Путь от Душанбе на юго-восток к Кулябу лежит через горный перевал Чермозак. С него открывается вид на Вахшскую долину, стиснутую с двух сторон мощными хребтами. Ее длина - около 110 км, а ширина от обоих берегов среднего и нижнего течения стремительно несущейся реки Вахш составляет более 10 километров. До социалистической революции основная часть Вахшской долины представляла собой полупустынные пространства, поросшие в иных местах совершенно непроходимыми зарослями тугаев. Поселения встречались редко и были малолюдны. Посевы хлопчатника местного сорта не превышали 600 гектаров. Почвы - светлые сероземы, поливные, местами засоленные. Долина лежит в зоне сухих субтропиков, и климат здесь резко континентальный.
Вахшская ирригационная система, первая очередь которой была закончена еще во второй пятилетке, позволила оросить многие десятки тысяч гектаров плодородных земель и превратить долину в один из крупнейших в стране районов, производящих ценные тонковолокнистые сорта хлопчатника. Там выросли десятки населенных пунктов и поселков городского типа, созданы крупные хлопковые, садово-виноградные и животноводческие совхозы. В г. Курган-Тюбе, экономическом и культурном центре долины, ныне работают хлопкоочистительный, маслобойный, авторемонтный, трансформаторный и другие заводы. Большую научно-исследовательскую работу ведут почвенно-мелиоративная станция Таджикского института почвоведения, филиал Таджикского Всесоюзного научно-исследовательского института садоводства и виноградарства.
Более 9/10 территории Таджикистана занимают горы. У линии вечных снегов, в глубине ущелий зарождаются реки, которые, низвергаясь в долины, набирают по пути огромную силу. По запасам водной энергии Таджикистан стоит на втором месте в СССР после Российской Федерации. Оказалось, что энергия его рек составляет свыше 60 млн. киловатт. По мощности это около 15 Братских ГЭС. Крупнейшей водной артерией Южного Таджикистана является р. Вахш. Она располагает громадными ресурсами гидроэнергии. На ее протяжении (более 700 км) общее падение составляет 4,5 тыс. метров. Вахш начинается в восточном конце Алайской долины под названием Кызылсу, что по-киргизски означает "Красная вода". В пределах Таджикистана его называют Сурхоб (по-таджикски тоже "Красная вода"). Сурхоб в тех местах пополняется впадением в него нового крупного потока - горной реки Муксу. Далее по течению в Сурхоб впадает Обихингоу. Ниже река уже называется Вахш и течет до слияния с р. Пяндж, образуя Амударью.
Развитие энергетики в Таджикистане началось с освоения р. Варзоб, на которой с 1936 по 1952 г. были сооружены три первые гидростанции. Затем - Кайраккумская на р. Сырдарье, имевшая уже межреспубликанское значение. С ее вводом улучшилось энергоснабжение промышленности и сельского хозяйства Ленинабадской области и части Узбекской ССР. Водохранилище ГЭС обеспечило сезонное регулирование стока воды Сырдарьи и позволило оросить дополнительно 300 тыс. га засушливых земель в Голодной степи. Затем началось строительство нескольких электростанций на Вахше. Самой мощной в республике была вначале Головная ГЭС. Теперь среди электрических станций Вахшского каскада на первом месте стоит, безусловно, Нурскская
В те годы автор был первым секретарем Нурекского горкома КП Таджикистана.
стр. 92
ГЭС. Достаточно сказать, что мощность Головной ГЭС меньше мощности одного агрегата Нурекской, которая своими девятью турбинами способна вырабатывать в год более 11 млрд. киловатт-часов. Уступает Нурек лишь своим сибирским собратьям - Саяно-Шушенской, Красноярской, Братской и Усть-Илимской ГЭС. Нурекская ГЭС призвана обеспечить более интенсивное развитие производительных сил Средней Азии, в первую очередь Южно-Таджикского территориально-производственного комплекса, о котором говорится в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года".
Недра Таджикистана таят в себе богатейшие ископаемые. Запасы нефти, каменного угля, газа, фосфоритов, полиметаллов, нефелиновых сиенитов, селей, минералов в сочетании с огромными запасами гидроэнергии выдвигают республику в число важнейших в Союзе районов для организации крупных энергоемких производств. И, наконец, высококачественный хлопок. Но для его выращивания нужна вода. "Где вода, там и жизнь" - гласит древняя таджикская пословица. Эту воду ждали целинные земли Чимкентскяй и Джамбулской областей, Дангаринской долины, правобережные поймы Амударьи. Благодаря сооружению Нурекской ГЭС, имеющей комплексное ирригационно-энергетическое назначение, получат воду около 500 тыс. га уже освоенных и залежных земель, что даст только за счет дополнительных урожаев хлопка ежегодный доход в размере свыше 110 млн. рублей.
Строительство этой гидроэлектростанции в Таджикистане, некогда одном из самых отсталых районов России, имеет не только экономическое, но и политическое значение. Факт создания этого уникального инженерного сооружения вызывает у каждого жителя республики законное чувство гордости за свою социалистическую Родину. Нурекская ГЭС - яркое свидетельство нерушимой дружбы народов нашей страны, наглядный пример для слаборазвитых стран. Значение Нурекской ГЭС состоит и в том, что ее строители впервые в мировой практике решали проблему создания высоконапорного гидроузла в зоне 9-балльной сейсмичности. Член индийского парламента проф. Х. Мукерджи, побывавший на стройке в Нуреке, оставил в книге для почетных гостей такую запись: "В Советском Союзе я воочию увидел плоды трудов Владимира Ильича Ленина. В прошлом отсталая страна Таджикистан ведет гигантские стройки по соседству с моей страной. Если наша молодежь преклонялась перед храмами, которые есть в Индии, то теперь пусть все преклоняются перед гигантским строительством Нурека, перед могуществом всего Советского Союза".
"Грандиозная, гигантская, колоссальная...", "Жемчужина Таджикистана", "Чудо на Вахше" - эпитеты эти встречались во многих статьях и репортажах, посвященных строительству Нурекской ГЭС. И не случайно. Ведь высота ее плотины достигает 300 метров. Это почти 100-этажный дом. Можно вспомнить, что знаменитая египетская пирамида Хеопса поднялась ввысь на 146,6 м, Московский университет на Ленинских горах - почти на 240 м, и только Эйфелева башня в Париже может соперничать по высоте с плотиной Нурекской ГЭС. В истории мировой практики гидроэнергетического строительства нет подобных сооружений.
Нурекская плотина позволила создать водохранилище, которое разместилось в межскальной естественной впадине. Это дает возможность сосредоточить в горном озере, созданном по воле человека, свыше 10 млрд. куб. м воды. Громадный напор, созданный плотиной, вращает лопасти девяти турбин Нурекской ГЭС, каждый мощностью в 300 тыс. киловатт. Ежегодно они вырабатывают электроэнергии больше крупнейших американских электростанций Грэнд-Кули на р. Колумбия, Болдер-Дэм на р. Колорадо, Льюистон около всемирно известного Ниагарского водопада, французской ГЭС Шастан на р. Дордонь, отдельно взятых.
При проектировании Нурекской ГЭС инженерная мысль столкнулась с вопросами, не имеющими аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. Поэтому почти каждое из сооружений, входящих в состав гидроузла, даже принципы организации строительства и способы производства основных работ явились, по существу, оригинальными. Например, проектная организация накануне строительства плотины разработала вариант сооружения железнодорожной ветки к стройплощадке. От ближайшей железнодорожной станции Янги-Базар надо было проложить путь всего
стр. 93
в 60 километров. Но это было чрезвычайно сложной задачей. От перевала до Нурека склон хребта настолько крутой, что железнодорожный путь пришлось бы делать с большими уклонами, радиусами кривых, ставить эстакады, пробивать туннели. Прокладка дороги обошлась бы очень дорого, а по завершении строительства ГЭС эта ветка оказалась бы незагруженной. Решено было все грузы, а это более 2 млн. т, привозить на строительную площадку автомобильным транспортом. По горным дорогам предстояло доставить сюда панели жилых домов, бульдозеры, экскаваторы, оборудование для электростанции, в том числе рабочие колеса уникальных турбин, валы для турбин и генераторов, колоссальные трансформаторы.
Вспоминаю 1969 - 1970 годы. Словно чудом укрепившись на отвесных горных кряжах, окружавших створ плотины, работали кажущиеся издали миниатюрными мощные экскаваторы. К ним то и дело подходили самосвалы и, загрузившись, медленно ползли по склону горы. В скалах были пробиты отверстия - выходы и входы строительных, а также транспортных туннелей, пробивать которые гораздо выгоднее, нежели прокладывать объездные дороги. Позади плотины и здания ГЭС, за дамбой (нижняя перемычка высотой 18 м, ограждающая здание станции от воды), река мощной струей вырывается прямо из горного хребта. Это выходной портал одного из строительных туннелей. По мнению ученых, в этом районе произошло когда-то землетрясение, и горный обвал перегородил путь реке, заставив ее сделать петлю. Этим-то и воспользовались строители: пробили сквозь гору туннели, снова спрямив русло реки. Поставив верхнюю перемычку, они заставили Вахш течь сквозь гору. Некоторые туннели пробили только на время строительства гидростанции, потому они и назывались "строительными". В них направили реку, чтобы на сухом месте можно было насыпать плотину.
Перегородив реку верхней перемычкой, строители подняли уровень реки и заставили ее течь по туннелю. Над входным порталом первого строительного туннеля, куда вливался Вахш, находился вход второго строительного туннеля, а еще выше был проложен третий туннель. По мере наращивания плотины ГЭС заполнялось Нурекское водохранилище, а излишки воды пропускались через туннели. Гидрологи предположили, что существует вероятность, хотя и очень незначительная, что Вахш может стать более многоводным и переполнит водохранилище. В обычный июльский паводок река несет около 3 тыс. куб. м в секунду, иногда и больше, но этот поток может возрасти до 5 тысяч. Чтобы чаша водохранилища не переполнилась, пробили четвертый туннель, портал входного отверстия которого располагался над уровнем водохранилища с учетом его возможного подъема. Этот туннель будет служить как бы предохранительным клапаном для водохранилища.
Такие крупнейшие гидроузлы в Средней Азии, как Нурекская, Токтогульская или Червакская ГЭС, в инженерно-техническом отношении представляют собой результат совершенно новых проектных решений. Подобных в отечественной практике еще не было. К тому же они находятся в сейсмических районах. Все это накладывало на проектировщиков и строителей особую ответственность. 23 марта 1968 г. по инициативе горкома партии и руководства стройки в Нуреке была проведена первая научно-техническая конференция проектных, научно-изыскательских подразделений и различных институтов, выполнявших рабочее проектирование основных сооружений Нурекской ГЭС. Ее цель - выявить недостатки в проектно-изыскательских работах, обнаружившиеся в ходе строительства, совместными усилиями проектировщиков и строителей преодолеть их. Не менее важно было сплотить организации, находившиеся на строительстве, установить более тесные творческие контакты между научными силами и строителями, обменяться информацией о проделанной работе. Большое значение имела конференция для рабочих и служащих строительства, которые более детально познакомились с важнейшими техническими проблемами стройки.
Таджикистан - самый сейсмоактивный из континентальных районов Советского Союза. Хребты Тянь-Шаня и Памиро-Алая и их отроги, прорезавшие республику во всех направлениях, еще не успокоились. Под ними бродят те самые тектонические силы, которые миллионы лет назад подняли их над равниной. Нурек как раз расположен между хребтами Тянь-Шаня на севере и Памиро-Алая на востоке. Да и вообще 80% территории Таджикистана входит в 8- и 9-балльные зоны. Нурекчане привыкли
стр. 94
к землетрясениям. Иногда во время работы вдруг ощущаешь, как стол вздрогнул и затем мелко задрожал, будто по улице проехал тяжелый самосвал. Вечером по радио передадут, что в Нуреке днем были зафиксированы толчки силой в 3 балла. Такое землетрясение не только не причиняет никаких разрушений, но даже не всеми бывает замечено. Более слабые толчки, в 1 - 2 балла, улавливают только приборы. А подобных толчков в Нуреке, как и в районе Душанбе, за год бывает сотни. Тары, так щедро наделяющие Таджикистан гидроэнергией, в то же время создают серьезную опасность для творений рук человеческих. Сильными считаются землетрясения в 8 и выше баллов. Научные сведения о подобных колебаниях земной коры в Таджикистане начали собирать примерно с 1895 года. Их отмечено около двух десятков. К счастью, многие прошли в безлюдных высокогорных районах. Но были и такие, как Каратагское в 1907 г., силою в 9 - 10 баллов, стоившее жизни сотням людей, или Хаитское в 1949 году.
Точно прогнозировать землетрясения сейсмологи пока не в состоянии, но вероятность их пытаются предсказать. Это позволяет в какой-то мере предусмотреть меры борьбы с ними и запроектировать сооружения так, чтобы они выдержали подземные толчки. Известно, что ряд монументальных зданий в Средней Азии выдержал многочисленные землетрясения, в том числе и катастрофические, о которых упоминается в сочинениях арабских, персидских и других авторов. Древние зодчие искали средства, повышающие прочность кладки и амортизирующие подземные толчки: скрепляли камни эластичным алебастром, делали специальные прокладки и многое иное.
Конструкция Нурекской плотины в техническом проекте была принята с учетом всех экспериментальных и научно-исследовательских данных, полученных за многие годы научно-исследовательскими институтами. При проектировании плотины впервые была применена новая методика расчета устойчивости как отдельных элементов, так и плотины в целом с учетом сейсмических воздействий. Но расчеты расчетами, а необходимо было провести и соответствующие эксперименты. Нурек относится к 8- балльной зоне, и всех волновал главный вопрос: выдержит ли будущая плотина толчок такой силы?
В Душанбе, в Институте сейсмостойкого строительства и сейсмологии АН Тадж. ССР был создан макет Нурекской плотины. Макет установили на платформе, к которой подключили мотор. Включают его - и платформа начинает вибрировать, создавая землетрясения в миниатюре. Кроме этой модели, была построена другая, вблизи Нурека, уже полевая, на ручье, высотой около 6 метров. Здесь землетрясения имитировались по-иному: в скалу закладывали взрывчатку, и взрывы сотрясали опытную плотину. Два года велись эксперименты. Было установлено, что гидроузел полностью гарантирован от любых неожиданностей, даже если будут наблюдаться "крупные земляные лавины и разрушения выветренных скал", как называют сейсмологи землетрясения в 9 баллов.
Нельзя не рассказать об одном техническом изобретении, примененном на Нурекской ГЭС. На гидроузле стоят уникальные гидрогенераторы, обмотка статора которых имеет непосредственное охлаждение дистиллированной водой. До этого подобные генераторы были установлены на Красноярской ГЭС. Охлаждение обмотки статора водой усложняет его конструкцию, но в то же время позволяет строить очень крупные генераторы, что дает большую экономию как при возведении здания ГЭС (компактность), так и в расходовании черного и цветного металлов на самих машинах. С учетом опыта Красноярской ГЭС приняты были новые конструктивные решения, которые позволили избежать недостатков красноярских агрегатов. Гидроэнергетики Нурека пуск генераторов провели с охлаждением статора водой. Если бы нурекчане осуществили пуск первых гидроагрегатов без охлаждения водой, то турбины с временным рабочим колесом не смогли бы нести нагрузку более 100 тыс. квт, а с водяным охлаждением они несли нагрузку до 140 тыс. квт каждый. Разница весьма значительная, а главное - был преодолен своеобразный психологический барьер, и впоследствии никому в голову не приходило пускать очередные генераторы без водяного охлаждения.
Впервые в мировой практике на Нурекской ГЭС были применены мощные шаровые затворы диаметром 4,2 м и весом около 600 т, рассчитанные на давление водяного
стр. 95
столба в 400 метров. Затворы таких параметров нигде раньше не применялись. Уникальны они и по технологии изготовления: выполнялись массивные 85-тонные отливки, которые затем обрабатывались на станках. Нурекские гидростроители и эксплуатационники принимали самое деятельное участие в доводке конструкции шаровых затворов. После монтажа они провели специальные их испытания. Нурекчане предложили новую схему управления, которую принял завод-изготовитель. Шаровым затворам Нурека, по заключению Минэнерго СССР, был присвоен государственный Знак качества, а в 1979 г. группа их разработчиков была удостоена Государственной премии Таджикской ССР. Многое сделали нурекские эксплуатационники по совершенствованию гидроагрегатов электростанции. Возглавляемый главным инженером ГЭС А. К. Мельниковым технический персонал гидроэнергетиков Нурека только по усовершенствованию различных узлов гидрогенераторов внес более 100 предложений, которые были одобрены заводом-изготовителем "Уралэлектротяжмаш" и учтены при выпуске остальных агрегатов. Аналогичная работа проводилась и по турбинам, где было принято около 20 усовершенствований, предложенных нурекскими инженерами и рабочими.
День 28 марта 1966 г. хорошо запомнился нурекчанам. В полдень Пулисангинское ущелье потряс мощный взрыв, который разметал перемычку, ограждавшую входную часть строительного туннеля нижнего яруса от Вахша. Река стремительно ринулась по новому руслу через огромный подземный коридор длиною 1626 метров. Событие это готовилось долго. Сроки отвода воды по подземному туннелю несколько раз переносились. Вызвано это было тем, что по мере развертывания работ стремительно возрастал их объем. Надо было срочно принимать меры по "лечению" бетона в первом строительном туннеле, а также вести цементационные работы. Только на выходном портале предстояло пробурить скважины длиной почти в 5 километров. Много времени отнимала вырубка наплывов и выступов со стен туннеля. Бетон должен быть гладким, чтобы вода текла по подземной трубе с заданными в проекте скоростями. Иногда досадные мелочи перерастали в большие проблемы, снижая производительность труда. То инструментальная оказывалась расположенной далеко от рабочих мест и много времени уходило на пустую беготню, то не подвозили вовремя необходимых материалов. Не жалели государственных средств некоторые начальники и мастера участков: готовится, например, взрыв в туннеле, и еще точно не известно, когда и сколько придется вывозить породы, а машины из гаража уже вызваны и простаивают, в путевке же водителей простой отмечается как "хозяйственные работы".
Немало таких вопросов поднималось на планерках и летучках, но требовались и более решительные действия. Горком партии и партийный актив возглавили борьбу с неоправданными простоями, затяжными перекурами, низкой производительностью труда. Коммунисты Нурека отлично понимали, что успех дела зависел от сплоченности людей, их энергии, четкого взаимодействия всех звеньев стройки. Необходимо было покончить с раскачкой и ссылками на объективные причины, хотя они и имелись. Нужны были строгая дисциплина и четкая организация труда. Заседания бюро горкома партии проходили бурно. По многим вопросам звучала резкая критика в адрес постройкома: соревнование между бригадами и участками в "Гидроспецстрое" лишено наглядности (нет стендов с показателями, досок почета); коллективный договор за прошлые годы не проверялся, а нового до сих пор не существует; никто не работает с рационализаторами.
Горком партии понимал, что главный недостаток заключался в неорганизованности. То и дело приходилось сталкиваться с простоями техники в туннелях, ненужным трудом проходчиков, перетаскивающих с места на место машины и механизмы. Если раньше гидроспецстроевцы оправдывали низкие темпы работы отсутствием механизмов или материалов, то в канун пропуска вод Вахша на это ссылаться уже было нельзя. Однако целые бригады оставались без дела, ожидая, пока соседи обеспечат им фронт работ. Каждой бригаде, каждому звену необходимо было четко определить свою роль в период завершения работ в туннеле. А условия там были нелегкие: на маленьких площадках скапливались люди, техника. Начальникам участков надо было проявлять творческую инициативу, расторопность в подготовке резервных фронтов работ.
стр. 96
По требованию бюро горкома партии разработали новый график, согласно которому пропуск предстоящего паводка через туннель намечался в марте 1966 года. Дело обсуждалось на каждом участке строительства туннелей, в каждой бригаде. Входной портал первого строительного туннеля следовало закончить к середине февраля, а выходной - к концу месяца. К 25 февраля должна была быть сдана камера аварийных затворов. Стройка жила в предпусковом ритме, и я целые дни проводил на различных ее объектах. Заезжаю в первый строительный. Здесь трудится более 900 человек. О огоньком работают бригады бетонщиков "Гидроспецстроя" и монтажники из "Гидромонтажа". Носятся в туннеле мощные автосамосвалы, вывозят взорванную породу. То тут, то там на всем протяжении туннеля можно увидеть инженеров, техников, проектировщиков, осуществляющих контроль за производством работ. С секретарем парторганизации гидроспецстроевцев А. В. Поповым прошли весь туннель от выходного портала до входного. Остановились побеседовать с бригадой Ивана Сорвилова. Бригадир дома почти не бывает. Днюет и ночует в туннеле начальник участка Л. Сидорин.
Со вторым строительным туннелем дело обстояло хуже. По расчетам гидраспецстроевцев, его могли закончить лишь в мае 1966 года. В то время родилась идея произвести в марте не "пионерное" перекрытие, а "большое", с обрушением (направленным взрывом) правобережной подпорной стенки. Для пропуска паводка предполагалось подключить второй, недостроенный туннель, забетонировав свод, лоток и часть стены там, где порода слабая и ненадежная, а на выходе заложить временно бетонную пробку, спуская воду через подходные штольни. Однако из бесед с проектировщиками стало ясно, что едва ли это возможно. Главный инженер проекта С. А. Боровец полагал, что скала в ряде мест может быстро разрушиться, следовательно, не исключены обвалы стен и просадка свода туннеля. Начальник строительства К. В. Севенард считал, что при благоприятном пропуске паводка по такой схеме строители смогли бы на 6 - 7 месяцев раньше срока начать строительство плотины. Вопрос был технически сложным, а доводы обеих сторон - весомыми и убедительными. Хотя бюро партийного комитета неправомочно решать подобные проблемы, тем не менее начальник строительства, инициатор этой смелой инженерной акции, доложил в сентябре 1965 г. свои соображения в горкоме партии. Бюро постановило: коль нет единого решения по такому принципиальному вопросу между руководством строительства и главным инженером проекта, пригласить для консультации специалистов из Минэнерго СССР.
Вскоре на стройку прибыли А. А. Беляков - заместитель председателя научно- технического совета министерства и И. Л. Сапир - главный инженер "Главвостокгидроэнергостроя". Тщательно изучив положение дел на месте, группа специалистов во главе с представителями Минэнерго поехала в Душанбе докладывать ЦК КП Таджикистана и правительству республики свои выводы. Было решено в марте, во время половодья, взорвать перемычку перед первым строительным туннелем и пустить через него воду. В осушенное русло завезти камень, гравий и суглинок, сделав своего рода небольшую плотину. Поверхность этой плотины спланировать и покрыть, подобно шахматной доске, бетонитами весом до 10 т каждый, надежно скрепив их между собою мощными тросами и арматурной сталью. Через эту переливную плотину и готовый к тому времени строительный туннель пропустить паводок 1966 года.
Встреча Нового года, в который намечалось перекрыть Вахш, была особенно памятной. Я отправился в Диссабурскую среднюю школу, где в актовом зале собрались строители. Было шумно и весело. Члены объединенного постройкома, и особенно А. П. Рудченко, сделали все, чтобы подготовить интересную программу праздничного вечера. Меня попросили сказать строителям несколько слов. О чем же говорить? У всех на уме было одно - "Даешь перекрытие Вахша!". Настроение было приподнятым. Приятно находиться среди людей, с которыми тебя связывает большая, трудная, но прекрасная цель. После встречи Нового года ритм работы на створе начал стремительно нарастать, и вскоре наступил день, когда Государственная комиссия приняла туннель первого яруса и дала разрешение на его эксплуатацию. На импровизированную пресс-конференцию собрались в клубе Нурека члены комиссии, руководители стройки, журналисты, рабочие. Событие было знаменательное: в толще горы на глу-
стр. 97
бине 300 м проложен более чем полуторакилометровый туннель, площадь сечения которого равнялась 103 квадратным метрам! Строителями Нурека был сделан первый важный шаг, завоевана первая крупная победа. Предстояло сделать еще во много раз больше, но значение этой победы было велико.
На 12 час. 28 марта был назначен взрыв перемычки. После нескольких дождливых дней с утра над Нуреком засветило солнце. Из Душанбе прибыли члены Бюро ЦК КП Таджикистана и правительства республики. Народ повалил к реке, к Пулисангинскому ущелью. А еще раньше туда уехал автобус с представителями комиссии и взрывниками. Больше всего людей собралось у выходного портала туннеля, откуда, пройдя сквозь толщу горы, должна была вырваться после взрыва мощная струя вахшской воды. Тысячи людей облепили берег. Мальчишки вскарабкались даже на одинокую чинару, высившуюся неподалеку. Щелкали фотоаппараты, играл оркестр.
Оставались считанные минуты. Наступила тишина, слышен был только мерный шум Вахша. Но вот наверху, в горах, появилось небольшое серое облако и донесся глухой щелчок. Это был сигнальный, предупредительный взрыв. А спустя несколько секунд над острой сизой вершиной, за которой прятался створ плотины, встал столб дыма, камней, щебня. Горы задрожали, разнося многократно эхо взрыва. Все смотрели на выходной портал туннеля, но вода в нем не показывалась. Наконец появилась слабая струйка, потекла и тут же сникла. Потом показалась снова, начала вспухать, а вскоре грязная, вспененная вода вырвалась наружу и, выплевывая камни и суглинок, с шумом и грохотом обрушилась в русло. Началась интенсивная подготовка к главному событию - перекрытию Вахша. Вообще-то на строительстве крупных ГЭС схемы перекрытий отработаны и инженерно обоснованы, их уже применяли при сооружении ряда Волжских, Братской и Красноярской ГЭС. Однако перекрытие Вахша - дело уникальное.
3 ноября 1966 г., в канун празднования 49-й годовщины Великого Октября, был произведен взрыв подпорной стенки. Что такое подпорная стенка? На высоком скалистом правом берегу реки, в верхней и средней части будущей плотины, за ажурным переплетением железобетонных брусьев, сложенных в геометрически правильные формы кубов с общей длиной по руслу более 250 м и высотой до 20 м, было специально заскладировано и последовательно уложено около 600 тыс. куб. м суглинка, гравия и камня. Предстояло взрывом положить на место будущей плотины 40- 45% этого материала. В 22 горизонтальные камеры и в 86 вертикальных скважин, расположенных в подпорной стене, было заложено 325 т взрывчатки. В 10 час. утра взрывник Т. Курбанов, член Президиума Верховного Совета республики, замкнул взрывную электросеть. Раздался взрыв такой силы, что в Нуреке в ближайших кишлаках возникло землетрясение силой в 5 - 6 баллов. 250 тыс. куб. м суглинка, гравия я камня с большой точностью легли в основание будущей высотной плотины Нурекской ГЭС.
Первые годы Нурекской стройки важны еще и тем, что буквально на глазах создавался дружный, многотысячный интернациональный коллектив. Русские и таджики, украинцы и белорусы, татары и казахи, узбеки и киргизы, представители других народов нашей великой страны совместно трудились на огромной строительной площадке Нурека. Здесь прославились Федор Мороз и Абдухамид Набиев, Иван Сорвилов и Товар Курбанов, Адам Корольчук и Ильжас Сафаров, Веда Давыдкина и Ирина Тележникова. Опытными командирами производства зарекомендовали себя И. Ф. Агафонов, Б. И. Галич, М. И. Бородин, Н. Г. Савченков, И. Д. Ковалев, А. М. Клопов, Е. Ф. Махов, Н. В. Минаков, Л. М. Сидорин, В. В. Суровегин, Ю. Н. Чайковский, В. В. Чебоксаров и многие другие. В первом строительном туннеле в полную силу раскрылись способности организаторов горнопроходческого дела бригадиров И. Ломакина, Кошкина, В. Якименко, А. Короля, В. Крашенникова, Ш. Мирзоева, П. Блохина и многих других. Это их бригады проходили за месяц от 40 до 55 погонных метров проходки верхнего уступа и до 130 метров нижнего, укладывали в свод, стены и порталы туннеля до 150 - 200 куб. м бетона за смену. Еще совсем недавно Нуритдин Юсупов и Шариф Мирзоев не знали даже приблизительно, что такое "бетоноукладчик", теперь же стали квалифицированными бетонщиками, мастерами сво-
стр. 98
его дела, чьи бригады заложили в выходной портал туннеля около 4 тыс. куб. м конструктивного бетона.
А Федор Мороз! Фронтовик-десантник, шахтер, прошедший выучку на воркутинской кочегарке, затем поселившийся в Душанбе, где собирался окончательно осесть, он, услышав про Нурек, приехал туда в 1961 г. и с перфоратором в руках спустился в нурекские туннели. Да, подходы к первому туннелю долбили тогда еще перфораторами - отбойными молотками. Крепь ставили деревянную, как в шахтах. Даже хвоей пахло. А лес для Нурека везли из Сибири. Пройти 10 погонных метров в нурекском туннеле считалось тогда рекордом, это был отличный результат. Так начинали... Да и само горное дело в Нуреке было молодо, как и люди. Директору строящейся ГЭС И. Г. Чеснокову не было еще 40 лет; 25 лет было начальнику участка строительного управления плотины О. А. Лащенову, ставшему впоследствии главным инженером стройки; немногим более 20 - В. Н. Васильеву, начальнику технического отдела дирекции строящейся ГЭС; 28 - начальнику участка В. Н. Мухамедиеву, нынешнему главному инженеру строительства.
На проходке туннеля начала работать группа молодых инженеров, выпускников Тульского горного института. Отличник института В. Кривоногов, которому разрешили самому выбрать место будущей работы, назвал, не колеблясь, Нурек. Его примеру последовали однокурсники В. Сафонов, Е. Махов, Б. Иевлев, В. Нефедов, А. Баранов. Все они начали трудиться горными мастерами в "Гидроспецстрое" и очень скоро стали хорошими специалистами. Большую помощь при подземных работах оказала им горная наука. Деревянная крепь была заменена на арочную, проходили испытания разные типы анкеров, на смену малопроизводительной буровой установке СБУ-2 пришли прекрасные машины СБУ-4. Многое для повышения производительности труда, технического оснащения подземных работ сделал профессор В. М. Мостков из Москвы, руководители всесоюзного треста (ныне объединение) "Гидроспецстрой" Л. Н. Мнацаканов, В. И. Ратин, А. М. Кельми. Немало новых идей выдвинули проектировщики Д. А. Фурта, Л. А. Гусакова. Нурек стал своеобразной испытательной общесоюзной базой для гидростроителей-подземщиков.
Если бы заглянуть тогда в любой из нурекских облицованных бетоном сводчатых подземных коридоров, уходивших в глубь горы, то можно было увидеть своеобразную выставку строительной горнопроходческой техники. Здесь и туннельные экскаваторы на гусеничном ходу, и пневмоподатчики - машины, которые поднимают стальные арки под самую кровлю, и породопогрузочные машины, несколько напоминающие те, что убирают снег на городских улицах, и установки с задранными вверх хоботами наподобие счетверенных зенитных пулеметов - бурильные установки СБУ-4. Они бурят шпуры в скале для закладки взрывчатки. На этих машинах стояли первые порядковые номера заводского выпуска. Ведь Нурекская стройка была полигоном для испытания новейшей горнопроходческой техники... Именно Ф. Л. Морозу в сентябре 1969 г. было предложено показать все, что можно сделать при новой технологии и современной горнопроходческой технике. И он оправдал доверие руководства стройки: за 30 суток его бригада прошла 164 погонных метра горной выработки в туннеле сечением 6 на 11 метров. Труд почетного нурекчанина, заслуженного строителя Таджикистана, был отмечен высокими правительственными наградами.
Другой замечательный труженик Нурека - В. И. Данилов. Он умер в 40 лет, но оставил о себе добрую, глубокую память. Данилов предложил усовершенствованную систему для цементирования в условиях горного гидростроения. Прежде об этом думали мало. Ведь в основном в СССР велись работы по возведению равнинных электростанций, особых цементационных работ там не требовалось. Сложные геологические условия Нурека потребовали большого их применения. Проводили их сначала "дедушкиным" способом. Оба берега Вахша изрезаны вдоль и поперек туннелями; породы местами трещиноватые, рыхлые; чтобы после проходки они выдержали и сейсмические нагрузки и фильтрационные, пришлось их напитать жидким цементным раствором. До Данилова в каждую штольню, галерею и туннель качали этот раствор в отдельности. Данилов предложил единый растворный узел с расходящимися во все концы рукавами труб, пультом управления и комплексом измерительных приборов. Вся система датчиков и приборов создавалась им совместно с группой последователей и
стр. 99
единомышленников. Система Данилова заинтересовала вскоре строителей Токтогульской ГЭС, и он уехал туда. Токтогульцы отчасти обязаны ему тем, что в срок ввели ГЭС в строй. А Данилова уже ожидали на Ингури, на Зее, в Саянах... Но он не смог туда доехать.
Вот еще один пример самоотверженного труда покорителей Вахша. Экскаваторщик Николай Григорьев перегонял мощный ЭКГ-4 по раскисшей от дождя горной дороге. Она шла извивающейся лентой по краю кручи, внизу бурлила река. На одном участке дорога вдруг "поползла", из-под машины посыпался в пропасть грунт. Одно неверное движение, и 180-тонная громада экскаватора полетела бы в Вахш. Видимо, другой человек в такой обстановке мог растеряться или выскочить из кабины. Но Николай Данилович проявил удивительное хладнокровие. Действуя точно и умело, он преодолел осыпающийся участок дороги и спас экскаватор.
Как-то произошла поломка на водонасосной станции. Вахш грозил затопить насосы, и тогда весь город и стройка остались бы без воды. На ликвидацию аварии спешно направили бульдозериста Юрия Ложкина. Думали, что работы там не очень много, и механизатор справиться за час-полтора. Но Вахш заупрямился. Более 20 часов длилась упорная схватка человека с рекой. Три смены подряд бульдозерист не выпускал из рук рычагов машины и довел дело до конца. Вместе с ним самоотверженно трудились водопроводчики жилищно-коммунального управления.
Еще одно событие у многих осталось надолго в памяти. Случилось оно буквально накануне взрыва перемычки, в ночь с 15 на 16 марта 1966 года. Шли последние приготовления к взрыву, проходчики заканчивали работы в первом строительном туннеле. А река не ждала. Зима в Нуреке была в тот год солнечной и сухой, но в середине марта зарядили дожди. Расход воды в Вахше резко увеличился. Мощные его потоки устремились на искусственную перемычку перед входным порталом туннеля. Она оказалась под угрозой размыва: вода с силой ударяла в перемычку, и насосы не успевали ее откачивать. С каждым часом положение становилось все более угрожающим... Руководители строительства приняли решение остановить работы в туннеле, людей оттуда вывели (их работало в общей сложности около 900 человек). А Вахш свирепствовал, бурные волны уносили галечник, суглинок и камень, отгораживающие реку. Надо было принимать меры.
Мощные прожекторы с берега освещали небольшой пятачок земли, на который непрерывно прибывали машины, механизмы, строители. Было принято экстренное решение - наращивать перемычку перед входным порталом. Туда двинулись три десятка груженых тяжелых самосвалов. Началась борьба за сохранение перемычки. В предотвращении катастрофы участвовали сотни строителей из разных подразделений: механики из управления механизации, прорабы строительного управления плотины, электрики участка энергоснабжения, гидроспецстроевцы и многие другие. За какой-то час с небольшим была создана почти новая дорога для подъезда к перемычке. А из туннеля проходчики под руководством механика А. Кулаева вытаскивали машины и механизмы. Двое суток шла яростная борьба со стихией, и люди победили.
Во многих героических делах нурекчан активное участие принимали комсомольцы. Их было в те годы более двух с половиной тысяч; на проходке туннелей и рытье котлованов, на планировке городских улиц и строительстве первых домов. Молодежь составляла в Нуреке две трети коллектива строителей. А как они работали! На проходке туннелей трудилось комсомольско-молодежное звено, в которое входили демобилизованный из Советской Армии Юрий Михеев, Алексей Игнатьев, экскаваторщик Александр Кислов, ветеран Нурека Анас Гансалямов, Александр Быковский, Дмитрий Сапурин. Возглавлял звено секретарь комсомольской организации "Гидроспецстроя" горный техник Владимир Таякин. Приехав в Нурек, он работал сначала в забое рядовым проходчиком, потом стал сменным мастером. В том, что Таякин перешел на третий участок звеньевым, ничего удивительного не было. На этом участке решили бороться за то, чтобы весь цикл - от бурения шпуров до крепления арок - осуществлялся за одни сутки. Это было очень серьезное и трудное дело. Но комсомольцы были уверены, что с задачей справятся. Руководство "Гидроспецстроя" поддержало проходчиков, и они перешли на новый режим работы. Создали четыре звена, каждое на правах бригады. Во главе звеньев поставили самых опытных - Ф. Мороза, П. Шкурд-
стр. 100
никова, В. Таякина и М. Дикарева. Третий участок "Гидроспецстроя" успешно выполнил план первого полугодия, а скорость проходки составила более 40 м в месяц.
О Дикареве. В 1962 г. он пришел в отдел кадров и заявил: "Хочу строить туннель!". Его приняли в бригаду Мороза. Михаил освоил горнопроходческое дело быстро, но понимал, что мало иметь трудовой опыт, нужны знания. Поступил в политехнический институт и, учась на втором курсе, представил инженерно обоснованные расчеты новой технологии проходки туннелей, согласно которым следовало, что можно проходить в месяц по 80 - 100 погонных метров. Обучаясь на третьем курсе института, он увлекся философией и поступил на заочный факультет Ленинградского университета. Упорно изучал также немецкий язык (хотел читать Г. Гейне в подлиннике). Несомненно, у Михаила была впереди большая и интересная жизнь, но трагический случай оборвал ее... Недавно в Нуреке создан музей трудовой славы, и там среди самых известных героев Нурекской стройки названо имя Михаила Дикарева.
На строительстве Нурекской ГЭС было немало первоклассных водителей большегрузных машин. Среди них в первом ряду стояло имя А. С. Дудлина, взявшего на себя обязательство выполнить восьмую пятилетку в три года. За производственные успехи он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Очень любили на стройке ее ветерана водителя 1-го класса Федора Сычева. Он пользовался среди шоферов большим авторитетом, хорошо знал и любил машину, обучил своему искусству многих молодых ребят. Человек уравновешенный, спокойный, даже медлительный, он был всесторонне развит, писал стихи. Хорошо известен был на автобазе и водитель Курбомад Ходжалиев. Относились к нему с особым уважением. Один из первых местных жителей, севший за баранку такой махины, как БелАЗ, он быстро освоил ее и затем немало водителей подготовил из своих земляков. За прямоту характера, честность и открытость водители неоднократно избирали его членом партийного бюро. Общественных поручений у него всегда было много, и без этого он не мыслил себе жизни.
Хорошо запомнил я также водителя Валерия Малых. Уже после того, как я уехал из Нурека, у меня завязалась с ним оживленная переписка. "Здравствуйте, Павел Иванович, - писал он мне. - Не отвечал на ваше письмо, хотел дождаться пуска, потом ответить. Мы со своей задачей справились. Сейчас отсыпаем нижний бьеф плотины. На верхние отметки почти не возим. Вчера, то есть 14 декабря, была пробная прокрутка агрегата, 19-го пустим. Пусковой накал спал. Многие организации, в том числе и мы, перешли на нормальный график, с выходным воскресеньем. Просто не верится, что у нас будет выходной! Надолго ли? Ведь последние полтора года на каждое воскресенье - приказ. Люди очень устали. Да и летом были ограничены отпуска...
Вы спрашиваете, в чем секрет успешной работы экипажа? Экипаж подобрать трудно, должно быть взаимопонимание и уважение друг к другу. Вот у нас заведено так: лучше я отремонтирую машину, а напарник пойдет на линию. И каждый из нас думает так, а потому машина всегда исправна. Основное, конечно, - это отличное знание и понимание техники... И еще спрашиваете: в чем причина текучести кадров? Вопрос очень сложный, и вряд ли смогу полностью на него ответить. Что говорят цифры? За одиннадцать месяцев этого года к нам на базу устроилось около 750 человек, но почти столько же и уволилось. Какие же убытки несет государство из-за текучки! На "белазиста" нужно учиться даже опытному водителю минимум полгода, а начинающему - целый год. Возьмем простого вербовочного водителя. Первое, что ему покажут, это расчетную книжку А. С. Дудлина. Заработок 600 - 700 рублей! Но никто ему не скажет, что эти деньги заработаны за 45 смен! Обещают квартиру. Человек едет, надеется. Но вот устроился. Дают машину 3-й категории, бесхозную, наполовину разукомплектованную. Что в итоге? Заработка нет, проблеска на квартиру тоже. Поживет в общежитии, помучается и уезжает. Кто продержится 1,5 - 2 года, тот работает. Почти естественный отбор!" Вот мнение нашего современника, рабочего, умеющего широко мыслить и болеющего душой за наше общее дело.
15 ноября 1972 г. состоялся пуск первого агрегата гидростанции - итог 12-летнего труда тысяч людей разных профессий и национальностей. Прежде чем зажглось световое табло с лаконичной надписью "Агрегат включен", понадобился труд строителей и специалистов разных профессий: изыскателей, проектировщиков, рабо-
стр. 101
чих и инженеров заводов, поставляющих оборудование, металл, лесоматериалы, цемент, кирпич, монтажников и наладчиков, эксплуатационников.
В тот день с раннего утра к зданию станции пешком и на машинах, в одиночку и большими группами с цветами, транспарантами, портретами и красными флагами в руках шли нурекчане, гости из соседних районов и городов, с Урала, Украины, Подмосковья, Ленинграда. Митинг начался в 11 часов утра. С приветствием к собравшимся обратился Первый секретарь ЦК КП Таджикистана Д. Р. Расулов. Сердечно поздравив нурекчан и их многочисленных помощников по строительству ГЭС, друзей по социалистическому соревнованию "Рабочая эстафета за досрочный ввод первого агрегата", он огласил приветственную телеграмму Л. И. Брежнева1 . Спустя 35 дней после пуска первого агрегата выдал промышленный ток второй, а 24 мая 1973 г. была задействована третья машина.
Работали агрегаты первой очереди, продолжалось строительство станции. Партийная организация города, управление строительством, трест "Таджикгидроэнергострой" ставили перед собой очередные задачи - повысить темпы работы по отсыпке высотной плотины, завершить сооружение подземного комплекса, возводить жилье и объекты культурно-бытового назначения. Особая забота партийной организации - закрепить кадры, повышать их деловую квалификацию, обучить поступающую из средних школ молодела строительным профессиям. В тот период были проведены такие интересные партийно-политические мероприятия, как первая научно-практическая конференция участников новой формы социалистического соревнования "Рабочая эстафета", научная конференция по проблемам интернационального воспитания трудящихся, слет бригад коммунистического труда, слет наставников.
Настал день 16 декабря 1976 года. Была одержана очередная трудовая победа - пущен четвертый агрегат ГЭС. Затем пятый, шестой, седьмой и восьмой агрегаты. И, наконец, последний, девятый гидроагрегат встал под нагрузку в октябре 1979 года. Вновь состоялся митинг строителей и эксплуатационников, и вновь нурекчан с трудовой победой поздравил Л. И. Брежнев: "С глубоким удовлетворением ознакомился с рапортом о вводе в действие Нурекской гидроэлектростанции на полную мощность - в 2.700 тысяч киловатт. Ваше рабочее слово, как всегда, оказалось крепким: последний агрегат Нурекской ГЭС вступил в строй на год раньше намеченного срока. Сердечно поздравляю вас с этой замечательной победой. Она еще раз убедительно показала мощную силу социалистического соревнования, в ходе которого для достижения общей цели объединились усилия гидростроителей Таджикистана, машиностроителей Украины, Ленинграда, Урала, трудящихся других промышленных центров страны. Закономерно, что зародившуюся на вашей стройке "Рабочую эстафету" взяли на вооружение многие трудовые коллективы. Отрадно отметить, что Нурекская ГЭС наряду с выработкой дешевой электроэнергии позволила щедро оросить хлопковые поля трех братских республик и почти полностью возвратила народному хозяйству затраченные на ее строительство средства. Это хороший пример комплексного использования природных ресурсов и повышения эффективности капитальных вложений"2 .
Сегодня, когда Нурекская ГЭС работает на полную мощность, когда электроэнергию вырабатывают все ее девять агрегатов, а неподалеку строится еще более мощная Рогунская ГЭС, хочется привести слова одного журналиста. В самый разгар стройки, мечтая о сегодняшнем дне, он говорил мне: "Не будет шума, кроме приглушенного рокота Вахта в нижнем бьефе, который, возможно, будет похож на рокот молодого ручья, все набирающего и набирающего силу... Уйдет внутрь, скроется навсегда сложная техническая душа сооружения. А что будет думать человек, ничего не знающий о строительстве станции, когда он увидит ее такой? Окинет рассеянным взглядом, чуть подогретым любопытством? Ведь если он даст себе труд познакомиться с техническим "нутром" сооружения, вряд ли оно его заинтересует - к тому времени возникнут "объекты" и помудренее. Ни гладкий бетон, ни спокойный гул генераторов не расскажут о человеческом "нутре" стройки, о том, каким кипением радостей, страстей, озарений... оплачен этот тихий итог".
1 "Комсомолец Таджикистана", 17.XI.1972.
2 "Правда", 24.X.1979.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |