Libmonster ID: KZ-175
Author(s) of the publication: Е. С. МАКОВА

М. Изд-во "Наука". 1975. 336 стр. Тираж 1500. Цена 1 руб. 27 коп.

Авторы одной из обзорных статей об изучении феодальной России не так давно отметили вклад Е. П. Наумова в отечественную медиевистику, указав, в частности, на его внимательное отношение к методике "разысканий по социальной терминологии" и подчеркнув вместе с тем актуальность самой этой проблемы1 . Старший научный сотрудник Института славяноведения и


1 В. Д. Назаров, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнин. Проблемы общественно- политической истории феодальной России в новейшей историографии. "Вопросы истории", 1976, N 4, стр. 31.

стр. 164


балканистики АН СССР кандидат исторических наук Е. П. Наумов - автор многих научных статей, посвященных различным проблемам истории южнославянского феодализма. Главная тема его исследований - социально- экономическое, политическое и культурное развитие феодальной Сербии, однако в своих работах он касается и других балканских стран.

Основную часть рецензируемой книги составляют две главы, одна из которых освещает социально-экономические, другая - политические проблемы; кроме того, в отдельной, несколько меньшей по объему главе намечены общие контуры сербского общества в период развитого феодализма (здесь значительное место отведено состоянию производительных сил и положению тех слоев общества, которые не принадлежали к господствующему классу).

Медиевисты большей частью представляют себе сословную структуру феодальной Сербии статично, порой фрагментарно, а порой в виде схемы, далекой от истинного положения. Преимущественное внимание уделяется обычно терминам, носящим на себе некий неповторимый "местный колорит" (властела и властеличичи, войники и милостники, прониары и баштинники), недостаточное - таким, смысл которых кажется всякому понятным из аналогий (боляре) или в которых иногда не усматривали явления "социальной терминологии" (благородные, господа, вельможи, начальники, слуги). Е. П. Наумов поставил целью исследовать весь терминологический арсенал средневековых авторов (как писателей, так и составителей документов). Такой подход позволяет улавливать нюансы и прослеживать общеисторические закономерности там, где на первый взгляд мы имеем дело только с индивидуальными особенностями литературного стиля.

Яркий пример - пассаж, посвященный "расширению социальной значимости термина "властели" (стр. 93 - 94), где автор тонко почувствовал подмену одного термина другим, близким по звучанию. Правда, в Законнике Стефана Душана термин "властелин" еще не вполне обрел новое значение (здесь это скорее некое высшее должностное лицо, как, например "barones"- "jobagiones" венгерской Золотой буллы 1222 г.). Вместе с тем не вызывает сомнений интерпретация термина "властеличичи" (стр. 90 - 92). Особенно хотелось бы отметить расширение автором источниковой базы за счет материалов по социальной структуре дубровницкого населения (нам представляется чрезвычайно своевременным указание автора на то обстоятельство, что патрициат далматинских городов следует рассматривать в связи с характеристикой сословной структуры сербского общества, стр. 68).

Пожалуй, термин "властеличичи", сравнительно редко встречающийся в источниках, заслуживает большего внимания. Несомненно - в этом Е. П. Наумов совершенно прав, - считать "властеличичей" вассалами "властелы", как это делают некоторые исследователи (стр. 133), есть непозволительное упрощение. Вместе с тем кажущаяся "эфемерность" (стр. 141) явления не должна заслонять того факта, что именно данный термин отражает определенный этап в процессе складывания сословной структуры, а именно - утверждение принципа наследственности привилегий; не случайно в душановом Законнике носителями сословных привилегий выступают также "прониаревичи" (а в русских - "дети боярские"). К сожалению, в монографии не нашлось должного места и для этого своеобразного термина.

Итак, наблюдения Е. П. Наумова в области сербской "сословной терминологии", внося необходимые коррективы в существующие высказывания, одновременно побуждают к дальнейшим изысканиям в этой области. Распространенное мнение об узости и ненадежности источниковой базы для изучения сербского феодализма становится, таким образом, необоснованным, и перед славяноведением открывается новое поле деятельности. Ясно, однако, что терминологические изыскания не самоцель, а средство для решения общетеоретических проблем, точно так же, как компаративные и статистические методы, умело применяемые автором. К сожалению, открытия, сделанные Е. П. Наумовым с их помощью, не выходят за рамки идиографического исследования.

Проблема сословной структуры сербского феодального общества является в работе центральной, поскольку, во-первых, классы феодального общества (следовательно, и господствующий класс феодальной Сербии) представляют собой "классы - сословия"; во-вторых, основной признак, отличающий сословие от класса, - наличие определенного "юридического места в государстве"2 . Следовательно, проблема "гос-


2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 6, стр. 311.

стр. 165


подствующий класс и государственная власть" по сути своей есть проблема формирования сословной структуры.

Значительное место занимают в монографии и вопросы феодального землевладения. Доскональное знание источников позволило автору аргументированно высказаться по вопросу о времени возникновения и путях эволюции таких форм светского феодального землевладения, как баштина, прония, держава, отождествляемая не без оснований с русским кормлением; особо - главным образом на примере церковного землевладения - исследуется проблема развития иммунитета (правда, в этой части хотелось бы видеть более определенные выводы, нежели те, которые сделаны на стр. 132 - 133 о "неограниченном" и "обширном" судебном иммунитете); наконец, акцентируя внимание на динамике исторических процессов, автор продолжает развивать свои идеи о проявлении секуляризационных тенденций в государственной политике, связанной с земельными пожалованиями. Отдельного упоминания заслуживает замечание по поводу юридического статуса баштины и условного держания: полемизируя с С. П. Бобровой3 , Е. П. Наумов приходит к заключению, что "различие условной и полной феодальной земельной собственности в Сербии... состояло вовсе не в вассальной военной службе феодального землевладельца, а в его имущественных, то есть наследственных, правах" (стр. 113); это заключение не оставляет места для искажающей действительность схемы, согласно которой в "войниках" Жичского хрисовула усматривались прямые предшественники прониаров, и в то же время имеет и более широкое значение, поскольку подобные схематические представления (отождествление держаний на рыцарском праве с условным землевладением) довольно распространены.

Весьма тщательно проанализированы в работе памятники, отобразившие политическую историю. Автором собраны разнообразные данные о титулатуре правителей, охарактеризованы политические концепции, которые вырисовываются из нарративных источников; при оценке выявленных фактов неизменно учитывается как внешнеполитический, так и внутриполитический аспект.

Е. П. Наумов практически неуязвим для критики, когда речь идет о собственно сербских сюжетах. Однако монография, по-видимому, замышлялась отнюдь не как идиографическое исследование. Об этом свидетельствуют как заключение (стр. 312), так и отдельные экскурсы в историю других стран (в основном в связи с анализом все той же "сословной терминологии"). Следовательно, мы вправе были бы ожидать от автора и постановки некоторых общетеоретических проблем. Например, как относится он к распространенной в советской медиевистике концепции, согласно которой публичная власть при феодализме обладает правом феодальной собственности на "государственные" земли, и к противоположной концепции югославской историографии (особенно ярко проявившейся у Н. Клаич) 4 . В монографии проводится разграничение понятий "царские" и "государственные" земли, однако это сделано вскользь, со ссылкой на А. В. Соловьева (стр. 139), собственного же мнения Е. П. Наумов как бы намеренно не высказывает.

Другой вопрос, также связанный с проблемой взаимоотношения понятий "власть" и "собственность", - вопрос о "конкретном позитивном содержании" понятия "свобода". Автор исходит из того, что изучаемый им период есть период развитого феодализма; вместе с тем в работе фигурирует такое понятие, как "свободное население", которое противопоставляется "феодально зависимому" (см. о термине "себры" на стр. 65 - 66). Применительно к условиям душановой Сербии нельзя говорить о свободе, обладающей "конкретным позитивным содержанием", если речь идет о непривилегированном населении; поэтому, соглашаясь с Е. П. Наумовым в том, что себры не принадлежали к привилегированным сословиям, мы причислили бы их к феодально зависимым людям. Одновременно мы не можем не выразить сомнения по поводу того, что статьи о себрах действительно относились к "огромной массе": напротив, создается впечатление, что имелась в виду особая категория населения, неполноправная, но стоявшая ближе к властеле, чем прочие категории. Более того, возникает предположение, что именно издание Законника 1349 г. могло сыграть роль завершающего этапа в процессе утраты себрами свободы- полноправия.


3 См. С. П. Боброва. К вопросу об условном землевладении в Сербии XIII-XIV вв. "Славянский сборник", I. Воронеж. 1958.

4 N. Klaic. Uz problem geneze feudalizma u Hryatskoj. "Jugoslovenski istorijski casopis", 1966, br. 3 - 4.

стр. 166


В этом смысле представляется показательной статья о "саборе" себров. Обычно она интерпретируется как относящаяся к неким стихийным крестьянским сходкам, в которых представители господствующего класса усматривали проявление антифеодальных настроений. Возможна, однако, и другая интерпретация, а именно: речь идет о стремлении себров отстоять право на участие в политической деятельности, иными словами, упоминаемый в статье "сабор" (или "сбор") был чем-то вроде рудимента народного собрания. Если принять такую гипотезу, судьба себров обнаружит сходство с судьбой словенских "косезов": характерно, что издание душанова Законника хронологически приблизительно совпадает с последним актом интронизации карантанского герцога, когда австрийские феодалы пришли к заключению о необходимости покончить с архаическим обычаем, сохранившим видимость полноправия того социального слоя, в котором можно усматривать свободных общинников, сочетавших в своем лице воинов и землевладельцев.

Невнимание к теоретическим проблемам явственно сказывается на полемике Е. П. Наумова с югославским историком И. Божичем по вопросу об уделах (стр. 178 - 180). Как ни остроумны доводы автора в пользу своей точки зрения, трудно отделаться от впечатления, что спор беспредметен, поскольку сам объект его - понятие "удел"- в принципе трактуется по-разному, причем позиция И. Божича, считающего уделы "лишь особенностью раннефеодальной эпохи" (стр. 180), импонирует по крайней мере своей определенностью (да и сам термин "часть", или "честь", не кажется нам столь однозначным, чтобы его можно было без оговорок отождествить с русским "уделом").

Подход автора к решению теоретических проблем, пли, вернее, уклонение от их решения обедняет выводы, предлагаемые в конце глав и в заключении ко всей работе.

Суммируя впечатления от монографии, следует признать, что все претензии к ее автору и тем более расхождения в трактовке частных явлений ни в коей мере не могут умалить значения работы, отличающейся тонким анализом источников и открывающей новые перспективы в изучении феодальной Сербии.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Е-П-НАУМОВ-ГОСПОДСТВУЮЩИЙ-КЛАСС-И-ГОСУДАРСТВЕННАЯ-ВЛАСТЬ-В-СЕРБИИ-XIII-XV-ВВ-ДИНАМИКА-СОЦИАЛЬНОЙ-И-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-СИСТЕМЫ-СЕРБСКОГО-ФЕОДАЛИЗМА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. С. МАКОВА, Е. П. НАУМОВ. ГОСПОДСТВУЮЩИЙ КЛАСС И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В СЕРБИИ XIII-XV ВВ. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СЕРБСКОГО ФЕОДАЛИЗМА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 24.12.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Е-П-НАУМОВ-ГОСПОДСТВУЮЩИЙ-КЛАСС-И-ГОСУДАРСТВЕННАЯ-ВЛАСТЬ-В-СЕРБИИ-XIII-XV-ВВ-ДИНАМИКА-СОЦИАЛЬНОЙ-И-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-СИСТЕМЫ-СЕРБСКОГО-ФЕОДАЛИЗМА (date of access: 25.11.2024).

Publication author(s) - Е. С. МАКОВА:

Е. С. МАКОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1661 views rating
24.12.2017 (2528 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ А.К. ШАГИНЯНА "НАХИЧЕВАНЬ В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА"
19 hours ago · From Urhan Karimov
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2012 г.
19 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ РОССИЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА К СОВЕТСКОЙ ИРАНИСТИКЕ. ИРАНОЯЗЫЧНЫЙ МИР И ЕГО ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
19 hours ago · From Urhan Karimov
ПАТРИМОНИАЛИЗМ VS СУЛТАНИЗМ: "АРАБСКАЯ ВЕСНА" И СУДЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ГОСПОДСТВА
20 hours ago · From Urhan Karimov
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ ТАНГУТОВ
Catalog: Экология 
20 hours ago · From Urhan Karimov
Е.А. ОГАНОВА, С.Н. ВОРОБЬЕВА. ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕРЕВОДУ ТУРЕЦКО-РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
20 hours ago · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ 2013
20 hours ago · From Urhan Karimov
ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
20 hours ago · From Urhan Karimov
THE LEBANESE CRISIS: THE TRANSFORMATION OF SOCIETY AND THE STATE
Catalog: История 
21 hours ago · From Urhan Karimov
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО АРХЕОЛОГИИ ЕВРАЗИИ
23 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Е. П. НАУМОВ. ГОСПОДСТВУЮЩИЙ КЛАСС И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В СЕРБИИ XIII-XV ВВ. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СЕРБСКОГО ФЕОДАЛИЗМА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android