Libmonster ID: KZ-1809
Автор(ы) публикации: Ш. ЮСУПОВ

В предлагаемой читателю статье широко используются фактический материал и некоторые выводы из монографии таджикского востоковеда Хаелбека Додихудоева "Философия крестьянского бунта", которые представляют несомненный интерес с точки зрения знакомства с мировосприятием адептов исмаилизма.

Религиозно-политическое течение исмаилитов, возникшее в VIII веке в результате раскола приверженцев шиитского толка ислама и подвергавшееся на протяжении многих веков гонению как еретическое учение со стороны ортодоксального мусульманского духовенства, сумело выстоять, доказало свою жизнеспособность и сохранилось до наших дней. Сегодня в мире насчитывается более 25 миллионов исмаилитов, которых возглавляет их духовный руководитель принц Ага Хан IV.

Еще в средневековье (X-XIII века) исмаилизм вобрал в себя важные элементы античной классической философии в стремлении познать мир и сущность человека. Его адепты сами внесли заметный вклад в развитие философской и социологической мысли и в целом духовной культуры на мусульманском Востоке. Великий персидский поэт Омар Хайям и известный арабский философ и богослов Мухаммед аль-Газали относили исмаилитов к категории "искателей истины".

На протяжении столетий исмаилизм претерпел значительную трансформацию: возникнув как секта шиитского толка ислама, к Х веку он превратился в философское учение, а после поражения исмаилитского государства на территории Ирана и уничтожения его монголами в 1256 году он вновь трансформировался в религиозную секту, существующую в таком виде и поныне.

Исмаилитское учение складывалось в острой идеологической борьбе между ортодоксальным исламом и оппозиционными течениями общественной мысли. Квинтэссенцией всех споров составляли три проблемы - глубокая вера во всемогущего Аллаха, в пророчество и в Судный день. С течением времени некоторые мусульманские мыслители стали расширительно толковать Коран. Начинается поиск новых источников знания вне теологии - в науке и философии древних греков и других народов, возрождение идей домусульманских религиозно- философских учений Востока. Общественная мысль развивается в двух противоположных направлениях - ортодоксальном, придерживавшемся буквального понимания стихов и сур Корана (сторонники предания), и неортодоксальном (сторонники толкования).

В условиях гонения со стороны мусульманских ортодоксов исмаилиты выработали как бы две части своей теологии - "положительную" и "отрицательную". Первая часть - это учение о божестве, которое не противоречит ортодоксальным представлениям о боге, в чем проявлялся принцип "такыйа" - "предупредительное сокрытие" -быть неотличимым от ортодоксов, который служит, по мнению адептов исмаилизма, ширмой для сокрытия их истинного учения. Внешне исмаилиты сохраняли верность исламу, говорили о необходимости религии, о

стр. 53


единобожии, о сотворении мира и его божественной сущности, об атрибутах Бога, о молитве, посте, паломничестве и других догматах веры. Все это составляет содержание "положительной" части теологии исмаилизма (внешней сущности веры -"захир")(1).

ЧТО ЕСТЬ БОГ?

Исмаилиты согласны с ортодоксами в том, что божество существует и что оно единственно и едино, то есть они стоят на позиции мусульманского монотеизма и признают формулу "тау- хид": "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухамммед - пророк его". Этим и заканчивается общность теологии исмаилизма и ортодоксальной теологии. Далее начинается критика последней, то есть "отрицательная" часть теологии исмаилитов, которые видят основной порок своих оппонентов в том, что они Богу приписали атрибуты творца, утверждая, со своей стороны, что человек не может принципиально познать сущность божества, поскольку он неотрывно связан с миром чувственных вещей.

Бог, считают исмаилиты, не материален и не духовен, он не имеет ни формы, ни тела, он лишен того, что присуще творениям, включая человека. Всевышний - это то, что находится в основе мироздания, но значение которого найти никому не суждено. Он не пребывает ни в состоянии бытия, ни в состоянии небытия, он не есть ни премудрый, ни лишенный премудрости, ни всемогущий, ни лишенный могущества, ибо, по учению секты, ни единого атрибута нельзя присоединить к Богу, так как он сам не есть творец всего сущего, всех вещей и атрибутов. Признание того, что Бог обладает силой, знанием, мудростью и другими качествами, говорили исмаилиты, низводит роль Бога до роли творений и лишает его божественной сущности, ибо, признавая у него бесконечное множество атрибутов, человек ставит его в один ряд с его творениями. Божество есть тот предел, за которым более ничего нет, но от которого берет начало история материального и духовного(2).

Исмаилитская метафизика начинается с отрицания бытия до сотворения Богом Всеобщего разума, который превращается в творческую силу природы, в истинного творца мира, существующего до и вне природы. Истина заключается в ограничении божественных функций и лишении Бога возможности вмешательства в жизнь природы, которая целиком и полностью предоставлена власти Всеобщей души, лежащей в основе мироздания и обусловливающей его бытие и жизнь. Мистика исмаилитов, в частности, их учение о Всеобщем разуме и Всеобщей душе, была направлена именно на то, чтобы ограничить, насколько это возможно, власть Бога над миром, и через Всеобщую душу с ее главным атрибутом - действием - предоставить миру полную автономию или независимость от вмешательства Бога. Исмаилитский бог создает Всеобщий разум и в дальнейшем не участвует в сотворении мира и его правлении. Вещи и явления мира обусловливают друг друга, и в мире господствует объективная закономерность, не зависимая от божественной воли и провидения(3).

Началом начала творения, говорят исмаилиты, было соединение четырех элементов -земли, воды, воздуха и огня, - а это не божественный промысел, но дело Всеобщей души. Взаимодействие и взаимопроникновение четырех элементов представляют собой естественную природу всех вещей и явлений телесного мира. При этом исмаилиты не верят в божественное предопределение и считают учение ислама о нем противоразумным. Таким образом, каждый из четырех элементов и трех царств природы (минералов, растений и животных) заключает в себе божественную идею добра и справедливости, и все они в мировой иерархии предназначены для удовлетворения потребностей вышестоящей ступени: минералы и неживая природа создают условия для существования растений, которые, в свою очередь, существуют для того, чтобы стать кормом для животных, а последние обслуживают человека. В этой мировой иерархии исмаилиты видят высший принцип божественной справедливости и одновременно целесообразное устройство жизни на земле.

стр. 54


КАК ПОЯВИЛАСЬ "СВЯЩЕННАЯ КНИГА"

Аналогичным образом исмаилиты подвергают сомнению трактовку ортодоксами роли пророка Мухаммеда, которому, по канонической версии. Коран был ниспослан Аллахом через ангела Джабраила в виде божественного откровения. Исмаилиты же заявляют, что как человек вначале познает творения и через познанное размышляет об их творце, так и Мухаммед был "уполномочен" прочесть "божественные записи" - вещи и явления окружающего человека мира и создать на основе добытого им этим путем знания священную книгу - Коран. Так он пришел к выводу о единстве их творца, которое он постиг через познание единства его творения. И поскольку он один был способен познать сущность и смысл творения, то он объявил себя пророком и сказал: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его"(4).

При этом исмаилиты активно используют в своих сочинениях цитаты из Корана для доказательства истинности выдвигаемых ими идей. Внешне создается впечатление, что они не выходят за рамки Корана и развивают общественную мысль на его основе. Но это только внешнее впечатление. На самом деле это лишь ширма для мыслителей, за которой они развивают свое свободомыслие. К тому же они иносказательно, аллегорически толкуют стихи и суры из Корана. Этот метод получил название "батин" - постижение внутренней сущности священной книги. Такого рода толкование священного писания использовалось и в политических целях - для обоснования власти верховных руководителей шиитов - имамов, которые получили "сокровенную мысль" от первого имама - Али, а тот, в свою очередь, от пророка Мухаммеда.

Не лишено любопытства суждение исмаилитов о происхождении Корана. Пророк, считают они, стал пророком не потому, что ему был передан Коран как божественное откровение. Отношение пророка к Богу напоминает отношение читателя к писателю: писатель - это Бог, а писание - чувствами воспринимаемый мир; читатель - пророк, а читаемая книга - материальный мир. Откровение в этом смысле было указанием на познание мира. Пророк до этого момента был таким же неграмотным, как и другие. Бог указал ему на творение, на целесообразность сотворенного и велел ему прочесть смысл увиденного, сняв с его глаз пелену невежества, и передать прочитанное в "божественном писании" миру - своему народу. Так возник Коран(5). Иными словами, в идеях исмаилитов утверждается земное и человеческое происхождение священного писания мусульманской религии, которое является творением человека, хотя и специально уполномоченного на то Богом.

Исмаилиты исходили из посылки, что сотворение человека преследовало определенную цель: с одной стороны, познать сущность окружающей его природы и совершенствовать свою душу, а с другой - он призван сохранять природу как единственное разумное существо. Но и сами люди нуждаются в руководстве. Этим руководством для них является Коран.

ШАРИАТ И "ХАКИКАТ"

Откровенным вызовом ортодоксальным мусульманским законоведам явилось учение исмаилитов о шариате (своде мусульманских законов). Известно, что отрицание основ шариата в эпоху безраздельного господства ислама было опасным занятием. Поэтому толкование принципов шариата исмаилитами велось в суфийской терминологии и, прежде всего, таких как шариат, "тарикат" (путь к познанию) и "хаки-кат" (истина). В последующем к ним добавилось четвертое понятие - "маарифат" (знание). Один из оппонентов исмаилитов в средневековье писал: "Они (исмаилиты) заявили, что у шариата есть внешнее и внутреннее, причем внешнее - это то, к чему привержены мусульмане и что они практикуют, и у каждого (внешнего) есть внутреннее, которое посланник... знал и не сказал никому, кроме Али, а Али сказал (это) своим сыновьям, членам щи'а и приближенным, и для того, кто знает это внутреннее, тяготы покорности необязательны". Это подтверждает исмаилитский мыслитель: "Для исмаилита, познавшего внутреннее, шариат необязателен". Более красноречиво рассуждал об этом один из идеологов карматов (радикальной ветви исмаилитов) Хасан аль-Кайрувани: "А его (пророка Мухаммеда) средства состояли в том, что он сделал запретными для людей все блага и запугал их чем-то невидимым, что невозможно даже постигнуть, и это непостижимое, как утверждают мусульмане, есть божество. Он рассказал им о существовании того, чего они не увидят никогда (о Воскресении, о Страшном суде, об аде и рае), пока не подавил их этим и не сделал рабами своими на весь срок жизни своей и своего потомства... Он требовал от них жертвовать жизнью и имуществом ради времени, которое никогда не наступит. Что же такое рай, если не этот мир и его блага? И разве не ад с его мучениями - то положение, в котором находятся люди, признающие законы шариата (непосильный труд, участие в молитвах, священной войне и паломничестве)"(6).

Итак, шариат есть внешнее проявление веры, а "хакикат" -то знание, которое содержится в шариате, но скрыто под его внешней оболочкой. Шариат -это явление, в котором содержится скрытая от людей сущность,

стр. 55


то есть шариат, по утверждению крупнейшего теоретика исмаилизма, средневекового поэта Насири Хосроу, есть внешняя форма "хакиката", а "хакикат" - внутренняя суть шариата. Шариат есть символ, "хакикат" есть смысл. Шариат связан с эпохами развития истории и меняется вместе с историей, а "хакикат" - это сила божественная, не подверженная изменениям бытия и творения. В этом смысле "хакикат" (истина) так же вечен, как вечен сам разум. Создатели шариата призваны руководить массами в их движении к "хакикату", к знанию и истине. Но каждый пророк проповедует свой шариат, имеет в виду его скрытую сущность. Состоящий же при пророке имам

истолковывает внутреннее содержание шариата, его познание, скрытые в нем смысл и значение. Последователи исмаилизма, утверждают его адепты, суть "люди истины", потому что "они одни располагают познанием истинной цели религии, ее плода, который уготован для них"(7).

Они заявляли, что "свободны от всех религий, сект и учений", "избавлены от нужд пророков и астрологов, потому что не обязаны соблюдать посты, совершать молитвы и исполнять разнообразные виды служения Богу".

Критикуя с этой позиции мусульманское духовенство, они указывали, обращаясь к верующим: "Что касается ваших чтецов Корана, богомольцев и тех, кого вы считаете хорошими людьми и надеетесь, что бог учтет их молитвы и ходатайства, то это обман посредством внешнего изображения воздержания от всего запрещенного шариатом. Они обманывают вас своей внешней смиренностью, молчаливостью, преданностью богослужениям...все это делается без знания вопросов религии и правил шариата... Они производят множество поклонов до тех пор, пока от них не останется знак на их лбах, пока не высохнут их мозги и не потрескаются губы, а тела станут худыми, изменится цвет лица и ступней ног. Вместе со всем этим их сердца полны вражды и ненависти, они злобно относятся ко всем, кто не похож на них"(8).

Говоря о шариате, исмаилиты не только считали его творением пророка, но были убеждены в том, что он будет действовать исторически определенное время и уступит свое место "хакикату". Время "хакиката" характеризуется ими как эпоха господства разума и справедливости. В противоположность учению ислама о том, что Коран является последним откровением, а Мухаммед последним пророком, исмаилиты утверждали, что последним пророком будет Мухаммед ибн Исмаил (внук шестого шиитского имама) - ныне "сокрытый имам". Но этот пророк не принесет людям новый шариат, а покончит с шариатом и положит начало веку "хакиката", веку торжества знания и социальной справедливости.

ВЫЗОВ ОРТОДОКСАЛЬНОМУ ИСЛАМУ

В истории исмаилитского движения были реальные попытки отмены шариата и даже фактическая его отмена в 1164 году. Этот факт интересен не только тем, что впервые в истории ислама был официально отменен религиозный закон, но и тем, что проливает новый свет

стр. 56


на исмаилитское движение в Иране в X-XIII веках.

Известно, что основами ислама считаются молитва, "закят" (налог в пользу бедных), пост, хадж (паломничество в Мекку) и джихад (священная война против неверных). Наряду с формулой "таухида" они составляют, с точки зрения адептов ислама, средства достижения конечной цели каждого мусульманина - спасение души в загробном мире. Исмаилиты же эти основы ислама отрицали и не считали их божественными установлениями. Они сводили молитву, "закят", пост и паломничество к ритуалам чисто земного значения, не имеющим никакого отношения к проблеме спасения души в Судный день, точнее, они интерпретировали их в соответствии с понятиями собственного вероучения. Так, омовение (обязательное перед совершением молитвы) - это "очищение внутренних взглядов водой познания". Паломничество сводится к требованию отрешения от своей старой веры и перехода к исмаилизму. Поэтому намаз (молитва) в исмаилизме не означает средства прошения милости Аллаха, а "действие согласно познанному". Мудрец тот, с точки зрения исмаилитов, кто "сочетает знание и действие". Пост есть "воздержание от распространения истинной веры среди неверующих" (под последним словом подразумеваются противники исмаилизма). Суть "закята" - "изучение знания (истинной) веры и подаяние его каждому правоверному по степени его стремления". Предметом "закята", считали исмаилиты, является не материальная ценность, не блага, которыми располагают люди, а знания и обучение людей науке и истинной вере путем перехода от внешнего ("захир") к внутреннему ("батин"). "Захир", с их точки зрения, есть невежество, лишь "батин" является мудростью.

Таким образом, так или иначе все основы ислама сводились к познанию истинной веры, а сама эта вера принималась как торжество "хакиката" над шариатом. Именно поэтому в исмаилизме соблюдение внешних принципов шариата не считалось добродетелью. Наоборот, признание шариата и вера в него рассматривались как невежество. Все это было до официальной отмены шариата в 1164 году.

День Воскресения (киямат) и одновременно упразднение шариата были объявлены основателем и правителем исмаилитского государства в Иране Хасаном ибн Сабахом в Аламуте, столице государства на западе Ирана. Причем сделал это он публично, всенародно, в месяц мусульманского поста. Он отбросил как "чистую формальность" обязательную пятикратную ежедневную молитву, призвав народ среди бела дня к прекращению поста, соблюдение которого является обязательным для мусульман. Таким образом,

стр. 57


три из основных пяти столпов ислама, установленных самим Мухаммедом, были всенародно отвергнуты Хасаном ибн Сабахом(9). Что касается двух последних столпов ислама (паломничества в Мекку и уплаты "закята"), то они в исмаилитских владениях, вероятно, не практиковались.

ПРИОБЩЕНИЕ К "ИСТИННОЙ ВЕРЕ"

Наряду с разработкой основных положений вероучения исмаилиты вели широкую пропаганду своих идей и просветительскую деятельность. В распространении своей веры они использовали два основных метода - "таавиль" (познание) и "таалим" (обучение). Оба метода применялись ими в рамках строгой системы, предполагающей определенную иерархию членов исмаилитского сообщества и преследующей не только сектантские, но и политические цели. "Таавиль" у исмаилитов не сводился к толкованию текстов, в частности Корана, в чисто религиозном смысле. Поскольку он включал в себя отрицание догматических учений мусульманской религии или их интерпретацию в интересах исмаилитского сообщества, то не всякий исмаилит мог позволить себе вольность в трактовке вопросов религии. К тому же "таавиль" предполагал наличие у толкователя определенного знания философии. Возможно также, что исмаилитские проповедники одни были посвящены в тайны проповеди и потому другим не разрешалось вольное толкование религиозных догм. Поэтому, говорил Насири Хосроу, "тот, кто своим желанием толкует Коран, является еретиком и богоотступником". Чтобы не нарушать единую систему толкования Корана методом "таавиль", исмаилитами была создана строгая централизованная система обучения и подготовки эмиссаров-проповедников ("дай") во главе с имамом, от которого они получают "истинную веру" и от его имени ведут обучение и пропаганду.

В этой связи представляет интерес система привлечения новых адептов исмаилизма и их обучения тайнам секты. В ее основе - ступени посвящения, касающиеся философской сущности исмаилизма и его отношения к мусульманской вере. Всего их девять. Завершающая, девятая ступень прямо связана с разрывом исмаилита с религией и предоставлением ему свободы в отношении религиозных обязанностей мусульман. При этом не каждый вступающий в секту мог удостоиться посвящения во все тайны учения. Только пройдя все девять ступеней обучения, верующий становится полностью посвященным в "истинную веру".

На первой ступени посвящения вступающий в секту давал клятву никому не сообщать о тех знаниях, которые он получит от своего учителя, никогда не говорить ему неправды, не помогать противникам исмаилитов, не заключать с ними союза. На этом же этапе происходило общее знакомство обучающих с неофитом, его умонастроениями и отношением к религии.

На второй ступени ему внушали мысль о том, что все прежние догматические учения являются заблуждением, и что только исмаилизм - единственно истинное учение.

На третьей и четвертой ступенях вновь посвящаемый получал некоторые сведения об основах исмаилизма. Так, ему внушали, что пророков всего семь, и последний из них - Мухаммед ибн Исмаил. Неофита посвящали также в "тайный" смысл чисел и "сокровенное" значение стихов Корана.

На пятой ступени обучающий приступает к подготовке ученика к отказу от его прежней веры и откровений пророка Мухаммеда.

На шестой ступени его подводят к мысли о том, что молитва, пост и прочие религиозные обязанности мусульман имеют далеко не абсолютное значение, и их следует рассматривать лишь в чисто ритуальном аспекте, а шариат должен быть подчинен разуму.

На седьмой ступени формула единобожия ("таухид) преподносится обучаемому через призму дуалистического учения исмаилитов о Всеобщем разуме и Всеобщей душе.

Восьмая ступень включала требование категорического отрицания исповедовавшегося до этого неофитом учения. При этом ему внушалось, что истинные пророки - это пророки действия, которые заботятся о религиозном и земном достоинстве человека.

Наконец, на девятой, высшей ступени прозелиту открывают тайну "розового сада", где он узнает, что все религии - заблуждения, и что ему не подобает следовать им. Эта ступень посвящена также философским исканиям посвящаемого, когда всякий знак догматической религии отбрасывается в сторону, и познавший учение исмаилитов становится настоящим философом, свободным принимать такую систему или сочетание систем, которые могут наиболее полно соответствовать его взглядам.

Используя метод "такыйя" ("предупредительного сокрытия"), исмаилитские проповедники разработали целую систему способов вовлечения верующих в свою секту. Внешне исмаилит выказывает одинаковую симпатию ко всем религиям: с шиитами он оплакивает Али и его сыновей, при встречах с суннитом восхваляет первых халифов, с иудеями говорит об ожидаемом "мессии", с христианами - о превосходстве их учения. Все для того, чтобы найти путь к сердцу людей.

На первом этапе "учитель" осуществляет знакомство с вероисповеданием,

стр. 58


характером и менталитетом потенциального неофита. Затем располагает к себе, завоевывая его симпатии. Если последний склонен к аскетизму и воздержанию, приспосабливается к его образу жизни. Иначе говоря, добивается того, чтобы стать ему близким и доверенным человеком. Затем у него вызывают сомнения. Указывают на различные религиозные писания и содержащиеся в них противоречия, зароняют мысль о том, что под тем или иным противоречием скрывается какое-то тайное значение. После этого неофиту сообщают, что есть "тайное учение", но оно не подлежит разглашению. Убедившись, что посвящаемый следует наставлениям, его осторожно и постепенно знакомят с той или иной догмой, затем происходит полное ознакомление с учением в том объеме, в каком компетентен сам посвящающий. Такая последовательность соответствует всем ступеням посвящения и вместе с ними составляет единый комплекс привлечения людей в секту.

В истории мусульманской мысли эпохи средневековья не было другого такого течения, которое бы так глубоко и всесторонне подвергало критике мусульманскую религию, как исмаилиты. Именно они заменили веру в религиозные догмы ислама верой в силу человеческого разума, в способности человека обойтись без "божественных законов", каким считался шариат.

Апелляция к разуму как вечному источнику знания и возможности познания мира говорит о рационализме исмаилитов. Исмаилиты - "люди истины" не потому, что их религия лучше и верней других религий, а потому, что они отвергают традиционную религию, заменив ее верой в силу познания самого человека. Пусть эта вера выражена порою в мистической, а иногда даже в религиозной форме.

Так чем же явился средневековый исмаилизм - религией или философией? Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. В любом случае нельзя сводить исмаилизм лишь к сектантскому учению ислама, поскольку в нем философские воззрения светского характера преобладают над религиозным мироощущением. Содержание учения исмаилитов о Коране, о "батин" и "захир", о шариате и "хакикате" свидетельствует о том, что за внешним религиозным благочестием исмаилитов скрывалось стремление обосновать претензии на "истинную веру" развитием философского учения о мире и человеке. Таким образом, исмаилиты внешне сохранили в своей системе все признаки религии, но ее внутреннее содержание больше подходило к философскому идеализму, чем к религии.

1 Хаелбек Додихудоев. Философия крестьянского бунта. Душанбе. Издательство "Ирфон", 1987. с. 45, 53,56.

2 Там же, с. 57-58.

3 Там же, с. 63-64.

4 Насири Хосроу. Зад аль-мусаферин. Лондон. 1962, с. 221-222 (на персидском языке).

5 Хаелбек Додихудоев. Философия..., с. 84.

6 Филыитинский И.М., Шифдар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (VII-XII). М, 1971, с. 299.

7 Хаелбек Додихудоев. Философия..., с. 118.

8 Закуев А.К. Философия "Братьев чистоты". Баку, 1961, с. 167 (цит. по Х.Додиху-доеву. Философия..., с. 119).

9 Хаелбек Додихудоев. Философия..., с. 134.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИСМАИЛИЗМ-В-ПОИСКАХ-ИСТИНЫ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ш. ЮСУПОВ, ИСМАИЛИЗМ В ПОИСКАХ ИСТИНЫ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 26.09.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИСМАИЛИЗМ-В-ПОИСКАХ-ИСТИНЫ (дата обращения: 23.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ш. ЮСУПОВ:

Ш. ЮСУПОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
702 просмотров рейтинг
26.09.2022 (788 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Каталог: Вопросы науки 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Каталог: Политология 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ИСМАИЛИЗМ В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android