Libmonster ID: KZ-2008
Author(s) of the publication: Е. КРИВЕЦ

Е. КРИВЕЦ, кандидат исторических наук

В Египте во всех местах, освященных пребыванием Святого семейства: Иисуса, Девы Марии и Святого Иосифа, - с распространением христианства стали строиться храмы. Большая часть из них сейчас в полуразрушенном состоянии.

В связи с тем, что обострение палестино-израильского противостояния в сентябре 2000 года резко затруднило доступ паломникам к святыням христианского мира, египетское правительство решило открыть альтернативный паломнический маршрут - от Синая по Нилу в Верхний Египет по пути следования Святого семейства. Программа включает в себя восстановление первых христианских храмов, построенных на местах остановки Святого семейства. Египтяне энергично взялись за реставрацию храмов, которым угрожают увеличивающаяся влажность, а в некоторых каирских церквах, разрушение бесценного тикового дерева и слоновой кости, из которого построены иконостасы.

Святое семейство больше трех лет провело в Египте, спасаясь от преследований палестинского царя Ирода, который, опасаясь за свою власть, повелел истребить всех младенцев. В Новом завете не говорится о том, где и как долго пребывало Семейство в Египте. Предания о пути Святого семейства записаны в трудах патриархов - Александрийских святых Теофилуса (385-412 годы) и Кирилла Великого (412-444 годы).

Точный срок пребывания Семейства в Египте в 1998 году смогли уточнить немецкие ученые, обнаружив в библиотеке университета Кельна папирус IV века. В нем говорится, что Иисус находился в Египте 3 года и 11 месяцев.

История скитаний Святого семейства начинается, как полагают копты 1 , с небольшого, известного с древности, городка Рафах, расположенного на берегу Средиземного моря. Опасаясь преследований, Святое семейство не воспользовалось ни одним из трех караванных путей, следуя из Рафаха через Синай в Египет. Пройдя сто километров в глубь Синая, беглецы вышли к городу Эль-Ариш на берегу моря. Ни в Рафахе, ни в Эль-Ариш не осталось следов пребывания Святого семейства.

Пройдя синайскую пустыню, они добрались до города Баста на окраине современного города Заказик - столицы Восточной провинции. В те времена Баста была местом поклонения древнеегипетской богини Бастет, изображавшейся в виде кошки.

Следуя через местечко Белбейс, Святое семейство достигло Минья Генах в дельте Нила (современный городок Саманнуд). На том месте, где отдыхало семейство, в первые века распространения христианства была построена церковь, посвященная Деве Марии. В настоящее время в церкви хранятся древние иконы Богородицы, письмо которых идентично православной традиции.

Следующая остановка - на месте древнего города Саха (современное местечко Биха Исус) 2 , расположенного недалеко от Александрии. Источник, забивший во время отдыха изгнанников, отпечаток стопы Иисуса на камне - эти реликвии хранит современный монастырь эль-Магхтас. Несмотря на то, что Святое семейство не заходило в Александрию - "тогдашнюю столицу" Египта, именно здесь возникла первая христианская община. Святой Марк Евангелист, один из 12 апостолов, проповедовал христианство в Александрии примерно в 58 - 62 годах н.э. и был убит там язычниками. Копты считают его основателем египетской апостольской церкви и своим первым патриархом. Его мощи хранятся в патриархальном соборе в Каире. Ныне здравствующий патриарх Епархии Святого Марка Шенуда III является 116-м в беспрерывной цепи патриархов, начиная с апостола Марка.

Переправившись через Нил, Святое семейство направилось к юго-западу в Вади эн-Натрун,

стр. 70


расположенное в 95 километрах от Каира.

Предание гласит, что на своем пути святые странники повстречали двух воров. Одного из них настолько глубоко взволновал свет, исходящий от лица Иисуса, что он убедил своего сотоварища вернуть награбленное. Мария же помолилась за него, чтобы ему было даровано чувство раскаяния. Впоследствии этот вор оказался тем самым разбойником, которого распяли по правую сторону от Христа. На кресте его коснулась благодать Божия, и он воскликнул: "Иисус Христос! Помяни меня в Царствии Твоем".

Впоследствии, следуя по пути Святого семейства в Вади эн- Натрун, тысячи христиан прятались в пещерах этой долины, где были подземные воды, спасаясь от преследований. Спустя несколько десятков лет, там была построена монастырская крепость, защищавшая подвижников от нападений кочевников. Место для самого древнего и самого известного монастыря выбрал ученик Святого Антония преподобный Макарий Египетский. Его мощи хранятся в монастыре, названного его именем.

От четырех сотен монастырей, сооруженных в древности в Вади эн-Натрун, осталось всего четыре коптских монастыря: Святого Макария, Святого Биши, Святой Девы Марии, или Бараму (с коптского языка означает "римский"), и Пресвятой Девы Марии и Святого Джона Каме, или по-другому Дей эс- Суриане.

Следующая остановка после Вади эн-Натрун - глубоко почитаемое современными паломниками местечко Матарейя. Расположено оно неподалеку от того места, где в Каире находится бывший город древнеегипетских жрецов - Гелиополис.

В Матарейи Святое семейство присело отдохнуть в тени дерева сикаморы (смоковница), которое склонило свои ветви и укрыло их от глаз последователей Ирода. По преданию, то самое дерево высохло, а на его месте на протяжении 2000 лет сажали отростки от умирающей сикаморы - последний раз это было 14 июня 1906 года. Рядом с живым деревом остался высохший ствол предшественника, который был посажен в 1672 году. Недалеко от Матарейи, в местечке Зейтун, паломники посещают церковь, построенную всего 70 лет назад на пути следования Святого семейства, в которой в наши дни происходит много чудес, связанных с Богородицей. Явления Девы Марии над куполом храма в Зейтуне в 1968 году письменно зафиксированы и "исследованы" представителями научной и церковной общественности.

Ранние иконы, изображающие Богородицу с Младенцем, Святого Иосифа, держащего Иисуса на руках, находятся в церкви Хейрэт Зувейла в районе Муски города Каира. Здесь же есть древняя икона, изображающая родословную Марии с Иисусом и 12 апостолов. Первоначальная церковь была построена над одним из источников, по преданию сотворенных Иисусом. Ежегодно по традиции священники из Эфиопии приходят за водой в день Святой Девы 28 июня. Эта церковь IV века наиболее привлекательна из известных в Каире, но посещается в основном самими коптами и местными жителями.

Район Старого Каира, или Вавилон Египетский, известный как коптский христианский район - оазис спокойствия и тишины в шумном Каире.

Известно, что в Старом Каире беглецы побывали дважды - в начале и в конце путешествия, по пути домой. Первая остановка была краткой, так как местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали и разбивались идолы, решил его убить.

На греческом православном кладбище бывшего монастыря Святого Георгия есть небольшая церковь. Если пройти с левой стороны алтаря вниз по лестнице, то попадаешь в древнюю подземную часовню, находящуюся ниже уровня поверхности земли. В часовне, которая сейчас реставрируется, есть колодец и грот, где, как считают, скрывалось Святое семейство. Еще до реставрации в часовне можно было найти надпись на мраморной табличке, сделанную по-русски: "В этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой младенец Иисус Христос жил со своей матерью, скрываясь от Ирода". Надпись сделана русскими эмигрантами, жившими в Египте после гражданской войны и похороненными на этом кладбище в общем склепе, над которым воздвигнута часовня в древнерусском стиле.

Вторая остановка Святого семейства в Старом Каире была более продолжительной. Согласно преданию, здесь Иосифа пригласили пожить дальние родственники. В те времена в Вавилоне проживала довольно значительная еврейская колония, была синагога. Со временем на месте, где останавливались Путники, был возведен алтарь и часов-

стр. 71


ня (IV век). Позже вокруг часовни была построена церковь Святого Сергия (по-арабски - Абу Серга), попасть в которую можно спустившись по крутым ступеням с улицы Святого Георгия.

Раннехристианской коптской церкви Святого Сергия - около двух тысячелетий. Внутри - три зала-нефа, отделенные друг от друга рядами колонн разных размеров, взятых из сооружений более ранних эпох. Здесь тонкой резьбы иконостас, на стенах несколько икон. Коптский иконостас имеет только один верхний ряд икон, нижняя его часть отделана костью и резным деревом. С левой стороны от иконостаса есть арка, в которую входят, сняв обувь. Из небольшой комнаты ведут каменные ступени под алтарь в подземную часовню, которая находится на 10 метров ниже современного уровня улицы. В настоящее время часовня, которая до недавних пор служила крещальной, залита водой. Как объясняют специалисты, городское хозяйство не справляется с потребностями быстрорастущего города: водопроводные трубы дали течь, и воды поднялись, затопив часовню.

Рядом с этими церквами на улице Святого Георгия возвышается церковь Пресвятой Богоматери, известная под названием "Подвешенная". Ее западные и восточные части воздвигнуты на двух бастионах римской крепости, а центральная часть оказалась как бы подвешенной между ними. В церкви - древние иконы апостолов и особо почитаемая икона Святого Марка, написавшего Евангелие со слов Святого Петра.

Из старого Каира Святое семейство отправилось в Маади, современный благоустроенный пригород, расположенный на юге Каира. Здесь на берегу Нила у древней переправы сохранились вытертые ступени, по которым спускалось Святое семейство к лодке и начало свое путешествие в Верхний Египет. Вместо старой синагоги на этом месте в IV веке, во времена императора Константина, была построена церковь Пресвятой Богородицы. Редкостная трехкупольная церковь известна под названием аль-Адавея - "на пароме пересекающая".

В этой церкви на специальном экране лежит открытая Библия, которую обнаружили в Ниле в 1976 году около того места, где скрывались странники. Книга, неизвестно каким образом оказавшаяся в воде, была открыта на стихе 25, главы 19 Книги Исайи: "Благословен народ Мой, египтяне". Несмотря на долгое пребывание в воде, страницы не промокли. С тех пор 12 марта - день обретения Библии - стал днем паломничества христиан в этот храм.

Из Маади Святые странники Иосиф, Иисус и Мария добрались до Мемфиса - древней столицы фараонов, далее долго брели по краю Западной пустыни, пока не вышли к Нилу около города Бени Мазар, переехав на другую сторону Нила к горе Габаль эт-Таир напротив современного города Самалут. И вновь на юг в Дейр аль-Мухаррак и Асьют в Верхнем Египте.

В прошлом Габаль эт-Таир ("Птичья гора" - названа так из-за тысяч поселившихся в ней ласточек) сейчас известна еще и как "Гора Руки". Согласно преданию, когда Святое семейство отдыхало в тени горы, Иисус заметил, что с ее вершины готов сорваться огромный камень. Он протянул руку и отодвинул камень от края, оставив на нем свой отпечаток. Отпечаток руки Иисуса показывают и поныне. Над пещерой, где путники нашли приют, в 328 году н.э. Святой Еленой, матерью императора Константина, воздвигнут храм в честь Пресвятой Богородицы. Впоследствии вокруг церкви образовался монастырь Девы Марии. Крутая длинная лестница ведет к церкви, своды которой поддерживают древнеримские колонны с капителями. На иконостасе и иконах изображено Святое семейство: Иосиф, несущий малолетнего Иисуса на плечах, и Мария, сидящая на ослике.

Дейр эль-Мухаррак у горы Каскам - это большой монастырский комплекс в пустыне, расположенный на полпути между городами Минья 2 и Асьют (около местечка Эль- Кусия). Многочисленные минареты в городке Дейр эль- Мухаррак, купола церквей, увенчанные коптскими крестами, многочисленные колокольни протестантов и католиков - все это свидетельства сосуществования религий в современном Египте.

"И будет алтарь Господа Бога посреди земли египетской", - сказано в Книге Исайи. В географическом плане монастырь в самом деле находится "посреди земли Египетской", а камень, который служил юному Христосу ложем, стал впоследствии жертвенником в церкви Девы Марии в монастыре эль- Мухаррак. Надпись на мраморной плите, которая и сегодня служит алтарем в храме, о том, что именно на этой плите спал Иисус, сделана на греческом языке в VII веке.

Церковь Девы Марии, построенная на месте хижины, сооруженной Иосифом для своей семьи, много раз перестраивалась и имеет современный вид в отличие от монастыря. Монастырь основан в IV веке и сохранил древний форт, подобный фортам в пустыне Вади эн-Натрун. До того как монастыри начали обносить стенами (VI век), в каждом из них на случай нападения строили трехэтажную башню -форт. Глухая стена поднимается до уровня второго этажа, где сделана маленькая дверь, из которой на соседнее здание с лестницей перекинут легкий деревянный мост. В случае опасности монахи укрывались в форте, где у них хранились припасы, был вырыт колодец.

Место, где находится монастырь, настолько свято для коптов- христиан, что они его называют "Вторым Вифлеемом". Второй родиной стал для Иисуса Христа Египет, укрывший его в годы гонений. Древнееврейская надпись на плите скалы свидетельствует о самой долгой остановке Святого семейства в скитаниях по Египту.

Самая южная остановка Святого семейства - город Асьют - расположен в пяти часах езды по железной дороге на юг от Каира. Монастырь в честь Девы Марии расположен над широкой пещерой, приютившей изгнанников двадцать веков назад. Он построен в IV столетии и окружен множеством современных гостинец, принимающих множество паломников в год, особенно в августе, когда отмечается ежегодный праздник Успения Богородицы. В купелях пещеры в августе 2000 года было крещено 4 тысячи 800 детей. Это место прославилось в августе 2000 года явлением Богородицы над коптской церковью Святого Марка.

За время своего пребывания в Египте Святое семейство останавливалось во многих местах. Но независимо от того, проводили они одну ночь на месте или жили несколько месяцев, сегодня все эти места почитаются коптами. Первого июня каждого года коптская церковь празднует вступление Святого семейства на землю Египта. В этот день во всех церквах страны христиане молятся единой молитвой: "О Египет, о народ Египта, о, дети Египта и все, кто живет в его пределах, возрадуйтесь, ибо пришел к вам возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков. Аминь.".


1 Коптами называют египтян, исповедующих христианство монофизитского толка.

Монофизитство - сторонники христианского учения, возникшего в Византии в V веке в качестве реакции на несторианство. Монофизиты трактовали соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Учение монофизитов распространялось в восточных провинциях Византии (Египет, Сирия, Армения) и стало знаменем политического сепаратизма. В 451 году осуждено Халкидонским собором.

2 Недалеко от развалин Эль-Эшмунаина расположен мирный торговый городок на берегу Нила - Минья, известный первыми церквами, построенными в скалах.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/СВЯТОЕ-СЕМЕЙСТВО-В-ЕГИПТЕ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. КРИВЕЦ, СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО В ЕГИПТЕ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 03.04.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СВЯТОЕ-СЕМЕЙСТВО-В-ЕГИПТЕ (date of access: 22.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. КРИВЕЦ:

Е. КРИВЕЦ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
508 views rating
03.04.2023 (600 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
2 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
3 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
6 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
6 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
6 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
8 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
8 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
9 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
9 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
9 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО В ЕГИПТЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android