Libmonster ID: KZ-1340
Author(s) of the publication: О. А. ВАСИЛЬЧЕНКО

Во второй половине XIX в. интерес к восточным землям был обусловлен внутренними проблемами России. В результате реформы 1861 г. обезземеливание крестьян достигло катастрофических размеров, социальное напряжение в стране нарастало и угрожало ее стабильности. Не имея внешних колоний, Россия могла заселить собственные территории, в том числе и восточную окраину.

В отличие от других районов Дальний Восток имел специфические особенности.

Во-первых, его колонизация началась в середине XIX века. Россия уже накопила опыт колонизационной политики на севере и юго-востоке, в Приуралье, Сибири, Новороссии, Бессарабии и на Кавказе.

Во-вторых, в середине XIX в. на западе России границы были оформлены и укреплены, на востоке лишь предстояло это осуществить в условиях борьбы с соседними азиатскими государствами, грозившими опередить Россию в заселении своих восточных территорий. Поэтому внешнеполитический фактор в дальневосточной колонизации превалировал над другими на протяжении всей ее истории.

В-третьих, в аграрной России колонизация по преимуществу являлась крестьянской. Однако в отличие от других районов на Дальнем Востоке земледелие не стало основным занятием переселенцев. Оно не обеспечило полностью потребности региона в хлебе и других продуктах, сравнительно большой объем продовольствия ввозился в край.

В-четвертых, Дальний Восток был по существу необжитой территорией. Его сельскохозяйственное освоение не вызывало противодействия со стороны немногочисленных аборигенов, основными занятиями которых были охота и рыбная ловля.

В-пятых, царское правительство, опасаясь оставить помещичьи хозяйства без рабочих рук, препятствовало массовому переселению крестьян в обживаемые районы страны. Исключением стал Дальний Восток, заселение которого поощрялось властями ввиду той роли, которую играл этот регион во внешней политике России. Скорейшее заселение пустующих земель на востоке стало стратегической целью правительства.


Васильченко Олег Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент Государственного технического университета, г. Комсомольск-на-Амуре.

стр. 129


В-шестых, государство несло значительные затраты на переселение, оказание помощи переселенцам в организации сельскохозяйственного производства, проведение казенных работ. Вмешиваясь в процесс колонизации, государство управляло им.

В переселенческом процессе применялись различные методы: экономические - переселения за счет государства (казеннокоштные) и за счет переселенцев (своекоштные); социального регулирования - переселения семейные, индивидуальные и обществом (не менее 15 семей); политические - организация ускоренного процесса переселений в соответствии с политическими целями, превалирование в переселениях представителей восточнославянских этносов.

Органы государственного управления отдавали предпочтение своекоштным переселениям. Однако для большинства крестьян затраты на длительный и трудный путь на восток оказались непосильными. Поэтому основная часть переселенцев была перевезена за казенный счет.

По сравнению с индивидуальными переселениями семейные оказались значительно эффективнее по ряду причин: семья была более способной к экономической и социально-демографической адаптации на новом месте; она обладала меньшей миграционной подвижностью и, вследствие этого, стала надежным объектом переселения. Среди семейных возвратов на родину было меньше, чем у мигрантов-одиночек. Семейные переселения способствовали возникновению предпосылок для естественного роста населения на новых территориях; предоставление финансовой помощи и льгот семье гарантировало в будущем возврат ссуд и кредитов, так как члены семьи несли коллективную ответственность за полученные от властей материальные ценности.

Наряду с семейными переселениями администрация поощряла переселения обществом и препятствовала индивидуальным передвижениям на восток.

Ориентировка на однородное этническое представительство в лице восточнославянских этносов была вынужденной мерой, поскольку только такими методами можно было сохранить Дальний Восток за Россией в противоборстве с соседними азиатскими странами.

После заключения Айгуньского (1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров Российская империя и Китай разграничили свои владения, что способствовало завершению административно-территориального деления восточной окраины России в XIX веке.

Первыми осваивали Дальний Восток казаки. Они стали земледельцами, ремесленниками и первыми пограничниками на восточных российских рубежах. Первое казачье переселение осуществилось в 1855 - 1862 гг. принудительным способом. Оно преследовало две цели: основную - заселение и хозяйственное освоение новых территорий по Амуру и Уссури, обеспечение их обороны и дополнительную - увеличение численности казачьего населения. Для реализации этих целей на Дальнем Востоке создавалось новое Амурское казачье войско, формирование которого было закреплено именным указом, подписанным императором 29 декабря 1858 года. В дополнение к указу 1 июня 1860 г. было принято "Положение об Амурском казачьем войске" 1 . В соответствии с этими документами заселение новых территорий реализовалось за счет переселения на Амур и Уссури семей забайкальских казаков, численность которых была увеличена за счет вливания в Забайкальское войско 2,5 тыс. штрафных солдат из европейской части страны, а также крестьян и бурят 2 .

Переселение семей казаков требовало значительных финансовых затрат со стороны государства, которое в мае 1870 г. выделило из казны для переселенцев в Южно-Уссурийский край 60 тыс. рублей 3 . Однако начатый казаками процесс заселения новых территорий протекал медленными темпами. Для его стимулирования в 1874 г. был принят закон "О водворении на Китайской границе новых казачьих поселений" 4 .

Второе казачье переселение осуществилось в 1879 г., когда половина казачьего населения, проживающего на Уссури, переселилась в Южно-Уссу-

стр. 130


рийский край и разместилась на границе с Китаем. Здесь сформировалось Уссурийское казачье войско.

Переселению семей на новые места жительства в значительной мере способствовало строительство Сибирской железной дороги. В целях заселения территорий вдоль железнодорожного полотна и охраны дороги со стороны Китая царская администрация решила вновь привлечь казачество. С этой целью 3 июня 1894 г. было принято решение государственного совета "О заселении казаками пограничной полосы Приамурского края" 5 . Оно стало претворяться в жизнь с 1895 г., когда началось третье казачье переселение, которое отличалось от прежних составом переселяющихся. На этот раз переселенцами в Приморье были казачьи семьи из Донского, Кубанского, Терского, Оренбургского, Уральского войск.

Формирование дальневосточного казачества отличалось от подобного процесса на Украине, Дону и в других местах европейской России. Здесь не сложилось вольных общин, основным ядром казачества явилась служилая, а не вольная часть казаков. Документы свидетельствуют о том, что в 1908 г. на Дальнем Востоке проживали 7 тыс. казачьих семей 6 .

Наиболее весомый вклад в дело заселения и освоения Дальнего Востока внесло российское крестьянство. Крестьянская колонизация происходила на протяжении нескольких этапов, что было вызвано поворотами в государственной политике по отношению к переселяющимся крестьянам. В результате на восточной окраине были сформированы две группы сельского населения: крестьяне-старожилы и крестьяне-новоселы.

В 1861 -1881 гг. семьи крестьян-середняков из губерний Европейской России и Сибири переселялись в Приамурский край с большой надеждой на улучшение своего положения. Переселение осуществлялось замедленными темпами, своекоштно, сухопутным путем. Численность первых переселенцев составила 11634 человека, основная часть которых осела в Амурской области (68,2%) 7 .

Передвижение на восточную окраину происходило на основании высочайше утвержденного 26 марта 1861 г. положения сибирского комитета "О правилах для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири" 8 , разрешившего льготное добровольное переселение всем желающим.

В этом законе говорилось о том, что:

1) дозволяется селиться в областях всем: как русским, так и иностранцам;

2) переселение должно осуществляться за счет изъявивших желание без всякого денежного пособия со стороны казны;

3) из внутренних губерний России и из Сибири допускаются к переселению те семьи, которые представят узаконенные свидетельства на право переселения по месту их приписки;

Крестьянам разрешалось переселяться в составе обществ или отдельными семьями.

Анализируя закон от 26 марта 1861 г., следует отметить, что правительство предполагало своекоштное переселение, которое оказалось под силу только крепким, зажиточным семьям. Царские власти рассчитывали сформировать на восточной окраине крепкое с экономической точки зрения население.

Реализация этого закона осуществлялась до конца XIX века. Все остальные "переселенческие" законы, принятые в этот период, в той или иной степени уточняли или дополняли его.

Министерство государственных имуществ предписывало организаторам переселений "наблюдать, чтобы семейства переселенцев были в состоянии перенести трудности пути, и не допускать к переселению одиноких, неженатых, а равно семейств, обремененных значительным числом малолетних или пожилых, и держаться правила, чтобы в каждом семействе было не менее двух работников" 9 .

стр. 131


С целью отсечения от переселенческого потока малоимущих 18 января 1866 г. правительство приняло решение о закрытии постоянного правительственного кредита на переселение. 15 декабря 1866 г. высочайшим повелением "О неназначении впредь особых кредитов на переселение государственных крестьян из Государственного казначейства" 10 было прекращено кредитование государственных крестьян. С этого момента переселенцам приходилось добираться и обосновываться на Дальнем Востоке только за свой счет. Органы власти строго пресекали самовольные переселения, налагая уголовное наказание на виновных в виде ареста до 3-х месяцев.

Дальнейшее осуществление переселенческого дела в дальневосточном регионе происходило на основе решения государственного совета "О некоторых изменениях в правилах и льготах переселенцам в Приамурском крае" 11 , принятом 26 января 1882 года. Этот закон продлял действие правил от 26 марта 1861 г. еще на 10 лет, начиная с 27 апреля 1881 года.

В начале 80-х годов XIX в. усилилась угроза со стороны соседних азиатских стран, которые могли более быстро организовать заселение южной части Приморья. Это обстоятельство вынудило царское правительство повысить темпы передвижений людей на Дальний Восток. С этой целью был принят закон от 1 июня 1882 г. "О казеннокоштном переселении в Южно-Уссурийский край" 12 , которым предусматривалась ежегодная перевозка морским путем 250 семей из Европейской России в течение 3-х лет.

Возможность морского передвижения на восток появилась в связи с открытием Суэцкого канала. Согласно "Правилам для руководства при переезде на пароходах Добровольного флота" 13 в пути следования проводились мероприятия: санитарные (мытье в бане, стирка белья, медицинский осмотр переселенцев, поддержание санитарного состояния на пароходе); продовольственные (питание в пути); организационные (формирование отделений из переселенцев для проведения общественных работ на пароходе, распорядок дня, запреты на спиртные напитки и курение).

В дальнейшем правительство еще не раз стимулировало морские перевозки семей переселенцев, изменяя и дополняя существовавшее законодательство.

На этапе 1882 - 1891 гг. крестьянская колонизация продолжала реализовываться за счет перевозок семей морским и сухопутным путем за казенный и собственный счет переселенцев. Местом выхода крестьян оставались европейские губернии России, а основным районом водворения стало Приморье.

Царские власти стремились регулировать своекоштные переселения крестьян. С этой целью 13 июля 1889 г. был принят закон "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время" 14 .

Этот закон усиливал регламентацию передвижений на восток. В соответствии с ним предписывалось самовольно переселившихся крестьян возвращать обратно. Сохранялся порядок прохождения ходатайств о переселении, которые первоначально рассматривались уездными и губернскими властями, а затем направлялись в Министерства внутренних дел и государственных имуществ для принятия окончательного решения. По данным документов в 1882- 1891 гг. на Дальний Восток прибыли 2100 семей (11 608 человек) 15 .

Этап 1892 - 1900 гг. отличался от первых ускоренными темпами крестьянской колонизации, которая возросла благодаря строительству Уссурийской ветки Сибирской железной дороги и увеличению количества морских перевозок. Для дальнейшего правового обеспечения переселений в Приамурский край 18 июня 1892 г. было принято высочайше утвержденное мнение государственного совета "О продлении действия правил, касающихся переселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях, об изменениях и дополнениях этих правил" 16 .

Законом были продлены действия правил от 26 марта 1861 года (с изменениями от 26 января 1882 г.) сроком на 10 лет, считая с 27 апреля 1891 года.

стр. 132


Согласно закону свидетельства на право переселения в Амурскую и Приморскую области выдавались тем семьям, которые выполняли все требования относительно выхода из состава прежних обществ и могли, распродав свое имущество на родине, собрать средства для переселения. Путевые ссуды выдавались "... семействам переселенцев, следующих с надлежащего разрешения, в размере не свыше 50 руб." 17 . Кроме того, крестьяне получали ссуды на приобретение перевозочных средств в размере до 100 руб. на семейство.

В 1896 г. властные органы легализовали ходачество, которое было признано средством "могущим успешнее всего содействовать уяснению для сельских обывателей действительных условий жизни и сообщить всему переселенческому движению характер обдуманности и устойчивости" 18 . Ходокам предоставлялись льготы по проезду и получению ссуды наравне с переселенцами.

Определенным поворотом в государственной политике заселения и освоения дальневосточной окраины в начале XX в. явилось принятие положения комитета сибирской железной дороги "Об образовании переселенческих участков в Амурской и Приморской областях" 19 . Этот документ характеризует изменение отношения правительства России к переселенческому процессу. Если раньше государство было заинтересовано в появлении на восточной окраине достаточно крепкого с экономической точки зрения населения, то с принятием этого положения были созданы экономические предпосылки для появления большого количества малоимущих семей в среде новоселов. Приоритетом правительства становилось переселение максимального числа семей из центральных районов страны, испытывающих социальную напряженность из-за нехватки земельных угодий. Среди переселившихся около 80% составили русские, украинские и белорусские крестьянские семьи из 20 губерний и областей России. Основным местом заселения по-прежнему оставалось Приморье, куда с 1895 по 1901 г. прибыли 3360 крестьянских семей. В Амурской области осели 1253 семьи 20 . В результате на первых трех этапах переселений в регионе сформировалось наиболее зажиточное старожильческое крестьянское население.

В 1901 - 1905 гг. миграционные потоки на Дальний Восток были обусловлены развитием капиталистических отношений в российской деревне, дальнейшим разорением крестьянских хозяйств. Характерной особенностью этого периода стало изменение социального состава крестьянских переселенцев: вместо середняцких и зажиточных семей в переселениях преобладали бедняцкие семьи из украинских и центральных губерний России. Их экономическое положение было значительно худшим по сравнению со старожилами, поскольку селились они на необжитых местах, им достались наделы с меньшей долей удобной земли, они попадали в кабальную зависимость от старожилов.

Закрепили право на свободное передвижение малоимущих семей "Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан- земледельцев на казенные земли" от 6 июня 1904 года. В этом законодательном акте говорилось: "Никому не возбраняется на свой страх и риск поселяться в свободно избираемые местности, но правительственная помощь будет оказываться не всем вообще переселенцам, а только тем из них, переселение которых представляется желательным либо в интересах землеустроительного дела во внутренних губерниях, либо в государственных видах тех или иных политически важных окраин". В 1901 - 1905 гг. в Амурскую область переселились 1852 крестьянские семьи 21 .

В 1906 - 1913 гг. на Дальнем Востоке наблюдалось резкое увеличение количества переселенцев. Например, с 1906 по 1912 г. только в Амурскую область прибыли 11774 семьи 22 . Данное обстоятельство было обусловлено снятием бюрократических ограничений и препятствий в деле заселения Дальнего Востока.

Быстрому увеличению переселенческого потока способствовало принятие 10 марта 1906 г. положения Совета Министров "О порядке применения в

стр. 133


1906 году закона 6 июня 1904 года о переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев на казенные земли". Согласно новым правилам переселенцы и ходоки получали свидетельства (ходаческие, проходные) на льготный проезд без ограничений. Условия осуществления группового ходачества были изложены в циркуляре Главного управления землеустройством и земледелием от 4 августа 1907 г. N 24 "Об организации групповых переселений" 23 .

Губернаторам рекомендовалось формировать партии ходоков в 25 - 30 человек, причем один ходок должен был представлять интересы не более 10 семей, собравшихся переселяться на Дальний Восток. Содержание этого циркуляра свидетельствовало о стремлении властей к улучшению организационных начал ходаческого движения. Властные структуры строго контролировали водворение семей переселенцев в местах вселения, указанных в проходных документах. Усилению контроля способствовал циркуляр Министерства внутренних дел N 49 от 14 августа 1907 года 24 .

Причиной появления этого документа послужили многочисленные примеры остановки в Западной Сибири семей переселенцев, следовавших на Дальний Восток для жительства. С целью исключения подобных фактов в циркуляре предлагалось принять меры экономического характера. Например, "переселенцам, остановившимся ранее достижения пунктов назначения, указанных в проходных свидетельствах, не возвращалась та часть стоимости билета, которая приходится на непроследованное ими расстояние". Министерство внутренних дел в своем документе подчеркивало, что "проходные свидетельства дают переселенцам право на водворение только в тех губерниях и волостях, которые в этих свидетельствах указаны" 25 . Самовольное вселение в другой переселенческий район лишало семьи переселенцев их статуса и положенных в этом случае льгот.

Наблюдалось небрежное оформление свидетельств, выдаваемых ходокам и переселенцам. В результате этого у последних возникали препятствия на пути передвижения на Дальний Восток. Для искоренения подобных недостатков в организации перевозок были изданы циркуляры Министерства внутренних дел от 18 апреля 1907 г. N 22 "О замечаемых неправильностях в выдаче ходаческих и проходных свидетельств переселенцам" и от 13 февраля 1908 г. N 14 "О строгом соблюдении земскими начальниками возложенных на них обязанностей по выдаче переселенческих документов" 26 .

Для наделения крестьян землей властные структуры вернули им 10 млн. десятин земли, отведенных бывшим Приамурским генерал-губернатором Духовским Амурскому и Уссурийскому казачьим войскам. Решение содержалось в особом журнале Совета Министров "О мерах к устройству в Приморской области переселенцев 1907 г." 27 , утвержденном 11 августа 1907 года.

Интенсивности переселенческого движения способствовали меры, принятые властными структурами по упорядочению деятельности ходоков. Так, циркуляры Главного управления землеустройством и земледелием от 14 марта 1908 г. N 13 "О ходаческом движении в 1908 году" и от 21 марта 1908 г. N 16 "Об отправке ходоков на Дальний Восток" доводили до сведения губернаторов порядок и очередность отправления ходоков в 1908 году.

Переселенческое движение сдерживалось по причине неподготовленности земельных переселенческих участков, а также из-за слабого учета использования земли, выбранной ходоками для доверителей.

В циркуляре Главного управления землеустройством и земледелием от 10 марта 1908 г. N 12 "О порядке зачисления освобождающихся, вследствие отказа, земельных долей за другими лицами" предписывалось губернаторам упорядочить наделение переселенцев земельными участками. С этой целью разъяснялось, что "переуступка зачисленных через ходоков земельных долей другим лицам не разрешается и освободившиеся из-за отказа земельные доли поступают в общий колонизационный фонд для свободного зачисления их за ходоками" 28 .

В организации переселенческого дела немаловажную роль играла информированность. Для оперативного решения вопросов размещения семей

стр. 134


переселенцев в Приамурском крае был издан циркуляр переселенческого управления от 12 марта 1908 г. N 928 "О периодическом сообщении сведений об имеющемся запасе свободных душевых долей" 29 , выполнение которого позволяло переселенческим органам получать необходимую информацию с мест.

Накануне первой мировой войны число переселенцев сократилось. С августа 1914 г. царское правительство прекратило выдачу крестьянам ходаческих свидетельств и ликвидировало льготные тарифы крестьянским семьям при переезде. В 1914 - 1917 гг. война фактически остановила переселенческий процесс на Дальний Восток.

Согласно данным исследователя П. Д. Лежнина, в период с 1859 по 1912 г. в дальневосточный регион прибыли 383 692 переселенца 30 .

Обобщить результаты крестьянской колонизации позволяют итоги сельскохозяйственной переписи 1916 года. По ее данным в Амурской области насчитывалось 36 798 семейных крестьянских хозяйств, в Приморской области - 60868, на Сахалине - 1541. На Камчатке перепись не производилась. Таким образом, по переписи на Дальнем Востоке в 1916 г. было 99 207 крестьянских семей, которые имели хозяйства 31 .

Если сопоставить данные о местах выхода переселенцев и их размещении, то можно заметить, что в Амурской области наибольший приток населения наблюдался из губерний: Тамбовской - 1280 семей, Черниговской - 1271, Полтавской - 5114, Могилевской - 1315, Забайкальской - 2442 32 .

Приморскую область пополнили в большей степени выходцы из Черниговской, Киевской, Полтавской, Харьковской, Волынской, Могилевской губерний.

Анализируя географию мест выхода семей переселенцев, можно отметить, что среди прибывших преобладали выходцы из малоземельных губерний, где наблюдалось аграрное перенаселение.

Характеризуя политику Российской империи по заселению и освоению дальневосточного региона, необходимо отметить, что промышленная колонизация Приамурского края не получила широкого развития, поскольку дореволюционная Россия не имела подобного опыта.

Усилия царского правительства по направлению на Дальний Восток семей рыбаков из Астраханской, Таврической, Олонецкой и других губерний не увенчались успехом. Большая часть переселившихся рыбаков стала заниматься земледелием, поскольку не сумела приспособиться к условиям дальневосточного рыбного промысла.

Многочисленные партии рабочих были переселены в 1911 - 1913 гг. на казенные работы. Однако подавляющее большинство из них оставило свои семьи на родине. По окончании работ временно переселившиеся рабочие тут же возвращались в места своего выхода.

Военная колонизация была самой ранней формой освоения дальневосточного региона. На Камчатке первые воинские поселения возникли еще в XVII веке. В середине 50-х годов XIX в. на Нижнем Амуре и Сахалине стали организовываться военные посты.

В целях быстрого заселения края царское правительство предприняло попытку задержать демобилизованных на Дальнем Востоке. С помощью системы льгот (досрочное освобождение от 25-летней службы, наделение землей, денежные пособия и ссуды, оказание помощи в перевозке семей на восток) администрация сумела оставить в крае лишь незначительную часть из числа отставных нижних чинов. Например, в 1906 г. в Приморской области бывшим военнослужащим было выделено 4399 душевых долей земли. Занято было лишь 292 из них 33 . Поэтому правомерно считать, что в заселении восточной окраины военная колонизация большого значения не имела.

Криминальная колонизация осуществилась за счет ссыльных. Центром криминальной колонизации стал остров Сахалин, объявленный в 1875 г. Всероссийской каторгой. На остров пересылались каторжане, которые после отбытия срока каторги становились ссыльнопоселенцами, а затем могли пе-

стр. 135


рейти в крестьянское звание. Ссыльные не сумели обеспечить жизнедеятельность сельскохозяйственной колонии на Сахалине. Следовательно, криминальная колонизация не играла столь значительной роли в освоении региона как, например, крестьянская и казачья.

Таким образом, анализ политики семейных переселений в дальневосточный регион позволяет сделать следующие выводы.

Дальневосточная колонизация имела коренные отличия от аналогичных процессов, происходивших в других регионах страны: она осуществлялась в самые поздние сроки и в самом отдаленном регионе (следовательно, была самой затратной); ее формы и методы были обусловлены факторами внутреннего развития России во второй половине XIX в. и внешнеполитических отношений с восточными соседями, причем последнее имело превалирующее значение; семейные переселения из российских губерний и Сибири в полной мере отвечали стратегической цели царского правительства по скорейшему заселению восточной окраины своими гражданами.

Дальневосточная колонизация осуществлялась в основном за счет крестьянских переселений. Семьи переселенцев перевезли "социальный багаж" из мест выхода в места водворения, заложив основу семейно-бытовых традиций дальневосточного населения.

Законодательство гарантировало помощь государства в местах выхода переселенцев, в пути их следования и в местах водворения, что свидетельствовало об известной продуманности действий правительства. Такой подход был оправдан экономической слабостью крестьян, недавно освободившихся от крепостничества, но он обрекал семьи переселенцев на постоянную экономическую зависимость от государства.

Колонизационная политика, основанная на дотациях и льготах, была вынужденной системой мер, обусловленной ускоренными темпами заселения региона под влиянием внешнеполитических факторов.

Однако государственная политика семейных переселений себя оправдала: дальневосточный регион принял многих обезземеленных крестьян, тех, кто сумел до него добраться самостоятельно или с помощью государства; переселившиеся семьи стали стабильной частью дальневосточного населения.

Примечания

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 02 - 01 - 00475 а/Т).

1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). II. Т. XXXIII. 1860. Отд. II. N 33988; Т. XXXV. 1860, N 35857.

2. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК), ф. И-2, оп. 1, д. 1а, л. 2.

3. ПСЗ. II. Т. XXXI. 1870, N 48354.

4. ПСЗ. II. Т. XXXXIX. 1874, N 53418.

5. ПСЗ. III. Т. XIV. 1894, N 10728.

6. Приамурье. Факты. Цифры. Наблюдения. М. 1909, с. 90.

7. ШПЕРК Ф. Россия Дальнего Востока. Т. XIV. СПб. 1885, с. 495.

8. ПСЗ. II. Т. XXXVI. 1861, N 36928.

9. Приамурье, с. 98.

10. ПСЗ. II. 1866. Т. XIX, N 33899; Т. XLI, N 43987.

11. ПСЗ. II. 1882. Т. II, N 633.

12. Сборник узаконений и распоряжений о переселении. Вып. VIII. СПб. 1901, с. 216 - 218.

13. Там же, с. 222 - 225.

14. ПСЗ. III. Т. IX. 1889, N 6198.

15. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 391, оп. 5, д. 562, л. 277.

16. ПСЗ. 111. Т. XII. 1892, N 8755.

17. Сборник законов и распоряжений по землеустройству (по 1 июня 1908 г.). СПб. 1908, с. 384.

18. СЛЮНИН Н. В. Современное положение нашего Дальнего Востока. СПб. 1908, с. 44.

19. Сборник узаконений и распоряжений о переселении, с. 221.

стр. 136


20. ГАРФ, ф. 391, on. 5, д. 562, л. 277.

21. ПСЗ. III. Т. XXIV. 1904, N 24701; Обзор земледельческой колонизации Амурской области. Приложение I. Благовещенск. 1913.

22. Там же.

23. ПСЗ. III. Т. XXVI. 1906, N 27150; Сборник законов и распоряжений по землеустройству, с. 423.

24. Там же, с. 790.

25. Там же.

26. Там же, с. 789, 794.

27. Сборник узаконений и распоряжений Правительства, издаваемых при правительствующем Сенате. СПб. 1908, сб. 36, N 246.

28. Сборник законов и распоряжений по землеустройству, с. 434.

29. Там же.

30. ЛЕЖНИН П. Д. Богатства Приамурья и Забайкалья. Чита. 1922, с. 18.

31. Предварительные итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года. Вып. III. Степной край, Сибирь и Дальний Восток. Пг. 1917, с. 64.

32. Обзор земледельческой колонизации Амурской области.

33. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора, сенатора, инженер-генерала Унтербергера за 1906 - 1907 гг. Хабаровск. 1908, с. 7.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Государственная-политика-перемещения-населения-на-Дальний-Восток-1860-1917-гг

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. А. ВАСИЛЬЧЕНКО, Государственная политика перемещения населения на Дальний Восток (1860 - 1917 гг.) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 30.03.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Государственная-политика-перемещения-населения-на-Дальний-Восток-1860-1917-гг (date of access: 23.11.2024).

Publication author(s) - О. А. ВАСИЛЬЧЕНКО:

О. А. ВАСИЛЬЧЕНКО → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1647 views rating
30.03.2021 (1334 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
11 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
11 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
14 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
14 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
14 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
16 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
17 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
17 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
17 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
17 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Государственная политика перемещения населения на Дальний Восток (1860 - 1917 гг.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android