Libmonster ID: KZ-1198

Демографическая политика на Дальнем Востоке на протяжении всех этапов заселения и освоения региона являлась главным направлением деятельности государства. Она имела не только экономическое, но и геополитическое значение, была связана с защитой государственных интересов и обеспечением безопасности границ на восточном направлении.

В результате радикальных преобразований 1990-х гг. прошлого столетия в нашей стране существенно ухудшились условия жизни большей части населения России, что обусловило изменение демографической обстановки. За период 1991 - 2006 гг. Дальний Восток потерял почти полтора миллиона человек населения. Дисбаланс между экономическим развитием и заселенностью территории Дальнего Востока постоянно нарастает. Уже сегодня демографический потенциал явно недостаточен для освоения расположенных здесь природных богатств, для создания развитой экономической и поселенческой структуры и обеспечения национальной безопасности. Между тем будущее России связано с включением ее в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) через Дальневосточный федеральный округ (ДФО).

Современная демографическая ситуация продолжает создавать реальную угрозу коренным интересам России на востоке страны. Предпринимаемые руководством страны меры по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленные на стабилизацию численности


Кравчук Сергей Александрович - кандидат исторических наук, зав. кафедрой Хабаровского пограничного института ФСБ РФ.

Мотрич Екатерина Леонидовна - доктор экономических наук, зав. отд. социального развития и факторных рынков Института экономических исследований ДВО РАН.

стр. 80

населения страны, далеко, не первые шаги в истории российского и советского государства. Принятая в июле 2006 г. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом - это первый программный документ, направленный на кардинальное изменение демографической обстановки в регионах России на постсоветском пространстве.

В этой ситуации особую актуальность приобретает обращение к историческому опыту советского государства 1950 - 1970-х гг. XX в. по осуществлению переселенческого движения населения страны из густонаселенных районов в регионы с дефицитом рабочей силы. К таким демографически проблемным регионам всегда относился и Дальний Восток.

Именно в этот послевоенный период от укрепления экономического потенциала дальневосточного региона зависела безопасность государства в пограничном пространстве в Приамурье и на Тихом океане. Для создания на Дальнем Востоке СССР надежной защиты геополитических интересов страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе требовались мощная военная группировка и крепкий народнохозяйственный комплекс. Для обеспечения того и другого была необходима целенаправленная политика советского государства по массовому переселению в районы Хабаровского и Приморского краев перспективного и трудоспособного населения. Для Дальнего Востока привлечение трудовых ресурсов из других экономических районов страны и его закрепление стало важнейшим условием развития региона и безопасности страны.

В 1950 - 1970-е гг. советским правительством были поставлены народнохозяйственные задачи пятилеток по ускоренному развитию производительных сил в районах Сибири и Дальнего Востока. Выполнение социально-экономических задач зависело от наращивания демографического потенциала.

Наибольшая активность переселенческого движения в восточную часть страны была отмечена в середине 1950-х гг. XX в. Переселение в дальневосточные регионы продолжалось и происходило через организованный набор. Основой льготной политики государства в отношении переселенцев было ранее принятое Постановление ЦИК и СНК СССР от 17.11.1937 г. N 115/2043 "О льготах по сельскохозяйственному переселению"1. С каждым набираемым рабочим заключался индивидуальный трудовой договор от имени контор Министерства трудовых резервов СССР и соответствующего предприятия (треста) и стройки Дальнего Востока, для которого производился набор рабочих на срок не менее 2 лет. Заключившим договор выплачивалось единовременное безвозвратное пособие в размере 500 руб. на самого рабочего и 200 руб. на каждого переезжавшего с ним члена семьи2. Кроме того, при направлении к месту работы выплачивались суточные за время нахождения в пути.

Все переселенцы обеспечивались переселенческими билетами. Обладатели этих документов имели право на получение кредита для строительства жилья или ремонта старого в сумме 15 тыс. руб. при погашении 50% государством и 50% переселенцем-колхозником в течение 10 лет. Дополнительно выдавался кредит в сумме 3 тыс. руб. на приобретение коровы, с погашением его в течение 3 лет.

Выдавалась продовольственная ссуда в размере 1-го центнера зерна на главу семьи и 0,5 центнера на каждого члена семьи с погашением ее натурой в течение 2-х лет. Была разработана и внедрялась плановая система кредитования хозяйственного устройства переселенцев. В ней предусматривалось выделе-

стр. 81

ние кредитов на строительство, ремонт и покупку домов, а так же на приобретение скота3. Были предусмотрены и другие льготы.

Для более широкого привлечения граждан к переселению на Дальний Восток различные министерства и ведомства проводили свою льготную политику. Так, Совет Министров СССР 8 августа 1947 г. разрешил предприятиям лесного комплекса предоставлять переселенцам в собственность жилые дома. Центробанку и Сельхозбанку вменялось в обязанность выдавать ссуды на покупку жилых домов со сроком погашения от 10 до 12 лет. Кроме того, переселенцам отводились приусадебные земельные участки для постройки индивидуальных домов, под сады и огороды, лесные сенокосы. Рабочим и инженерно-техническому персоналу лесозаготовительных предприятий выдавалась ссуда на приобретение в индивидуальное пользование домашнего скота, на хозяйственное обзаведение со сроком погашения в течение 2 - 3-х лет4.

Аналогичную работу проводило Министерство рыбной промышленности СССР. Советом Министров СССР были установлены дополнительные льготы, привлекающие граждан для переселения на Дальний Восток в рыбодобывающий сектор экономики края5. Кроме установленных льгот, дополнительно выплачивалось единовременное пособие в размере 2 тыс. руб. на каждого работника и по 300 руб. на каждого переезжавшего с ним члена семьи при переселении на Курильские острова, Камчатку и Охотское побережье. А для выезжавших на Сахалин выплачивалось такое пособие в размере до двух месячных окладов на самого работника и по 25% суммы пособия на каждого выезжающего с ним члена семьи. За переселенцами сохранялась жилая площадь по месту основного жительства на весь период работы.

Вся работа с переселенческим контингентом была возложена на переселенческие отделы при Исполнительных комитетах краевых Советов депутатов трудящихся. Отделы выполняли обязанности контроля по приему, отправке к местам проживания и размещения семей переселенцев.

Надо отметить, что краевыми органами государственной власти принимались серьезные меры по обустройству переселенцев. В первую очередь райисполкомы, председатели колхозов, руководители лесхозов и других производств обязывались обеспечивать прибывающих граждан отдельным домом с хозяйственными постройками, предоставлять возможность приобретения домашнего скота.

Сразу же после войны население Дальнего Востока получило определенные преимущества по сравнению с другими районами страны. В 1945 г. для населения, проживающего в северных районах, были установлены льготы, объем которых для всего послевоенного времени был самым значительным. В южных районах с 1946 г. вводились надбавки к заработной плате, др.

Возобновившееся в конце 1940-х гг. заселение Дальнего Востока при предоставлении льгот для переселенцев привело к тому, что уже в 1953 г. население во всех районах Дальнего Востока превысило довоенный уровень. Наибольший рост при этом отмечен в первой половине 1950-х гг., когда общий прирост составил почти 1 млн. чел.6 Основными источниками увеличения численности населения были и естественный прирост, и миграция. За счет миграции обеспечивалось более 50% прироста численности населения в 1940 - 1959 гг.

Нередко переселенцев прибывало даже больше запланированного. Вся ответственность за обеспечение прибывавших сверх плана ложилась на плечи краевых, районных советских организаций, руководителей предприятий,

стр. 82

правлений совхозов и колхозов края. Они должны были изыскивать дополнительные источники денежных и материальных средств и трудовых ресурсов. При этом предписывалось строго учитывать экономические возможности предприятий края.

К сожалению, эти мероприятия осуществлялись не в полной мере, а на отдельных местах не выполнялись вообще.

Министерство государственного контроля СССР после проведенной проверки в 1956 г., констатировало, что переселенческий процесс в Приморском крае в основном носил стихийный характер, не соответствующий государственным интересам7. Планы хозяйственного устройства переселенцев оказались невыполненными, дополнительные возможности денежных и материальных средств и трудовых ресурсов не были изысканы. В результате многие переселенцы длительное время были не устроены, находились в тяжелых жилищных и материальных условиях, что вызывало многочисленные жалобы и большое количество выездов переселенцев из мест вселения.

Недостаточная забота со стороны областных и районных исполнительных комитетов, руководителей отдельных совхозов и колхозов о нуждах переселенцев в их хозяйственно-бытовом устройстве приводила иногда к серьезным негативным последствиям. Отрицательное отношение отдельных властных региональных структур к переселенческому процессу было типичным для всего Дальнего Востока.

Например, Хабаровский крайисполком в своих первых послевоенных решениях отмечал крайне неудовлетворительное отношение руководителей областных и районных исполкомов к хозяйственному устройству переселенцев. Такое положение дел привело к возвращению значительного количества переселенцев из колхозов вселения8. Ситуация с оттоком переселенцев не изменилась в 1950-е и 1960-е гг. Так, в Приморском крае за 5 лет (1957 - 1961 гг.) в совхозы Кировского района было вселено 629 семей, выбыло 379, или 61%. В совхозы и колхозы Октябрьского района вселилось 685 семей переселенцев, из них 1400 трудоспособных, а выбыло за этот период 342 семьи, почти 50%. В Михайловский район вселилось 740 семей, выбыло 470 семей (63,5%). Из Спасского района Приморья выбыло 324 хозяйства (60,7%), Пограничного - 203 семьи (47%)9. Не лучше дела обстояли и в Лесозаводском, Хорольском, Ханкайском, Славянском, Калининском и других районах Приморского края10. В Хабаровском крае с отрицательной стороны отмечались исполнительные комитеты района им. Лазо, Хабаровского, Вяземского, Бикинского районов11.

Несмотря на материальные преимущества для переселенцев, крайне напряженное положение с обеспечением рабочей силой в 1956 г. создавалось на предприятиях Министерства рыбной промышленности СССР (при плане завоза 1700 рабочих, было направлено 803), Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР (план 100 рабочих, направлено 29), Министерства транспортного строительства СССР (план 400 рабочих, направлено 66), Министерства городского и сельского строительства СССР (план 400, направлено 140 рабочих). Основными причинами плохого выполнения плана, как показывали проверки, являлись слабая работа отдела оргнабора рабочих Приморского крайисполкома и несвоевременная подготовленность ряда предприятий и строек к приему рабочих и их устройству в местах вселения12.

В результате бесконтрольности, прежде всего, руководителей районных партийных и советских организаций, а в ряде случаев и с молчаливого их согла-

стр. 83

сия и даже по прямым указаниям, некоторые директора совхозов и колхозов игнорировали и не выполняли постановлений правительств СССР и РСФСР, краевых руководящих организаций, незаконно использовали на хозяйственные цели переселенческие кредиты, стройматериалы и переселенческие дома, чем наносили огромный ущерб совхозам, колхозам и государству в целом13.

В отдельных случаях ряду должностных лиц исполкомов, председателей колхозов и руководителей леспромхозов предъявлялись обвинения в злоупотреблении служебным положением, разворовывании государственных средств, предназначенных на переселенческие мероприятия и даже саботаж. Так, после проведенной проверки финансового состояния переселенческого отдела Приморского крайисполкома были вскрыты факты должностных преступлений. Среди них: расходование государственных средств на личные нужды сотрудников отдела, "растранжиривание строительных материалов", приобретение автомобилей у частных лиц с оплатой наличными деньгами и другие14.

Серьезной проблемой хозяйственного устройства переселенцев в подавляющем большинстве районов Хабаровского и Приморского краев было систематическое невыполнение заданий по строительству жилых домов для них. Например, в 1955 г. при плане строительства 3500 жилых домов колхозами Приморья было построено 2098, или 59,9%. Постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1956 г. N 381 "О мерах по хозяйственному устройству переселенцев и устранению серьезных недостатков в этом деле" обязывало Приморский крайисполком и краевое управление по строительству в колхозах не только обеспечить выполнение установленного на 1956 г. плана строительства домов для переселенцев, но и осуществить дополнительное строительство 600 - 900 домов для приема весной 1957 г. в подготовленные дома не менее 20 - 30% переселенцев по плану 1957 г. Это задание было полностью сорвано15. По планам, установленным Приморским крайисполкомом, в первом полугодии 1959 г. колхозы края должны были подготовить для переселенцев 1350 жилых домов, а подготовлено только 974 дома или 72,1%; совхозы подготовили 131 дом из 200 по плану или 65,5%. В Хабаровском крае из подлежащих строительству в первом полугодии в колхозах 350 домов было подготовлено только 176 или 50,2%; в совхозах - из 300 домов только 49 или 16,3% 16.

Несмотря на большое количество недостатков по приему и обустройству переселенцев, процесс переселения давал и положительные результаты. Так, с 1957 г. по 1962 г. в Приморский край переселилась 12 651 семья общей численностью 52 025 человек, из них трудоспособных 27 490 чел.17

На примере Приморского края можно проследить динамику переселенческого процесса в сельскохозяйственный сектор экономики во второй половине 1950-х гг. прошлого столетия (табл. 1).

В результате проводимых мероприятий по переселению на Дальний Восток, положительному естественному приросту численность населения Дальнего Востока по данным Всесоюзной переписи населения 1959 г. составила 4,8 млн. чел.18

Пополнение значительным количеством переселенцев положительно отражалось на экономическом росте края. Создание из числа прибывших на Дальний Восток постоянных строительных бригад позволило расширять производственную базу, строительство объектов в жилом и социальном секторах. Например, колхоз им. Чапаева Хабаровского края за 1954 - 1957 гг. принял 76 семей. Это позволило за три года увеличить посевные площади на 221 га, создать посто-

стр. 84

янные полевые бригады в полеводстве и животноводстве. В 1957 г. колхоз впервые своими силами провел уборку урожая. Его доходы увеличились по сравнению с 1953 г. на 413 тыс. рублей, поголовье скота возросло на 164 головы. Похожими показателями отмечались и колхоз им. Ленина района им. Лазо, колхоз "Правда" Биробиджанского района19.

Таблица 1.

Вселение и выбытие переселенцев в Приморском крае

Год

Всего по Приморскому краю

В т.ч. в совхозах

В колхозах

Прибыло семей

Выбыло семей, число

% выбытия

Прибыло семей

Выбыло семей, число

% выбытия

Прибыло семей

Выбыло семей, число

% выбытия

1957

2505

719

28,8

266

48

18,0

2239

671

30,0

1958

2533

617

24,4

302

95

31,6

2231

522

23,4

1959

2119

412

19,4

239

59

24,6

1880

353

19,0

1960

1987

528

26,4

984

266

27,1

1003

262

26,2

1961

2216

501

22,5

1611

380

23,6

605

121

21,0

1962

1292

15

-

962

7

-

330

8

-

Переселение положительно сказалось и на укреплении трудовой дисциплины. Большинство переселенцев активно включились в трудовую жизнь колхозов, показывали примеры организованности и честного отношения к труду. Многие переселенцы являлись передовиками животноводства и полеводства. За хорошую трудовую деятельность нередко переселенцы выдвигались на руководящие работы - председателями колхозов, сельских советов, бухгалтерами и счетоводами, бригадирами полеводческих бригад, заведующими МТФ и т.д. Только по одному Хабаровскому району из числа переселенцев были избраны депутатами районного Совета депутатов трудящихся 5 чел. Переселенцы Данушкин, Максименко, Ивлев стали председателями колхозов20.

В конце 1950-х гг. и начале 1960-х гг. формировались предпосылки для нового роста производительных сил и увеличения демографической насыщенности территории. Но эти предпосылки не были реализованы. Дальний Восток России вошел в экономическую стагнацию. Такая социально-экономическая ситуация в регионе повлияла на характер демографического развития региона и миграционный вектор движения населения. В отличие от предыдущих периодов, формирование экономического и демографического потенциалов на Дальнем Востоке в межпереписной период 1959 - 1970 гг. (четвертый этап хозяйственного освоения и заселения региона) осуществлялось преимущественно путем естественного воспроизводства населения (82,5% от общего увеличения численности населения). При этом фактический прирост населения оказался меньше естественного более чем на 100 тыс. чел. Поэтому среднегодовой прирост за это время составил всего 1,9%21.

Но данный этап формирования экономического и демографического потенциалов не был однородным. В 1961 - 1965 гг. увеличились темпы социально-экономического развития Дальнего Востока, что в условиях дефицита трудовых ресурсов стимулировало приток населения. Удельный вес миграции в общем

стр. 85

приросте численности населения составил 30,3%. По данным А. Н. Гладышева, за 1959 - 1965 гг. в Сибирь и на Дальний Восток России прибыло около 300 тыс. сельскохозяйственных переселенцев, рабочих по организованному набору и направлению22. В 1960-гг. строительство новых домов для переселенцев велось за счет кредитов Госбанка. К концу 1960 - 1970 гг. произошло увеличение жилья, сдаваемого в эксплуатацию в сельской местности. В 1960-е гг. были восстановлены отмененные в 1956 и 1960 гг. северные льготы. Все это стимулировало приток мигрантов. Среднегодовой темп прироста жителей на Дальнем Востоке страны за 1961 - 1965 гг. достиг 2,2%, превысив в два раза аналогичный показатель по России23.

В конце 1960-х гг. участие миграции в изменении численности населения оставалось положительным благодаря продолжающемуся росту экономического развития региона. В 1967 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, ориентированное на ускоренное развитие производительных сил Дальневосточного экономического района и дальнейшее заселение региона24. В эти годы снизился масштаб оргнабора, хотя он оставался основным источником пополнения рабочей силы с учетом профессиональной потребности в регионе. Для участников оргнабора выдавались подъемные в размерах, установленных в 1949 - 1955 гг. Для рабочих они составляли 30 - 60 руб. При этом существовала отраслевая дифференциация размеров заработной платы. Для специалистов Министерства лесной и деревообрабатывающей отрасли подъемные составляли 200 руб., а рабочим, прибывшим на предприятия Министерства транспорта - 30 руб. В этот период действовала другая форма миграции (модифицированная форма оргнабора) - общественный призыв, который в 1968 - 1969 гг. в общей численности мигрантов составил 17,7%25.

Численность населения по данным Всесоюзной переписи населения 1970 г. на Дальнем Востоке составила 5,8 млн. чел.26

Дальневосточный экономический район в 1971 - 1975 гг. стал цельным территориально-производственным комплексом, успешное развитие которого во многом определялось сбалансированностью экономического и демографического развития. Благодаря реализации мероприятий по ускоренному развитию производительных сил, он отличался устойчивым абсолютным и относительным ростом числа жителей и существенным превышением темпов прироста над аналогичным показателем по РСФСР и ее экономическим районам. За 1966 - 1980 г. в регион прибыло 4,3 млн. чел., из них 3,1 млн. направились в города и рабочие поселки. Ежегодно на Дальний Восток приезжало 289,8 тыс. чел., в том числе в городскую местность - 209,4 тыс., в сельскую - 80,4 тыс. В общем приросте населения за этот период на долю миграции пришлось 32,6%. Причем, наиболее активное участие в воспроизводстве населения Дальнего Востока она играла в период девятой пятилетки (1971 - 1975 гг.). Темпы прироста населения в этот период были в 2,5 - 3 раза выше среднереспубликанских и значительно лучше аналогичного показателя на других территориях интенсивного хозяйственного освоения27.

Вместе с тем Дальний Восток не располагал достаточно благоприятными возможностями для закрепления прибывающего населения. Отсюда большой "холостой" оборот мигрантов, низкая их закрепляемость. Так, в целом по ДВЭР в 1971 - 1975 гг. выбыло 85,8% из числа прибывших в регион.

Надо отметить, что в этот период советским правительством был взят курс не только на развитие народнохозяйственного комплекса, но и на усиление

стр. 86

военной мощи и создание системы надежной охраны государственной границы всего Дальневосточного региона страны.

В связи с этим происходила существенная реорганизация всех воинских группировок, дислоцировавшихся в регионе. Существенно укреплялись Дальневосточный военный округ и Тихоокеанский флот. С 1950 г. на Камчатке свою базу базирования получили подводные лодки тихоокеанского флота28. На Чукотке стала размещаться общевойсковая армия. На Дальнем Востоке начала выстраиваться и своя система охраны государственных границ.

С января 1946 г. все государственные границы СССР в дальневосточном регионе были взяты под охрану пограничными войсками. Они стали нести службу по охране дальневосточных морских участков границы общей протяженностью 16468 км.

В связи с началом "холодной войны" и возрастающей активностью США на Тихом океане штатная численность личного состава большинства пограничных застав была увеличена. В целом в 1950-х гг. пограничная группировка, охранявшая морские пространства, в сравнении с 1945 г. увеличилась более чем в 7 раз.

Увеличение численности военных группировок в Дальневосточном регионе повлекло за собой увеличение численности населения приграничных районов. Вместе с офицерским составом на Дальний Восток выезжали семьи. Жены офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы укрепляли кадровый потенциал сельских школ, лечебных заведений, предприятий сферы бытового обслуживания, правлений колхозов и совхозов приграничья.

Кроме того, расширение военной и пограничной инфраструктуры в регионе требовало всестороннего обеспечения. Рядом с военными городками строилась сеть школ, больниц, предприятий быта, отдыха и т.д. Постепенно в 1950 - 1960 гг. сельские районы приграничных территорий благодаря дислоцированию воинских частей превращались в культурные центры, в поселки городского типа. Значительно росло число городских жителей. Например, в Чукотском автономном округе городское население увеличилось в 1959 г. в 8 раз по сравнению с 1939 г., в 1970 г. в 21 раз; на Камчатке - в 3,7 и 6,2 раза соответственно29.

Особую роль в поддержании стабильности на государственных границах и пограничных территориях сыграло переселенческое движение. Формирование в пограничных зонах постоянного населения способствовало созданию дополнительной силы, оказывавшей существенную помощь пограничным войскам в охране дальневосточных рубежей.

В целях привлечения к охране границы актива местного населения к 1952 г. во всех приграничных районах Дальнего Востока были созданы бригады содействия пограничным войскам из местного населения. Например, к 1952 г. на Сахалине и Курильских островах в 577 бригадах участвовало 6461 граждан. Несколько меньше их было в других районах. Общая численность добровольных помощников пограничникам в охране рубежей на Тихом океане составила 11850 человек в 949 бригадах содействия30.

Формирование постоянного населения приграничных районов позволяло пограничным органам проводить активную и целенаправленную работу, вовлекая местных жителей в охрану государственной границы. Эффективность работы добровольных помощников пограничников можно проследить по результатам оперативно-служебной деятельности пограничных войск Дальневосточного округа. Например, наличие значительного количества добровольных помощников на Го-

стр. 87

сударственной границе СССР с КНР позволило дальневосточным пограничникам с их помощью в 1954 г. задерживать каждого десятого, в 1955 г. каждого шестого нарушителя границы31.

Надо отметить, что организованное переселение и закрепление в дальневосточных районах увольняемых в запас военнослужащих благоприятно сказывалось не только на их активном участии в становлении экономики региона. Пополнение ДНД бывшими воинами значительно повышало их организованность и дисциплину, боеспособность и активность в охране границ32.

Таким образом, в условиях сложной военно-политической и социально-экономической обстановки в СССР в послевоенные годы одним из основных направлений обеспечения безопасности государства советское руководство считало создание надежной защиты и охраны суверенитета, территориальной целостности государства. В формировании системы противодействия проявлявшимся после Второй мировой войны угрозам национальным интересам в Дальневосточном регионе приоритетным становилось увеличение численности населения в столь стратегически важном районе, укрепление военной мощи и пограничной безопасности.

Политика заселения Дальневосточного региона в послевоенные годы строилась на принципах привлечения и закрепления населения путем создания определенных льгот для прибывающего населения. Переселенцы принесли с собой большой опыт колхозного земледелия и животноводства, высокопроизводительного труда, культуру многонационального советского народа и разнообразный быт. Такая политика в значительной степени была эффективной, поскольку, с одной стороны, обеспечивала реализацию стратегических задач развития региона, с другой стороны, позволяла в полной мере обеспечить функционирование военной и пограничной группировок СССР на Дальнем Востоке.


1. О льготах по сельскохозяйственному переселению: Постановление ЦИК и СНК СССР от 17.11.1937 г. N 115/2043 // Собрание актов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР. М., 1937. С. 352.

2. О порядке проведения организованного набора рабочих. Постановление Совета Министров СССР от 21.05.47. г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1941 - 1952 гг. М.: Политиздат, 1968. Т. 3. С. 428.

3. Там же.

4. Там же. С. 441, 443.

5. О развитии рыбной промышленности Дальнего Востока: Постановление Совета Министров СССР от 04.10.48. г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, 1941 - 1952 гг. М.: 1968. Т. 3. С. 526.

6. Рыбаковский Л. Л. Население Дальнего Востока за 150 лет. М.: Наука, 1990. С. 106.

7. Государственный архив Приморского края (далее - ГАПК). Ф. 26. Оп. 33. Д. 305. Л. 1 - 17.

8. Государственный архив Хабаровского края (далее - ГАХК). Ф. 533. Оп. 1. Д. 55. Л. 28.

9. ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 309. Л. 5, 6.

10. ГАПК. Ф. 26. Оп. 24. Д. 32. Л. 185 - 193; Д. 20 Л. 107; Д. 37. Л. 122; Оп. 21. Д. 74. Л. 128).

11. ГАХК. Ф. 553. Оп. 1. Д. 55. Л. 53, 77, 101, 122, 137).

12. ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 309. Л. 12.

13. Там же. Оп. 33. Д. 309. Л. 6.

14. Там же. Оп. 21. Д. 74. Л. 209.

15. Там же. Оп. 33. Д. 305. Л. 4.

16. Там же. Оп. 33. Д. 431. Л. 9.

17. Там же. Оп. 33, Д. 431. Л. 17.

стр. 88


18. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. М.: Госкомстат России, 1994. С. 15.

19. ГАХК. Ф. 553. Оп. 1. Д. 66. Л. 56, 57.

20. Там же. Ф. 533. Оп. 1. Д. 66. Л. 60.

21. Мотрич Е. Л. Население Дальнего Востока России. Владивосток; Хабаровск: ДВО РАН, 2006. С. 12.

22. Гладышев А. Н. Общественные фонды потребления и миграция населения // Плановое хозяйство, 1966. N 10. С. 17.

23. Мотрич Е. Л. Указ. соч. С. 12.

24. О мерах по дальнейшему развитию производительных сил Дальневосточного экономического района и Читинской области. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1967 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1966 - 1968. Т. 6. С. 473 - 486.

25. Мотрич Е. Л., Кравчук С. А. Государственная политика хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока в конце XIX в. и до середины 1980-х гг. XX века // Вестник ДВО РАН. 2006. N. 6. С. 124.

26. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. М.: Госкомстат России, 1994. С. 15.

27. Архив отдела демографии и использования трудовых ресурсов ИЭИ ДВО РАН. Д. 15. Т. 6. Л. 1, 2.

28. Гурочкин Е. В. Морская пограничная охрана ФСБ России. ВМФ России: история и перспективы сотрудничества. Северо-Восточное региональное пограничное управление ФСБ РФ: прошлое и настоящее: (по материалам научно-практических конференций). Петропавловск-Камчатский: СВРПУ ФСБ России, 2004. С. 291.

29. Итоги всесоюзной переписи населения 1959 года. Сводный том. М.: Госстатиздат, 1962; Итоги всесоюзной переписи населения 1970 года. Том 4. Национальный состав населения СССР, союзных и автономных республик, краев областей и национальных округов. М.: Статистика, 1973.

30. Из истории советских пограничных войск: Документы и материалы, 1946 - 1955. М.: Военное изд-во МО СССР, 1980.

31. Центральный пограничный архив ФСБ (ЦПА ФСБ). Ф. 231. Оп. 1. Д. 170. Л. 102, 154, 176.

32. Там же. Ф. 220. Оп. 1. Д. 299. Л. 5.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Демографический-потенциал-как-фактор-социально-экономического-развития-и-пограничной-безопасности-СССР-на-Дальнем-Востоке-в-1950-1970-годы

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. Кравчук, Е. Мотрич, Демографический потенциал как фактор социально-экономического развития и пограничной безопасности СССР на Дальнем Востоке в 1950 - 1970 годы // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 19.01.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Демографический-потенциал-как-фактор-социально-экономического-развития-и-пограничной-безопасности-СССР-на-Дальнем-Востоке-в-1950-1970-годы (date of access: 22.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. Кравчук, Е. Мотрич:

С. Кравчук, Е. Мотрич → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1513 views rating
19.01.2021 (1403 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
26 minutes ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
39 minutes ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
4 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
4 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
4 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
6 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
6 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
7 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
7 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
7 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Демографический потенциал как фактор социально-экономического развития и пограничной безопасности СССР на Дальнем Востоке в 1950 - 1970 годы
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android