Libmonster ID: KZ-714
Автор(ы) публикации: В. И. КАСЬЯНЕНКО

Победа социализма в СССР означала дальнейшее углубление общего кризиса капитализма. А, как подчеркивает Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, "общий кризис капитализма - не только обострение его экономических, социальных и политических противоречий. Это и кризис духовный, кризис идейный и нравственный"1 . Правильность этих слов подтверждается историческим опытом идеологического противоборства на мировой арене в 30-х годах. Уже тогда на фоне гигантского прогресса советского общества были совершенно очевидны проявления духовного кризиса капитализма. Идейно-теоретическое бессилие его апологетов, утрата ими исторической инициативы в духовной жизни, заимствование многих стереотипов и оценок у белоэмигрантов, троцкистов, меньшевиков, кадетов и других врагов ленинской партии и Советской власти, враждебно-агрессивная реакция на рождение новой цивилизации в лице социалистического общества - эти и другие проявления духовного кризиса капитализма не могли быть компенсированы политикой и пропагандой оголтелого антисоветизма и антикоммунизма.

Исторический опыт подтверждает выводы проекта новой редакции Программы КПСС о неодолимости социализма в его противоборстве с силами старого мира, об антигуманной сущности идеологии и пропаганды современного капитализма, о пагубной роли - буржуазных средств массовой информации2 . Эти выводы подтверждаются опытом борьбы против антисоветизма и антикоммунизма в 30-е годы, когда "в СССР было в основном построено социалистическое общество" 3 , а идеологическое наступление на противников марксизма-ленинизма и реального социализма вступило в качественно новый этап. Уже тогда были развенчаны многие антисоветские концепции, используемые идеологами и пропагандистами империализма и социал-реформизма. Опыт контрпропаганды тех лет весьма полезен для совершенствования приемов современной идеологической борьбы с противниками социализма на мировой арене.

Советская историография богата работами, в которых обобщается опыт идеологической борьбы КПСС на современном этапе. В то же время крайне мало внимания уделяется обществоведами анализу ее истории. Обычно об этом упоминается мимоходом и по конкретным вопросам. В предлагаемой статье предпринимается попытка показать влия-


1 Горбачев М. С. Живое творчество народа. М. 1984, с. 35.

2 См. Программа Коммунистической партии Советского Союза. (Новая редакция). Проект. М. 1985, с. 15.

3 Там же, с. 8.

стр. 3


ние построения социализма в СССР на идеологическое противоборство двух миров, на международное общественное мнение и на углубление кризиса антисоветизма в середине 30-х годов.

Опыт построения социализма в СССР стал, с одной стороны, достоянием всего прогрессивного человечества, а с другой - объектом фальсификации и клеветы. В борьбе за умы людей главными были вопросы о том, какой способ производства - социалистический или капиталистический - более эффективен, какая демократия - советская или буржуазная - лучше обеспечивает реальные права и свободы всем гражданам.

История преподнесла миру наглядный и поучительный пример: в то время, как капиталистические страны переживали тогда экономический кризис или преодолевали его последствия, СССР успешно выполнил первую и вторую пятилетки и наметил пути дальнейшего развития социализма. Сама реальная практика общественной жизни двух миров отвечала на поставленные идеологическим противоборством вопросы4 .

Главным достижением Коммунистической партии и советского народа явилось создание социалистического способа производства. К концу второй пятилетки социалистическая собственность на средства производства - государственная и колхозно-кооперативная - охватывала 98,7% всех производственных фондов. Небывалыми были масштабы технического прогресса, обеспечившего решение ряда народнохозяйственных и социальных проблем и превратившего СССР в экономически независимое государство. По многим показателям СССР вышел на ведущие позиции в мире. На основе осуществленных в стране революционных преобразований коренным образом изменились классовая структура, духовная жизнь и быт советского общества.

Было закономерным, что в те годы советские люди в печати и на собраниях сравнивали свою старую и новую жизнь, мир капитализма и мир социализма5 . Мировая прогрессивная общественность тоже объективно оценивала выдающиеся победы социализма. Опыт экономического развития СССР подтверждал жизненность и преимущества централизованного управления и планирования народного хозяйства. Успех 1-й и 2-й пятилеток привел к тому, что в зарубежной печати заметно уменьшилось число публикаций, в которых социалистическое планирование изображалось как "большевистский эксперимент", "принудительная система" без участия народа и т. п. "Планирование", - писал генеральный


4 Советские ученые и публицисты развернули тогда критику экономических, политических и духовных основ капитализма. См.: Сегалл Я. Е. Мировой кризис и противоречия капитализма. М. 1932; Кризис капитализма, угроза новых войн и интервенции. Статьи, материалы. М. 1932; Рубинштейн М. И. Наука, техника и экономика в Советском Союзе и в капиталистических странах. М. - Л. 1932; его же. Экономическое соревнование двух систем. М. 1939; Эвентов Л. Итоги борьбы двух систем в первой пятилетке. М. 1934; Общий кризис капитализма. Сб. ст. Вып. 1 - 2. М. 1934; Вольфсон С. Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М. 1935; Варга Е. Производительные силы бунтуют против капитализма. Плановое хозяйство у нас - "плановый" обман у них. М. 1935; его же. Капитализм и социализм за 20 лет. М. 1938; его же. Капиталистический мир на пороге нового кризиса. М. 1938.

5 См., напр., об этом: Мануильский Д. З. Итоги социалистического строительства в СССР. М. 1935; Борилин Б. Советская демократия. М. 1935; Ундревич В. Новая эпоха советской демократии. Л. 1935; СССР и страны капитализма. М. 1937; День мира. М. 1937; Карпинский В. Жизнь рабочих и крестьян раньше и теперь, у нас и за границей. М. 1937; Коган Ю. Я., Мегружан Ф. О свободе совести (в царской России, в капиталистических странах и в СССР). М. 1938; Лиссовский П. СССР и капиталистическое окружение. М. 1939; Маркус Б. Л. Труд в социалистическом обществе. М. 1939; Светлов В. И. Брак и семья при капитализме и социализме. М. 1939; и др.

стр. 4


секретарь Компартии Великобритании Г. Поллит, - стало лозунгом дня. Буржуазия пыталась, таким образом, умиротворить массы. Буржуазные "пятилетние планы" стали расти как грибы. Но рабочим массам становилось все более ясно, что на основе капиталистического хозяйства планирование невозможно"6 . Об этом же писали тогда советские авторы: для планирования необходимы общественная собственность на средства производства, централизованная государственная система управления и активное участие трудящихся в составлении и реализации планов7 .

Именно утверждение и функционирование социалистических производственных отношений вызвало новые стимулы труда и социального творчества участников производства, о чем свидетельствовали массовые почины по мере развертывания соревнования и стахановского движения. Новая трудовая мораль и производственный энтузиазм масс опровергали утверждения апологетов капитализма о том, что частная собственность и конкуренция, погоня за прибылью являются наиболее эффективными двигателями экономического и технического прогресса.

Победа социализма в СССР дала ответ на многие сложные политические и теоретические вопросы, которые были долгое время предметом острых споров внутри страны и идеологической борьбы на мировой арене. Это - планирование и управление народным хозяйством на основе принципов демократического централизма, сущность товарно-денежных отношений при социализме, методы и последствия социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, стимулы социалистического труда и технического прогресса, и др. Антисоветчикам стало гораздо труднее игнорировать практику реального социализма, извращать и чернить опыт СССР, подрывать веру советских людей в правильность экономической политики партии и методов ее осуществления.

Самоотверженный труд советского народа, политика и организующая деятельность партии обеспечили стране невиданный в истории экономический, социальный и технический прогресс8 . Только за 1-ю и 2-ю пятилетки в СССР было построено 6 тыс. крупных промышленных предприятий, создано 243,7 тыс. колхозов и 3992 совхоза, осуществлена техническая реконструкция народного хозяйства, его электрификация; производительность труда в промышленности поднялась на 82%, осуществлена настоящая революция в социально-экономических отношениях и всем укладе жизни деревни. Победа социализма опровергла утверждения троцкистов и меньшевистские теории о невозможности построения нового общества в России из-за консерватизма крестьянства. Несмотря на трудности и некоторые издержки, коллективизация сельского хозяйства опровергла эти суждения, подтвердив жизненность аграрной теории марксизма-ленинизма и политики партии. Не менее впечатляющим был


6 Поллит Г. СССР и революционизирование рабочих капиталистических стран. - Коммунистической Интернационал, 1935, N 20 - 21, с. 68. Позднее английский историк Э. Карр написал книгу о советском влиянии на западный мир, в которой среди многих направлений этого воздействия особо выделял стремление Запада перенять идею планирования. "Утомительно было бы перечислять, - писал он, - многочисленные подражания советскому пятилетнему плану во всем мире" (Carr E. H. The Soviet Impact on the Western World. N. Y. 1947, pp. VII, 20).

7 См.: Дж. П. Карикатура на планирование. - Большевик, 1934, N 18; его же. Плановое и бесплановое хозяйство. - Там же, N 16; Тивель А. Они хотят прививать апельсины к луковице (Обзор буржуазной литературы о плановом хозяйстве в СССР). - Там же, N 19 - 20; Варга Е. Производительные силы капитализма и социализма за двадцать лет. - Там же, 1937, NN 16 - 17.

8 Советская литература и печать 30-х годов были наполнены фактическим, статистическим и иллюстративным материалом, популяризировавшим успехи советского народа в индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции и становлении социалистического общежития. Они производили сильное впечатление на советских и зарубежных читателей.

стр. 5


переход ранее отсталых народов к социализму, минуя капитализм, от кочевого образа жизни к оседлому. Ушла в прошлое национальная рознь, нормой жизни стали братская дружба, сотрудничество и взаимопомощь народов. СССР превратился в индустриально-колхозную державу, которая по темпам роста производства, размаху и глубине технического прогресса опережала развитые капиталистические страны.

Своими исследованиями советские экономисты опровергали клеветнические характеристики экономической политики Советского государства как политики автаркии и демпинга. Продолжая исследования и пропаганду курса СССР на индустриализацию страны и обеспечение ее экономической независимости, они доказывали объективный характер этого курса. В ряде их работ9 , а также в выступлениях делегатов XVIII съезда ВКП(б)10 на большом фактическом материале доказывался объективно необходимый характер экономической и научно-технической политики Советского государства, обеспечившей невиданный социальный прогресс и укрепление международного авторитета нашей страны.

Предупреждая против недооценки трудностей, порождаемых враждебностью капиталистического окружения, XVIII съезд ВКП(б) констатировал факт превращения СССР "в независимую экономически страну, обеспечивающую свое хозяйство и нужды обороны всем необходимым техническим вооружением"11 . Это историческое завоевание советского народа развенчало антисоветские мифы о демпинге, автаркии, о какой-то особой роли импорта и иностранной технической помощи в индустриальном и техническом прогрессе СССР. Решение этой сложной задачи в короткий исторический срок свидетельствовало в пользу преимуществ социалистической системы хозяйства, монополии внешней торговли, против опровергнутых практикой "теорий" всех скептиков о перспективах развития экономики, науки и техники в СССР.

Несмотря на то, что советский народ вынужден был напрягать все силы, нередко отказывать себе в самом необходимом ради индустриализации и укрепления обороны страны, для борьбы с происками враждебного капиталистического окружения, СССР совершил в 30-е годы гигантский скачок в экономическом и культурном развитии, в улучшении материальных условий жизни трудящихся. Им пришлось преодолеть "лишения и трудности, порожденные хозяйственной разрухой, контрреволюционными заговорами и саботажем буржуазии, технико-экономической и культурной отсталостью страны. Классовая борьба в переходный период временами приобретала характер острых столкновений. Страна Советов подвергалась ожесточенным атакам враждебного капиталистического окружения, многочисленным военным и политическим провокациям"12 . Через завесы лжи и дезинформации зарубежные трудящиеся узнавали о таких невероятных для капитализма явлениях, как социалистическая система распределения материальных и духовных благ, общественные фонды, полная занятость трудоспособного


9 См., напр.: Афанасьев В., Щетинин С. Освободимся от импорта. Л. 1932; За технико-экономическую независимость. Сб. ст. Л. 1932; Юрин А. За экономическую независимость СССР. М. - Л. 1932; Анд ере Р. Кризис капиталистического машиностроения и импорт машин в СССР. М. 1934; Булат П., Свердлин С. Борьба за технико-экономическую независимость СССР. Л. 1935; Гинзбург И. С. Внешняя торговля СССР. М. 1937; Мишустин Д. Д. Внешняя торговля и индустриализация СССР. М. 1938.

10 См. XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). 10 - 21 марта 1939 г. Стеногр. отч. М. 1939, с. 218 - 221, 334 - 337.

11 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е. Т. 5, с. 339.

12 Программа Коммунистической партии Советского Союза. (Новая редакция). Проект, с. 7.

стр. 6


населения и ликвидация безработицы, рабочий контроль, шефство и т. д.

Навсегда покончив с господством частной собственности на средства производства, социализм ликвидировал условия, порождавшие эксплуатацию человека человеком, претворил в жизнь принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду". Вся жизнь советского общества основывалась на принципах коллективизма, гуманизма, интернационализма, социалистического самоуправления. Были созданы благоприятные условия для сотрудничества народов, населяющих СССР. Безвозвратно ушли в прошлое безработица и нищета трудящихся масс, политическое бесправие, социальный и национальный гнет, были подорваны корни религиозного миропонимания и старого быта, мещанской психологии, утверждались принципы и нормы социалистического общежития. Усилиями трудящихся под руководством партии в основном была преодолена огромная сила исторической инерции в сфере труда, быта, морали.

К концу переходного периода повысился уровень общей и политической культуры населения СССР, расширилась его информированность о зарубежных друзьях и врагах; массовый характер приобрел интерес к политике и международной деятельности Советского государства. Несмотря на незавершенность процессов социалистического строительства (социализм был построен пока еще в основном), налицо было единство идейно-политических интересов и целей советских людей. Марксистско-ленинская идеология, социалистические ценности, пролетарская солидарность стали играть определяющую роль в духовной жизни общества, в средствах массовой информации и культурных центрах государства. В стране был "осуществлен социальный переворот всемирно-исторического значения - навсегда покончено с вековым господством частной собственности, ликвидирована эксплуатация человека человеком. На базе общих интересов рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции, трудящихся всех национальностей сложилось социально-политическое и идейное единство советского общества. Человек труда стал полновластным хозяином страны"13 . Морально- политическое единство советского народа позволяло не только покончить с остатками враждебных классов, с их чуждыми влияниями и дать отпор всяким враждебным покушениям извне, но и служить лучшей гарантией дальнейшего роста и расцвета социалистической Родины14 .

В результате победы социализма в СССР исчезла социальная база для деятельности эксплуататорских классов и классовой борьбы в прежних формах, для антагонистических противоречий и катаклизмов. Диктатура пролетариата и руководящая деятельность Коммунистической партии обеспечили условия для невиданного в истории социального творчества масс и их морального обновления. Благодаря им в короткий срок формируется единство политики, морали и культуры, союз физического и умственного труда, обеспечивается нравственное и культурное богатство духовной жизни социалистического общества. Советский народ сплотился вокруг Коммунистической партии. Отныне ее идеологическая, контрпропагандистская деятельность опиралась на такой могучий фактор, как идейно-политическое единство общества. Вопреки антикоммунистической пропаганде, клевете и наветам на программные цели и политику партии все классы и социальные слои признали в ней испытанного вождя и руководителя. Полный крах потерпели надежды врагов на разрыв ее связей с массами, на идейное перерождение советского общества.


13 Там же, с. 8.

14 КПСС в резолюциях. Т. 5, с. 335, 336.

стр. 7


Победа социализма, установление идейно-политического единства общества, идеологическая работа партии в массах обеспечили утверждение новых, присущих только социализму принципов пропаганды и контрпропаганды. Главными среди них были классовость, коммунистическая партийность, нравственность, историзм, правдивость и непримиримость к ложным наветам и искажениям действительности. Особую роль в идеологической борьбе на международной арене играли советский патриотизм и пролетарский интернационализм.

В документах XVIII съезда ВКП(б), Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов, VII конгресса Коминтерна, в докладах и выступлениях на них руководителей ВКЛ(б), деятелей международного коммунистического движения, Советского государства, работников идеологического фронта обобщался опыт социалистического созидания, содержалась критика антисоветских концепций и оценок буржуазных идеологов и пропагандистов. Было показано, что победа социализма превратила СССР в мощную государственно-политическую и экономическую силу, активно воздействующую на международные отношения и идеологическую борьбу на мировой арене. Она, как отмечал член Президиума и секретарь Исполкома Коминтерна Д. З. Мануильский, "производит революцию в сознании миллионов людей на земном шаре, опрокидывает и разбивает вдребезги все те предрассудки, которые правящие классы воспитывали десятилетиями у масс в отношении социализма"15 . На съездах ВКП(б) и Советов, конгрессах и пленумах Исполкома Коминтерна раскрывались неодолимость творческих сил нового общества, прочность идейно-политических устоев советского строя, непримиримость рабочего класса, всех патриотически настроенных трудящихся СССР к буржуазной и реформистской идеологии. В документах ВКП(б) и Коминтерна, в литературе того времени были обстоятельно показаны внутренние и международные факторы краха империалистической интервенции, экономической и информационной блокады, "крестовых походов" и других антисоветских кампаний, организованных буржуазными и реформистскими центрами, клерикальным антикоммунизмом и белоэмигрантами.

Обобщая и пропагандируя достижения реального социализма, советские обществоведы одновременно показывали причины хронического кризиса экономики, идеологии и морали капиталистических стран. Попутно критиковались утверждения о том, что участие социал-реформистов в буржуазных правительствах будто бы обеспечивает мирный переход к социализму. Труды обществоведов и публицистов, в которых содержалась правдивая информация о советской действительности, использовались коммунистами зарубежных стран, всеми прогрессивными людьми для разоблачения буржуазных фальсификаций о недемократичности диктатуры пролетариата, "насильственных методах" внедрения атеизма, о нежизненности коллективистских форм труда и быта населения СССР и т. п. Все это было опровергнуто реальными фактами.

Прогрессивное человечество приветствовало победу социализма в СССР как историческое событие. В советской и прогрессивной зарубежной печати публиковались восторженные отклики о советском обществе, его людях, о Конституции СССР. "Ныне социализм живой, во плоти и крови - перед вашими глазами, рабочие всех стран! - говорилось в воззвании ИККИ "К двадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции". - Живой социализм - это уничтожение эксплуатации человека человеком. Живой социализм - это ликвидация безработицы и нищеты, это непрерывный рост материального и культурного уровня трудящихся масс... Живой социализм - это гарантированное


15 Коммунистический Интернационал, 1937, N 10 - 11, с. 29.

стр. 8


каждому гражданину право на труд, право на отдых, право на образование"16 . Переведенный на основные языки народов мира, этот документ сыграл свою роль в формировании мирового общественного мнения об исторической миссии реального социализма, об СССР - как факторе мира и бастионе борьбы против фашизма.

Не только в советской науке и пропаганде, а и в зарубежной прогрессивной литературе широко использовался тогда метод сравнительного анализа и сопоставлений противоположных экономических и политических систем, образов жизни, культуры и сотрудничества народов. Реальный социализм, его способ производства, демократизм и образ жизни стали главными источниками политической и трудовой активности советских людей, их идейной непримиримости к классовому противнику, его идеологии, морали и пропаганде. Социалистический идеал стал реальной действительностью, основой коммунистического воспитания трудящихся. Их социальный оптимизм, уверенные перспективы совершенствования построенного в основном социалистического общества стали веским аргументом в пользу нового строя. Успехи СССР, отмечал видный деятель итальянского и международного коммунистического движения П. Тольятти, которые антисоветчики "ранее объявляли невозможными или отрицали, произвели ошеломляющее впечатление на массы, дали им в руки объективное доказательство того, что перед человечеством открылся новый путь развития... Победы Советского Союза озаряли ярким светом сознание людей, конкретно раскрывали перед ними перспективы будущего, становились - подобно Октябрьской революции - путеводной звездой в деле формирования социалистического сознания масс и воспитания наших лучших кадров"17 .

Идеология, политика и пропаганда антисоветизма перед лицом исторических успехов СССР вынуждены были менять приемы одурманивания масс. Теперь уже нельзя было, как прежде, в первые годы Советской власти, изображать большевистскую партию как разрушительную силу, а диктатуру пролетариата как террор и мало кто верил в антисоветские мифы и клеветнические кампании, характерные для 20-х годов. Существенно изменилось отношение мирового общественного мнения к СССР. Победа социализма закрепляла в нем прогрессивные тенденции, давала уверенность и новые надежды друзьям Страны Советов. Этому способствовали социалистическая действительность, документы Коммунистической партии и Советского правительства, а также литература для советских и зарубежных читателей. Наряду с очевидными успехами социализма в них говорилось о пережитках капитализма, недостатках и незрелых формах социалистических отношений, диспропорциях, имевших тогда место в общественной жизни СССР. Аргументированная критика антисоветизма базировалась в этих документах и литературе на обобщении практического опыта и анализе негативных явлений в сфере экономики, культуры, морали и быта, на которых спекулировали антисоветчики.

Многие зарубежные непредубежденные социологи признавали впечатляющими успехи социализма в области культуры и народного благосостояния, национальных отношений, советского образа жизни, в решении женского вопроса. Правду о социализме в СССР распространяли за рубежом коммунистические партии, прогрессивные общественные организации, такие деятели культуры, как Р. Роллан, П. Ланжевен, П. Пикассо, Л. Арагон, М. А. Нексе, Ю. Фучик, Т. Драйзер, Э. Синклер, Л. Фейхтвангер, С. и Б. Вебб и др. Их выступления в печати,


16 Там же, с. 9 - 10.

17 Тридцать лет жизни и борьбы Итальянской коммунистической партии. Сб. ст. и док. М. 1953, с. 255.

стр. 9


на собраниях и митингах заставляли людей задумываться над причинами антисоветизма буржуазной пропаганды. "Почему мы осведомлены о Советской России так плохо, как ни об одном другом участке земной поверхности?" - спрашивал датский писатель М. А. Нексе18 . После того как в СССР был построен социализм, политика замалчивания или умышленная дезинформация, характерные для западных стран, нередко давали обратный эффект - интерес и симпатии трудящихся к советскому обществу возрастали, пропаганда антисоветизма не достигала желаемых целей.

Уже тогда антисоветская пропаганда широко прибегала к тому, что замалчивались (или выдавались за "советскую пропаганду") коренные преимущества социализма и достижения СССР в его создании, а неизбежные издержки классовой борьбы и революционного переустройства общества, допущенные ошибки и недостатки (например, в ходе коллективизации сельского хозяйства, в соблюдении социалистической законности, в антирелигиозной работе, бытовом обслуживании) выдавались за "истинный социализм". Позднее были даны объяснения негативных явлений переходного периода. "Это был первый в истории опыт построения социалистического общества, формировавшегося в процессе исканий, проверки на практике многих истин, известных до этого социалистам лишь в общих чертах, в теории. На протяжении более четверти века Советская страна была единственной страной, прокладывавшей человечеству путь к социализму. Она была подобна осажденной крепости, находившейся в капиталистическом окружении"19 . В обстановке постоянных антисоветских происков и угрозы войны партия вынуждена была заботиться о повышении бдительности и мобилизационной готовности советского народа. Допущенные ошибки и просчеты затрудняли борьбу с подлинными его врагами, но не могли изменить природы и преимуществ социалистического строя. Они не могли затмить громадных успехов социалистического созидания20 . Об этом напоминает еще раз проект новой редакции Программы КПСС21 .

Лучшие представители рабочего класса и прогрессивной интеллигенции отмечали торжество социализма в СССР как событие всемирно-историческое. При переполненных залах проходили конгрессы мира и дружбы с СССР в Англии, Франции, Чехословакии, Испании, США, Голландии, Бельгии, Швеции, Швейцарии. Участники этих форумов выражали солидарность с советским народом и давали отпор клеветникам на СССР и ВКП(б).

Объективно, выделяя успехи и преимущества социалистического общежития в СССР, не замалчивая трудности, сложности и противоречия в жизни советского общества, писали в книгах о нашей стране деятели английского реформистского рабочего движения С. и Б. Вебб. Несмотря на некоторые неточности в оценках и выводах, они с объективных позиций освещали трудовую, социально- политическую, нравственную и бытовую сферы жизни советских людей. Коллективный труд и соревнование, субботники и ударничество, отсутствие эксплуатации и жажды наживы, формы материального и морального стимулирования, разнообразные виды шефства (над госаппаратом, Красной Армией, деревней), новые взаимоотношения города и деревни, культ науки, забота о молодом поколении, постановка народного образования и здравоохранения, отсутствие безработицы и порнографии, атеизм и мно-


18 Нексе М. А. Два мира. Мысли и впечатления от поездки в СССР. Л. 1935, с. 4.

19 КПСС в резолюциях. Т. 7, с. 204.

20 Там же, с. 205 - 209.

21 См. Программа Коммунистической партии Советского Союза. (Новая редакция). Проект, с. 9.

стр. 10


гое другое, чем характеризовалось советское общество, - все это получило отражение в их двухтомнике22 .

Пропаганде и защите советского опыта построения социалистического общества были посвящены многие издания зарубежных коммунистов и прогрессивных исследователей. Научно-публицистический труд деятеля антифашистского Народного фронта Франции А. Рибара и книга деятеля французской культуры П. Гзелля убедительно доказывали наличие в СССР подлинной демократии, свобод и прав граждан, сопоставляли "мир наизнанку" (буржуазное общество) с советским образом жизни, особенно его политической и культурной сферами23 . Ж. Рено в книге, написанной на основе собственных впечатлений от поездки в СССР летом 1935 г., рассказал о коренном изменении жизни крестьян в условиях коллективного производства и быта, изменении их морально-политического облика, раскрепощении женщин24 . Даже буржуазные и социал-реформистские газеты и журналы отвели многие страницы 20-й годовщине Великого Октября25 . Независимо от политических убеждений и партийной принадлежности честные люди за границей выражали свои надежды на лучшее будущее, связывая их с появлением могучего Союза ССР. Некоторые органы печати напоминали в этой связи историю борьбы двух миров. Так, консервативная лондонская газета "Daily Express" писала: "Полагали, что большевистский режим удержится полгода. Однако он существует уже двадцать лет. Сегодня большевизм построен из стали и господствует в величайшей стране мира. Советская власть вправе праздновать свою годовщину, так как она осуществила грандиозное дело"26 .

Буржуазные идеологи, социал-реформисты прилагали немалые усилия, чтобы ослабить революционизирующее влияние победы социализма в СССР на трудящиеся массы капиталистических стран и мировое общественное мнение. С этой целью делались попытки оживить старые антисоветские мифы и лозунги. Однако эффективность их резко упала: трудящиеся всего мира воочию убеждались в преимуществах социализма, в гуманизме Советской власти и способности СССР противостоять силам реакции и войны. Даже среди лидеров социал-реформизма были деятели, признавшие за большевиками и Советской властью победу в историческом споре с капитализмом. Не раз критиковавший раньше большевизм и предсказывавший гибель Советской власти один из лидеров австрийской социал-демократии - О. Бауэр в 1936 г. характеризовал победоносное развитие социализма в СССР как "важнейший фактор послевоенной истории". Он писал: "Там, на далеких просторах, от Балтийского и Черного морей до Великого океана, социалистическое общество становится действительностью! Там растет мощная социалистическая держава, в союзе с которой вы, рабочие всего мира, разобьете капитализм, установите социалистическое общество"27 . Он констатировал факт разочарования рабочих масс в "реформистском социализме", предсказывал светлые перспективы советскому обществу, призывал к защите СССР от угрозы фашистской агрессии, выступал "против любого нападения на СССР", полагая, что "западная демократия и русский большевизм борются за общую цель - сохранение, мира"28 .

Если раньше буржуазные и реформистские идеологи и пропаганди-


22 Вебб С. и Б. Советский коммунизм - новая цивилизация? Тт. I-II. М. 1937.

23 Ribarrd A. La peuple au Pouvoir. P. 1936; Gsell P. Le monde a l'endroit. P. 1936.

24 Renaud J. Lettre sovietique. Sovkhoz et kolkhoz. P. 1936.

25 Подробнее об этом см.: Коммунистический Интернационал, 1937, N 12, с. 97 - 105.

26 Там же, с. 97.

27 Bauer. Zwischen zwei Weltkriegen? Die Krise der Weltwirtschaft, der Demokratie und des Sozialismus. Bratislawa. 1936, S. 326 - 327.

28 Ibid., S. 248, 265, 311, 326.

стр. 11


сты, фальсифицируя советскую действительность, писали о несбыточности "большевистского эксперимента", то теперь перед лицом неопровержимых фактов они уже не могли выступать с откровенно клеветнических позиций. Стало очевидно, что социализм обеспечивает прогресс в сфере экономики и культуры, нравственности и быта, в деле воспитания нового человека и сотрудничества народов. На пути клеветы и фальсификаций появилась могучая преграда - реальный социализм, демонстрировавший свои преимущества и замечательные перспективы. Буржуазной и реформистской социологии и пропаганде был нанесен сокрушительный удар.

Уже тогда в западной и советской литературе противопоставлялись буржуазные, социал-реформистские и марксистско-ленинские концепции политической организации общества и демократии, гражданских прав и свобод. Участники XVII и XVIII съездов партии, Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР убедительно доказывали преимущества социализма в политической организации общества, критиковали буржуазные и социал-реформистские концепции, разоблачали их тенденциозность в оценках ряда явлений политической жизни советского общества. Например, определенные ограничения демократии, ее нарушения и перегибы являлись временными, их нельзя было изображать в качестве имманентно присущих социализму, как это делали западные политики и пропагандисты. Тенденциозность информации об СССР проявлялась в стремлении вызвать у населения капиталистических стран страх перед "советской угрозой", недоверие к сообщениям ТАСС о выполнении пятилетних и годовых планов в области экономики, культуры и социального развития нашей страны, в попытках использовать и раздуть негативные явления, драматизировать и обобщать некоторые издержки, вызванные классовой борьбой в переходный период.

Со времени победы Великого Октября в мире, пожалуй, не было события, которое вызвало бы столь широкий международный резонанс, как принятие новой Конституции СССР. После опубликования (июнь 1936 г.) ее проекта состоялась невиданная в истории международная дискуссия о конституционном устройстве общества и гражданских правах, свободах и обязанностях, о противоположностях буржуазного и социалистического общежития. "Лицемерам, которые клевещут на социализм и стараются вводить массы в заблуждение, изображая перед ними социалистический строй как строй подавления человеческой индивидуальности и свободы, как строй казарменный, как режим бедности, "общности благ", - говорилось в передовой статье журнала "Коммунистический Интернационал", - мы отвечаем: взгляните на советскую Конституцию и на социалистическое государство, основным законом которого она является"29 .

Критикуя Конституцию СССР, буржуазная печать и литература распространяли искаженные сведения о советском образе жизни. "Даже самые враждебные органы печати, - замечал по этому поводу советский публицист А. Ю. Тивель, - злостно комментируя отдельные положения Конституции, вынуждены все же как-то излагать их содержание и тем самым волей-неволей способствовать распространению сведений о Конституции СССР. В ряде случаев газеты приводят и высказывания советской печати, значения которых не может уничтожить никакая клевета"30 . Это была острая борьба вокруг экономических, политических и социальных основ советского и буржуазного обществ. Конечно, центральными в ней были вопросы демократии, права на труд, социальной справедливости, соотношения общественной и личной собственности.


29 Коммунистический Интернационал, 1936, N 11 - 12, с. 34.

30 Большевик, 1936, N 14, с. 89.

стр. 12


Уже в те годы буржуазные социологи и журналисты пытались доказать "преимущества" капитализма в сфере благосостояния.

Злобные нападки буржуазных "критиков" вызвало положение Конституции СССР (ст. 126) о Коммунистической партии как о руководящем ядре всех организаций трудящихся Советского Союза. "Наличие одной партии исключает возможность демократии", "чувство хозяина у советских людей - иллюзия", "признание права на личную собственность и сбережения - первый реванш капитализма" - подобные выводы буржуазной печати о Конституции СССР были взяты фальсификаторами на вооружение и затем долгие годы использовались ими в идеологической борьбе против СССР31 . Когда принимались первые советские конституции 1918 г. и 1924 г., которыми ограничивались избирательные права нетрудовых элементов, буржуазная пропаганда много шумела о недемократичности и нарушении свобод в советском обществе. Конституция 1936 г., закрепившая победу социализма в СССР, упразднила ограничения избирательных прав по классовому признаку. Несмотря на это, она продолжала подвергаться пропагандистским атакам противников социализма.

Во время обсуждения проекта новой Конституции СССР и ее принятия советские обществоведы и пропагандисты анализировали ее преимущества, сопоставляли советскую политическую систему с буржуазной, вновь подвергали критике старые мифы о диктатуре пролетариата, гражданских правах и свободах, раскрывали сущность и реальные проявления социалистической демократии и советского коллективизма, социальной справедливости и подлинного равенства, исторической миссии Коммунистической партии и Советского государства в строительстве новых форм жизнедеятельности людей, их воспитания в духе принципов и норм социалистического общежития. Во многих работах давалась тогда резкая, но объективная критика фальсификаций советской действительности и социальной политики нашей партии, участия трудящихся масс в управлении обществом и государством, в строительстве новой жизни. "Конституция, - говорил на съезде Советов писатель В. П. Ставский, - подводит итог развития... величайшего в мире гуманизма пролетариата. В отличие от так называемого гуманизма буржуазного этот гуманизм не является болтовней для прикрытия капиталистического гнета, его цель - освободить трудящихся всего мира от позорного, кровавого рабства. Этот гуманизм требует беззаветной преданности делу освобождения трудящихся и угнетенных, требует ненависти к старому миру, к власти капитализма, их наемникам и приспешникам"32 .

В связи с принятием новой Конституции СССР в советской печати, по радио, на митингах и собраниях трудящихся звучали высказывания советских граждан, в которых сравнивались смысл, содержание и условия жизни двух миров, критиковались фальшь буржуазной демократии, лицемерие западной пропаганды. В период избирательных кампаний 1937 - 1938 гг. на весь мир по радио транслировались митинги, собрания, репортажи, выступления кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик, в которых говорилось о достижениях и перспективах развития экономики и культуры, национальных отношений в советском обществе, о социалистическом образе жизни. Эта яркая и правдивая информация опровергала небылицы буржуазной пропаганды.

Проявлением честного, правдивого и убедительного раскрытия преимуществ победившего в СССР социализма с одновременной бичующей критикой антисоветизма и дезинформации, практикуемой буржуазны-


31 Обзор зарубежной печати по этому вопросу см.: там же, с. 76 - 90.

32 Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов. 25 ноября - 5 декабря 1936 г. Стеногр. отч. М. 1936, Бюллетень N 10, с. 29.

стр. 13


ми органами печати и враждебной пропаганды, явились выступления делегатов на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов в ноябре - декабре 1936 года. Обсуждая и принимая новую Конституцию СССР, они на многочисленных примерах и фактах показывали итоги экономического и социального прогресса, коренные преобразования во всех сферах жизни народов СССР. Они опровергали буржуазных критиков проекта новой Конституции СССР и сомнения в прочности и перспективности развития советского общества по пути социализма. Подчеркивая историческое значение новой Конституции СССР, в одной из своих статей акад. Е. В. Тарле писал, что она и "проясняет мысли" у врагов и усиливает злобу к нашей Родине. "Этот новый взрыв звериной злобы, - писал он, - уже сам по себе показывает, насколько новая Конституция пришлась кстати в переживаемую минуту, когда силы старого, капиталистического мира в самой отталкивающей, наиболее омерзительной форме идут сомкнутым строем не только против социализма, но и против основ буржуазной демократии"33 .

Особое внимание буржуазных политиков и критиков привлекала десятая глава Конституции СССР, в которой провозглашались права и обязанности граждан. "Вполне понятно, почему среди врагов и буржуазных и мелкобуржуазных демократов таким вниманием пользуется этот раздел Конституции, - говорил секретарь ЦК КП(б) Украины С. В. Косиор. - Потому что такие наши достижения, как право на труд, образование, полное равноправие национальностей, полное равноправие женщин - это есть вещь, для них совершенно недостижимая, и, даже я сказал бы, непостижимая"34 . В советской печати раскрывались исторические завоевания социальной политики Коммунистической партии и Советского государства, закрепленные в Конституции СССР, показывались реально существующие права граждан, разоблачалась несостоятельность враждебной пропаганды. Еще долгие годы вопросы о диктатуре пролетариата, гражданских правах и свободах будут находиться в центре идеологической борьбы на мировой арене. "Нас хотят знать, - кто мы, каков наш моральный облик, как мы живем... - говорил А. Толстой на VIII съезде Советов. - Мы хотим знать себя, и еще больше нас хочет знать весь мир, потому что в нас хотят видеть пример мужества, воли ума, одаренности, полнокровия, оптимизма. Сколько раз за границей я видел на себе завистливый взгляд, сколько раз я слышал вздох: "Эх-хе-хе, счастливые вы, русские!"35 .

Было естественным, что во время обсуждения проекта новой Конституции СССР представители народов нашей страны вспоминали свое прошлое, сопоставляли его с настоящим. "Ни меньшевики, ни эсеры, ни ханы, ни тем более националистические партии, громко кричавшие о защите народа, ничего не сделали для того, чтобы положить конец издевательству над народами Туркестана, - вспоминал председатель СНК УзССР Ф. Ходжаев. - При Временном правительстве, когда эти партии получили власть в свои руки, трудящиеся Узбекистана увидели подлинное лицо этих "друзей народа", которые сделали все зависящее от них, чтобы еще более усилить гнет и рабство народа. Действительным защитником интересов узбекского народа стал русский пролетариат"36 .

В те годы партия сделала многое для антифашистского воспитания населения СССР. Все средства массовой информации, научная и публицистическая литература были пронизаны критикой и осуждением идео-


33 Тарле Е. О буржуазной демократии и новой Конституции СССР. - Историк-марксист, 1937, кн. 1 (59), с. 138.

34 Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов, 25 ноября - 5 декабря 1936 г., Бюллетень N 8, с. 57.

35 Там же, Бюллетень N 9, с. 1.

36 Там же, Бюллетень N 4, с. 3 - 4.

стр. 14


логии фашистов, прежде всего германских. При этом партия открыто говорила народу об их подготовке к войне против СССР под завесой антикоммунизма и "спасения" Европы; разоблачала бредовые идеи и замыслы фашистов в отношении "варварских славянских народов". Острыми, разоблачительными, предупреждающими были публичные выступления руководителей Коммунистической партии и Советского государства, ученых, пропагандистов, рабочих и крестьян.

Как международную силу, разрушающую буржуазную демократию, пропагандирующую антикоммунизм и вражду между народами, характеризовал фашизм нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов. Смехотворны утверждения о том, говорил он, что коммунисты стремятся создать на Пиренейском полуострове (или в Каталонии) Советское государство и включить его в состав СССР37 . "Той же цели, - продолжал он, характеризуя ведомство Геббельса, - служит распространение лживых сообщений про другие страны, для чего создается специальное государственное учреждение, называемое министерством пропаганды, во главе которого ставится человек, который, надо отдать ему справедливость, в качестве создателя и распространителя нелепейших вымыслов и самых лживых сообщений является, как англичане говорят, надлежащим человеком на надлежащем месте"38 .

Известно, что VII конгресс Коминтерна (июль 1935 г.) специально призвал к борьбе против фашистской фальсификации истории, "чтобы исторически правильно освещать перед трудящимися массами прошлое их собственного народа, чтобы увязать свою теперешнюю борьбу с революционными традициями". Идеи и призывы конгресса широко пропагандировались как в СССР, так и среди трудящихся капиталистических стран. Между коммунистами и социал-демократами шли дискуссии о практическом осуществлении тактики единого фронта, об отношении к СССР и Коминтерну. Это движение вызвало ярость среди идеологов и политиков буржуазии ряда стран Европы, новую волну антикоммунизма и антисоветизма. Фашистская печать, особенно Германии, призывала общественность европейских стран бороться против "коммунистической пропаганды", а также поддерживать гитлеровскую Германию как бастион против большевизма и оплот "культурного мира".

Пропаганда идей расизма и "жизненного пространства", насилия и террора, ярого шовинизма и антикоммунизма сопровождалась социальной демагогией и ложью. История не знала такого цинизма, фальсификаций, клеветы и нескрываемой ненависти к другим народам, какими характеризовалась геббельсовская психологическая обработка немецкого народа и народов других стран. "Фашистские историки, - указывал советский историк Ф. И. Нотович, - пытаются доказать определенный, уже канонизированный тезис германских фашистов, согласно которому советская внешняя политика является не чем иным, как "продолжением" царской внешней политики, и что советско- французский договор 1935 г. о взаимной помощи против агрессора является якобы не чем иным, как продолжением договоров 1859 - 1881 гг. между царской Россией и Францией. Из этого нелепого тезиса делался вывод: Франция и СССР угрожают "третьему рейху", пытаются его "окружить", а поэтому он находится в состоянии обороны точно так же, как в прошлом "миролюбивая бисмарковская Германия будто бы так же находилась в состоянии обороны против России и Франции"39 .

Фашистская пропаганда вела активную идеологическую подготовку войны, используя для этого весь арсенал антисоветизма и антикомму-


37 Там же, Бюллетень N 7, с. 17.

38 Там же, с. 19.

39 Историк-марксист, 1937, кн. 2, с. 144.

стр. 15


низма. Главным в нем был старый миф об "угрозе" международного коммунизма, о "заговоре" Коминтерна. Изо дня в день печать и радио, церковь и кино отравляли сознание масс ядом антикоммунистической, антисоветской пропаганды и расистской идеологии. Пропаганда "превосходства арийской расы", разнузданная клевета на СССР и славянские народы, фарисейская проповедь "спасения человечества" - все это использовалось для обработки общественного мнения. Однако не все защитники капитализма участвовали тогда в этой кампании. Страшась всевозрастающей мощи и популярности СССР, с одной стороны, и агрессивности фашизма, - с другой, политики и идеологи буржуазии занимали позицию лавирования и попустительства. Немало лицемерных слов было произнесено ими о стремлении к умиротворению фашистов, "демократическом" решении международных проблем.

Было совершенно очевидно, что развернувшееся антивоенное движение заключало в себе стремление трудящихся СССР, народов всех стран к упрочению мира, отпору поджигателям войны. Внешняя политика Советского государства, его борьба за мир между народами отражали собою гуманизм, справедливость и миролюбие социалистического общества. Победа социализма в СССР, укрепление его обороноспособности и завоевание им экономической независимости, его многолетняя борьба за мир и сотрудничество между народами значительно повысили международный престиж Советского государства. Оно выступало как реальная сила, способная защищать не только себя, но и всеобщий мир. В сознании многих людей за рубежом понятия "социализм", "мир" и "СССР" сливались воедино. На XVII и XVIII съездах партии, в советской печати и по радио разоблачалась агрессивная политика германского фашизма и японского милитаризма, предупреждающе звучала критика политики западных держав сначала по созданию вокруг СССР "санитарных кордонов", "антикоминтерновских пактов", а затем - поощрения фашистских держав под видом "невмешательства" и "умиротворения". Исторической заслугой Советского правительства было разоблачение истинных целей фашистов, а также преступных маневров империалистических держав. Это содействовало повышению бдительности народов, мобилизации их на борьбу против фашистов и их пособников.

Проблемы кризиса буржуазной исторической науки, критики фашистской фальсификации истории и использования ее в пропагандистско- националистических целях обсуждались в Институте истории Коммунистической академии, в Академии наук СССР, в вузах страны. Актуально, например, прозвучали и доклады акад. АН БССР В. К. Щербакова "Кризис буржуазной исторической науки и историческое образование в СССР и БССР", прочитанные на истфаке Белорусского университета в октябре 1934 г.40 ; Ф. И. Нотовича - "Вопрос о виновниках войны в фашистской историографии" (в АН СССР в феврале 1938 г.)41 ; Е. В. Тарле - "Фашистская фальсификация исторической науки в Германии" (в Ленинградском университете в апреле 1939 г.)42 . Против фальсификаторов истории народов СССР были нацелены труды и сессии историков по вопросам происхождения и борьбы их с германской агрессией43 . Коллективом Института истории АН СССР была подготовлена серия брошюр о героическом прошлом русского народа, борьбе с иноземными захватчиками и о культуре советского народа44 . Советские ученые на международных конгрессах, в книгах и периодической


40 Там же, 1934, т. 6, с. 104 - 105.

41 Там же, 1938, т. 3, с. 153 - 155.

42 120 лет ЛГУ. Научная сессия. Тезисы докладов. Л. 1939, с. 5.

43 Историк-марксист, 1940, тт. 6, 11; Вестник АН СССР, 1941, N 9 - 10.

44 Материалы к истории АН СССР за советские годы. 1917 - 1947. М. - Л. 1950, с. 250.

стр. 16


печати разоблачали антинаучность, антисоветизм, "наглую фантасмагорию" гитлеровцев. Известную роль в этом отношении сыграли сборники статей, подготовленные коллективами Института философии и Института истории АН СССР45 .

В условиях нарастания военной опасности со стороны германского фашизма и японского милитаризма общественные науки - как основа пропаганды и контрпропаганды - были нацелены на разоблачение политики гитлеровцев, на критику беззубого пацифизма, мобилизацию общественного мнения СССР и других стран против фашистской агрессии46 . Духовная жизнь советского общества была пронизана непримиримостью к фашизму, к политическим и пропагандистским диверсиям извне, к малейшим нарушениям принципов советского патриотизма и пролетарского интернационализма. С негодованием и возмущением разоблачалась пропаганда антисоветизма прогрессивной общественностью, компартиями и Коминтерном. Силы мира и демократии, антифашизма и друзей СССР вели активную и мужественную борьбу против антисоветизма и войны. И хотя тогда не удалось создать широкого единого народного фронта борьбы за мир, против войны, целенаправленная пропаганда, а главное - логика борьбы сил прогресса с фашизмом способствовали формированию в годы второй мировой войны движения Сопротивления в ряде стран Европы.

Одним из центров антисоветской пропаганды являлись в довоенное время США. В 1939 г. здесь действовало не менее 750 фашистских организаций, наводнявших страну антисоветскими газетами, информационными бюллетенями47 . Все они существовали "во имя спасения Америки от коммунизма". Нью-Йоркский институт анализа пропаганды не раз отмечал необъективность американской прессы в отношении СССР48 . И здесь же в США одно время действовали на общественных началах "бюро правды", а по инициативе общества "Друзей СССР" в 1937 г. была создана "Золотая книга", в которой были собраны подписи нескольких сотен тысяч американских граждан, поздравлявших советский народ с двадцатой годовщиной Октябрьской революции49 . Общие интересы борьбы против гитлеризма, антифашистские настроения и деятельность друзей СССР способствовали созданию в дальнейшем антигитлеровской коалиции.

Сопоставление двух миров, их политики, морали, образов жизни приводило к глубоким сдвигам в настроениях и отношении к СССР всех честных людей на Западе. Осенью 1936 г. в открытом письме Р. Роллана, П. Ланжевена, П. Пикассо и Л. Арагона отмечалось, что интеллигенция Франции "выражает свою признательность СССР за то, что в хаосе и обскурантизме, царящем в настоящее время, он спас нерушимые принципы справедливости, достоинства и мира"50 . Реальный социализм стал мощной революционизирующей силой, возросло воздействие идей марксизма-ленинизма на трудящиеся массы. Вопреки


45 Против фашистского мракобесия и демагогии (М. 1936 г.), Против фашистской фальсификации истории (М. 1939 г.).

46 См., напр., об этом: Ерусалимский А. Германский фашизм у власти. М. - Л. 1934; Лемин И. Пропаганда войны в Японии и Германии. М. 1934; его же. Фашистская Германия - очаг войны. М. 1936; его же. Блок агрессоров. М. 1938; Литвинов М. М. СССР в борьбе за мир. М. 1934; его же. Против агрессии. М. 1938; Вольф сон С. Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М. 1935; Бернар Л. Фашистская Германия - очаг варварства и мракобесия. М. 1936; Древние германцы. Сб. док. М. 1937; Против войны и фашизма. Сб. м-лов. Ростов-н/Д. 1938; Гальянов В. Фашистские агрессоры и их пособники. М. 1938.

47 См.: Сейерс М., Кан А. Тайная война против России. М. 1947, с. 402.

48 Там же, с. 378.

49 За рубежом, 1937, N 31, с. 7.

50 Международная солидарность трудящихся в борьбе с фашизмом, против развязывания второй мировой войны (1933 - 1937 гг.). М. 1961, с. 433.

стр. 17


трубадурам антисоветизма и антикоммунизма симпатии к СССР распространялись среди все новых слоев трудящихся и прогрессивной интеллигенции. О глубоком воздействии на общественное мнение стран Запада говорили тысячи писем из-за границы в СССР в связи с разработкой новой Конституции и 20-летием Великого Октября. Эти письма свидетельствовали о продолжавшемся повороте рабочих масс к идеологии и политике реального социализма. "За 20 лет своего существования Советский Союз дал миру больше, чем 20 веков предыдущей цивилизации", - писали бельгийские рабочие51 .

Изменения в мировом общественном мнении в пользу СССР затрудняли буржуазии проведение антисоветской политики и пропаганды. Победа социализма в СССР укрепила веру его зарубежных друзей в новую цивилизацию, заставила многих людей за границей сомневаться в объективности информации буржуазной прессы, искать иные каналы познания советской действительности. В формировании объективного общественного мнения за рубежом об СССР большую роль сыграли выступления в печати деятелей науки и культуры, посещавших нашу страну. Среди них был немецкий писатель-антифашист Л. Фейхтвангер. Побывав в Москве, он написал своеобразный отчет о своей поездке. "Советский Союз ведет борьбу с многими врагами, и его союзники оказывают ему только слабую поддержку, - отмечал он, - тупость, злая воля и косность стремятся к тому, чтобы опорочить, оклеветать, отрицать все плодотворное, возникающее на Востоке. Но писатель, увидевший великое, не смеет уклоняться от дачи свидетельских показаний, если даже это великое непопулярно и его слова будут многим неприятны"52 . Не все удалось этому прогрессивному писателю правильно оценить в СССР. Однако в главном выводе он был прав: "Когда из этой гнетущей атмосферы изолгавшейся Демократии и лицемерной гуманности (Запада. - В. К.) попадешь в чистый воздух Советского Союза, дышать становится легко. Здесь не прячутся за мистически-пышными фразами, здесь господствует разумная этика"53 .

Стремление увидеть и понять причины успехов СССР, самостоятельно разобраться в правильности оценок советского общества нашло конкретное воплощение в посещении СССР и в написанной затем книге Х. Джонсона. Объездив нашу страну, убедившись в резком контрасте увиденного и прочитанного о "большевистском эксперименте" в западной печати, он издал в 1939 г. книгу, вызвавшую злобную кампанию антисоветчиков. Дело в том, что автор утверждал в ней: частная собственность пережила свое время; она разрушает старые устои жизни и мораль, тормозит науку, не сдерживает бедность. "Заря идет с Востока, - писал английский священник Х. Джонсон, - и в этой светлой заре люди видят обещание нового мира, не какого-либо абсолютного совершенного мира и не утопического мира, но, по крайней мере, свободного от бедности и эксплуатации, с возросшими возможностями для всех работать совместно для общего блага мира"54 . Джонсон высоко оценил Конституцию СССР за ее демократизм и гуманизм.

Победа социализма в СССР, его материальные и духовные завоевания, идейно- политический потенциал и морально-политическое един-


51 Это и другие письма коммунистов, трудящихся и прогрессивных организаций зарубежных стран, поступившие в связи с принятием Конституции СССР 1936 г., 20-летием Великого Октября и построением социализма в СССР, собраны в "Золотые книги", которые хранятся в Музее Революции СССР. Лишь часть из них была тогда опубликована.

52 Фейхтвангер Л. Москва. 1937. М. 1937, с. 9. Первоначально книга была издана на немецком языке в Амстердаме и получила широкое распространение на Западе.

53 Там же, с. 118.

54 Johnson H. The Socialist sixth of the World. Lnd. 1939, p. 384. (Эта книга в 1939 - 1944 гг. выдержала в Англии 19 изданий).

стр. 18


ство общества, накопленный партией опыт борьбы с враждебной идеологией и пропагандой стали важнейшими факторами, влиявшими на ход, содержание и методы идеологической борьбы с враждебным капиталистическим окружением. Они укрепляли уверенность советских людей в правильности разработанных партией планов, веру в собственные силы, перспективы социалистического созидания. Коммунистические идеи, советский патриотизм и реальные ценности социализма являлись непосредственным источником и мотивом действий советских людей, когда они противостояли идеологическим диверсиям империализма. Вопреки усилиям антисоветских сил могучая социалистическая держава оказывала всевозрастающее влияние на международные отношения и мировое общественное мнение. Реальный социализм стал самым веским аргументом против фальсификаций и дезинформации, идеологической агрессии, демагогии и клеветы идеологов и пропагандистов империализма.

Критика политики и пропаганды антисоветизма в документах партии и правительства, в трудах советских обществоведов и публицистов базировалась на всестороннем изучении политических, экономических и духовных основ капитализма, классовом конкретно-историческом анализе закономерностей и тенденций идеологической борьбы на мировой арене, выявлении истинных причин враждебности к СССР. Принципиальную правильность оценок сущности кризиса антисоветизма, сделанных партией, ее идеологическими кадрами в 30-х годах подтвердила сама жизнь. Тем самым был нанесен удар представлениям об объективности и независимости средств массовой информации в условиях капитализма. "Буржуазия все превращает в товар, а, следовательно, также и историю, - писал в свое время Ф. Энгельс. - В силу самой ее природы, в силу условий ее существования ей свойственно фальсифицировать всякий товар: фальсифицировала она также и историю. Ведь лучше всего оплачивается то историческое сочинение, в котором фальсификация истории наиболее соответствует интересам буржуазии"55 .

Под напором правды о социализме "информационный антисоветизм" вынужден был в ряде случаев приспосабливаться к новым условиям. Г. Поллит по этому поводу тогда верно заметил, что "буржуазная пресса, не будучи больше в состоянии заниматься сплошными измышлениями и сплошной клеветой, в отличие от предыдущего периода, посвящает много места достижениям Советского Союза, снабжая, однако, свое вынужденное признание этих достижений такими "тонкими" комментариями, которые служат ее целям не менее чем прежняя сплошная клевета"56 . Стараниями наиболее реакционных и изощренных в идеологической обработке людей буржуазных пропагандистов капитализму все же удалось тогда удержать значительную часть мелкобуржуазного населения в сфере своего влияния. Однако в сознании зарубежных трудящихся во второй половине 30-х годов преобладала тенденция к объективной оценке опыта социалистического строительства в СССР.

Коммунисты учитывали тот факт, что в идеологической борьбе, которая шла в зарубежных странах по вопросу о реальном социализме, действовали две основные тенденции. Одна - антисоветская, антикоммунистическая, основанная на клевете и дезинформации и направленная на подготовку агрессии против СССР. Главным носителем ее был фашизм. Другая - либерально-буржуазная. Будучи приверженцами капитализма, носители ее по крайней мере на словах призывали к объективному освещению жизни советского общества и даже к сотрудничеству с СССР. Не уступая ни грана в принципиальных вопросах идеологии,


55 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 16, с. 524.

56 Поллит Г. Ук. соч., с. 73.

стр. 19


мировое коммунистическое движение решительно боролось против первой тенденции и стремилось наладить взаимодействие со сторонниками второй тенденции.

В идеологической, контрпропагандистской работе партии в 30-е годы ярко проявились принципиальность и реализм, твердость и непреклонность в идейных, классовых вопросах, умение видеть и учитывать все разнородные силы, настроения и течения капиталистического мира. Эта работа была тесно увязана с внешнеполитической деятельностью Советского государства. При этом партия исходила как тогда, так и теперь из того, что "социализм доказывает свои преимущества не силой оружия, а силой примера во всех областях общественной жизни - динамичным развитием экономики, науки и культуры, повышением жизненного уровня трудящихся, углублением социалистической демократии"57 . Опыт идеологической борьбы 30-х годов подтвердил эффективность принципов и методов коммунистической контрпропаганды. Она содействовала идейному и организационному укреплению международного рабочего и коммунистического движения, усилению дружественных чувств трудящихся зарубежных стран в отношении СССР, углублению идейно-политического единства советского общества, что было особенно важно в связи с приближавшимся военным столкновением.

И сегодня КПСС видит свою задачу в том, чтобы нести народам правду о реальном социализме, внутренней и внешней политике Советского Союза, активно пропагандировать советский образ жизни, наступательно, аргументированно раскрывать антинародный, бесчеловечный характер империализма и его эксплуататорскую сущность.


57 Программа Коммунистической партии Советского Союза. (Новая редакция). Проект, с. 66 - 67.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПОСТРОЕНИЕ-СОЦИАЛИЗМА-В-СССР-И-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ-БОРЬБА-ДВУХ-МИРОВ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. И. КАСЬЯНЕНКО, ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА В СССР И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА ДВУХ МИРОВ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 31.10.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПОСТРОЕНИЕ-СОЦИАЛИЗМА-В-СССР-И-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ-БОРЬБА-ДВУХ-МИРОВ (дата обращения: 23.12.2024).

Автор(ы) публикации - В. И. КАСЬЯНЕНКО:

В. И. КАСЬЯНЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1365 просмотров рейтинг
31.10.2018 (2246 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КОННОГОЛОВЫЕ" ЖЕЗЛЫ И КУЛЬТ КОНСКОЙ ГОЛОВЫ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ ВО II ТЫС. ДО Н. Э.
4 часов(а) назад · от Urhan Karimov
НОВОЕ ИЗВАЯНИЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ИЗ САРЫ-АРКИ
4 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПАЛЕОЛИТ ДЖУНГАРИИ (СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ): ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ЛОТОШИ
Каталог: История 
4 часов(а) назад · от Urhan Karimov
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
19 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА В СССР И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА ДВУХ МИРОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android