Libmonster ID: KZ-1633
Автор(ы) публикации: Н.Г. РОГОЖИНА, А.А. РОГОЖИН

Конец XX в. ознаменовался новым всплеском интереса к Юго-Восточной Азии. Причем интерес этот вновь стал "комплексным". В 80-е годы и вплоть до второй половины 90-х годов в центре всеобщего внимания были успехи в реализации локального варианта "азиатской модели экономического роста". Соответственно, основное внимание исследователей ЮВА было сосредоточено на тех странах, где воплощалась эта "модель" - странах - участницах АСЕАН.

Но в конце 90-х годов их вновь, как и в бурные для ЮВА 60-70-е годы, стали привлекать региональные проблемы широкого спектра; и политические, и дипломатические, и социально-экономические. Думается, что причиной тому - два обстоятельства, о которых хотелось бы напомнить.

Во-первых, вторая половина 90-х годов ознаменовалась серьезным сбоем в реализации упомянутой выше "модели" - ЮВА стала зоной, где произошел один из наиболее мощных за последние десятилетия валютно-финансовых кризисов. Анализ его причин, течения и последствий показал, сколь тесно и порой причудливо связаны в ЮВА экономика и политика.

Во-вторых, в конце 90-х годов в ЮВА сложилась принципиально новая конфигурация стран, образующих регион. Все они объединились в составе АСЕАН, что окончательно завершило длительную эпоху "несотрудничества" (а порой и конфронтации) государств ЮВА, которые первыми вошли в Ассоциацию, и стоявших особняком стран Индокитая, воплощавших иные модели политического и социально-экономического развития, - Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы. В новой "десятке" не только воплотилась давняя мечта "отцов-основателей" АСЕАН (конечно, в немалой степени и всех народов стран региона), но и возникли совершенно новые проблемы - как собственно страновые, так и охватывающие отдельные группы стран региона и даже все эти страны.

Новая "десятка" стала более весомым компонентом в мировой политике и экономике, и это вновь пробудило интерес и к "расширенному" региону в целом, и к проблемам отдельных стран, его образующих. Естественно, что исследователей особенно заинтересовала группа "новичков" в АСЕАН - сравнительно малоизученное, но весьма перспективное пополнение в Ассоциации, от "приживаемости", адаптационных способностей которого в значительной степени зависит будущее АСЕАН.

Приятно отметить, что одна из первых попыток проанализировать новые реалии ЮВА именно в этом ключе предпринята в рецензируемом сборнике российскими учеными, образующими одну из сильнейших в мире научных школ, исследующих проблемы этого региона и его неотъемлемую составляющую - страны Индокитая.

Сборник открывается краткой по изложению, но весьма объемной по содержанию статьей И.Н. Селиванова "Внешняя политика государств Индокитая". Главное, что может в первую очередь заинтересовать российского читателя, - это размышления автора о перспективах развития взаимоотношений России со странами Индокитая - Вьетнамом и Лаосом. И. Селиванов, как и многие россияне, задается вопросом, почему же Россия, имевшая прочные позиции на Индокитайском полуострове, практически полностью утратила свое влияние в субрегионе, уступив его Китаю. В чем же причина переориентации стран региона на своего соседа, отношения с которым еще в недалеком прошлом можно было назвать если не враждебными, то весьма настороженными?

И. Селиванов сконцентрировал свое внимание на анализе развития отношений стран Индокитая с Россией и Китаем, обосновав закономерность их отдаления от России и необходимость, диктуемую внешними и внутренними обстоятельствами, сближения с Китаем. Причина -в идеологических и политических предпочтениях руководства стран Индокитая, их верности

стр. 178


социалистической ориентации и стремлении сохранить монополию своей власти, что и предопределило их выбор Китая как единственной идеологически близкой державы в качестве стратегического партнера в регионе. Это в равной мере устраивает и Китай, что, однако, не исключает возникновения разногласий между странами Индокитая и КНР.

Противовес китайскому влиянию в регионе видится в упрочении отношений со странами АСЕАН. Оценивая внешнюю политику Вьетнама и Лаоса с точки зрения ее соответствия выдвигаемым задачам стабилизации внутренней ситуации и укрепления международного престижа. И. Селиванов не склонен ее идеализировать, определяя исключительно как прагматичную. Это в равной мере относится и к прошлым контактам индокитайских государств с СССР, которые сегодня, за исключением лишь военной области, находятся в состоянии стагнации в значительной мере по вине России, которая, по твердому убеждению автора, имела реальные возможности сохранить свое экономическое и военное влияние в регионе, но упустила свой шанс. И. Селиванов считает, что отношения в регионе в ближайшей перспективе будут определять экономические соображения.

В этой связи многое будет зависеть и от того, какой станет АСЕАН в новом составе, как изменится политическая и экономическая роль Ассоциации, пополнившейся ныне всеми странами Индокитая. Детальный анализ этого процесса, основанный на оригинальных методиках и расчетах, содержится в статье В.В. Бойцова "Расширение зоны АСЕАН: проблема изменения конфигурации сообщества и его места в мировом хозяйстве".

Автор поставил три нелегких вопроса о том, как отразится изменение состава АСЕАН на: а) абсолютных и относительных показателях, характеризующих природный, демографический и хозяйственный потенциал сообщества; б) типологическом сходстве (или различии) входящих в Ассоциацию стран по уровню экономического развития и качеству жизни; в) состоянии их хозяйственного взаимодействия.

Отвечая на первый, В. Бойцов совершенно обоснованно предложил намеренно ограниченный, но, по нашему мнению, вполне достаточный набор показателей, характеризующих потенциал АСЕАН. Проанализировав их динамику, автор сделал вывод, что расширение зоны сообщества ведет к абсолютному росту всех составляющих его потенциала, однако это происходит крайне неравномерно. Заметнее всего увеличились показатели, характеризующие природный и демографический потенциал группировки, а также сбор наиболее распространенной в регионе продовольственной культуры - риса (с. 13).

Однако, согласно расчетам автора, большинство показателей, характеризующих экономический потенциал АСЕАН в новом составе (объем ВВП в годовом исчислении, количество потребляемой первичной и электрической энергии, величина внешнеторгового оборота), возросло незначительно. В. Бойцов объясняет это прежде всего относительно низким уровнем экономического развития новых участников Ассоциации, и прежде всего Мьянмы, Лаоса и, особенно Камбоджи (с. 15).

В основном по этой же причине, считает автор, появление АСЕАН в новом составе очень мало сказалось и на положении сообщества в мировом хозяйстве. Причем это относится не только к показателям, характеризующим экономический потенциал Ассоциации, но и к тем из них, которые представляют ее природные и демографические ресурсы. По расчетам В. Бойцова, существенно укрепились позиции зоны АСЕАН как одного из основных рисопроизводящих регионов мира - ныне на страны сообщества приходится почти 1/4 мирового сбора риса.

Вопрос о степени однородности стран АСЕАН по уровню экономического развития и качества жизни анализируется автором на основе тщательного сравнения иного, также достаточно репрезентативного набора показателей, которые отражают, по возможности, и специфику большинства членов Ассоциации. Расчеты В. Бойцова показывают, что даже у стран "первого эшелона" коэффициенты вариации признаков, характеризующих уровень их экономического развития, лишь в половине случаев позволяют говорить об экономической однородности группировки (с. 17).

Автор первым в мировой литературе обосновал весьма интересный не только для теории, но и для практики вывод о том, что после включения четырех государств Индокитая в состав АСЕАН степень сходства группировки заметно снизилась (с. 20). Такого рода реакцию на расширение зоны АСЕАН за счет новых членов, обладающих большим сходством между собой по уровню экономического развития, нежели изначальные участники группировки, В. Бойцов вполне обоснованно, на наш взгляд, считает следствием принадлежности четырех стран

стр. 179


Индокитая к числу беднейших государств мира. Более того, их хозяйственные характеристики мало или вообще несопоставимы почти со всеми аналогичными данными по странам -основателям АСЕАН, что не добавляет оптимизма в отношении перспектив "приживаемости" стран Индокитая в составе "обновленной" Ассоциации.

Не менее оригинальна и предпринятая В. Бойцовым попытка проанализировать степень однородности стран - членов АСЕАН по сложившемуся там уровню жизни (с. 21-22). Произведенные им расчеты позволили сделать вывод, что степень однородности почти у всех показателей качества жизни как у первой "шестерки", так и у "новичков" достаточно высока, в отличие от аналогичных индикаторов уровня их экономического развития. И хотя в АСЕАН расширенного состава после присоединения Вьетнама, Мьянмы, Лаоса и Камбоджи уровень однородности по данным показателям снизился, автор делает вывод об известной выравненности качества жизни в различных государствах сообщества как до, так и после расширения его границ (с. 22).

Отвечая на вопрос о последствиях этого процесса для развития внутрирегиональных экономических связей, В. Бойцов полагает, что пока включение в состав АСЕАН вышеупомянутых стран Индокитая мало повлияло на совокупный объем взаимных внешнеторговых операций членов Ассоциации и в особенности на величину их совместного внутрирегионального экспорта (с. 26). Главную причину тому он видит в крайне ограниченном вкладе новых членов группировки в ее внутрирегиональные операции, что, по его мнению, в целом соответствует уровню их экономического развития и общему внешнеторговому потенциалу (с. 27).

Один из немногих выводов автора, с которым хотелось бы поспорить, - это тезис о том, что важнейшим условием превращения АСЕАН в полноценную интеграционную организацию и повышения ее роли в мировом хозяйстве является сближение уровней экономического развития всех участников Ассоциации как по валовому объему производства, так и по основным параметрам их хозяйственной структуры (с. 29). Если вспомнить историю европейской интеграции, то вряд ли это условие можно считать важнейшим. На наш взгляд, интеграционные процессы в зоне АСЕАН, несмотря на их специфику, в принципе легче идентифицировать с интеграцией европейской, нежели с мертворожденными африканскими псевдоинтеграционными объединениями или политическими игрищами вокруг СНГ.

Важную часть сборника образует группа статей, посвященных ключевой стране Индокитая - Вьетнаму. О.В. Новакова в статье "Вьетнам: в поисках путей обновления" анализирует проблему идейно-политического развития страны в условиях ее экономической модернизации. Нельзя не согласиться с мнением исследователя, что проводимые в течение последних десяти лет реформы коснулись в основном сферы экономики, мало затронув область политики, где по-прежнему ведущей или, вернее, монопольной силой остается Коммунистическая партия Вьетнама. Попытки демократизировать общество, предпринятые еще в середине 80-х годов, были блокированы действиями партии, оказавшейся способной сохранить командные позиции в государстве и политической системе и обеспечить политическую стабильность страны в период построения рыночной экономики, "признав неприемлемыми многопартийность, плюрализм мнений и любые попытки использовать понятия "демократия", "права человека" в целях создания политических беспорядков..." (с. 68).

Однако, оценивая результаты прошедших лет обновления вьетнамского общества, О. Новакова выделяет целый ряд моментов, свидетельствующих, по ее мнению, о начавшемся процессе формирования правового государства и о возникновении предпосылок политической модернизации в рамках предпринимаемых КПВ осторожно и дозированно мер по эволюционному изменению идейно-политических надстроечных институтов (с. 65). В интересах стабилизации политического процесса и расширения своей социальной опоры в обществе КПВ меняет и свое отношение к религиозным конфессиям в период, когда, как считает автор, происходит конфессиональный ренессанс. Его причины исследователь видит в переходном состоянии вьетнамского общества, когда оно в интересах своей стабильности вынуждено апеллировать к базовым духовным ценностям.

В.М. Мазырин в статье "Экономика Вьетнама: итоги Ю лет рыночных реформ и перспективы развития" дает исчерпывающий анализ экономического развития Вьетнама в минувшее десятилетие, уделяя равное внимание проблемам макроэкономического свойства и отраслевому анализу, что ныне встречается достаточно редко. Читателя, особенно российского, наверняка заинтересует подробный анализ эволюции взглядов и вьетнамского руководства, и ученых этой страны на роль государства в переходный период (с. 76-77). Автор тщательно анализирует не

стр. 180


только позитивные моменты в экономической политике Вьетнама в сложнейший период национальной истории этой страны, не только очевидные успехи программы "обновления", но и немалые трудности и даже провалы на пути реализации этой программы. Такого рода объективный анализ имеет значение не только для развития экономической теории, столкнувшейся с новыми, пока непознанными реалиями "переходной" экономики, но и для практической деятельности - по прочтении статьи В. Мазырина возникают небезынтересные ассоциации, например, с российской действительностью, с китайским и даже мьянмарским опытом решения многих весьма схожих экономических проблем.

В этом плане обращает на себя внимание статья И.Ю. Анищенко "Вьетнамские реформы в области кредитно-финансовой системы и банков: достижения и проблемы", в которой впервые подробно рассматриваются малоизученные аспекты вьетнамских реформ в области внутренних и внешних финансов. Автор уделил большое внимание эволюции государственного курса и практического регулирования в данной области, и, по сути дела, дал исчерпывающую характеристику состояния финансов Вьетнама в динамике за достаточно репрезентативный период. Он не ограничивается констатацией достижений Вьетнама в области финансов, но обнаруживает и трудности реформирования финансовой сферы, и ошибки новой финансовой политики. И. Анищенко выступает с объективной критикой современного состояния финансовой, в частности банковской, системы Вьетнама (с. 104).

Вместе с тем его оценка перспектив развития финансовой системы Вьетнама достаточно оптимистична. Решающим условием ее поступательного развития И. Анищенко считает неуклонное следование страны курсу реформ и стремление внедрять те рыночные принципы, в условиях которых работают развитые финансовые рынки. При этом он подчеркивает, что внедрять следует только те из них, которые соответствуют реалиям Вьетнама (с. 105).

К политическому спектру сборника относится чрезвычайно интересная статья Н.Н. Бек- тимировой "Тенденции политического развития Камбоджи в 90-е годы", в которой автору удалось убедительно показать влияние традиционной политической культуры на процесс формирования и развития государственной системы в современной Камбодже. Страна, переживающая кризис легитимизации власти, пытается выйти из него, апеллируя к традиционным политическим ценностям и используя традиционные политические институты в качестве связующей интегрирующей силы. К последним относится институт монархии, необходимость реставрации которого была продиктована задачей стабилизации политической системы, существовавшей в условиях борьбы противоборствующих политических группировок. Но, как отмечает Н. Бектимирова, благоприятные условия для осуществления постепенной модернизации без серьезных потрясений, связанные с возрождением монархии, не были впоследствии реализованы, главным образом, из-за неконструктивной позиции правящей элиты (с. 109).

Но возможен ли был иной результат, чем тот, который мы наблюдаем сегодня? Вероятно, нет, если учитывать фактор влияния политической культуры, и в первую очередь ее важнейшего элемента - патернализма, на развитие политических процессов. Патернализм лежит в основе концепции верховной власти, им объясняется, по мнению автора, и сам факт существования коалиции двух премьер- министров с 1993 по 1997 г., равно как и постоянные расколы внутри политических партий и движений, невозможность сохранения на сколько-нибудь длительный срок групповой приверженности, клановость, пренебрежительное отношение к закону (с. 110).

Многие явления в современной политической ситуации Камбоджи воспринимаются иначе, если их рассматривать через призму традиционной политической культуры, которая, в частности, ориентирует кхмеров на малую общность. Именно в особенностях массового сознания следует, по твердому убеждению автора, искать причины неспособности кхмеров объединяться ради достижения общей цели (с. 111). На основании своего анализа автор приходит к выводу, что в силу исторического опыта, особенностей политической культуры в Камбодже на новом этапе ее политического развития следует ожидать становления модели "направляемой демократии" с сохранением сильной власти премьер-министра.

К таиландскому блоку сборника относятся две статьи: "Таиланд. Пути модернизации и экономический бум" и "Таиланд: уроки кризиса", написанные В.А. Дольниковой, А.В. Колосовой, П.Е. Шустровым), дополняющие друг друга в раскрытии главной проблемы -насколько стабильно экономическое развитие и необратим процесс экономической модернизации Таиланда. Само выдвижение этой проблемы продиктовано желанием дать ответ на чрезвычайно актуальный для многих исследователей развивающихся стран вопрос о

стр. 181


пределах экономического роста в рамках проводимой в НИС ЮВА стратегии развития, продемонстрировавшей свою устойчивость к финансовым потрясениям. Ответ на этот вопрос, содержащийся во второй публикации, требует, по мнению авторов, предварительного осмысления накопленного за многие десятилетия опыта экономического развития, создавшего предпосылки стабилизации, а в последующем и условия для бурного экономического роста.

В этой части раздела сборника авторы уделяют основное внимание анализу объективных причин "таиландского чуда" конца 80-х - начала 90-х годов, выдвигая в качестве центральной темы выявление "плюсов" и "минусов" проводимой в течение последних 30 лет государственной политики в сфере экономики. Структурная целостность статьи обеспечивается за счет жесткого следования основной идее - оценивается экономическая деятельность государства в рамках трех основных этапов индикативного планирования, каждый из которых, как отмечают исследователи, соответствует определенному этапу модернизации экономики и общества.

Первый этап (1960-1970) характеризуется формированием основы рыночной экономики, позволившей преодолеть отсталость и впоследствии стабилизировать экономический рост на втором этапе (конец 70-х - начало 80-х годов) и обеспечить рывок на третьем (1987-1996). Заслуживает особого внимания вывод авторов, что выходу из кризиса объективно способствуют не только "успехи, достигнутые Таиландом на пути модернизации экономики и общества, но и некоторые факторы, связанные с недостаточным уровнем этой модернизации" (с. 59), которые подробно раскрываются в статье. Проведенный тщательный анализ проблемы логически подводит к главному заключению, что обусловленные кризисом негативные явления экономической жизни страны носят временный характер и не могут обратить вспять глубокие качественные изменения в экономике и социальной сфере, достигнутые на протяжении двух последних десятилетий (с. 62).

В статье "Лаос в конце XX века; динамика экономического развития" С.И. Ионесян стремится показать наличие позитивных сдвигов в социально-экономической системе общества, ставших результатом усилий государства, направленных "на ускорение развития национального хозяйства страны с помощью рыночных регуляторов экономического роста и использования потенциала всех укладных форм, но с соблюдением определенной государством приоритетности секторов и элементов производства" (с. 118). Как отмечает автор, комплекс мер в рамках нового экономического порядка распадается на две части - "элиминационные" и "конструктивные". В первой речь идет об отмене запретов на свободное передвижение по стране и на предпринимательство, отмене стопроцентной монополии государства на внешнюю торговлю, его вмешательства в производственные процессы, систему ценообразования; во второй - о либерализации внешнеторговой и экономической деятельности, налогового законодательства.

С. Ионесян указывает на ряд отличительных особенностей политики перестройки в ЛНДР: отказ от шоковых методов, ее приверженность определенному административно-командному характеру управления, способность лаосской элиты на определенную гибкость и рациональность в политике, ее умение учитывать опыт реформаторства в других странах, который, как отмечается в статье, и убедил ее в необходимости акцентировать внимание на экономике, а не политике. При этом по форме и по содержанию проводимая политика, по мнению автора, соответствовала специфике страны - ее социально-экономической ситуации и традициям политического менталитета - и в итоге обеспечила экономический рост и возможность предотвратить нарастание социальной напряженности.

Создание государством благоприятствующих активизации предпринимательской деятельности экономических и юридических условий, а также приток иностранного капитала в страну рассматриваются автором в числе основных факторов, позитивно воздействующих на реформирование экономики Лаоса. Именно сочетание этих двух моментов и обеспечило экономический рост и облегчило вхождение страны в мировой рынок. При оценке роли государства автор исходит из того, что оно по-прежнему остается регулятором и гарантом обеспечения условий ускорения модернизации общества. Отказ от директивного права позволил активизировать частнопредпринимательскую инициативу. В то же время, как видно из статьи, в отсутствии иностранной помощи возможности реструктуризации были бы весьма граниченны. Привлечение в экономику страны различных средств из-за рубежа способствовало развитию отдельных сфер народного хозяйства, расширению потребительского рынка, росту национального капитала.

В заключение автор приходит к выводу, что финансовый кризис 1997-1998 гг.

стр. 182


продемонстрировал, во-первых, уже большую интегрированность Лаоса с рыночным хозяйством и, во-вторых, сохраняющуюся высокую зависимость ЛНДР от иностранной помощи. Несмотря на немалые трудности, которые возникли вследствие этого кризиса, накопленные в предкризисный период позитивные тенденции обеспечили Лаосу достаточно прочные основы для модернизации национальной экономики.

Хотелось бы надеяться, что рецензируемый сборник откроет серию исследований отечественных ученых по Юго-Восточной Азии - региону, в котором у России есть много друзей и практически нет врагов, но, главное, есть немалые политические и экономические интересы.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/РЕЦЕНЗИИ-ИНДОКИТАЙ-90-е-ГОДЫ-ПОЛИТИКА-ЭКОНОМИКА-М-Исаа-при-МГУ-им-М-В-Ломоносова-1999-130-с

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н.Г. РОГОЖИНА, А.А. РОГОЖИН, РЕЦЕНЗИИ. ИНДОКИТАЙ: 90-е ГОДЫ (ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА) М., Исаа при МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999, 130 с. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 18.01.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РЕЦЕНЗИИ-ИНДОКИТАЙ-90-е-ГОДЫ-ПОЛИТИКА-ЭКОНОМИКА-М-Исаа-при-МГУ-им-М-В-Ломоносова-1999-130-с (дата обращения: 22.11.2024).

Автор(ы) публикации - Н.Г. РОГОЖИНА, А.А. РОГОЖИН:

Н.Г. РОГОЖИНА, А.А. РОГОЖИН → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
590 просмотров рейтинг
18.01.2022 (1039 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
Каталог: Политология 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
POSTMODERN AZERBAIJANI NOVEL OF THE XXI CENTURY
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

РЕЦЕНЗИИ. ИНДОКИТАЙ: 90-е ГОДЫ (ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА) М., Исаа при МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999, 130 с.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android