Libmonster ID: KZ-826
Автор(ы) публикации: В. С. ЗЕЛЕНЧУК

Остановлюсь на роли этнической психологии в складывании межнациональных отношений. У каждого народа существует определенное представление о других народах. Оно входит в его историческую память и вместе с другими компонентами становится частью национального самосознания, которое, как и входящая в его состав историческая память, базируется на исторических традициях (память о них передается из поколения в поколение) и этнических стереотипах (также формирующихся на протяжении длительного времени). Последние создаются о собственном народе и об окружающих народах по принципу "мы - они", т. е. наш народ и все остальные. В формировании этнических стереотипов определенную роль играет символика: выхватывается какая-то черта, присущая другому народу, возводится в главную и становится как бы первенствующей при его характеристике. Получается абстракция, и в результате этот элемент этнической мифологизации приводит к тому, что устанавливается стереотип, который может быть и более или менее истинным и ложным.

В фольклоре болгар сложился этнический стереотип русских как братского славянского народа, освободителя болгар от османского ига. Он закрепился в результате русско- турецких войн, особенно войны 1877 - 1878 гг., и с тех пор прочно держится. В молдавском фольклоре имеются этнические стереотипы проживающих в Молдавии украинцев, греков, армян, евреев, гагаузов. Некоторые из них часто ассоциируются у молдаван с понятиями "торговля", "торговец", поскольку исторически сложилось так, что греки, армяне и евреи в Молдавии занимались не земледелием или животноводством, а ремеслом и торговлей. Это все стереотипы, которые сформировались исторически и имеют под собой определенную почву. Их можно в какой-то мере отнести к категории истинных.

Но формировались и такие стереотипы, которые отражали этническую предубежденность по отношению к другому народу. Они возникали чаще всего в результате социальных конфликтов, и таким образом социальные проблемы переносились на этническую почву. Так возникали ложные этнические стереотипы, согласно которым какой-то народ ошибочно наделялся обобщающими чертами особой злости, хитрости, коварства, страсти к эксплуатации, к ассимиляции и т. п. Ложные характеристики создаются обычно конкретными социальными группами, но затем нередко становятся общенародными представлениями, причем порою это делается нарочито в политических целях. Тогда такие стереотипы выступают в роли пропагандистского оружия. Хорошо известны случаи, когда в царской России использовались узко групповые этнические стереотипы как идеологические лозунги для разжигания национальной вражды. Например, когда в конце XIX в. в России разразился экономический кризис, правящие круги прибегли к политике активного натравливания одних народов на другие, разжигания национальной розни. Особый акцент был сделан на антисемитской пропаганде, чтобы в лице евреев найти "козла отпущения". Вспыхнули еврейские погромы, спровоцированные черносотенными организациями. Классовое значение этих собы-


Зеленчук Валентин Степанович - доктор исторических наук, профессор, зав. отделом этнографии Отдела этнографии и искусствоведения АН Молдавской ССР.

стр. 26


тий было показано В. И. Лениным, который подчеркивал, что политическая суть антисемитизма состоит в том, чтобы, засорив глаза рабочего, отвлечь его взор от настоящего врага трудящихся - капитала. Неверно полагать, что современное национальное самосознание народов СССР свободно от ложных этнических стереотипов. Некоторые из последних ушли в прошлое вместе с породившими их условиями, но иные еще сохраняются. Недаром на крутых исторических поворотах, каким является сегодня перестройка, давние грязные представления (спровоцированная царизмом "армяно- татарская резня" в Баку между азербайджанцами и армянами в годы первой российской революции, этническая рознь в задавленной царизмом Восточной Прибалтике и пр.) вдруг вспыхнули, показав неожиданную живучесть. Кроме того, создаются и новые стереотипы, поскольку рост национального самосознания повлек за собой повышенный интерес к национальным аспектам истории, языка, культуры, а удовлетворить этот социальный заказ в полной мере пока не удалось ни общественным наукам, ни партийно- государственным организациям. Появились многочисленные плюралистские трактовки межнациональных отношений и прошлых событий. Они породили иллюзорные представления, в том числе и явно небезобидные в плане исторической достоверности.

Сегодня в Молдавии наблюдается такой новый стереотип: если ранее считалось, что присоединение Бессарабии к России в 1812 г. было прогрессивным явлением, то сейчас некоторые местные писатели и ученые утверждают, что это была аннексия, причем этот фальшивый стереотип насаждается в сознании людей даже с помощью прессы, радио и телевидения. Конечно, прежнее определение было односторонним и не раскрывало всей полноты явления. Россия заключила тогда договор с Турцией, а Молдавское княжество являлось вассалом Турции, которая согласилась с включением Бессарабии в состав России. И вот теперь сторонники нового стереотипа заявляют, что молдаван "предали", не спросив их мнения. Зато сознательно обходится молчанием масса иных фактов. Во- первых, с XVI в. в Россию поступали десятки прошений молдавских господарей, митрополитов и бояр о принятии Молдавского княжества в состав России. Во-вторых, социально-экономический и политический уровень России был тогда намного выше, чем Турции, и переход Бессарабии под власть России благоприятно сказался на развитии молдаван.

Поэтому нельзя отвлекаться от всестороннего рассмотрения исторических явлений. Сегодня существует сугубо негативное отношение к миграциям внутри СССР, и им четко придается этнический оттенок. В Молдавии некоторыми литераторами и поддерживающими их лицами проводится та линия, что миграция - безусловное зло, основу которой в Молдавии составляет переселение русских, что наносит ущерб развитию молдавского народа и национальной культуры. Это очередной фальшивый стереотип, не учитывающий всей сложности явления. Ведь данное негативное отношение стало своего рода обратной реакцией на прошлое, когда не уделялось должного внимания удовлетворению национальных интересов, а теперь горечь о случившемся превращается в обиду на братский народ, который вынужден брать на себя ответственность за ошибки или беззакония, допускавшиеся административно-бюрократической системой. Заметим, что эта система вобрала в себя немало представителей и других национальностей, в том числе и молдаван, ошибки же и беззакония приписываются лишь русским. Русский народ не меньше других пострадал в результате отхода сталинизма и брежневщины от принципов ленинской национальной политики.

Чтобы избавиться от ложных стереотипов, восстановить ленинские принципы национальной политики и преодолеть состояние напряженности, нужно отказаться от некоей "иерархии" народов по вертикали: главная нация, затем народы союзных республик с несколько другим

стр. 27


статусом, далее народы автономных республик, национальных областей и округов с еще меньшим статусом, наконец - те, у кого нет своей национально-административной территории. Такая иерархия противоречит равенству народов. Вклад народа в общечеловеческую цивилизацию определяется не его численностью, а реальными достижениями. Давно пора перестать говорить о больших и малых народах. Разрушение пресловутой иерархии поможет восстановить в СССР ленинскую национальную политику, упрочить равенство народов в сфере их юридических и административно- территориальных прав.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПРЕОДОЛЕТЬ-ЛОЖНЫЕ-ЭТНИЧЕСКИЕ-СТЕРЕОТИПЫ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. С. ЗЕЛЕНЧУК, ПРЕОДОЛЕТЬ ЛОЖНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПРЕОДОЛЕТЬ-ЛОЖНЫЕ-ЭТНИЧЕСКИЕ-СТЕРЕОТИПЫ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. С. ЗЕЛЕНЧУК:

В. С. ЗЕЛЕНЧУК → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
666 просмотров рейтинг
10.10.2019 (1654 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
6 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
8 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
14 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
16 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
17 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
18 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
20 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
21 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
23 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ПРЕОДОЛЕТЬ ЛОЖНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android