Libmonster ID: KZ-2918

После смерти Петра I армию возглавил генерал-фельдмаршал Миних, усиленно насаждавший прусскую систему воспитания. В 1731 году в русской армии ввели прусские уставы, переведенные на русский язык: "Экзерциция пехоты" и "Кирасирская экзерциция". Они были посвящены строевому обучению войск и требовали от солдата слепого повиновения начальникам.

Внедрение прусских уставов отрицательно сказалось на развитии русской армии. Итоги семилетней войны (1756 - 1763) показали несостоятельность обучения и воспитания русских войск по прусскому образцу. Поэтому изданные в 1763 году "Пехотный строевой устав" и "Устав воинской конной экзерциции" уже во многом отличались от уставов Миниха. Вместе с тем большого прогресса в педагогике достигнуто не было. Уставы ориентировали на то, чтобы солдат "во время экзерциции не дрожал, головою не шевелил, не заглядывал вперед или назад, со вниманием слушал команды, с проворством и бодростью их исполнял.., ни о чем больше не мыслил, как только об исполнении сказанного от командира повеления". Поэтому вслед за их принятием в войсках стали появляться различного рода наказы, инструкции, наставления, которые содержали немало передовых педагогических идей.

В частности, в декабре 1764 года выходит в свет "Инструкция пехотного полку полковнику с приложением форм, штатов и табелей", в которой отмечалось, что полковник обязан делать "порядочные" распоряжения, которые "беспрекословно и без переговорок исполняться должны"; с офицерами иметь "откровенное и приятное обхождение"; заботиться об единоначалии, о соблюдении справедливости при выдвижении по службе офицеров, персонально изучая достоинства и недостатки каждого из них, "побуждать" офицеров к "прилежному исполнению должности", внимательно следить, чтобы до каждого солдата доходило положенное довольствие; терпеливо разбираться с жалобами; регулярно осуществлять проверку готовности подчиненных к боевым действиям; стараться поддерживать честь своего полка.

Практически в это же время А. В. Суворовым было написано "Полковое учреждение", ставшее руководящим документом по организации воспитательной работы в Суздальском полку, которым он командовал с 1763 по 1768 год. В нем великий полководец настаивал, что основным воспитательным фактором для солдата является хорошо организованная и интенсивно протекающая боевая учеба, что в первую очередь необходимо добиваться послушания солдата и на этой основе формировать все другие качества, что рота является тем основным звеном, где непосредственно протекает воспитательный процесс.

А. В. Суворов предупреждал, что праздность есть корень всему злу, особливо военному человеку". Напротив, "постоянное трудолюбие ведет каждого к знанию по должности, и ничто так не приводит в исправность солдата, как его искусство в экзерциции". Для того "ему надлежит оной обучену быть в тонкости и в начале господам офицерам должно оную весьма знать и уметь показать, дабы, избегая праздности, подчиненных своих в надлежащее время в ней свидетельствовать... и без изнурения подробно обучать могли, чтоб оное упражнение вообще всем забавою служило..."

В разделе "О должности ротного командира" он писал: "Вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно быть содержано свято... От послушания родится почтительное и непринужденное соблюдение каждым его должности в совершенстве; а в сем замыкается весь воинский порядок".

А. В. Суворов разработал подробные обязанности командира роты при проведении им работы по воспитанию подчиненных. Так, "ротный командир, яко глава роты, за всякое в ней неустройство самовольство и ослабление ответствует перед командиром полка один. К своим подчиненным имеет истинную любовь, печется о их успокоении и удовольствии, содержит их в строгом воинском послушании и научает их во всем, что до их должности принадлежащем".

Следует отметить, что после

стр. 26


"Полкового учреждения" вышло в свет множество других приказов, распоряжений, инструкций, посвященных проблеме воспитания. Но центральное место среди них, бесспорно, отводится суворовской "Науке побеждать", которая по своему назначению и форме является наставлением не столько по строевому и тактическому обучению, сколько по воинскому воспитанию войск.

В основу разработки своей воспитательной системы Александр Васильевич поставил вопрос о соотношении двух основных факторов - человека и оружия - в достижении победы. Из них предпочтение, без всякого сомнения, отдавалось человеку. Опираясь на национальные черты русского солдата, Суворов стремился выработать в подчиненных прежде всего такие качества, как сознательность, инициатива, находчивость, сообразительность, ответственность, высокая физическая выносливость, которые обеспечивали бы морально-психологическое превосходство над противником. Особое внимание он придавал воспитанию гуманности: "Гони! Коли! Остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать, они такие же люди. Обывателя не обижай: он нас поит, кормит. Солдат не разбойник!.. Не меньшее оружие поражать противника - человеколюбие". Все качества, не совместимые с суворовскими требованиями к солдату и офицеру: бестолковость, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушие, казенное отношение к делу и т.п., он объединил в собирательный тип "немогузнайки", которого считал язвой для армии. "За "немогузнайку" офицеру - арест, а штабс-офицеру от старшего штаб-офицера - арест квартирный".

Для Суворова характерной была забота о солдате, о его здоровье. "Кто не бережет людей, офицеру - арест, а унтер-офицеру и ефрейтору - палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет... Бойся богадельни (больницы)... У вас есть в артелях орешки, травушки, муравушки. Солдат дорог! Береги здоровье! Чисти желудок - коли засорился: Голод - лучшее лекарство... В горячке ничего не ешь хоть до 12 дней, а пей солдатский квас: то и лекарство. А в лихорадке не пей, не ешь: иначе штраф!" Нельзя забывать и об отдыхе людей: "Не останавливайся, гуляй, играй, пой песни... музыка греми! В предвидении большого привала - кашеварные повозки вперед, и к приходу пехоты обед должен быть готов!"

Сила воздействия личности А. В. Суворова на солдатскую массу была необычайно велика. Он воспитывал в солдатах уверенность в своих силах, чувство непобедимости, превосходства над любым противником, не давал им возможности сосредоточивать мысли на трудности или опасности. Тяжелый солдатский ранец он называл "ветер"; взвод у него не поднимается с привала, а "вспрыгивает, надевает "ветры", бежит вперед"; колонны "летят" через стены на крепостной вал; солдаты "скачут" через вал.

Язык Суворова - образный, меткий, с элементами народного. "Дело мастера боится... За ученого трех неученых дают. Нам мало трех! Давай нам шесть! Давай десять на одного! Субординация. Экзерциция. Послушание. Обучение. Дисциплина. Ордер воинский (воинский порядок). Чистота. Здоровье. Опрятность. Бодрость. Смелость. Победа! Слава! Слава! Слава!" - таковы ключевые звенья суворовской системы воспитания.

Военно-педагогическая система Суворова находилась в противоречии с существовавшими социальными отношениями самодержавно- крепостнического строя и поэтому не имела шансов стать господствующей, официально принятой школой русской армии. Но период этот не был бесплодным взлетом русской прогрессивной педагогической мысли. Помимо суворовского "Полкового учреждения", а также "Науки побеждать" появляются в 1770 году "Обряд службы" П. Румянцева и в 1774 году "Инструкция ротным командирам" графа Воронцова.

Разработка П. Румянцевым обширного наставления под названием "Обряд службы" была вызвана несовершенством существующих уставов. Несмотря на то что уставы были изданы незадолго до этого, они не давали ясных и подробных указаний ни в части организации внутренней, гарнизонной и полевой службы, ни в части воспитания солдата. Поэтому в 1788 году "Обряд службы" был распространен на всю армию в качестве обязательного устава.

"Все успехи, - писал П. Румянцев, - от доброго порядка, послушания и равенственного отправления службы зависят... Господа полковые и ротные командиры с рачением должны стараться подчиненных своих, а особливо нижних чинов, привести в соответственное военным людям состояние, то есть в добропорядочную жизнь, вежливое обхождение и чистоту... Солдата и кавалериста надлежит обучать со всякими подробностями, но при этом с кротостью и каждого особо...

За самовольно отлучившихся от взводов командующие и офицеры, а особливо унтер-офицеры ответ дать должны... Чтобы солдаты грабительств не делали, вычетом денежного содержания штрафовать..."

Особое внимание уделялось П. Румянцевым заботе о солдате и укреплению дисциплины: "Никто больше призрения не заслуживает, как неболящий солдат, о выгодах которого обязаны все чины вообще иметь радение. Но если солдат заболел, то надлежит смотрение оных особливо... Обеспечить им доброе пропитание и содержание..."

Значительный интерес для изучения проблемы воспитания военнослужащих представляет "Инструкция" графа Воронцова ротным командирам. В ней отмечается, что в первую очередь необходимо добиваться субординации и послушания от подчиненных, соблюдения ими чистоты и опрятности, и этим офицер должен заниматься постоянно. "Инструкция" запрещала наказывать старших перед младшими.

Граф Воронцов требовал, чтобы за молодыми рекрутами закреплялись "добропорядочные гренадеры", которые бы могли научить их всему необходимому "без наималейшей суровости". В то же время процесс их обучения и воспитания должен постоянно контролироваться командиром, в нем должны принимать участие все офицеры и сержанты роты.

Обязанностью ротного командира было: "возбуждать прилежание" и "охоту к службе и неприлежных офицеров; вести себя с солдатами как отец с детьми"; добиваться того, чтобы его "как главу в роте" не только боялись, но и почитали, любили, а также имели к нему полнейшее доверие: "отмечать и любить добрых", "увещевать непорядочных", направляя их советами, и "наказывать милости недостойных".

Однако в эпоху царствования Павла I - приверженца прусской военной системы - прогрессивные идеи в обучении и воспитании востребованы не были. При нем в 1796 году вводятся новые уставы: Устав о полевой пехотной службе; Устав о полевой кавалерийской службе, Устав о полевой гусарской службе. Они представляли собой переработку прусских уставов и были направлены на то, чтобы убить в солдате всякую самостоятельность и сделать из него слепое орудие послушания. "Подлому и неловкому мужику" пытались придать "воинскую стойку и выправку". На первое место выдвигается не боевая подготовка, а вахт- парадная. Все свободное время от

стр. 27


нее подчиняется чистке оружия и амуниции, плетению кос и т.д. В армии имеют место грубость, унижение достоинства личности солдата, жестокость. Наложение взысканий не регламентируется никакими документами. Судьба солдата, согласно тем уставам, всецело зависит от усмотрения начальника.

Время показало, что уставы, изданные Павлом I, не были пригодны в условиях войны с Наполеоном. Поэтому в 1809 году выходит "Школа рекрут и солдат", а в 1811 году "Ротные учения". Они в этом же году были объединены в "Воинский устав о пехотной службе". Однако он имел прежние недостатки.

Но несмотря на засилье прусской системы в армии, передовая русская военно-педагогическая мысль продолжала настойчиво пробивать себе дорогу через обращения, инструкции, приказы и т.д. Например, в 1808 году уже упомянутый граф Воронцов составил "Наставление господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения". Позже по приказу Багратиона оно было адресовано 2-й Западной армии. В нем говорилось: "Офицера дурного и распутного поведения в полку терпеть не должно. Офицер должен чувствовать в полной мере важность звания своего и что от него зависят поступки и поведение подчиненных. Когда офицер сумел приобрести доверие своих солдат, то в деле каждое его слово будет свято исполнено и от него люди никогда не отстанут".

Аналогичные идеи находили отражение также в приказах М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, других героев-полководцев. Однако они не были включены в уставы 1816 и 1820 годов. И в целом их характер в первой половине XIX века в педагогическом смысле практически не менялся. Главная идея этих уставов заключалась в подавлении солдата. Для этого использовались соответствующие "воспитательные меры". Так, гарнизонный устав 1843 года разрешал наказание солдата плетьми, шпицрутенами, розгами. При этом в мирное время разрешалось наносить до 6000 ударов одновременно, а в военное - до 12 000. За каждое наказание шпицрутенами срок службы увеличивался на 2 года.

Но идеи прогрессивной военной педагогики все-таки пробивали дорогу. Тенденция заботливого, справедливого отношения к солдату все более находила отражение в развивающейся системе воспитания.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/МЕТОДИЧЕСКИЙ-КЛАСС-УСТАВЫ-ВООРУЖЕННЫХ-СИЛ-ИСТОРИЯ-И-СОВРЕМЕННОСТЬ-ЗА-СОХРАНЕНИЕ-НАЦИОНАЛЬНЫХ-ТРАДИЦИЙ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Полковник Анатолий ШАРУХИН, доктор педагогических наук, МЕТОДИЧЕСКИЙ КЛАСС: УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ЗА СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 22.02.2025. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МЕТОДИЧЕСКИЙ-КЛАСС-УСТАВЫ-ВООРУЖЕННЫХ-СИЛ-ИСТОРИЯ-И-СОВРЕМЕННОСТЬ-ЗА-СОХРАНЕНИЕ-НАЦИОНАЛЬНЫХ-ТРАДИЦИЙ (date of access: 01.05.2025).

Publication author(s) - Полковник Анатолий ШАРУХИН, доктор педагогических наук:

Полковник Анатолий ШАРУХИН, доктор педагогических наук → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
386 views rating
22.02.2025 (68 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Миссия человека состоит в совершенствовании собственной души и оказании этим помощи Космосу.
Catalog: Философия 
19 hours ago · From Валерий Панин
Закон причин и следствий не является наказующей дубинкой.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Валерий Панин
Проходя ситуации, душа должна нарабатывать расчетные энергии для планомерного развития.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Валерий Панин
The main goal of human life is unity with the Higher Ones, achieving a high level of spirituality with the help of our knowledge. Диалоги с Высшими Главная цель жизни людской – единение с Высшими, достижение высокого уровня духовности с помощью наших знаний.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Валерий Панин
Циклы разделяют бесконечную цепь развития мироздания на пределы.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Валерий Панин
The world exists on the basis of laws.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Валерий Панин
Иерархичность всего живущего и развивающегося - это главный принцип построения мироздания.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Валерий Панин
DARK CORNERS OF THE AMBER ROOM
6 days ago · From Цеслан Бастанов
Soul is an energy structure with a matrix base
Catalog: Философия 
6 days ago · From Валерий Панин
Человечество - неотъемлемая часть планеты Земля.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Валерий Панин

New publications:

Initializing RSS Display Box...

Popular with readers:

Initializing RSS Display Box...

News from other countries:

Initializing RSS Display Box...

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

МЕТОДИЧЕСКИЙ КЛАСС: УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ЗА СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android