Libmonster ID: KZ-2271

Д. В. ЖИГУЛЬСКАЯ

Аспирантка ИВ РАН

Ключевые слова: Турцияалевизмалевиты

Зачастую алевитов Турции отождествляют с нусайритами (арабскими алавитами) в Сирии. Несмотря на некоторое сходство этих исламских течений, их уподобление всё же ошибочно. Читателю предлагается краткая историческая справка, раскрывающая основные различия между турецким алевизмом и арабским нусайризмом.

АЛЕВИТЫ И НУСАЙРИТЫ: В ЧЕМ ИХ СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ?

Турецкий алевизм - это синкретическое учение внутри ислама, сочетающее в себе элементы христианства, зороастризма, манихейства, буддизма и некоторых других верований.

В основе алевизма лежит культ почитания пророка Али и его семьи. Для алевизма характерна вера в последовательный переход, переселение души - тенесюх (tenesuh).

Однако стоит отметить, что среди нусайритов вера в реинкарнацию выражена гораздо сильнее. Также в основе алевитской доктрины заложено понятие о манифестации Бога в человеческом обличье, о т.н. "воплощении", вселении божественного духа или света в человека. Алевиты называют это "единством сущего" - вахдет-и вуджут (vahdet-i vucut).

Отрицание внешней обрядности ислама - одна из примечательных черт алевизма: алевиты, как правило, не постятся в рамазан, не совершают ежедневный пятикратный намаз и не посещают мечетей.

Одним из важнейших элементов алевизма можно считать институт побратимства мусахиплик (musahiplik). Он заключает в себе "родство в обоих мирах", т.е. своего рода загробное братство. Алевизму присуще равенство между мужчиной и женщиной. Этим можно объяснить совместное присутствие мужчин и женщин на религиозных службах. Культ почитания святых и посещение их гробниц широко распространены в алевизме.

Термин "алевизм" - довольно новый, он получил свое распространение лишь в XX столетии, заменив собой, а затем и полностью вытеснив термин "кызылбашество" (имевший оттенок презрительности - "красноголовые", в смысле "еретики"). Под этими терминами исторически понималось одно и то же социальное и культурно-религиозное явление, формирование которого на территории Малой Азии происходило в несколько этапов. Так, XI-XII вв. можно считать его предысторией - эти столетия ознаменовались приходом части тюркских (огузских и др.) племен в Малую Азию, a XV-XVI вв. стали апофеозом антиосманской борьбы шиитов в Малой Азии и в Азербайджане. Именно между этими двумя вехами происходило становление алевизма, но в качестве самостоятельного явления он сформировался лишь к XVI в.

Алевиты Турции, по разным оценкам, составляют от 10 до 20% населения страны1 (при населении 75,6 млн. человек на конец 2012 г.2).

Что же касается нусайризма, это течение внутри ислама окончательно оформилось в X-XI вв. и названо по имени его предполагаемого основателя - жившего во второй половине IX в. иракского богослова Ибн Нусайра (Абу Шуэйб бен Нусайр ан-Нумайри аль-Басри). Он выступал защитником одиннадцатого шиитского имама Абу Мухаммада аль-Хаса-на аль-Аскари (ум. в 874 г.). Позднее течение локализовалось в северо-западной Сирии.

Нусайризм представляет собой эклектическое смешение элементов древних аравийских культов, иудаизма, христианства и некоторых других верований. Стоит отметить, что христианская традиция в нусайризме очень сильна. Так, например, для него характерно почитание Иисуса как воплощения Бога, а также почитание апостолов, ряда христианских святых, мучеников и праздников (Рождество, Пасха и др.).

Нусайриты верят в метемпсихоз, т.е. последовательное перевоплощение души после смерти. Эта традиция в нусайризме чрезвычайно сильна. Община нусайритов делится на посвященных хасса (ар.) и непосвященных 'амма (ар.). У посвященных есть свои священные книги, их не открывают непосвященным. Культ отправляется над могилами святых или в специальных уединенных помещениях. Богослужение отчасти напоминает христианскую литургию, нусайриты причащаются вином и хлебом.

Пережитком древних восточных культов можно считать почитание высот, некоторые религиозные обряды происходят на вершинах холмов. Женщины не участвуют в религиозных обрядах.

Стоит отметить специфическую космогонию нусайризма. Исламские верования здесь уходят на задний план, и ведущим элементом космогонических представлений становятся доисламские верования. Согласно представлениям нусайритов, их души когда-то были звездами, находившимися рядом с Али-Солнцем. В этом состоянии они были безгрешны. Затем Али-Бог сотворил землю, и души нусайритов были помещены в телесные оболочки людей.

Согласно учению нусайритов, Бог представляет собой нераздельное единство трех ипостасей, именуемых Ма'на (ар. "смысл"), Исм (ар. "имя") и Баб (ар. "врата"). Их последнее воплощение совпало с основанием ислама: троица воплотилась в Али, Мухаммеде и Салмане аль-Фариси (современнике и ближайшем сподвижнике Мухаммеда, который вскоре после смерти Мухаммеда выступал за преемство Али и за сохранение верховной власти в "семье Пророка"). Таким образом, Ма'на - божественная эманация - указывает на то, что Бог является реальностью всего сущего

стр. 56

и открывается народу только через Исм, в свою очередь Баб представляет собой средство вхождения в сферу знания и постижения Ма'на и Исм. В триаде - Али, Мухаммед и Салман аль-Фариси - Али выступает как Ма'на. Али создал Мухаммеда из своего света, обратив "смысл" в реальность. Салман аль-Фариси явил собой "врата" в "смысл" через имя Мухаммеда.

По различным оценкам, нусайриты (алавиты) формируют около 12% населения современной Сирии3, численность которой на июль 2013 г. составила 22,5 млн. человек4. Имеются также небольшие общины нусайритов в Ливане и в Турции (около 350 тыс. человек5) - преимущественно на юге страны, в таких местностях, как Хатай, Адана, Мерсин.

С точки зрения географии и времени возникновения, турецкий алевизм и нусайризм (арабский алавизм) - два отличные друг от друга течения. Доктрина, культ и космогония обоих течений далеко не тождественны. То, что их объединяет, - обожествление имама Али, долгое время и те, и другие вели закрытый образ жизни, оставаясь вдалеке от эпицентра событий политической и общественной жизни своей страны. Принцип такийа - сокрытия веры (религиозной маскировки) широко применялся представителями обоих течений.

Сегодня, выйдя за пределы исключительно конфессиональной общности, и алевиты Турции, и нусайриты Сирии играют важную роль в жизни своего региона.

Чтобы понимать процессы, которые переживает сегодня алевизм в Турции, обратимся к социальному аспекту его истории и месту алевитов в общественной жизни государства в различные периоды.

В период Османской империи алевиты Турции вели закрытый образ жизни и подвергались разного рода притеснениям со стороны властей. Создание Республики (29 октября 1923 г.) они встретили с восторгом и возлагали большие надежды на новый режим. Однако республиканское правительство Турции не оправдало ожиданий алевитов. Государственные и религиозные стороны общественной жизни официально были отделены друг от друга, ислам был взят под государственный контроль. В повседневной жизни алевитов суннитский ислам ханафитской школы продолжал занимать доминирующие позиции.

Существенные изменения в алевитском обществе происходят в начале 1950-х гг. Первая организация алевитов - "Ассоциация развития Оджак кёйю" - возникла в Анкаре в 1955 г., вслед за ней в 1957 г. в Стамбуле открылась "Культурная ассоциация Диврийи". В 1963 г. была основана "Ассоциация культуры, развития и помощи им. Хаджи Бекташа", издававшая первый ежемесячный алевитский журнал "Карахёйюк" (Karahoyuk). В 1964 г. в Анкаре была основана "Ассоциация туризма и культуры им. Хаджи Бекташа". В апреле 1965 г. вышел первый номер журнала "Хюнкар" (Hunkar), в марте 1966 г. - первая еженедельная алевитская газета "Эхлибейт Йолу" (Ehlibeyt Yolu), в июле 1966 г. - журнал "Джем" (Gem).

Наконец, в 1966 г. возникла Турецкая партия единства (ТПЕ, Turkiye Birlik Partisi) - первая алевитская политическая организация. Просуществовав чуть более 10 лет, она была распущена после сокрушительного поражения на выборах в парламент 1977 года, на которых получила лишь 0,39% голосов6.

С возникновением объединений алевиты становятся общественной силой, которая претендует получить роль в политической жизни страны. Именно здесь возникает глубокое противоречие между вековыми традициями алевитской культуры и желанием заявить о себе обществу. Алевиты

стр. 57

попадают в новые условия - адаптация к этим условиям, сохранение традиций, объединение в сообщества, ощущение себя силой - все это способствует началу долгого и тяжелого процесса модернизации алевизма.

В нашей статье мы остановимся на периоде, начиная с 1980 г. и по сей день. Именно в этот период проблема модернизации и самоидентификации для алевитов становится наиболее острой и актуальной.

Этот период очерчен нами не случайно. 12 сентября 1980 г. в Турции произошел военный переворот, положивший начало процессу экономических и социальных изменений, которые отчасти повлияли на возникновение понятия тюркско-исламского синтеза (Turk-Yslam Sentezi)7. 1980-е и, в особенности, 1990-е гг. отмечены существенным усилением позиций политического ислама8. Данные процессы не могли не вызвать реакции среди алевитских кругов и либерально настроенной части турецкого общества.

АЛЕВИТСКИЙ МАНИФЕСТ

Конец 1980-х гг. охарактеризовался ростом полемики на алевитскую тему. 15 мая 1990 г. в газете "Джумхурийет" представители суннитской и алевитской интеллигенции высказали свои идеи по поводу алевизма. Так появился "Алевитский Манифест" (Alevilik Bildirgesi). С одной стороны, в документе звучал призыв к суннитам - отречься от предубеждений и очернения алевитов, с другой - интеллигенцию призвали выступить на путь защиты алевитов в контексте защиты прав человека.

Отрывки из "Алевитского Манифеста"9 (впервые на русском языке, в авторском переводе) приводятся ниже.

"Манифест нацелен на то, чтобы озвучить перед обществом проблемы алевизма, который является одним из течений ислама в Турции*, и требования алевитов...

В Турции проживают 20 млн** алевитов...

Знания суннитской части нашего народа об алевизме недостаточны. Мусульмане-сунниты, которые формируют большую часть населения нашей страны, не знают об алевизме практически ничего. Взгляды в отношении алевизма этой части населения сформированы целиком из предубеждений... Клевета, развернутая против алевитов в османские времена, до сих пор некоторыми людьми воспринимается как истина. Однако никто не имеет права в наше время позволять жить османской ментальности...

Управление по делам религии представляет собой только суннитское направление в исламе. Существование алевитов не признаётся***. Официальные лица государства в своих заявлениях пытаются представить всё население Турции суннитами. Нужно не забывать о том, что если исчезнет алевизм, ситуация окажется в руках тех, кто мыслит по-османски (Osmanly kafalylara kalacaktyr)...

Свобода вероисповедания и слова - это права человека. Пусть в нашей стране с провозглашением Республики официальное давление на алевитов подошло к концу; социальное, психологическое и политическое давление из прошлого продолжает свое существование. Алевиты по причине этого давления не могут воспользоваться своими свободами "совести, вероисповедания и убеждений". Алевиты до сих пор вынуждены скрывать свою идентичность.

Алевиты всегда поддерживали реформы Ататюрка. Алевиты - одна из основных сил, участвовавших в создании Республики. Алевиты всегда стояли рядом с реформами Ататюрка и светскими силами. Однако их тяготы не закончились во времена Республики.

Несмотря на то, что в Турции у христиан, евреев и сирийцев имеются свои собственные места богослужения, алевиты были этого лишены...

Далее в Манифесте излагаются требования, среди которых звучат призывы признать, что на алевитов оказывается давление. Алевиты должны иметь возможность, не стесняясь, заявлять о том, что "я - алевит". Суннитские семьи должны изменить свои взгляды на алевизм, а интеллигенция должна защищать существование алевитов в контексте прав человека. Турецкая пресса в своих выпусках должна выделять место для освещения алевитской культуры.

Среди прочих, важное место в Манифесте занимает требование отказаться от строительства мечетей в алевитских деревнях: "Управление по делам религии в последние годы еще более усилило неэффективное давление, строя в алевитских деревнях мечети и отправляя туда имамов. Мы надеемся, что государство не будет орудием в руках этой ментальности, которая признает только свое существование и не терпит иного. Эти инициативы должны быть немедленно прекращены. Алевиты хотят, чтобы в их деревнях были построены не мечети, а джем-эви (дома культуры) и школы...".

Манифест затрагивает также проблему духовных лидеров алевитов - т.н. деде. На протяжении веков деде выполняли функцию просветительскую, религиозную, а также выступали в качестве судей. Они передавали культуру алевитов из поколения в поколение. Им, деде, должна быть представлена возможность развиваться и воспитывать кадры: "Институт деде должен быть заново устроен в соответствии с современными реалиями".

В Манифесте имеется ряд важных заявлений относительно вопроса светскости Турции: "Сегодня существование алевитов - залог того, что светское государство будет защищено на случай попыток установления шариатского государства... Демократические, светские, плюралистские силы должны проявить старание, чтобы существование алевитов приобрело ясные формы", а также - степени взаимосвязи с иранским шиизмом: "Между алевизмом и сегодняшним иранским шиизмом нет ничего общего... Ни в философии, ни в ритуале (uygulama) межу анатолийским алевизмом и иранским шиизмом нет сходства".

В конце Манифеста подчеркивается: "Турецкое общество состоит не из одной, а из различных культур. Это обстоятельство - богатство для нашей страны... Алевитская культура, в основе которой заложены любовь к человеку и мир, сегодня нисколько не


* Такая характеристика алевизма крайне важна, ибо на протяжении долгого времени велись и продолжаются споры относительно того, что же представляет собой алевизм: течение внутри ислама, отдельную религию вне ислама или культурную форму.

** Данная цифра представляется нам завышенной (см. выше.).

*** Это заявление мы находим излишне эмоциональным. Управление по делам религии Турции не отрицает существование алевитов, наоборот, утверждает, что ислам в стране не являет собой монолитную структуру, он разнообразен.

стр. 58

поддерживается. Чтобы сохранить эту культуру и развивать ее, необходимо, чтобы Правительство вступило в сотрудничество с интеллигенцией. Мы надеемся, что заявления политиков о том, что "необходимо упразднить давление на свободу веры и убеждений", не остались голословными. В связи с этим, как демократическая интеллигенция, мы ждем поддержки от всего турецкого народа...".

Среди поставивших свою подпись под Манифестом - известные общественные деятели, писатели, историки, представители интеллегенции и искусства: Йашар Кемаль, Азиз Несин, Тарык Акан, Зюльфю Ливанели, Атаол Бехрамоглу, Лютфю Калели, Рыза Зейлут и др. Эти имена имели и имеют большой вес в общественной жизни Турции.

При ознакомлении с текстом Манифеста возникает вопрос: что было, собственно, сделано по прошествии 20 лет?

Коренных изменений в отношениях с государством не произошло: алевиты так и не представлены в Управлении по делам религии; джем-эви функционируют, как говорилось выше, как культурные центры. В школьную программу были внесены некоторые изменения: в учебниках по религии появились разделы об алевизме. Однако говорить о воспитании алевитских религиозных кадров, как и прежде, не приходится.

Значимым изменением можно считать большое количество выпускаемой литературы, посвященной алевитской тематике, а также наличие алевитских телевизионных каналов, радиопередач, организацию различных фестивалей алевитской культуры. Вместе с тем, и здесь необходимо сделать оговорку: таким образом власти пытаются придать алевизму культурную окраску и тем самым сместить акцент с религиозного аспекта этого явления.

Тем не менее, возвращаясь к "Алевитскому Манифесту", нельзя не отметить его социальную значимость - это было первое открытое обращение алевитов к обществу и властям.

АЛЕВИТЫ В 1990-е гг.

1990-е гг. продолжились для алевитов поисками "собственного я" и отстаиванием своего места в общественной жизни. Противоречия между суннитами и алевитами изрядно обострились в этот период. Так, эти годы омрачены несколькими кровавыми стычками между представителями разных групп турецкого общества. Одна из них - резня в Сивасе, другая - кровавые события в стамбульском районе Гази.

События в Сивасе произошли 2 июля 1993 г. и унесли жизни 37 человек. В Турции эти события известны под названием сивасская резня (Sivas Katliamy): группа исламистов напала и подожгла отель "Мадымак", в котором временно проживали алевитские писатели, поэты, музыканты, просветители, приехавшие в Сивас, чтобы принять участие в ежегодном фестивале, посвященном Пир Султан Абдалу*.

Важно отметить, что негодование среди широких общественных кругов вызвало бездействие и попустительство властей. В качестве иллюстрации можно привести слова Шукрю Гюнбулут - очевидца событий, представителя алевитской интеллигенции, которому удалось спастись. Так, он пишет: "Толпа, превышавшая 10 тысяч человек, находилась снаружи. Ощущая поддержку правительства и не желая получить ни одной царапинки, искала пути убийства 80 деятелей искусства, находящихся в отеле... если бы правительство, чтобы предотвратить резню, проявило хоть каплю желания, хоть немного пошевелилось - оно бы разогнало эту шайку преступников"10.

Спустя около двух лет похожие события произошли 12 марта 1995 г. в стамбульском районе Гази. Группа неизвестных напала на 4 кофейни и кондитерскую в местечке Газиосманпаша в районе Гази, 2 человека были убиты, многие получили ранения. Примерно 3 тыс. человек направились в полицейский участок Гази. Полиция открыла огонь в воздух, протестующие, отступив, направились в джем-эви. 13 марта утром народ вновь собрался - у здания Культурной ассоциации им. Хаджи Бекташа Вели. Выкрикивая "убийцы-полицейские", "убийца-государство", "убийцы в полиции" (эти слоганы можно расценить как реакцию на событие, происшедшее накануне, - уличный продавец-алевит был подвергнут пыткам и скончался в полицейском участке), они направились в сторону полицейского участка. Численность их составляла порядка 20 тыс. человек. Они были встречены военными, которые открыли стрельбу в воздух. Народ, среди которого находились старики и дети, не стал расходиться. Полицейские, оцепив людей, требовали, чтобы они разошлись. Один из протестующих бросил камнем в полицию, в


* Пир Султан Абдал - один из крупнейших суфийских поэтов Турции XVI в., участвовал в восстании кызылбашей против османского правительства. Почитается алевитами.

стр. 59

ответ началась стрельба - погибли 17 человек11.

События в Сивасе и Гази стали переломными в процессе формирования алевитской самоидентификации: они обострили чувство отчужденности алевитов, что привело за собой активную динамику их объединения в организации. В своем большинстве они представляли собой ассоциации и фонды.

1 сентября 1996 г. бывший депутат Али Хайдар Везироглу основал Движение демократического мира (ДМД, Demokratik Baryp Hareketi), девиз которого - "Наше имя - другое, фамилия наша - Турция" (Adymyz farldy, soyadymyz Turkiye). ДМД открыло свои представительства в 79 из 81 иля (иль - административная единица в Турции). Подав заявление 1 октября 1996 г. в МВД Турции, спустя около года движение приобрело статус партии - Партии мира (Baryp Partisi). Однако на выборах в парламент в апреле 1999 г. она не смогла добиться какого-либо успеха, и было принято решение о ее роспуске12.

Таким образом, и вторая попытка создания алевитской политической партии, как и первая (в 1966 - 1977 гг.), не увенчалась успехом.

Ситуация, возникшая в конце 1990-х гг., имеет, на наш взгляд, свое логическое продолжение и сегодня. Алевиты переживают острый период самоопределения: они заявили о себе, даже выступили с определенными требованиями, но не ощущают пока в себе достаточно сил, чтобы представлять собой единый фронт перед лицом своих оппонентов. Главная слабость алевизма - в его внутренней разнородности. Это обстоятельство дает возможность говорить не об одном, а о многих модификациях алевизмах.

ТУРЕЦКИЙ АЛЕВИЗМ СЕГОДНЯ

Условия, в которых оказались алевиты, заставили их столкнуться с рядом новых, специфических трудностей, которые зачастую имеют разрушительную силу. Так, в современном турецком обществе все чаще возникает вопрос, связанный с типологией алевизма, - алевизм традиционный или современный. В действительности, алевиты сегодня осознали необходимость переоценки жизненных предпочтений между традицией и современностью.

Сегодня трудно говорить о едином и всеобъемлющем типе алевизма, скорее уместно говорить о различных его проявлениях.

Среди наиболее серьезных проблем алевизма можно выделить вопросы, связанные с верой и ритуалом. Алевизм перестал представлять собой "тайну". Вместе с открытием алевизма миру необходимо обратить внимание на важные изменения в процессе организации социальной жизни алевитов: сможет ли алевизм и как преодолеть противоречия, вызванные стремлением сохранить традиции, переживая одновременно процесс модернизации.

Интерес вызывает вопрос, как алевиты со своими традиционным верованием и практиками смогут обеспечить баланс с реальной действительностью сегодняшней Турции. Важным фактором можно считать усиление общения с суннитским населением, последовавшим за интенсивной урбанизацией. Прежде всего, это касается отмены многих запретов, связанных с браком. До такой степени, что сегодня трудно встретить семью, в которой кто-либо из ее членов не заключил бы брак с суннитом. Безусловно, процесс трансформации этим не ограничивается.

В итоге, в процессе модернизации традиционный облик алевизма и его учение подвергаются серьезным изменениям. Из-за напряженных поисков своего места и роли в современной жизни алевизм оказался вовлеченным в новый мир, противоречащий его учению и издавна сложившимся понятиям.

Традиционные авторитеты пошатнулись, и на их место стали приходить иные, более соответствующие новому восприятию13. Так, например, на сегодняшний день роль, которую выполняли деде, взяла на себя, однако в другом формате, алевитская интеллигенция. Представляется практически невозможным, чтобы алевитские деде продолжали играть прежнюю роль на фоне сегодняшних. Ответы деде на некоторые вопросы, которые задает современная жизнь, недостаточны, и никого не удовлетворяют14.

* * *

Подводя итоги, можно, видимо, утверждать, что сегодня перед лицом Турецкого государства стоит "алевитский вопрос" нового формата. Общество алевитов находится на пороге выбора. Настоящие испытания, связанные с традицией и восприятием современности, отношениями с властью и принципом светскости, который они, прежде всего, отстаивают, начинаются именно сегодня.

Приведем слова современного турецкого социолога Недждет Субаши. На наш взгляд, он точным образом описывает состояние алевизма в Турции сегодня: "Перед лицом модернизации старый, "архаичный" алевизм день ото дня отдаляется от современного алевизма. В итоге, идеология современного алевизма меняет границы, и на карте появляются разного рода алевизмы и различные идеологии, противоречащие друг другу"15.

Дальнейшее развитие и внутренний баланс турецкого общества отчасти зависят и от того, какой путь для себя выберет алевизм.


1 Onder Ali Tayyar. Turkiye'nin Etnik Yapisi. Halkimizin Kokenleri ve Ger(;ekler. Ankara, 2011, s. 121.

2 Сайт Турецкой статистической организации - http://www.tuik.gov.tr/PreHaberBtiltenleri.do?id=13425

3 Сайт Центра афро-евразийских стратегических исследований - http://afasam.org/tr/featured/suriyeniri-demografik-etnik-yapisi-ve-esed-sonrasinda-suriye/; Feuersloss Isabette. Guerre civile en Syrie: le retour du refoule // Politique etrangere, 3/2012, p. 609.

4 Сайт ЦРУ - http://www.cia.gov/libra-ry/publications/t he-world-factbook/geos/sy.html

5 Onder Ali Tayyar. Op. cit., s. 120.

6 Sarac N. Alevilerin Siyasal Tarihi. Kitap 1 (1300 - 1971) (Политическая история алевитов. Книга 1 (1300 - 1971). Istanbul, 2011. s. 474.

7 Irat A.M. Aleviliflin ABC'si. Tarih-Sosyoloji-Siyaset (АБВ алевизма. История-Социология-Политика). Istanbul, 2013, s. 154.

8 Ibid., s. 149.

9 http://www.cumhuriyetarsivi.com

10 Bayrak M. Bir siyaset tarzi olarak Alevi Katliamlari (Алевитские погромы как форма политики). Ankara, 2011, s. 283.

11 Irat A.M. Op. cit., s. 198.

12 Ibid., s. 200 - 201.

13 Subapi N. Alevi Modemle[jmesi. Syrry Fan Eylemek (Алевитская модернизация. Раскрытие тайны). Istanbul, 2010, s. 137 - 138.

14 Ibid., s. 215.

15 Ibid., s. 285.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/АЛЕВИТЫ-В-ТУРЦИИ-СЕГОДНЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. В. ЖИГУЛЬСКАЯ, АЛЕВИТЫ В ТУРЦИИ СЕГОДНЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 26.01.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/АЛЕВИТЫ-В-ТУРЦИИ-СЕГОДНЯ (date of access: 23.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. В. ЖИГУЛЬСКАЯ:

Д. В. ЖИГУЛЬСКАЯ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
643 views rating
26.01.2024 (302 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
16 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
16 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
19 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
19 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
20 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
22 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
22 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
22 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
22 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
23 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

АЛЕВИТЫ В ТУРЦИИ СЕГОДНЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android