Libmonster ID: KZ-345
Author(s) of the publication: И. С. ГАЛКИН

За последние годы ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений, направленных на совершенствование планирования подготовки и использования в народном хозяйстве специалистов с высшим образованием, укрепление материально-технической базы вузов, улучшение жилищно- бытовых условий. Особое внимание в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" (апрель 1978 г.), а также в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" (июль 1979 г.) уделяется вопросам эффективности научных исследований в вузах. В этих документах отмечается, что высококвалифицированные кадры университетов пока не в полной мере используются для разработки важнейших научно- технических и социально-экономических проблем, не уделяется должного внимания организации самостоятельной творческой работы студентов, формированию у них навыков общественно-политической и организационной деятельности. В вузах мало выполняется крупных комплексных исследований, значительные силы и средства распыляются на второстепенную тематику. Много нерешенных проблем имеется в планировании и координации исследовательской работы в высшей школе, особенно в университетах. Необходимо более широко привлекать преподавателей, аспирантов, научных сотрудников университетов к выполнению работ, предусмотренных государственными планами и необходимых для решения народнохозяйственных, культурных и образовательных задач. Требуется дальнейшее развитие фундаментальных исследований в области общественных и естественных наук и тесная увязка их результатов с интересами развития республик нашей страны и крупных регионов. Отсюда вытекает необходимость объединения творческого потенциала ученых различных университетов в региональном масштабе.

Повышение качества научно-исследовательской работы и творческого мастерства ученого зависит от его идейной убежденности, партийности его позиции. В области исторической науки борьба за качество - это прежде всего борьба за высокую идейность. Творческое мастерство, пронизанное коммунистической партийностью, вы-

стр. 125


рабатывается глубоким освоением наследия основоположников марксизма- ленинизма. Администрирование, волюнтаризм несовместимы с научным творчеством. В научном кругу должны господствовать критическая помощь друг другу, взаимное обогащение опытом. Критика требует поиска новых доказательств, новой трактовки тематики.

Формы научной взаимопомощи в вузах общеизвестны, они сложились исторически и практически: это творческие заседания кафедр, методологические семинары, которые могут быть как кафедральными, так и общефакультетскими, симпозиумы, научные конференции - общегородские, зональные, республиканские и общесоюзные. Однако практика проведения таких конференций требует существенных поправок. Конференция, на которой в течение 2 - 3 дней обсуждаются десятки докладов и сообщений, повторяющих давно известные истины, - это нередко потеря драгоценного времени ученых и растрата государственных средств. Симпозиумы, научные конференции необходимо готовить тщательно и планомерно, так, чтобы они давали что-то новое, являлись шагом вперед в развитии науки. Доклады на конференциях должны быть оригинальными по своему содержанию и насыщены новым материалом. Необходимо, чтобы каждая конференция, симпозиум стали практической школой, опыт которой сыграл бы немаловажную роль в обеспечении высокого уровня дальнейших исследований.

Многогранность все усложняющегося процесса общественного развития не может не оказывать влияния на историческую науку и ее отдельные отрасли, изучающие историю человечества в различных аспектах - социально- экономическом, политическом, правовом. Комплексное исследование их отражает не только целостность развивающегося общественного организма на определенном историческом этапе, но и представляет собой путь для получения наиболее достоверного синтеза. Попытка расчленить историческое образование на узкие специальности со своими специфическими учебными планами может привести к методологически ошибочной ориентации в формировании специалистов-историков, к сужению фундаментального образования. Так, выделение особых специальностей "Международные отношения и внешняя политика", "Международное рабочее и национально-освободительное движение", возможно, оправдано потребностями аттестации научных кадров, но не может механически переноситься на обучение, так как разрушает живую ткань исторического процесса, отрывая проблемы рабочего движения или внешней политики от внутренней политики в отдельных странах и регионах.

Такое дробление науки создало известные, не всегда оправданные, трудности и для подготовки кадров через аспирантуру. Так, специализированный совет по всеобщей истории, созданный на Историческом факультете МГУ, имеет право принимать к защите диссертации только по историографии и по проблемам внутренней политики. Если нужно подготовить специалистов через аспирантуру по международным отношениям или по международному рабочему и национально-освободительному движению, то необходимо направлять аспирантов для сдачи соответствующих кандидатских экзаменов и последующей защиты диссертаций в те научные учреждения, где имеются специализированные советы по этим специальностям. Между тем среди ученых МГУ достаточно высококвалифицированных историков-международников, которые могут руководить аспирантами и по этим темам. Было бы разумным в необходимых случаях расширять профиль имеющихся советов, если, конечно, для этого есть условия.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" указывает на необходимость улучшения подготовки, распределения и повышения квалификации преподавателей общественных наук в университетах. Для повышения квалификации кадров по истории, особенно по новой и новейшей истории зарубежных стран, необходимо иметь долгосрочный перспективный план зарубежных командировок преподавателей не только столичных, но и периферийных, особенно вновь открытых, университетов. Нет нужды доказывать, что исследования по новой и новейшей истории зарубежных стран и преподавание этой дисциплины могут быть высококачественными и эффективными, если специалисты (как по отечественной, так и по всеобщей истории) будут иметь возможность работать в советских и зарубежных архивах. Преподаватели, чи-

стр. 126


тающие курсы истории зарубежных стран, после поездок в эти страны смогут глубже понять существующую в них политическую систему, обогатить свои лекционные курсы.

Ныне в университетах трудится поколение молодых историков, исследующих сложные проблемы. Можно привести многочисленные примеры хороших научных работ молодых ученых. Но, бесспорно, последние нуждаются во взыскательной, дружеской и квалифицированной поддержке. Публикуемые научными журналами обзоры вышедшей литературы, рецензии и критические статьи призваны оказать эту помощь. При этом не нужны ни рецензии- аннотации, ни разносная критика.. Необходима критика, которая стимулировала бы появление исследований, имеющих большой научный и общественно- политический резонанс.

Велика и почетна в университете роль ученого. Но вдвойне ответствен он как педагог, как наставник, передающий опыт науки молодым людям. В основе университетского образования лежит требование - научить студентов самостоятельно мыслить, раскрыть им, что такое научный поиск, который связан с упорным и самоотверженным трудом. Обучение специалиста на современном уровне требует глубоко продуманной системы общеобразовательной подготовки, глубокого освоения фундаментальных наук и специальных исторических дисциплин. Историко-философское образование должно подкрепляться постановкой просеминарских занятий на младших курсах, системой специальных курсов, специальных семинаров на старших курсах, сопровождаемых изучением вспомогательных дисциплин (палеографии, нумизматики, сфрагистики, геральдики, эпиграфики, исторической библиографии и др.), археологической, архивной и педагогической практикой, написанием курсовых работ, публичной защитой дипломной работы.

"Необходимо выработать у студентов навыки самостоятельной подготовки докладов и публичных выступлений, умение участвовать в творческих дискуссиях, формировать необходимые качества будущего воспитателя и организатора, пропагандиста коммунистических идей", - говорится в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов"1 . Этому порою мешает то обстоятельство, что в действующих учебных планах по-прежнему ощущается перегрузка за счет непрофилирующих дисциплин и семестровых экзаменов. Необходимо освободить студентам время для усвоения фундаментальных научных знаний, для самостоятельной работы.

Реализация учебных планов по истории в новых университетах требует скорейшего формирования на местах профилирующих кафедр. В современных условиях возрастает "роль кафедры как главного звена высшего учебного заведения, определяющего содержание и единство учебного, научного и воспитательного процесса"2 . Однако во многих недавно открытых университетах по-прежнему сохраняются единые кафедры отечественной истории и единые кафедры всеобщей истории, ведущие преподавание древней, средневековой, новой и новейшей истории всех континентов и всех стран мира. В отдельных университетах существуют даже кафедры истории, объединяющие преподавание отечественной и всеобщей истории. Медленно осуществляется укомплектование руководства кафедр высококвалифицированными специалистами, докторами наук. Управлению кадров Министерства высшего и среднего специального образования СССР целесообразно было бы иметь перспективный план подготовки руководящих кадров через систему докторантуры и стажировки при головных университетах. К сожалению, установленный порядок систематического повышения квалификации специалистов нередко нарушается из-за того, что на небольших кафедрах трудно, а порой просто некем заменить в учебном процессе уходящего на курсы повышения квалификации преподавателя. Между тем всем работникам высшей школы независимо от ученого звания, ученой степени и стажа необходимо постоянно учиться, совершенствуя свои знания, умение вести преподавательскую и воспитательную работу.

В особой поддержке нуждаются молодые историки, только что окончившие аспирантуру, попадающие на работу в университеты, где нет опытных преподавателей по их специальности. Вчерашние аспиранты получают самостоятельные лекционные


1 "Правда", 12.VII.1979.

2 Там же.

стр. 127


курсы, им поручаются семинарские занятия. Было бы полезным, если бы академики, члены-корреспонденты АН СССР, доктора наук, работающие в системе АН СССР и республиканских академий наук, выезжали в эти университеты для чтения специальных курсов по проблемам их исследований.

Требует изменения цифровой абстрактный подход исчисления числа страниц учебника на каждый час лекций. Необходимо дифференцированно подходить к каждому предмету учебного плана. В связи с этим возникают повышенные требования к содержанию и характеру университетских учебников. Общеобразовательный уровень нынешнего студенчества значительно возрос. Поэтому, сохраняя традиционную структуру учебников, отвечающих на вопросы программы, следует избегать упрощенности и не бояться, что студент не поймет сложного текста учебника.

При всем разнообразии методов преподавательской работы в университетах живое слово лектора остается мощным орудием передачи знаний и воспитания молодежи. Все зависит от его мастерства и искусства, эрудиции, свободного владения материалом, доходчивости изложения. Каждая лекция требует тщательной подготовки, продуманного плана ее построения, структуры, взыскательного отбора фактов, строго научного, диалектико-логического синтеза сообщаемого студентам материала. Культура речи лектора также является необходимым условием успешного чтения курса.

Проведение каждого занятия просеминария или специального семинара также требует большой подготовки. Но все ли преподаватели университетов идут на просеминарские занятия, выверив буквально до минуты этапы их проведения? Продумывают ли они заранее вопросы, которые предстоит обсудить на семинаре? Мобилизовано ли в памяти или зафиксировано в конспекте то новое в науке, что предстоит сообщить студентам в связи с обсуждаемой проблемой семинара? Только при реализации этих требований можно рассчитывать на продуктивность каждого проводимого занятия.

Какова же существующая практика семинаров? Из бесед со слушателями курсов повышения квалификации преподавателей выясняется, что семинарские занятия ведутся далеко не во всех университетах. Проводятся чаще всего так называемые практические занятия, когда в группах идет изучение важнейших проблем общего курса. Такие занятия превращаются в своеобразный репетиториум. Они не прививают навыков самостоятельной работы, чего можно достичь только углубленным трудом студентов над источниками, завершающимся представлением курсовой работы, которая обсуждается в студенческой группе. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, должен проявлять больше инициативы по вовлечению студентов в самостоятельную работу. Это могут быть краткие сообщения по интерпретации документов, рецензирование монографий, обсуждение новых книг. Проверка же работы студентов над общим курсом должна проводиться на предусмотренных учебным планом консультациях.

В связи с активизацией просеминарских и семинарских занятий студентов остро стоит вопрос об укомплектовании библиотек, особенно в новых университетах, сборниками документов, монографической литературой, как отечественной, так и зарубежной, и периодическими изданиями. Если бюджетные ассигнования не позволяют это сделать глобально, то методическому управлению министерства с привлечением специалистов необходимо срочно определить обязательный минимум источников и документов, по которым будут вестись просеминарские занятия. Просеминарские и семинарские занятия по истории немыслимы без наличия в библиотеках соответствующих изданий источников и документов. На одних учебниках творческому труду не научишь даже очень способного студента. А издательству "Высшая школа" необходимо публиковать сборники документов, так как вышедшие ранее хрестоматии требуют обновления и стали к тому же библиографической редкостью.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПУТИ-ПОВЫШЕНИЯ-ЭФФЕКТИВНОСТИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ОБРАЗОВАНИЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. С. ГАЛКИН, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 16.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПУТИ-ПОВЫШЕНИЯ-ЭФФЕКТИВНОСТИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ОБРАЗОВАНИЯ (date of access: 15.01.2025).

Publication author(s) - И. С. ГАЛКИН:

И. С. ГАЛКИН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
996 views rating
16.02.2018 (2525 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
"Praying" Muslim youth as a subculture of Kabardino-Balkar society
Yesterday · From Mukhamed Sultanov
History of the Tatar-Muslim community of Soviet Petrograd-Leningrad (1917-1991) based on the materials of state and private photo archives
Yesterday · From Mukhamed Sultanov
TRUD TO THE MOTHERLAND
Catalog: История 
3 days ago · From Mukhamed Sultanov
ON OVERCOMING SELF-DECEPTION
3 days ago · From Mukhamed Sultanov
BREAKING THE CULTURE OF THE PEOPLES OF THE VOLGA AND KAMA REGIONS DURING THE CONSTRUCTION OF COMMUNISM
3 days ago · From Mukhamed Sultanov
"Тибетский вопрос" и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты
3 days ago · From Цеслан Бастанов
ABOUT CREATION AND DISTRIBUTION OF V. I. LENIN'S BOOK " WHAT TO DO?"
3 days ago · From Mukhamed Sultanov
L. S. GAPONENKO. THE RUSSIAN WORKING CLASS IN 1917
3 days ago · From Mukhamed Sultanov
THE SOVIET ECONOMY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: 1941-1945
4 days ago · From Mukhamed Sultanov
Исламизм и новый распад империй
5 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android