М. Изд-во "Мысль". 1977. 374 стр. Тираж 13000. Цена 1 руб. 63 коп.
Всестороннее исследование в диалектическом единстве истории рабочего класса как субъекта и объекта исторического процесса имеет не только научное, но и практическое значение. На основе накопленного фактического материала многогранная история советского рабочего класса с первых дней победы Великого Октября по настоящее
стр. 122
время рассматривается в значительном количестве монографических исследований, сборников статей, брошюр. В монографии докторов исторических наук И. Е. Ворожейкина и С. Л. Сенявского впервые дается обобщение достижений советской исторической науки в разработке этой проблемы. Вместе с тем авторы выявляют имеющиеся недостатки и пробелы, обращают внимание научной общественности на перспективы изучения важных аспектов темы.
Отличительной чертой книги является то, что история рабочего класса рассматривается авторами в трех измерениях: методологически, историографически, конкретно-исторически. Такой подход к теме, безусловно, является научной удачей авторов. В отличие от историографических трудов, которые преимущественно сосредоточивают внимание на достижениях исторической науки за определенный отрезок времени по какой-то отдельной проблеме, указывают на необходимость изучения того или иного вопроса, И. Е. Ворожейкин и С. Л. Сенявский исследуют неразработанные или дискуссионные аспекты темы. Они приводят ряд таблиц, характеризующих социальную структуру нашего общества, состав рабочего класса, колхозного крестьянства на трех этапах развития (стр. 21, 45, 76, 123, 150 и др.), раскрывают общие закономерности развития социальной структуры советского общества и одновременно стремятся выявить тенденции и особенности, присущие каждому этапу.
И. Е. Ворожейкин и С. Л. Сенявский освещают основные проблемы истории советского рабочего класса: его место в социально-классовой структуре общества на всех этапах развития, изменения социальной природы и облика рабочего класса, его влияние на социальные процессы; рабочий класс как основная производительная сила общества, носитель научно-технического прогресса, активный участник социалистического соревнования; роль рабочего класса в советском обществе, в союзе с крестьянством и интеллигенцией, взаимоотношения рабочего класса с его политическим авангардом - Коммунистической партией, участие в управлении государством и другие. Широкие хронологические рамки исследования дали авторам возможность осветить ведущую роль советского рабочего класса в переходный от капитализма к социализму период, в ходе упрочения и совершенствования победившего социализма, в условиях зрелого социализма, когда непосредственно создается материально-техническая база коммунизма.
Раскрывая особенности влияния рабочего класса на все стороны общественно- политической жизни, характерные черты его эволюции на каждом из этапов, авторы показывают, что основной закономерностью развития советского общества, рабочего класса является дальнейшее возрастание его решающего воздействия на исторический процесс, его ведущей роли в коммунистическом строительстве. Глубокий научный анализ в монографии этих аспектов темы способствует разоблачению различного рода измышлений буржуазных "теоретиков", пытающихся исказить место и роль рабочего класса как главной революционно-преобразующей силы современности.
Анализируя степень разработки вопросов, авторы, используя материалы XXV съезда КПСС, подчеркивают необходимость более глубокого изучения соотношения объективного и субъективного, стихийного и сознательного в развитии социалистического общества. "В условиях социализма, - пишут они, - при определяющем значении общественного бытия, объективных факторов происходит возрастание роли общественного сознания, субъективных факторов, сужение влияния стихийных элементов" (стр. 268). Авторы считают, что надо освещать не только общие закономерности, но и особенности воздействия рабочего класса на социально-экономические процессы на каждом этапе строительства нового общества, влияния количественного и качественного роста рабочего класса на усиление его ведущей роли, на изменения в социальной структуре советского общества и т. д.
Особое место в книге отведено раскрытию органического единства рабочего класса с его авангардом - Коммунистической партией. Авторы останавливаются на главных аспектах темы взаимодействия рабочего класса и партии: КПСС - политический авангард рабочего класса, всего советского народа; возрастание роли партийного руководства производственной и общественно-политической активностью трудящихся масс; забота партии и государства о благе народа, гармоничном развитии советского человека. Рассматриваемый в книге материал убедительно подтверждает одно из важнейших методологических положений о возрастании руководящей роли Коммунистической партии в процессе поступательного движения нашего общества к коммунизму. XXV съезд КПСС, как известно, подчерк-
стр. 123
нул, что "в условиях развитого социализма, когда Коммунистическая партия стала партией всего народа, она отнюдь не утрачивает своего классового характера. По своей природе КПСС была и остается партией рабочего класса"1 . Авторы раскрывают это важное положение.
Вопросы развития рабочего класса рассматриваются в книге во взаимосвязи и взаимодействии с процессом создания материально-технической базы социализма, изменениями социально-классовой структуры советского общества. Этот анализ выходит за пределы собственно истории рабочего класса. Авторы освещают решающую его роль в ликвидации эксплуататорских классов и классового антагонизма в переходный от капитализма к социализму период, влияние рабочего класса на тенденции стирания классово-социальных различий, процесс превращения российского пролетариата в социалистический рабочий класс.
Важное методологическое значение имеет научный анализ социальных границ рабочего класса в условиях развитого социализма, являющийся стержневым вопросом исследования проблемы сближения классов и социальных слоев в ходе коммунистического строительства. Применяя конкретно-исторический подход, авторы критически оценивают имевшие место еще до недавнего времени попытки расширительного толкования границ рабочего класса и вытекающие отсюда неверные выводы о социальном руководстве обществом в условиях развитого социализма (стр. 118). В книге рассматриваются не только закономерности и тенденции всестороннего роста рабочего класса на всех этапах строительства социализма, его активное воздействие на развитие социальной структуры общества, но и закономерности изменений сопредельных элементов, крестьянства, интеллигенции, механизм их взаимовлияния. Особое место уделяется в книге качественному росту рабочего класса - решающему фактору стирания различий между работниками умственного и физического труда, сближения рабочего класса с интеллигенцией.
В монографии обобщается накопленный общественными науками опыт изучения ведущей роли рабочего класса в коммунистическом строительстве, раскрыто его решающее воздействие на все стороны социально-политической и экономической жизни общества в процессе строительства коммунизма.
Применение конкретно-исторического подхода при рассмотрении вопросов, выводы и наблюдения авторов, их пожелания и рекомендации обогащают историографический аспект работы, существенно повышают ее научную значимость.
Анализируя состояние разработки вопроса о росте культурно-технического уровня рабочего класса, авторы пишут, что повышение его общеобразовательного уровня происходит за счет молодежи, окончившей среднюю (полную и неполную) общеобразовательную школу (стр. 128, 129). Такой подход нам представляется несколько односторонним. Ведь значительная часть рабочих продолжает учебу без отрыва от производства в вечерних и заочных школах, что также способствует росту их общеобразовательного уровня. При этом для периода развитого социализма характерно значительное увеличение числа рабочих, обучающихся в старших классах и получающих полное среднее образование2 .
Авторы приводят некоторые общие данные о возрастном составе рабочих и служащих. Не отрицая безусловной полезности этих материалов для изучения данной проблемы, хотелось бы, чтобы были приведены цифры особо по рабочему классу и даже по его отраслевым отрядам. Как уже отмечалось, в книге имеются интересные таблицы, характеризующие динамику развития социально-классовой структуры общества за 1913 - 1974 гг., но приведенные в них материалы желательно было бы унифицировать. Так, если в таблицах N 2 и N 3 (стр. 45, 76) даны основные социальные группы занятого населения за 1938 - 1974 гг., то в таблице N 1 (стр. 21) классовый состав всего населения, включая неработающих членов семей, - с 1913 по 1939 г., к тому же при отсутствии сведений об интеллигенции.
Советские ученые внесли весомый вклад в исследование героической истории рабочего класса СССР. Однако полнота изучения различных ее аспектов не одинакова. Основной задачей, вытекающей из решений XXV съезда КПСС, является неуклонное повышение идейно-теоретического уровня научно- исследовательской работы на основе марксистско-ленинской методологии при раскрытии многогранной истории рабочего класса СССР. Советская наука многого достигла, и теперь настало время подготовки
1 "Материалы XXV съезда КПСС". М. 1976, стр. 63.
2 "Народное хозяйство СССР в 1970 г.". М. 1971, стр. 629.
стр. 124
фундаментальных трудов о ведущей роли рабочего класса в создании и развитии экономики страны на всех этапах строительства нового общества, в государственной и общественно-политической жизни, в ее интернационализации. В дальнейшем исследовании нуждаются такие аспекты проблемы, как социальные границы и облик рабочих, процессы развития социально-классовой структуры и движения к социально-однородному обществу, вклад рабочего класса в развитие социалистической культуры, рост его материального благосостояния, улучшение условий труда и быта.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |