Впервые рассмотренный П. Г. Бутковым полтора века назад вопрос о династических браках русских князей с аланскими (осетинскими) княжнами и грузинскими царевнами 1 получил затем освещение в специальной литературе 2 . Однако, констатируя факты установления родственных связей с ясами (русское название алан), большинство специалистов не придавало должного значения тому, о каких конкретно аланах идет речь: северокавказских, подонских или центрально-европейских. Е. Г. Пчелина справедливо указала на то, что анализ летописных сообщений выявляет в данной связи пеструю картину 3 .
Сын Великого князя Киевского Владимира Мономаха Ярополк, совершив в 1116 г. поход к Дону, "приведе с собою ясы и жену полони ясыню красную вельми"; под 1176 - 1205 гг. говорится о жене Великого князя Владимирского Всеволода III "ясыне Чехине" Марии, которая была дочерью князя центрально-европейских алан Сварно (Шварно); сестра ее с 1182 г. была замужем за Мстиславом, сыном Великого князя Киевского Святослава Всеволодовича. Но в одном таком случае нити русско-аланских династических связей, несомненно, ведут на Северный Кавказ. Этот случай связан с матерью сына владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского Юрия (Георгия), ставшего впоследствии мужем грузинской царицы Тамары.
Ясыня (т. е. аланка), имя второй супруги Андрея Боголюбского, упомянуто в летописях при описании гибели этого князя. Заговор, приведший к его убийству в 1175 г., возглавил Яким Кучкович, брат его первой жены Улиты и казненного им Петра Кучковича. Имела место попытка объявить Кучковичей кабардинцами 4 . На самом деле они - дети боярина, суздальского тысяцкого Степана Кучки, представителя древнего и знатного рода Владимиро-Суздальской Руси. Убийство Андрея совершил его ключник Анбал Ясин при содействии Ясыни. За это преступление по приказу Всеволода III их обоих постигла жестокая кара.
Северокавказское происхождение преступной жены Андрея всегда казалось очевидным. Однако Тверская летопись, сообщая подробности заговора, приводит свидетельство, что Ясыня "бе-бо болгарка родом" и "держала злую мысль" на мужа, т. к. он воевал против поволжских булгар и посылал "примучить" их своего сына. Это было отмечено еще в 1894 г. 5 , но затем оставалось в тени, пока недавно не было вновь пущено в научный оборот Е. Г. Пчелиной, которая первоначально тоже считала Ясыню северокавказской аланкой. Сопоставив данные Тверской летописи и иные сообщения о походе Андрея в 1164 г. на Каму, она изменила прежнюю точку зрения и посчитала Ясыню булгаркой. Но подобное решение вопроса упускает из виду свидетельство источников, указывающих на бегство Юрия после гибели отца и казни матери "к родственникам матери своей Ясыни на реку Сунджу" (Сунжа - приток Терека), т. е. именно к северокавказским ясам 6 .
Уточним биографические данные княжича Юрия. В русских летописях появление его на свет не отмечено. П. Г. Бутков считал Юрия сыном Андрея "от преступной жены" и относил его рождение к 1158 - 1159 годам. Но эта дата должна быть отвергнута, ибо автор в своих рассуждениях исходил от 1171 г, как времени смерти Андрея, тогда как убийство его датируется ныне 1175 годом. В "Сказании о чудесах Владимирской иконы божьей матери" (XII в.) упоминается церковь св. Богородицы во Владимире, которая строилась в
1 Бутков П. Г. О браках князей русских с грузинками и ясынями. - Северный архив, 1825, т. IV, с. 326 - 329.
2 Виноградов. В. Б. Через хребты веков. Грозный. 1970, с. 88 ел.; Кузнецов В. А. Алания в X - XIII вв. Орджоникидзе. 1971, с. 17 - 19; Заседателева Л. Б. Терские казаки М. 1974, с. 174 - 175; Гриценко Н. П. Истоки дружбы. Грозный. 1975, с. 18 - 19; Вилинбамов В. Б. Из истории русско- кабардинского боевого содружества. Нальчик. 1977, с. 23; Папаскири З. В. Грузия и Восточная Европа в XI - XII вв. (Из истории международных отношений). Автореф. канд. дисс. М. 1978, с. 26; Алферов В.,. Чекменев С. Степная вольница. Ставрополь. 1978, с. 6- 7, и др.
3 Пчелина Е. Г. О местонахождении ясского города Дедякова по русским летописям и исторической литературе. - Материалы и исследования по археологии СССР, М., 1963, вып. 114, с. 160.
4 Кокиев Г. А. Из истории отношений России с Кавказом (IX - XI вв.). - Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ, Нальчик, 1946, т. 1. с. 42.
5 Георгиевский В. Святой благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Владимир. 894, с. 20.
6 Бутков П. Г. УК. соч., с . 327.
стр. 182
1158 - 1161 гг. и икона которой помогла при родах жене Андрея. О чьем рождении идет тут речь?
Ю. А. Лимонов доказал, что "Сказание о чудесах" имеет в виду именно Юрия 7 . Отметим, что рождение произошло после 1161 г., когда церковь уже функционировала. А под 1174 г. Лаврентьевская летопись сообщает, что Андрей послал Юрия на новгородский престол, причем о княжиче говорится еще как о ребенке ("новгородцы послашася к Андрею-князю, и вда им детя свое Георгя"). Отсюда Ю. А. Лимонов делает вывод, что "дата рождения Юрия Андреевича (Георгия) падает на конец 60-х - начало 70-х гг. XII в.", подтверждая мимолетно высказанную Е. Г. Пчелиной догадку, что Андрей привез себе Ясыню из похода на Каму, состоявшегося в 1164 году.
Суммируя вышеизложенное, следует все же предположить несколько иную дату рождения Юрия от брака уже немолодого князя и юной Ясыни: 1165 или 1166 год. Отметим также, что она близка сути суждений П. Г. Буткова о возрасте Юрия к моменту его изгнания, если за точку отсчета взять 1175 г, как время смерти Андрея. В правомерности такого заключения убеждает ход дальнейших событий.
В 1178 г. грузинский царь Георгий III возвел свою дочь Тамару на престол, но до 1184 г. сам ведал делами государства. Только после его смерти она стала сама управлять страной, и совет верховников, созванный для избрания ей мужа, перебрав большое число знатных женихов, остановился на кандидатуре бежавшего из Руси Юрия. "Я знаю, - докладывал совету эмир Картлийский Абусалал, - сына русского владетеля Андрея, великого царя, которому подчиняются триста тамошних мест. Означенный принц, осиротевший в юном возрасте и изгнанный его дядей Савалтом (Всеволодом. - Авт.), вынужден был оставить родную страну и убежал в кипчакский город Свиндж" 8 . Это означает, что Юрий вступил в брак с Тамарой не ранее 1184 г., а не в 1171 г., как писал Г. А. Кокиев, и не в 1177 г., как считает Т. С. Магомадова 9 .
Следовательно, Юрий явился в Грузию уже сложившимся человеком, 20 лет от роду, причем происхождение и богатый опыт скитаний должны были, вероятно, подготовить его к стремлению играть самостоятельную роль, а не быть пешкой в руках грузинской знати, на что та рассчитывала. Во главе грузинских войск он повел успешную борьбу против сельджуков. Но пребывание его в Грузии совпало с острым внутриполитическим кризисом, выступлением крупных феодалов против царской власти. Откровенное желание Юрия стать подлинным правителем и обострявшиеся разногласия по вопросам внутренней политики побудили царицу и близкие ей круги добиться высылки его в Константинополь.
В 1190 - 1191 гг. Юрий попытался вернуть себе грузинский престол силой. Не исключено, что он вновь предварительно побывал у своих родственников на Северном Кавказе, где получил помощь. Во всяком случае, азербайджанский поэт Низами в поэме "Искандер-Намэ", описывая состав войск Юрия, вступивших в Галджу, отмечает, что в их числе были и "плечистые аланы" 10 . Однако попытка оказалась бесплодной. В последний раз имя Юрия упомянуто з источниках под 1191 годом.
Вернемся теперь к происхождению Ясыни. Хотя и "болгарка родом", она имела родственников среди северокавказских ясов, у которых ее сын спустя годы нашел убежище и помощь. Мы не располагаем известиями о контактах между Волжской Булгарией и северокавказской Аланией, переживавшей в XII в. наибольший расцвет. Но получается, что они имели место. Если северокавказская аланка стала женой одного из поволжских булгар, то дочь от такого брака как раз и будет считаться "бебо болгарка родом". Так можно истолковать судьбу Ясыни, волею владимирского князя оказавшейся затем на Руси. Отметим также повтор в летописях племенного названия в именах Ясыни и княжеского ключника Анбала Ясина.
Одна из надписей в Алании, на Зеленчукском камне, сохранила живое бытование имени Анбал (товарищ, спутник) в аланской среде Северного Кавказа 11 . Если Ан-
7 Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л. 1967, с. 75сл.
8 Очерки истории СССР (IX - XIII вв.). М. 1953, с. 573.
9 Магомадова Т. С. Первые сведения в русских летописях о территории Чечено- Ингушетии. - Известия Чечено-Ингушского НИИ. Грозный, 1972, т. IX, ч. 2, с. 104.
10 Попов А. В. Низами и древняя Русь. - Кавказский сборник (Труды Ставропольского пединститута), Ставрополь, 1949, кн. 1, с. 33 - 36.
11 Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. М. -Л. 1950, с. 135.
стр. 183
бал попал вместе с бабушкой Юрия в Волжскую Булгарию, то после похода 1164 г., когда владимирский князь привел себе в жены Ясыню, Анбал оказался в ближайшем окружении Андрея и стал его ключником. Не зря русские летописи говорят о нем как о любимце князя. Нам трудно судить о конкретных причинах заговора против Андрея, в котором приняли участие близкие люди обеих его жен. Известно лишь, что сын Ясыни бежал к "родственникам матери своей на реку Сунджу".
Местом его пристанища могло быть крупное аланское городище Алхан-Кала, которое у чеченцев зовется "Кiуларийн сангарщ" (Куларинские рвы) и которое сопоставляется с ранней столицей алан "городом Магасом" (т. е. благочестивым, большим, высоким). Памятник расположен на левом берегу Сунжи, там, где фольклорно засвидетельствован средневековый рынок работорговли (по- тюркски "куллар" - рабы) 12 . П. Г. Бутков, между прочим, тоже отмечал руины "города Куллар" на Сунже как одно из возможных мест пребывания Юрия. Тесные алано-половецкие взаимоотношения той поры дают право предполагать наличие тюркского элемента в населении города 13 . На это указывают и грузины, отметившие приглашение Георгия Русского из "кипчакского города Свиндж".
Приглашение в Грузию именно его не было случайным выбором 14 . Знать и верхушка горожан надеялись получить в его лице послушного им царя, отличающегося поведением от самовластных потомков Давида Строителя. Учитывалось не только его знатное происхождение, но и то, что он правил в Новгороде, где власть князя традиционно была ограничена и подчинена вечу, в котором тон задавало боярство и слышался голос купечества. Противникам сильной царской власти был на руку и тот факт, что княжича изгнали из владений отца. Это создавало уверенность, что Юрий не получит поддержки ни со стороны Руси, ни из Алании, ибо ее восточная часть, включая город Магас, потеряла былое значение, перестав играть роль общеполитического центра. Последний переместился на запад, в равнины Северной Осетии (Дедяков - Верхний Джулат) и верховья Кубани (Архыз) 15 .
Расчет придворной верхушки оправдался не полностью. Юрий сумел временно сплотить вокруг себя часть алан. И когда стало ясно, что надежды на его покладистость беспочвенны, правящие круги Грузии постарались использовать, уже в своих интересах, потенциал основной части Алании. По их предложению Тамара вступила в брак с царевичем Давидом Сосланом, олицетворявшим одну из ведущих линий аланской государственности на Северном Кавказе и являвшимся представителем осетинской ветви грузинского рода Багратиони.
12 Виноградов В. Б. Аланы в Европе. - Вопросы истории, 1974, N 8; Мамаев Х. М. О городе Дедякове и Алхан-Калинском городище. В кн.: Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный. 1979, с. 112 - 120.
13 Виноградов В. Б. Историография актуальных проблем археологии Северного Кавказа. В кн.: Вопросы истории исторической науки Северного Кавказа и Дона. Вып. 2. Грозный. 1980, с. 24сл.
14 Папаскири З. В. УК. соч., с. 26.
15 Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе. 1978, с. 115сл.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |