Libmonster ID: KZ-1772

Т. I и II. М. Соцэкгиз. 1936.

Автор вышедшей недавно в русском переводе книги по истории испанской инквизиции Льоренте был секретарем мадридской инквизиции в 1789 - 1791 годах. Уже тогда он собирал документы по истории святого судилища. В 1808 г. декретом Наполеона инквизиция была отменена1 . Льоренте было поручено написать работу по ее истории. Он просмотрел инквизиционные архивы и сделал выборку наиболее существенных материалов из дел совета инквизиции и ее провинциальных трибуналов. Льоренте первый дал правдивую фактическую историю испанской инквизиции, основываясь на огромном документальное материале. Он ознакомился с подлинными


1 Она была восстановлена. в 1814 г. и окончательно уничтожена в 1835 году.

стр. 172

процессами виднейших государственных и церковных деятелей (инфанта дон Карласа, Антонио Переса - первого министра Филиппа II, Игнатия Лойолы и многих других). Им впервые была поднята завеса над страшными тайнами инквизиции.

В течение более трех столетий инквизиция вершила свой суд таким образом, что ни один из ее многочисленных узников не получал доступа к документам своего дела. Во все время процесса заключенные не осведомлялись в полном объеме даже о предъявленных им обвинениях. "Тайна, - пишет Льоренте, - душа каждого инквизиционного трибунала; она животворит, поддерживает и укрепляет его деспотическую власть" (т. I, стр. 12). Благодаря тайне инквизиторы отлучали от церкви и арестовывали даже высокопоставленных лиц, обманывали неоднократно пап, королей, министров и многих других представителей высшей власти, выкрадывали, подделывали, уничтожали или фабриковали процессуальные документы, чтобы скрыть подлинные документы, когда бывали принуждены открывать свои архивы королям и папам.

Инквизиционное судопроизводство было так невыносимо, что в 1512 г. новохристиане (евреи, перешедшие в христианство) предложили Фердинанду 600 тыс. золотых дукатов за издание закона о публичности процессов инквизиции. Но инквизиция крепко держалась за тайну, и великому инквизитору Хименесу пришлось предоставить королю большую сумму (хотя и меньше "новохристианской") за ее сохранение. Такое же предложение и столь же безуспешно делалось и последующим королям Испании.

Инквизиция, будучи грозным орудием испанского абсолютизма, использовала и еще более разжигала религиозную и национальную вражду. Восстановленная в конце XV в. королем Фердинандом-Католиком, она первоначально была направлена почти целиком против перешедших в католичество евреев. Официальная надпись на здании трибунала севильской инквизиции гласила, что святое судилище было учреждено "против иудействующих еретиков для возвышения веры".

Инквизиторами был составлен особый список признаков ереси. Достаточно было надеть свежую рубашку или накрыть стол чистой скатертью в субботний день, устроить накануне отъезда прощальный обед, произнести похвальное слово или грустные стихи в честь умершего, чтобы быть обвиненным в отпадении от католичества и исповедании веры Моисея. Доносчикам, клеветникам, людям безмерной подлости открывался широчайший простор. 2 января 1481 г. инквизиция приступила в Севилье к работе, и сразу же безвестные до того времени простые монахи, облеченные властью инквизиции, обратились с надменным приказом к грандам, считавшимся "равными" королю. Первое торжественное аутодафе состоялось 6 февраля 1481 г., когда ad majorem dei gloriam сожжено было 6 человек. Так было положено начало кровавым кострам, освещавшим своим заревом Испанию до 1826 года. Вскоре на авансцену выступил человек, имя которого навсегда останется связанным с инквизицией, - это был Торквемада.

Торквемада изображен у Льоренте в реалистических тонах; освобожденный от демонических черт, приписанных ему последующими поколениями, он выступает перед нами человеком с мелкими, низменными чертами. Окруженный всеобщей ненавистью, он появлялся только в сопровождении охраны из 250 человек.

В качестве великого инквизитора Торквемада реорганизовал святое судилище, всюду насадил своих ставленников, учредил новые трибуналы. В 1484 г. он созвал совещание высших служителей инквизиции, на котором были приняты руководящие принципы деятельности инквизиционных трибуналов.

Учреждение инквизиции было встречено в Испании с нескрываемой враждебностью. Особенно значительное сопротивление она встретила в Арагоне, Каталонии, Валенсии. В Сицилии инквизиция была установлена только после подавления вооруженного восстания.

Инквизиция являлась по преимуществу орудием испанского абсолютизма. Вместе с тем ее деятельность усиливала и деспотизм Рима. Инквизиторы блестяще использовали эту двойственность руководства для достижения возможно большей независимости и для расширения своей власти. Великий инквизитор и Верховный совет инквизиции, используя свою громадную власть, зачастую оказывали неповиновение как распоряжениям папы, так и королевским указам. Поведение главы инквизиции побуждало в свою очередь ее подчиненные органы сопротивляться приказам Верховного совета. Всюду укоренялись произвол и самоуправство. Большой Торквемада в столице порождал десятки маленьких Торквемад в провинциях.

Льоренте подробно останавливается на последствиях введения инквизиции для еврейского народа. Инквизиция, введя требование о "чистоте крови", преградила евреям и новохристианам доступ к общественной, государственной и научной деятельности. Мотивы, побуждавшие раньше евреев к переходу в католичество, потеряли, таким образом, свой смысл. Но инквизиция, поставившая перед собой задачу превратить все население Кастилии и Арагона в единоверующее стадо, решила принять чрезвычайные меры, чтобы побудить евреев отказаться от иудейской религии. Торквемада, главный вдохновитель человеконенавистнической политики Фердинанда и Изабел-

стр. 173

лы, скоро убедился в трудности достижения этой цели. К тому же перспектива захвата еврейской земельной собственности, синагог, домов и других нежностей была куда более заманчивой. И Торквемада предложил изгнать евреев из Испании. Эта радикальная мера представлялась Торквемаде желательной и потому, что она целиком уничтожала основу возможных дальнейших еретических отклонений новохристиан. Мараны, не чувствуя на себе укоризненных взоров своих соплеменников, скорее, по мысли Торквемады, должны были быть поглощены христианскими элементами. Эдикт об изгнании евреев из Испании явился, таким образом, логическим следствием введения инквизиции. Могущество Торквемады и стоявшей за ним инквизиции было настолько велико, что он заставил королевскую чету подписать в конце марта 1492 г. эдикт об изгнании евреев на вечные времена из Испании. Эдикт предписывал евреям покинуть Испанию не позднее 31 июля 1492 года. Сотни тысяч человек должны были в течение четырех месяцев оставить навсегда страну, в которой они поселились раньше своих притеснителей1 .

Вслед за евреями из Испании были изгнаны мавры и мориски (крестившиеся мавры). При сдаче Гренады маврам была обещана свобода религиозного исповедания. Под влиянием инквизиции "католические государи" нарушили подписанный ими торжественный договор 1491 года. Уже в 1502 г. правительство предписало маврам или перейти в христианство или оставить пределы Кастильского королевства. Большинство мавров крестилось и благодаря этому осталось в родных краях. Жестокие гонения неоднократно вынуждали мавров (остававшихся еще в Арагоне, Каталония и Валенсии) и морисков обращаться к оружию и поднимать знамя восстания. Особенно грозное восстание мормсков произошло в 1568 - 1571 гг.; оно было подавлено с необычайной даже для того времени жестокостью. Оставшиеся в живых были переселены в другие местности; по отношению к ним были изданы многочисленные бесчеловечные законы. Инквизиция, превратившая жизнь большинства морисков в цепь непрерывных страданий, после восстания 1568 - 1571 гг. неоднократно обсуждала вопрос о дальнейшей их судьбе. В книгах и на деловых заседаниях деятели инквизиции выдвигали различные меры, чтобы избавиться от морисков; всеобщее избиение, обращение в рабство, отправка на каторгу и, наконец, изгнание. В 1609 г. был издан эдикт об изгнании на вечные времена морисков из Испании. В Африку отправилось около 600 тыс. трудолюбивого населения. Благодаря изгнанию морисков окончательно были разрушены целые отрасли промышленности; южные провинции Испании пришли в запустение, и некогда прекрасная страна скоро превратилась в полупустыню.

Испания была именно той страной, "где из всех феодальных государств впервые поднялась абсолютная монархия в самых резких формах"2 . Но испанский абсолютизм в отличие от французского и других в определенный исторический период выступал в качестве не прогрессивного, а реакционного элемента. "XVI век, - констатирует Маркс, - был эпохой образования великих монархий, которые повсюду воздвигались на развалинах враждовавших между собой феодальных классов: аристократии и городов. Но при этом в других крупных государствах Европы абсолютная монархия выступает в качестве цивилизующего центра, в качестве основоположника национального единства. Там она была "лабораторией, в которой различные элементы общества подвергались такому смешению и обработке, что города находили возможным променять свою средневековую местную независимость и свою суверенность на всеобщее господство буржуазии и публичную власть (common sway) гражданского общества. Напротив, в Испании аристократия приходила в упадок, не потеряв своих самых вредных привилегий, а города утратили свою средневековую мощь, не получив современного значения"3 .

"Таким образом, - резюмирует Маркс, - абсолютная монархия в Испании, имеющая лишь чисто внешнее сходство с абсолютными монархиями Европы, вообще должна быть приравнена к азиатским формам правления"4 . Абсолютная монархия, закрепляя реакционные своеобразные черты испанского средневековья, вызвала упадок городов, разрушила торговлю, промышленность, мореплавание и земледелие, крайне ослабила экономические связи и усилила замкнутость отдельных провинций.

Можно смело сказать, что среди причин, способствовавших политическому, экономическому и культурному упадку Испании и превращению ее из мировой империи в государство второстепенного ранга, инквизиция была не из последних. За последние десятилетия историки не раз возвращались к вопросу об инквизиции. Однако книга Льоренте со-


1 Наиболее древние испанские аристократические роды указывали как ни своих предков на вестготов, появившихся на Пиренейском полуострове в V в. нашей эры, тогда как евреи появились в Испания гораздо раньше.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. X, стр. 721.

3 Там же.

4 Там же, стр. 722.

стр. 174

храняет свое значение и сейчас благодаря наличию в ней обширного документального материала, впервые научно обработанного и популяризированного одним из деятелей инквизиции.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЛЬОРЕНТЕ-ХУАН-АНТОНИО-КРИТИЧЕСКАЯ-ИСТОРИЯ-ИСПАНСКОЙ-ИНКВИЗИЦИИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. ШУСТЕРМАН, ЛЬОРЕНТЕ ХУАН-АНТОНИО. КРИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИСПАНСКОЙ ИНКВИЗИЦИИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 22.08.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЛЬОРЕНТЕ-ХУАН-АНТОНИО-КРИТИЧЕСКАЯ-ИСТОРИЯ-ИСПАНСКОЙ-ИНКВИЗИЦИИ (date of access: 23.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. ШУСТЕРМАН:

С. ШУСТЕРМАН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
360 views rating
22.08.2022 (824 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
5 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
5 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
8 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
9 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
11 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
11 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
11 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
11 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
12 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЛЬОРЕНТЕ ХУАН-АНТОНИО. КРИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИСПАНСКОЙ ИНКВИЗИЦИИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android