное полотно пояса черновато-коричневого цвета, выношенное. Фланель (?)

МГ-03/75

"

1

S

0,8 - 1,2

S(?)

9

7 - 8

Толстое полотно пояса (?) темного цвета. Узкий конец пояса расширяется к середине. Фланель (?)

МГ-03/76

"

1

S

0,5 - 1

S

8 - 9

7 - 8

Плотное полотно пояса или тесемки, вырезанной из ткани черновато-коричневого цвета. Фланель (?)

МГ-03/77

"

0,7 - 0,8

S

0,9

S

9

7

Ткань иссиня-черного цвета, с легким настилом, который местами вытерся в процессе использования. Сукно (?). Фланель (?)

МГ-03/80

Саржа 2/2

1

Z

1

Z

6 - 7

4 - 5

Плотная толстая ткань

МГ-03/84

"

0,5

Z

0,7

S

11 - 12

11 - 12

Тонкая плотная ткань с равномерным натяжением нитей. Цвет коричневый (с зеленым оттенком). Сукно без настила

МГ-03/91

"

0,7 - 0,8 (до 1)

Z

0,9 - 1

Z

11

8

Плотная ткань с хорошо видимыми диагональными полосками буро-коричневого цвета

МГ-03/92

Полотняное

0,4 - 0,6

Z

0,6

S

13

10 - 11

Плотная тонкая ткань хорошего качества, плохой сохранности. Настил сохранился с одной стороны и в швах. Сукно (?)

МГ-03/93

"

0,7 - 0,8

Z

0,7 - 1

Z

10

6 - 7

Плотная грубая ткань темно-табачного цвета, без настила

МГ-03/94

Саржа 2/2

0,9 - 1 (до 1,1)

Z

0,9 - 1 (до 1,2)

Z

9

7

Плотная ткань светло-коричнево-бурого цвета. Нити основы и утка одинаковые

МГ-03/97

Полотняное

0,7 - 0,9

Z

0,8 - 0,9

S

10 - 12

6

Ткань серо-коричневого цвета. Присутствует ткацкая ошибка - двойная нить основы, полученная при сновании нити

МГ-03/99

"

0,5 - 1

Z

1 - 1,5

S

6

4

Толстое плотное полотно пояса зеленовато-бурого цвета. Легкий настил. С одной стороны пояса кромка. Сукно

МГ-03/101

"

0,5 - 0,6

Z

0,6

S

12

10

Плотная ткань очень хорошего качества, иссиня-коричневого цвета. Настил с одной стороны. Сукно

МГ-03/108

"

0,7 - 0,8

Z

0,8 - 0,9

Z

11

8 - 9

Ткань зелено-коричневого цвета. С одной стороны настил средней плотности

МГ-03/111

"

0,7

S

0,9

S

10

11

Ткань коричневого цвета. С одной стороны настил. Фланель (?)

МГ-03/114

"

0,8

S

0,9 - 1

S

14

8 - 9

Ткань серо-черного цвета. Настил с одной стороны. Фланель (?)

МГ-03/115

"

0,5 - 0,9

Z

0,5 - 0,9

Z

11 - 12

10 - 11

Плотная ткань табачного цвета

МГ-03/117

"

0,8 - 0,9

Z

0,8 - 1,1

S

9

8

Зелено-коричневая ткань с достаточно равномерным натяжением нитей

МГ-03/124

Саржа 2/2

0,8 - 1

Z

0,8 - 1

Z

10

10

Плотная ткань. Сверху светло-, внутри темно-коричневого цвета. Нити основы и утка одинаковые

МГ-03/125

Полотняное

0,5 - 1

Z

0,5 - 1

S

6

8

Тонкая редкая ткань с открытой поверхностью

МГ-03/128, 176

"

1

Z

2,5 - 3

S

12

3

Два узких фрагмента плотной ткани (пояса?) темно-коричневого цвета с продольными полосами. Хорошо сохранились. Настил с одной стороны. Основный репс

МГ-03/134

Саржа 2/2

2

Z

1

Z

9

7

Толстое плотное полотно пояса светло-коричневого цвета. Хорошо сохранилось

стр. 119

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

МГ-03/136

Саржа 2/2

0,8 - 0,9

Z

1

Z

9

8

Толстая ткань светло-коричневого цвета

МГ-03/145

Полотняное

0,5

Z

1 - 1,2

S

12

6

Ткань серо-коричневого цвета. Стелька

МГ-03/146

"

0,5 - 0,6

Z

0,6 - 0,8 (до 1,2)

Z

11

7 - 8

Ткань коричнево-зеленого цвета, с утратами

МГ-03/149

"

0,6 - 0,7

Z

0,8 - 0,9

S

14

6

Ткань коричнево-зеленого цвета. Местами есть настил, неваляная ткань. Две кромки. Пояс

МГ-03/156

"

2 - 2,3

Z

2 - 2,5

Z

4 - 6

2,5 - 3

Толстое грубое жесткое полотно, имеются две кромки (портянка?). Ткацкие ошибки - уток перекрывает по три нити основы на протяжении нескольких рядов, затем структура восстанавливается

МГ-03/157

Саржа 2/2

0,8 - 1

Z

0,7 - 1 (до 1,2)

Z более слабой крутки

9 - 10

8

Однородная ткань светло-коричневого цвета с темным оттенком

МГ-03/160

"

0,8 - 1

Z

0,8 - 1

Z

11

10

Сильно выношенная рыхлая ткань темно-коричневого цвета

МГ-03/161

Полотняное

0,5 - 1

Z

0,5 - 1

Z

10 - 11

8

Тонкое плотное полотно пояса темно-коричневого цвета. Хорошо сохранилось

МГ-03/163

"

0,5 - 1

Z

1 - 1,5

Z

10

7

Тонкое рыхлое полотно пояса темно-коричневого цвета, с утратами

МГ-03/168

"

0,8 - 1

S

0,9 - 1,1

S

8

7

Плотная ткань иссиня-черного цвета

МГ-03/174

Саржа 2/2

0,8 - 1,1

Z

0,9 - 1,2

Z

10

8

Ткань буро-коричневого цвета, выношена. Структура однородная. Ткацкая ошибка - уток перекрывает по одной и по три нити основы

МГ-03/175

Полотняное

1

S

1

Z

8

6

Толстое полотно тканой нашивки на пояс

МГ-03/182

"

1

Z

0,5 - 0,8

S

7 - 8

10

Тонкое полушерстяное полотно пояса. Плохо сохранилось. Фактура однородная

МГ-03/187, 188

Саржа 2/2

0,8 - 1

Z

1

Z

10

9

Плотная ткань с хорошо различимой диагональной полоской буро-коричневого цвета

МГ-03/189

"

0,8 - 1

Z

0,8 - 1

Z

9

8

То же

МГ-03/191

Саржа 2/1

0,7 - 1

Z

0,7 - 1

Z

10

7

Толстая ткань с хорошо различимой диагональной полоской

МГ-03/192

Полотняное

0,7

Z

0,7

S

7

10

Ткань очень плохой сохранности

МГ-03/193

"

2 - 3

S

2

S

7

5

Рыхлое полотно пояса. Кромок нет. Сохранность хорошая

МГ-03/194

"

0,6

Z

0,7 - 0,8

S

10

9

Ткань черно-зеленого цвета. Местами легкий настил. Сукно

МГ-03/197

"

0,8 - 1

S

0,8 - 1,1

S

8

8

Ткань черно-коричневого цвета, с открытой поверхностью

МГ-03/198

"

0,8

S

0,7 - 1,1

S

9 - 10

7

Плотная грубая ткань черно-серого цвета

МГ-03/199

Саржа 2/2

0,9 - 1

Z

0,9 - 1

Z

10

9

Мягкая рыхлая ткань буро-коричневого цвета

МГ-03/202

Полотняное

0,7

Z

0,8

S

8

5

Рыхлая ткань коричнево-зеленого цвета, с утратами. С двух сторон настил

МГ-03/204

"

0,6 - 0,8

S

0,8 - 0,9

S

10

6

Ткань зелено-коричневого цвета. Настил с одной стороны на поверхности, с обеих - в швах. Фланель

МГ-03/205

"

1 - 2

Z

1 - 2

S

8

7

Толстое сукно красного цвета

МГ-03/212

"

0,8 - 0,9

S

0,8 - 0,9

S

7

7

Ткань серо-зеленого цвета. Легкий настил с одной стороны. Фланель (?)

МГ-03/213

"

0,6 - 0,7

Z

0,8 - 0,9

S

10

6

Рыхлая ткань иссиня-коричневого цвета, с открытой поверхностью. Сохранность плохая

стр. 120

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

МГ-03/215

Саржа 2/2

0,9 - 1

Z

0,9 - 1

Z

7 - 8

7

Тонкая рыхлая ткань светло-коричневого цвета. Ткацкая ошибка - уток в каждом четвертом ряду перекрывает по четыре нити основы

МГ-03/216

Полотняное

0,5 - 0,9

S

0,5 - 0,9

S

9

7

Черно-зеленая ткань плохой сохранности. Легкий настил с одной стороны

МГ-03/217

"

0,5 - 0,7

Z

0,7 - 0,9

S

9 - 10 (?)

6(?)

Грубая толстая ткань серо-зеленого цвета. Сохранность плохая

МГ-03/218

"

0,8 - 0,9

S

0,8 - 1

S

10

8

Серо-зеленая ткань без настила

МГ-03/219

"

0,8

S

0,9

S

7

6

Плотная толстая ткань иссиня-черного цвета. Плотный настил с двух сторон. Фланель (?)

МГ-03/222

"

0,4 - 0,6

Z

0,5 - 0,9

S

14

14 - 16

Тонкая ткань темно-табачного цвета, хорошего качества, с равномерным натяжением нитей

МГ-03/229

Саржа 2/2

0,8 - 0,9 (до 1)

Z

0,8 - 1

Z

9

9

Толстая плотная ткань с однородной фактурой

МГ-03/230

"

0,5

Z

0,5 - 0,8

Z

11

9

Тонкое плотное полотно пояса светло-коричневого цвета. Хорошо сохранилось

МГ-03/233

Полотняное

0,6

Z

0,8 - 0,9

S

13

9

Достаточно плотная ткань красно-коричневого цвета

МГ-03/234

"

0,6

Z

0,8 - 0,9

S

13

9

То же

МГ-03/235

"

1 - 2

Z

1

Z

6

7 - 8

Плотное толстое полотно пояса. Хорошо сохранилось. На полотне просматриваются следы, похожие на проколы от иглы. Возможно, данное изделие использовалось как декоративное (было продольно сложено пополам)

МГ-03/240

"

1 - 1,5 (до 3)

Z

0,7 - 0,9

Одинарные Z, двойные S

8 - 9

9

Толстое плотное полотно пояса с полосато-пестрым узором. Две кромки. С одной стороны легкий настил

МГ-03/241

"

0,6 - 0,7

Z

0,7 - 0,9

Z

11

9

Ткань зеленого цвета. Настил с одной стороны

МГ-03/242

"

0,6 - 0,7

Z

0,7

S

15

15

Тонкая, очень плотная ткань темно-коричневого цвета, с настилом, местами он утрачен. Сукно

МГ-03/244

Саржа 2/1

0,5 - 1

Z

0,5 - 1

Z

6

10

Тонкое плотное полотно зеленовато-коричневого цвета. Хорошо сохранилось. Нити неравномерные, одинаковые в основе и утке

МГ-03/249

Полотняное

0,8 - 0,9

S

0,9 - 1

S

8

8

Грубая рыхлая ткань иссиня-черного цвета

МГ-03/250

"

0,8 - 1

S

0,8 - 1

S

7 - 8

5

Грубая толстая ткань иссиня-черного цвета. Сохранность плохая

МГ-03/257

"

0,8 - 0,9

S

0,9 - 1,1

S

8

7

Плотная толстая ткань черно-коричневого цвета. С одной стороны настил средней плотности. Ткацкая ошибка - двойной уток. Фланель (?)

МГ-03/259

Саржа 2/2

0,5 - 0,7

S

0,7 - 1

S

10

8

Толстая плотная ткань темно-синего цвета, почти черного (неустойчивые красители)

МГ-03/267

Полотняное

0,5 - 0,6

Z

0,6

S

12

10

Ткань серо-коричневого цвета. Настил с одной стороны. Сукно (?)

МГ-03/268

"

0,7 - 0,8 (до 1)

S

0,8 - 0,9 (до 1,2)

S

9

8

Ткань иссиня-черного цвета

МГ-03/270

"

0,7 - 0,8 (до 1)

S

0,8 - 0,9 (до 1,2)

S

9

8

То же

МГ-03/272

Полотняное (репс)

2 - 3

Z

2 - 3

S

7

3

Толстое плотное полотно пояса темно-коричневого цвета

МГ-03/277

Полотняное

0,7 - 0,9 (до 1)

Z

0,9 (до 1,2)

S

8

8

Ткань иссиня-черного цвета, сильно загрязнена

стр. 121

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

МГ-03/278

Саржа 2/2

0,7 - 0,9

Z

0,7 - 1,0 (до 1,1)

Z

10

9

Ткань буро-рыжего цвета. Ошибка в переплетении - уток через каждые три ряда перекрывает по четыре нити основы

МГ-03/281

"

0,8 - 1

Z

0,8 - 1

Z

10

9

Плотная ткань светло-буро-коричневого цвета. Нити основы и утка практически одинаковые

МГ-03/287

Полотняное

?

Z

?

?

?

?

Плотная ткань с очень плотным настилом (с двух сторон), поэтому параметры нитей и плотность не измеряются. Сукно

МГ-03/288

"

0,6 - 0,8

Z

0,6 - 1

S

14

5 - 6

Рыхлая ткань черно-зеленого цвета, с многочисленными утратами и легким настилом

МГ-03/289

Саржа 2/2

0,8 - 1 (до 1,1)

Z

0,9 - 1

Z

10

8

Ткань темно-коричневого цвета. Нестандартные кромки, уток перекрывает по четыре - шесть нитей основы

МГ-03/292

Саржа 2/1

0,8 - 0,9

Z

0,8 - 1 (до 1,3)

Z

6 - 7

10

Светло-бурая ткань с рельефной поверхностью

МГ-03/293

Полотняное

0,8

Z

0,8 - 0,9

Z

9 - 10

8

Коричнево-синяя ткань плохой сохранности

МГ-03/294

"

0,8 - 0,9

S

0,9

S

9

7

Ткань коричнево-красного цвета. Легкий настил. Сохранность плохая

МГ-03/295

"

0,8 - 1

S

0,9 - 1,1

S

9

7

Ткань красно-коричневого цвета

МГ-03/300

"

0,7

S

0,8

S

10

8

Ткань зелено-коричневого цвета. Настил средней плотности с двух сторон. Фланель (?)

МГ-03/301

"

0,7

S

0,8

S

10

8

То же

МГ-03/306

"

2

S

1

Z

7

5 - 6

Плотное толстое полотно пояса, плетение хорошо сохранилось. С двух сторон кромки

МГ-03/309

Саржа

1

Z

1

Z

9

7 - 8

Толстое плотное полотно пояса светло-коричневого цвета

МГ-03/312

Саржа 2/2

0,5 - 1

Z

0,5 - 1

Z

10

8 - 9

Однородная ткань с утратами, сильно загрязненная, светло-коричневого цвета

МГ-03/316

"

1 - 2

Z

1

Z

5 - 6

7

Толстая плотная ткань

МГ-03/320

Полотняное

0,9 - 1

S

1 - 1,1

S

9

8

Плотная толстая ткань с плотным настилом с одной стороны. Фланель (?)

МГ-03/322

"

0,5 - 1

Z

0,5 - 1,8

S

9 - 10

7 - 8

Тонкое полотно пояса светло-коричневого цвета. Поверхность ребристая

МГ-03/324

"

0,3 - 0,5

Z

0,4

S

13 - 14

14 - 15

Толстое сукно красного цвета

МГ-03/325

"

0,6

Z

0,8

S

16

16

Плотная ткань хорошего качества. Цвет красно-коричневый. Тонкое сукно фабричного производства

МГ-03/328

"

0,7 - 0,8

Z

0,8 - 0,9

S

11

9

Ткань коричнево-синего цвета, загрязнена

МГ-03/329

"

0,7 - 0,8

Z

0,8 - 0,9

S

9

10

Ткань коричнево-зеленого цвета, плохой сохранности

МГ-03/331

"

0,7 - 0,8

S

0,8

S

6

6 - 7

Ткань черного цвета (с зеленым оттенком). Легкий настил. Фланель (?)

МГ-03/332

"

0,7 - 0,8

S

0,8

S

6

6 - 7

То же

МГ-03/333

Саржа 2/2

1

Z

1 - 2

Z

12

10

Толстое плотное полотно пояса темно-коричневого цвета. Нити утка неравномерные

МГ-03/334

Полотняное

0,6

S

0,6 - 0,7

S

10

9

Плотная тонкая ткань болотного цвета

МГ-03/335

"

0,6 - 0,7

S

0,7 - 0,8

S

10 - 11

8 - 9

Плотная толстая ткань зелено-коричневого цвета

МГ-03/338

"

1

S

0,5 - 1

S

11

10

Тонкое плотное полотно темно-зеленовато-коричневого цвета. Плохо сохранилось

МГ-03/339

"

0,7 - 0,8

Z

0,7 - 0,8

S

8

7

Ткань иссиня-черного цвета

МГ-03/340

"

0,8 - 0,9

Z

0,8 - 1

S

8

7

То же

стр. 122

Окончание таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

МГ-03/347

Полотняное

0,8

Z

0,9

S

9

6

Ткань болотного цвета в форме полоски с узлом на конце, очень грязная

МГ-03/348

"

0,6 - 0,9

S

0,8 - 1

S

8

6

Рыхлая ткань иссиня-черного цвета

МГ-03/349

"

0,7 - 0,9

S

0,8 - 1

S

8

5

Ткань иссиня-черного цвета

МГ-03/351

Саржа 2/1

1

Z

1 - 1,2

Z

8

8

Плотная ткань буро-коричневого цвета

МГ-03/353

Полотняное

0,7

Z

0,7

S

10 - 11

13

Ткань имеет плотный настил с одной стороны, с другой он сохранился в швах. Сукно высокого качества, коричнево-зеленого цвета

МГ-03/355

"

0,7

Z

0,7

S

10 - 11

13

То же

МГ-03/356

"

0,7

Z

0,7

S

10 - 11

13

То же, но коричнево-бурого цвета

МГ-03/358

"

0,3 - 0,5

Z

0,3 - 0,5

S

10

8

Толстое сукно, выношено с лицевой стороны

МГ-03/359

"

1

S(?)

1

S

3 - 4

5

Толстое плотное полотно пояса (?) сине-зеленого цвета. Плохо сохранилось

МГ-03/360

"

0,7

Z

7

S

10 - 11

12 - 13

Плотная, хорошего качества ткань кустарного производства. Цвет темно-коричневый. Настил был с двух сторон, с одной сохранился только в швах

МГ-03/361

"

0,7

Z

0,7

S

10 - 11

13

Ткань имеет плотный настил с одной стороны, на другой он сохранился в швах. Сукно хорошего качества, коричнево-бурого цвета

МГ-03/363

"

0,7

Z

0,7

S

10 - 11

13

Ткань имеет плотный настил с одной стороны. Сукно хорошего качества, коричнево-зеленого цвета

МГ-03/367

"

0,5 - 1

Z

1

S

12

10

Тонкое плотное полотно пояса бордового цвета. Легкий настил. Сукно без кромок

МГ-03/371

Саржа 2/2

1 - 1,5

Z

1

Z

11

10

Толстая плотная ткань светло-коричневого цвета, сложенная пополам в форме пояса

МГ-03/384

Полотняное

0,7

S

0,8

Z

8 - 10

6

Ткань табачного цвета

МГ-03/387

"

0,5 - 0,8

Z

0,6 - 1

S

10

5

Ткань коричневого цвета с зеленым оттенком

МГ-03/388

"

0,5 - 0,8

Z

0,6 - 1

S

10

5

То же

МГ-03/395

"

0,7

Z

0,7 - 0,9

S

9(?)

11 (?)

Достаточно плотная тонкая ткань коричнево-зеленого цвета

МГ-03/397

"

0,5 - 0,6

S

0,7 - 0,8

S

10

8

Ткань черного цвета

МГ-03/399

"

1

Z

2

Z

6 - 7

6

Плотное полотно пояса. С одной стороны легкий настил. Кромок нет

МГ-03/401

Саржа 2/2

0,9 - 1

Z

0,9 - 1

Z

9

8

Плотная ткань светло-коричневого цвета с темными пятнами. Нити основы и утка одинаковые

МГ-03/402

Полотняное

0,7 - 0,8

S

0,8 - 0,9

S

10

8

Ткань иссиня-черного цвета. Настил средней плотности с двух сторон. Фланель (?)

МГ-03/407

"

0,7

Z

0,7

S

9

9

Коричнево-зеленая ткань с равномерным натяжением нитей. С одной стороны плотный настил. Сукно

МГ-03/2335

"

1,5 (двойные)

Одинарные S-крутки, двойные Z-крутки

0,7 - 0,8

S

6

8

Всего 33 нити, в основе чередуются темные и светлые. Кромок нет

* Все ткани изготовлены из шерсти, за исключением образца М-03/182, где основа - шерсть, уток - растительное волокно.

стр. 123

В исследовании использовалась общепринятая классификация текстиля по сырью (растительное, шерсть). Внутри выделенных групп материал подразделялся по способу переплетения - полотняное, саржевое (другие варианты переплетения отсутствуют), затем - по фактуре поверхности (открытая, закрытая настилом).

Если в образце были кромки или ткацкие ошибки, им уделялось особое внимание, т.к. они имеют большое значение для реконструкции приспособлений, на которых изготавливался текстиль.

При отсутствии кромки в полотне тканей, относящихся ко времени после XIII - XIV вв., как правило, основой считают более тонкие и круто свитые нити, утком - более толстые и менее круто свитые [Нахлик, 1963]. Эти параметры приняты и в нашем исследовании.

Технологические характеристики, выделенные в процессе изучения образцов текстиля, позволяют провести сравнительный анализ материала как в диахронном, так и в синхронном аспекте.

Ткани полотняного переплетения

О характеристиках текстиля со структурой полотняного переплетения можно судить на основе изучения 82 фрагментов. Все рассмотренные образцы ткани этого вида шерстяные. По фактуре они подразделяются на две подгруппы: с открытой поверхностью и с закрытой (т.е. имеющие на поверхности настил с одной или двух сторон).

Ткани полотняного переплетения с открытой поверхностью представлены 35 образцами. Сохранность фрагментов различная, как и степень загрязнения. Цветовая гамма, представленная в текстильных материалах, обширна, основные цвета - коричневый, черный, синий, зеленый и красный (рис. 1,2).

Эти ткани можно разделить на три группы в зависимости от крутки нитей основы и утка.

Группа I - нити одинаковой Z-крутки (Z/Z) и, как правило, средней тонины: от 0,6 - 0,8 до 1 мм (основные незначительно тоньше уточных). Часто плотность по одной структуре нитей значительно превышает плотность по другой.

Группа II - разнонаправленно скрученные нити (Z/S). В основе (?) их тонина от 0,5 до 0,8 - 1 мм, в утке (?) - от 0,7 до 0,8 - 1 мм. В этой группе выделяются ткани с равномерной и неравномерной плотностью.

8 зависимости от размера промежутков между нитями в основе и утке различаются плотные ткани и более редкие.

Группа III - нити одинаковой S-крутки (S/S). В основе (?) они имеют тонину от 0,6 до 0,8 мм, в утке (?) - от 0,7 до 0,8 - 0,9 мм. Часто основа и уток практически одинаковы. Плотность ткани находится в прямой зависимости от тонины нитей. Средние показатели: 10 нитей на 1 см по одной структуре, 9 нитей на 1 см - по другой.

Ткани полотняного переплетения с закрытой поверхностью представлены 47 образцами, имеющими настил либо только с одной стороны, либо с обеих (рис. 3 - 5). Он может быть сплошным с двух сторон или местами. Зачастую плотность настила (легкий, средней плотности, очень плотный) и характер расположения на поверхности (сплошной или местами) не дают полного представления об его происхождении. Можно предполагать, что в некоторых случаях настил

Рис. 1. Фрагмент тонкой редкой ткани полотняного переплетения (обр. МГ-03/125).

Рис. 2. Фрагмент редкой ткани полотняного переплетения (обр. МГ-03/15).

стр. 124

Рис. 3. Фрагмент тонкой прочной суконной ткани фабричного изготовления (обр. МГ-03/358).

Рис. 4. Фрагмент тонкой суконной ткани (выношена с лицевой стороны) фабричного изготовления (обр. МГ-03/324).

Рис. 5. Фрагмент красной суконной ткани фабричного изготовления (обр. МГ-03/205).

стр. 125

небольшой и средней плотности только с одной стороны ткани полотняного переплетения связан с долговременным использованием (ноской) текстильного изделия (как правило, он появляется с изнанки). Изначально плотный настил, характерный для текстиля определенного типа (сукно, шерстяная фланель, шерстяная байка), мог быть утрачен в процессе длительной носки. В этом случае он сохраняется в швах.

Ткани полотняного переплетения с настилом на поверхности делятся по направлению крутки нитей основы и утка на две группы.

Группа I - разнонаправленно скрученные нити (Z/S). Особенность этого текстиля - высокая плотность: по основе - от 9 до 16 нитей на 1 см, по утку - от 9 до 14. Тонина основы 0,5 - 0,8 мм, утка - от 0,6 до 1 мм.

Группа II - нити одинаковой S-крутки (S/S). По плотности ткани выделяются две подгруппы:

1) с примерно одинаковой плотностью по основе (от 6 до 10 нитей на 1 см) и утку (от 7 до 11) при тонине основных нитей 0,5 - 0,8 мм, уточных - 0,7 - 1 мм;

2) с менее равномерной плотностью: по основе - от 10 до 14 нитей на 1 см, по утку - от 6 до 8. Тонина основных нитей 0,8 - 0,9 мм, уточных - 0,9 - 1 мм.

Образцы группы II, как правило, имеют настил с одной стороны.

На основании технологических характеристик можно предположить, что ткани с открытой поверхностью, равномерной плотностью, разнонаправленно скрученными нитями (Z/S) и ткани с настилом, имеющие нити такой же крутки, - это сукно, а образцы с закрытой поверхностью, относящиеся к 1-й подгруппе II группы, - фланель или байка. По всей видимости, данные ткани были изготовлены на горизонтальном ткацком станке с педалями и развитым ремизным аппаратом, о чем свидетельствуют следующие признаки: равномерное натяжение нитей, равномерная плотность по основе и утку, "плоские" кромки, ткацкие ошибки, характерные для приспособлений такого типа ("двойной уток").

Аналоги прежде всего суконных тканей имеются в материалах могильников XVII в. в Томско-Нарымском Приобье (Бедеревский Бор, Мигалка, Лукьяновский) [Глушкова, 2002, табл. 16 - 18], а также в более ранних комплексах: из Тискинского могильника XIV - начала XV в. [Там же, табл. 12] и памятников XIV - XVI вв. в Сургутском Приобье [Там же, табл. 24].

Ткани саржевого переплетения

Специально исследовались 23 образца тканей саржевого переплетения (общее количество 123 экз.). Были выбраны типовые фрагменты, отражающие общие характеристики текстиля этого вида, представленного в коллекции (рис. 6 - 8). Образцы саржевых тканей в основном имеют светло- или темно-коричневый цвет, который появляется в результате загрязнения при длительном нахождении в земле.

Органолептическими методами установлено, что во всех рассмотренных случаях сырье - шерсть.

В полотне ткани не всегда можно определить нити основы и утка. Они имеют одинаковое направление крутки (Z) и примерно одинаковую ее величину (количество оборотов в нити на 1 см). Тонина колеблется от 0,7 - 0,8 до 1 мм, причем нити одной структуры (предположительно утка), как правило, тоньше, чем другой.

Плотность ткани довольно равномерная и находится в прямой зависимости от тонины основы и утка (при использовании толстых нитей плотность ниже, и наоборот). Что касается структуры, то в коллекции

Рис. 6. Фрагмент толстой плотной ткани саржевого переплетения (обр. МГ-03/259).

стр. 126

преобладает саржа 2/2 (двусторонняя) и значительно меньше образцов саржи 2/1.

Как правило, ткани саржевого переплетения имеют открытую поверхность.

Приспособления для изготовления такого текстиля реконструируются по ткацким ошибкам, характеру кромок, признакам фактуры полотна. Обнаружены следующие ткацкие ошибки:

1) ошибка при сновании нитей основы на станке, в результате которой уток перекрывает по четыре нити основы (а не по две, как это должно быть) через каждые три ряда;

2) нечеткий перевод нитей основы при смене ткацкого зева - уток в единичных случаях перекрывает по одной или по три нити основы (должен перекрывать по две) - свидетельство несовершенного ремизного аппарата.

Представленные в образцах кромки можно описать как "плоские" - они имеют такой же вид, как и остальное полотно, но отличаются большей плотностью. Кромки этого типа являются признаком изготовления ткани на горизонтальном станке [Нахлик, 1963]. С таким станком, как правило, соотносится использование берда. О его применении могут свидетельствовать стандартные показатели плотности по основе (10 нитей на 1 см) в подавляющем большинстве случаев. Аналогичные показатели характерны и для многих образцов тканей полотняного переплетения.

В качестве предварительной гипотезы можно предположить, что ткани саржевого переплетения из мангазейской коллекции были изготовлены на горизонтальном ткацком станке с четырьмя или тремя нитченками и педалями. Однако нельзя полностью исключить вариант использования вертикального ткацкого станка с нитченками.

Шерстяные ткани саржевого переплетения из коллекции Мангазеи - массовый серийный материал. Их технологические характеристики описываются устойчивыми, близкими по значению для всех образцов признаками. Особенно стабильны такие признаки, как тонина основы и утка, соотношение их крутки, величины крутки, плотности и способ переплетения нитей. Это является свидетельством одинаковой (единообразной) технологии изготовления текстиля на однотипных приспособлениях.

Использование толстых, довольно неравномерно пропряденных нитей, наличие вышеописанных ткацких ошибок свидетельствуют о кустарном (нефабричном) изготовлении текстиля саржевого переплетения. Возможно, это было домашнее производство с использованием простых стандартных приспособлений.

Устойчивая технология изготовления текстиля саржевого переплетения соотносима с общесибирской традицией, бытовавшей здесь с раннего железного

Рис. 7. Фрагмент толстой плотной ткани саржевого переплетения (саржа 2/2) (обр. МГ-03/316).

Рис. 8. Фрагмент плотной толстой ткани саржевого переплетения (обр. МГ-03/80).

стр. 127

века (могильник Алдыган в Томско-Нарымском Приобье) до начала XIX в. (памятники Томско-Нарымского Приобья, Чулыма) [Там же]. Это и определяет сходство текстильных материалов из Мангазеи с тканями Западной Сибири IX - начала XIX в. Традиционная технология изготовления текстиля саржевого переплетения известна также по публикациям материалов раскопок в Новгороде (XII - XVI вв.) [Нахлик, 1963], финно-угорских могильников Приуралья [Ефимова, 1966] и других памятников Европейской России.

Тканые пояса, тесемки, нашивки из ткани

Было исследовано 37 образцов. Среди них выделены фрагменты тканых поясов ручного изготовления (7 экз.), нашивок из ткани (19) и тесемок/опоясок, ширина которых меньше 3 см (11 экз.).

Тканые пояса - толстые, плотные или на кожаной (берестяной) основе - описаны в этнографической литературе. Н. В. Лукина отмечает, что тканые опояски были очень хорошо известны у хантов, которые в начале XX в. сами их ткали, но с ввозом готовых изделий эта традиция прервалась [1985, с. 198]. Автор дает описание одного такого пояса: выткан из красной и темно-синей шерсти, концы обмотаны шерстяными нитками и к ним прикреплены полоски ткани, расшитые бисером. Н. В. Лукина также указывает, что носили и кожаные пояса, которые нередко обшивались сукном [Там же, с. 50], и упоминает о тканях-нашивках. На пояса нашивали продольные полосы или квадраты ткани, которые украшали бисером, иногда пуговицами-бляшками (отсюда дырочки на ткани). Со временем от частичного покрытия поясов тканью перешли к полному, а затем их стали изготовлять вообще без кожаной основы, из одного лишь сукна (западные ханты, манси) [Там же, с. 200]. О тканых поясах также упоминают Е. Г. Федорова [2000, с. 144] и Н. Ф. Прыткова [1953, с. 159, 195]. Плетеные пояса из разноцветной шерсти имели широкое распространение у северных хантов [Там же, с. 195].

Важная характеристика тканых поясов - прочность. Поэтому для их изготовления использовались толстые нитки, иногда двойные. Прочность ткани также усиливал настил на одной или обеих сторонах полотна.

Пояса, представленные исследованными фрагментами, изготовлены из шерсти, что, вероятно, связано со свойствами этого материала (прочность, мягкость, легкость окраски и т.д.), его доступностью, а также, возможно, с особым значением данного сырья. Для рассмотренных образцов характерен коричневый цвет (от светло- до темно-коричневых тонов). Сибирские народы в основном получали его путем окраски в отваре лиственничной коры (дает светлокоричневый цвет) или черемуховой (темно-коричневый) [Шатилов, 2000, с. 92].

Наличие утрат и дыр, расположенных продольно посередине полотна поясов, свидетельствует о том, что на них нашивались пуговицы или, возможно, металлические бляшки. Многие пояса сильно поношены, на это указывают разрывы в полотне, истертый настил с одной стороны, скатанные нити и т.д. Однако общее состояние фрагментов позволяет провести их технологический, материаловедческий и структурный анализ.

Технологическая характеристика тканых поясов ручного изготовления (рис. 9, 10). Часто встречающийся прием увеличения прочности полотна - использование двойных нитей основы, чаще всего S-крутки, состоящих из двух одинарных Z- или S-крутки (соответственно Z2S и S2S). Уток более тонкий, нити как Z-, так и S-крутки. По-видимому, в ряде случаев в утке использовалась пряжа растительного происхождения, которая хранится в земле хуже, чем шерстяная. Из-за этого полотно распадается на отдельные нити основы или их группы, что делает невозможным или затруднительным проведение технологического анализа утка.

Средняя тонина основных нитей 1 - 2 мм, уточных - 1 - 1,5 мм. Плотность ткани по основе составляет от 3 до 10 нитей на 1 см, по утку - от 3 до 8 - 9. Наиболее часто встречается полотняное переплетение. В ряде случаев на поверхности изделия имеется настил, образованный спутыванием волокон основы и утка.

Технологическая особенность тканых поясов - использование разнонаправленно скрученных нитей основы и утка. Некоторые фрагменты имеют рябчатый рисунок или продольные полосы (рис. 9, 10). В образцах с рябчатым рисунком в основе нити только одного цвета, а уток двухцветный (светлая и темная пряжа). Чередование уточных нитей разного цвета на протяжении двух - четырех рядов при одноцветной основе создает поперечно-полосатый узор. Во фрагментах полотна с продольными полосами в основе нити двух цветов, а уток одноцветный. Такие пояса ручного изготовления по внешнему виду напоминают продольно отрезанные куски вышеописанной ткани полотняного переплетения с открытой поверхностью. Это своеобразное подражание. По всей видимости, для изготовления поясов использовались окрашенные нити, готовые изделия не подвергались окраске.

Как отмечает А. А. Попов, у хантов и манси существовали только два способа производства поясов - ручной и при помощи берда [1955, с. 133]. Это подтверждается сведениями У. Сирелиуса [1905]. Все изученные фрагменты тканых поясов имеют полотняное переплетение и, скорее всего, изготовлены при помощи берда. Оно представляло собой вертикальную прямоугольную доску с узкими прорезями во всю длину и круг-

стр. 128

Рис. 9. Фрагмент толстого тканого пояса полотняного переплетения с открытой поверхностью (без настила) ручного изготовления (обр. МГ-03/14).

Рис. 10. Фрагмент толстого тканого полосатого пояса полотняного переплетения ручного изготовления (обр. МГ-03/306).

Рис. 11. Фрагмент толстой плотной ткани полотняного переплетения (нашивка на пояс) (обр. МГ-03/2335).

лыми отверстиями в промежутках между ними по поперечной оси доски. Одни нити основы пропускались через прорези, другие - через отверстия. При тканье зев перемещался подниманием и опусканием берда [Попов, 1955, с. 134]. Этот вид берда имеет сходство с бердечком восточных славян, которое описалаН. И. Лебедева [1956, с. 459]. Она, в отличие от А. А. Попова, относит данный способ изготовления поясов не к плетению, а к примитивному тканью, т.к. здесь налицо два признака: 1) разделение ниток на две группы - основу и уток; 2) механическое перемещение зева.

Технологическая характеристика тканых тесемок/опоясок. Все изученные образцы из шерстяного сырья. Уточные нити одного фрагмента, по всей видимости, были растительного происхождения и поэтому не сохранились. Эти изделия отличаются толщиной полотна и шириной (2 - 3 см). Для них больше, чем для тканых поясов, характерно использование двойных нитей основы, чаще всего Z-крутки (Z/S). Уток более тонкий, преимущественно S-крутки.

Средняя тонина основы в тканых тесемках/опоясках 2 мм, утка - 1 - 2 мм. Плотность по основе составляет от 5 до 8 нитей на 1 см, по утку - от 4 до 10. Переплетение у всех фрагментов полотняное. В случаях, когда основные нити толстые, а уточные тонкие, плотность по одной структуре (основе/утку) превышает плотность по другой в 2 - 3 раза, в результате полотно имеет репсовое переплетение нитей (основный репс/уточный репс). Большинство тканых тесемок имеет настил.

Технологическая особенность изделий этого вида - использование разнонаправленно скрученных нитей основы и утка. Полотно однотонное, без узора.

Тканые тесемки/опояски могли быть изготовлены как ручным способом, так и при помощи берда по такому же принципу, что и тканые пояса.

Технологическая характеристика тканей - нашивок на пояс (рис. 11 - 13). Они представлены более тонким плотным полотном из шерстяного сырья. Имеются два вида переплетения: полотняное и саржевое. У большинства фрагментов уточные нити толще основных: средняя тонина соответственно 1 мм и 0,5 - 1 мм. Плотность ткани по основе составляет от 6 до 11 нитей на 1 см, по утку - от 7 до 10. Встречаются полотна тканей как с открытой поверхностью (см. рис. 12), так и с закрытой (см. рис. 11, 13).

стр. 129

Рис. 12. Фрагмент тканой нашивки на пояс (полосатая ткань полотняного переплетения) (обр. МГ-03/176).

Рис. 13. Фрагмент тканой нашивки на пояс полотняного переплетения фабричного изготовления (обр. МГ-03/367).

Рис. 14. Фрагмент вязаной рукавицы (обр. МГ-03/400).

Настил на некоторых фрагментах позволяет предположить, что это сукно.

Технологическая особенность изделий этого вида - использование, как правило, тонких однотонных нитей.

Технология изготовления данных тканей связана с простыми приспособлениями для ткачества типа вертикального или примитивного горизонтального станка [Глушкова, 2002, с. 113, 114].

Рукавицы

Рукавицы представлены образцами изделий из ткани (как правило, саржевого переплетения, из растительного (?) и шерстяного сырья) и вязаных (рис. 14).

Вязаные рукавицы (пять целых и фрагменты) имеют общие характеристики: вязаное полотно из двойных нитей; части рукавиц, закрывающие кисть, как правило, связаны более плотно и аккуратно, чем "раструб", начинающийся от запястья.

Сырье - шерсть. Двойные нити S-крутки состоят из одинарных Z-крутки (Z/S). Кручение двойных нитей, как правило, слабое, а кручение одинарных Z-крутки в обратном направлении при сучении по схеме S-крутки приводит к уменьшению первоначальной величины крутки в этих нитях, пряжа получается более мягкая, рыхлая и объемная.

На поверхности вязаного полотна полосы в виде "елочки". Структура полотна образована круглыми взаимопроникающими петлями. Шаг стежка составляет от 0,8 до 1 мм, в разреженном полотне - 1,5 мм.

стр. 130

Технология изготовления - вязание одной иглой по принципу зацепления нитей. Его схема представлена в работе А. Нахлика, который, в свою очередь, использует реконструкцию вязания М. Хальд по материалам из Скандинавии, где подобная техника была известна с начала нашей эры до начала XV в., в некоторых странах - по настоящий день [Нахлик, 1963].

Выводы

В коллекции текстильных материалов Мангазеи начала XVII в. выделяются комплексы предположительно местных и импортных тканей. К первым, по всей видимости, относятся саржа и ткани полотняного переплетения с открытой поверхностью, незначительной плотностью и неравномерно пропряденными нитями. Они могли производиться в рамках домашнего ткачества на горизонтальном ткацком станке, хорошо известном русскому населению еще в XIII - XIV вв. Также местными можно считать пояса ручного изготовления, тесемки и вязаные рукавицы.

К импортным, вероятно, можно отнести ткани хорошего качества, с равномерно пропряденными нитями, равномерным их натяжением, высокой плотностью, с настилом или без него. Их производили по устоявшейся технологии в развитых текстильных центрах прежде всего Западной и Восточной Европы. Наличие цветных нитей в кромке, что встречается в образцах из Мангазеи, также является свидетельством принадлежности тканей к определенным европейским ткацким центрам [Нахлик, 1963]. Полосатые ткани хорошего качества (сукно без настила?), небольшие продольно раскроенные куски которых использовались в Мангазее как нашивки на пояса, известны по материалам XV в. из Новгорода и атрибутированы А. Нахликом как импортные.

Во Фландрии, Англии, Голландии с XIII - XIV вв. сложились развитые текстильные центры, где производились качественные сукна, фланели, другие шерстяные ткани. Однако описанные импортные ткани не самого высокого качества. По классификации А. Нахлика, они относятся к 4-му и 3-му сорту, которые характеризуются плотностью ткани не выше 14 - 16 нитей на 1 см при средних и толстых нитях. В мангазейской коллекции отсутствует текстиль со сложной структурой переплетения или высокими (более 22 нитей на 1 см) показателями плотности.

Сделанные выводы носят предварительный характер. Для выяснения всех технологических особенностей текстиля требуются дополнительные исследования сырья, красителей, более тщательное сопоставление с уже опубликованными материалами.

Список литературы

Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. - Л.: Гидрометеоиздат, 1980. - Ч. 1: Мангазейский морской ход. - 164 с.

Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. - М.: Наука, 1981. - Ч. 2: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI - XVII вв. - 148 с.

Богомолов В. Б. Ткани XVII в. тюркского населения бассейна р. Тары // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Новосибирск: Наука, 1996. -Т. 1. - С. 112 - 116.

Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) // Русские: Материалы VII Сиб. симп. "Культурное наследие народов Западной Сибири". - Тобольск, 2004. - С. 19 - 25.

Глушкова Т. Н. Сибирские текстильные материалы XVII в. // Средневековые древности Западной Сибири. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 1995. - С. 124 - 129.

Глушкова Т. Н. Археологические ткани Западной Сибири. - Сургут: Изд-во Сургут, гос. пед. ин-та, 2002. - 206 с.

Ефимова Л. В. Ткани из финно-угорских могильников I тыс. н.э. //КСИА. - 1966. - N 107. - С. 127 - 134.

Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян // ТИЭ. - 1956. - Т. 21. - С. 459 - 540.

Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1985. - 364 с.

Нахлик А. Ткани Новгорода //МИА. - 1963. -N 123. -С. 228 - 253.

Пархимович С. Г. Магические строительные обряды в Мангазее // Русские: Материалы VII Сиб. симп. "Культурное наследие народов Западной Сибири". - Тобольск, 2004. - С. 47 - 53.

Попов А. А. Прядение и ткачество у народов Сибири в XIX и первой четверти XX столетия // Сб. МАЭ. - 1955. -Т. 16. - С. 41 - 146.

Прыткова Н. Ф. Одежда хантов // Сб. МАЭ. - 1953. - Т. 15. - С. 123 - 233.

Сирелиус У. Т. Домашние ремесла остяков и вогулов: Пер. с нем. // Ежегодник Тобольского губернского музея. - 1905. - Вып. 15. - С. 1 - 40.

Федорова Е. Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: Проблема формирования культуры хантов и манси. - СПб.: Европейский дом, 2000. - 367 с.

Шатилов М. Б. Ваховские остяки: Этнографические очерки. - Тюмень: Мандрики, 2000. - 288 с.

Материал поступил в редколлегию 07.06.05 г.

стр. 131


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ТЕКСТИЛЬ-МАНГАЗЕИ-НАЧАЛО-XVII-ВЕКА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. П. ВИЗГАЛОВ, С. Г. ПАРХИМОВИЧ, Т. Н. ГЛУШКОВА, Е. В. КИРЕЕВА, А. В. СУТУЛА, ТЕКСТИЛЬ МАНГАЗЕИ (НАЧАЛО XVII ВЕКА) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 02.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ТЕКСТИЛЬ-МАНГАЗЕИ-НАЧАЛО-XVII-ВЕКА (date of access: 04.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Г. П. ВИЗГАЛОВ, С. Г. ПАРХИМОВИЧ, Т. Н. ГЛУШКОВА, Е. В. КИРЕЕВА, А. В. СУТУЛА:

Г. П. ВИЗГАЛОВ, С. Г. ПАРХИМОВИЧ, Т. Н. ГЛУШКОВА, Е. В. КИРЕЕВА, А. В. СУТУЛА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ИСЛАМСКИЙ КАПИТАЛ В ПОЛЕ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ
10 minutes ago · From Urhan Karimov
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ ХАНА И ХАРАКТЕРЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ У МОНГОЛОВ В НАЧАЛЕ XIII в.
47 minutes ago · From Urhan Karimov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
9 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
9 hours ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
10 hours ago · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
Yesterday · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
Yesterday · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
Yesterday · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ТЕКСТИЛЬ МАНГАЗЕИ (НАЧАЛО XVII ВЕКА)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android