Иран, с точки зрения исследования соотношения государственных и идеологических приоритетов, - уникальный объект исследования. Уникальность его состоит в том, что в Иране после 1979 года функционирует исламский республиканский строй, при котором руководство всеми структурами государственной власти обеспечивается духовенством. При этом исламские нормы организации общества и экономики введены и реализуются как государственно-правовые.
Какова сущность исламского республиканского строя, претерпел ли он изменения за минувшие два с лишним десятилетия существования, как сочетаются государственные и религиозные интересы, каково соотношение светских и религиозных элементов в структурах власти, в ее политике? Эти и многие другие вопросы рассматриваются коллективом авторов в вышедшей из печати монографии "Иран: ислам и власть". - М., Институт востоковедения РАН, Издательство "Крафт+", 2001, 280 с.
Как отмечает в своей статье заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Н. М. Мамедова, Исламская Республика Иран - идеологизированное государство, где в качестве государственной идеологии выступает ислам. Ислам со времени своего появления является религией государственно-социальной, однако в наши дни только Иран, по словам автора статьи, является исламским государством, а не просто исламской страной. Поэтому процессы, идущие в Иране, его отношение к внешнему миру вызывают чрезвычайный интерес не только со стороны его соседей, но и исламских стран, а также всего мирового сообщества.
Авторы монографии допускают мысль, что при успешном функционировании исламской формы государственности в Иране она может стать притягательной и для других исламских стран. Поэтому столь важен опыт Ирана, особенно его опыт взаимодействия с мировым сообществом.
Авторами констатируется тот факт, что политика и практика Ирана в течение более двух десятилетий менялись, иногда довольно радикально, и эти изменения также обосновываются исламскими нормами или исламскими понятиями.
Авторы книги уделяют пристальное внимание эволюции исламского правления в Иране и ее направленности. Она отмечена, к примеру, в таких областях, как политика, экономика, культура. Такое явление авторы объясняют в первую очередь интересами государства и ислама как государственной идеологии.
Особенно заметными перемены в Иране стали с избранием президентом ИРИ С. М. Хатами. Реальное проявление это нашло в создании многопартийной системы. В экономической политике иранское правительство пытается использовать многие из рецептов современных экономических теорий, но пока этот процесс, по мнению авторов книги, идет с большими трудностями. Главными препятствиями активности на иранском рынке и отечественного и иностранного капитала, считают они, являются недостаточность законодательного обеспечения их деятельности, в том числе гарантий их безопасности, нерешенность вопроса о банковской деятельности частного и иностранного капитала, усложненность налогового кодекса, отсутствие одинаковых правовых норм для деятельности государственных, частных компаний и исламских фондов. "И эти причины, - отмечается в монографии, - осознаются прагматическим кругом духовенства и правительства как самый главный на сегодняшний день государственный интерес".
Политолог М. В. Вагин подробно рассматривает концепции "исламского гражданского общества" и "диалога цивилизаций", выдвинутых президентом М. Хатами. Он считает, что лишь будущее покажет, сбудутся ли надежды на построение "исламского гражданского общества" в Исламской Республике Иран.
Ряд статей посвящены внешней политике ИРИ, отношениям с Россией, европейскими державами, странами Центральной Азии, перспективам восстановления отношений с США.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |