Libmonster ID: KZ-1467
Author(s) of the publication: К. А. КИСЕЛЕВ

В XVIII - первой трети XIX вв. Египет и значительная часть Аравии входили в состав переживавшей беспрецедентный упадок Османской империи. Усиливавшийся дисбаланс в структуре политических отношений, затяжной кризис османской системы провинциального управления, ослабление жесткого контроля центра над арабскими владениями открыли широкие возможности для развития противоборства социальных сил на периферии, выразившегося в междоусобицах, мятежах и сепаратистских выступлениях. В течение XVIII в. многие арабские провинции османского государства постепенно, но неуклонно выходили из-под его прямого управления и добивались значительной степени самостоятельности, хотя и продолжали признавать свое формальное вхождение в состав империи османов. В жемчужине османских владений - Египетском пашалыке - бесконтрольно хозяйничали этнически чуждые местному населению мамлюки 1 , тогда как в пределах Аравии за счет умаления прерогатив Стамбула усилилась главенствующая роль в политической сфере шерифов 2 , эмиров и вождей племен.

Необходимо подчеркнуть, что судьбы Египта и Аравии были неразрывно связаны задолго до того, как эти территории были включены в состав Османской империи на заре XVI столетия. Их историческая связь ярко прослеживается со времени возникновения арабо-мусульманской государственности, при омейядских и аббасидских халифах! 3 Еще более рельефно эта связь проявилась после распада арабского халифата и выделения самостоятельных государственных образований в лице последовательно сменявших друг друга фатимидов, айюбидов и мамлюков.

Уходившая корнями в глубь веков теснейшая связь Египта и Аравии была основана прежде всего на исламском факторе. Патронаж над "колыбелью ислама" - Западной Аравией и ее священными городами Меккой и Мединой - давал право претендовать на духовное верховенство во всем мусульманском мире.

Географическая близость и специфика хозяйственно-экономических отношений тесно привязывали Аравию к Египту и определяли их взаимозависимость, когда Аравия получала прежде всего экономические блага, а Египет - духовный приоритет как покровитель священных городов ислама. В течение столетий Египет выполнял почетную миссию попечения о священных местах Аравийского полуострова, согласно установившемуся обычаю организовывал мусульманское паломничество - хадж, финанси-


(с) 2003 г.

Киселев Кирилл Александрович - кандидат исторических наук, докторант Московского государственного педагогического университета.

1 Мамлюки - гвардия воинов-рабов тюркского и кавказского происхождения. В 1250 г. захватили власть в Египте и правили там до разгрома Мамлюкского султаната Османами в 1517 г., после чего Египет стал провинцией (пашалыком) Османской империи.

2 Шерифы - потомки пророка Мухаммеда. В рассматриваемый период правили Меккой и Хиджазской областью.

3 Халифы - теократические владыки, объединявшие в одном лице светскую (султаны, падишахи, эмиры и др.) и духовную власть. Во второй (главной) ипостаси считались наместниками Аллаха на земле.

стр. 173


ровал паломнический караван, безвозмездно снабжал хиджазское население всем необходимым. Апробированные столетиями связи Египта и Аравии определили относительно четкие границы египетско-аравийского субрегиона, которые не нарушались в рамках любых государственных образований, вбиравших в себя ближневосточный регион, в том числе османской державы.

Отлаженный механизм взаимодействия Египта и Аравии был поколеблен анархией и беспределом поздних мамлюков в Египте и поставлен на грань уничтожения с возникновением на территории Аравийского полуострова ваххабитского государства Саудидов.

Египетско-аравийский "симбиоз" был временно восстановлен в рамках оккупационного режима египетского правителя Мухаммеда Али 4 ; который рассматривал захват Аравии как первый и определяющий шаг на пути основания собственной арабо-мусульманской империи. Сложившийся в субрегионе комплекс противоречий, затрагивавший интересы различных могущественных сил, привел к опустошительным египетско-ваххабитским (о ваххабитах подробнее идет речь ниже) войнам и резкому обострению противоречий в идейно-религиозной сфере. Противоборствующие стороны выступили под знаменами "исламского правоверия" и лозунгами реставрации "чистоты ислама", представляя тем не менее взаимоисключающие идейные движения воинствующего ваххабизма и суннитского 5 традиционализма. Однако не столько доктринальные противоречия и идейное противостояние, сколько политика "сильной руки" и бескомпромиссной борьбы за гегемонию в исламском мире привели к тому, что общность судеб Египта и Аравии отошла в прошлое.

Целью данной статьи является анализ процессов и событий одного из важнейших и определяющих периодов в долгой истории египетско-аравийских отношений - войны 1811 - 1818 гг. Автор ставил перед собой задачи выявления причин войны, ее религиозного содержания и оформления, стратегических целей каждой из противоборствующих сторон, а также далеко идущих последствий для всего региона. Автор счет необходимым кратко остановиться на характеристике ваххабитского учения и условиях становления первого Саудовского государства, а также на религиозно-политических аспектах экспансии египтян на Аравийском полуострове.

Отметим также, что исследование перипетий и последствий "войны в пустыне", а также напрямую связанной с ней практической стороны функционирования ислама в египетско-аравийском субрегионе проливает свет на многие социально-политические и религиозные реалии современного мусульманского мира, способствуя пониманию происходящих в нем глубинных и динамичных идейно-религиозных процессов.

Описание событий, связанных с историей ваххабизма, вряд ли возможно без обращения к хронике Хусейна ибн Ганама (ум. 1811) "История Неджда, называемая садом мыслей и понятий" 6 . Автор летописи богослов из аравийской провинции аль-Хаса был очевидцем развития ваххабитского движения и становления государства Саудидов.

Не менее информативным источником по истории Аравии XVIII - первой половины XIX столетий является и летопись Османа ибн Абдаллаха ибн Бишра (ум. 1871) "Символ славы в истории Неджда" 7 . Этот хронист был родом из аравийского оазиса


4 Мухаммед Али - албанец по происхождению, родился в 1769 г. в македонском городе Кавалла. В 1801 г. он впервые появился в Египте как рядовой член отряда ополченцев-арнаутов (албанцев). Уже через два года он получил пост командира четырехтысячного отряда албанцев - одного из наиболее боеспособных воинских формирований в Египте.

5 Сунниты - последователи суннизма, основного направления ислама, считающегося ортодоксальным. Сунниты признают обязательным источником веры (в дополнение к Корану) Сунну. Сунна (буквально поведение, обыкновение), священная книга мусульман, составленная в IX в. Сунна состоит из многих тысяч рассказов (хадисов) о поступках и суждениях основателя ислама пророка Мухаммеда и его сподвижников.

6 Ибн Ганнам Хусейн. Тарих Неджд аль-муамма раудат аль- афкяр вальафхам (История Неджда, называемая садом мыслей и понятий), ч. 1 - 2. Каир, 1949.

7 Ибн Бишр Осман. Унван аль-маджд фи тарих Неджд (Символ славы в истории Неджда), ч. 1 - 2, Мекка, 1349 хиджры.

стр. 174


Неджд (где правили эмиры из рода Саудидов - предки нынешних королей Саудовской Аравии) и достиг известности как просвещенный богослов - знаток теологических дисциплин. Он был современником многих событий в Аравии после момента, на котором обрывается летопись Ибн Ганнама.

Для оценки исторических событий XVIII - первой трети XIX вв. и прежде всего для освещения хода военных действий 1811 - 1818 гг. основополагающее значение имеют труды выдающегося египетского историографа Абд ар-Рахмана аль-Джабарти "Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий" 8 . Эта хроника представляет собой поистине уникальный источник по истории Египта XVIII - начала XIX вв., превосходящий по богатству содержания и фундаментальности другие арабские источники этого периода. Аль-Джабарти, происходивший из семьи потомственных алимов 9 , пользовался репутацией высокообразованного ученого- интеллектуала с обширной сферой интересов. При Мухаммеде Али он исполнял весьма почетную, хотя и не слишком обременительную обязанность муваккита - лица, ответственного за установление начала и завершения поста в месяц рамадан. Благодаря унаследованному крупному состоянию аль-Джабарти мог почти полностью посвящать себя делу своей жизни - скрупулезной фиксации событий современной ему эпохи, их осмыслению и интерпретации. Тома хроники переведены на русский язык.

Особую значимость для данной темы вообще (и нашей статьи в частности) представляет информация европейцев, посетивших Египет, Аравию и сопредельные страны в XVIII - начале XIX столетия. Выдающееся место среди таких путешественников занимает И. Буркхардт, швейцарец по происхождению, британский подданный. В центральной части Аравийского полуострова Хиджазе он побывал в 1814 - 1815 гг. и изучал историю ваххабитов, их идеологию и структуру первого государства Саудидов. Собранный обширный материал позволил ему написать книги, благодаря которым наши знания об Аравии значительно расширились. Одна из них послужила источником для данной статьи 10 .

Используются также мемуары наполеоновского агента испанца Бадия-и-Леблих, посетившего Хиджаз и Мекку в 1807 г. 11 , и французского военного врача, служившего Мухаммеду Али под именем Клот-бей 12 .

Отметим, что в отечественном востоковедении данная тема не стала предметом комплексного исследования. В то же время отдельные ее сюжеты освещались в трудах видных отечественных арабистов A.M. Васильева 13 , В. Б. Луцкого 14 и некоторых других.

Несколько слов нужно сказать о ваххабизме, сторонники которого стали основателями государства в Аравии, ставшего одной из двух сторон в описываемом ниже конфликте. Ваххабитское учение названо по имени его основоположника Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Он родился в 1803 г. в Айяне (Неджд) и принадлежал к семье потомственных улама, много путешествовал, готовясь к духовной карьере, посещал религиозные центры в Мекке, Медине, возможно в Багдаде и Дамаске. Всюду он изучал богословие у виднейших алимов, участвовал в религиозных диспутах. Еще в молодые годы, задолго до начала проповеди своего вероучения, Абд аль-Ваххаб обращался с призывами вернуться к нормам "истинного" единобожия в исламе. Возникшая в рамках суннизма, основа религиозной платформы Абд аль-Ваххаба заключалась в том, что он обрушился с резкой критикой на распространенные в Аравии остатки доислам-


8 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Египет под властью Мухаммеда Али (1806 - 1821). М., 1963.

9 Алим (мн.ч. - улама) - лицо, обладающее значительными знаниями (ильм), хранители религиозной традиции, теологии, блюстители канонического права.

10 BurkhardtJL. Travels in Arabia, vol. 1 - 2. London, 1989.

11 Ралли А. Мекка в описании европейцев. Ташкент, 1913.

12 Клотбей. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии, ч. 1 - 2. СПб., 1843.

13 Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745 - 1973). М., 1982.

14 Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. М., 1965.

стр. 175


ских верований, на почитание фетишей (скал, камней, источников, деревьев), на пережитки тотемизма, на культ святых. Мухаммед ибн аль-Ваххаб противопоставлял этому доктрину таухида - единобожия. Он не претендовал на создание новых догматов, но лишь стремился восстановить среди арабов ислам в его первоначальной "чистоте".

Важнейшая идея, которую вынашивал вероучитель - это единобожие, главная ось ислама. По его мнению, единобожие - это убеждение в том, что один Аллах - творец данного мира, его господин, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого равного ему, способного творить. Аллах не нуждается ни в чьей помощи, как бы кто-либо ни был близок к нему. Лишь в руках Аллаха находится способность совершать добро и зло. Нет никого, кто был бы достоин возвеличения или поклонения, кроме Аллаха 15 .

Особое отношение было у ваххабитов к Мухаммеду, пророку и основателю ислама, которому Аллах, согласно мусульманской догматике, поведал священные тексты "вечной книги" Коран. Они считали его обыкновенным человеком, избранным Аллахом для пророческой миссии. Но его нельзя было обожествлять, ему не следовало поклоняться, у него ничего нельзя просить. Места, связанные с жизнью Мухаммеда, нельзя делать объектом поклонения.

Все виды поклонения и верований, противоречащие этим установкам, считались ширком, т.е. многобожием. Абд аль-Ваххаб призывал бороться против магии, колдовства, прорицателей. Он осудил также такие языческие пережитки, как заклинания, амулеты, талисманы.

Ваххабизм - название, данное этому движению его противниками или же просто неаравийцами, устоялось в востоковедной литературе. Сами же последователи Абд аль-Ваххаба именовали себя единобожниками или просто мусульманами и никогда - ваххабитами.

Эта идеология возникла в условиях серьезного психологического надлома, неудовлетворенности тогдашним состоянием духовной жизни и была реакцией на глубокий кризис аравийского общества, в котором бродили, возможно, и неосознанные стремления к каким-то новым идеалам.

Вместе с тем ваххабизм был направлен против официального "отуреченного" ислама. Он призывал беспощадно бороться с отступниками веры - шиитами 16 , османскими султанами - "лжехалифами" 17 и турецкими пашами. Антитурецкая направленность ваххабизма имела конечной целью изгнание турок, освобождение и объединение арабских стран под знаменем "чистого" ислама 18 .

Объединительными мотивами, заложенными в проповеди Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, воспользовались феодальные правители небольшого княжества Диръия, расположенного на территории Неджда. В середине XVIII в. эмир Мухаммед ибн Сауд (ум. 1765) и его сын Абд аль-Азиз (ум. 1803) в 1744 г. вступили в союз с Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом. С тех пор более полувека они вели упорную борьбу за объединение земель Аравии под знаменем ваххабизма. Они подчинили себе один за другим области Неджда и бедуинские племена.

К середине 80-х годов XVIII в. Саудиды утвердились на всей территории Неджда. Ранее враждовавшие между собой эмираты слились в крупное по аравийским масштабам феодально-теократическое государство. При жизни Мухаммеда ибн Абд аль-Вах-


15 Ибн Ганнам Хусейн. Указ, соч., ч. 1, с. 126.

16 Шииты - последователи шиизма (группа приверженцев), второго по значимости направления в исламе. Шиизм возник в Иране во второй половине VII в. Шииты, почитая Коран, не признают Сунну, не признают суннитских халифов, считая законными владыками мусульман имамов - потомков четвертого халифа Али и дочери Мухаммеда Фатимы. У шиитов популярен культ "святых мучеников", с которым решительно боролись ваххабиты.

17 "Лжехалифы" - так называли ваххабиты султанов Османской империи, отказываясь признавать их право на халифат.

18 Ибн Бшир Осман. Указ, соч., ч. 2, с. 81.

стр. 176


хаба светская и духовная власти были разделены, но после его смерти в 1791 г. эмиры из династии Саудидов объединили их в своих руках 19 .

Однако ваххабиты еще не сумели основать централизованное государство с четкой административной системой. Во главе покоренных городов и селений они оставляли прежних феодальных правителей при том условии, что те принимали ваххабитское учение и признавали саудовского эмира своим сюзереном и духовным главой. Ваххабитское государство было в XVIII в. крайне непрочным. Его сотрясали феодальные и племенные мятежи. Не успевали ваххабитские эмиры присоединить к своим владениям один округ, как начинался мятеж в другом. И ваххабитским войскам приходилось метаться по всей стране, жестоко расправляясь повсюду с вероотступниками 20 .

Однако в конце XVIII в. ваххабитское государство, объединившее под своей властью все провинции Неджда, перешло от обороны к наступлению. Еще в 1786 г. ваххабиты совершили свой первый набег на побережье Персидского залива - на область аль-Хасу. Семь лет спустя эти территории были ими завоеваны. Так начался период ваххабитских завоеваний за пределами Неджда. После смерти Абд аль-Азиза ими руководил эмир Сауд (1803 - 1814). В 1803 г. его войска захватили Кувейт и Бахрейн, а также внутренние районы Омана. В апреле 1803 г. ваххабиты взяли Мекку, в 1804 г. была захвачена Медина, а к 1806 г. - весь Хиджаз 21 .

Таким образом, на заре XIX столетия воинственному эмирату Саудидов, используя цепи интриг и прямую агрессию, удалось присоединить Хиджаз. Объединив под своей эгидой почти всю Аравию, ваххабиты достигли не только военной и политической победы. С утверждением в священных землях ислама решительные правители молодого государства стали претендовать на религиозное лидерство во всем мусульманском мире.

Известие о взятии ваххабитами Мекки в 1803 г. и Медины в 1804 г. повергло османские власти в панику и уныние. Османов беспокоило не столько насильственное отторжение от их "Богом хранимого" государства бедных полупустынных земель -это наносило их престижу и духовному авторитету сокрушительный удар. Ведь в той мере, в какой падал в глазах миллионов правоверных престиж Сиятельной Порты, в такой же увеличивалось значение и могущество новых покровителей Мекки и Медины - Саудидов. Вот почему османские султаны рассматривали растущее ваххабитское государство как серьезную угрозу своему господству, особенно в арабских странах.

Однако все их попытки подавить ваххабизм были безрезультатны. Занятая внутренними распрями, балканскими войнами и противостоянием с Россией, Порта не могла выделить большую армию для борьбы с ваххабитами. Единственная реальная возможность разгромить ваххабитов заключалась в привлечении к этому Мухаммеда Али - могущественного вассала Турции и правителя Египта.

Утвердившись у власти в 1805 г., новый османский паша Египта приступил в первую очередь к решению насущных задач - укреплению основ своего будущего безраздельного могущества, ликвидации соперников, борьбе с мамлюкской оппозицией, защите Египта от британских притязаний, интенсивным внутренним реформам. Поэтому самовластный вассал не сразу откликнулся на просьбу своего султана, но с конца 1809 г. Мухаммед Али вплотную занялся аравийскими делами и начал серьезную подготовку военной экспедиции 22 .


19 Burkhardt J.L. Op. cit., vol. 2, p. 36.

20 Ибн Бишр Осман. Указ, соч., ч. 2, с. 126.

21 Burkhardt J.L. Op. cit., vol. 2, p. 93.

22 Васильев А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45 - 1818). М., 1967, с. 220.

стр. 177


Желание Порты было не главной и не единственной причиной, толкнувшей практически независимого правителя Египта на долгую и дорогостоившую кампанию в Аравии. Его глобальные планы включали создание собственной арабо-мусульманской империи. Поэтому завоевание Хиджаза с его священными городами должно было стать важнейшим шагом в осуществлении этой геополитической сверхидеи. Тем более что до ваххабитского нашествия Египет и Аравия продолжали сохранять тесные связи как в области международной торговли, так и в духовной сфере. Таким образом, предприимчивый паша рассчитывал, захватив священные города Аравии, укрепить свой авторитет во всей Османской империи, завоевать популярность и, используя приобретенный для себя, а не для султана религиозный статус "покровителя священных мест", приступить к осуществлению своей главной задачи - создания собственной мусульманской империи. Кроме того, каирский вице-король рассчитывал установить контроль над аравийскими торговыми путями и морскими портами, а также использовать после победы над ваххабитами в своих целях ударную мощь бедуинских племен.

По свидетельству аль-Джабарти, 3 сентября 1810 г. паша созвал диван и посланник султана Иса-ага в торжественной обстановке зачитал указ о выступлении египетских войск в Хиджаз 23 . Однако сама экспедиция началась лишь спустя год летом 1811 г. Во главе армии паша поставил своего шестнадцатилетнего сына Тусун-бея, приставив к нему многоопытных советников. В августе 1811 г. часть войск была направлена в Западную Аравию морем с целью захвата при помощи десанта порта Ян-бо, а кавалерия во главе с Тусуном выступила туда же по суше. На исходе 1811 г. сухопутные войска соединились с морскими частями, и Тусун принял бедуинов из враждебных ваххабитам аравийских племен. После этого Тусун повел египетскую армию на Медину. Решающее сражение произошло в декабре 1811 г. у селений Манзалат ас-Сафра и Джадида на пути в Мекку - город Пророка. Армия Тусуна, преследуя бедуинов племени харб, с которыми он не сумел установить союзнические отношения, зашла в узкий горный проход у Вади Сафра и попала под удары отборного войска ваххабитов, о прибытии которого египетское командование не имело понятия. Египетская армия, насчитывавшая 8 тыс. человек, обратилась в повальное бегство. "Их сердца были охвачены ужасом" 24 . Личная храбрость Тусуна не спасла положения, и его войско было наголову разгромлено, потеряв более половины состава. Лишь увлеченность ваххабитов ограблением покинутого противником лагеря избавила египетскую армию от поголовного уничтожения, и остатки войск Тусуна с трудом добрались до Янбо. Отступавшие в беспорядке солдаты, скопившиеся близ порта, устремились к судам; при посадке началась давка, паника, перестрелки. Солдаты "торопились пуститься в брод по горло в воде, точно ифриты гнались за ними, чтобы схватить их" 25 . Ваххабиты не стали атаковать город и сохранили тем самым в руках египтян важный плацдарм 26 .

Неудачи первых месяцев войны не лишили египтян уверенности в своих силах. Вынужденную передышку они использовали для разложения ваххабитского тыла. Египетские агенты, не жалея денег и щедрых обещаний, сумели создать опору в хиджазских городах и привлечь на свою сторону шейхов крупнейших бедуинских племен. При их поддержке они со свежими силами, прибывшими из Египта, перешли в наступление. В ноябре 1812 г. египтяне овладели Мединой, в январе 1813 г. взяли Мекку, город-оазис Таиф и ключевой красноморский порт Джидду. По поводу поступавших благоприятных вестей из Аравии в Каире устраивались пышные празднества, фейерверки и иллюминация. Мухаммед Али был осыпан драгоценными подарками, а его


23 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Указ, соч., с. 288.

24 Там же, с. 320.

25 Там же.

26 Васильев А.М. Пуритане ислама? С. 225.

стр. 178


сын Тусун получил ранг паши Джидды 27 . Однако даже после этих впечатляющих успехов, положение египетской армии нельзя было назвать благополучным. Она несла огромные потери, причем не столько в ходе военных действий, сколько из-за смертности в результате непрекращающихся эпидемий, нестерпимой жары и голода. Когда египетский паша уже не досчитывался 8 тыс. человек, а ваххабиты усилили натиск на Хиджаз, осадили Медину и развернули партизанскую войну на египетских коммуникациях, Мухаммед Али принял решение лично возглавить свои войска в Аравии 28 .

Мухаммед Али понимал, что если он не одержит в Аравии решительной победы, его положение в Египте пошатнется. Нисколько не обескураженный преследующими его неудачами, он начал предпринимать решительные меры для продолжения кампании. Дополнительными податями были обложены египетские феллахи, новые подкрепления, боеприпасы, снаряжение поступили в Джидду, ставшую главным армейским складом. Прибыло несколько сот конников из числа ливийских бедуинов, преданных паше. На руку египетскому правителю сыграла смерть энергичного эмира Сауда в мае 1814 г. Новым ваххабитским лидером стал Абдалла 29 .

В конце 1814 г. - начале 1815 г. ваххабиты сконцентрировали у Басальи большую армию. Здесь в январе 1815 г. произошло сражение, победу в котором одержало войско Мухаммеда Али. Затем войсками паши были захвачены Ранья, Биша, и после утомительного перехода египтяне вышли на красноморское побережье и овладели Кунфудой. В результате решительных действий превосходящих сил Мухаммеда Али ваххабиты были разгромлены в Асире и в стратегически важных районах между Хиджазом и Недждом. Это был серьезный удар по могуществу ваххабитов на юге. Однако в мае 1815г. Мухаммеду Али пришлось срочно покинуть Аравию и выехать в охваченный волнениями Египет.

Весной 1815г. был подписан мир. По условиям договора Хиджаз перешел под управление египтян, а ваххабиты сохранили за собой только районы Центральной и Северо-Восточной Аравии - Неджд и Касым. Эмир Абдалла дал формальное обещание подчиняться египетскому губернатору Медины и признал себя вассалом турецкого султана. Он также обязался обеспечить со своей стороны безопасность хаджа и вернуть сокровища, похищенные ваххабитами в Мекке 30 .

Однако условия мира изначально не устраивали ни ваххабитов, считавших их унизительными, ни османского султана, жаждавшего полного разгрома Саудидского эмирата, ни самого Мухаммеда Али, который уже добился побед, "сворачивая ковер аравийских пустынь" 31 .

В 1816г. кровопролитная война в Аравии возобновилась. В Хиджаз была послана египетская армия, которую сопровождали иностранные военные инструкторы. Во главе ее был поставлен приемный сын Мухаммеда Али- Ибрагим, полководец, обладавший железной волей. Он решил во чтобы то ни стало, ценой каких угодно потерь проникнуть в сердце ваххабизма - во внутреннюю Аравию и раздавить ваххабитское движение в самом его очаге. В течение двух лет войска Ибрагима осаждали один за другим важнейшие центры провинций Касыма и Неджда. Они превращали цветущие оазисы в пустыню, разрушали колодцы, рубили пальмы, сжигали дома. Кому удавалось спастись от разящего египетского оружия, тот погибал от голода и жажды. При приближении египетских войск население поднималось с насиженных мест и искало спасения в отдаленных оазисах 32 .


27 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Указ, соч., с. 346.

28 Луцкий В. Б. Указ, соч., с. 76.

29 Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745 - 1973). М., 1982, с. 162.

30 Луцкий В. Б. Указ, соч., с. 78.

31 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Указ, соч., с. 488.

32 Burkhardt J.L. Op. cit., vol. 2, p. 201 - 202.

стр. 179


В 1817 г. в результате массированного наступления египтяне взяли укрепленные поселения Эр-Pасе, Бурайду и Унайзу. В начале 1818г. они вступили в Неджд, взяли г. Шакру и в апреле 1818г. подошли к Диръие - сильно укрепленной столице ваххабитов, расположенной в центре каменистой пустыни Неджда. Наступил последний акт трагедии первого Саудовского государства Аравии - битва за Диръию. Ваххабиты стекались туда для участия в последнем сражении. Собрались все, для кого ваххабизм и преданность дому Саудидов были делом жизни.

15 сентября 1818г. после пятимесячной осады Диръия пала. Египтяне не оставили там камня на камне, и она исчезла с географических карт. Ваххабитский эмир Абдалла сдался на милость победителей и был казнен в Стамбуле. Во всех городах Неджда срыли укрепления. Египтяне торжествовали победу, и, казалось, ваххабитское государство было похоронено навсегда. В городах покоренного Неджда и Хиджаза обосновались египетские гарнизоны. Но завоевателям та? и не удалось подавить силы сопротивления и прочно укрепиться в стране. Горы и пустыни Аравии служили убежищем для недовольных и являлись очагами ваххабитских восстаний 33 .

Египетская экспансия имела важные религиозные аспекты, неразрывно связанные с политическими и экономическими. Ваххабиты однозначно рассматривались Высокой Портой и ее эмиссаром Мухаммедом Али как непримиримые враги ислама, покусившиеся на глубинное ядро мусульманского вероучения. С минбаров 34 мечетей громогласно провозглашалось, "что истреблявшие (ваххабитов) являются борцами за правое дело, а павшие в этой борьбе считаются мучениками" 35 . Восстанавливая справедливость, следует еще раз отметить, что сформулированное в середине XVIII в. провинциальным недждийским богословом Мухаммедом ибн абд аль-Ваххабом учение не содержало принципиально новых догматов и было обращено в прошлое, к истокам мусульманской цивилизации, к примерам праведной жизни пророка Мухаммеда и его первых ревностных последователей. Однако ваххабитская проповедь, соединенная с неуемным честолюбием и жаждой власти Саудовских эмиров, обладала крайне опасным качеством - резкой политической заостренностью. Она была прежде всего направлена против официального "отуреченного" ислама, который, по глубокому убеждению ее сторонников, являлся носителем вредоносного вируса, деформировавшего сунну Пророка. К своим непримиримым противникам ваххабиты относили османских пашей - "узурпаторов" и их падишаха - "лжехалифа". Антитурецкая направленность ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объединение всех арабских земель под знаменем "чистого" ислама. Именно политизированность и религиозная бескомпромиссность ваххабитских лидеров и идеологов являлась исходным и основным моментом их конфронтации с Османской империей.

Пока ваххабиты концентрировались на своих внутренних проблемах и собирали воедино мозаику эмиратов, султанов и племенных территорий внутренней и прибрежной Аравии в единое централизованное государство, османов идейные искания аравийских пуристов ханбалистского толка (являвшееся наиболее ортодоксальным направлением шариата) 36 мало волновали. Однако когда отряды саудовского ополчения под ваххабитскими знаменами начали массированное движение в направлении османских владений - Сирии и Ирака, вопрос критики ваххабитской мировоззренческой платформы встал на повестку дня.


33 Луцкий В. Б. Указ, соч., с. 79.

34 Минбар - высокая трибуна для проповедника в соборной мечети.

35 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Указ, соч., с. 403.

36 Шариат ("надлежащий путь") - комплекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которые формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм законодательства. Окончательно сложился к XII в. Включает в себя четыре основные школы (мазхаба), последней и наиболее ортодоксальной из которых является ханбализм, давший стимул к возникновению ваххабизма.

стр. 180


Вряд ли у ревностных поборников господствующего в Османском государстве традиционного суннизма могли возникнуть веские возражения против призыва ваххабитских богословов "следовать велениям Аллаха всевышнего, изложенным в его драгоценной книге (Коране) быть преданным исповеданию единобожия и последователем сунны пророка" 37 . Формально корпус улама - носителей высшего духовного и религиозно-юридического авторитета, не мог протестовать и против эгалитаристских мотивов, звучащих в ваххабитских проповедях, и прежде всего против осуждения роскоши и расточительства, запретов курения, ношения шелковой одежды, употребления алкоголя. Вместе с тем ряд ваххабитских тезисов вызывал резко негативную реакцию со стороны османских религиозных иерархов. Во-первых, как уже упоминалось, ваххабиты считали величайшим грехом апелляцию не к Богу, а к какому-либо живому или почившему существу, что, по их искреннему убеждению, приводило к отождествлению созданий Аллаха с их творцом, а в итоге - к отказу от основы основ ислама - единобожия. Из ваххабитской интерпретации краеугольного догмата ислама о единобожии - таухиде - вытекало также неприятие культа святых и священных захоронений, поклонения религиозным атрибутам и реликвиям. А ведь культ святых, распространившийся по всему мусульманскому миру, во времена ваххабитов находил самый живой отклик в народной среде. У официальных служителей ислама, в частности у египетских улама, издавна господствовали конформистские настроения в отношении культа святых и их погребений, что в немалой степени объяснялось, наряду с идейными, и меркантильными соображениями. Духовные лица получали существенную долю от щедрых дарений и подношений в пользу мавзолеев святых 38 .

Ваххабитам вменялось в вину разрушение и разграбление святынь Кербелы 39 весной 1802 г., разрушение усыпальниц великих героев ислама в Мекке и захват драгоценностей Каабы 40 в 1803 г., а главное - посягательство на одну из важнейших обязанностей мусульманина - хадж (т.е. паломничество в Мекку и Медину) 41 . С 1803 г. ваххабиты начали чинить препятствия караванам хаджа из Сирии и Египта, не пропускали на подконтрольные им территории паломников с махмалем (символ политического покровительства над святыми местами), оружием, музыкальными инструментами, повышали налог на хадж, вводили все более строгие ограничения. Эти меры привели к тому, что к 1807 - 1808 г. доступ больших партий паломников из Османской империи был закрыт 42 .

С воцарением ваххабитов значительная часть населения Мекки и Медины лишилась своих основных источников существования - доходов от торговли, обслуживания паломников, милостыни, съестных припасов и денежных субсидий. На испанца Бадия-и-Леблиха, путешествовавшего по мусульманскому Востоку под именем Али-бея аль-Аббаси, Мекка, где он побывал в 1807 г., произвела впечатление "умирающего города", который "кое- как влачил свое существование". При виде новых хозяев - ваххабитов "народ обращался в бегство" 43 . Именно восстановление свободы хаджа стало одним из основных лозунгов антиваххабитской кампании.

Впрочем, сокрушив ваххабитскую блокаду священных аравийских земель, Мухаммед Али сам начал чинить преграды на пути широкого хаджа подобно своим врагам. Но если ваххабиты руководствовались слепым фанатизмом и были начисто лишены меркантильных интересов, то египетский паша, искренность веры которого никто не отважился бы поставить под сомнение, прежде всего ставил во главу угла насущные финансовые потребности. С разноплеменных паломников, следовавших в Хиджаз че-


37 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Указ, соч., с. 44.

38 Клотбей. Указ, соч., ч. 2, с. 36.

39 Кербела - город на территории Ирака, где находится мавзолей Хусейна - внука пророка Мухаммеда.

40 Кааба - древний языческий храм, ставший мечетью, главный центр паломничества (хаджа).

41 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Указ, соч., с. 386.

42 Клот-бей. Указ, соч., ч. 2, с. 76.

43 Ралли А. Указ, соч., с. 61.

стр. 181


рез Суэц, взимали плату, "преступавшую всякие пределы" - от 15 до 20 французских реалов 44 . Установленная Мухаммедом Али монополия на продажу хлеба вылилась в экспроприацию у паломников зерна и муки. Направлявшихся в хадж через египетские земли принуждали менять имевшуюся у них "твердую валюту" - французские талеры на обесценивавшиеся египетские пиастры. Однако, несмотря на значительные сложности в совершении хаджа, постепенно "наплыв десятков тысяч паломников вновь восстановил процветание жителей хиджазских городов" 45 . Немалую выгоду от хаджа приобрел и Мухаммед Али, употребив значительную часть "святых" денег для финансирования последующих завоевательных кампаний в Судане, Сирии, Ливане и Палестине.

Захват Хиджаза предоставил египетскому паше возможность поставить под неусыпный контроль не только паломничество и доходы от всех святых мест большей части Аравии, но также и хозяйственную жизнь этих мест. Безудержный произвол ваххабитов сменился не меньшим произволом наместников египетского паши. Демонстрируя жесткий прагматический подход к завоеванным святым местам, Мухаммед Али рассматривал их прежде всего как источник средств для дорогостоившей завоевательной кампании и финансирования последующей оккупации аравийских территорий. В Египте, ставшем для Мухаммеда Али, пришлого арнаута, родным, последовательно проводились широкомасштабные государственные реформы, которые преобразовывали фактически созданное им независимое государство. В то же время он не предпринял ни малейшей попытки внедрения новых форм государственного правления и хозяйственной организации в Хиджазе или хотя бы улучшения его хозяйственного положения. Источники не зафиксировали ни одного административного акта такого рода, применительно к подвластным Египту районам Аравии. Хиджаз не вписывался в разрабатывавшуюся Мухаммедом Али современную модель государственного устройства, как объект возможных изменений он как бы выпал из поля зрения египетского паши - реформатора, все более погружаясь в состояние хаоса, разрухи и упадка. Население Хиджаза, недавно переживавшее фанатичную ярость и диктат ваххабитов и ожидавшее обрести в паше египтян благородного освободителя, с их приходом не испытало желанного облегчения. Мухаммед Али не погнушался экспроприировать в свою пользу закят (налог с "правоверных", а также благотворительные пожертвования), предназначенный для казны прекратившего свое существование Саудовского эмирата 46 . При попустительстве новых хозяев Западную Аравию вновь захлестнула кровавая волна межплеменных усобиц и раздоров. Египетские гарнизоны не обеспечивали элементарной безопасности и порядка. Мухаммед Али и бедуинские ополчения вернулись к привычной практике грабительских набегов на паломнические и торговые караваны.

Непрочность египетских позиций в Аравии проявилась уже через несколько лет после крушения эмирата Саудидов, который был возрожден в Неджде в середине 30-х годов XIX в. Однако вплоть до окончательной эвакуации египтян из Аравии в 1840 г. Мухаммед Али упорно удерживал Хиджаз, что подтверждало его приоритетное внимание к стратегически ключевому бассейну Красного моря. Хиджаз был преобразован в египетскую провинцию, которую возглавлял назначаемый Мухаммедом Али наместник. Египетские власти стремились четко контролировать действия сохраненных на своем традиционном месте шерифов - теократов (правителей-хашимитов, потомков пророка Мухаммеда) Мекки, которым отводилась роль марионеток при египетских губернаторах. Последний ставленник Мухаммеда Али, глава


44 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Указ, соч., с. 476. Реалами называли серебряные монеты ряда европейских государств (испанские, голландские, немецкие и австрийские талеры, французские экю и т.д.). Французский реал в период оккупации Египта Бонапартом равнялся 5 французским франкам.

45 Клот-бей. Указ, соч., ч. 2, с. 103.

46 Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Указ, соч., с. 481.

стр. 182


мекканской шерифской иерархии Мухаммед ибн Абд аль-Муин ибн Аун занимал этот высокий религиозно-административный пост еще в течение 11 лет после ухода египтян из Аравии 47 .

Аравийская кампания 1811 - 1818 гг., вдохновлявшаяся призывами к "восстановлению истинной славы мусульманства", попранной поборниками ваххабизма, послужила прелюдией к дальнейшим военным мероприятиям египетского паши, в частности его беспощадной борьбе с османским владычеством, которая также мотивировалась стремлением защитить ислам от посягательств и коррупции. Вместе с тем под покровом благой идеи реставрации "исламского правоверия" с заведомой очевидностью просматривались честолюбивые амбиции египетского правителя, объектом вожделения которого был весь арабо-мусульманский мир. Исламская политика Мухаммеда Али, основывавшаяся на жестком практицизме и сугубо конъюнктурном подходе к решению насущных проблем, не могла обеспечить доверие и благонадежность населения завоеванных территорий.

Египетско-хиджазский "симбиоз" продемонстрировал свою жизнеспособность на протяжении столетий, с возникновения арабского халифата в VII в. Однако его жизнеспособность была ослаблена поздними мамлюкскими беями. Поставленный на грань исчезновения ваххабитами, он был временно восстановлен в рамках жесткого оккупационного режима. Но все же его постепенное угасание было предопределено прагматическим, лишенным эмоций и религиозной экзальтации подходом Мухаммеда Али к Хиджазу и Аравии в целом как к сфере его жизненно важных интересов и источнику беззастенчивого обогащения. Не столько доктринальные противоречия между ваххабизмом и суннитским традиционализмом, сколько политика "сильной руки", не признающая священных обязательств веры, привела к тому, что общность судеб Египта и Аравии стала достоянием истории.


47 Burkhardt J.L. Op. cit., vol. 2, p. 146.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЕГИПЕТ-И-ГОСУДАРСТВО-ВАХХАБИТОВ-ВОЙНА-В-ПУСТЫНЕ-1811-1818-гг

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

К. А. КИСЕЛЕВ, ЕГИПЕТ И ГОСУДАРСТВО ВАХХАБИТОВ: "ВОЙНА В ПУСТЫНЕ" (1811 - 1818 гг.) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 21.06.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЕГИПЕТ-И-ГОСУДАРСТВО-ВАХХАБИТОВ-ВОЙНА-В-ПУСТЫНЕ-1811-1818-гг (date of access: 25.11.2024).

Publication author(s) - К. А. КИСЕЛЕВ:

К. А. КИСЕЛЕВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
646 views rating
21.06.2021 (1253 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ORIENTALISTS ABOUT ORIENTAL STUDIES: (1) Introduction to Oriental Studies. General course. (2) Concepts of modern Oriental studies
6 hours ago · From Urhan Karimov
MIKHAIL KHARITONOVICH SVANIDZE (1927-2013)
Catalog: История 
7 hours ago · From Urhan Karimov
YURI VLADIMIROVICH SHCHEKA (1946-2013)
7 hours ago · From Urhan Karimov
CENTER FOR ENERGY AND TRANSPORT RESEARCH OF THE INSTITUTE OF ORIENTAL STUDIES OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES
9 hours ago · From Urhan Karimov
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ А.К. ШАГИНЯНА "НАХИЧЕВАНЬ В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА"
Yesterday · From Urhan Karimov
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2012 г.
Yesterday · From Urhan Karimov
ОТ РОССИЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА К СОВЕТСКОЙ ИРАНИСТИКЕ. ИРАНОЯЗЫЧНЫЙ МИР И ЕГО ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
Yesterday · From Urhan Karimov
ПАТРИМОНИАЛИЗМ VS СУЛТАНИЗМ: "АРАБСКАЯ ВЕСНА" И СУДЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ГОСПОДСТВА
Yesterday · From Urhan Karimov
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ ТАНГУТОВ
Catalog: Экология 
Yesterday · From Urhan Karimov
Е.А. ОГАНОВА, С.Н. ВОРОБЬЕВА. ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕРЕВОДУ ТУРЕЦКО-РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЕГИПЕТ И ГОСУДАРСТВО ВАХХАБИТОВ: "ВОЙНА В ПУСТЫНЕ" (1811 - 1818 гг.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android