В статье рассматриваются проблемы, поставленные в статье А. В. Акимова, опубликованной в N 1 журнала за 2015 г. Показаны "ответы" компаний по производству товаров ИКТ и ИТ-услуг в странах Азии на вызовы автоматизации и роботизации. Страны и компании приспосабливаются к новым трудосберегающим технологиям; в более трудном положении оказываются люди, занятые в сфере ИТ.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), революция торгуемости услуг, информационные технологии (ИТ), ИТ-услуги, аутсорсинг бизнес-процессов, страны Азии, роботизация, автоматизация, ИТ-услуги.
Одно из самых знаковых событий в мире технологий в 2014 г. - прорыв в развитии робототехники и впечатляющий рост продаж роботов, о чем своевременно говорилось в статье А. В. Акимова [Акимов, 2015]. Развивающиеся страны Азии стали ведущими экспортерами товаров и услуг сферы ИКТ, однако сегодня их положению угрожают новые вызовы - вызовы роботизации и автоматизации. Как же новейшие тенденции в развитии трудосберегающих технологий могут сказаться на производстве товаров и услуг сферы ИКТ в азиатских странах?
С 1960-1970-х гг. трудоемкие, ориентированные на экспорт производства обрабатывающей промышленности (речь часто идет не о полном цикле производства, а об отдельных стадиях, например, сборке электронных устройств, производстве отдельных компонентов) стали перемещаться в развивающиеся страны, прежде всего в страны Азии. Сначала производство электроники стали размещать в Южной Корее, Гонконге, Сингапуре, Малайзии, на Тайване, позднее - в Китае, Таиланде, на Филиппинах, с 1990-х гг. - во Вьетнаме.
В 1990-х гг. из стран Запада в развивающиеся страны Азии перемещаться стали уже рабочие места "белых воротничков" - банковских, конторских служащих. В условиях информационно-коммуникационной революции (ИКР) произошла "революция торгуемости" услуг, многие услуги, которые в силу самой своей специфики были неторгуемыми (т.е. не участвовали в международном обмене), стали объектами международной торговли. Более того, сфера услуг расширилась за счет включения в нее тех операций, которые раньше составляли часть процесса производства на предприятии (бухгалтерский учет, оформление коммерческой документации, работа с претензиями). Эти операции стали предметом аутсорсинга, они могут быть переданы по контракту специализирующимся на таком обслуживании компаниям внутри страны или за ее пределами. Американские и британские компании передают эти операции, например, в Индию, на Филиппины, французские компании - в Марокко, Сенегал, компании из арабских государств Персидского залива - в Египет и Иорданию. Во всех этих случаях речь идет об использовании более дешевой, чем в странах заказчиков, и достаточно квалифицированной рабочей силы. Эта модель международного разделения труда (МРТ), в
стр. 114
Таблица 1
Экспорт товаров ИКТ. группы стран, 2000-2013 гг. (млрд долл., %)
Годы
2000
2005
2013
Регионы
млрд долл.
%
млрд долл.
%
млрд долл.
%
Все страны
999.9
100
1375.3
100
1921.6
100
Развитые страны
569.9
57.1
605.2
46.1
520.0
27.1
Переходные страны*
0.8
0.1
0.8
0.06
3.6
0.2
Развивающиеся страны
429.2
42.9
769.3
55.9
1398.0
72.8
Страны Африки
1.1
0.1
1.9
0.1
3.2
0.2
Страны Латинской Америки
38.9
3.9
44.9
3.3
66.1
3.4
Страны Азии
389.2
38.9
722.5
52.5
1328.6
69.1
Восточная Азия
216.8
21.7
493.5
36.0
1040.9
54.2
Страны ЮВА
170.4
17.0
219.2
15.9
279.0
14.5
Страны Южной Азии
0.9
0.1
1.3
0.1
5.4
0.3
Страны Западной Азии
1.2
0.1
8.5
0.6
3.3
0.2
Составлено и подсчитано по: [http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx=15850] (12.04.15)
* В статистике ЮНКТАД к переходным странам (transition economies) относят страны СНГ (в том числе и приостановившие свое членство в нем) и страны Юго-Восточной Европы (Албанию и не входящие в ЕС страны из состава бывшей Югославии).
которой активно участвуют азиатские страны, основана на использовании сравнительных преимуществ стран, о котором писал еще представитель английской классической политэкономии Давид Рикардо [Кругман, Обстфельд, 2004, с. 29-31]. Развивающиеся страны Азии в этом МРТ перешли от роли сырьевой периферии развитого мира к роли поставщиков промышленной продукции и услуг постиндустриального типа.
Китай, Индия, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия активно включились в ИКР, стали ведущими экспортерами товаров сферы ИКТ (компьютерное, телекоммуникационное, звуковоспроизводящее оборудование, видеооборудование, электронные компоненты и прочие товары).
Доля развивающихся стран Азии в мировом экспорте товаров ИКТ неуклонно повышалась: с 32% в 1996 г. до 38.9% в 2000 г., 52.5% в 2005 г. и 69.1% в 2013 г. Доля всех развивающихся стран в этом экспорте возросла в 1996-2013 гг. с 42 до 72.8% (см. табл. 1 [Information Economy Report, 2007, p. 136]).
В 2013 г. на развивающиеся страны Азии приходилось 66.0% мирового экспорта компьютерного оборудования и периферийных устройств, в том числе 41.6% - на КНР, 8.3% - на Гонконг (КНР), 3.5% - на Сингапур, 3.0% - на Малайзию. В мировом экспорте телекоммуникационного оборудования, который в последние несколько лет в связи с революцией мобильной связи и массовым распространением смартфонов растет особенно быстро, доля развивающихся стран Азии достигла в 2013 г. 69.0%, в том числе КНР - 38.1%, Гонконга (КНР) - 14.1%, Республики Кореи - 5.6%, Вьетнама (занявшего пятое место в мире) - 4.7%, Тайваня - 2.5%.
Южнокорейский бренд "Самсунг" является одним из ведущих в мире. Но если внимательно посмотреть на аппаратуру "Самсунг", то по ярлыкам и инструкциям видно, что производится она в основном в КНР, а сегодня уже и во Вьетнаме. Известны и тайваньские бренды мобильных телефонов, например НТС, но и они чаще производятся в Китае.
Что касается новых индустриальных стран Азии первого эшелона - Республики Кореи, Тайваня, Сингапура, то они сегодня являются прежде всего экспортерами электронных компонентов, которые используются для сборки готовых изделий в других
стр. 115
Таблица 2
Экспорт товаров ИКТ, из развивающихся стран Азии, 2000-2013 гг. (млрд долл.)
Товары
2000
2005
2010
2013
Регионы
Все страны
Товары ИКТ
999.9
1375.3
1722.5
1921.6
Комп. и периф. устройства
367.2
474.1
499.6
515.1
Телеком. оборудование
154.7
218.7
333.4
461.8
Потребительская электроника
105.7
182.0
229.6
205.7
Электронные компоненты
321.9
392.3
574.3
657.7
Развивающиеся страны
Товары ИКТ
429.2
769.3
1160.0
1398.0
Комп. и периф. устройства
166.7
268.2
347.9
359.9
Телеком. оборудование
38.5
97.6
217.2
338.9
Потребительская электроника
57.6
113.3
138.0
133.9
Электронные компоненты
146.9
228.8
402.2
512.4
Развивающиеся страны Азии
Товары ИКТ
389.2
722.5
1091.3
1328.6
Комп. и периф. устройства
152.8
254.8
330.7
340.0
Телеком. оборудование
28.6
85.1
196.1
318.8
Потребительская электроника
47.9
99.4
113.0
112.3
Электронные компоненты
142.6
224.3
397.9
506.0
Страны
КНР
Товары ИКТ
44.1
234.1
459.5
605.8
Комп. и периф. устройства
17.9
109.1
196.9
214.1
Телеком. оборудование
5.9
33.1
106.6
175.8
Потребительская электроника
11.3
46.8
64.7
70.0
Электронные компоненты
6.6
25.5
74.1
130.4
Гонконг (КНР)
Товары ИКТ
50.3
111.9
177.0
222.3
Комп. и периф. устройства
14.7
34.5
35.4
42.8
Телеком. оборудование
5.4
7.8
37.7
64.9
Потребительская электроника
10.5
21.7
16.9
12.1
Электронные компоненты
15.8
34.4
72.2
87.3
Тайвань (провинция КНР)
Товары ИКТ
62.9
62.1
94.7
105.6
Комп. и периф. устройства
28.9
14.4
10.8
9.3
Телеком. оборудование
3.2
5.3
10.0
10.4
Потребительская электроника
2.1
3.4
2.6
3.5
Электронные компоненты
26.2
33.6
66.2
76.7
Респ. Корея
Товары ИКТ
59.4
85.3
99.8
107.1
Комп. и периф. устройства
19.6
17.7
13.9
10.3
Телеком. оборудование
6.6
20.5
25.9
25.7
Потребительская электроника
5.7
6.4
4.1
4.4
Электронные компоненты
25.5
29.1
46.1
58.0
Малайзия
Товары ИКТ
51.7
61.4
67.6
64.4
Комп. и периф. устройства
21.0
23.1
22.8
15.3
Телеком. оборудование
3.0
4.6
2.4
3.9
Потребительская электроника
8.0
7.0
8.9
6.9
Электронные компоненты
18.5
25.0
31.4
37.0
Сингапур
Товары ИКТ
75.8
104.4
120.8
122.8
стр. 116
Таблица 2 (окончание)
Товары
2000
2005
2010
2013
Регионы
Комп. и периф. устройства
30.5
31.9
22.0
18.0
Телеком. оборудование
2.8
8.8
6.5
8.9
Потребительская электроника
3.7
3.9
3.7
2.7
Электронные компоненты
35.3
55.2
87.0
91.2
Филиппины
Товары ИКТ
14.8
19.7
13.8
17.1
Комп. и периф. устройства
7.2
7.7
5.5
4.2
Телеком. оборудование
0.6
0.3
0.5
0.4
Потребительская электроника
0.3
0.2
0.2
0.3
Электронные компоненты
6.3
11.0
7.1
11.9
Таиланд
Товары ИКТ
19.7
25.8
37.0
35.6
Комп. и периф. устройства
9.1
11.9
18.1
17.4
Телеком. оборудование
0.7
0.9
1.8
2.3
Потребительская электроника
2.5
3.8
4.8
5.5
Электронные компоненты
7.1
8.3
10.3
9.1
Индонезия
Товары ИКТ
7.6
6.9
7.9
6.6
Комп. и периф. устройства
3.1
2.5
2.2
1.8
Телеком. оборудование
0.3
0.4
0.2
0.2
Потребительская электроника
2,8
2,3
4,1
3,1
Электронные компоненты
0.9
1.4
1.1
1.0
Вьетнам
Товары ИКТ
0.8
0.9
5.7
32.4
Комп. и периф. устройства
0.5
0.5
2.0
6.1
Телеком. оборудование
0.02
0.04
2.0
21.9
Потребительская электроника
0.1
0.2
0.8
1.6
Электронные компоненты
0.2
0.2
0.7
2.7
Составлено по: [http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx=15850].
* В товары ИКТ включают также категорию Прочие, в данной таблице она не приведена.
странах Азии, имеющих более дешевую рабочую силу. В экспорте товаров ИКТ с Тайваня доля компонентов составляла в 2013 г. 72.6%, из Сингапура - 74.3, из Республики Кореи - 54.2, из Малайзии - 57.5%. Крупнейшим экспортером электронных компонентов стал Китай, но в его экспорте товаров ИКТ их доля равнялась только 21.5%.
Всего в мировом экспорте товаров ИКТ доля электронных компонентов в 2000-2013 гг. стабильно находилась на уровне около 1/3: 32.2% в 2000 и 34.2% в 2013 г. Столь высокий удельный вес полуфабрикатов в мировой торговле свидетельствует об углублении международного разделения труда, которое становится подетальным, постадийным и очень часто является внутрифирменным, когда полуфабрикаты перемещаются из одних филиалов ТНК в их же филиалы в других странах для последующей сборки.
В мировом экспорте электронных компонентов в 2000-2013 г. доля развитых стран понизилась с 54.4 до 22.1%, а доля развивающихся стран повысилась соответственно с 46.6% до 77.1% (доля переходных стран в этом экспорте находилась на уровне статистической погрешности, составляя менее 1%) (подсчитано по табл. 1, 2). Сегодня международное разделение труда существует уже не только между развитыми и развивающимися странами. Специализация и кооперирование развиты и между странами Азии. Одни страны поставляют электронные компоненты (полуфабрикаты), другие осуществляют сборку готовой продукции и экспортируют ее. Развивающиеся страны
стр. 117
Восточной и Юго-Восточной Азии заняли весьма важное место в производстве товаров ИКТ, в МРТ в этой отрасли они играют роль мировой фабрики, даже если монополия на разработку новейших технологий сохраняется у развитых стран.
Среди развивающихся стран Азии выделяется большая шестерка экспортеров товаров ИКТ: Китай, Гонконг (КНР), Республика Корея, Тайвань и Малайзия, в 2000-2013 гг. доля этой шестерки в мировом экспорте товаров ИКТ повысилась с 34.4% до 64.0%; при этом доля Китая возросла с 4.4 до 31.5%, Гонконга (КНР) - с 5.0 до 11.6%, доли Сингапура, Республики Кореи и Тайваня несколько сократились: соответственно с 7.6 до 6.4%, с 5.9 до 5.6%, с 6.3 до 5.5%. В 2000 г. ведущими мировыми экспортерами товаров ИКТ были США, Япония, Сингапур, а КНР занимала только десятое место. В 2013 г. КНР стала лидером, второе место занял Гонконг (КНР), четвертым был Сингапур, пятой - Южная Корея, шестым - Тайвань, седьмой - Малайзия (3.4%). Прежние лидеры - США (7.3% экспорта) и Япония (3.2%) - сместились соответственно на третье и девятое место. Восьмой была Германия, десятой - Мексика.
Крупными экспортерами продукции ИКТ являются страны Азии, не вошедшие в шестерку: Таиланд, Вьетнам, Филиппины. В 2005-2013 гг. особенно высокими темпами возрастал экспорт товаров ИКТ из Вьетнама, он увеличился за этот период с 0.9 млрд до 32.4 млрд долл., экспорт телекоммуникационного оборудования - с 0.04 млрд до 21.4 млрд долл. (подсчитано по табл. 2, источникам к табл. 2).
Страны Азии стали играть важную роль и в экспорте услуг сферы ИТ.
Если Китай, Гонконг (КНР), Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Малайзия специализируются в МРТ прежде всего как производители товаров ИКТ, то Индия нашла себе другую нишу в глобальной системе. Она стала ведущим мировым экспортером компьютерных услуг и услуг по аутсорсингу бизнес-процессов (business processes outsourcing, ВРО, БПО). Уже в 2000 г. Индия была пятой по экспорту компьютерных и информационных услуг после США, Ирландии, Великобритании и Израиля. С середины 2000-х гг. Индия наряду с Ирландией является одним из двух мировых лидеров в экспорте компьютерных и информационных услуг (в 2010-2012 гг. первой была Индия, в 2013 г. ее незначительно опередила Ирландия), у обеих стран весьма значителен отрыв от стран-экспортеров, занимающих третье-четвертое места.
В 2013 г. на развивающиеся страны приходилось 29.1% экспорта компьютерных и информационных услуг, на развивающиеся страны Азии - 26.7%, Африки - 0.5%, в 2000 г. доля всех развивающихся стран составляла только 12.7%. В 2000-2013 гг. доля Индии в мировом экспорте компьютерных и информационных услуг возросла с 9.0 до 17.3%. В число крупных экспортеров ИТ-услуг в 2013 г. входила и КНР (шестое место, 5.4%). Филиппины занимали в 2013 г. 18-е место (1%), Малайзия - 23-е место (0.7% мирового экспорта) (подсчитано по табл. 3). В целом объем производства компьютерных услуг в Китае значительно выше, чем в Индии, но большая их часть используется на внутреннем рынке, программные продукты "встраиваются" в компьютерное, телекоммуникационное оборудование, производимое в Китае. Крупнейшими провайдерами ИТ-услуг в Китае являются компании-производители оборудования, например "Хуавей". В развитии информационных и компьютерных услуг одни страны выбирают стратегию, ориентированную на экспорт: Индия, Шри-Ланка, Филиппины. Другие страны - Китай, Республика Корея - развивают эту отрасль преимущественно для обслуживания внутреннего рынка [Information Economy Report, 2012, p. 52-53].
Крупнейшим кластером, где сконцентрированы предприятия сферы ИТ, высшие технические учебные заведения, которые готовят для нее кадры и ведут научные исследования, стал Бангалор (Бенгалуру), который называют индийской Силиконовой долиной. К 2010-м гг. он трансформировался из центра по оказанию простейших компьютерных услуг, таких как кодировка, тестирование программного обеспечения (ПО), в центр, предоставляющий сложные высокотехнологичные услуги, такие как разработка ПО, встраиваемого в оборудование, разработка автоматизации, САПР (система автоматизи-
стр. 118
Таблица 3
Экспорт компьютерных и информационных услуг, 2000-2013 гг. (млрд долл.)
Страны
2000
2006
2010
2013
Регионы
Все страны мира
45.7
128.5
218.0
286.8
Развитые страны
39.7
95.5
150.6
197.8
Переходные страны
0.2
1.1
2.4
5.5
Развивающиеся страны
5.8
29.2
62.0
83.6
Южная Азия
4.1
21.6
39.6
50.7
Развивающиеся страны Восточной Азии
0.5
3.8
10.6
18.3
Юго-Восточная Азия
0.6
1.7
5.5
7.5
Западная Азия
0.01
0.06
0.12
0.09
Африка
0.12
0.43
0.99
1.3
Страны
Индия
4.1
21.4
40.2
49.5
Ирландия
5.5
23.0
36.9
51.4
Германия
3.8
10.0
17.1
22.3
США
6.9
10.1
14.1
18.2
Великобритания
4.3
12.4
13.5
16.4
КНР
0.36
3.0
9.3
15.4
Израиль
4.2
5.3
7.8
...
Сингапур
0.25
0.6
1.8
...
Филиппины
0.08
0.1
1.9
2.8
Малайзия
0.08
0.6
1.45
2.0
Россия
0.06
0.6
1.36
2.6
Япония
1.6
1.0
1.05
1.8
Гонконг (КНР)
0.06
0.36
0.89
...
Республика Корея
0.01
0.25
0.23
0.93
Марокко
...
...
0.30
...
ЮАР
0.5
0.2
0.29
0.26
Шри-Ланка
0.07
0.1
0.27
0.6
Тайвань
0.12
0.19
0.22
0.89
Пакистан
0.022
0.09
0.19
0.3
Египет
0.02
0.05
0.15
...
Индонезия
-
0.12
0.11
0.2
Таиланд
-
0.01
0.02
0.04
Маврикий
0.003
0.02
0.03
0.1
Тунис
0.02
0.02
0.04
...
Уганда
0
0.02
0.04
0.08
Бангладеш
0.003
0.03
0.04
...
Составлено по: [Services (BPM5): Exports and imports by service-category].
рованного проектирования). В городе сконцентрированы и филиалы ТНК ("captives"), осуществляющие услуги для своих корпораций или третьих сторон, и индийские фирмы, работающие по заказам пользователей из развитых стран. Возник термин "быть забангалоренным" (to be bangalored), это означает (для ИТ-специалиста в США), что он стал безработным, а его рабочее место "переехало" в индийский Бангалор или в любое
стр. 119
другое место с дешевой рабочей силой. Но сегодня появились и другие угрозы. Одна из статей на сайте журнала "Форбс" так и называется: "Они готовы отнять у вас вашу высокооплачиваемую работу", и речь в ней идет уже о роботах [They Are Ready..., 2015].
Международная консалтинговая компания AT Kearney с интервалом в два-три года составляет рейтинги стран по их привлекательности для аутсорсинга ИТ-услуг и БПО. Набор стран и их роли в цепочке создания добавленной стоимости постоянно меняются. Эксперты AT Kearney в 2014 г. выделили три этапа в развитии ИТ-услуг и БПО. Первый этап - офшоринг, с начала 2000-х гг.; второй, аутсорсинг, - с середины 2000-х гг. Третий этап, с середины 2010-х гг., - автоматизация и роботизация [AT Kearney, 2014, p. 1]. Сам доклад AT Kearney 2014 г. озаглавлен весьма красноречиво: "Аутсорсинг глобальных услуг. Богатый выбор: в любое место на Земле или в никуда?".
Первый этап, офшоринг, создание ТНК в странах с дешевой рабочей силой филиалов по ИТ - БПО для обслуживания своих компаний, начался скорее с 1990-х гг. Таким был филиал в Индии американской "Дженерал Электрик" (ныне компания называется Genpact). Отличительной чертой второго периода, с середины 2000-х гг., эксперты AT Kearney называют аутсорсинг; передачу заказчиками контрактов на оказание ИТ-услуг и БПО третьим сторонам, которыми могут быть национальные компании - крупные, средние, мелкие. Но нередко ИТ-услуги и БПО экспортируют филиалы западных ТНК: одни из них были специально созданы для обслуживания клиентов за рубежом (IBM India), а другие переквалифицировались, перейдя от обслуживания своей компании к оказанию услуг внешним заказчикам (Genpact). Так, компания WNS первоначально была создана как индийский филиал авиакомпании British Airways, с 2002 г. этот филиал стал оказывать услуги по БПО другим ТНК [http://www.wns.com/About-Us].
На втором этапе, с середины 2000-х гг., аутсорсинг ИТ-услуг и БПО распространился вширь, услуги стало оказывать все большее число стран. Среди 100 городов - ведущих центров аутсорсинга, вошедших в рейтинг индийской консалтинговой компании Tholons в 2014 г., - 39 азиатских городов (13 индийских, 8 китайских, 7 филиппинских, 2 вьетнамских, 2 малазийских города, а также Коломбо, Сингапур, Джакарта, Тайбэй, Бангкок, Сеул), 9 африканских городов (Йоханнесбург, Аккра, Кейптаун, Касабланка, Каир, Александрия, Маврикий (Порт-Луи), Найроби, Дурбан) [Tholons. 2014].
В рейтинге стран, привлекательных для аутсорсинга ИТ-услуг и БПО, в 2014 г. у AT Kearney фигурирует 51 страна, среди них 13 стран Азии (Индия (первое место), КНР (второе место), Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины Вьетнам, Шри-Ланка, Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бангладеш, Сингапур) и 7 стран Африки (Египет, Тунис, Гана, Марокко, Маврикий, Сенегал, ЮАР) [AT Kearney, 2014, p. 3].
Экспорт компьютерных услуг из стран Африки пока невелик (см. табл. 3), но они активно включаются в конкуренцию за размещение у себя ИТ-услуг и БПО. В Сенегале в 2009 г. выделили 5 потенциальных сфер занятости для молодежи в организованном секторе: первым было названо строительство, а вторым - БПО. В Гане среди перспективных сфер занятости для молодежи БПО также было поставлено на второе место [The Youth Employment Network, 2009, p. 7-8, 12-13]. Делает ставку на развитие ИТ-услуг Руанда. Важным центром аутсорсинга услуг ИТ и БПО стал Египет [AT Kearney, 2014, p. 7].
Усовершенствование ИТ и удешевление компьютерного оборудования, большая доступность Интернета сделали возможным широкое распространение не просто аутсорсинга, но фрилансинга в сфере ИТ-услуг. В 2011 г. в Бангладеш насчитывалось 10 000 программистов-фрилансеров, их совокупный годовой доход оценивался в 15 млн долл., что равнялось около 1/4 экспорта информационных услуг из страны [Information Economy Report 2012, p. 33].
Однако сегодня достижения одних стран (Индия, Филиппины, Египет) и надежды других стран (стран Тропической Африки, Бангладеш) на то, что аутсорсинг ИТ-услуг и БПО будет важным источником экспортных поступлений, столкнулись с новыми
стр. 120
вызовами. Под угрозой и экспорториентированная модель таких стран - ведущих экспортеров товаров ИКТ, как Китай, Республика Корея, Тайвань, Сингапур. Заменят ли роботы и автоматы рабочую силу азиатских и африканских стран на рынке труда?
РОБОТИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ - НОВЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Роботы применяются в обрабатывающей промышленности уже достаточно давно, например, робот Unimate в "Дженерал моторс" - на протяжении 50 лет. Робототехника широко используется в военных целях и в освоении космического пространства. Автоматизированные марсоходы обследуют Марс. Робототехника применяется при разгрузке грузов и пересадке экипажей на Международной космической станции. Военные рассматривают вопрос об использовании летальных боевых роботов (способных убивать людей, что, кстати, противоречит Законам роботов Айзека Азимова). Широко используются военными и дроны, беспилотные летательные аппараты. В космосе роботы могут действовать как первопроходцы, создающие условия для прибытия людей. Они могут осуществлять эксплуатацию оборудования и поддерживать станцию в рабочем состоянии в период от отправки одного экипажа до прибытия другого. Шестиколесный космический автоматизированный лендровер-марсоход может подниматься на уступы высотой больше его колес и преодолевать препятствия, перевозить грузы, превышающие его собственный вес. Что бы ни произошло, транспортное средство сможет доставить астронавтов обратно к посадочной площадке их корабля. Создан и Робонавт-2, робот-гуманоид, который может работать вместе с людьми на космической станции. Чтобы его остановить, космонавту достаточно коснуться его рукой [NASA: Robots Are Our Friends, 2014]. Военная и космическая робототехника развивается быстрее благодаря финансированию.
Однако в 2013-2014 гг. произошел некий скачок, переход количественных изменений в новое качество. Роботы нового поколения используются в обрабатывающей, добывающей промышленности, сфере услуг. Интеллектуальные роботы выполняют работу аналитиков, появились биржевые роботы. Компания "Амазон" собирается использовать дроны для доставки своих товаров. "Гугл" проводит испытания автомобиля без водителя, скупает компании сферы робототехники.
Тесно переплетается с робототехникой так называемый Интернет вещей: сегодня в мире насчитывается 10 млрд подсоединенных устройств, к 2020 г. их будет 50 млрд. Новое поколение роботов использует беспроводные сети, аналитику больших данных, машинное обучение, программное обеспечение из открытого доступа и Интернет вещей [The Internet of Robotic Things, 2015].
Примеры использования подключенных устройств робототехники в быту - "умный дом" и робот-пылесос Румба, самый продаваемый робот в настоящее время (его продажи достигли в 2014 г. 10 млн шт., на эти пылесосы идет 18% мировых расходов на покупку пылесосов). В "умном доме" подсоединенные к Интернету устройства "будут осознавать, где находятся члены семьи, что они делают, и могут дать роботу Румбе указание покинуть комнату, где проходит вечеринка, приказать другому роботу подать домашние тапочки". Колин Энгл, президент и один из основателей американской компании iRobot, одной из крупнейших в мире компаний в сфере робототехники, которая производит роботов для военных целей, но известна прежде всего своим пылесосом Румба, в интервью журналу "Комиьютерворлд" заявил, что разочарован результатами развития робототехники: "Пока в 2014 г. нет роботов, которых было бы невозможно отличить от людей, и роботов-компаньонов, похожих на роботов из популярных фильмов "Звездные войны", "Поле битвы - Галактика" и "Джетсоны", на которых выросли целые поколения". Энгл считает, что главная проблема состоит в том, что робототехника получает недостаточное финансирование (за исключением военных технологий). Другая проблема: изобретатели концентрируют свое внимание на эффектных технологиях, вместо того чтобы заниматься робототехникой, которая применялась бы в повседневной жизни [iRobot CEO Decries..., 2014].
стр. 121
Антропоморфных роботов немало. Но чаще используются не человекоподобные роботы типа "робота-дворецкого", а сложные роботизированные и автоматизированные системы, например автоматизированный военный корабль или устройство, позволяющее автомобилю не врезаться в едущую перед ним машину. Большое внимание созданию роботов-помощников, компаньонов, санитаров и медперсонала уделяют японцы, для которых старение населения наряду с сознательным отказом от привлечения большого числа иммигрантов делает эту задачу весьма актуальной. Ими разработаны "робот-медведь" (санитар), "робот-собака" (компаньон), звуковые системы "Фудзитцу", которые могут отслеживать ситуацию в доме одинокого пожилого человека. "Хитачи" недавно объявила об усовершенствовании своего робота-гуманоида Emiew-2 высотой 80 см и весом в 14 кг; этот помощник и проводник для офиса, который способен отвечать на шутки, может передвигаться со скоростью 6 км в час. Считают, что он может служить экскурсоводом в музеях [Where's My Robot Butler?..., 2014]. Однако в музеях с помощью наушников и магнитофона (пока?) обходятся без роботов.
НАО, робот-гуманоид высотой 58 см, производимый французской фирмой "Альдебаран Роботикс", имеет высокотехнологичные датчики, может говорить на 19 языках, петь и танцевать. Он используется для обучения детей-аутистов навыкам коммуникации. У НАО относительно небольшая цена - 10 тыс. долл. Разработанный в Стэнфордском университете робот ПР-2 с двумя "руками", передвигающийся на колесах, при дистанционном управлении может разобрать разбросанные вещи, сложить выстиранное белье после сушки или принести пиво из холодильника. Однако его цена - 280 тыс. долл., это гораздо больше, чем можно потратить на андроида-домработницу. Робот с дистанционным управлением позволит избавить людей от необходимости утомительных командировок: он может вместо менеджера посетить фабрику в Китае и проследить за процессом производства. Другой вариант: дистанционно управляемый робот делает уборку в доме, а человек руководит им из офиса компании или даже из другой страны. По-настоящему полезное устройство - робот, действующий совместно с людьми, трость, "умеющая видеть", для людей со слабым зрением, разработанная в Университете Арканзаса. Трость оснащена гироскопом, 3D и веб-камерой и распознает двери, лестницы и другие препятствия, о чем подает голосовые или иные сигналы [Where's My Robot Butler?..., 2014].
По прогнозам развития искусственного интеллекта и робототехники Интернет-проекта Исследовательского центра Пью (The Pew Research Center), к 2025 г. роботы станут частью нашей повседневной жизни - от производств обрабатывающей промышленности до самых обычных действий в ведении домашнего хозяйства [The Internet of Robotic Things, 2015]. Но будут ли они работать в африканской деревне (и не только африканской), где нет электричества? Даже в такой нефтедобывающей стране, как Республика Конго, с достаточно высоким подушевым ВНД в 2010 г. доступ к электричеству имели 37% населения [http://www.eia.gov/countries].
"ОТВЕТЫ" КОМПАНИЙ СФЕРЫ ИТ НА ВЫЗОВЫ РОБОТИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ
Уже сегодня в электронной промышленности, в производстве товаров ИКТ наиболее отчетливо проявляется конкуренция дешевого труда и робототехники. Современные сотовые телефоны и айпады могут производить как автоматы (у финской фирмы "Нокиа"), так и сотни тысяч людей - фирма Foxconn [Акимов, 2015]. Кстати, тайваньская компания Foxconn (она же "Хон Хай"), осуществляющая сборку айпадов и айфонов (в ней были заняты в 2012 г. 1.29 млн человек, в том числе 800 тыс. - за пределами Тайваня), по словам ее президента Терри Го, основавшего в 1970-х гг. эту фирму на скромные сбережения своей матери - 7.5 тыс. долл., взятые у нее в долг, намеревается широко использовать роботов на своих заводах в КНР. Это заявление было сделано после волны протестов рабочих на заводах "Хон Хай" в КНР против низкой зарплаты, плохих условий труда, штрафов и плохих условий проживания в общежитиях. Уже в
стр. 122
2013 г. на заводах Foxconn в КНР использовалось 10 тыс. роботов. Компания заявила, что собирается в ближайшие 5 лет заменить роботами 500 тыс. рабочих. В промышленном парке Тайджунг на Тайване Foxconn создала научно-исследовательский центр и фабрику по производству робототехники. Компания планирует вложить инвестиции в производство 1 млн роботов. "Рабочие, чьи места займут роботы, смогут заняться работой, требующей более высокой квалификации" [http://www.everything-robotic.com; http://knowledge.ckgsb.edu.cn].
Робототехника интенсивно проникает и в сферу услуг. Роботы заменяют "белых воротничков" в сфере ИТ-услуг и БПО. Уже сегодня провайдеры аутсорсинга в новых контрактах предлагают комбинацию офшоринга, решоринга и использования роботов. В докладе AT Kearney 2014 г. утверждается, что "роботы не только стоят меньше, чем люди (что весьма спорно. - Н. Ц.), они делают меньше ошибок, могут работать круглосуточно, и единственное жилье, которое им нужно, - это помещения для серверов компании" [AT Kearney, 2014, p. 9].
Собственно говоря, некоторые ИТ-решения и системы, которые предлагаются в качестве ИТ-услуг уже с 1990-х гг., означают автоматизацию: например, ERP (Enterprise resource planning) - планирование ресурсов предприятия, оптимизация запасов и закупок, ведения бухучета и т.п.; CRM (Client relationship management) - управление отношениями с клиентами; HRM (Human resources management) - автоматизация работы с кадрами. Они позволили многим компаниям снизить численность административного персонала. Сейчас эти системы совершенствуются на основе облачных технологий [http://www.zdnet.com/article/the-growing-digital].
Сегодняшний переход к автоматизации имеет глубокие последствия для компаний-клиентов, провайдеров аутсорсинга и стран, специализирующихся на нем. Для компаний автоматизация означает третью волну снижения издержек после первой - офшоринга - и второй - аутсорсинга. У стран, действующих в нише оказания ИТ-услуг с низкой добавленной стоимостью, возможности получения заказов могут сократиться: рутинные операции - под угрозой. У стран, которые, как Индия, перешли к выполнению работ с более высокой добавленной стоимостью, перспективы благоприятнее, но в той же Индии тысячи людей в офшорных центрах выполняют рутинную работу. Новые страны, только входящие в отрасль ИТ-услуг, обладают меньшими способностями к адаптации. Одновременно с автоматизацией трудоемких операций возникают новые возможности занятости. Для программирования и управления роботами нужны квалифицированные специалисты. Этих рабочих мест будет меньше, но они будут лучше оплачиваться. Однако это слабое утешение для тех, кто лишится работы. С основным выводом доклада AT Kearney-2014: "Вызовы возрастают!" нельзя не согласиться [AT Kearney, 2014, р. 11].
Компании, государства, индивиды вынуждены искать ответы на вызовы автоматизации и роботизации, и у этих трех типов экономических агентов ответы могут быть неодинаковыми. Способ справиться с надвигающейся на тебя волной - прыгнуть в нее и всплыть на поверхность. Китай, несмотря на наличие огромного пула рабочей силы, в перспективе роста доли пожилого населения уделяет огромное внимание развитию робототехники и автоматизированных систем.
Быстро реагируют на новые вызовы роботизации западные компании ИТ-услуг. Американская компания "Сазерленд Глобал Сервисиз", специализирующаяся на БПО, создала филиалы в странах с дешевой рабочей силой: Индии, Китае, Египте, Малайзии, Болгарии, Мексике, на Филиппинах. На ее 9 филиалах в Индии в 2014 г. насчитывалось 12 тыс. занятых. Работникам индийских филиалов предлагался внушительный социальный пакет, включавший такие программы, как Н20 (Health and Happiness Online, медицинские услуги), VFM (Value for Money, скидки и специальные предложения в гипермаркетах, ресторанах). В 8 филиалах компании на Филиппинах было 15 тыс. занятых, компания получила там премию как "лучший работодатель года". Филиал "Са-
стр. 123
зерленд" в промышленном парке Сучжоу, в Китае, был открыт в 2013 г. Однако продолжится ли деятельность этих предприятий и, если продолжится, то в каком объеме?
В 2014 г. компания "Сазерленд" заявила, что будет уделять особое внимание роботизации и автоматизации обслуживания коммерческой деятельности предприятия (Back Office Robotic Process Automation, RPA). 50-70% работ, которые передаются на аутсорсинг в такие страны, как Индия, Филиппины, могут быть автоматизированы, а оставшиеся операции займут более высокое место в цепочках создания стоимости, причем осуществляться они будут в развитых странах. Роботизация и автоматизация приведет к снижению затрат на рабочую силу (от 40 до 70%), сведению процента ошибок к нулю, повышению качества услуг [http://www.sutherlandglobal.com/Services-RPA].
К новым тенденциям вынуждены приспосабливаться и индийские компании сферы ИТ-услуг. Об автоматизации ИТ-услуг и БПО заявила индийская компания Tata Consultancy Services (TCS), лидер отрасли ИТ-услуг в Индии (320 тыс. занятых в 2014/15 ф.г.). TCS разработала свою модель Robotic Process Automation (RPA, роботизации и автоматизации бизнес-процессов). "50 мыслящих и способных к самообучению искусственных интеллектов" и действующая рука робота обеспечивают системе такие свойства, как оптическое и интеллектуальное распознавание символов. В систему включены анализаторы документов и изображений, макросов и сценариев, а записывающие и воспроизводящие устройства выполняют повторяющиеся действия. Затраты времени сокращаются на 90%, издержки - на 30%. Обеспечивается стопроцентная точность благодаря тому, что отсутствует фактор усталости. Роботы могут работать круглосуточно, выполнять различные задания с высокой скоростью, они способны к самообучению (интервью с Рави Кетана, руководителем отдела инноваций и технологий TCS, BPS [http://tcstranspire.com/en_get_transpired]). Президент TCS H. Чандрасекаран отметил, что компания переосмысливает свою стратегию, движущими силами в которой будут пять цифровых технологий: большие данные и аналитика, облачные технологии, мобильные и повсеместно осуществляемые вычисления, социальные сети; робототехника и искусственный интеллект [Enterprises must reimagine themselves..., 2015].
Параллельно с этими инновациями, отвечающими духу времени, TCS начала сокращать персонал, занятый рутинными операциями. В конце 2014 г. было сокращено около 1 тыс. менеджеров среднего звена. Это решение вызвало взрыв в социальных сетях и протест со стороны профсоюзов. Менеджеры среднего звена занимались распределением инженеров на различные проекты, контролировали качество ПО, обучали набранных на работу специалистов. При автоматизации этих функций многие из них становятся ненужными. Наряду с сокращениями TCS за первые три квартала 2014/2015 ф.г. наняла 1.5 тыс. опытных специалистов по аналитике больших данных, дизайну визуализации, анализу опыта пользователей и Интернету вещей. Компания планирует увеличить инвестиции в автоматизацию, автоматизированы будут работы, связанные с удаленным мониторингом, тестированием ПО и контролем качества [http://economictimes.indiatimes.com/tech/ites/automation ..., TCS job cuts spur legal threats, 5 Jan. 2015; TCS eyes $5 billion, 28 Jan. 2015].
Четвертая по обороту индийская компания ИТ-услуг HCL Technologies также планирует провести реструктуризацию персонала. "Компания собирается изменить структуру своей занятости в ближайшие один-два года, перейдя от пирамидальной модели, в которой большое число инженеров занимается тестированием ПО и технической ИТ-поддержкой, к развитию автоматизации, искусственного интеллекта, расширению найма специалистов высокой квалификации. Пирамида станет плоской". Работы на низшем уровне пирамиды будут автоматизированы [HCL Technologies to replace employees. 23 Jan. 2015].
Две из четырех ведущих индийских ИТ-компаний: TCS и Infosys, численность персонала у которых вместе достигает более 460 тыс. человек, заявили, что не будут
стр. 124
сокращать число занятых из-за автоматизации и использования искусственного интеллекта. Другие две компании: Wipro и HCL, в которых занято более 250 тыс. человек, объявили, что произведут структурные изменения в занятости и технологии (иными словами, сокращение персонала). Компания Wipro планирует в течение трех лет сократить число занятых со 150 тыс. человек до 100 тыс., не прибегая к массовым увольнениям [HCL Technologies to replace employees, 23 Jan. 2015]. Но можно ли сократить персонал на 1/3 без увольнений?
Заметно понизилось число занятых в филиалах западных ТНК сферы ИТ-услуг. "ИБМ Индия" сократила численность своего персонала со 165 тыс. в 2011 г. до 113 тыс. в октябре 2014 г. и планирует уменьшить ее до 100 тыс. человек. Аналитики говорят, что "влияние автоматизации и искусственного интеллекта будет прорывным" [http://economictimes.indiatimes.com/tech/ites/automation]. И в положительном, и в отрицательном смыслах этого слова. Прогнозируется и переход от использования работников, занятых полный рабочий день, к частичной, виртуальной занятости. Внедрение автоматизации и замену работников роботами или автоматическими программами называют "обоюдным выигрышем для клиентов и индустрии БПО", но это совсем не выигрыш для занятых в отрасли.
На фоне новых вызовов автоматизации и роботизации в 2014/2015 ф.г. рост оборотов ведущих четырех индийских ИТ-компаний, на которые приходилась 1/4 от общего числа занятых в ИТ-услугах, замедлился. А были периоды, когда темпы их роста, как и темпы роста всей отрасли, измерялись двузначными цифрами. Невысокими в сравнении с западными компаниями были у четверки показатели эффективности. Оборот в расчете на одного занятого составил у TCS - 12 200 долл., у Wipro - 11 212, у Infosys - 12 254, у HCL - 14 311 долл., что значительно ниже, чем у индийского филиала ирландской компании ИТ-услуг Accenture (50 000 долл.) [Indian IT in FY15..., 27 Apr. 2015].
Уже на протяжении двух десятилетий ИТ-индустрия, объем продаж которой в 2014/2015 ф.г. достиг 146 млрд долл. и в которой занято около 3 млн человек, была драйвером в создании рабочих мест в организованном секторе. Теперь темпы роста создания рабочих мест в крупных компаниях замедляются. Для индийской отрасли ИТ-услуг этот финансовый год был одним из самых трудных за последние 10 лет [Indian IT in FY15..., 27 Apr. 2015]. Очевидно, что впереди сокращение и реструктуризация персонала.
Компании вынуждены переходить к автоматизации, чтобы противостоять конкурентам - и западным ТНК, и индийским компаниям-стартапам. Результатом таких мер может стать обострение проблемы занятости. В уязвимом положении оказываются работники сферы ИТ-услуг, недавно занимавшие положение своего рода "рабочей аристократии", принадлежавшие к новому среднему классу. Они должны не просто повысить, но и изменить свою квалификацию, чтобы найти нишу в новой системе. Многим придется, уйдя с позиций полностью занятых, соглашаться на неполную, виртуальную занятость, заниматься фрилансингом, "при котором география вообще не имеет значения, а постоянные издержки заказчика - на оборудование, электричество, связь - равны нулю" [AT Kearney, 2014, p. 10], но несет эти расходы сам фрилансер. При этом распространение робототехники, автоматизации снижает спрос на рабочую силу иммигрантов в развитых странах [Акимов, 2015] (кроме профессионалов самого высокого уровня). Впрочем, еще Ульрих Бек, характеризуя глобализацию как общество рисков, писал о том, что в условиях глобализации положение наемных работников весьма неустойчиво, им надо быть готовым к переменам, причем неблагоприятным [Бек, 2000]. Активное замещение труда капиталом через использование ИКТ и роботов в немалой мере способствует углублению неравенства доходов и богатства [Мельянцев, 2015].
По многим параметрам можно отчетливо видеть изменившееся за последние десятилетия положение развивающихся стран Азии в МРТ. Однако если производство электронных компонентов и сборку готовой продукции будут осуществлять роботы, если бу-
стр. 125
дут автоматизированы ИТ-услуги и бизнес-процессы предприятия, то какова будет участь стран с дешевой и квалифицированной рабочей силой - экспортных платформ - и в особенности тех работников, которые заняты в этих отраслях? В новом мире интеллектуальных роботов и самодвижущихся машин человек может стать ненужным, избыточным, в особенности в тех странах, где и без того существует огромный резервуар избыточной рабочей силы, оседающей в сельском хозяйстве, в неформальном секторе города. Не нужен он и в развитых странах, куда могло бы эмигрировать это незанятое население.
Можно утверждать, что новые трудосберегающие технологии, внедрение которых может угрожать положению страны на мировом рынке, ее национальной конкурентоспособности и интересам достаточно широких масс населения, относятся к трансграничным вызовам, адекватные ответы на которые должно найти национальное государство [Панарин, 2015, с. 18]. Страны Азии ищут эти ответы. Китай сам идет в авангарде роботизации и автоматизации. В Индии предлагается создать 1 млн рабочих мест в сфере ИТ-услуг не просто в городах второго и третьего эшелонов, но в маленьких городах, в сельской местности [Indian IT in FY15..., 27 Apr. 2015].
Влияние прорывного развития роботизации на сферу ИТ неоднозначно. Роботизация и автоматизация невозможны без использования информационных технологий. Робототехнику разрабатывают и компании сферы ИТ, например, китайская "Байду" или американская "Гугл". Однако полного отказа от ставки на дешевую рабочую силу, на мой взгляд, не будет. Обе тенденции будут действовать разнонаправленно и одновременно. Результатом станет вектор, полученный при сложении этих сил. Перспектива представляется такой: робототехника - в одних отраслях и сегментах, использование дешевой рабочей силы - в других, в том числе и ориентированных на растущий и чрезвычайно емкий внутренний рынок стран Азии. Можно предположить, что подобно тому, как аутсорсинг сосуществует с офшорингом, не сменив его полностью, роботизация и автоматизация будут сосуществовать с уже сложившейся сферой ИТ-БПО услуг в странах Азии и Африки, хотя перемены в ней неизбежны.
Если автоматизация и роботизация будут повсеместными, то это приведет к сжатию сферы аутсорсинга ИТ-услуг и БПО в странах с дешевой рабочей силой и в целом к кардинальным сдвигам в существующей системе МРТ, к закрытию предприятий, сокращению рабочих мест в афро-азиатских странах. Намечается несколько "ответов" на эти новые вызовы. Во-первых, возможно перемещение трудоемких производств и трудоемких услуг в страны с еще более дешевой рабочей силой - в Азии во Вьетнам, затем в Камбоджу и Лаос. Во-вторых, сами страны Азии, прежде всего Китай, который в будущем столкнется со старением населения, развивают и активно внедряют роботизацию и автоматизацию, в том числе и в электронной промышленности. Компании сферы ИТ-услуг (например индийские) стремятся найти ответы на этот вызов и активно внедряют автоматизацию и роботизацию. В-третьих, возможна переориентация промышленности и сферы ИТ-услуг на региональный рынок. В производстве товаров ИКТ уже сложилось к настоящему времени разделение труда между самими азиатскими странами, одни (Тайвань, Республика Корея) выступают в нем как поставщики электронных компонентов, другие (Китай, Вьетнам) производят сборку готовых изделий из импортированных компонентов, а затем экспортируют их, в том числе и в страны своего региона. В-четвертых, сфера производства товаров ИКТ и ИТ-услуг также может быть частично переориентирована на внутренний рынок. Собственно именно в русле ориентации на производство для внутреннего рынка, на развитие промышленного производства в стране без оглядки на сравнительные преимущества можно рассматривать инициативу премьер-министра Индии Нарендры Моди "Делай в Индии". Импортозамещение и ориентация на внутренний рынок становятся актуальными не только для попавшей под санкции Запада России.
Наиболее уязвимым становится положение не компаний, а людей, занятых в производстве товаров и услуг сферы ИКТ в азиатских странах. Переход к автоматизации и
стр. 126
роботизации чреват ростом безработицы. Роботы наступают! Очевидно, что, как в известном "магическом четырехугольнике" сочетания целей государственной политики, государствам нужно выбрать такую точку, где страна одновременно развивает передовые технологии и при этом не допускает обострения проблемы занятости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимов А. В. Трудосберегающие технологии и общественное развитие в XXI веке // Восток (Oriens). 2015. N 1.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс, 2000. http://www.libma.ru/kulturologija/obshestvo_riska_na_puti_k_drugomu_modernu/pl.php#met kadoc23 (дата обращения: 10.08.2014).
Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика, СПб.: Питер, 2004.
Мельянцев В. А. Успехи, проблемы и противоречия современного экономического роста в развитых и развивающихся странах // Восток (Oriens). 2015. N 5.
Панарин С. А. Национальное государство перед вызовом трансграничных воздействий // Трансграничные вызовы национальному государству. СПб., 2015.
AT Kearney. The 2014 A.T. Kearney Global Services Location Index™. A Wealth of Choices: From Anywhere on Earth to No Location at All. A.T. Kearney Inc. Chicago, 2014.
Enterprises must reimagine themselves for the Digital Consumer Economy. http://www.tes.com/Pages/default.aspx? (дата обращения: 15.04.2015).
HCL Technologies to replace employees doing simple software testing with domain experienced staff / By Varun Sood, ET Bureau. 23 Jan., 2015. http://economictimes.indiatimes.com/articleshow/45986040. (дата обращения: 15.02.2015)
http://economictimes.indiatimes.com/tech/ites/automation-drive-in-it-industry-middle-manage rs-face-an-uncertain-future/articleshow/45947002.cms?curpg=2 (дата обращения: 15.02.2015).
http://knowledge.ckgsb.edu.cn/2013/01/23/china/chinas-manufacturing-metropolises-inside-f oxconn (дата обращения: 20.02.2015).
http://testranspire.com/cn_get_transpired.html (дата обращения: 20.03.2015).
http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx=15850 (дата обращения: 5.02.2015).
http://www.cia.gov/countries/cab.cfm?fips=cf (дата обращения: 10.03.2014).
http://www.everything-robotic.com/2011/11/huge-employer-in-china-makes-big-step.html (дата обращения: 20.04.2015).
http://www.sutherlandglobal.com/Services-RPA.aspx (дата обращения: 20.04.2015).
http://www.wns.com/About-Us.aspx (дата обращения: 10.11.2014).
http://www.zdnet.com/article/the-growing-digital-divide-and-the-strategic-inertia-that-can-kill / (дата обращения: 11.03.2015).
Indian IT in FY 15: What went wrong with TCS, Wipro & others as they struggled to grow revenues? / By Anirban Sen & Jochelle Mendonca, ET Bureau. 27 Apr. 2015. http://economictimes.indiatimes.com/articleshow/47063729 (дата обращения: 12.05.2015).
Information Economy Report 2007-2008. UNCTAD. N.Y. - Geneva, 2007.
Information Economy Report 2012. UNCTAD. N.Y. - Geneva, 2012.
iRobot CEO Decries the Slow Advance of Robotics. By Sharon Gaudin. http://www.cio.com/article/2835939/robotics/irobot-ceo-decries-the-slow-advance-of-robotics .html (дата обращения: 5.02.2015).
NASA: Robots Are Our Friends. By Sharon Gaudin. Oct. 16, 2014. http://www.cio.com/article/2834580/robotics/nasa-robots-are-our-friends.html (дата обращения: 5.02.2015).
Services (BPM5): Exports and imports by service-category, value, shares and growth, annual, 1980-2013. http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?Reportld=17629 (дата обращения: 12.04.2015).
TCS eyes $5 billion from digital vertical; hires over 1500 this fiscal year. By PTI. 28 Jan. 2015. http://economictimes.indiatimes.com/articleshow/46041828. (дата обращения: 10.02.2015).
TCS job cuts spur legal threats, unionization calls. By ET Bureau. 5 Jan. 2015. http://economictimes.indiatimes.com/articleshow/45759096. (дата обращения: 10.02.2015).
The Internet of Robotic Things: Secure, Harmless Helpers or Vulnerable, Vicious Foes? By David Geer. Jan 23, 2015. http://www.cio.com/article/2874047/robotics/the-internet-of-robotic-things-secure-harmless-h elpers-or-vulnerable-vicious-foes.html (дата обращения: 5.02.2015).
The Youth Employment Network and the International Youth Foundation. Private Sector Demand for Youth Sector in Ghana and Senegal: Ghana and Senegal Study Findings. July, 2009 (pdf).
They Are Ready to Take On Your High-Paying Job. http://www.forbes.com/sites/sap/2015/04/25/robots-taking-high-paying-jobs-reuven-gorsht (дата обращения: 30.04.2015).
Tholons. 2014 Tholons Top 100 Outsourcing Destinations: Regional Overview January 2014. http://www.tholons.com/TholonsTop100/pdf/Tholons_Top_100_2014_Rankings_&_Report_ Overview.pdf (дата обращения: 10.02.2015).
Where's My Robot Butler? Good (High-Tech) Help is Hard to Find. By Tim Hornyak. IDG News Service. May 23, 2014 http://www.cio.com/article/2376024/consumer-technology/where-s-my-robot-butler-good-hig h-tech-help-is-hard-to-find.html (дата обращения: 5.02.2015).
стр. 127
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |