ПЛАВАНИЕ ПО РТУТИ ПРИ ЛУНЕ. "БИРКАТ АЗ-ЗИ'БАК" ВО ДВОРЦЕ ХУМАРАВАЙХА В АЛ-КАТА'И'1
В статье были проанализированы встречающиеся в арабских средневековых источниках (ал-Макрйзй, Ибн Дукмак Ибн Ийас, Исхaкu) упоминания о бассейне, наполненном ртутью ("Биркат аз-Зи'бак"), который был устроен во дворце правителя династии Тулунидов Хумаравайха (884-896) в ал-Ката'и' с целью излечить Хумаравайха от бессонницы. Согласно свидетельству ал-Макрuзu (1364—1442) резервуар имел размеры 50x50 локтей (ок. 25x25 м), однако глубина бассейна в тексте не упомянута.
В статье критически анализируются дошедшие сведения о существовании ртутных бассейнов во дворцах мусульманских правителей, предлагается несколько гипотез конструкции бассейна во дворце Хумаравайха.
Ключевые слова: Египет, Тулуниды, Хумаравайх, ал-Ката'и', ртутный бассейн.
В 868 г. халиф династии Аббасидов ал-Му'тазз назначил генерала Бакбака наместником в Египет. Ему в помощники был определен Ахмед Ибн Тулун, сын тюркского раба, присланного в дар аббасидскому правителю из Бухары, потомственный профессиональный военный, воспитанный при халифском дворе в Самарре [Hassan, 1986, р. 278]. По замыслу халифа, он должен был представлять в провинции финансовые интересы центральной власти [Фильштинский, 2006, с. 145]. Амбициозность, природный ум, умение плести и распутывать интриги, храбрость позволили ему в десятилетний срок встать во главе страны, расправившись с многочисленными соперниками. В 879-880 гг. Ибн Тулун присвоил себе право хутбы и сикки, считавшееся в мусульманском мире внешними признаками независимости государя [Бартольд, 1966, с. 27]. Ибн Тулуну удалось создать мощный флот, армию, состоявшую из тюркских, берберских и суданских наемников, провести аграрную и административную реформы [Hassan, 1986, р. 278]. Фактически, Ибн Тулун превратил Египет в независимый эмират Тулунидов, которые правили страной с 868 по 905 г. [Фильштинский, 2006, с. 148].
Прежняя резиденция аббасидских наместников в ал-'Аскар в скором времени перестала соответствовать изменившемуся статусу правителя Египта. Поэтому приблизительно в 870 г. Ибн Тулун начал строительство новой столицы - ал-Ката'и', для которой была выбрана территория к северо-востоку от ал-'Аскар, прежде занятая христианскими и еврейскими кладбищами [Sayyid, 1998, р. 36]. У подножия горы, на которой впоследствии в правление Салах ад-дйна (1171-1793) была построена цитадель, он возвел свой дворец [Sayyid, 1998, р. 37].
Считается, что Ибн Тулун, который родился и вырос в Самарре, куда в 836 г. была перенесена из Багдада резиденция аббасидских правителей, создавал ал-Ката'и' во многом по образу своего родного города. Подобно Самарре, основную массу горожан новой столицы составляли солдаты и офицеры армии Ибн Тулуна, которые были расселены по этническому признаку. Тюрки, берберы, суданцы, наемники-греки жили в отдельных районах (ката и') [Sayyid, 1998, р. 37].
1 Автор хотел бы выразить огромную признательность Д.А. Морозову за ценные советы относительно транскрибирования и переводов арабских текстов.
стр. 41
Недалеко от дворца в самом центре ал-Ката'и' Ибн Тулун распорядился возвести мечеть, которая могла бы вместить все население новой столицы. Архитектурный замысел минарета не оставляет сомнений в том, что его прообразом был минарет мечети в Самарре [Sayyid, 1998, р. 54].
Своего расцвета ал-Ката'и' достиг в период правления Ибн Тулуна и его сына Хумаравайха, который не скупясь тратил казну, наполненную его отцом, на строительство и украшение своей резиденции, стремясь, вероятно, не просто сравняться роскошью с дворцовыми постройками аббасидских халифов в Самарре, но и превзойти их [Sayyid, 1998, р. 61].
К сожалению, об архитектуре ал-Ката'и' можно судить в основном по сообщениям арабских историков, так как до настоящего времени от столицы Тулунидов сохранилась лишь знаменитая мечеть Ибн Тулуна.
Описание дворцовых построек эпохи правления Хумаравайха содержится в главном сочинении историка Такй ад-дйн Ахмед ибн 'Алй ал-Макрйзй (1364-1442) "Китаб ал-мава'из ва-л-и'тибар фй зикр ал-хитат ва-л-асар" ("Книга поучений и назидания в рассказе о кварталах и памятниках"), известном под сокращенным названием "ал-Хитат". Согласно ал-Макрйзй, Хумаравайх расширил дворец своего отца. Им был разбит новый майдан2, а майдан, выстроенный Ибн Тулуном, был превращен в сад, где росли экзотические деревья [A Medieval Islamic City Reconsidered..., 2001, p. 61]. Стволы деревьев были покрыты золотом и серебром [Hassan, 1933, р. 127].
Во дворце находился зал приемов, названный "домом золота" (байт аз-захаб). Его стены были покрыты золотом, ляпис-лазурью и украшены рельефными изображениями самого правителя, его фавориток и поющих девушек, вырезанными из дерева в натуральную величину. По словам ал-Макрйзй, ничто в мире не могло сравниться по красоте с этим зданием [Hassan, 1933, р. 127].
Ал-Макрйзй также пишет о "доме львов" (дар ас-сиба'), который состоял из отдельных сводчатых помещений, в каждом из которых жило по льву и львице. Каждое такое помещение обслуживал специальный человек, в обязанности которого входил уход за львами, их кормление и выгуливание [Hassan, 1933, р. 127].
Наконец, ал-Макрйзй упоминает бассейн, наполненный ртутью (биркат аз-Зи'бак):
[Al-Maqrīzī, 1853, р. 317].
2 Майданы были предназначены в первую очередь для игры в поло, а также для разного рода конных ристалищ. Так, например, в Самарре было раскопано 13 майданов для поло, расположенных рядом с дворцами аббасидских правителей различных эпох. Один из раскопанных майданов имел размеры 525x66 м [A Medieval Islamic City Reconsidered..., 2001. p. 61].
стр. 42
«И устроил перед этим зданием бассейн и наполнил его ртутью. Это потому, что он жаловался своему врачу на частую бессонницу, и тот посоветовал ему делать массаж. Но [правителю] это не понравилось. И сказал: "Не могу я, чтобы меня касалась чья-то рука". И сказал ему тогда [врач]: "Прикажи сделать бассейн из ртути". И сделал бассейн, о котором говорят, что он был 50 локтей в длину и 50 локтей в ширину и наполнил его ртутью. И потратил на это богатства великие. И сделал на углах бассейна столбцы3 (?) из чистого серебра и повесили на тех столбцах искусно сделанные завеси из шелка, на кольцах из серебра. И сделал матрац из кожи, наполняемый воздухом, чтобы надувался и можно было делать его крепким, и положить на этот ртутный бассейн и прикрепить шелковыми шнурами к серебряным кольцам, на серебрянных столбцах и спать на том матраце. И не переставал тот матрац дрожать от движения ртути, пока был на ней. Этот бассейн был великолепнее всего, о чем было слышно из царских затей. Лунными ночами открывалось удивительное зрелище, когда лунный свет соединялся со светом ртути». И далее "И не был известен ни один правитель до Хумаравайха, который бы сделал подобный бассейн".
Ибн Дукмак(1349-1406) приводит дополнительные подробности, излагая историю о ртутном озере:
[Ibn Duqmaq, 1966, р. 122].
«Жаловался Абу-л-Джайш Хумаравайх, сын Ахмеда ибн Тулуна своему врачу на частую бессоницу. И тот посоветовал ему делать массаж. Однако [правитель] напомнил [врачу], что он испытывает отвращение, когда [чья-либо] рука касается его. И сказал ему тогда [врач]: "Прикажи сделать бассейн и наполни его ртутью и сделай его в том самом дворце на мидане". И наполнили его ртутью стоимости огромной. И установили по краям бассейна столбцы из серебра с кольцами и повесили завеси. И положили матрацы из кожи. И натянуты были те зависи, что продеты были в кольца, что (висели) на столбцах. И пока он спал, движение матрасов не прекращалось от движения ртути».
Почти в тех же словах сообщает о бассейне из ртути Ибн Ийас (1448-1524).
[Ibnlyas, 1894, I, р. 41].
И историк Исхакй (ум. 1649 или 1650):
[Ishaql, 2000, р. 244].
3 Слово имеет два основных значения: 1) монета, и 2) дорога, путь. Однако, судя по контексту, ал-Макрйзй, очевидно, имеет в виду некие столбики, между которыми были растянуты завесы. Как столбы переводит это слово и Э. Катрмср [Quatremerc, 1996, vol. II, p. 466].
стр. 43
Жизнь при дворе Хумаравайха в описаниях арабских историков наполнена негой и сладострастием. Здесь и многочисленные наложницы, которыми окружил себя Хумаравайх, и самые лучшие певицы, услаждавшие его слух. Правителя всегда сопровождал голубоглазый лев по кличке Зурайк, который ел вместе с Хумаравайхом и постоянно находился рядом с ложем правителя во время сна [Hassan, 1937, р. 124].
Сказочные истории о богатстве наместника и его прихотливом вкусе, вероятно, рассказывались в Каире еще в XVII в. Они, в частности, сохранились в "Описании Египта", составленном аббатом Ле Маскрие (1697-1760), составленном по воспоминаниям генерального консула Франции в Каире де Мейе (1656-1738). Ле Маскрие пишет о том, что Хумаравайх никогда не садился дважды на одну и ту же лошадь и никогда дважды не носил одно и то же одеяние [Le Mascrier, 1740, p. 142].
Правление Хумаравайха длилось не более 12 лет. Он был убит в 895/896 г. в Дамаске на 39-м году жизни, в результате дворцового заговора [ал-Мас'уди, 2002, р. 440; Haarmann, 1986, р. 49]. Несмотря на то, что аббасидский халиф признал Хумаравайха и его потомков правителями Египта и Сирии на период в 30 лет [Haarmann, 1986, р. 49], в 904 г., под предлогом подавления карматского мятежа в Сирии, армия халифа захватила, разграбила и разрушила ал-Ката'и' [Фильштинский, 2006, с. 197].
Однако вернемся к бассейну из ртути. На первый взгляд, вероятность существования подобного сооружения в реальности чрезвычайно мала прежде всего потому, что технически осуществить подобный проект представляется затруднительным.
По сообщению ал-Макрйзй, пруд имел размеры 50x50 локтей. В арабское время в Египте использовались локти различной длины, но в данном случае, скорее всего, имеется в виду обычный локоть (аз-зира' аш-шар'ййа), который равнялся 49.8 см [Hinz, 1991, р. 232]. Таким образом, бассейн мог иметь приблизительные размеры 25x25 м. В том случае, если глубина бассейна была полметра, для его заполнения потребовалось бы 312 м3 ртути. При плотности ртути 13.6 г/см3 такое количество ртути весило бы 4250 т. Даже если мы допустим, что глубина бассейна была 25 см, количество необходимой ртути (2125 т) все равно выглядит фантастическим.
Ртуть, Hg (лат. Hydrargyrum), единственный в природе жидкий металл, который иногда встречается в самородном виде, но, в основном, получается путем восстановления из ее наиболее распространенного минерала - киновари. Ал-Бйрунй (973-1048) так описывает этот процесс: "она добывается из каких-то красных камней (киноварь. - А.К.), которые раскаляют в печах, пока они не трескаются, и из трещин их не вытекает ртуть; некоторые же размалывают эти камни и перегоняют их посредством дистилляции в приспособлениях в виде тыквенных бутылей и перегонных кубов, а ртуть собирается в приемнике" [Бируни, 1963, с. 217].
Самое близкое к Египту месторождение киновари находится в Испании, в Альмадене (от араб, ал-ма'дин, рудник) в 125 км от Кордовы [Levi-Provencal, 1932, р. 176]. Этот рудник разрабатывался еще в римское время4 и вплоть до середины XX в. обеспечивал до 60% мировых потребностей в этом металле [Hernandez et al., 1999, p. 540]. Наиболее интенсивно разработка месторождения велась в XVI-XVI1 вв., после того как Б. де Медина в 1555 г. предложил использовать ртуть для извлечения серебра из руды в процессе амальгамации. По подсчетам специалистов, в XVI-XVII вв. в ал-Мадене было добыто 17 250 т ртути [Hernandez et al., 1999, p. 540]. Активно велась добыча ртути и во время гражданской войны в Испании и Второй мировой войны, так как
4 Однако существует точка зрения, согласно которой ртуть на этом испанском месторождении могли добывать уже в IV в. до н.э. [Scybold, Ocana Jimenez, 1986, р. 994].
стр. 44
ртуть являлась важной составляющей при изготовлении детонаторов. Согласно имеющимся данным, своего пика в этот период добыча ртути достигла в 1941 г., когда было получено 82 000 фляг жидкого металла (2830 т) [Hernandez, Jebrak, Higueras..., 1999, p. 540]. Вышеприведенная статистика, кажется, убедительно свидетельствует о том, что рудники ал-Мадены в IX в. не могли произвести такое количество ртути, которым можно было бы наполнить бассейн правителя Египта.
Однако если даже теоретически предположить, что подобный объем жидкого металла был добыт в Испании в течение нескольких лет и перевезен в Египет (что безусловно представляло собой сложную задачу, но технически было возможно), то возникает иное столь же серьезное основание усомниться в реальности существования бассейна из ртути, упомянутого у арабских авторов. А именно: высокая токсичность этого металла.
Согласно Энциклопедии ислама, именно по этой причине мусульманские врачи редко использовали ртуть для изготовления лекарственных снадобий [Kahl, 2002, р. 496]. В арабских врачебных трактатах содержатся предупреждения избегать вдыхания паров ртути, так как это может вызвать гемофлегию, тремор, обморок, потерю слуха и зрения, сумасшествие. Ртуть входила в состав отравы для мышей, крыс, змей и скорпионов [Kahl, 2002, р. 496]. В "Каноне врачебной науки" Авиценны (ок. 980-1037), арабском средневековом труде, в котором наиболее полно были собраны и осмыслены знания по медицине, ртуть упоминается лишь дважды: первый раз в разделе ядов и второй раз в разделе лекарств. Авиценна, впрочем, упоминает лишь одно лекарство, изготовленное с применением металла: "убитая" ртуть (т.е. ртуть, полученная методом возгонки), смешанная с розовым маслом, согласно "Канону", являлась действенным средством от вшей и гнид, а также злокачественных язв [Авиценна, 1994, ч. 1, с. 247-248]. Пары же ртути, по мнению Авиценны, оказывают лишь вредоносное воздействие на человеческий организм: они вызывают паралич, трясение и переплетение органов; ртутный дым лишает слуха и при окуривании порождает зловоние изо рта; ртутный дым лишает зрения [Авиценна, 1994, ч. 1, с. 247-248]. Ал-Бйрунй пишет о том, что запах ртути вреден и для мастеров и для ювелиров и обрекает их на одышку, опухоли и паралич.
Таким образом, с определенной долей уверенности мы можем говорить о том, что медицина IX в., когда жил Хумаравайх, не рассматривала ртуть как действенное средство для врачевания каких-либо недугов, помимо педикулеза.
Активное использование ртути в медицинских целях относится к концу XV - XVI в. Жидкий металл использовался для лечения сифилиса в связи с вспыхнувшей в Европе эпидемией этой болезни. До недавнего времени ртуть использовалась в стоматологии при изготовлении амальгамы для пломбирования зубов. Однако в настоящее время в связи с высокой токсичностью ртуть почти полностью вытеснена из фармакологии и сохраняется лишь в медицинских термометрах.
Хроническое отравление ртутью, известное под названием "конституционального меркуриализма", приводит в основном к психическим расстройствам. Раньше их называли "болезнью шляпников", т.к. для размягчения шерсти, из которой изготовляли фетровые шляпы, использовали нитрат ртути. Это расстройство описано в книге Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" на примере одного из персонажей - Сумасшедшего Шляпника. При этом безразлично, проникает ли ртуть в организм через дыхательные пути, через пищеварительный канал или через кожу, - известно только, что пагубнее всего действует введение парообразной ртути в организм [http://www.zdrav.ru/library/publications/detail.php?ID=14299].
Острые отравления проявляются через 8-24 ч и характеризуются симптомами острого воспаления верхних дыхательных путей (ринит, трахеит, бронхит), стоматита, нередко сопровождаемого язвенными процессами, гингивита, нарушений нервной сис-
стр. 45
темы, к которым впоследствии присоединяются тяжелые поражения почек и кишечника5.
Ртуть, ее органические и большинство неорганических соединений являются промышленными ядами 1-го класса опасности с резко выраженными токсическими свойствами.
Приведенные данные позволяют со значительной долей скептицизма отнестись к приведенным свидетельствам существования бассейна, наполненного ртутью. Продолжительное пребывание рядом с открытым резервуаром, наполненным ртутью, должно было привести к результатам, прямо противоположным тем, к которым якобы стремился придворный лекарь Хумаравайха. Вдыхание паров ртути, которая очевидно достаточно активно испарялась с учетом климата Египта, еще более расстроило бы плохой сон правителя и привело бы к его неминуемой смерти. Однако, как говорилось выше, причиной преждевременной смерти правителя стало вовсе не отравление.
Тем не менее, в арабских источниках содержится еще одно свидетельство об использовании бассейна, наполненного ртутью, в архитектуре резиденций мусульманских правителей.
В сочинении арабского историка конца XVI - начала XVII в. ал-Маккарй при описании "Зала Халифа" (Каср ал-Халйфа) во дворце Мадйнат аз-Захра', выстроенного 'Абд ар-Рахманом III (912-961) в 8 км от Кордовы, упоминается прекрасный фонтан византийской работы, наполненный жидким металлом. При этом историк отмечает, что ртуть в фонтане постоянно мешали для того, чтобы свет, отражавшийся в металле, играл на стенах здания, декорированных золотом, серебром и тончайшими плитами мрамора [Terrasse, 1932, р. 102]. Ал-Маккарй приводит свидетельство другого историка Ибн Башкувала, который упоминает, что посередине "Зала Халифа" находился огромный бассейн, наполненный ртутью [Maqqarī, 1840-1843, р. 236].
Таким образом, складывается впечатление, что бассейны, наполненные ртутью, были одним из элементов дворцовой архитектуры как в мусульманской Испании, так и в Египте эпохи Тулунидов. Правителей этих двух стран, отложившихся от власти Багдада, объединяло стремление превзойти халифский двор, который был взят ими за образец, в роскоши и блеске6.
В известных нам источниках, содержащих описания резиденций аббасидских правителей, не встречаются упоминания о бассейнах или фонтанах из ртути. Тем не менее, сочинение арабского ученого, историка XI в. ал-Хатйба ал-Багдадй "История Багдада" содержит информацию, которая может послужить ключом к разгадке тайны бассейна из ртути. Рассказывая о дворце халифа ал-Муктадира (908-932) в Багдаде, историк в следующих словах описывает его посещение греческими послами:
"Затем их повели во дворец, в котором содержалось сто львов; пятьдесят в правой стороне здания и 50 в левой. К каждому льву был прикреплен особый человек. Лев был на цепи, его голова и шея были закованы в железо. Потом послам показали дворец, расположенный между двумя садами. Посреди дворца находился пруд из свинца7, окруженный каналом из свинца, ко-
5 Вот как описываются состояние одного из рабочих, отравившегося ртутью во время золочения купола Исаакисвского собора в Санкт-Петербурге: "Отдельно от общих нар стоял топчан, и лежащий на нем человек был привязан к топчану веревками. Только благодаря веревкам он мог лежать на топчане с такой силой его трясло. Стоило лишь развязать веревки, и человек скатился бы на пол.
Вид спящего был отвратителен. Из открытого рта вытекала слюна на бороду, распухший язык, как видно, не умещавшийся во рту, торчал меж распухших беззубых десен, зловонное дыхание отравляло воздух, мокрое от пота и слюны лицо казалось зеленым под желтым светом, а может быть и в самом деле было зеленым... На несколько секунд дрожь стихала, затем начинала снова и снова подбрасывать тело..." [Бутиков, 1991, с. 76].
6 Для правителя Андалусии 'Абд ар-Рахмана III это соперничество имело и ярко выраженный идеологический характер, так как в 961 г. он провозгласил себя халифом, тем самым возвысившись до уровня аббасидского халифа, правившего в Багдаде [Dodds, 1994, р. 603].
7 букв, свинец из хал'. Топоним нам не известен.
стр. 46
торое сверкало ярче, чем отполированное серебро. Длина озера была 30 локтей, а ширина 20". Кроме того, историк упоминает сад, в котором росли деревья с позолоченными и посеребренными ветвями; на ветвях сидели сделанные из золота или серебра птицы [al-Khatib al-Bagdadhi, 1904, p. 137-138].
Как мы видим, описание дворцовой архитектуры в столице багдадских халифов во многом схоже с приведенными выше описаниями резиденции Хумаравайха в ал-Ката'и'. Что вполне понятно. За непродолжительный период своего пребывания в Египте в качестве правителей страны Тулуниды не смогли сформировать собственный архитектурный стиль. Как уже отмечалось, он был целиком заимствован из Багдада и Самарры, где Ибн Тулун провел свои юношеские годы, а Хумаравайх - детство. В своей египетской столице они старались воссоздать привычный архитектурный антураж. Однако в описании дворца халифа ал-Муктадира нас в первую очередь интересует описание пруда. Ал-Багдадй не упоминает, чем он был наполнен, однако сам резервуар был изготовлен из свинца, который был до блеска отполирован. Упоминание того, что металл был блестящим, в данном случае имеет, на мой взгляд, принципиальную важность.
В цитировавшемся выше сочинении "ал-Хитат" ал-Макрйзй в главе, посвященной Файйуму, историк приводит известную по Ветхому Завету и Корану легенду о Прекрасном Иосифе (Йусуфе) и жене Потифара (ал-'Азйза) Зулейке (Зулха). Повествуя о событиях, предшествовавших появлению Иосифа в Египте, ал-Макрйзй описывает великолепие дворцовых сооружений, воздвигнутых ал-'Азйзом для юного фараона. В частности, историк упоминает, что во дворце были построены чертоги из цветного стекла, окруженные водой, в которой плавали рыбы и были разбросаны кристаллы. Солнечные лучи, отражаясь в них, порождали великолепную игру света.
[Maqrīzī, 1924, р. 144, [3] (5-6)].
В той же главе, повествуя о возвращении победоносного войска фараона из дальнего похода в Мемфис, ал-Макрйзй рассказывает, как визирь, готовясь к встрече своего владыки, возвел для него павильон из разноцветного стекла и убрал его самыми лучшими тканями и посадил вокруг деревья и цветы и сделал бассейн из стекла небесного цвета, а на дно положил фигурки рыбок из белого стекла.
[Maqrīzī, 1924, р. 147, [3] (15-18)].
Приведенные свидетельства из арабских источников убедительно свидетельствуют о том, что помимо главной задачи - дарить прохладу - бассейны должны были ублажать взор правителя и придворных игрой света, будь то свет солнечный или же лунный. При этом необходимого эффекта устроители таких бассейнов добивались, используя различные материалы для изготовления самого контейнера для воды. В одном случае он был изготовлен из свинца, в другом - из стекла.
Что же касается Биркат аз-Зи'бак во дворце Хумаравайха, то возможно, что сам бассейн был изготовлен из какого-то металла, а затем посеребрен с использованием ртути. Вероятно, это имело тот же самый эффект, как если бы бассейн был наполнен жидким металлом. Технических препятствий для создания такого резервуара в IX в. не было. Вопреки бытующему мнению о том, что амальгамация была изобретена в Мексике Б. де Медина лишь в 1557 г., о свойствах ртути растворять золото и серебро было известно, по крайней мере, со времен античности [Del Mar, 1968, p. 134].
стр. 47
Так, согласно Плинию Старшему (ок. 73 г. н.э.) руду помещали в глиняный сосуд, в котором содержалась ртуть, затем, после продолжительного встряхивания, шлак удаляли, а полученную амальгаму отжимали через хорошо выделанную шкуру, в результате чего золото оставалось на шкуре. Ал-Бйрунй в своей "Минералогии" рассказывает о том, что в Индии золото, которое вымывала река Синд, добывали следующим способом: на дне рыли ямки и наполняли их ртутью; по прошествии года ртуть оказывалась наполненной золотом [Бируни, 1963, с. 221]. В Египте амальгаму использовали для золочения и серебрения начиная с птолсмеевского периода [Ancient Egyptian materials..., 2000. p. 169]. Ал-Бйрунй пишет: "из-за того что ртуть легко соединяется с железом только в присутствии золота, кольчуги и шлемы золотят амальгамой из золота, а затем их серебрят амальгамой из серебра" [Бируни, 1963, с. 216; Darley-Doran, 2000, р. 409-410].
Таким образом, бассейн из ртути во дворце Хумаравайха вполне мог представлять собой резервуар из металла, покрытый серебряной амальгамой. Будучи отполированной, амальгама имела зеркальную поверхность, отражавшую солнечный или лунный свет. Движение воды, которой был заполнен бассейн, усиливало эту игру света. Такое сооружение было и дешевле и безопаснее для здоровья.
Кроме того, согласно словарю Э. Лейна, от того же корня, что и слово, обозначающее ртуть ( вариант написания ), происходит глагол, означающий "украшать, разукрашивать, приукрашивать" а также масдар "украшения", и причастие в значении "покрытый ртутью"; особенно применительно к дирхемам и динарам, что согласно пояснению Э. Лейна, означает монету, покрытую серебряной или золотой амальгамой [Lane, 1955-1956, р. 1270]. Бируни также упоминает о фальшивых дирхемах, покрытых ртутью [Бируни, 1963, с. 216]8.
Тем не менее, ряд наблюдений все же заставляет считать, что Хумаравайх не пошел по этому безопасному для своего здоровья и более экономичному пути, чтобы соблюсти предписания врача.
Ал-Макрйзй пишет в упомянутом уже сочинении "ал-Хитат", что после разрушения дворца люди приходили на то место, где находился бассейн, рыли ямы и искали ртуть в трещинах бассейна:
[Al-Maqrīzī, 1853, р. 317].
Ибн Дукмак уточняяет, что люди воровали ртуть из трещин бассейна:
[Ibn Duqmaq, 1966, р. 122].
В свою очередь Исхакй пишет о том, что добытую ртуть люди продавали:
[Ishaqi, 2000, 244].
Подобные детали придают большую весомость свидетельствам источников о том, что бассейн был действительно наполнен жидким металлом. Другим косвенным подтверждением того служит упоминание ртутного бассейна, содержащееся в сочинении ал-Бйрунй "Минералогия". В частности, ученый пишет:
[Al-Bīrūnī, 2001, р. 15].
8 О фальшивых монетах, покрытых амальгамой см.: [Darlcy-Doran, Tazyīf, 2000, p. 409-410].
стр. 48
"Так, рассказывают о Мутаваккиле9, что органы у него не могли совершать половых движений и он не чувствовал удовлетворения от совокупления. Тогда наполнили для него бассейн ртутью и расстелили на нем кожаную подстилку с тем, чтобы ртуть приводила его [орган] в движение, без того чтобы ему самому двигаться. Это доставляло ему удовольствие. И спросил он о месте ее добычи. Ему было указано на аш-Шйз в Азербайджане" [Бируни, 1963, с. 18]10.
Таким образом, получается, что в аббасидский период ртуть использовалась для врачевания как физического истощения организма (или полового бессилия), которым, судя по приведенному тексту, страдал халиф Мутаваккиль, так и бессонницы, беспокоившей Хумаравайха.
Канон врачебной науки Авиценны, в котором говорится лишь о пагубном влиянии ртути на организм человека, является собранием рациональных медицинских знаний. Ртуть же могла использоваться для врачевания как магическое средство. К тому, как представляется, были все основания. Ртуть (или Меркурий) в алхимии была важнейшим элементом. Она считалась женским началом, подобно тому, как сера - мужским; вместе они лежали в основе всякого вещества. Согласно персидскому алхимику Джабиру ибнХаййану (721-815), от сухого испарения в недрах земли сначала образуется сера, а от влажного - ртуть. Потом уже от соединения серы (отца металлов) с ртутью (матерью металлов) образуются семь основных металлов [Каримов, 1957, с. 21]. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Ибн Хаййан также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие11.
В алхимических сочинениях ртуть имеет множество аллегорических названий: бегун ( ), беглец ( ), летающий, летучий ( ). Эти криптонимы описывают подвижность, быстроту, как главное качество ртути. Быстрым серебром ртуть называется и на европейских языках (quicksilver, Quecksilber, argent vif). Русское название ртути происходит от праславянского причастия *rbtotb, связанного с литовским rlsti "катиться". Вещество, обладающее такими качествами, могло быть использовано для того, чтобы путем "симпатической терапии"12 восстановить подвижность, как всего тела, так и его отдельных частей. Ртуть, но представлениям средневековых арабских врачей, вероятно, могла исцелить и от бессонницы, ибо Меркурий, имеющий женское начало, связывался с луной. Именно этим, вероятно, объясняется присутствующее во всех четырех приведенных выше арабских текстах описание слияния лунного света со светом ртути.
9 Халиф Аббасидской династии, правивший в 847-861 гг.
10 Перевод на английский язык текста Бируни несколько отличается: "About (the Abbasid Caliph) al-Mutawwakil, it has been said that constant and unremitting copulation made his body loose and flabby and yet he would not desist. A tank filled with mercury was prepared for him and his bed was laid thereupon in such a way that he would rock upon it without any external source of movement. When he enjoyed this bed, he asked where the mercury mine existed. He was informed that the mercury for his bed came from Shiz in Adharbijan" [http://www. farlang.com/gcmstoncs/biruni-book-gcmstoncs/pagc-037a].
11 Вероятно, в Китае ртути также приписывалось качество панацеи от любых хворей. По свидетельству Сыма Цяня, император Цинь Шихуанди, стремясь обрести вечную жизнь, использовал множество средств, но остановился на пилюлях, содержащих ртуть, которые, вероятно, и стали причиной его смерти [Wright, 2001. р. 49-50].
12 Согласно Л. Лсви-Брюлю, в примитивных обществах лечение почти всегда заключается в том, чтобы изгнать влияние духа, присутствие которого причиняет болезнь, либо в том, чтобы сделать больного сопричастным какой-то силе, обнаруженной или предполагаемой в лекарстве - силе, которая даст возможность больному одолеть болезнь. В последнем случае перед нами "симпатическая терапия", которая является общераспространенной и которой европейские врачи пользовались не далее как триста лет назад. Ограничимся одним примером: в Британской Колумбии "бесплодным женщинам дают пить отвар из осиных гнезд или мух, так как эти насекомые размножаются в огромном количестве. Факты подобного рода неисчислимы" [Лсви-Брюль, 1994, с. 214-215].
стр. 49
Остается ответить на два вопроса, как аббасидскому халифу и правителю Египта удалось доставить соответственно в Самарру и ал-Ката'и достаточное количество ртути, чтобы наполнить ее бассейны и как они избежали отравления.
Согласно сведениям историка Исхакй, приведенным выше, ртутный бассейн имеет размеры в два раза меньше (20x20 локтей), нежели тот, что описан у Ал-Макрйзй (50x50 локтей). 3. Хассан, в своем исследовании, посвященном эпохе правления Тулунидов, пишет о том, что резервуар, заполненный ртутью, имел площадь 33 кв. м [Hassan, 1933, р. 127]13. Таким образом, если предположить, что бассейн во дворце Хумаравайха имел размеры 5.75 м х 5.75 м, что как раз и дает площадь резервуара, равную 33 кв. м и был наполнен ртутью, например, на 25 см, то для этого понадобилось бы более 8000 литров ртути, которая бы весила более 112 т. Производство такого количества ртути и его доставка из Испании в Каир очевидно были возможны с учетом того, какой масштаб приобрела добыча жидкого металла, вызванная потребностью халифата в золоте. Ал-Идрйзй, египетский историк ХIII в., писал о том, что на рудниках Альмадена работало более 1000 человек; глубина шахт достигала 120 м [Al-Hassan, Hill, 1986, p. 967]. 112 т ртути, безусловно, требовало баснословных расходов из казны. Именно поэтому, вероятно, Ал-Макрйзй упоминает о том, что бассейн "был великолепнее всего, о чем было слышно из царских затей", а Ибн Дукмак - о том, что ртуть, заполнявшая бассейн, была стоимости огромной.
Не говоря о материальных затратах, которые потребовала бы транспортировка 112 т ртути, само это предприятие представляло сложную техническую задачу. Прежде всего, возникает вопрос, в чем перевозилась ртуть.
В хранениях и экспозициях многих музейных собраний имеются так называемые сфероконусы, "загадочные" керамические сосуды, которым посвящена обширная археологическая литература [Галиева, 2000, с. 54-57; Джанполадян, 1958, с. 201-213; Ленц, 1904, с. 0101-0112]14. Сфероконусы имеют сферическую верхнюю и коническую нижнюю часть. Тулово завершается короткой шейкой с небольшой головкой. Отверстие в головке бывает от 2 до 5 мм в диаметре. Внешняя поверхность сосудов обрабатывалась различными способами. Часто наблюдается лощение поверхности или покрытие цветной глазурью. В большинстве случаев поверхность сосудов украшалась разнообразными орнаментами, оттиснутыми по сырой глине. Средние размеры сосудов, согласно статистике в исследовании Р. Джанполадян, - от 9.5 х 7 см до 14 х 11 см. Сосуды делались из очень плотной, твердой, огнеупорной глины. Стенки сосудов толстые и приближаются к "каменному черенку" [Джанполадян, 1958, с. 202]. З.С. Галиева считает, что при изготовлении сосудов использовался клинкерный обжиг [Галиева, 2000, с. 53]. Сфероконусы, по мнению P.M. Джанполадян, не были дешевой продукцией и их нельзя ставить наравне с простой, неполивной керамикой [Джанполадян, 1958, с. 202]. Исследовательница полагает, что сосуды такой формы были распространены в Средней Азии и Восточной Европе в IX-XIV вв. [Джанполадян, 1958, с. 213].
Наиболее интригующая загадка, связанная со сфероконусами - их функциональное назначение. Очень часто в музейных собраниях на экспликациях они значатся как "ручные гранаты"15. В ряде работ о сфероконусах высказывается гипотеза о том, что они служили для перевозки и хранения ртути, на том основании, что археологами на различных памятниках были найдены запечатанные сосуды, в которых была обнаружена ртуть [Джанполадян, 1958, с. 209]. Новейшие археологические данные, приведенные в статье З.С. Галиевой, подтверждают это предположение [Галиева, 2000, с. 56-57].
13 К сожалению, исследователь не указывает, из какого источника он почерпнул эти данные.
14 Подробная типология сфероконусов приводится в статье З.С. Галиевой [Галиева, 2000, с. 53].
15 Например экспонаты 101, 102 и 104 в Музее исламской керамики на Замаликс в Каире [http://icm.gov. cg/E fatcmi.html]. Малоубедительная гипотеза, которая в настоящее время учеными серьезно не рассматривается.
стр. 50
Однако, как следует из материалов полевых исследований, сфероконусы изготавливались для перевозки и хранения не исключительно одной ртути. По мнению З.С. Галиевой, сфероконические сосуды были удачным изобретением средневековых гончаров. Они были специально созданы как удобная и небьющаяся тара для перевозки на далекие расстояния, как флаконы для дорогостоящих масел, жидкостей, лекарств; а также как химическая посуда [Галиева, 2000, с. 57; Джанполадян, 1958, с. 213].
Однако маловероятно, что толстостенные сосуды высотой не более 20 см использовались при перевозке столь значительного количества ртути. Если верна моя гипотеза о том, что бассейн все же был заполнен ртутью, то для ее транспортировки из Испании понадобилась бы тара значительно большего размера, чем сфероконусы. Но о существовании таких сосудов не известно.
Что касается вредного воздействия ртути на организм человека, то, вероятно, непродолжительное пребывание рядом с ртутью не приводит к плачевным последствиям и ртуть выводится из организма. Так, например, в 1937 г. на Международной выставке в Париже республиканское правительство Испании выставило фонтан из ртути, созданный американским художником и скульптором Александром Кальдером. Он экспонировался в национальном павильоне вместе с "Герникой" Пикассо и работами X. Миро. Работа Кальдера была посвящена осаде войсками Франко г. Альмадена, где, как уже говорилось, находились самые крупные в мире запасы ртути. Подвижные части фонтана были изготовлены из стали по той причине, что ртуть не амальгамирует сталь. Сам резервуар для ртути был сделан из бетона и покрыт смолой. Его размеры 114 х 293 х 196 см. В фонтане использовалось 150 л ртути [Marter, 1991, р. 191-192]. В настоящее время памятник выставлен в Фонде Хуана Миро в Барселоне герметично закрытый стеклом, которое защищает посетителей фонда от вредоносных испарений ртути. Однако на самой выставке фонтан стоял открытым, так как по воспоминаниям Кальдера, публику, толпившуюся перед диковинным сооружением, больше всего развлекало то, что монеты, брошенные в ртуть, не тонули [Marter, 1991, р. 191-192].
В заключение хотелось бы высказать еще одну гипотезу, которая, возможно, решит все проблемы, связанные с устройством открытого бассейна, наполненного ртутью: транспортировку большого объема жидкого металла на дальнее расстояние и ее фатальное воздействие на организм человека. Возможно, ртутью было заполнено лишь дно бассейна. Сверху же она была залита водой, которая препятствовала испарению жидкого металла. Такой бассейн в полной мере отвечал бы главной своей задаче - притягивать лунный свет, призванный исцелить правителя от мучившей его бессонницы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абу Али Ибн Сина (Авиценна) Канон врачебной науки. Избранные разделы. В 3-х чч. (Сост. У.И. Каримов, Э.У. Хуршут). М. Ташкент: МИКО Коммерческий вестник - ФАН, 1994.
Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Мас'уди. Золотые копи и россыпи самоцветов. (История Аббасидской династии: 749-947) / Пер. с араб., предисл., комм, и указ. Д.В. Микульского. М.: Наталис, 2002.
Бартольд В.В. Халиф и султан // Работы по истории ислама и арабского халифата. Т. 6. М.: Наука, 1966.
Бируни Абу Рсйхан. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Пер. A.M. Бслсницкого. Л.: Изд. АН СССР, 1963.
Бутиков Г.П. Музей "Исаакиевский Собор". Л., 1991.
Галиева З.С. Сфероконические сосуды Средней Азии: к вопросу о типологии и хронологии // Средняя Азия: Археология. История. Культура. Материалы международной конференции, посвященной 50-летию научной деятельности Г.В. Шишкиной. М.: Музей искусства Востока, 2000.
Джанполадян P.M. Сфероконические сосуды из Двина и Ани // Советская археология. 1958. № 1.
Каримов У.И. Неизвестное сочинение ар-Рази "Книга тайны тайн". Ташкент: Изд-во Академии Наук Узб.ССР, 1957.
Лсви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
Ленд Э. О глиняных сосудах с коническим дном, находимых в пределах мусульманского Востока // Записки восточного отделения русского археологического общества. Т. XV. СПб., 1904.
стр. 51
Филыптинский И. История арабок и халифата (750-1517). М.: Восток Запад, 2006.
A Medieval Islamic City Reconsidered: an interdisciplinary approach to Samarra / Ed. Ch. Robinson. Oxford: Oxford University Press, 2001 (Oxford Studies in Islamic Art, N 14).
Al-Biruni. Kitab al-jamahir fi ma'rifat al-jawahir: Natural Sciences in Islam. Vol. 30. Institute for the History of Arabic-Islamic Science at the Johann Wolfgang Goethe University. Frankfurt-am-Main, 2001.
Al-Hassan A.Y., Hill D.R. Ma'din // Encyclopaedia of Islam. Vol. 5. Leiden: Brill, 1986.
al-Khatib al-Bagdadhi. L'introduction topographique a l'histoire de Bagdadh. Bibliotheque de 1'Ecole des hautes etudes, IVe section, Sciences historiqucs ct philologiqucs. P.: E. Bouillon, 1904.
Ancient Egyptian materials and technology / Eds. P.T. Nicholson, I. Shaw. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
Darlcy-Doran, R.E. Tazyif. Ma'din // Encyclopaedia of Islam. Vol. 10. Leiden: Brill, 2000.
Del Mar A. A History of the Precious Metals from the Earliest Times to the Present. N.Y.: Burt Franklin, 1968.
Dodds J. The Art of al-Andalus // The Legacy of Muslim Spain. Handbuch der Orientalislik. Erste Abteilung, Nahe und der Miitlere Osten. 2. Bd., Leiden-New York: Brill, 1994.
Haarmann U. Khumarawayh b. Ahmad b. Tulun // Encyclopaedia of Islam. V. 5. Leiden: Brill, 1986.
Hassan Z. M. Les Tulunides. Etude de l'Egypte Musulmane a la fin du IXe Siecle 868-905. P: Etablisscmcnts Busson, 1933.
Hassan Z.M. Ahmad b.Tulun // Encyclopaedia of Islam. Vol. 1. Leiden: Brill, 1986.
Hernandez A., Jcbrak M., Higucras P., Oyarzun R., Morata D., Munha J. The Almaden mercury mining district, Spain // Mineralium Deposita. 1969. Vol. 34 (5-6).
Hinz W. Dhira' // Encyclopaedia of Islam. V. 2. Leiden: Brill, 1991.
lbn Duqmaq. Kitab al-intisar li-wasitat 'iqd al-amsar. Bayrut: al-Maktab al-Tijari lil-Tiba'ah wa-al-Nashr wa-al-Tawzi', 1966.
Ibn lyas. Kitab tarih Misr al-mashur bi-Bada'i' al-zuhur ft waqd'i' al-duhur. al-Qahirah: al-Matba'ah al-Kubra al-Amiriyah. 1311-1312 [1893-1894].
Ishaqi 'Abd al-Mu'ti Akhbar al-uwal fi-man tasarrafa ft Misr min arbab al-duwal. al-Mansurah: Maktabat al-Iman. 2000.
Kahl O. Zi'bak // Encyclopaedia of Islam. Vol. 11. Leiden: Brill, 2002.
Lane E.W. Arabic-English Lexicon. B. 1. Pt. 3. N.Y., 1955-1956.
Lc Mascricr J.-B. Description de l'Egypte, contenant plusieurs remarques curieuses sur la Geographic ancienne el moderne de cepais...., La Hayc, 1740.
Levi-Provencal E. L'Espagne musulmane au Xeme siecle: institutions et vie sociale. P.: Larosc, 1932.
Maqqari Ahmad ibn Muhammad. The History of the Mohammedan Dynasties in Spain: Extracted from the Nafhu-t-tib Min ghosni-l-Andalusi-r-rattib wa tdri'kh Lisdnu-d-Din Ibni-l-Khattib. L.: Printed for the Oriental translation fund of Great Britain and Ireland, 1840-1843.
Maqrizi. Al-Mawdiz wa l-i'tibar fi dhikr al-khitat wa'l-athar. al-Qahirah: Bulaq. I-II, 1270 [1853].
Maqrizi. Mawa'iz wa-al-i'tibar fidhikr al-khitat wa-al-athar // Memoires publies par les membres de l'Institut francais d'archeologie orientale du Caire. T. 49. Lc Cairc: Impr. de l'Institut francais d'archeologie orientale, 1924.
Martcr J.M. Alexander Calder. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
Quatremere E. Memoires geographiques et historiqucs sur l'Egypte et sur quelques contrees voisines. Islamic geography. Vol. 252-253. Frankfurt-am-Main: Institute for the History of Arabic-Islamic Science at the Johann Wolfgang Goethe University, 1996.
Sayyid Ayman Fu'ad. La capitale de l'Egypte jusqu'a l'epoque fatimide Al-Qahira et Al-Fustat: essai de reeonstitution topographique. Orient Institut der Dcutschen Morgcnlandischcn Wisscnschaft. Bcirutcr Tcxtc und Studicn. Bd. 48. Beirut, 1998.
Scybold C.F., Ocana Jimenez M. al-Ma'din // Encyclopaedia of Islam. Vol. 5. Leiden: Brill, 1986.
Tcrrassc H. L'art hispano-mauresque des origines au XIIIe siecle. P., 1932.
Wright D.C. The History of China. L.: Greenwood Press, 2001.
стр. 52
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |