За события вчерашнего дня не стоит цепляться. Теория "вчерашнего дня" основывалась только на фактах прошлого. Современность же дает новые факты для обобщений. Для нас очень важен разговор о задачах исторической науки именно сегодня. Ученых следует шире привлекать к изучению межнациональных проблем, исторических взаимосвязей наций и народов. Практически историки пока не сделали областью своего познания эту громадную сферу, особенно самых последних лет. Между тем то, чего не могут сделать здесь литературоведение, эстетика и фило-
Асланов Аслан Мамед оглы - член-корреспондент АН Азербайджанской ССР, и. о. академика-секретаря Отделения истории, экономики, философии и права, директор Института философии и права АН Азербайджанской ССР.
стр. 80
софия, должна взять на себя историческая наука. Тем самым она может содействовать восстановлению исторических истин и отказу от искажений, которых у нас стало так много за последнее время, способна дать отпор националистическим предрассудкам и выполнить свою интернациональную и общечеловеческую роль.
Возьмем для примера давнее утверждение, будто куро-алексинская культура на территории Кавказской Албании появилась извне. Азербайджанские ученые доказали на базе археологических исследований необоснованность подобных взглядов. В свое время волюнтаристский подход к научным проблемам нанес большой вред воссозданию целостной картины генезиса ряда народов СССР. Так было и с азербайджанским народом. Утверждалось, что предки азербайджанцев - мидяне. Это имело определенную подоплеку - поместить азербайджанцев подальше от тюркоязычных средневековых пришельцев.
В 30-е годы под предлогом принадлежности к населению Южного Азербайджана десятки тысяч азербайджанцев были выселены в Иран. В ту пору у нас народы подразделялись на "более доверенные", "менее доверенные" и вообще "не пользующиеся доверием". Сегодняшний всплеск межнациональной напряженности - одно из следствий этой сталинской политики в национальном вопросе. И это касалось не только национальных меньшинств, но и русского народа. Воспитывалось презрительное отношение к Достоевскому, Есенину. Многие превосходные писатели игнорировались, преследовались, арестовывались. То же происходило в исторической науке. Только сейчас мы переиздаем труды Карамзина, Соловьева и Ключевского. Касается это и Закавказья. И в Азербайджане, и в Армении, и в Грузии имеется масса прекрасных произведений истории и литературы, нуждающихся в новой публикации. В данной сфере возник, образно говоря, некий вакуум, выявилась простая человеческая потребность в изучении личностей, истинных художественных ценностей. А наш вкус словно втискивали в какой-то герметический ящик: вот вам такие-то писатели, такие-то историки, и все! Жажда знать истину вынуждает нас сегодня говорить в полный голос о языке, литературе, традициях и т. д. Вот, например, я азербайджанец, но по своему воспитанию больше русский. Однако, хотя я воспитан на произведениях Пушкина, Лермонтова, это не говорит о том, что я индифферентен к своей культуре. То же можно сказать и о многих других людях.
Не случайно сегодня наблюдается такое явление, как двуязычие. Но становление двуязычия не должно происходить в ущерб развитию родного языка, иначе мы можем впасть в другую крайность. Знание не только русского или английского, а и других языков способствует общению народов, прогрессу мировой цивилизации. Разделяя тревогу тех товарищей, которые говорят о недостатках в развитии малых народностей и их культур, мы помним, что это не должно мешать глобальному процессу интернациональной интеграции, который идет не только в СССР, а и во всем мире. Иначе мы можем оказаться на культурных задворках. Что касается упоминавшихся тут категорий классовости и партийности науки, то сами по себе они ни в чем не виноваты. Они были развиты и обоснованы К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Конечно, мы дискредитировали в какой-то степени применение этих категорий, по любому поводу отмечая наличие или отсутствие партийности. Но, отказываясь от этого, ведь не станем же мы возрождать теорию "единого потока" и сохраним ленинское положение о двух культурах в каждой национальной культуре.
Еще один вопрос - о розни братских народов Закавказья. Разве азербайджанцы с армянами воевали когда-нибудь? Напротив, чаще были друзьями! Имеются относящиеся к XVIII в. материалы - азербайджанцы заключали с армянами из того же Нагорного Карабаха договоры,
стр. 81
смысл которых сводился к следующему: если кто-нибудь нападет на армян, азербайджанцы должны были идти им на помощь, защищать их. Если у азербайджанцев что-либо случится, то армяне должны отвечать за их благополучие. Во время имевших место недавних событий многих армян спрятали у себя азербайджанские семьи. Значит, хорошие традиции живы! Давайте же больше говорить именно о таких связях, о братской дружбе народов. Теперь мы особенно в этом нуждаемся. Это очень важно для правильного воспитания молодежи и решения других вопросов. Полагаю, что советские историки должны быть в передней шеренге реализаторов этого благородного дела.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |