В настоящее время, когда по истории и смежным наукам ежегодно публикуются тысячи книг и десятки тысяч статей, ориентироваться в таком обилии литературы без помощи библиографии невозможно. Бессистемные поиски приводят к пропускам публикаций или дублированию. Между тем, "как ни странно, значительная часть историков - научных работников не полностью информирована о существующих библиографических указателях по теме" 1 . Часто встречается небрежное библиографическое оформление работ, особенно диссертаций: неточные описания, непродуманно составленные списки источников и литературы, ошибки при их систематизации и отборе.
Прививать соответствующие навыки следует со студенческой скамьи. Однако курс исторической библиографии читается только в нескольких вузах, причем до сих пор отсутствуют единая программа и пособие по этому предмету. Нет также единого понимания задач и содержания такого курса. В 1966 г. вышло учебное пособие Л. А. Шапиро "Библиография по истории СССР", доныне сохраняющее свое значение. Отсутствует, к сожалению, подобное издание по всеобщей истории. Не может удовлетворить студентов исторических факультетов раздел в учебнике "Библиография общественно-политической литературы" (ч. 2) для институтов культуры, ибо он рассчитан на будущих библиотекарей. Мало и специальной литературы. Есть лишь несколько статей по истории, теории и методике исторической библиографии 2 . Историки почти не пишут на эти темы. В сборниках "Вспомогательные исторические дисциплины" проблемы исторической библиографии не затрагиваются. Попытаемся поделиться в этой связи соображениями о предмете, содержании и задачах курса исторической библиографии, а также опытом ее преподавания в Саратовском университете (СГУ).
Историческая библиография - это вспомогательная дисциплина, задачей которой является разработка приемов и методов выявления, описания, целевого отбора и научной систематизации источников и литературы. Она прежде всего выполняет функции информационную (знакомство с источниками и литературой) и систематизирующую (выявленная литература приводится в определенную систему, соответствующую структуре науки). Это позволяет подвести итог изучению определенных тем и выявить "белые пятна". Историческая библиография развивается на стыке самой исторической науки и библиографии, но в отличие от первой имеет дело не с историческим знанием, а с его отражением в произведениях печати, и поэтому зависит от развития книгоиздательского дела и библиографии в целом.
Первыми библиографами были сами специалисты, помещавшие в своих работах перечень использованных источников и литературы. Рост научной продукции привел к тому, что историческая библиография постепенно стала научно-вспомогательной дис-
1 Лунин Б. В. Фундамент научных исследований. - Советская библиография, 1981, N 5, с. 66.
2 Иванов Д. Д. Подытоживающая функция отраслевой библиографии. - Труды БАН и ФБОН, 1961, т. 5; Михайлова Г. М. О некоторых проблемах исторической библиографии.- Труды Ленинградского института культуры, 1967, т. 18; Эймонтова Р. Г. Пути и задачи исторической библиографии. - История СССР, 1973, N5; Фрадкина З. Л., Маянц Л. Л. Историческая библиография в десятой пятилетке. Советская библиография, 1981, N 5.
стр. 108
циплиной. Библиографы создали указатели литературы, облегчив труд исследователей. Но это не освободило последних от самостоятельной библиографической работы. Кроме того, они выступали соавторами, редакторами и рецензентами таких указателей. Библиография источников развивалась в контакте с археографией и источниковедением, а библиография литературы - с историографией. Чем теснее связи, тем в большей степени историческая библиография содействует развитию исторической науки.
Курс исторической библиографии должен познакомить студента с существующей системой библиографических пособий, научить пользоваться ими и извлекать из них необходимую информацию. Но этим нельзя ограничиваться. Студент должен овладеть навыками самостоятельного библиографического поиска, поскольку по многим темам указатели отсутствуют, а имеющиеся устаревают. Историк должен владеть также приемами библиографического описания, составления прикнижной библиографии и вспомогательных указателей. Студентов следует широко знакомить с использованием библиографии в трудах В. И. Ленина и показать место библиографии в творчестве крупных специалистов 3 .
Первые три лекции курса исторической библиографии на кафедре новой и новейшей истории Саратовского университета носят вводный характер. В первой - "Историческая библиография, ее предмет и задачи" - дается определение предмета дисциплины, характеризуются виды библиографии: по назначению - научно-вспомогательная и рекомендационная, по хронологическому охвату - текущая и ретроспективная. Специально освещается вопрос "В. И. Ленин и библиография", показывается использование Лениным библиографии при подготовке научных трудов, его роль в организации библиографического дела в СССР. Рассказывается также об организации исторической библиографии в СССР и зарубежных странах.
Следующая тема - "Типы изданий исторической литературы и правила их библиографического описания" - посвящена различным типам изданий источников и научной литературы. Среди них выделены индивидуальные, коллективные, а также многотомные монографии и издания источников, научные статьи в журналах, межвузовских сборниках, трудах, ученых записках, вестниках; публикации тезисов и докладов на научных конференциях, симпозиумах; авторефераты диссертаций, депонированные рукописи. Здесь дается характеристика справочной литературы, энциклопедий, научно-популярных изданий, методической литературы, хрестоматий, учебников. Студентов знакомят с правилами библиографического описания (в соответствии с ГОСТом), в том числе иностранной литературы, с приемами ведения картотеки источников и литературы.
В теме "Типы библиографических пособий" рассматриваются библиографические издания: указатели, справочники, пособия, бюллетени, списки, обзоры - и их типология (общеисторические, по истории отдельных стран, по отдельным научным проблемам и биобиблиографии исторических деятелей и крупных исследователей и т. д., прикнижная, пристатейная, библиографические обзоры и т. п.).
Первая часть курса знакомит студентов с возникновением и развитием исторической библиографии (имеется лишь несколько статей по этой теме). В труды по истории русской библиографии - Н. В. Здобнова, М. В. Машковой, зарубежной - К. Р. Симона 4 включены разделы, посвященные отраслевой, в том числе исторической, библиографии, но она рассматривается в отрыве от развития самой науки.
Библиографии по истории появились в начале XVII в., когда этот термин приобрел значение "книгоописания" вместо прежнего, средневекового - "переписка книг". Зарождается национальная библиография в Англии, Франции. Первой отдельно изданной исторической библиографией явилась "Историческая библиотека" Болдуана, изданная в Лейпциге в 1620 году. Высшим достижением того времени стал изданный в 1719 г. труд Д. Лелонга "Историческая библиотека Франции...", имевший 18 тыс.
3 См. об этом: Эймонтова Р. Г Ученый и библиография.- Советская библиография, 1971, N 3; Фонотов Г. П. Библиотечно-библиографическая информация в жизни и деятельности В. И. Ленина. М. 1978; Буран В. А. Библиографическая культура в сочинениях В. И. Ленина. - Советская библиография, 1980, N 3.
4 Здобнов Н. В. История русской библиографии до начала XX века. М. 1955; Машкова М. В. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917 года). М. 1969; Симон К. Р. История иностранной библиографии. М. 1963.
стр. 109
записей и отразивший современный ей уровень исторической науки. В конце XVIII- начале XIX в. закладываются основы буржуазной историографии и в библиографии, растет интерес к национальной истории, развертывается публикация исторических источников в Германии, Франции и других странах. В 1862 г. вышла крупнейшая библиография источников "Историческая библиотека по средним векам" А. Поттхаста, сохранившая свое научное значение по сей день.
Новый этап в развитии исторической библиографии наступает во второй половине XIX- начале XX века. Расширяется предмет исторической науки: в поле исследования попадает социальная и экономическая история. Появляются в большем числе исторические журналы и общества, готовятся кадры историков-профессионалов. Углубляется и расширяется специализация, совершенствуется техника исследования, печатаются первые коллективные труды. Все это дало новый толчок развитию исторической библиографии. Выходят общеисторические библиографии Г. Моно, А. Пиренна. В начале XX в. появилось первое руководство по исторической библиографии, написанное известным французским историком-позитивистом Ш. Ланглуа 5 . Историческая библиография получила статус вспомогательной дисциплины.
Позитивизм с его теорией равноправных факторов, якобы определяющих исторический процесс, привнес в библиографические указатели принцип расположения материала по "факторам", а не по хронологии. Пользуясь им сегодня, трудно подобрать литературу, всесторонне характеризующую какой-либо период, ибо приходится просматривать весь указатель. Однако эта традиция жива и сегодня в зарубежной буржуазной библиографии. Новым моментом в развитии дисциплины стало возникновение текущей исторической библиографии. С 1880 г. Берлинское историческое общество начало издавать "Годовой отчет по историческим наукам", Историческая ассоциация в Англии с 1912 г. - ежегодные бюллетени исторической литературы; в США с 1904 г. выходит "Литература по американской истории".
Отдельная лекция курса посвящается русской дореволюционной исторической библиографии, ведущей свое начало с "Книжного каталога произведений писателей, которые в своих книгах изображают политическую и церковную историю России", опубликованного А. Селлием в 1736 г. на латинском языке. Каталог включал 164 работы отечественных и зарубежных авторов. Наиболее крупное достижение конца XVIII в. - "Опыт исторического словаря о российских писателях" известного русского просветителя Н. И. Новикова. В составлении этого указателя принимал участие известный историк Г. Ф. Миллер. В первой половине XIX в. издатель и книготорговец В. С. Сопиков выпустил "Опыт российской библиографии" в пяти томах, включавший свыше 13 тыс. наименований книг и журналов от возникновения книгопечатания до 1813 года. В этом выдающемся памятнике национальной библиографии были широко представлены и работы по истории.
Вторая половина XIX в. - расцвет русской исторической библиографии. В лекции характеризуются работы братьев Ламбиных и В. И. Межова, создавших указатели, не утратившие своего значения и сегодня; рассматривается указатель Н. А. Рубакина "Среди книг", который рецензировал Ленин 6 . В этой рецензии им сформулирован принцип партийности библиографии. Наряду с достижениями в курсе показываются и слабости организации дореволюционной исторической библиографии - недостаточная оперативность, отсутствие государственной поддержки, эклектизм.
Период новейшей истории, начало которому положила Октябрьская революция, ознаменовался появлением советской марксистско-ленинской историографии и библиографии, принципиально отличных от буржуазных по методологии и организации. Наиболее подробно излагаются в курсе история и современное состояние советской исторической библиографии. Великий Октябрь коренным образом изменил условия развития исторической науки. Перестраивалась и историческая библиография, преодолевая буржуазный эклектизм, объективизм и формализм. В СССР была создана государственная система библиографии. Составлением указателей стали заниматься академические институты и специализированные библиотеки, начали разрабатываться методические вопросы библиографирования исторической литературы и источников. Уже в
5 Langlоis Ch. Manuel de bibliographic historique. P. 1901-1904.
6 См. Ленин В. И. ПСС. T. 25, c. 111-114.
стр. 110
предвоенные годы был издан ряд ценных указателей по истории советского общества, налаживалась текущая информация о литературе по истории.
После Великой Отечественной войны и особенно со второй половины 50-х годов был взят новый рубеж: создаются специализированные научно-исследовательские институты исторического профиля, основываются отраслевые научные журналы, расширяется подготовка кадров, продолжают появляться обобщающие труды по истории. Рост научной продукции потребовал создания системы научной информации по общественным наукам. После постановления ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве" (от 14 августа 1967 г.) был создан Институт научной информации по общественным наукам АН СССР (ИНИОН). Студенты подробно знакомятся с его изданиями, посвященными исторической науке.
Далее в курсе характеризуются наиболее крупные тематические указатели по русской истории (в основном указатели источников) и истории советского общества - библиографии источников и литературы по истории Великого Октября, Великой Отечественной войны, социалистического строительства. Особое внимание уделено общеисторическому указателю по истории СССР и двухтомнику по истории исторической науки. По всеобщей истории анализируются указатели по истории древнего мира, средних веков и новой истории, истории отдельных стран и, наконец, по отдельным проблемам (истории Парижской Коммуны, влиянию Великого Октября на международное рабочее движение, движению Сопротивления в годы второй мировой войны). Раскрываются особенности структуры отечественных библиографических указателей, их отличие от зарубежных.
Студентов знакомят также с нерешенными проблемами, спорными вопросами исторической библиографии. В настоящее время историческим исследованиям придается комплексный характер, привлекаются данные смежных с историей общественных наук. Встает проблема: в какой степени в указатели нужно включать материалы этих наук? Не включать - значит обеднить указатель. Но в то же время есть другая опасность - растворить собственно исторический материал в материале смежных наук. Библиографы обсуждают критерии отбора такой литературы. Шире практикуются сокращенные описания в указателях, применяются сокращения названий журналов, учреждений и т. д., чтобы увеличить информационную емкость указателей при экономии места. Актуальной остается проблема систематизации литературы. Она должна быть максимально приближена к структуре науки. Разрабатывается ряд проблем ретроспективной библиографии, предложена система научных принципов систематизации, исходя из методологии вообще и исторической в частности 7 . Обсуждаются вопросы повышения оперативности изданий, кпд библиографии, высказываются предложения о создании системы библиографических пособий и организации Всесоюзного центра исторической библиографии. Все большее внимание обращается на развитие и использование прикнижной и пристатейной библиографии.
В курсе оцениваются информационная емкость и методология указателей, изданных в Англии, Франции, США и ФРГ в послевоенные годы. Обращается внимание на наличие указателей подчас по малозначительным темам и отсутствие таковых по многим актуальным проблемам. На конкретных примерах показывается, как "объективность", "свобода информации", маскируют классовую суть буржуазной библиографии: замалчиваются работы прогрессивных историков, марксистов в первую очередь, проявляется тенденциозность в подборе литературы по истории рабочего движения, второй мировой войны и др. Новые тенденции в зарубежной исторической библиографии, особенно с 50-х годов, свидетельствуют об особом внимании к текущей информации, тематическим указателям, прикнижной и пристатейной библиографии. Получили распространение вспомогательные указатели к монографиям, объединившие именной, географический и предметный указатели в общий "Index". Наблюдаются стандартизация и автоматизация библиографических процессов. Появился новый тип указателя - "пер- мутационного", основанного на выделении из заглавий публикаций "ключевых" слов (несущих самостоятельную смысловую нагрузку), из которых составляется поисковая
7 Гробова М. А. Проблемы совершенствования структуры ретроспективных библиографических пособий по истории, Автореф. канд. дисс. Л. 1979.
стр. 111
колонка. Второй тип - "Указатель цитированной литературы". В нем под фамилией авторов приводятся сведения о работах, содержащих ссылки на их публикации.
Второй раздел курса посвящен знакомству студентов с методикой библиографического поиска источников и литературы и правилам составления библиографического аппарата. Начинается он с лекции об изданиях работ Маркса, Энгельса и Ленина. Студенты изучают библиографию работ основоположников марксизма-ленинизма и литературы об их жизни и творчестве, указатели к собраниям их сочинений. Знакомятся студенты и с публикациями и библиографией документов КПСС, выступлений руководящих деятелей КПСС и Советского правительства. Особое внимание обращается на те материалы, в которых освещаются актуальные проблемы исторической науки. Затем студентам предлагается определенная методика разыскания литературы и источников по теме 8 . При этом особое внимание обращается на необходимость точного определения темы, ее различных аспектов, хронологических рамок, типов необходимых для исследования источников и литературы. Без этого результаты поисков будут обесценены.
В курсе рассматриваются основные источники информации о новой литературе по истории: выставки и бюллетени новых поступлений библиотек, исторические журналы, система указателей ИНИОН, учет защищенных диссертаций и депонированных рукописей. За иностранной литературой можно следить по "Сводному каталогу иностранных книг в библиотеках СССР. Общественные науки" и другим источникам, в том числе выходящим за рубежом.
Ретроспективный поиск - более сложная задача. Первый этап - работа в систематическом каталоге и картотеке научной библиотеки. Затем следует выявить, какие есть по теме разыскания, общеисторические и тематические указатели, изданные у нас и за рубежом. При отсутствии подобных указателей или их непригодности из-за давности выхода нужно использовать издания Всесоюзной книжной палаты, зарубежные библиографии. С основными изданиями подобного рода студенты знакомятся на занятиях так же, как с библиографией периодики, биобиблиографией и справочной литературой по всемирной истории.
Особое внимание обращается на необходимость использования прикнижных и пристатейных списков литературы. Хотя в них встречаются неточности и отступления от библиографических правил, следует учитывать, что эти виды библиографии составлены специалистами. Субъективность исследователя в отборе литературы по определенной теме коррегируется знакомством с библиографией и другими работами по аналогичной тематике. На практике большая часть историков рассматривает этот вид библиографии как основной. Характерной чертой библиографического поиска является просмотр в указателях не только узких рубрик по теме, но и смежных, ибо нужно изучать также указатели по смежным с историей дисциплинам. Это отражает современные тенденции к комплексному историческому исследованию с привлечением данных других наук. Методы разыскания литературы по теме отрабатываются студентами на занятиях, в ходе которых они подбирают литературу по теме спецсеминара.
Курс завершается темой "Библиографический аппарат в научно-историческом произведении". Ее содержание - знакомство с правилами оформления сносок и ссылок на использованную литературу, составление списка использованных источников и литературы (его основные разделы, принципы библиографического описания и расположения материала). Знакомятся студенты и с методикой составления вспомогательных указателей к научному сочинению.
Весь курс занимает 36 часов, примерно половина из них отводится практическим занятиям. Необходимым условием является работа студентов с библиографическими указателями. Зачет складывается из собеседований по теоретическим вопросам и оценки списка источников и литературы по заданной теме, составленного студентом.
В целом система библиографической подготовки историков должна выглядеть так: на первом курсе - знакомство с библиотекой и занятия по общей библиографии; на втором - курс исторической библиографии (может читаться для всех студентов или по специализации); на третьем и четвертом - занятия библиографией в спецсеминарах.
8 Иениш Е. В. Библиографический поиск в научной работе. М. 1982.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |