Стандарт ISO 9001 применяется к системе управления качеством. Многие компании Казахстана, особенно крупные, вкладывают средства для того, чтобы получить этот сертификат, подтверждающий внедрение и обслуживание этой системы. И это неспроста. Действующий сертификат соответствия Казахстана или международный сертификат - это показатель высочайшего качества работы компании как с клиентами, так и с партнерами.
Что на самом деле рекомендует стандарт ISO 9001? Среди прочего, систематическое планирование и надзор за производством и обслуживанием, максимальное удовлетворение потребностей клиентов, постоянное совершенствование организации.
Каждая компания вместе взятая, даже без ISO 9001, пытается контролировать эти области. Однако сертификат подтверждает достигнутую эффективность управления качеством.
В Казахстане сертификат ISO 9001 имеют около 15 тыс. компании. Многие предприниматели задаются вопросом, выгодно ли им внедрять ISO 9001 даже на малых предприятиях и в чем реальная польза.
Результаты исследований, проведенных BIBLIO.KZ в 2020 году, наглядно показывают, что более половины предприятий, принявших решение о внедрении системы ISO 9001, считают, что это решение принесло ожидаемые выгоды.
Ниже представлены проблемы, с которыми сталкиваются компании, планирующие получить сертификат. Мы также представляем преимущества и отрицательные последствия внедрения, которые они воспринимают.
В опросе приняли участие более 500 компаний Казахстана, внедривших ISO 9001 за последние 15 лет, из различных отраслей.
Более 87% респондентов сказали, что решение о внедрении ISO 9001 было полезным. При этом половина опрошенных заявили о беспроблемном процессе внедрения системы менеджмента качества. Только для 4,1% респондентов внедрение ISO 9001 не принесло ожидаемых результатов.
Внедрение системы наиболее положительно оценили компании из сектора промышленности и здравоохранения. Они почувствовали улучшение документооборота, повышение качества услуг, внутренней коммуникации и контактов с деловыми партнерами.
Проблемы, с которыми сталкиваются компании, внедряющие систему менеджмента, заключаются в первую очередь в сопротивлении сотрудников процессу внедрения и избытке процедур, инструкций и форм. Кроме того, получается, что чем выше выручка, чем больше количество сотрудников и чем дольше период работы компании, тем выше оценивается рентабельность внедрения ISO 9001.
По мнению респондентов, наиболее полезными на практике аспектами функционирования системы являются управление ресурсами, а также измерение, анализ и улучшение.
Наиболее распространенными причинами внедрения ISO 9001 была необходимость адаптироваться к ожиданиям и требованиям своих клиентов. Еще одним фактором стало стремление повысить качество продукции, услуг и престиж компании. Все это приводит к более эффективному управлению компанией.
В некоторых случаях инвестиции, связанные с внедрением ISO 9001, приносят конкретную прибыль. Это позволяет, например, участвовать в публичных тендерах с большими шансами на победу. Исследование также показывает, что продукты компаний, не имеющих сертификата качества, все чаще игнорируются покупателями из ЕС при первоначальном отборе.
Респонденты отметили и недостатки. По их мнению, они связаны с увеличением бюрократии, ростом удельных затрат или снижением производительности труда. Однако негативные стороны увидели только 15% респондентов.
Причиной вышеупомянутых негативных последствий внедрения ISO 9001 очень часто является длительность подготовки к сертификационному аудиту. Так вот, самые негативные последствия наблюдались у респондентов, внедривших ИСО более двух лет. Однако почти для 80% компаний процесс внедрения ISO занял менее 12 месяцев.
Таким образом, не все компании должны быть сертифицированы по стандарту ISO 9001. Это только решение руководства. Следует учитывать, в какой степени связанные с этим расходы будут компенсированы измеримыми выгодами. Хорошо разработанная и внедренная система управления качеством может стать прибыльным вложением, которое может принести измеримые выгоды.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |