В июне 2014 г. и феврале 2015 г. вышли в свет две работы д.э.н. В. В. Павлова и к.э.н. В. В. Клишина "Африканский банк развития: методы и механизмы кредитно-ссудной деятельности и инвестиционного финансирования" (М., ИАфр РАН, 2014. 202 с.) и "Африканский банк развития: финансовые стратегии модернизации экономики стран Африки" (М., ИАфр РАН, 2015. 246 с).
Африканский банк развития (АфБР) - региональный межгосударственный банк по кредитованию программ экономического и социального развития африканских стран. Это первая международная финансовая организация независимых государств Африки, созданная в 1963 г. с целью способствовать индустриализации этой группы стран и ослабления их зависимости от конъюнктуры на мировом рынке сырьевых товаров. За годы независимости менялись формы и методы работы банка со странами - получателями кредитов и ссуд, совершенствовалась структура самого АфБР, происходили сдвиги в отраслевой структуре инвестиций, увеличились масштабы деятельности банка: теперь он (по состоянию на 2014 г.) сотрудничает с 78 странами мира - африканскими, европейскими и азиатскими.
В 2000 - 2013 гг. происходят серьезные изменения как в кредитно-ссудной, так и инвестиционной стратегии банка, что в первую очередь, по мнению авторов, связано с трудностями, с которыми сталкивался АфБР с середины 1990-х гг. и которые явились результатом коррупции и конфликтов интересов внутри банка. В частности, стало известно о противоречиях интересов акционеров и директоров АфБР, что не могло не сказаться на эффективности его работы: резко ухудшилось финансовое положение банка, даже встал вопрос о прекращении его дальнейшего функционирования. В этих условиях АфБР приступил к структурной перестройке своей деятельности. В рамках реструктуризации проводилась политика жесткой централизации кредитных операций, усиления контроля за деятельностью банка, был сокращен штат сотрудников, закрыты некоторые его отделения. В итоге принятые меры позволили АфБР вернуть себе наивысший кредитный и инвестиционный рейтинг.
Изданные книги в совокупности представляют собой комплексное исследование новых явлений в механизмах деятельности АфБР, основных приоритетах и направлениях его долгосрочной финансовой стратегии в модернизации экономики африканских стран в условиях финансовой глобализации.
Книга "Африканский банк развития: методы и механизмы кредитно-ссудной деятельности и инвестиционного финансирования" состоит из трех глав.
В гл. 1, в частности, показаны место и роль АфБР в системе международных финансовых организаций, рассмотрены основные принципы организационной структуры, цели, приоритетные направления его кредитно-ссудной политики, представлен механизм как кредитно-ссудных, так и инвестиционных операций банка.
Авторы не ограничиваются детальным рассмотрением деятельности АфБР, особое внимание уделяется институциональной структуре Группы АфБР (гл. 2) -крупнейшего по капиталу и объему активов в Африке межгосударственного коллективного регионального кредитно-банковского и инвестиционного института, в который входят сам АфБР, Африканский фонд развития (АФР) и Нигерийский доверительный трастовый фонд.
В данном разделе проводится анализ конкретных инвестиционных и кредитных программ АфБР в наименее экономически развитом регионе мира. Авторы подчеркивают, что в 2010 - 2012 гг. происходит усиление рыночных принципов и мотиваций в стратегии кредитования АфБР. Стало применяться жесткое деление стран-участниц в отношении их реального доступа к заемным ресурсам банка на три категории ("А", "В" и "С") в зависимости от состояния экономики и внешнего долга.
В категорию "А" вошли 39 наименее развитых стран Африки, которые фактически лишены доступа к регулярному кредитованию и финансированию от АфБР и могут рассчитывать только на получение средств льготного концессионного финансирования из средств АФР. Страны группы "В" (Нигерия и Зимбабве) имеют доступ и к ссудным ресурсам АфБР, и к льготному финансированию АФР. Группа "С" объединяет 13 наиболее развитых и платежеспособных африканских стран (например, Алжир, Египет, Габон, ЮАР), которые имеют свободный доступ к финансированию по линии АфБР и не могут претендовать на получение льготных ресурсов АФР.
Авторы приводят интересные статистические данные, характеризующие качественные показатели деятельности АфБР. Так, за 1967 - 2007 гг. кредитно-ссудной и инвестиционной деятельности АфБР было предоставлено 988 займов и грантов почти на 24 млрд. учетных единиц. Более 50% выделенных средств было направлено в страны Северной Африки. Страны Западной, Южной, Центральной и Восточной Африки получили, соответственно, 16%, 14, 10 и 5%. 37% инвестиций приходилось на инфраструктурные проекты в сфере энергоснабжения и транспорта. 20% общего объема кредитования шло на укрепление и модернизацию национального кредитно-банковского сектора, 12% - на мультиотраслевые проекты, 8% - на цели развития промышленности и горнорудного сектора экономики. В 2008 - 2010 гг. наблюдалось снижение участия АфБР в финансировании сельскохозяйственных, инфраструктурных и мультиотраслевых проектов. Также существенно снизилась доля средств, предоставляемых в форме кредитов и ссуд государственному сектору для реализации национальных планов и программ экономического развития. Одновременно произошел рост кредитования предприятий и организаций частного сектора.
Представляет интерес система оценки эффективности кредитно-ссудной и инвестиционной деятельности АфБР, которой посвящена гл. 3 монографии. Здесь, в частности, авторы обращаются к практике финансирования многосторонних трансграничных программ регионального и субрегионального значения, прежде всего проектов программы НЕПАД, а также 16 программ, в которых используются средства таких фондов, как Африканское финансовое партнерство, Африканский фонд водных ресурсов, Фонд лесов бассейна р. Конго и др. (с. 134 - 142).
Интересны данные по тендерным торгам (раздел 3.3). Авторы подробно рассматривают унифицированный метод закупок товаров и выдачи подрядов на проведение работ (международный конкурентный тендер), а также методы ограниченного международного тендера, национальный конкурентный тендер, международный закупочный тендер, национальный закупочный тендер, метод производства собственными силами, метод прямых закупок (с. 164 - 173).
Делается вывод, что в 2009 - 2012 гг. страны-участницы банка имели равный доступ к тендерам АфБР, причем наиболее крупные по объему контракты получали не региональные страны-участницы, а компании африканских стран, в основном - мелкие контракты и подряды. Наибольшее же распространение получил метод международного конкурентного тендера.
Подчеркивается, что кредитно-ссудная и инвестиционная деятельность АфБР связана с операциями в наименее развитом регионе мира, что повышает риски.
Особого внимания заслуживают выводы, сделанные авторами по результатам проведенного исследования. В частности, говорится о важности внедрения современных методов торгового, технического и кредитно-банковского сотрудничества России со странами Африки: "Целесообраз-
ность диверсификации форм такого сотрудничества обосновывается многими факторами, среди которых: специфика современного производственно-технического потенциала многих российских промышленных предприятий, растущая потребность страны в ряде видов промышленного металлического сырья, товарная структура экспорта РФ. Она подтверждается опытом индустриально развитых стран и Китая" (с. 194 - 195).
Вторая из представленных книг - "Африканский банк развития: финансовые стратегии модернизации экономики стран Африки" - включает четыре главы.
В гл. 1 авторы рассматривают формирование и реализацию долгосрочной финансовой стратегии АфБР на 2013 - 2020 гг. по модернизации экономики африканских стран, исследуют ее основные элементы. В центре внимания вопросы финансирования отраслей твердой инфраструктуры, финансирования и технической поддержки инвестиций в частный сектор, содействия государственным экономическим реформам, поддержки социального и гуманитарного развития, стимулирования внутрирегиональной экономической кооперации и интеграции, кредитования сельского хозяйства и др.
Глава 2 посвящена специальным целевым инвестиционным программам и проектному финансированию, их особенностям и практике реализации. Авторам удалось обобщить и систематизировать данные по базовым программам банка по долгосрочному финансированию инвестиционных проектов стран-заемщиков. В их числе программы по защите окружающей среды и противодействию негативным последствиям изменения климата в Африке, тендерный план действий, практика коллективного софинансирования инвестиционных проектов, новые явления в методологии и системе оценок эффективности финансируемых инвестиционных проектов.
В гл. 3 авторы обращаются к вопросам трансформации отраслевой структуры экономики стран Африки и дают оценку роли АфБР в этом процессе. Выделяются следующие приоритеты среднесрочной стратегии АфБР: поддержка внутрирегиональной экономической и валютно-финансовой интеграции стран региона; финансирование структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики; финансирование крупных инфраструктурных проектов в сфере водоснабжения и очистки воды; поддержка реформирования системы государственного управления; финансирование частного сектора.
Большое внимание авторы уделяют воздействию "арабской весны" на экономику региона, инвестиционную деятельность в целом и АфБР в частности. В условиях политической нестабильности наблюдается расширение финансового партнерства АфБР с Всемирным банком, ЕС, Французским агентством развития. В работе показано влияние "арабской весны" на структуру государственных расходов стран Северной Африки, рост государственного долга, сокращение притока иностранных инвестиций и др.
Особый интерес вызывает гл. 4, где авторы анализируют возможность вступления России в АфБР и ее долевого участия в капитале АфБР в условиях повышения роли банка в экономическом развитии африканских стран. Авторы изучают действующие правила и требования к вступлению в АфБР новых нерегиональных членов, анализируют возможные последствия долевого участия России в подписном капитале АфБР. Так, по мнению авторов, вступление России в АфБР позволит ей принимать решения кредитного и инвестиционного характера в рамках АфБР, участвовать в софинансировании многосторонних трансграничных и региональных проектах этого банка, гарантированно экспортировать российские промышленные товары, расширить техническое сотрудничество и промышленную кооперацию с развитыми странами региона, получить доступ к новым источникам стратегического минерального и металлического сырья в странах-заемщиках (с. 208 - 209). Вступление России в АфБР в качестве нерегиональной страны-акционера может стать одним из ключевых направлений интенсификации деятельности банка.
Проведенные В. В. Павловым и В. В. Клишиным системный анализ и взвешенная оценка современных форм и механизмов кредитно-ссудной и инвестиционной деятельности АфБР, а также их модификаций, разработанные рекомендации по вступлению России в АфБР представляют несомненный теоретический и практический интерес. АфБР, будучи главным и единственным региональным банком развития для всех стран Африки, сохраняет особое по своей важности место в системе коллективных финансовых институтов развития в странах Африканского континента.
Результаты проведенных авторами исследований могут быть эффективно использованы учреждениями, занимающимися разработкой долгосрочной внешнеэкономической и внешнеторговой стратегии России, в учебном процессе при подготовке курсов "Мировая экономика", "Международные финансы", "Международные валютно-кредитные отношения".
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |