Libmonster ID: KZ-2512

М.: Алетейя, 2007. 304 с.

Открыл книгу, признаюсь, с некоторой долей предвзятости. Дело в том, что работы С. Н. Абашина я знаю достаточно хорошо и предполагал, что это сводка, повторение написанного им ранее. Однако, уже читая Предисловие, все больше приходил к убеждению, что рецензируемая работа существенно отличается от предыдущих.

Предисловие дает ответ на совершенно определенный вопрос: что именно хочет сказать и доказать в своей работе автор, какие позиции он заявляет для обсуждения? С. Н. Абашин сразу же декларирует свое принципиальное несогласие с "теорией этноса", наиболее полно сформулированной Ю. В. Бромлеем. И далее развивает ее через анализ истории становления "теории этноса" и свое видение позиции российских этнографов по отношению к этой теории. При этом С. Н. Абашин подчеркивает, что "уже в середине 1980-х гг., когда я практически ничего не знал о западных теориях и спорах, в моем сознании возник протест против "теории этноса"" и что, как он считает, "было бы наивно и даже несправедливо думать, что советские этнографы не видели и не понимали тех противоречий, которые вытекают из "теории этноса", как только ее основополагающие постулаты сталкиваются с эмпирическим материалом" (с. 6).

Безусловно, эмпирический, полевой материал ставил вопросы, ответы на которые формально "теория этноса" не давала, но нередко это могло происходить из-за недостатка такого материала, в том числе в случаях с малоизученными народами и регионами, или же из-за того, что эмпирический материал не подвергался полноценному историческому анализу и обобщению. Приводимые в предисловии ссылки на работы Т. А. Жданко и Б. Х. Кармышевой, как, видимо, понимает и сам автор, отнюдь не свидетельствуют о необходимости отказа от "теории этноса", а свидетельствуют скорее о необходимости дальнейшего накопления полевого материала и его научного осмысления с учетом в том числе и "западной" теоретической мысли.

В первой главе - "О самосознании народов Средней Азии (как Александр Игоревич поспорил с Джоном)" - С. Н. Абашин обсуждает заочную дискуссию между американским антропологом Д. Шоберлайном и специалистом из Узбекистана А. И. Шевяковым. Из анализа двух мнений он делает, на мой взгляд, правильный вывод: "Налицо не просто спор между двумя исследователями, которые не согласны между собой по поводу тех или иных фактов. Перед нами дискуссия о том, как следует интерпретировать всю историю Средней Азии, какие виды или типы самосознаний существовали в прошлом в этом регионе и каким образом происходил процесс этнизации сознания современного среднеазиатского общества" (с. 13).

Автор излагает свою позицию и рассматривает этнические и социальные группы населения Средней Азии, названные в упомянутой дискуссии, выделяя виды их самосознания (родоплеменные у кипчаков, сословное у ходжей, локальное у самаркандцев, социально-хозяйственное у сартов) и процесс замены этих видов этнонимом "узбек". При этом в своих выводах С. Н. Абашин не вполне тверд. "Выбор термина "узбек" в качестве общенационального имени, - пишет он, - был во многом случайным, точно так же как и термина "уйгур", "таджик" и т.д. И совершенно очевидно, что все они действительно насаждались в сознании людей в 1920 - 1930-е гг. При этом, правда, надо понимать, что широкое распространение имени "узбек" не обязательно было насилием. В среднеазиатском обществе возникла вполне оправданная потребность в модернизации, а этнизация самосознания была частью данного процесса" (с. 33 - 34). С этой позицией автора вполне можно согласиться, добавив лишь, что по ряду вопросов, затронутых в главе, в последнее десятилетие высказывались различные мнения, в том числе не совпадающие с мнением автора, о чем корректно было бы упомянуть.

стр. 180
Во второй главе - "Миндонцы в XVIII - начале XX в.: история меняющегося самосознания" - С. Н. Абашин дает историческую интерпретацию этнической истории населения крупного "узбекского" селения Миндон. Эта история выстраивается им на основании опроса местных жителей и всей совокупности документированных исторических и литературных сведений о населении Ферганской долины.

Интересен обзор автора о калмыках (калмок) - одной из этногрупп селения. Ценность его состоит в том, что детального исследования истории калмыков в Фергане до сих пор не было. Автор совершенно справедливо подчеркивает "ту реально огромную роль, которую калмыки сыграли в истории Ферганской долины и всей Средней Азии в позднем средневековье" (с. 45). Весьма интересен экскурс о кашгарцах и их месте в процессе сложения населения Миндона. Это не в последнюю очередь связано с определенной недооценкой роли кашгарцев в формировании ферганского населения в целом, хотя у нас есть достаточно детальные документированные источники об их переселениях в XIX - начале XX в.: кроме названных автором источников и исследований есть еще ряд работ, где упоминаются кашгарцы в Фергане, их расселение и иногда численность и занятия. Видимо, историкам и этнографам предстоит пересмотреть роль и значение таких переселений. И наконец, небольшой экскурс посвящен таджикам, переселенцам из Южного Таджикистана. Хотя такие переселенцы достаточно хорошо известны применительно и к другим селениям Ферганской долины, здесь для нас важны зафиксированные данные о том, что население кишлака Миндон в прошлом говорило на таджикском языке, на рубеже XIX-XX вв. было двуязычным, а позднее перешло на узбекский язык.

И все же выводы второй главы выглядят чересчур категоричными. Автор опять повторяет достаточно распространенную точку зрения об искусственном "директивном создании наций" (с. 71).

В третьей главе - "Археология среднеазиатских национализмов" - автором рассматривается самосознание населения Бухары, что помимо научного интереса имеет и сохраняющееся до сего времени практическое значение. В связи с этой проблемой он анализирует известные источники: "Странствование Филиппа Ефремова", "Описание Бухарского ханства" Н. В. Ханыкова и "Бухара. XIX - начало XX в." О. А. Сухаревой. Главным для С. Н. Абашина становится вопрос о трактовке этнической "природы" населения города у указанных авторов. Если Ф. Ефремов в своем отчете, изданном в 1784 г. в Санкт-Петербурге, называл жителей города и округи просто "бухарцами", а Н. В. Ханыков в своей книге (1843) - таджиками, то О. А. Сухарева, собиравшая материалы в 40 - 50-х гг. XX в. и издавшая свое исследование в 1966 г., фактически обошла вопрос об этническом названии жителей города, назвав их "локальным типом". Этот вывод о неопределенности этнического состава населения Бухары и его округи, судя по всему, и интерпретируется современными таджикистанскими политиками в пользу утверждения о его таджикской исторической принадлежности.

Четвертая глава озаглавлена "Проблема сартов в русской историографии XIX - первой половины XX в.". Довольно долго в среднеазиатской историографии шла дискуссия об этническом "лице" сартов, при этом вопрос обсуждался в русле оппозиции "таджики-узбеки", и лишь В. В. Бартольд, который написал ряд работ по этой теме, установил, что сарты не этноним, а социально-хозяйственный термин. Эта тематика, на мой взгляд, уже отошла в область истории и серьезными учеными проблемой не считается. Об этом у С. Н. Абашина прямо не сказано, что у неспециалистов может вызвать ложное впечатление о напряженности проблемы и в наше время.

Пятая глава - "История зарождения и современное состояние среднеазиатских национализмов", - пожалуй, один из главных, важнейших смысловых разделов книги. Начинается она коротким рассказом о некой анекдотической истории, приключившейся с Н. С. Хрущевым во время его посещения Узбекистана в 1955 г., когда он в своей приветственной речи перепутал узбеков с таджиками. Автор объясняет этот факт тем, что эти народы якобы воспринимались руководством страны как антиподы. На мой взгляд, этот случай свидетельствует как раз об обратном - никакой ощутимой разницы между таджиками и узбеками нет. Важно другое: здесь же автор говорит, как о хорошо известном факте, о существовании латентного, внешне официально не декларируемого конфликта между таджиками и узбеками: "два соседних среднеазиатских государства находятся в состоянии незаметной войны... озабочены тем, как досадить сопернику" (с. 178). Этот действительно известный факт важен для понимания последующего текста, где С. Н. Абашин детальнейшим образом анализирует процессы сложения, становления и развития узбекского и таджикского национализмов, причем делает это на хорошем историческом фоне при помощи во многом нетривиальных примеров и на очень хорошем фундаменте источников. Однако наряду с узбеками и таджиками вполне можно было бы упомянуть и об известных противоречиях между другими среднеазиатскими народами. Если в заголовке заявлена тема "среднеазиатских национализмов", то читатель вправе ожидать по

стр. 181
крайней мере соответствующего анализа туркменского, казахского и киргизского национализмов, поскольку они реально существуют.

Шестая глава - "Геллнер, "потомки святых" и Средняя Азия: между исламом и национализмом" - продолжает развивать тему предыдущей главы и вводит новую - об идентичности среднеазиатских "святых". Весьма важно, что С. Н. Абашин не только называет и перечисляет "святые" группы, но и подробно исследует их на примерах конкретных семей в северотаджикистанском селении Ашоба, уделяя особое внимание взаимоотношениям как между ними, так и между этими группами и населением. Поскольку автор детально рассматривает историю упомянутого кишлака, то, наверное, ему следовало дать хотя бы ссылки на этнографов, писавших об этом селении (Турсунов, Чвырь, Бушков).

Седьмая глава - "Регионализм в Таджикистане: становление этнического дискурса" - начинается с совершенно правильного утверждения, что понятие "регионализм" в его современном значении сложилось в период начала гражданской войны в этом среднеазиатском государстве в начале 1990-х гг. Верно и то, что экспертами и исследователями не был дан детальный анализ существа различий между регионами, большинство из них употребляли это понятие по принципу очевидности. С. Н. Абашин пишет, что "первые проявления нестабильности в Таджикистане наметились в феврале 1990 г., когда в Душанбе произошли беспорядки" (с. 236). Это неверно, поскольку социальный дискомфорт в таджикском обществе и тенденции его развития были выявлены еще в первой половине 1980-х гг. Тогда же это стало известно союзному руководству. Причем именно тогда было ясно, что итогом этих процессов может стать гражданская война.

Остальная часть главы написана в традиционном ключе, но "наполнена" существенно новым и интересным содержанием. С. Н. Абашин включил в объяснительную часть понятия "регионализм" этнический фактор, стараясь рассмотреть его с точки зрения незавершенности этнической консолидации таджиков, что является давно общепринятой точкой зрения и против чего не возражают и таджикские ученые.

В конце автор пишет, что "история сама дала свою оценку тем экспертам, которые убеждали себя и других в том, что конфликт в Таджикистане - закономерный и неминуемый итог предыдущего развития" (с. 258), подразумевая некомпетентность и соответственно неправоту их оценок. Не могу согласиться с автором. По моему убеждению, все послевоенное развитие республики полностью подтвердило сделанные ранее выводы о причинах гражданской войны.

Последняя, восьмая глава - "Свой среди чужих, чужой среди своих (этнографические размышления по поводу новеллы А. Волоса "Свой")", - по сути, не дает ничего нового для основного содержания книги, поскольку рассматриваемая новелла, как признает сам автор, построена на редчайшем, исключительном случае. В то же время глава представляет собой весьма квалифицированный и глубокий анализ художественного произведения.

Несмотря на то что в основу книги положены тексты статей, опубликованных С. Н. Абашиным в различных изданиях, они оказались настолько переработаны и дополнены, что воспринимаются как самостоятельная и цельная работа. И даже спорность, дискуссионность многих положений автора не вызывают у непредвзятого читателя какого-либо негативного отношения. Написанная хорошим языком, книга читается с большим интересом и, несомненно, будет весьма полезна всем, кто занимается подобной проблематикой. Возможно, из всего этого вырастет новая современная теория.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/С-Н-АБАШИН-НАЦИОНАЛИЗМЫ-В-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-В-ПОИСКАХ-ИДЕНТИЧНОСТИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. И. БУШКОВ, С. Н. АБАШИН. НАЦИОНАЛИЗМЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ. В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 17.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/С-Н-АБАШИН-НАЦИОНАЛИЗМЫ-В-СРЕДНЕЙ-АЗИИ-В-ПОИСКАХ-ИДЕНТИЧНОСТИ (date of access: 19.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. И. БУШКОВ:

В. И. БУШКОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ЖИЛИЩЕ БАКАЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УСТЬ-ТЕРСЮКСКОГО-1 ГОРОДИЩА
an hour ago · From Urhan Karimov
БЫСТРЫЙ КУЛЬЁГАН-38 - УКРЕПЛЕННОЕ ЖИЛИЩЕ ЭПОХИ БРОНЗЫ В СУРГУТСКОМ ПРИОБЬЕ
11 hours ago · From Urhan Karimov
РАКОВИНЫ МОЛЛЮСКОВ В ПОГРЕБЕНИЯХ МОГИЛЬНИКА ТУЗОВСКИЕ БУГРЫ-1 КАК ИНДИКАТОР ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОЙ СИБИРИ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В III ТЫС. ДО Н. Э.
11 hours ago · From Urhan Karimov
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХТЫ УЛАН-ХАДА НА ОЗЕРЕ БАЙКАЛ В ГОЛОЦЕНЕ (ПО ФАУНИСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)
11 hours ago · From Urhan Karimov
МЕДНОЕ ЛИТЬЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ И ОБРЯДОВОЙ ПРАКТИКЕ КОМИ-СТАРОВЕРОВ
13 hours ago · From Urhan Karimov
ЭРЛИК-ХАН В ТРАДИЦИОННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ ХАКАСОВ
13 hours ago · From Urhan Karimov
ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В БРОНЗЕ ОБРАЗЫ САРОВСКОГО КУЛЬТОВОГО КОМПЛЕКСА: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЕМАНТИКИ
14 hours ago · From Urhan Karimov
КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ АНДРОНОВСКОГО (ФЕДОРОВСКОГО) НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ЭПОХИ РАЗВИТОЙ БРОНЗЫ ЛЕСОСТЕПНОГО АЛТАЯ
18 hours ago · From Urhan Karimov
OPEN LETTERS FROM SERGEY BORISOV. FROM THE HISTORY OF ALTAI PHOTOGRAPHY
18 hours ago · From Urhan Karimov
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ УЧЭН (в контексте межкультурных контактов населения бронзового века бассейна нижней Янцзы и Индокитайского полуострова)
18 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

С. Н. АБАШИН. НАЦИОНАЛИЗМЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ. В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android