Libmonster ID: KZ-2226

А. С. ХОДУНОВ, Аспирант Российский государственный гуманитарный университет

Ключевые слова: демография, политическая стабильность, молодежь, революция, снижение рождаемости

Важнейшее событие в демографической сфере человечества в последние столетия -переход от традиционно высоких уровней рождаемости и смертности к низким значениям этих показателей, что может сопровождаться резким ускорением роста населения1. Ускоренный рост населения (и в особенности молодежи) создает сильное напряжение в социально-политической ситуации. На этом фоне произошли многие серьезные политические потрясения, включая революции и гражданские войны с большим количеством жертв. И это при том, что экономическая динамика может быть благоприятной.

Рассмотрим эти взаимосвязи, сопоставляя ситуацию в Иране и странах "арабской весны".

В Иране демографический переход начался с 1940-х гг. и особенно ускорился с 1950-х гг. Только за период между переписями 1956 - 1986 гг. население Ирана увеличилось в 2,6 раза - с 18,95 до 49,45 млн2. Однако к концу 1980-х гг. пик рождаемости, а значит, и темпов роста населения, был пройден, и в стране началось стремительное снижение рождаемости, которое некоторые авторы называют самым быстрым в мире3.

С одной стороны, это объясняется такими факторами, как рост урбанизации, увеличение женской грамотности и снижение детской смертности, которые способствовали снижению рождаемости во всем мире4. С другой стороны, на снижение рождаемости в Иране мощное влияние оказала введенная в 1989 г. программа планирования семьи.

В начале-середине 1980-х гг. власти Ирана одобряли высокую рождаемость и поощряли ранние браки. Также в условиях длительной войны с Ираком (1980 - 1988) супружеские пары старшего возраста рожали больше детей, опасаясь гибели своих сыновей на войне. На рост рождаемости (как и на заметное улучшение регистрации рождений) повлияла и система рационирования, при которой большие семьи получали значительное преимущество5. В результате этих мер рождаемость резко выросла - до 6,8 детей на женщину в 1984 г. Однако в результате действия модернизационных факторов рождаемость стала медленно снижаться - до 6,3 в 1986 г. и 5,5 - в 1988 г.6 хотя рост населения оставался все еще высоким.

В конце 1980-х гг. многие высокопоставленные чиновники Ирана выразили свою обеспокоенность тем, что экономика страны, находившаяся в кризисном состоянии, не справится с очень быстрым ростом населения. После ряда совещаний, на которых присутствовали известные врачи и представители высшего духовенства, были составлены основные рекомендации для новой программы планирования семьи, которые вошли в пятилетний план развития, принятый парламентом в 1989 г.

В 1993 г. был принят Закон о планировании семьи. Министерство здравоохранения и медицинского образования получило необходимые полномочия и ресурсы для осуществления программы и начало предоставлять средства контрацепции всем желающим супружеским парам и пропагандировать небольшую семью (2 - 3 ребенка) как социальную норму7.

Учитывая большую роль религии в иранском обществе, очень важно было то, что планирование семьи поддержало духовенство. Новая программа планирования семьи значительно усилила действие модернизационных факторов, которые влияли на сокращение рождаемости в Иране, и ее суммарный коэффициент в 1990-х гг. стал стремительно падать: до 2,8 ребенка в 1996 г., а в 2001 г. и вовсе опустился ниже простого воспроизводства - 2,18. Таким образом, всего за 13 лет рождаемость в Иране снизилась почти в три раза (диагр. 1).

С 2000-х гг. рождаемость в Иране стабильно остается ниже простого воспроизводства. Хотя суммарный коэффициент рождаемости, по данным Всемирного бнка, прекратил свое падение в 2006 г. и поднялся в 2011 г. до 1,91 ребенка на женщину, рождаемость продолжает оставаться ниже простого воспроизводства9.

стр. 26

Диаграмма 1. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в Иране, 1960 - 2010 гг.

Источник: World Bank. 2013. World development indicators online -http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators

Диаграмма 2. Доля молодежи (в %) в возрасте 20 - 29 лет во взрослом (старше 20 лет) населении Ирана, 1950 - 2010 гг., с прогнозом до 2050 г.

Источник: UN Population Division. 2012. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. Population Division Database. World Population Prospects - http://www.un.org/esa/population

ЧИСЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Демографический переход, сопровождавшийся очень быстрым снижением смертности и стремительным ростом населения, был характерен не только для Ирана, но и для большинства стран Ближнего Востока и Северной Африки10. Резкое снижение смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости привело к тому, что подавляющее большинство рожденных детей стали доживать до трудоспособного возраста.

На этом фоне произошли многие политические потрясения. На Ближнем Востоке и в Северной Африке к таким потрясениям можно отнести "хлебные бунты" в Египте в 1977 г., политические потрясения в Сирии в 1982 г., гражданскую войну в Алжире в 1992 - 2002 гг.11, а в самое последнее время (с 2011 г.) - революции и социальные взрывы в арабских странах12. В самом Иране к этому ряду событий относится исламская революция 1979 г.

Все эти потрясения происходили на фоне долгосрочной тенденции снижения смертности, роста уровня жизни и потребления, ликвидации голода, а в некоторых случаях, и выхода на уровень переедания.

Важную роль в таких потрясениях играл фактор быстрого роста молодежи на фоне урбанизации, что приводило к концентрации большого количества молодежи в городах, причем большое количество молодежи не могло найти хорошо оплачиваемую работу (а часто - и работу вообще)13. В частности, в странах "арабской весны" наблюдалась очень высокая доля молодежи 15 - 30 лет (30 - 50%), причем молодежь была достаточно высоко образована, что усиливало их недовольство своим положением14.

В частности, в исламской революции в Иране большую роль сыграли мигранты из деревни, преимущественно молодежь, которая интенсивно переезжала в города во время быстрого экономического роста в первой половине 1970-х гг. Они ожидали улучшения своего положения, но не смогли адаптироваться к новым, городским условиям жизни и столкнулись с серьезными экономическими трудностями. Многие из них вынуждены были устраиваться на неквалифицированные рабочие места, значительная часть стала безработной15.

Разумеется, нельзя сводить причины исламской революции и

стр. 27

других политических потрясений на Ближнем Востоке в последние десятилетия только к резкому росту числа молодежи. Существовало множество других важных факторов этих политических потрясений, помимо демографического, но демографический фактор оказал очень большое влияние на эти события.

Например, в Иране огромную роль сыграли крайне неравномерное распределение доходов, ухудшение положения трудовых слоев населения в последние годы правления шаха, массовые репрессии, недовольство значительной части населения курсом на вестернизацию страны и прозападной политикой16.

В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть динамику демографических и экономических индикаторов, влияющих на политическую стабильность Ирана после исламской революции, чтобы определить, насколько велик риск политической дестабилизации в этой стране.

Существует важный показатель, свидетельствующий о потенциальной угрозе политической нестабильности: доля молодежи 20 - 29 лет во взрослом населении (диагр. 2). Опасный уровень обычно начинается, когда эта доля составляет около 30%17.

В Иране после 1970 г. доля молодежи этого возраста стала быстро расти и достигла максимального значения - 37,5% - в 1980 г. К 1995 г. она опустилась до 34,2%, а затем к 2005 г. снова выросла до 37,6%, но после этого возобновила снижение и составила в 2010 г. 35,6%. В 2015 г. доля 20 - 29-летних составит 28,9%, а после 2020 г. не превысит 20%, опустившись намного ниже опасного уровня.

Для сравнения - в странах, наиболее сильно затронутых "арабской весной", к 2010 г. доля молодежи этого возраста составила: в Египте - 32,3%, в Тунисе - 28,6%, в Сирии - 36,6%, а в Йемене -41,9%18. В Иране не произошло серьезных политических потрясений. Причины этого будут подробно рассмотрены ниже.

Динамика доли молодежи с начала нынешнего десятилетия не угрожает политической стабильности Ирана, в т.ч. и в долгосрочной перспективе. Напротив, до недавнего времени эта динамика для политической стабильности была довольно неблагоприятной. Например, в 2005 г. доля молодежи 20 - 29 лет достигла очень высокого уровня, совпадающего со значением, достигнутым накануне исламской революции.

Молодежная безработица также сохранялась на высоком уровне, особенно в городах. С 1997 по 2008 гг. безработица среди мужчин 20 - 29 лет, в целом, по стране выросла с 17,6 до 23,4% (в т.ч. с высшим образованием - с 18,2 до 22,4%), а среди женщин - с 16,9 до 46,3% (у имеющих высшее образование - с 18,5 до 52,6%)19.

В странах "арабской весны" также наблюдались высокие значения безработицы молодежи, особенно среди женщин. Безработица молодежи 15 - 24 лет в Тунисе в 2005 г. составила 31,4% среди мужчин и 29,2% среди женщин, в Египте в 2010 г. - 14,8% мужчин и 54,6% женщин не имели работы, в Сирии в 2010 г. - соответственно, 15,3 и 40,2%, а в Йемене - 27,9% и 43,4 %20.

ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ИРАНЕ

Несмотря на схожесть структурно-демографических рисков Ирана со странами "арабской весны", в Иране после революции и стабилизации политического режима с начала 1980-х гг. не наблюдалось значительных политических потрясений с большим количеством жертв.

Самый серьезный эпизод политической нестабильности за последние три десятилетия - массовые протесты недовольных результатами президентских выборов в Иране в июне 2009 г. Но они продолжались недолго - большинство протестов пришлось на период с 13 до 30 июня, а к 2010 г. они практически сошли на нет21. Число погибших, по данным оппозиции, составило 72 человека, а по версии Корпуса стражей исламской революции (КСИР) - 28 человек22. Выступления 2009 г., несмотря на очень большую интенсивность, не смогли оказать значительного влияния на стабильность режима, в отличие от выступлений в ходе исламской революции. В феврале 2011 г., в разгар "арабской весны", в Иране прошли протесты оппозиции, но они были намного слабее не только по сравнению с арабскими странами, но и с Ираном в 2009 г.23

Чем же можно объяснить длительную политическую стабильность в Иране по сравнению с охваченными революциями странами региона, при сходных структурно-демографических факторах?

Можно предположить, что стабильности способствовали особенности социальной политики в Иране. Но если сравнить Иран с такими странами, как Тунис и Египет, и рассмотреть важные социальные показатели бедности и неравенства (по данным за 2005 - 2010 гг.), то оказывается, что ситуация в этих трех странах очень близка. Крайняя нищета (менее $1,25 в день) везде практически искоренена (она остается на уровне 1 - 2%), по уровню более умеренной бедности (доля людей с доходом менее $2 в день: от 4% в Тунисе до 15% в Египте) эти три страны входят в число наиболее благополучных развивающихся государств. Уровень неравенства (индекс Джинни составляет от 30,8 в Египте до 38,3 в Иране) является достаточно умеренным по мировым меркам24.

Что касается субсидий, в Иране развитая система субсидий существовала с начала 1980-х гг. и до конца 2010 г., когда она начала по-

стр. 28

степенно отменяться25. Субсидировался ряд товаров первой необходимости, включая электроэнергию, топливо и основные продукты питания, такие как хлеб, сахар, растительное масло. Хотя в течение 1990-х гг. субсидии были сильно сокращены, уровень субсидирования продолжал оставаться очень значительным, прежде всего по пшенице, основному продукту в пищевом рационе иранцев - 84%26. В декабре 2010 г. цены на эти товары выросли в несколько раз, но государство постаралось смягчить последствия отмены субсидий за счет денежной помощи семьям (за исключением наиболее богатых). Эти выплаты не только в значительной мере компенсировали рост цен, но и способствовали повышению уровня жизни наиболее бедных категорий иранцев и снизили уровень неравенства в стране27.

Для сравнения, в Египте также существует система субсидий, охватывающая подавляющее большинство населения, которая способствует полной ликвидации голода и недоедания28.

В Тунисе при президенте З. А. Бен-Али была создана система социальной защиты, направленная, прежде всего, на повышение благосостояния бедных слоев населения. Был открыт специальный Фонд национальной солидарности, формирующийся из пожертвований физических лиц и организаций, средства из которого направляются на различные социальные проекты и развитие отсталых регионов. Благодаря сокращению уровня бедности, поощрению частного капитала и продуманным экономическим реформам средний класс составил большинство населения страны. В целом, по уровню жизни и темпам экономического развития Тунис был одним из самых благополучных арабских и африканских государств29.

Одним из важных факторов, спровоцировавших "арабскую весну" и усиливших социально-демографическое напряжение в арабских странах, считается также и взрывной рост цен на продовольствие - т.н. агфляция. Первая ее волна в XXI в. пришлась на 2008 г., вторая - на 2010 - 2011 гг.

В ходе каждой волны за короткое время резко росли цены на продовольствие30. Заметную часть продовольствия этим странам приходится импортировать, и в результате резкого роста цен на импортные продукты питания значительное число людей в арабском мире очень быстро опустилось ниже черты бедности, и многие из них присоединились к революционному движению31. Таким образом, система субсидирования и помощи бедным все-таки не смогла предотвратить революции в арабских странах.

В то же время Иран, так же как и арабские страны, сильно зависит от импорта продовольствия32, однако агфляция не оказала здесь существенного влияния на политическую стабильность. В 2011 г. это можно было объяснить тем, что произошел значительный рост уровня доходов бедных иранцев в результате реформы субсидирования, который полностью перекрыл рост цен на продовольствие.

Выступления 2009 г., напротив, произошли на фоне сильнейшего роста цен на продовольствие (по некоторым продуктам питания на 50 - 100%), который не был компенсирован ростом доходов33. Более того, в Иране, очень сильно зависящем от продажи нефти, мировой финансовый кризис привел в 2009 г. к экономической стагнации34. Таким образом, иранцы в 2008 - 2009 гг. пострадали от роста цен сильнее, чем жители арабских стран в 2010 - 2011 гг. Но и на таком кризисном фоне массовые выступления недовольных результатами выборов не привели к нестабильности. Таким образом, фактор социальной политики недостаточен для объяснения сохранения стабильности политической системы в Иране.

Но существует и другой важный политический фактор, с которым, по всей видимости, и следует связать устойчивость политической ситуации в этой стране: высокий уровень развития демократии (хотя и ограниченной высшим духовенством) и легитимности политической системы. Власть в Иране разделена на религиозные и светские органы, избираемые демократическим путем, что помогает поддерживать равновесие внутри системы и способствует сглаживанию внутри власти конфликтов и противоречий35. Межэлитный конфликт в Иране существует, однако он не привел страну к серьезному кризису36.

За более чем 30 лет после революции 1979 г. иранская политическая система показала способность к эволюции. За это время в стране возникла многопартийность, начались либерализация и усиление роли рынка в экономике, усилилась роль светских элементов в управлении страной. При этом большое внимание уделяется обеспечению социальной справедливости37.

На президентских выборах в Иране, в отличие от стран "арабской весны", наблюдается острая конкуренция кандидатов, и результаты выборов абсолютно непредсказуемы38. Поддержка народом исламского режима и возможность влиять на политические процессы способствуют высокому уровню участия населения в выборах.

Например, в последних президентских выборах 2013 г., на которых убедительную победу одержал Х. Роухани, считающийся более умеренным политиком, чем Ахмадинежад, приняли участие 73% населения страны39. Для сравнения: в Египте при Х. Мубараке на первых альтернативных президентских выборах в 2005 г. явка составила всего 23%40. Это означает, что около 80% людей отказались участвовать в выборах, т.к. они считали, что своим голосом не смогут изменить ситуацию в стране.

стр. 29

* * *

Таким образом, пример Ирана показывает, что и при серьезном демографическом давлении и высокой доле молодежи в населении страна даже при неблагоприятной экономической динамике может оставаться стабильной благодаря наличию эффективно функционирующих демократических институтов и высокому уровню легитимности политического режима.

В странах "арабской весны" демократические институты были развиты недостаточно, и это было очень важным фактором их дестабилизации. Это подтверждает и пример Латинской Америки. В начале-середине 1990-х гг. там также наблюдалась высокая доля молодежи, однако в результате демократизации политическая ситуация там была в это время стабильной41.

Однако фактор демократизации также не является абсолютным, как и демографический, и в некоторых случаях потрясения происходят, несмотря на наличие демократии. Например, несмотря на развитые демократические институты, политические потрясения произошли в 2013 - 2014 гг. на Украине, а также в Боснии и Герцеговине, Таиланде42.


1 Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. М., Либроком/URSS. 2009. С. 7 - 10 (Korotaev A.V., Khalturina DA. Sovremennye tendentsii mirovogo razvitiya. M, 2009) (in Russian)

2 Натайедж-е колли-йе саршомари-йе омуми-йе нофус-о маскан -1385 (Результаты Всеобщей переписи населения и жилого фонда 1385 (2006) г.). Тегеран, Статистический центр Ирана. 2009, с. 37.

3 Abbasi-Shavazi M.J., McDonald P., Hosseini-Chavoshi M. The Fertility Transition in Iran: Revolution and Reproduction. New York, Springer. 2009, p. 1.

4 Bongaarts J. Completing the Fertility Transition in the Developing World: The Role of Educational Differences and Fertility Preferences // Population Studies. 2003. Vol. 57, p. 321 - 335; Коротаев А. В., Халтурина Д.А. Указ. соч., с. 20.

5 Abbasi M.J. [et al.]. Revolution, war and modernization: population policy and fertility change in Iran // Journal of population research. 2002. Vol. 19, N 1, p. 25 - 46.

Воронов С. С. Некоторые политико-экономические составляющие всеобщей переписи населения Ирана 2006 г. - http://www.nmes. ru/rus/stat/2006/31 - 10 - 06.htm

7 Abbasi M.J. [et al.]. Op. cit.

8 Воронов С. С. Указ. соч.

9 World Bank. 2013. World development indicators online -http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators

10 Ibidem.

11 Коротаев А. В. (и др.). Законы истории. Математическое моделирование и прогнозирование мирового и регионального развития. 3-е изд., сущ. перераб. и доп. М., ЛКИ/URSS. 2010, с. 159 - 180 (Korotaev A.V. [et al.]. Zakony istorii. Matematicheskoe modelirovanie... M., 2010) (in Russian); Goldstone J. Population and Security: How Demographic Change Can Lead To Violent Conflict // Journal of International Affairs. 2002. Vol. 56, N 1, p. 3 - 22.

12 Серегин О. Прогноз конфликтов от ВШЭ: где ждать "следующую Сирию" - http://moskva.bezformata.ru/listnews/vshe-gde-zhdat-sleduyushuyu/14925319/

13 Коротаев А. В. (и др.). Указ. соч., с. 197 - 207.

14 Васильев А. М. Цунами революций // Азия и Африка сегодня. 2011, N 3. (Vasilyev A.M. Tsunami revolyutsiy // Aziya i Afrika segodnya. 2011, N 3) (in Russian)

15 Kamrava M. Revolution in Iran: The Roots of Turmoil. London, 1990, p. 14.

16 Иранская революция 1978 - 1979 гг. Причины и уроки /под ред. А. З. Арабаджяна/ М., Наука, 1989.

17 Гринин Л. Е., Коротаев А. В. Циклы, кризисы, ловушки современной Мир-Системы. Исследование кондратьевских, жюгляровских и вековых циклов, глобальных кризисов, мальтузианских и постмальтузианских ловушек. М., Либроком/URSS. 2012, с. 288 (Grinin L.E., Korotaev A.V. Tsikly, krizisy, lovushki sovremennoi Mir-Sistemy. M., 2012) (in Russian)

18 Там же.

19 Salehi-Isfahani D. Iranian Youth in Times of Economic Crisis -http://belfercenter.ksg.harvard.edu/files/Salehi-Isfahani_DI-Working-Paper-3_Iran-Youth-Cr isis.pdf

20 World Bank. 2013. World development indicators online...

21 Филин Н. А. Динамика массовых выступлений в Исламской Республике Иран (1989 - 2010 годы) - см.: Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабская весна 2011 года (ред.

А. В. Коротаев, Ю. В. Зинькина, А. С. Ходунов). М., ЛКИ/URSS, 2012, с. 334 - 377.

22 Месамед В. Иран: репрессии против деятелей оппозиции -http://www.e-ices.Org/russian/publications/textid:1241/

23 Антиправительственная акция прошла в Тегеране, есть погибший и раненые - http://ria.ru/incidents/20110215/334374815.html

24 World Bank. 2013. World development indicators online...

25 Мансури З. Почему провалилась иранская монетизация льгот -http://slon.ru/world/pochemu_provalilas_iranskaya_monetizatsiya_lgo t-909172.xhtml

26 Ульченко Н. Ю., Мамедова Н. М. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М., Городец. 2006, с. 187 (Ulchenko N.Yu., Mamedova N.M. Osobennosti ekonomicheskogo razviriya sovremennykh musulmanskikh gosudarstv. M., 2006) (in Russian)

27 Salehi-Isfahani D. The impact of Iran's subsidy reform on households: Evidence from survey data - http://filebox.vt.edu/users/ salehi/Iransubsidy_v.3.pdf

28 Зинькина Ю., Коротаев А. Египетская революция 2011 г.: структурно-демографический анализ - http://polit.ru/article/2011/ 03/04/egyrev/

29 Зудина Л. П. Вопросы укрепления внутренней безопасности: социальный аспект (опыт Туниса) // Ближний Восток и современность. Выпуск 27-й [сост. А. О. Филоник]. М., 2006, с. 264 - 272. (Zudina L.P. Voprosy ukrepleniya vnutrennei bezopasnosti: sotsialny aspect (opyt Tunisa) // Blizhniy Vostok i sovremennost. Vol. 27. M., 2006) (in Russian)

30 http://www.imf.org/external/np/rcs/commod/index.aspx; www.fao. org/fileadmin/templates/worldfood/Reports_anddocs/Foodprice_ind ices data_deflated.xls

31 Коротаев А. В. Истоки и смысл арабской революции -http://polit.ru/article/2011/06/07/korotayev/

32 Ульченко Н. Ю., Мамедова Н. М. Указ. соч., с. 187.

33 Тер-Оганов Н. К. Экономическое положение в Иране -http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/16 - 05 - 08a.htm

34 World Bank. 2013. World development indicators online...

35 Дунаева Е. В., Мамедова Н. М. Особенности формирования внешней политики ИРИ - http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/14 - 02-11.htm

36 Филин Н. А. Межэлитный конфликт в Иране http://www.intelros.ru/pdf/svobodnay_misl/2012_10/1.pdf

37 Дружиловский С. Б. Иран: эволюция "исламской модели развития" // Полития, 2007, N 4 (Druzhilovsky S.B. Iran: evolutsiya "islamskoi modeli razvitiya" // Politiya, 2007, N 4) (in Russian)

38 Филин Н. А. Каждый из кандидатов на пост президента Ирана имеет шансы победить - http://rus.ruvr.ru/2013_06_04/Kazhdij-iz-kandidatov-na-post-prezidenta-Irana-imeet-shansi-p obedit-3974/

39 Пчельников Л. Президентом Ирана избран реформатор Роухани - http://www.rg.ru/2013/06/15/prezident-site.html

41 Мамед-заде П. Н. Об итогах первых альтернативных президентских выборов в Египте - http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/22-09 - 05.htm

41 Коротаев А. Арабская весна - http://polit.ru/article/2013/ll/ 10/arabskaya_vesna/

42 Goldstone J. Protests in Ukraine, Thailand and Venezuela: What unites them? - http://www.russia-direct.org/content/protests-ukraine-thailand-and-venezuela-what-unites-the m


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИРАН-ПОЛИТИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ-РАЗВИТИЕ-КАК-ФАКТОР-СТАБИЛЬНОСТИ-И-ПОТРЯСЕНИЙ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. С. ХОДУНОВ, ИРАН: ПОЛИТИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ И ПОТРЯСЕНИЙ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 08.11.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИРАН-ПОЛИТИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ-РАЗВИТИЕ-КАК-ФАКТОР-СТАБИЛЬНОСТИ-И-ПОТРЯСЕНИЙ (date of access: 17.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. С. ХОДУНОВ:

А. С. ХОДУНОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
384 views rating
08.11.2023 (190 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ
Catalog: Философия 
8 days ago · From Цеслан Бастанов
КНР: ОБЩЕСТВО ГАРМОНИИ И СОГЛАСИЯ?
12 days ago · From Цеслан Бастанов
CHINA - AFRICA: ECONOMIC RELATIONS AT THE TURN OF THE 21ST CENTURY
Catalog: Экономика 
17 days ago · From Қазақстан Желіде
КИТАЙ - АФРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА
17 days ago · From Қазақстан Желіде
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Catalog: Разное 
28 days ago · From Цеслан Бастанов
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
34 days ago · From Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
40 days ago · From Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
42 days ago · From Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
43 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИРАН: ПОЛИТИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ И ПОТРЯСЕНИЙ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android