Libmonster ID: KZ-1156

Внешнеполитическая деятельность Советского Союза в период "холодной войны" вызывает в последние годы повышенный интерес, что объясняется стремлением некоторых авторов пересмотреть устоявшиеся стереотипы в оценке происходивших событий и возможностью использовать в своих исследованиях недоступные ранее архивные материалы.

В настоящей работе рассматривается один из малоисследованных аспектов истории международных отношений указанного периода - обстоятельства дипломатического признания со стороны СССР Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) в январе 1950 года.

В опубликованных в советские времена официальных МИДовских сборниках документов о советско-вьетнамских отношениях имеется лишь телеграмма от 30 января 1950 г. министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинского на имя министра иностранных дел ДРВ, в которой он (по поручению правительства СССР) сообщал о согласии установить дипломатические отношения с этой страной.

На первый взгляд все действия сторон достаточно логичны и последовательны: одно государство (ДРВ) обращается с просьбой признать его в соответствии с существующей на тот момент международно-правовой процедурой, а другое государство (СССР) объявляет о своем согласии на совершение данного акта.

Однако действия сторон вызвали резкий резонанс в мире, и СССР подвергся массированной критике со стороны целой группы западных стран. В причинах такой реакции мы и попытаемся разобраться.

За два года до рассматриваемых событий вопрос наличия на карте мира государства Вьетнам уже решался заинтересованными сторонами на достаточно высоком уровне. В 1948 г. по инициативе Франции в Сайгоне было сформировано Временное Центральное Правительство Вьетнама под руководством генерала Нгуен Ван Ксюана. Это было сделано с целью в дальнейшем передать власть во Вьетнаме бывшему императору Бао Даю1. Французское правительство в тот момент устраивала фигура этого политического деятеля, поскольку с ним довольно просто было решать все вопросы, касающиеся как политики, так и экономики страны, и, что очень важно, определять условия присутствия французов на территории Вьетнама. Французская сторона рас-


Конорева Ирина Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Курского государственного университета.

стр. 84


считывала на "управляемость" поддерживаемого ей нового руководителя страны и на лоббирование через него своих интересов.

5 июня 1948 г. французский верховный комиссар в Индокитае, Советник Республики Э. Боллаэрт, от имени Правительства Франции, и Председатель Временного Центрального Правительства Вьетнама генерал Нгуен Ван Ксюан подписали в Бухте Алонг (в присутствии Бао-Дая) т.н. "Совместную декларацию". На встречу были приглашены специально для этого назначенные представители северной, центральной и южной частей Вьетнама, которые, по официальной версии, "выражали интересы жителей" данных территорий. Их присутствие добавляло легитимности принятым решениям, показывая, что данный документ отвечает интересам всех жителей страны, а не является результатом лишь геополитических амбиций Франции.

В этой декларации отмечалось, что Франция "торжественно признает независимость Вьетнама, которому надлежит свободно осуществить свое объединение", а Вьетнам, в свою очередь, "заявляет о присоединении к Французскому Союзу в качестве государства, присоединившегося к Франции". Далее подчеркивалось, что независимость Вьетнама не имеет "никаких иных ограничений, кроме тех, которые налагаются на него как члена Французского Союза". Важным пунктом декларации являлись обязательства Вьетнама "уважать права и интересы французских граждан, обеспечивать конституционным путем уважение демократических принципов и обращаться преимущественно к французским советникам и техникам для нужд его внутренней организации и экономики".

В декларации говорилось и о заключении в перспективе Вьетнамом с представителями Французской Республики различных соглашений культурного, дипломатического, финансового и технического характера. В данном документе Франции практически предоставлялся режим наибольшего благоприятствования на территории Вьетнама2, что позволяло ей контролировать политическую, экономическую и культурную жизнь в стране. Если учесть то обстоятельство, что Бао Дай, получивший власть во Вьетнаме из рук французов, был вполне управляем, то вступление в силу данного документа стало наилучшим для французов решением вьетнамского вопроса, то есть претворения в жизнь их далеко идущих геополитических планов.

В принципе, данная ситуация особенно никого в тот момент не беспокоила: Франция исторически присутствовала в регионе, а оформление отношений с Вьетнамом было не более чем продолжением давно проводимой там политики французского колониального господства.

6 сентября 1949 г. французский посол Ив Шатеньо во время дипломатической беседы вручил официальному представителю МИД СССР А. И. Лаврентьеву документ следующего содержания: "Нижеподписавшийся господин Ив Шатеньо, Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики, имеет указание довести до сведения Его Превосходительства господина Николая М. Шверника, Председателя президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, учреждение Правительства Вьетнама, независимого и объединенного в рамках Французского Союза государств, которое возглавляется Его Величеством Бао Даем". Посол вручил также для передачи Председателю Президиума Верховного Совета СССР копии писем, обмен которыми был произведен 8 марта 1949 г. между тогдашним президентом Франции В. Ориолем и императором Бао Даем, из которых следовало, что достигнутое сторонами соглашение позволит Вьетнаму участвовать в международной жизни и, в частности, принимать представителей тех государств, которые желают установить с Вьетнамом более тесные связи3.

С точки зрения международного права естественным было бы ответить на данное официальное обращение французской стороны или, по крайней мере, выразить свое отношение к произошедшим событиям. Однако, в СССР, по всей видимости, не обременяли себя соблюдением такого рода формальностей, тем более что на тот момент Индокитайский регион не входил в число приоритетных направлений советской внешней политики. И самое

стр. 85


главное - конкретной позиции по данному вопросу у руководства страны, вероятно, выработано не было.

Кроме того, нельзя забывать и о договоре между СССР и Францией от 10 декабря 1944 г., по которому советская сторона юридически признавала Францию в пределах ее колониальной империи, а, следовательно, публичный отказ от признания правительства Вьетнама, где гарантом выступала Франция, был бы чреват осложнениями. Положительный ответ, в свою очередь, мог расцениваться как своеобразное отступление от декларируемых лозунгов в поддержку национально-освободительного движения. Тем более, в сентябре 1945 г. было официально объявлено о создании на территории Вьетнама ДРВ во главе с Хо Ши Минном, де-факто признанной в марте 1946 г. Францией4.

На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 21 октября 1949 г. при обсуждении вопроса о письме французского посла в СССР по поводу создания во Вьетнаме правительства Бао Дая было принято решение: "Просить представителя МИД СССР об оставлении без ответа письма французского посла в СССР Шатеньо на имя т. Шверника относительно создания во Вьетнаме правительства Бао Дая"5. Данное постановление позволяло отодвинуть рассмотрение проблемы до более благоприятного момента. Кроме того, отсутствие реакции - в данном случае молчание - не является отрицательным ответом. Вероятно, СССР не желал обострения отношений с Францией, тем более что между государствами с конца 1944 г. сложились определенные договорные отношения, отражавшие их взаимные интересы.

Эпизод с письмом Шатеньо до сих пор не привлекал внимания исследователей, хотя, вне всякого сомнения, подобное решение, принятое на уровне Политбюро ЦК ВКП(б), представляет определенный интерес с точки зрения принципов и методов формирования внешней политики Советского государства того периода. Дальнейшее изучение материалов центральных архивов РФ не дало по данному вопросу какой-либо дополнительной информации. Неясно также, какова была реакция Франции на столь своеобразное поведение Советского Союза. Очевидно одно - вопрос о дипломатическом признании Вьетнама не мог слишком долго оставаться в тени.

14 января 1950 г. Президент ДРВ Хо Ши Мин обратился с открытым Заявлением к государствам мира о готовности установить с ними дипломатические отношения при условии, что "они будут уважать принципы равноправия, территориальный и государственный суверенитет Вьетнама, чтобы вместе защищать мир и демократию во всем мире"6. В ответ на это послание Хо Ши Мина, как мы уже отмечали выше, 30 января 1950 г. по поручению правительства СССР тогдашний министр иностранных дел СССР А. Я. Вышинский направил телеграмму своему северовьетнамскому коллеге, в которой было выражено согласие правительства СССР установить дипломатические отношения с ДРВ. В телеграмме, в частности, говорилось: "Рассмотрев предложение правительства Демократической Республики Вьетнам и учитывая при этом, что Демократическая Республика Вьетнам представляет подавляющее большинство населения страны, Советское правительство приняло решение установить дипломатические отношения между Советским Союзом и Демократической Республикой Вьетнам и обменяться посланниками"7.

Незамедлительно последовала негативная реакция со стороны Франции. 31 января 1950 г. правительству СССР была направлена Нота французского правительства по поводу установления дипломатических отношений между СССР и ДРВ. В этом документе, в частности, говорилось, что французское правительство узнало из опубликованного агентством ТАСС коммюнике о решении Правительства СССР признать в качестве правительства Вьетнама "повстанческое движение, руководимое Хо Ши Минном" и отмечалось, что "подобное решение нарушает принципы международного права, ибо единственным легитимным правительством Вьетнама является правительство, созданное Бао Даем, которому Французское правительство передало права суверенности". В документе отмечалось, что данный шаг СССР "может толь-

стр. 86


ко затруднить восстановление мира во Вьетнаме", и "проявив вышеупомянутую инициативу, Правительство Союза Советских Социалистических Республик совершает в отношении Франции акт, характер и последствия которого не могут недооценены". МИД СССР принял решение возвратить эту Ноту протеста8.

Фонды АВП РФ содержат большой массив материалов, прямо или косвенно освещающих реакцию Франции и ряда других заинтересованных государств на факт официального признания ДРВ со стороны СССР.

Но прежде, чем мы обратимся к их анализу, остановимся еще на одном любопытном эпизоде.

В папке с ранее секретными материалами по установлению дипломатических отношений между СССР и Вьетнамом, хранящейся в АВП РФ нам удалось разыскать документ следующего содержания:

"Товарищу Зорину В. А.

Решение Советского Правительства об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и Демократической Республикой Вьетнам и обмене посланниками (опубликованное в "Правде" 31.01.1950 г.) было сообщено в Бангкок тов. Немчине в телеграмме тов. Вышинского А. Я. от 30.01.50 за N 28 для срочной передачи этой телеграммы министру иностранных дел Демократической Республики Вьетнам Хоан Минь Зиаму.

Телеграмма тов. Вышинского А. Я. была вручена представителю Демократической Республики Вьетнам в Бангкоке Нгуен Дук Куйю для передачи Хоан Минь Зиаму 1 февраля с.г. (телеграмма тов. Немчины от 1.02 50 г. за N 71).

С момента нашего сообщения вьетнамцам о решении Советского Правительства установить дипломатические отношения с Демократической Республикой Вьетнам прошло уже 15 дней, а от вьетнамского министра иностранных дел Хоан Минь Зиама никакого ответа на это до сих пор не последовало.

Тов. Немчине выяснить через Дук Куйя, чем объяснить задержку ответа Хуан Минь Зиама на телеграмму тов. А. Я. Вышинского от 30 января с.г."

Подпись: Михайлов К.9

Неясно, в чем состояла причина столь длительного молчания со стороны вьетнамского руководства. Вполне возможно, что дело в объективных обстоятельствах, но, не имея документальных подтверждений, сложно дать верный ответ.

Реакция на дипломатическое признание СССР ДРВ со стороны других участников данного процесса была очень бурной.

В фондах АВП РФ имеется аналитическая Справка тогдашнего Посла СССР во Франции А. Богомолова (составленная по материалам французской прессы), касавшаяся реакции французских правительственных кругов и прессы на признание Советским Союзом правительства Хо Ши Мина, адресованная Вышинскому. В ней, в частности, отмечалось, что сообщение ТАСС от 31 января 1950 г. произвело в правительственных кругах Франции настоящий переполох и растерянность. Дело в том, писал Богомолов, что только за несколько дней перед этим французское Национальное Собрание "по американской указке" срочно приступило к обсуждению закона о ратификации франко-вьетнамского соглашения от 8 марта 1949 г., заключенного с Бао Даем.

По сведениям Богомолова выходило, что США и Великобритания ожидали ратификации франко-вьетнамского договора для того, чтобы признать вьетнамское правительство (Бао Дая). Причем, как отмечал автор справки, корреспонденты известной своими крайне правыми взглядами газеты "Фигаро" в своих публикациях явно намекали на провал американских планов в Китае, и, как следствие - переключение внимания США на Индокитай с целью дальнейшего превращения его в выгодный плацдарм в регионе.

Та поспешность, с которой Франция пыталась разрешить проблему ратификации договора с Вьетнамом, представлялась советским послом как результат давления США на французское правительство, которое после полного провала своей политики в Индокитае возлагало все надежды на американское вмешательство и американскую помощь в этом вопросе10.

стр. 87


В конце справки делался вывод: "Тщательно построенное американцами и французскими империалистами "признание Бао Дая" лопнуло, как мыльный пузырь. Удар оказался нанесенным не только по американской реакционной политике в Азии, но и по проамериканскому правительству в самой Франции. Растерянность и бессилие французского правительства лучше всего были выражены тем, что на признания правительства Хо Ши Мина со стороны правительств народно-демократических республик французское правительство предпочло не реагировать вовсе, чтобы не получить новых осложнений и не оказаться вынужденным снова концентрировать общественное внимание на Индокитайском вопросе, который является во Франции, благодаря КПФ (Коммунистической партии Франции. - И. К.), наиболее острым."11 Негативная реакция, последовавшая вслед за решением СССР признать ДРВ, активная кампания, поднятая в прессе, не повлияли на дальнейшее поведение руководства Советского Союза. Советской стороной предпринимались меры по оформлению официальных связей с вновь признанным государством, причем с учетом его интересов и возможностей.

На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) от 17 марта 1950 г. было принято следующее постановление: "Принять предложение МИД СССР и ответить согласием на просьбу о возможности представлять посольству КНР интересы Демократической Республики Вьетнам в Советском Союзе"12. Этот факт объясняется некоторыми исследователями тем обстоятельством, что в СССР тогда не придавали большого значения непосредственному присутствию во Вьетнаме (тем более, что шла война с французами и не было возможности нормального размещения там своего посольства), а коммунистические лидеры Китая вызывали в то время доверие со стороны И. В. Сталина13.

21 марта 1950 г. состоялось обсуждение вопроса о признании ДРВ со стороны СССР в Ассамблее Французского Союза. Депутат Французского Союза Ж. Рион в ходе ее работы обратился к Министру иностранных дел Франции Р. Шуману с запросом: "В какой мере признание совместимо со статьей 5 франко-советского договора о дружбе и взаимопомощи, так как ранее Мао Цзэдун также признал правительство Хо Ши Мина?" Р. Шуман дал соответствующее разъяснение: "Это признание не является договорным актом, а односторонним действием. Когда какая-либо страна признает какое-либо правительство или какую-либо власть, способную создать правительство, она осуществляет односторонние действия, но не заключает договора с этой властью". Таким образом, Р. Шуман пришел к выводу, что в действительности со стороны СССР не было никакого нарушения статьи 5 франко-советского договора от 10 декабря 1944 года.

Во время работы Ассамблеи довольно обстоятельно анализировался вопрос о наличии или отсутствии союза или соглашения между КНР и Советским Союзом, так как оба этих государства почти одновременно признали правительство Вьетнама во главе с Хо Ши Мином. В результате делегаты пришли к выводу, что по этому вопросу нет явного соглашения также как и между государствами, признавшими Мао Цзэдуна. Речь шла о целой серии односторонних действий, которые могли быть последовательными, но не обязательно должны были стать соглашениями. В случае наличия подобных документов, признание СССР и КНР ДРВ выглядело бы уже совершенно иначе.

Министр иностранных дел Шуман сделал вывод, что это не является юридическим нарушением франко-советского договора, подчеркивая, однако, что даже если данное признание "нельзя считать нарушением договора, то, во всяком случае, это является недружественным жестом по отношению к стране, которая ведет борьбу с мятежниками, так как это дает мятежникам моральную помощь и означает открытое выступление против страны, которая пытается подавить мятеж".

Казалось бы, позиции сторон были выяснены, инцидент исчерпан, однако и через год французская сторона продолжала упрекать СССР в том, что он своими действиями в январе 1950 г. продемонстрировал недружественное отношение к Франции. 5 января 1951 г. в ноте французского Посольства в

стр. 88


Москве, направленной МИД СССР, в частности говорилось: "Согласно преамбуле пакт о союзе и взаимной помощи, заключенный 10 декабря 1944 г. имел целью обеспечить в соответствии с целями Объединенных Наций тесное сотрудничество между Францией и СССР для сохранения мира и экономического восстановления.

Необходимо констатировать, что с советской стороны ничего не было сделано, чтобы установить такое сотрудничество.

Во всем мире СССР проводит политику, враждебную Французскому Союзу; еще недавно он доказал это, официально признав Хо Ши Мина, который восстал с оружием в руках против законного правительства Вьетнама, члена Союза".

В ответ 20 января 1951 г. МИД СССР направил Посольству Франции ноту, в которой подчеркивалось, что акт признания СССР ДРВ "не имеет никакого отношения к франко-советскому договору от 10 декабря 1944 года", и что данный факт был авторитетно подтвержден в выступлении в Национальном Собрании 21 марта 1950 г. Министром иностранных дел Франции г-ном Шуманом, который заявил по этому поводу следующее: "Это признание не является договорным актом, а односторонним действием"14.

Таким образом, советская сторона полностью отвергала упреки и обвинения, которые длительное время французская дипломатия вменяла ей в вину. Вероятно, последовательная позиция в этом вопросе повлияла на то, что впоследствии вопрос о дипломатическом признании СССР ДРВ не поднимался в официальных кругах, о чем свидетельствует отсутствие в архивах соответствующих документов, связанных с данным вопросом (во всяком случае, среди рассекреченных на сегодняшний день). В 1954 г. в Ханое, ставшим официальной столицей ДРВ, было открыто здание Посольства СССР и между двумя странами установились полноценные контакты.


Примечания

1. Бао Дай (1913 - 1997 гг.), император Вьетнама с 1926 года. Отрекся от престола во время Августовской революции 1945 года. В 1949 г. вновь согласился взойти на престол. В 1955 г. уступил власть Нго Динь Зьему и покинул страну.

2. Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), ф. 79, оп. 8, пор. N 2, п. 3, л. 68.

3. Там же, л. 104.

4. ЛЯХС М. Женевские соглашения 1954 г. об Индокитае. Правовые проблемы национально-освободительной борьбы. М. 1956, с. 27; МИХЕЕВ Ю. Я. Индокитай: путь к миру. М. 1977, с. 14 - 15; The Vietnam War and International Law. Princeton. 1968, p. 202.

5. Российский государственный архив социально-политических исследований (РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 1078, л. 80.

6. Хо Ши Мин. Избранные статьи и речи. М. 1959, с. 332 - 333.

7. АВП РФ, ф. 79, оп. 8, пор. N 3, п. 3, л. 102.

8. Там же, оп. 4, пор. N 2, п. 2, д. 111-вн., л. 10. Факт возврата Ноты вызвал негативную реакцию во Франции, сопровождавшуюся резкой критикой французской прессы в адрес советского Посла А. С. Богомолова. Одна из французских газет писала в те дни: "Грубость и резкость советских методов дают возможность предположить худшее. Даже сам Гитлер никогда не приказывал своим послам вести себя так, как ведет себя в течение трех дней Богомолов в Париже". (Там же, л. 19), Правда, из всех ведущих французских политических деятелей в те дни один Ж. Мок внес предложение о разрыве Францией дипломатических отношений с СССР, но он и остался в одиночестве в этом вопросе.

9. Там же, л. 1 - 2. В. А. Зорин занимал в то время должность заместителя Министра иностранных дел СССР, а С. С. Немчина являлся советским Посланником в Королевстве Таиланд.

10. Там же, л. 4. В качестве примера оценок по данному вопросу можно привести выдержки из газеты "Орор", на страницах которой, в частности, писалось, что Вьетнам, которому Франция только что предоставила независимость, является составной частью Французского Союза, атаковать его - значит атаковать Францию, через Францию непосредственно угрожать Великобритании, еще столь сильной на Востоке и Соединенным Штатам, которые не могут допустить "нарушения равновесия на Тихом океане". Там же, л. 7.

11. Там же, л. 33.

12. РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 1080, л. 55.

13. См. напр.: ИЛЬИНСКИЙ М. М. Индокитай: война разведок. М. 2005.

14. АВП РФ, ф. 79, оп. 8, пор. N 3, п. 3, л. 103, 104, 108, 109.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/СССР-И-ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ-ПРИЗНАНИЕ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ-РЕСПУБЛИКИ-ВЬЕТНАМ-В-ЯНВАРЕ-1950-Г

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ирина Александровна Конорева, СССР И ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ В ЯНВАРЕ 1950 Г. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 09.12.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СССР-И-ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ-ПРИЗНАНИЕ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ-РЕСПУБЛИКИ-ВЬЕТНАМ-В-ЯНВАРЕ-1950-Г (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ирина Александровна Конорева:

Ирина Александровна Конорева → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
885 просмотров рейтинг
09.12.2020 (1205 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

СССР И ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ В ЯНВАРЕ 1950 Г.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android