"Vierteljahrshefte fur Zeitgeschichte ". Stuttgart. 1979, N 1.
В последние годы буржуазных историков все чаще занимает вопрос о причинах кризиса и краха партийной системы Веймарской Германии. Наиболее распространенной является концепция о конституционно-правовом несовершенстве Веймарской республики и слабости ее партийной системы как предпосылках общего структурного кризиса государства. В основе этой концепции заложено стремление уйти от анализа классовых сил и оправдать истинных виновников краха веймарской системы. Обращаясь к партийным проблемам Веймарской республики, буржуазные авторы стараются выработать рекомендации, которые отвечали бы сегодняшним устремлениям монополистической буржуазии.
Американский буржуазный историк Л. Джонс в статье, посвященной "Эссенской программе" Всеобщего объединения христианских профсоюзов (ВОХП) отмечает, что к началу мирового экономического кризиса упадок веймарской партийной системы зашел очень далеко. Экономический кризис и рост фашизма усилили тенденции ее распада (с. 1). По мнению автора, судьба Веймарской республики в значительной мере зависела от неспособности партий так называемой буржуазной середины (прежде всего партий Центра, Немецкой демократической и Немецкой народной) интегрировать средние слои и ту часть пролетариата, которая шла за буржуазными партиями, в систему буржуазного государства. Л. Джонс выдвигает предположение, что наличие сильной "политической середины", вероятно, остановило бы поляризацию веймарской партийной системы и воспрепятствовало бы расширению фашистского движения (там же). Таким образом, он, по сути дела, придерживается упомянутой выше концепции западногерманских историков.
Появление "Эссенской программы" и призыв А. Штегервальда - вождя христианских профсоюзов и одного из лидеров партии Центра - к созданию надконфессионалыюй христианской народной партии, по мнению автора, имели большое значение и их следует рассматривать как реакцию на кризис старых буржуазных партий Немецкой народной, Немецкой демократической и Центра. Вся деятельность Штегервальда, этого крайне консервативного политика, была направлена на сохранение устоев буржуазного общества. Во время Ноябрьской революции 1918 г. он решительно выступал против советов, всячески стремясь их скомпрометировать (об этом Джонс не упоминает). Правление ВОХП и особенно Штегервальд приняли все меры, чтобы затормозить развитие революции, участвовали в травле рабочих и спартаковцев. Лидеры христианских профсоюзов развернули злобную антибольшевистскую и антисоветскую кампанию, стремясь соответственно настроить рабочих, входивших в христианские профсоюзы. Поражение революции 1918 г. эти лидеры считали в значительной мере своей заслугой.
Основное внимание Джонса сосредоточено на "Эссенской речи", произнесенной Штегервальдом 21 ноября 1920 г., в которой цель профсоюзного движения определялась как основание "христианского государства" и предлагалось начать обновление существующей партийной системы с тем, чтобы с помощью "большой умеренной партии" (с. 16) прийти к прочному парламентскому большинству и политической консолидации. Для этого предлагалось преодолеть конфессиональный раздор, объединить евангелистов и католиков в Христианской народной партии (с. 16). Новая политическая партия должна была охватывать все социальные слои и классы германского общества, быть "немецкой, христианской, демократической и социальной" (с. 16): Штегервальд от имени христианского профдвижения подтвердил его непримиримость к марксизму и заявил о готовности лидеров христианских профсоюзов взять на себя политическую ответственность за "спасение отечества".
В статье рассматриваются события, последовавшие за "Эссенской речью" Штегервальда. X съезд ВОХП, проходивший 20 - 24 ноября 1920 г., решил создать парламент-
стр. 170
ский комитет действия, чтобы проверить возможность образования надконфессиональной и "надклассовой" политической партии (с. 17). Однако призыв Штегервальда к ее созданию не получил широкой поддержки, вызвав самые противоречивые отклики. Его планы встретили сопротивление со стороны евангелических лидеров ВОХП, руководства партии Центра. Против Штегервальда выступили Немецкая народная партия и представители левого крыла Немецкой национальной партии. Джонс объясняет провал попыток Штегервальда тем, что ему не хватало конкретного представления, каким путем проводить преобразование существовавшей в то время в Германии партийной системы, а также наличием многих буржуазных партий и силой их инерции (с. 27). Тем не менее автор считает, что Штегервальду удалось своевременно указать на роковое развитие веймарской партийной системы, а "Эссенская программа" послужила моделью для создания в 1945 г. Христианско- демократического союза (с. 27).
Идея создания на базе христианских профсоюзов новой надконфессиональной политической партии была практически нереальной. Дальнейшее развитие событий убедительно подтвердило это. С другой стороны, эта идея преследовала цель объединить весь буржуазный лагерь для борьбы против революции, против "большевизма". Л. Джонс, как и некоторые его западногерманские коллеги, явно преувеличивает значение речи Штегервальда, а тем самым и заслуги христианских демократов в противодействии фашистам.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |