Из опыта работы специалистов военной ветеринарной медицины
.
ЛОШАДИ МОНГОЛИИ
Юрий БОЕВ
Эту маленькую заметку я посвящаю,
экс-Заместителю Министра обороны Российской
Федерации, генералу-армии Исакову Владимиру
Ильичу, человеку которому несмотря на свою
загруженность и неимоверную занятость,
преподал мне хорошую школу жизни.
Этот человек мой учитель, с неимоверными организаторскими способностями.
Я горд, что он был моим непосредственным
командиром и начальником,
и что я проходил службу под его руководством.
Кратко о себе.
Боев Юрий Геннадьевич 1961 года рождения, образование высшее, в 1984 году окончил три курса ветеринарного факультета Воронежского сельскохозяйственного института им. К.Д. Глинки, в 1986 окончил году военно-ветеринарный факультет при Московской государственной ветеринарной академии им. К.И. Скрябина, присвоена квалификация «ветеринарный врач». Проходил военную службу в Вооруженных силах на различных военно-ветеринарных должностях. С 1986 года по 2004 год замещал должности руководителей военно-ветеринарной службы соединения (1986-1991), военно-ветеринарного учреждения Закавказского военного округа (1991-1993), ветеринарно-санитарной службы Группы войск (Группа Российских войск в Закавказье (1993-1999 гг.), военных округов Приволжского (1999-2001 гг.) и Приволжско-Уральского (2001-2004 гг.). В период с 2004 по 2011 год занимал высшую должность в Ветеринарно-санитарной службе Вооруженных Сил Российской Федерации - начальника Службы - Главного ветеринарно-санитарного инспектора ВС РФ (Центральный аппарат Минобороны России) (далее – ЦА МО РФ) в воинском звании «полковник медицинской службы». В 2007 году присвоена учёная степень «кандидата ветеринарных наук». Награжден Почётным званием «Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации».
Хочу немного остановиться на задаче, поставленной Ветеринарно-санитарной службе Вооруженных Сил Российской Федерации, касающейся переброске крупных животных (лошадей) на большое расстояние самолетами военно-транспортной авиации из Монгольской Народной Республики (Монголия). Министру обороны Российской Федерации Анатолию Эдуардовичу Сердюкову в ходе дружеского визита в 2008 году в Монголию, ее Руководством сделан подарок в количестве 30 монгольских лошадей. Задача была поставлена, предполагаю, что еще ранней весной 2008 года. Приглашают меня через оперативного дежурного заместителя Министра обороны – начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации генерала армии Владимира Ильича Исакова, прибыть к Руководству. Я быстро спустился с пятого этажа, где была сосредоточена вверенная мне Служба, на третий, уточнил у дежурного есть ли разрешение зайти. Дежурный уточнил, что меня ждут. В кабинете был генерал армии В.И. Исаков и начальник штаба Тыла ВС РФ генерал-полковник Дмитрий Витальевич Булгаков.2 Дату этого события я точно не помню, но это точно было в пятницу. Д.В. Булгаков (Заместитель Министра В.И. Исаков поручил ему заниматься вопросами данного Поручения) приказал мне прибыть к нему в 7.00 в понедельник, с разработанным планом по данному заданию, с рисунками станков для перевозки лошадей авиационным транспортом. Также, необходимо было коротко доложить ему порядок отбора, карантинирования лошадей на территории Монголии. Я сразу сообщил Руководству, что ситуация на территории Монголии, крайне неблагополучна по эпизоотическим показателям, что в целом, это не простая задача, в том числе, в части не притащить оттуда непредвиденную инфекцию (заразу). Кроме того, в соответствии с Ветеринарными требованиями при импорте в Российскую Федерацию племенных, пользовательских и спортивных лошадей, утвержденными Департаментом ветеринарии Минсельхоза России 23 декабря 1999 г. № 13-8-01/1-10 (далее – Требования),необходимо было провести и осуществить:карантинирование лошадей на базе в Монголии; на месте все необходимые ветеринарные мероприятия, применительно Требованиям; взятие проб биологического материала и отправка их в ФГБНУ Россельхозакадемии «Всероссийский институт экспериментальной ветеринарии им. Я.Р. Коваленко» (ВИЭВ). В соответствии с указанным необходимо получение отрицательных результатов от девятнадцати заразных болезней животных (на сап, случную болезнь, сурру (трипаносома Эванси), пироплазмоз (бабезия Кабани), нутталиоз (бабезия Экви), ринопневмонию, анаплазмоз, инфекционный метрит, инфекционную анемию, вирусный артериит, везикулярный стоматит и, по требованию импортера, на другие инфекционные болезни), к которым восприимчивы лошади. Животные должны быть привиты против гриппа инактивированной вакциной. Проводят дегельминтизацию и акарицидную обработку. Далее, при получении таких результатов, требовалось разрешение Россельхознадзора на ввоз животных на территорию Российской Федерации. И только после завершения всех этих мероприятий направляется запрос в ВВС России для предоставления для этих целей самолетов, их оборудования под перевозку животных, с учетом мер по безопасности животных, персонала, сопровождающего животных, минимизирования загрязнения авиатранспорта (бортов под переброску животных) навозом, мочей животных, остатков подстилки и корма. Также по прибытию на место дислокации на территории Российской Федерации лошади подлежат 30-дневному карантинированию с проведением соответствующих противоэпизоотических и диагностических мероприятий. Выписку из текста Требований прилагаю.Справочно: «К ввозу в Российскую Федерацию допускаются только здоровый племенной молодняк и взрослые лошади, рожденные и выращенные в стране - экспортере или находящиеся в ней не менее 6 месяцев, с беременностью не более 3 месяцев. Лошади не должны быть вакцинированы против инфекционных энцефаломиелитов всех типов, африканской чумы лошадей и происходящие из хозяйств и административных территорий, свободных от заразных болезней животных, в том числе: - инфекционных энцефаломиелитов лошадей всех типов, вирусного артериита, африканской чумы свиней и африканской чумы лошадей - в течение последних 3 лет на территории страны; - сапа - в течение последних 2 лет на территории страны; - ящура, везикулярного стоматита, гриппа лошадей - в течение последних 12 месяцев на территории страны; - случной болезни, сурры (трипаносома Эванси), пироплазмоза (бабезия Кабани), нутталиоза (бабезия Экви), бешенства - в течение последних 12 месяцев на административной территории (штат, провинция, земля, округ и пр.); - инфекционного метрита лошадей - в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства; - лептоспироза, ринопневмонии, инфекционной анемии, чесотки и оспы лошадей - в течение последних 3 месяцев на территории хозяйства; - сибирской язвы - в течение последних 20 дней на территории хозяйства. Отобранные для экспорта животные не получали корма, содержащие сырье, выработанное с использованием методов генной инженерии или другие генетически модифицированные источники. Племенные животные не подвергались воздействию натуральных или синтетических эстрогенных, гормональных веществ и тиреостатических препаратов. Отобранные для отправки в Российскую Федерацию лошади не менее 21 дня содержатся на специальных карантинных базах страны - экспортера, под наблюдением представителя Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России. Во время карантина проводится поголовный клинический осмотр с ежедневной термометрией. В этот период проводят диагностические исследования в государственной ветеринарной лаборатории методами, принятыми в стране - экспортере, на сап, случную болезнь, сурру (трипаносома Эванси), пироплазмоз (бабезия Кабани), нутталиоз (бабезия Экви), ринопневмонию, анаплазмоз, инфекционный метрит, инфекционную анемию, вирусный артериит, везикулярный стоматит и, по требованию импортера, на другие инфекционные болезни. Животных прививают против гриппа инактивированной вакциной. Проводят дегельминтизацию и акарицидную обработку. За 2 - 14 дней обрабатывают против лептоспироза - дигидрострептомицином двукратно в дозе 25 мг/кг. Если в период карантинирования по результатам диагностических исследований (серологические, аллергические и др.) у отдельных животных появятся положительные реакции, представитель Департамента ветеринарии имеет право отказаться от всех или некоторых животных, не неся при этом материальной ответственности. В этом случае информация немедленно доводится до сведения Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России. Транспортные средства обрабатываются и подготавливаются в соответствии с принятыми в стране - экспортере правилами. Выполнение условий, указанных в настоящих Требованиях, должно быть полностью подтверждено ветеринарным сертификатом, подписанным государственным ветеринарным врачом страны - экспортера и составленным на языке страны - экспортера и на русском языке с указанием даты диагностических исследований и прививок. Отгрузка животных в Российскую Федерацию возможна только после получения импортером разрешения Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России. После поставки на территорию Российской Федерации и прохождения государственного пограничного ветеринарного контроля животные ставятся в карантин сроком на 30 дней в специально подготовленные помещения, в этот период проводятся необходимые диагностические исследования под контролем территориальной государственной ветеринарной службы. В соответствии с планом противоэпизоотических мероприятий для конкретного региона проводят профилактическую иммунизацию. После выхода от Руководства я четко уяснил поставленную мне задачу. До середины августа 2008 г. мне было поручено доставить указанное количество животных на территорию Северо-Кавказского военного округа (штаб в Ростове-на Дону). Временное место дислокации для сосредоточения лошадей было избрано военное сельскохозяйственное предприятие «Прохладное» (Прохла ́дненского района в составе Кабардино-Балкарской Республики Российской Федерации). Маршруты движения (двумя транспортными самолетами ИЛ-76 «по 15 станков в каждом») Руководство (на территорию Монголии) определило через аэродром Чкаловский, перелет через Новосибирск (аэродром Толмачево) на Улан-Батор. Обратно из Улан-Батора через Толмачево на Моздок. В Монголию (Улан-Батор) уже в июне необходимо было откомандировать в двух наиболее толковых офицеров, один из-которых должен обладать хорошими организаторскими, дипломатическими способностями и быть коммуникабельным. Другой должен хорошо знать особенности обращения с лошадьми и обладать умением работать с ними, иметь опыт оказания лечебной и профилактической помощи этим животным. Определено направить начальника ветеринарно-санитарной службы Военно-воздушных Сил полковника ветеринарной службы Петра Евгеньевича Грацианова, и преподавателя кафедры ВВИ майора м/с Кирилла Викторовича Мануйлова. Кандидатуры офицеров были утверждены В.И. Исаковым и согласованы с Д.В. Булгаковым. Также, необходимо было за выходные дни проработать вопрос со станками для перевозки животных. От штаба Тыла был выделен мне в помощь офицер Штаба Тыла ВС РФ полковник Александр Иванович Пономарев (фамилия вымышлена). Одновременно он был ко мне приставлен в целях оказания помощи и осуществления контроля моих действий при подготовке данной «операции». Мы созвонились с А.И. Пономаревым в пятницу, взяли жен, и выехали на своих машинах в подмосковное Алабино в кавалерийский полк, к тому времени уже принадлежащий ФСО России (кавалерийский почетный эскорт военного лагеря «Алабино» Президентского полка СКМК ФСО России, расположенного по адресу: поселок Калининец, Нарофоминский район, Московская область). Нашли начальника ветеринарной службы полка Константина Геннадьевича Загоскина (к сожалению, он уже ушел из жизни, царствие ему небесное), который нам подсказал у кого можно взять в аренду станки. Поехали к «комерсантам-перевозчикам лошадей», увидели, посмотрели, разобрали и сфотографировали один из станков. Договорились о соразмерной оплате аренды станков. Вернулись удовлетворенные в полк. К.Г. Загоскин пригласил нас в кафе, посидели с супругами, пообщались, перекусили, и к вечеру субботы у нас было понимание, что и о чем докладывать Руководству. Утром в понедельник, я прибыл к Д.В. Булгакову для доклада. Кратко доложил ему по ряду вопросов и особенностей, показал рисунки и фотографии станков. Он одобрил, поставив мне последующую задачу, отправил заниматься, с учетом предоставления ему еженедельных докладов о проделанной работе. В указанной период у меня были все необходимые возможности выполнить эту не простую, даже можно сказать сложнейшую, задачу. В моем подчинении был Центральный ветеринарный склад (г. Арзамас, Нижегородской области) (ЦВС) с толковым начальником Юрием Егоровичем Григорьевым, находящийся в районе пятиста км от Москвы. В Москве, в моем непосредственном подчинении находились Военно-ветеринарный институт (ВВИ) и Центральный ветеринарно-эпизоотический отряд (ЦВЭО). Кроме того, офицеры – начальники ветеринарно-санитарных служб всех видов и родов войск ВС РФ, также находились в столице нашей Родины. Вместе с тем, в самой Службе у меня был целый ряд очень грамотных, как в Армии принято называть «толковых» офицеров, которым бы я доверял выполнить самые серьезные задачи. Практически большая часть офицерского состава Управления Службы был подобран мною лично и переведен в Москву из разных регионов страны. В основном это офицеры, работоспособность и другие положительные стороны которых, я лично проверил, проходя службу в Группе Российских войск в Закавказье, Приволжском и Приволжско-Уральском военных округах.По подготовке материально-технической части операции был назначен начальник ЦВС подполковник м/с Ю.Е. Григорьев. Ю.Е. Григорьевым осуществлялась самая тяжелая часть задачи. Ему необходимо было организовать получение станков от «коммерсантов», перевезти их в Арзамас, подготовить (вид у этих станков оставлял желать лучшего, ржавые, с большими повреждениями), отремонтировать, подварить, покрасить, подготовить к вывозу на аэродром Чаковский. Кроме того, надо было продумать как застелить (защитить) транспорта от будущих экскрементов и других выделений животных. Под эти цели в Службе горючего были получены списанные резиновые резервуары. Также предпринято было положить до 20 штук покрывных пологов из брезента. Его задача осложнялась организацией получения использованных станков, после выполнения Поручения, их повторному приведению в порядок и возврату арендаторам. Хотелось отметить, служебную «Волгу» у меня, как у начальника самостоятельной Службы, в подчинении которого было военно-учебное заведение (ВВИ), иные части центрального подчинения по распоряжению Министра обороны А.Э. Сердюкова, к этому времени, как и у других начальников Служб, которые по штату занимали «не генеральские» должности, отобрали. И я привлекал УАЗ -3101 из ЦВЭО для выполнения организационных вопросов по выполнению поставленной задачи. Водителем был гражданский водитель Илья, очень ответственный, дисциплинированный парень. Офицеры П.Е. Грацианов и К.В. Мануйлов убыли в Монголию, из Улан-Батора их встретили специалисты военно-ветеринарной службы Монголии, и отвезли их к месту отбора и карантинирования лошадей. Офицеры при оказании помощи со стороны монгольских товарищей проводили мероприятия согласно указанных Требований. Самый острый период в указанной задаче пришелся на момент отправки лошадей из Монголии по результатам лабораторных исследований, проведенных в ВИЭВ. Из пятидесяти отобранных для карантинирования лошадей, с последующим отбором от них тридцати особей, для перевозки на территории России, 26 лошадей не проходили по различным лабораторным показателям. Так как, необходимо было привести ровно тридцать лошадей, а «чистыми» оказались только 24. Срочно была дана команда об отделении группы из 24 лошадей с отдельным содержанием этой группы животных. Вместе с тем, на месте (в Монголии) отобрали еще 20 лошадей, из новой группы животных, предоставленных монгольскими товарищами, оперативно провели профилактические мероприятия. После карантинирования и получения результатов анализов из ВИЭВ все 30 лошадей были отобраны для переброски на территорию Российской Федерации. Подходил срок отправки животных на территорию Российской Федерации. В конце концов, задача по отбору животных по линии ветеринарии была выполнена. Заключение от ВИЭВ и разрешение, подписанное заместителем Руководителя Россельхознадзора Николаем Анатольевичем Власовым, были получены. За две недели до прибытия животных на территорию Российской Федерации Руководство Тыла ВС РФ командировало меня в военный совхоз «Прохладнинский» (далее – Совхоз) для подготовки мест содержания и карантинирования прибывающих животных. В Совхозе директором предприятия Виктором Владиславовичем Ивановским была организована группа работников, которая продезинфицировала, покрасила с внутренней и наружной стороны отобранное для размещения лошадей помещение, привело в порядок выгульные дворики. Приведены в полный режим работы обустроенные дезинфекционные барьеры при въезде и выезде на территорию хозяйства. Было заготовлено достаточное количество кормов на весь период карантинирования животных. Все работы проводились под моим и директора Совхоза контролем. Кроме того, подготовительные и организационные мероприятия проводились с участием ветеринарной службы Совхоза и офицеров ветеринарно-санитарной службы СКВО и непосредственно руководителем службы округа подполковником м/с Александром Геннадьевичем Тюленевым. Кроме того, необходимо было подготовить транспорт для перевозки животных. В Совхозе было две единицы грузового автотранспорта «Renault Trucks». Начали думать, каким образом осуществлять перевозку лошадей и чем перевозить. Задача, доставить животных к месту карантинирования, при условии поступления лошадей на аэродром Моздок, который находился на расстоянии порядка пятидесяти с небольшим км до Совхоза. Расстояние вроде бы не большое, но приличное для перемещения крупных животных. В Совхозе на «задворках сцены» нашли два заброшенных, не используемых прицепа, для перевозки свиней. Оперативно отремонтировать силами Совхоза прицепы не представлялось возможным. Ни сил, ни средств в Совхозе на это дело не оказалось. Надо просить помощь армии. Я убыл с директором Совхоза во Владикавказ. Тылом объединения во Владикавказе руководил генерал-майор Юрий Иванович Руковишников. Под его руководством, как заместителя командующего группой Российских войск в Закавказье, я прослужил около двух лет в должности начальника ветеринарно-санитарной службы группировки. Я вынужденно обратился к Юрию Ивановичу. Он незамедлительно распорядился. Прицепы из Совхоза были переправлены на склад горючего. Там за двое суток сделали такое, что мы с В.В. Ивановским наши прицепы не узнали. Подработанное шасси, покрашенные в трехцветный маскировочный цвет прицепы были как новенькие, вышедшие с завода. Все конструкции были подварены, доработаны. Вот что такое военное братство. Спасибо огромное Юрию Ивановичу. Когда прицепы подсоединили к шасси грузового автотранспорта «Renault Trucks» мы были в восторге от содеянного. После проведения указанной работы я убыл из СКВО в Москву для подготовки, комплектования и отправки самолетов в Монголию. Самолеты были заказаны на 2 августа 2008 г. По указанию Руководства утром этого дня мы с моим заместителем подполковником м/с Олегом Валерьевичем Кутеповым и офицером Штаба Тыла ВС РФ полковником А.И. Пономаревым в 10.00 МСК прибыли на Аэродром Чкаловский. К этому времени два борта ИЛ-76 с экипажем уже были на полосе готовы к оборудованию. К этому времени прибыли офицеры с ЦВС из Арзамаса. Ими были доставлены отремонтированные станки, пахнущие свежей краской, резиновые пологи, брезент, ведра для поения лошадей, сконструированные кормушки. Началась работа по оборудованию бортов. Летный состав также принимал активное участие в оборудовании и креплении станков для животных. Задача-то с элементами новизны, несмотря на ее сложность, интересная. На дно транспортов были положены резиновые пологи, на пологи укреплены станки на 15 голов животных в каждом. Данная работа была выполнена в течение 2-2,5 часов. Произведен доклад Руководству и самолеты убыли по предназначению. Полковник А.В. Пономарев убыл с транспортами. 4 августа 2008 г. я был направлен в СКВО для организации встречи прибывающих животных. Весь день 5 августа 2008 г. отработан в Совхозе. Проверены все позиции по приготовлению к встрече животных. Утром 6 августа 2008 г., в мой день рождения, мне из ближайшей к Совхозу воинской части были приданы военнослужащие в целях оказания помощи летному составу при разгрузке лошадей и наведению порядка на транспортах после разгрузки. Сформированная колонна, состоящая из легкового 10 автомобиля УАЗ-3101 директора Совхоза, двух скотовозов, автобуса для перевозки военнослужащих после короткого инструктажа личного состава, проведенного мною, и в части касающейся директором Совхоза, в 12.00 МСК выдвинулась в сторону аэродрома Моздок. Огромная помощь была оказана офицерским составом Сибирского военного округа и непосредственно офицерами объединения, дислоцированного в Новосибирске, при прохождения таможенных мероприятий, прохождения государственного ветеринарного надзора территориальным управлением Россельхознадзора, при приземлении и нахождении бортов с лошадьми в аэропорту Толмачево. Информация просочилась и в СМИ. Однако по решению Руководства съемку разгрузки конского состава не разрешили. Хотя, предварительно была команда снять сочную информацию для Первого канала Российской телевидения. Все эстетически было для этого готово на высоком уровне. Руководство проинформировало, что ориентировочно в 13.30 МСК два борта ИЛ-76 с грузом и сопровождающим персоналом вылетели из аэродрома Толмачево. Ожидание прилета в Моздок к 18.30. В районе 18.17 МСК два борта ИЛ-76 благополучно приземлились в Моздоке. Начался волнительный и очень ответственный момент разгрузки конского состава на коневозы, которые были вплотную подогнаны к бортам. За ранее были приготовлены доски, которые соединяли трап самолета с коневозами. Это минимизировало травмоопасность животных и личного состава при выгрузке лошадей. При разгрузке обошлось без травм конского состава и офицерского и рядового состава военнослужащих. Были моменты нежелания отдельных животных переходить по трапу самолета в автомобильный транспорт, но все благополучно завершилось. После разгрузки последнего животного я позвонил по сотовому Заместителю Министра, доложил о состоянии дел. В.И. Исаков поздравил меня с 47-летием, пожелал всего хорошего и дал дальнейшие распоряжения об организации работы по доставке животных к месту размещения и карантинирования. На душе было творческое удовлетворение от содеянного почти трехмесячного труда. Я от имени Руководства Тыла ВС РФ и от себя лично поблагодарил и обнял по очереди офицеров, прибывших и работавших долгое время в Монголии, летный состав, за такую интересную и запоминающуюся работу. Конечно видок был не очень в части загрязнения самолетов. Но самолеты отчистили отмыли. Колонна к 20.30 МСК, с учетом очистки самолетов, тронулась по направлению в Совхоз. Офицеров также разместили в Совхозе и утром директор организовал их доставку на аэродром Моздок. Офицеры, прибывшие накануне с животными, утром 7 августа 2008 г. убыли на аэродром Чкаловский. ЦВС была дана команда загрузить на КАМАЗы станки и вернуть арендаторам. Переправить все вспомогательное имущество в Арзамас. По итогу написания этой заметки хочется поблагодарить за участие и оказание помощи в проведении «операции» товарищей по службе, тогдашних моих подчиненных офицеров Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, военных округов, подчиненных учреждений: полковников Грацианова Петра Евгеньевича, Григорьева Юрия Егоровича, Гуро Сергея Геннадьевича, Позднякова Николая Юрьевича, Шеина Сергея Александровича, Янчука Николая Андреевича, Галкина Виталия Владимировича, Заболотского Сергея Сергеевича, подполковников: Кутепова Олега Валерьевича, Савина Владимира Константиновича, Цибарта Александра Эдуардовича, Мануйлова Кирилла Викторовича, Малюкина Вячеслава Николаевича, Ивлиева Сергея Викторовича, Загоскина Константина Геннадьевича, Тюленева Александра Геннадьевича, Янчук Нину Ивановну, госслужащему Правило Владимира Викторовича. Многие из-них сами стали большими руководителями.
Огромную благодарность выражаю руководителю Управления сельского хозяйства ВС Российской Федерации Бибарсову Хамзе Исхаковичу. Большое спасибо за оказанную поддержку заместителю председателя Совета ветеранов Тыла ВС РФ генерал-майору в/с Ветрову Виталию Петровичу.
Лошади предназначались для доукомплектования войсковыми животными двух вновь созданных горных подразделений Северокавказского военного округа. После проведения карантинирования, с проведением всех необходимых лабораторных исследований лошади были направлены к месту
предназначения. Все эти мероприятия осуществлялись на кануне событий 8 августа 2008 года в Южной Осетии.
Война эта уникальна тем, что это была первая в новейшей истории России война, которую провела Россия против другого государства. И эта война стала победной для нас. Грузия была разгромлена. Но мое участие по итогам окончания войны это уже другая история.
©
biblio.kzPermanent link to this publication:
https://biblio.kz/m/articles/view/ЛОШАДИ-МОНГОЛИИ
Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G
Comments: