Здесь подняты действительно очень важные вопросы теории межнациональных отношений, национальных проблем и т. д., но сейчас необходимо уяснить, что эта теория должна развиваться на основе анализа большого количества разнообразных и конкретных ситуаций, которые возникли в разных частях Советского Союза, в разных республиках, в разных регионах и т. д.
Конечно, есть и некоторые общие причины возникновения этнических конфликтов в мире. Например, процесс урбанизации, интернационализация экономики, развитие определенных сторон техники, материальной культуры и т. д. И вызванная этим реакция. Мы могли бы этого избежать, но не избежали, потому что и думали мало об этом, а, кроме того, в сталинское время произошла деформация (по аналогии с деформацией в экономике) национального строительства. Между прочим, когда Сталин был наркомом по делам национальностей, возникали губкомнацы, а также разные формы автономии на местах: национальные сельсоветы, национальные районы, национальные округа и т. д. Вскоре Сталин сам уничтожил все это, а в 30-е годы начались огульные обвинения в национализме: всякое стремление в республиках заявить о каких-либо своих национальных интересах воспринималось как проявление национализма. В 20-е годы в стране насчитывалось 3 тыс. национальных сельсоветов, в одной только Ленинградской области (тогда Петроградской губернии) было 57 национальных сельсоветов и 3 национальных района. Это - Карельский, Финский и Вепсский районы. Существовали школы, в которых обучение велось на этих языках. Иногда это были школы-девятилетки, иногда только начальные (у вепсов, например). Потом это все исчезло.
Кроме того, значительной деформации подверглось и самосознание людей. Я помню, как, например, по Ленинграду прокатилась волна арестов эстонцев, которых всех без исключения обвиняли в шпионаже, в национализме и т. д. Потом подвергались арестам все финны и т. д. С одной стороны, это внушало человеку, что принадлежность к какой-то национальности составляет его вину, с другой - деформировало этнические установки русского населения. Ему внушали мысль, что принадлежность тех или иных людей к какой-то национальности уже их вина. Позже это привело к приписыванию вины целым народам: калмыкам, крымским татарам, народам Средней Азии и т. д. Между прочим, что значительно меньше известно, и финнам в Ленинградской области, которые были депортированы до 1954 - 1956 гг. (до войны здесь проживало примерно 300 тыс. финнов, финноязычного населения) и которые не могли вернуться в свои родные села, города и т. д. Дело доходило до совершенно анекдотических случаев, когда рядом в Карелии финны считались коренной национальностью, а в Ленинграде не могли прописаться. Нам нужно внимательно проанализировать эти деформации, их причины, их реальное содержание.
Еще один очень важный методический вопрос. Когда готовится какая-то акция, постановление, какое-то событие, необходимо в равной степени анализировать положительные и возможные отрицательные последствия. Мы же отвыкли это делать. Вот некоторые примеры. Предположим, абсолютно правильный лозунг "Сближение наций путем их расцвета" не мог не вести к обострению национального самосознания. Мы долгое время в 20-е и 30-е годы производили национальное размежевание в Средней Азии и при этом довели дело до конфликтов между таджиками, узбеками и другими народами, проживающими здесь.
Чистов Кирилл Васильевич - член-корреспондент АН СССР, главный редактор журнала "Советская этнография".
стр. 15
Два слова о национальной интеллигенции. Конечно, ее надо было растить. Но путем ли снижения требований к ней, как это делалось? Путем ли выдвижения каждый раз термина "коренизация"? Термин этот, по-моему, был очень вредным, потому что сама принадлежность к коренной нации уже давала какие-то преимущества, а оценка человека по его принадлежности к какой-то нации - это и есть национализм. Достоинства человека должны оцениваться не по принадлежности к нации (хотя, конечно, надо предоставить право каждому народу управлять самим собой и т. д.), а по реальным делам, конечно, не снижая при этом требования. Считаю, что используемая нами с научной точки зрения правильная формула нации и народности не должна использоваться в политической практике. Я долгое время жил в Карелии и знаю, как карелы страдали от того, что их не считали нацией.
Вопрос межнациональных отношений - это не только вопрос отношений центра и республик между собой. В Советском Союзе 55,5 млн. человек живут вне своих национальных территорий. Эстонцы говорят, что в процентном отношении их становится меньше. Это те процессы миграции, которые естественны при развитии экономики. Эстония сама хотела стать индустриальной республикой и в свое время не подумала о том, к каким последствиям это может привести. Можно ли теперь эти миграционные процессы обратить вспять? Насколько я знаю, в Москве каждый шестой - не русский. Разве на этом основании можно говорить, что русские скоро станут у нас меньшинством? В Ленинграде каждый восьмой, девятый не русский. Мы должны говорить о другом, а именно, что каждая этническая группа и территориально компактная в республике, и дисперсно-расселенная в каком-нибудь большом городе имеет право на удовлетворение своих культурных и национальных потребностей и осуществление своих прав.
Недавно проходила перепись. В Ленинграде перед этим шло сражение с областным статистическим управлением. При переписи 1979 г. и тех, что проводились раньше, переписчики отказывались, например, записывать вепсов вепсами. Это маленький народ, их всего 15 - 16 тысяч. Говорят, нет такого народа, его нет в списке народов, хотя это или вранье, или невежество, потому что Институт этнографии АН СССР готовит эти списки. То же самое было с ижорцами. Это тоже маленькая национальность.
Надо сказать, что на протяжении длительного времени национальность детей при смешанных браках принудительно определяла милиция. Потом это было отменено. При обсуждении вопросов нашего законодательства необходимо говорить не только о нациях и праве наций на самоопределение, но и о праве этнических групп и индивидуальном праве на национальное самоопределение. Если, например, у меня отец татарин, а мать якутка, я должен иметь право назвать себя якутом или татарином. А если я денационализировался, то могу назвать себя и русским. Тоже никто не имеет права заставить меня называть себя по-другому. Насильно записывать вепсов русскими есть проявление шовинизма. А почему так случилось? В том числе и потому, что принадлежность к венской народности стала терять престижность.
В 20-х годах существовало много форм удовлетворения национальных потребностей. Так, в Ленинграде выходили газеты на 40 языках. Выходила китайская газета, которую великолепно редактировал один из наших востоковедов, Поливанов. До 1936 - 1937 гг. в Ленинграде существовали финские десятилетка, издательство, Дом просвещения, эстонский Дом просвещения, масса клубов и землячеств, еврейские, немецкие и татарские школы. Потом все было закрыто. Например, до недавнего времени в Ленинграде нельзя было выписать армянскую или татарскую газету. Зарубежные издания можно, а советские газеты из Еревана или Казани - нельзя.
стр. 16
Сейчас в Ленинграде началось стихийное движение по созданию формальных и неформальных объединений, клубов, землячеств и т. д. Их нужно всячески поддерживать, учитывая печальный опыт прошлого. Например, после войны еще существовал татарский клуб, но его закрыли. В результате это привело к консолидации татар, башкир, мусульман Средней Азии, живущих в Ленинграде, вокруг мечети. Были закрыты различные эстонские и финские культурные учреждения, и это тоже привело к консолидации эстонцев и финнов вокруг кирхи в г. Пушкине, единственной, которая действует в Ленинграде и его окрестностях.
Я думаю, что украинцы и белорусы - самые крупные национальные группы в Ленинграде - могли бы открыть свой культурный центр. Почему у нас есть культурные центры разных стран в Ленинграде и Москве, но нет культурных центров этих республик? Пусть будут разные клубы, землячества. Сейчас в Ленинграде открыты якутское и армянское землячества. Кроме того, обсуждается вопрос о том, чтобы создать под одной крышей Дом дружбы, где якут мог бы послушать еврейскую народную песню, а еврей или человек любой другой национальности - якутскую народную песню и т. д. Или возьмите проблему изучения языков. В кружках, клубах, объединениях можно изучать национальные языки. В республиках также должны учитываться интересы этнических групп. Мы забыли о них совсем. Так что те вопросы, которые мы ставим, должны обсуждаться и на республиканском уровне, на уровне этнических групп, на уровне отдельных регионов и на уровне отдельного человека.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |