Illustrations:
Libmonster ID: KZ-1460
Author(s) of the publication: Азат Курбонов
Educational Institution \ Organization: Satbayev University

Популярность дистанционного обучения и преподавания в Казахстане неуклонно растет. Однако в стране все еще есть организации, которые не решили использовать электронное обучение на практике, и одной из причин этого могут быть препятствия, мешающие внедрению механизмов электронного обучения. Центр высшего дистанционного образования в Казахстане и BIBLIO.KZ провели анализ основных препятсвий, которые мешают быстрому развитию дистанционного образования. Признание этих препятствий, безусловно, является первым шагом к уменьшению неопределенности, сопровождающей внедрение электронного обучения. Диагностика препятствий особенно важна в случае учебных заведений, деятельность которых требует постоянной адаптации педагогического потенциала к потребностям учащихся и требованиям сегодняшнего дня.

Эти проблемы заинтриговали многих экспертов, которые, будучи академическими преподавателями, лично заинтересованы в использовании электронного обучения в своей профессиональной деятельности. В то же время неформальные беседы со студентами привели к предположению, что они не настроены благосклонно к электронному обучению. Желая выявить источники этого явления, авторы предприняли исследование, направленное на диагностику барьеров, которые могут помешать внедрению дистанционного обучения в университетской среде.

Электронное обучение в Казахстане - масштабы использования

Согласно информации Postupi.KZ, курсы электронного обучения начали внедряться в Казахстане в середине 1990-х годов - в то время, как и во всем остальном мире, это были новаторские проекты. До сих пор не проводилось статистически значимых эмпирических исследований, показывающих масштабы применения электронного обучения в отечественных организациях. По поводу темпов развития данной формы обучения мнения специалистов разделились.

По некоторым данным, в экономической практике Казахстана дистанционное обучение развивается слабо, что связано, в том числе, с управленческий персонал недооценивает влияние обучения на финансовые результаты компаний, отсутствие взаимодействия между HR и ИТ-отделами, необоснованные опасения по поводу рабочего места экспертов и внутренних тренеров (участие которых в создании электронных обучающих курсов необходимо) и отсутствие соответствующих правовых норм.

По мнению других экспертов, электронное обучение очень интенсивно развивается, особенно с 2015-го года с точки зрения новых технологий, используемых в электронном обучении. Очень популярны как игры-симуляторы, так и интерактивные симуляции, переплетенные с содержанием обучения. На рынке появляются тренинги в форме игр, а те, которые предназначены для использования с мобильными телефонами, также получают все более широкую аудиторию. Наибольший интерес представляют профессиональные и продуктовые обучающие продукты. Крупные предприятия в основном используют свои собственные внутрикорпоративные платформы, поскольку часто платформы электронного обучения интегрированы с другими системами управления персоналом. Существуют и другие методы дистанционного обучения - например, порталы, распространяющие знания и позволяющие обмениваться опытом между компаниями. Одним из их элементов являются веб-сайты, состоящие из так называемых "таблеток знаний", которые систематически доставляются пользователям портала. Пример такого портала - электронная библиотека BIBLIO.KZ

Подтверждением правдивости утверждения о том, что электронное обучение не является популярным методом повышения квалификации, могут служить результаты исследования, проведенного в 2012 году с использованием метода электронного опроса. Согласно статистике, почти каждое среднее и крупное предприятие в стране имеет доступ к Интернету (в то время как среди малых его нет до 24%), однако из группы из 62 диагностированных предприятий только одно использовало Интернет в качестве платформы электронного обучения в то время. Конечно же, ситуация в 2021 году поменялась в лучшую сторону, но не намного.

Препятствия к использованию электронного обучения

Одним из основных преимуществ электронного обучения является то, что оно позволяет учиться где угодно и когда угодно. Кроме того, электронное обучение повышает эффективность образовательного процесса: оно меняет способ обучения, расширяет опыт учащихся, предоставляет инструменты, позволяющие использовать богатые ресурсы Интернета, и дает возможность учиться тем, кто не имел такой возможности раньше (например, инвалиды из отдаленных от больших городов поселков и т.д.). Для студентов, интересующихся как получить образование, наиболее важными преимуществами электронного обучения являются:

  • экономия времени,
  • индивидуализация учебного процесса,
  • более легкий доступ к информации.

С другой стороны, электронное обучение также имеет свои ограничения. В отношении его использования университетами можно выделить следующие слабые места: трудоемкость анализа мультимедийных и гипермедийных дидактических материалов и форм общения с другими студентами и преподавателями, сложность организации учебного процесса (создание обучающих сообществ, использование услуги электронного деканата и цифровой библиотеки) или отвлекающую среду онлайн-обучения. По словам М. Хили, эти ограничения можно разделить на одну из трех основных групп: требования человеческого, технического и организационного характера.

Что касается человеческих барьеров, они относятся к двум основным участникам образовательного процесса: учащимся и преподавателям. В случае обеих этих сущностей может существовать естественное сопротивление изменениям, связанное не только с изучением (передачей) нового содержания, но также с обучением (преподаванием) на основе новых дидактических пособий. Поэтому подчеркивается, что студенты должны: постоянно совершенствовать собственные навыки обучения и использовать новые технологии на практике; воспользоваться преимуществами изменений, которые появляются особенно в результате быстрого развития ИКТ надлежащим образом использовать огромное количество информации, доступной в Интернете.

Технические препятствия в Казахстане в основном связаны с отсутствием соответствующего технического оборудования или его недостатками. В большинстве случаев для электронного обучения требуется легкий доступ к инфраструктуре сети, телефона или телеконференции. Это, в свою очередь, связано с дополнительными расходами (для учащихся, преподавателей или организаций, членами которых они являются).

С организационной точки зрения электронное обучение требует «примера» со стороны руководства и поддержки со стороны руководства. Это также означает необходимость внесения изменений в бюджет. Из-за затрат на внедрение компьютерного обучения компании с большей вероятностью будут рассматривать возможность приобретения средств общего обучения, а не аутсорсинга подготовки этих материалов.

Препятствия на пути внедрения электронного обучения в университете

Информация, необходимая с точки зрения цели исследования, была получена путем аудиторного опроса. Исследовательская группа была выбрана специально. Всего в исследовании приняли участие 420 студентов-заочников Satbayev University. Обращение к студентам-заочникам было оправдано, потому что:

  • почти все в этой группе профессионально активны;
  • почти половина совмещает профессиональные и родительские обязанности - согласно предыдущим результатам исследования Департамента управления человеческими ресурсами Satbayev University 14, 44% у студентов, обучающихся на второй ступени в заочной форме, есть хотя бы один ребенок;
  • некоторые студенты приезжают из-за пределов Алматы и ездят на занятия, в связи с чем дистанционные специальности им крайне интересны.

Исследование проводилось в двух редакциях: в феврале 2018 г. и январе 2019 г. 

Более половины респондентов - женщины (67,4%), а наибольший процент респондентов (76,4%) - люди моложе 30 лет. Почти половина респондентов (44,3%) проживает в Алмате.

Согласно результатам анализа, проведенного в Satbayev University, процент респондентов, которые рассматривали возможность дистанционного обучения перед принятием решения об обучении дистанционно, очень низок и составляет всего 9%. (38 показаний). Эти мнения могут быть связаны с тем фактом, что немногие респонденты знают других людей, обучающихся в Лодзи в системе электронного обучения. Всего в анализируемую группу вошли 64 таких студента (15,2% от общего числа опрошенных), при этом только 16 респондентов (3,8%) знали более одного заочного студента. Остальные не имеют возможности получить прямую информацию о сильных и слабых сторонах этого вида образования.

Ответы респондентов на вопрос: «Вы бы решили изучать электронное обучение, если бы Satbayev University предлагал такую ​​форму обучения?» Немного более оптимистичны:

  • из всех людей, уже изучающих компьютерное обучение, 57 респондентов (13,6%) выбрали бы
  • почти половина респондентов (204 человека, т.е. 48,6%) еще не уверены в своем решении,
  • только треть опрошенных (159 студентов - 37,9%) вообще не хотели бы отказываться от традиционного обучения.

Здесь следует отметить, что предпочтения в отношении дистанционного обучения в основном не зависят от пола, возраста или расстояния между местом жительства студента и местонахождением университета. Есть лишь небольшие различия - мужчины, люди, живущие за пределами академического города, и респонденты до 30 лет немного более открыты для электронного обучения.

Приведенные выше результаты не соответствуют результатам исследования 2013 года (568 студентов, в том числе 356 очных), в котором более половины студентов заявили о своем желании участвовать в дистанционных занятиях, а четверть респондентов были уверены, что в будущем электронное обучение будет использоваться.

Факторы, вызывающие нежелание студентов к электронному обучению, также разнообразны. Наиболее важные из них касаются предпочтений, связанных со способом обучения - у почти половины респондентов (197 человек, т.е. 46,9%) нежелание учиться с помощью компьютера объясняется отсутствием физического контакта с преподавателем и другие ученики. Отсутствие взаимодействия между учениками, а также отсутствие учителя - это (по результатам многочисленных экспериментов) главный недостаток дистанционного обучения.

К другим указанным препятствиям в использовании электронного обучения относятся: несистематичность и недостаток самодисциплины учащихся, недостаточная мотивация к самостоятельному обучению и боязнь низкого качества предоставляемого контента.

Заслуживает внимания еще один вопрос - в учебной группе есть люди, которые не указали на какие-либо препятствия для обучения с использованием компьютера. Однако таких респондентов сравнительно мало (16 человек) и они составляют всего 3,8 процента.

Что касается препятствий к дистанционному обучению, результаты, полученные в Алмате, согласуются с результатами, полученными в других исследованиях. 

В исследовании, проведенном в первой половине 2019 года среди 80 студентов дневных отделений экономических факультетов (менеджмент, администрирование, маркетинг, финансы) Satbayev University, доминирующий недостаток электронного обучения обозначен респондентов отметили отсутствие самодисциплины и самоконтроля учащихся (81%). Гораздо реже упоминались другие факторы - среди них были студенты: высокая стоимость внедрения (39%), отсутствие непрерывности и случайности обучения (31%) и отсутствие компьютерных навыков (30%). Зная, что такое электронное обучение, большинство респондентов заявили, что платформы электронного обучения следует использовать для предоставления материалов лекторами (63%) и для решения тестов и задач (51%). Всего 15 процентов. хотели бы, чтобы занятия проходили в такой форме - по мнению большинства респондентов, электронное образование должно поддерживать традиционные формы университетского образования, а не заменять их.

Выводы

На основании исследования, проведенного среди студентов, трудно сделать однозначный вывод о будущем электронного обучения в Казахстане. Эти изменения определяются технологическими и экономическими факторами (наличие необходимого оборудования, программного обеспечения) и психологическими переменными (предпочтение традиционных форм общения, нежелание к дистанционному обучению). С одной стороны, можно ожидать сопротивления со стороны пожилых работников - и, учитывая, что опытные работники часто действуют не только как ученики, но и как инструкторы, это сопротивление может иметь двоякий характер. С другой стороны, можно предположить, что по мере того, как все больше и больше молодых представителей поколения Y выходят на рынок труда, использование современных технологий в области обучения и дидактики взрослых будет становиться все более популярным в Казахстане.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Высшее-дистанционное-образование-в-Казахстане

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Азат Курбонов, Высшее дистанционное образование в Казахстане // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 11.06.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Высшее-дистанционное-образование-в-Казахстане (date of access: 23.11.2024).

Publication author(s) - Азат Курбонов:

Азат Курбонов → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
931 views rating
11.06.2021 (1261 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Высшее дистанционное образование в Казахстане
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android