Р. НУРЕЕВ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой "Национальная экономика" РЭА им. Г. В. Плеханова
Л. ОЧИР, аспирант кафедры "Национальная экономика" РЭА им. Г. В. Плеханова, председатель Государственной комиссии Монгольской Республики по реабилитации
Как показывает опыт постсоветских республик, приватизация может быть успешной только при наличии определенных условий: надежной правовой базы для денационализации, развитого фондового рынка, разработанной процедуры продажи государственных предприятий. Справедливую реформу следует проводить без коррупции. Объем рынка в результате приватизации должен расти. Все главные социальные группы, заинтересованные в переменах, должны участвовать в распределении собственности. Кроме того, получая свою долю в вырученных за предприятие денежных средствах, директора не обязательно становятся собственниками этих предприятий, а держатели акций не остаются диффузной группой. Наконец, следует приветствовать привлечение зарубежных держателей акций и консультантов, но нельзя позволять им осуществлять широкомасштабный захват собственности1.
Опыт России показывает, что реальная приватизационная программа оказалась более чем далека от достижения большинства из этих целей, поскольку российские политики не учитывали специфики экономической среды. Подобные ошибки мы наблюдаем и в Монголии.
Когда в МНР начались рыночные реформы, в стране присутствовали негативные тенденции, препятствовавшие проведению успешной приватизации. Среди них Х. Эрдэнэчулуун еще в 1991 г. отмечал, например, высокий уровень безработицы, сильную зависимость экономики Монголии от внешних условий, дефицит современных технологий, незначительный объем валютных и финансовых ресурсов, высокий уровень монополиза-
Авторы выражают искреннюю благодарность доктору экономических наук, профессору С. М. Пястолову и кандидату экономических наук, доценту Ю. В. Латову за ценные замечания, которые были учтены при подготовке рукописи к печати.
1 Vickers J., Yarrow G. Privatisation: An Economic Analysis. Cambridge: MIT Press, 1998. P. 157.
стр. 139
ции и внешнего долга, сравнительно низкий уровень жизни, неразвитость рыночной инфраструктуры, отсутствие частного сектора и необходимого законодательства, неспособность политических сил достигнуть согласия по поводу приватизации2. Были и другие негативные факторы, препятствующие эффективной реформе собственности3.
С точки зрения институциональной экономической теории можно выделить два наиболее характерных для предреформенной Монголии явления - монополию государственной собственности и очень сильную зависимость национальной экономики от внешнего контроля. Государственная монополия на организацию хозяйственной деятельности была связана и с тем, что в начале 1990-х гг., когда начиналась реформа, население не имело сколько-нибудь значительных денежных накоплений для приобретения приватизируемого имущества4.
Сформировавшуюся в социалистической Монголии систему крупных предприятий, которые создавались при помощи иностранных кредитов, называют моделью "кредитного социализма".Это означает, что учрежденные в социалистическую эпоху предприятия (за исключением отрасли пастбищного хозяйства) были созданы и существовали на основе иностранного кредита и инвестиций (со стороны СЭВ или непосредственно СССР). За счет кредитов и безвозмездной помощи СССР обеспечивалось 75% капиталовложений в народное хозяйство МНР; 50% промышленной продукции выпускалось на предприятиях, построенных при советском техническом содействии5. Промышленные предприятия Монголии времен "кредитного социализма" были негибкими, неконкурентоспособными, находились преимущественно в нескольких городах (Улан-Батор, Дархан, Эрдэнэт).
При анализе социальных условий проведения приватизации в МНР следует обратить внимание на два основных аспекта - на отсутствие у граждан "капиталистической ментальности" и специфику радикальной реформы отношений собственности. У большинства граждан Монголии в начале 1990-х гг. не было даже общих представлений о приватизации. Негативную роль играла и нестабильность политической ситуации. Поскольку объективные социально-экономические условия и возможности для успешного проведения приватизации в Монголии почти отсутствовали, резко возросло значение субъективного фактора - деятельности правительства, которое сыграло главную роль при разработке концепции приватизации с использованием приватизационных чеков. Монголия, таким образом, отличалась от стран Восточной Европы, где экономические реформы были в значительной степени инициированы "снизу", возникли как реакция на запросы гражданского общества. В МНР же, как и в большинстве республик бывшего СССР и в КНР, реформа осуществлялась "сверху", будучи инициативой политической элиты, пассивно принимаемой гражданами. К сожалению, разработчики концепции и программы приватизации Монголии не учли специфику страны. Если сравнить исходные декларируемые цели приватизационных программ и их реальные результаты, то можно увидеть значительные расхождения6.
2 Эрдэнэчулуун Х. Формирование рынка в МНР. Улан-Батор, 1991.
3 Подробнее см.: Нямзагд С. Стратегическое управление экономикой Монголии: Дис. ... д-ра экон. наук. Иркутск, 2003. С. 109.
4 По состоянию на 1990 г. денежные сбережения всех частных лиц в стране составляли несколько более 700 млн. тугриков, в то время как стоимость государственных предприятий оценивалась в миллиарды.
5 Эрдэнэбат Б. Поиск модели экономического развития Монголии в постсоциалистическом периоде: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2000.
6 В законы о приватизации вносились, нередко с сильным запозданием, корректировки, отвечавшие потребностям общества.
стр. 140
В ходе подготовки приватизации предполагалось, что она будет проходить в двух формах: "малая приватизация", которая, согласно закону, является методом передачи в частную собственность имущества производственного предприятия7, и "большая приватизация", когда имущество предприятия передается в частную собственность путем конвертирования в акции/размещения акций. Гражданин Монголии участвовал в "большой приватизации", приобретая (за наличные деньги или за свои приватизационные чеки) акции производственных предприятий, когда шло их преобразование в акционерные компании8.
Решение провести в Монголии широкомасштабную приватизацию при помощи инвестиционных (приватизационных) чеков было связано с тем, что из-за отсутствия внутренних сбережений для приобретения государственной собственности и отсутствия условий для осуществления иностранных инвестиций надежды на привлечение к приватизации частного капитала - как отечественного, так и иностранного - почти не было.
Несмотря на положительные изменения в структуре собственности, следует заметить, что на крупных предприятиях, ставших частными в ходе большой приватизации, позитивных экономических результатов не наблюдалось. На первом этапе приватизации объем производства большинства предприятий снизился, многие из них приостановили свою деятельность.
Началом второго этапа приватизации можно считать принятие в 1996 г. закона "О государственной и региональной собственности". К этому времени такие отрасли, как обработка шерсти, кожи, дерева, текстильное и швейное производство, легкая и пищевая промышленность, уже были по большей части приватизированы. Однако предприятия, которые играли важную роль в экономике страны, имели широкий диапазон сфер деятельности и владели огромными средствами, по-прежнему полностью или частично находились в государственной собственности.
Согласно официальной статистике, из 948 приватизированных в 1996 - 2001 гг. объектов лишь 182 являлись акционерными компаниями, еще 45 - компаниями с неполной и ограниченной ответственностью. Вместо того чтобы сначала осуществлять реорганизацию унитарных госпредприятий в государственные коммерческие фирмы, а только затем продавать, правительство пошло по более легкому пути продажи госпредприятий, возлагая тяжесть реорганизации целиком на плечи новых собственников.
В столице Монголии сконцентрировано примерно 4/5 стоимости приватизированных объектов (хотя лишь несколько больше 1/3 их количества). Это означает, что приватизационные процессы носили "точечный" характер, концентрируясь в Улан-Баторе9. Если проследить их динамику во времени, то обнаруживается, что в основном приватизация проходила в 1997 - 1999 гг. Другое важное наблюдение - это асинхронность приватизации в столичном Улан-Баторе и в периферийных аймаках. В столице приватизация прошла в основном в 1997 - 1998 гг., в аймаках же она осуществлялась в основном в 1999 г. Поскольку подавляющая часть стоимости приватизированных объектов сосредоточена именно в Улан-Баторе, можно сделать вывод, что фактический пик приватизации пришелся на 1997 - 1998 гг., когда приватизировались наиболее ценные столичные объекты.
7 Речь идет о приватизации имущества путем продажи на аукционе. Работник приватизирующегося предприятия пользуется при этом льготными и привилегированными правами.
8 Закон Монголии "О приватизации собственности", 1993. гл. 3 и 4.
9 Статистические материалы Монголии. 1997 - 2001. Улан-Батор, 2002. С. 18 - 25.
стр. 141
Мы видим, что по времени осуществления второй этап приватизации оказался заметно короче первого: если массовая ваучерная приватизация длилась с 1991 по 1995 г., то основные события массовой денежной приватизации происходили в течение двух лет.
Основными формами проведения приватизации в городах и регионах являлись общественный аукцион и ограниченный (закрытый или опечатанный) аукцион. С помощью общественного аукциона в Монголии было приватизировано имущество 429 хозяйственных единиц (в основном предприятия торговли и бытовых услуг, а также производственные предприятия, расположенные в регионах). В ходе опечатанных аукционов были приватизированы 75 хозяйственных единиц, находившихся в государственной собственности. Метод продажи по предложению использовался в основном для предприятий, которые из-за нехватки оборотных средств и изношенности оборудования потеряли возможность нормальной эксплуатации основных фондов. Продажа имущества таких нерентабельных хозяйственных единиц по символической цене в один тугрик, без учета объема собственности, явилась одной из причин обесценивания государственного имущества. Метод приватизации по кредитному договору также оказался не самым эффективным. К примеру, все еще выявляются такие нарушения, допущенные при применении кредитных договоров, как несвоевременная оплата кредита, превышение срока оплаты, недоплата, наличие большой задолженности.
Приватизация нередко проводилась с нарушением правил, покупатели не заключали договоров о мерах по погашению задолженности с соответствующим министерством, длительное время не выплачивали долг, тем самым причиняя вред государству. Подавляющее большинство приватизированных хозяйственных единиц имеют огромные долги; соотношение между стоимостью приватизированного имущества и величиной задолженностей весьма высокое: в среднем величина долга составляет более 1/4 от стоимости приватизированных объектов. Огромные долги обесценивают приватизированное хозяйство. Наличие большого количества должников оказало негативное воздействие и на результаты постприватизационной деятельности.
В 2001 г. доходы от приватизации резко сократились, поэтому можно считать, что в тот период широкомасштабная приватизация закончилась. Многие называют третьим этапом приватизации в Монголии либерализацию собственности в социальной сфере. В области здравоохранения, культуры и образования ее начали проводить в экспериментальном порядке при технической помощи Мирового банка.
Проанализируем более подробно итоги проведения приватизационных реформ и перспективы их дальнейшего развития в МНР, выясним, как изменились отношения собственности в Монголии в ходе реформ конца 1990-начала 2000-х годов. Прежде всего, рассмотрим структуру отношений собственности последних лет (см. таблицу). После 1997 г. частные хозяйства стали доминировать по всем количественным показателям, отражающим долю частного сектора в экономике: и по числу хозяйственных единиц, и по объему основных фондов, и по числу работников. По расчетам автора, в 2004 г. из 903,6 тыс. работающих граждан Монголии 13,5% были заняты в государственных учреждениях, 80% - в частном секторе, а остальные 6,5% - в иностранных компаниях, негосударственных, религиозных организациях и др. Проведенный нами опрос 160 руководителей предприятий показал, что в то время как крупные коммерческие хозяйственные единицы расширяются, деятельность среднего бизнеса, напротив, сокращается. Что
стр. 142
Таблица
Роль частного сектора в структуре внутреннего валового продукта Монголии (по годовому объему производства)
Отрасли |
Доля частного сектора в отрасли |
|
2003 г. |
2004 г. |
|
Сельское и лесное хозяйство, охота |
98,0 |
98,3 |
Горнодобывающая промышленность |
56,6 |
74,9 |
Обрабатывающая промышленность |
78,7 |
94,9 |
Строительство |
89,2 |
89,5 |
Оптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание |
88,8 |
90,0 |
Гостиничное и ресторанное хозяйство |
91,7 |
94,6 |
Транспортное, складское хозяйство |
57,7 |
58,0 |
Финансовые услуги |
31,4 |
30,6 |
Недвижимое имущество, аренда |
82,6 |
78,5 |
Образование |
11,0 |
8,2 |
Здравоохранение, социальное обеспечение |
6,3 |
6,5 |
Другие услуги |
45,9 |
48,4 |
По всем отраслям |
72,2 |
75,0 |
-----
Источник: Статистические материалы Монголии. Улан-Батор, 2005. С. 25.
касается предприятий малого бизнеса с небольшим количеством занятых, то в их работе изменений практически не происходит.
Участились случаи неприбыльной, убыточной деятельности, банкротств, сознательного уменьшения размера дохода, подлежащего внесению в бюджет, уклонения от уплаты налогов со стороны приватизированных хозяйственных единиц. Если так будет продолжаться и дальше, то в некоторых конкретных сферах это может привести к разрушению уже созданной материальной базы, к дестабилизации экономической активности.
К типичным причинам постприватизационных затруднений можно отнести следующие: нехватка источников инвестиций и оборотных средств; неспособность менеджмента действовать в соответствии с требованиями и изменениями конъюнктуры рынков; низкое качество техники, невысокий уровень технологий. Кроме того, большая часть работ и оказываемых услуг оплачивается наличными деньгами, что создает условия для перехода предприятий в нелегальный сектор и в результате - условия для уклонения от налогов. Несмотря на то, что некоторое количество приватизированных хозяйственных единиц работает рентабельно и платит налоги в бюджет, в целом размер бюджетных поступлений резко сокращается.
Итак, несмотря на то, что по итогам приватизации наблюдаются положительные результаты в некоторых областях экономики и общественной жизни Монголии, негативные последствия все же доминируют. Отметим, что одной из важных причин такого положения является недостаточно развитое чувство ответственности у новых владельцев собственности. Для того чтобы в ближайшее время исправить ситуацию, необходимо внести изменения в законодательство, связанное с приватизацией, с организацией управления государственной и региональной собственностью, а также обеспечить более эффективную реализацию отдельных законов, в том числе закона "О борьбе против монополизации". Также важную роль играет макроэкономическая политика, которая окажет положительное воздействие на эффективность приватизированных предприятий.
стр. 143
При этом необходимо предусмотреть следующие меры: в договоре с приватизирующим лицом не занижать размеры прежних налогов, совершенствовать и расширять деятельность дорогостоящих, имеющих стратегическое значение предприятий, снизить уровень безработицы и бедности; оказывать помощь со стороны правительства производителям экспортной продукции обрабатывающей промышленности, при условии, что эти производители осуществляют инвестиции в современные технологии; организовать обучение руководителей хозяйственных единиц; в случае невыполнения договорных обязательств осуществлять возврат в государственную собственность приватизированной хозяйственной единицы, при необходимости приватизировать ее заново; проводить льготную кредитную политику для предприятий, внедряющих новые технологии, продукцию и услуги; последовательно снижать налоговое бремя и расширять налоговую базу; требовать от каждой хозяйственной единицы наличия бизнес-плана, плана перспективного развития. Необходимо принять единые стандарты приватизационной статистики, соответствующие международным нормам, создать первичный учет приватизированных хозяйственных единиц и их недвижимого имущества. Следует также периодически публиковать статистические показатели деятельности приватизированных хозяйственных единиц, отражать в этих отчетах динамику их развития.
Итак, широкомасштабная приватизация в Монголии завершается. В ближайшие годы будет проходить приватизация земли, дорогостоящих хозяйственных объектов, социальной сферы. Когда приватизация охватит все сферы экономической и общественной жизни страны, процесс перехода к рыночным отношениям будет в основном закончен.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |