Libmonster ID: KZ-834
Автор(ы) публикации: З. Х. АРИФХАНОВА

В 60-е годы в журнале "Вопросы истории" была проведена интересная дискуссия, поднявшая ряд теоретических проблем, связанных с определением нации. Но как до этой дискуссии, так и после нее все были едины в одном: нация - это социально-этническая общность, то есть по своей сущности она социальна, а по своей окраске носит этнический характер. Но, тем не менее, мы уделяли больше внимания социальному аспекту.

Действительно, этнические процессы зависят от социальных, но они обладают и относительной самостоятельностью. История наших национальных отношений, особенно в последнее время, показала, что пренебрежение этническим фактором, забвение его часто приводит к коллизиям в социальной сфере. Нашей литературе свойствен и еще один недостаток. Диалектику национального и интернационального мы рассматривали, отдавая приоритет интернациональному. Интернациональное же понимали больше как единообразие, а не как комплекс разнообразных сторон, забывая, что фундаментом интернационального все-таки является национальное. Национальное, специфическое, как и этническое, предавались забвению. Мне кажется, что одна из причин деформации в национальных отношениях коренится именно здесь. Попытаюсь показать это на примере Узбекистана.

Известно, что народы Узбекистана не прошли капиталистической стадии развития и здесь практически не существовало современной промышленности, хотя и имелся тысячелетний опыт ремесленного производства. Когда в стране началась индустриализация, которая проводилась сталинскими методами, игнорирующими как общие экономические потребности, так и национальную специфику, в республике стали создавать новые, нетрадиционные отрасли промышленности - металлообрабатывающую, горнодобывающую, электротехническую, химическую и многие другие. В результате за годы Советской власти в республике создан современный индустриальный комплекс, но он характеризует скорее узбекскую республику, а не узбекскую социалистическую нацию.

В республике есть крупные промышленные предприятия, целые города, даже целые отрасли, например, в тяжелой промышленности, где узбекский рабочий класс составляет меньшинство, а итоги их хозяйственной деятельности не идут в бюджет республики. Могут ли они характеризовать экономический потенциал узбекской нации? Конечно, нет. Нужно отходить от сложившегося стереотипа, по которому показателем развития нации служит рост числа промышленных предприятий. Если бы в республиках Средней Азии развивались традиционные формы труда, становление промышленности, возможно, происходило бы медленнее, но это дало бы больший эффект и у нас на 71 году Советской власти не стоял бы вопрос о национальном рабочем классе. А как мы создавали рабочий класс 30 - 40-х годов? Административно-командным путем: "насаждали" (термин Сталина) промышленность и "вталкивали" в нее национальный рабочий класс. Но постепенно удельный вес национальных отрядов в рабочем классе стал уменьшаться, в результате и ныне у нас стоит проблема национального рабочего класса.

Я думаю, что сегодня следует по-новому взглянуть и на то, как про-


Арифханова Зоя Хамируллаевна - доктор исторических наук, зав. отделом этнографии и этносоциологии Института истории АН Узбекской ССР.

стр. 51


водилась специализация республик. Становление отраслевой структуры, приближение промышленности к источникам сырья, как неоднократно подчеркивалось, проводилось с учетом интересов как общесоюзных, так и местных. Но на деле в Узбекистане учитывались больше интересы общесоюзные. В результате в республике создан ряд отраслей тяжелой промышленности, а легкая, традиционная промышленность не получила должного развития. Узбекистан из всего выращенного в республике хлопка обрабатывает на своих промышленных предприятиях только 7 - 8%, остальное поставляет в центр или на экспорт. Прибыль от конечной продукции из сырья, которое добывается у нас, идет не в фонд Узбекистана, а в фонд тех республик, которые получают конечную продукцию из нашего хлопка. Поэтому сейчас ставится вопрос об увеличении доли хлопка, перерабатываемого в Узбекистане, хотя бы до 20%, Известно, что каждый год республикам Средней Азии, в том числе Узбекистану, выделяют союзную дотацию, и на этом основании их считают иждивенцами. Но если мы будем вести правильную экономическую политику, то получим в хозяйстве республики дополнительно сумму, примерно равную получаемой ежегодно дотации. Подсчитано, что обработка всего хлопка на месте удвоила бы республиканский национальный доход.

Считается, что региональный хозрасчет выгоден только республикам Прибалтики, Украине, Белоруссии и другим, но невыгоден республикам Средней Азии, в том числе и Узбекистану. При существующей экономической системе он действительно невыгоден. Но если ввести подлинный хозрасчет, он будет выгоден и республикам Средней Азии.

Дальнейшее развитие процессов урбанизации в республике, рациональное размещение трудовых ресурсов в масштабе республики и всей страны сдерживается низкой миграционной активностью местного населения, причины которой ряд исследователей связывает с традиционностью земледелия, высоким бонитетом почв и значительными доходами от подсобного хозяйства, слабым знанием сельским населением русского языка, ранними браками, многодетностью. Однако некоторые из этих факторов сегодня уже теряют свое значение. Высокие доходы в личном хозяйстве получает лишь небольшая часть сельского населения. Как показали проведенные нами этносоциологические обследования, сельская молодежь лучше знает и стремится изучить русский язык; немалая часть ее, живя в селе, охотно приобщается к индустриальному труду на промышленных предприятиях города (маятниковая миграция), однако не проявляет желания жить в городе. Причины, сдерживающие миграцию населения, лежат в тех областях культуры и быта народов, которые определяют ценностные ориентации в общественной и бытовой сфере. Для узбекского народа, как и для других народов Средней Азии, характерна большая устойчивость привычки жить в условиях общины с ее традиционными нормами регуляции общественной жизни, определяющей жизнь человека от рождения до смерти. Это усиливается авторитарным характером взаимоотношений внутри семьи, крепкими родственными узами. Именно это мешает сегодня миграции, социально-психологической адаптации мигрантов на новом месте и ставит вопрос о своеобразии пути урбанизации в Узбекистане, которая должна развиваться не на основе возникновения новых промышленных городов и роста старых, а путем урбанизации сельских поселений, создания там промышленных объектов, улучшения культурных и бытовых условий.

В силу той же этнической специфики весьма низка адаптация, закрепляемость узбекского населения в Нечерноземье, Тюменской области, Амурском крае. Стремление использовать переселение компактными группами односельчан, создание им определенных условий, приближенных к их привычным, не дает должного результата. Кроме того, известно, что переселение целых групп местного населения далеко не всегда происходит на добровольных началах. Здесь этносоциологи и этнографы

стр. 52


должны дать взвешенные рекомендации эффективности, правомерности и целесообразности переброски трудовых ресурсов из республики в другие регионы страны, чтобы предотвратить большие и не окупающиеся в большинстве случаев расходы, связанные с переселением, не нарушить этническую целостность развития народа. Ведь до сих пор мы пожинаем плоды политики сталинских депортаций народов, начало которым было положено ликвидацией кулачества как класса и выселением больших групп национального крестьянства из одних республик в другие.

Следует пересмотреть некоторые аспекты реализации ленинского учения о строительстве социализма, минуя стадию капитализма. Несколько поспешным был вывод, что республики Средней Азии, минуя стадию капитализма, одновременно с другими народами страны построили социалистическое общество и в этот же период завершилось здесь формирование социалистических наций. Этот вывод привел к тому, что специфические проявления социально-экономических, культурных и этнических процессов мы связывали только с переходным периодом, в дальнейшем все нам представлялось как развитие в единообразной форме. Однако это далеко не так: специфические проявления в жизни народов сохраняются и сегодня, и они должны быть в поле зрения историков.

Известно, что область общественного сознания наиболее консервативна и медленнее других поддается трансформации. Этническое сознание также изменяется чрезвычайно медленно. Среди узбеков, сформировавшихся в социалистическую нацию на основе различных этнографических групп, еще долго сохранялась двойственность этнического самосознания принадлежности к узбекской нации и своей этнографической группе, к своему этническому роду. В нашей литературе и в политике уже в 30-е годы консолидационные процессы торопливо объявлялись завершенными, однако они еще продолжались и в 50-е годы. Завершенность консолидации понимали как полную этническую нивелировку. Вообще в системе национальных отношений внутринациональные процессы в отличие от межнациональных исследовались слабее.

Здесь выступил наш таджикский коллега Хотамов, говоривший о таджиках, проживающих в Узбекистане. Но в его выступлении было много тенденциозности в изложении вопроса, сознательного искажения фактов. Оно проникнуто стремлением доказать, что сегодня, как и раньше, в 20-е годы, в Узбекистане проявляются пантюркистские, великодержавные тенденции в отношении таджикского населения. Я абсолютно согласна с ведущим "круглого стола", что необоснованно и неэтично высказываться подобным образом в отношении целой республики. Нужно ли сегодня реанимировать этот ярлык, который в свое время был использован Сталиным для необоснованных массовых репрессий против национальной интеллигенции?

А ведь за год, прошедший после встречи руководителей двух республик (март 1988 г.), много сделано по удовлетворению культурных запросов таджиков. Сейчас восстановлены ранее закрытые таджикские школы, помимо республиканской газеты, на таджикском языке стали выходить полосы в ряде районных газет. В 1988 г. были выделены значительные средства на строительство ретранслятора, с вводом его в действие население Самаркандской и Бухарской областей смотрит прямые телепередачи из Душанбе. Помимо этого, по одному из каналов Ташкентского телевидения транслируются передачи из Душанбе и Фрунзе. В Союзе писателей Узбекистана начала свою работу таджикская секция. Активизировался взаимный обмен творческими группами деятелей культуры Узбекистана и Таджикистана. Начал реализовываться план совместного сотрудничества Академий наук двух республик, проведены совместные конференции. Рассматривается вопрос о расширении обучения на таджикском языке в вузах, в ряде из них прием вступительных экзаменов проводился на таджикском языке.

стр. 53


Сегодня, когда на деле начали осуществляться ленинские принципы учета интересов всех наций и народностей, подобные выступления таджикских ученых (а они не единичны) не несут в себе ничего конструктивного, а лишь тормозят дальнейшее укрепление взаимоотношений двух народов. На современном этапе интеллигенция должна чувствовать свою социальную, ответственность за судьбу народа, так как ей принадлежит важная роль в формировании национальных чувств и национальных интересов народов. От позиции интеллигенции во многом зависит, каким путем и в каких формах будут решаться актуальные национальные проблемы. Необходимо от взаимных упреков и обид перейти к совместной работе над накопившимися проблемами в жизни и науке.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/НЕ-ПРЕНЕБРЕГАТЬ-ЭТНИЧЕСКИМ-ФАКТОРОМ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. Х. АРИФХАНОВА, НЕ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ЭТНИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НЕ-ПРЕНЕБРЕГАТЬ-ЭТНИЧЕСКИМ-ФАКТОРОМ (дата обращения: 22.12.2024).

Автор(ы) публикации - З. Х. АРИФХАНОВА:

З. Х. АРИФХАНОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
633 просмотров рейтинг
10.10.2019 (1900 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
12 часов(а) назад · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
18 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
19 часов(а) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
Вчера · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НОСИТЕЛЕЙ АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

НЕ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ЭТНИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android