РАССКАЗЫВАЕТ КНИГА, ОСНОВУ КОТОРОЙ СОСТАВИЛИ ПУБЛИКАЦИИ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
Взяв в руки книгу к.э.н. М. Н. Гусева - "Исламский фактор в Юго-Восточной Азии. Роль внешних сил" (издание Института Ближнего Востока. М., 2007 г.), подписчики журнала "Азия и Африка сегодня" обязательно испытают смутное чувство: что-то похожее они где-то уже читали... Правильно, читали. В нашем журнале. Автор книги опубликовал за последние три-четыре года на его страницах около десятка статей, посвященных одной теме: постепенному наступлению радикального исламизма в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Объединив эти материалы и дополнив их (объем книги примерно в 10 раз превышает общий объем публикаций М. Н. Гусева в журнале), ученый подготовил интересную работу на важную тему. Вот уж истинно: курочка по зернышку клюет... Кстати, журнальные статьи М. Н. Гусева неизменно вызывали у наших читателей большой и доброжелательный интерес.
Интерес этот не случаен. Он прямо проистекает из того факта, что в наше время в ЮВА формируется центр агрессивного, фанатичного исламского экстремизма и терроризма. И не замечать этого, не реагировать на это - значит, рисковать мирной жизнью и покоем многих людей, в том числе живущих далеко от ЮВА.
Автор рассматривает возникновение и формирование этого центра в динамике. Все началось в начале 90-х гг. прошлого века и даже раньше. Мало кто тогда обращал внимание на то, что молодые люди из Индонезии, Малайзии и Филиппин вдруг испытали "охоту к перемене мест" и сотнями стали уезжать сначала в Пакистан, а затем в Египет, Сирию и Иран вроде бы на учебу в религиозных
стр. 78
школах. А потом вчерашние "ученики" обнаруживались в Афганистане, Чечне, а также в разных местах планеты, где совершались террористические акты, шли боевые действия против законной власти. Но и те, кто возвращались назад, не были похожи на зеленых юнцов, которые несколько лет назад покидали родину. Практически все они становились активными пропагандистами и организаторами процесса радикализации мусульманского движения; многие возглавили отряды боевиков, которые ставили целью создание исламистских "центров силы", а в перспективе - преобразование всей Юго-Восточной Азии в могущественный халифат, способный влиять на политику во всем регионе, в перспективе - и на всем азиатском субконтиненте. Этот процесс подробно рассматривается и анализируется в первой главе работы - "Вовлечение Юго-Восточной Азии в орбиту деятельности мирового исламизма".
При словах "Юговосточноазиатский халифат" (или "Новый азиатский халифат") многие европейские и американские эксперты с улыбкой заявляют, что не могут воспринимать это всерьез. Однако о халифате в ЮВА сейчас мечтают не отдельные религиозные фанатики, а миллионы "распропагандированных" ими людей. Существуют карты, на которых будущий халифат включает в себя Индонезию, Малайзию, Бруней, Сингапур, южные части Филиппин, Таиланда и Мьянмы. Эти границы определила "Джамаа Исламия", организация, столь же зловещая, как и "Аль-Каида". Даже методы, используемые ими, весьма схожи. М. Н. Гусев подробно освещает деятельность "Джамаа Исламия" от появления этой организации до наших дней.
Вспомним, что события 11 сентября 2001 г. были восприняты в мире как нечто неожиданное и внезапное. Исламские террористы и та же "Аль-Каида" появились на виду у всех буквально как "черт из табакерки". Но на самом деле их корни уходят в сравнительно далекое прошлое. У нас не так много работ, в которых история современных исламистских идей и организаций, их исповедующих, прослеживается "от Адама", с момента их зарождения. Книга М. Н. Гусева - одна из таких работ. В ней убедительно показано, что идея создания халифата в ЮВА зародилась в регионе, в частности, в Индонезии, еще в 40-е гг. прошлого века, еще до провозглашения независимости страны. Исламизм с тех пор отвоевывал право на свое существование шаг за шагом, а власть под его нажимом шла на все новые и новые уступки.
Радикализация мусульманских организаций в ЮВА заметно ускорилась после победы исламской революции в Иране в 1979 г. Миллионы восточноазиатских мусульман увидели в иранских событиях пример для подражания, и властям пришлось предпринять заметные усилия, чтобы предотвратить местные варианты иранских событий. Кстати, Иран тоже пытается усилить влияние в регионе, о чем свидетельствуют визиты иранских руководителей разного уровня в страны ЮВА.
Что нового открывает перед читателями, регулярно следящими за событиями в ЮВА, книга М. Н. Гусева? Прежде всего, отметим большое число приводимых автором малоизвестных или полузабытых фактов, имеющих отношение к теме работы. В частности, подробно рассказывается о том, как проходит процесс отбора наиболее фанатичных боевиков в отряды террористов, и при прочтении этих страниц, что называется, мурашки по коже начинают бегать, ибо противостоять прекрасно подготовленным бандитам крайне трудно.
Интересны разделы, посвященные новейшим методам работы исламских террористов. Таким, например, как использование "кораблей-самоубийц" (они уже применялись на практике) и мини-субмарин (такие пока только проектируются). Автор уделяет большое внимание финансированию деятельности исламистов, причем утверждает, что это - одна из самых больших их тайн. Впрочем, многие такие тайны М. Н. Гусеву удалось раскрыть. Способов добычи денег на пропагандистскую и террористическую деятельность очень много - от создания псевдоблаготворительных организаций до контрабанды, грабежей, мошенничества. В работе приводятся примеры деятельности радикалов от ислама по каждому из этих направлений.
Рецензируемая книга ценна огромным объемом информации по вопросам, находящимся пока, к сожалению, на периферии интересов специалистов, изучающих радикальный ислам. В основном ими изучается ситуация в странах Ближневосточного региона; считается, что именно оттуда исходит основная террористическая опасность. Автор работы утверждает, что процессы, происходящие в исламском сообществе стран ЮВА, также крайне тревожны, и их никоим образом нельзя упускать из внимания всем, кто изучает международный терроризм и борется с ним.
"Ислам в Юго-Восточной Азии, - утверждает автор, - все в большей мере становится оружием в борьбе за власть. Происходит его беспрецедентная политизация в ущерб истинному предназначению: политическая заангажированность в религии наносит глубокие раны ее духовности".
Об этом следует помнить не только мусульманам ЮВА, как, впрочем, не только мусульманам вообще. Любая религия, становясь чрезмерно политизированной, рискует утратить свое право быть моральным ориентиром общества. Чему можно найти множество подтверждений в книге М. Н. Гусева "Исламский фактор в Юго-Восточной Азии. Роль внешних сил".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |