Ташкент. Изд-во "Фан". 1976. 204 стр. Тираж 1000. Цена 1 руб. 29 коп.
Истории партийно-государственного контроля посвящена значительная литература, в том числе монографии о центральных контрольных органах1 , исследования о деятельности республиканских ЦКК - РКИ2 . Освещались и отдельные вопросы или периоды истории ЦКК - РКИ Узбекистана3 . Работа доцента кафедры истории КПСС Ташкентского политехнического института кандидата исторических наук А. Р. Атаджанова охватывает весь период существования объединенных контрольных органов республики и основные проблемы их деятельности: осуществление в Узбекистане ленинского плана реорганизации ЦКК - РКИ, роль ЦКК в укреплении единства и сплоченности Коммунистической партии республики, главные направления деятельности и меры, принятые органами контроля в области совершенствования республиканского государственного аппарата, развития социалистического народного хозяйства, социально- культурного строительства. Такой подход к раскрытию темы стал возможен в результате благотворного влияния сло-
1 Н. А. Воскресенская. В. И. Ленин - организатор социалистического контроля. М. 1970; С. Н. Иконников. Создание и деятельность объединенных органов ЦКК - РКИ в 1923 - 1934 гг. М. 1971; А. В. Краснов. ЦКК - РКИ в борьбе за социализм. Роль ЦКК-РКИ в осуществлении ленинского плана построения социализма в СССР. 1923 - 1934 гг. Иркутск. 1973; И. М. Москаленко. ЦКК в борьбе за единство и чистоту партийных рядов. М. 1973.
2 Р. А. Раджабов. ЦКК-РКИ Азербайджана в борьбе за построение социализма (1920 - 1934 гг.). Баку. 1968; М. И. Злотник. Деятельность органов партийно-государственного контроля БССР в государственном строительстве (1917 - 1934 гг.). Минск. 1969; К. М. Мавлянов. Деятельность органов партийного и государственного контроля Таджикистана в период строительства социализма. Душанбе. 1971; Д. Стуруа. В борьбе за единство рядов партии. Деятельность ЦКК - РКИ Грузии (1924 - 1934 гг.) Тбилиси. 1972; А. И. Чугунов. Органы социалистического контроля РСФСР. 1923 - 1934 гг. М. 1972.
3 М. И. Бродский. Из материалов деятельности ЦКК - РКИ Узбекистана в области контроля и проверки исполнения в годы первой пятилетки. "Научные труды" Ташкентского университета, 1967, вып. 293; А. А. Беседин. Из истории создания и деятельности ЦКК - РКИ Узбекистана (1924 - 1933 гг.). "Компартия Узбекистана в борьбе за победу Советской власти и построение социализма". Ташкент. 1968; А. Р. Атаджанов. Организация и деятельность РКИ в Туркестане. Ташкент. 1972, и др.
стр. 128
жавшихся историографических традиций, особенно полно выраженных в монографии А. В. Краснова. Всестороннее освещение деятельности ЦКК-РКИ позволяет наиболее глубоко исследовать роль этих органов в осуществлении ленинского плана построения социализма, показать органическую связь этого плана с реорганизацией системы партийного и советского контроля.
Книга, выполненная на основе широкого круга источников, дает достаточно полное представление об общих принципах и направлениях работы, присущих как центральным, так и местным контрольным органам. В то же время автор выявил ряд особенностей в деятельности ЦКК-РКИ Узбекистана, обусловленных историческим прошлым республики, своеобразием ее социально-экономического развития и спецификой формирования и деятельности партийных организаций в этом районе нашей страны.
А. Р. Атаджанов подробно излагает историю создания ЦКК - РКИ Узбекистана после образования республики в 1924 г., подчеркивает, что этот объединенный орган стал новым инструментом в системе диктатуры пролетариата. Им высказана интересная мысль, что создание объединенных контрольных органов открыло широкие перспективы для поиска новых форм участия в их работе народных масс (стр. 37). Однако это положение не получило в книге достаточного раскрытия и требует дальнейшего исследования. В монографии дана характеристика таких форм привлечения трудящихся к работе контрольных органов, как секции РКИ при местных Советах, ячейки содействия РКИ, внештатные инспектора, взаимодействие с группами "легкой кавалерии" и др. Основное внимание автор уделил количественному составу этих общественных организаций, но несомненный интерес представлял бы анализ их социального и национального состава.
В книге приведен новый фактический материал о социальном составе и методах работы ЦКК Компартии Узбекистана. Подчеркнута роль ЦКК в защите и укреплении единства, в обеспечении чистоты партийных рядов. В связи с этим особую важность представляет освещение борьбы с оппортунизмом в Компартии Узбекистана. Автор показал тесное переплетение троцкизма с национал-уклонизмом. Содержащиеся в монографии данные свидетельствуют о том, что разгром троцкизма явился одновременно сокрушительным ударом по национал-уклонистам. Обоснован вывод автора о существенном вкладе ЦКК в борьбу с оппозиционерами всех мастей, за единство партии. В то же время он пишет о решающей роли ЦКК - РКИ в укреплении партии, о том, что "именно на эти контрольные органы В. И. Ленин возлагал задачу охраны единства партии снизу доверху" (стр. 58). Здесь следовало бы отметить, что контрольные комиссии были важным фактором разгрома правого и "левого" оппортунизма в ВКП(б), обеспечения единства ее рядов, но решающую роль сыграла деятельность всей партии, и прежде, всего совместные усилия ее ЦК и ЦКК.
"По мысли В. И. Ленина, - пишет А. Р. Атаджанов, - ЦКК - РКИ должна была обеспечить монолитность ЦК партии и "строжайшую правильность" ведения дел в партии" (стр. 22). Это не совсем точное толкование ленинских положений. Автор там же справедливо отметил, что создание объединенного контрольного органа не означало передачи функций НК РКИ Центральной Контрольной Комиссии. Это замечание верно и по отношению к ЦКК. О функциональной самостоятельности ЦКК как партийного органа и РКИ как органа Советской власти подробно говорится в работах Н. А. Воскресенской, С. Н. Иконникова, А. В. Краснова и др. Конкретные задачи улучшения организации работы Центрального Комитета, его Политбюро были поставлены Лениным перед Центральной Контрольной Комиссией. Осуществление внутрипартийного контроля было функцией избираемых коммунистами контрольных комиссий. Хотя, конечно, следует учитывать, что в решении внутрипартийных вопросов центральная и местная контрольные комиссии широко использовали материалы и опыт, которые давало им участие в объединенных органах контроля.
Во всем объеме освещена в монографии деятельность ЦКК-РКИ Узбекистана по совершенствованию государственного аппарата. Эта задача, подчеркивает автор, особенно трудно решалась на национальных окраинах, что объяснялось общей культурной отсталостью населения, большей, чем в центре, засоренностью аппарата старыми чиновниками, острой нехваткой кадров. Материалы, обобщенные А. Р. Атаджановым, свидетельствуют о том, что усилия органов контроля были направлены на более четкое разграничение функций внутри управленческого аппарата, ликвидацию лишних
стр. 129
подразделений, децентрализацию оперативных функций. Важным итогом этой работы явилось значительное сокращение административно-управленческих расходов в республике. В книге отмечается, что рационализация управленческого аппарата вела к его дальнейшей демократизации.
Выполняя директивы XIV съезда партии о приближении государственного аппарата к трудящимся массам, привлечении рабочих и крестьян к государственному управлению, контрольные органы Узбекистана, о чем говорят данные, приведенные в монографии, проделали в этом направлении значительную работу. В национальных республиках она имела особый аспект - выдвижение в госаппарат представителей коренного трудящегося населения, что в 20-х годах называли "коренизацией аппарата". А. Р. Атаджанов показывает, что при решении этой задачи органы ЦКК - РКИ преодолевали сопротивление великодержавных, а также националистических элементов, привлекали к партийной ответственности коммунистов, извращавших директивы партии. В монографии содержатся данные об увеличении кадров коренной национальности в ряде центральных учреждений республики, а также в среднем звене руководящих работников.
Не только исторический, но и практический интерес представляет опыт работы органов контроля с письмами и жалобами трудящихся. Прежде всего она осуществлялась через бюро жалоб и заявлений при НК РКИ Узбекистана. Опираясь на факты, автор выясняет, например, что изучение жалоб трудящихся позволило улучшить правовую помощь кишлачной бедноте, более эффективно проводить борьбу с байско-кулацкими элементами, способствовало устранению многих недостатков в деятельности государственных и хозяйственных органов. Одним из важных выводов, вытекающих из обобщения истории органов партийно-государственного контроля, в том числе и Узбекистана, является положение об их значительной роли в развитии социалистической демократии. Книга содержит убедительный фактический материал по этому вопросу.
Широко показано в монографии участие ЦКК - РКИ в социалистической реконструкции народного хозяйства и культурном строительстве в республике. Наиболее обстоятелен раздел, раскрывающий значение контрольных органов в социалистическом переустройстве сельского хозяйства.
Автор отмечает, что к середине 20-х годов в Узбекистане сохранялись феодальные пережитки в землепользовании, большая часть земли и ирригационных сооружений находилась еще в руках баев и духовенства; пролетарские кадры в сельском хозяйстве были малочисленными. Эти и другие обстоятельства осложняли социалистическое преобразование кишлака. Органы контроля оказали активное содействие партии в подготовке и осуществлении аграрной реформы в республике: было проведено обследование состояния землепользования в ряде областей, выявлены нарушения советских законов в распределении земли, намечены меры по их устранению. ЦКК - РКИ проводили большую разъяснительную работу среди трудового дехканства. Одним из важных направлений деятельности этих органов было обследование сельскохозяйственной кооперации, водных ресурсов Средней Азии, проверка работы системы управления водным хозяйством. В 1927 г. ЦКК - РКИ республики осуществили широкую проверку оказания хозяйственной помощи бедноте. На основании этого и подобных обследований, проведенных в других регионах, НК РКИ СССР вошел в правительство с предложением об усилении помощи деревенской бедноте. Соответствующее постановление было принято СНК СССР в сентябре 1928 года4. Материал книги свидетельствует о том, что обследования контрольных органов, их выводы зачастую становились источником партийных и правительственных постановлений.
Подчас А. Р. Атаджанов ограничивается общим указанием на большое значение тех или иных мер, разработанных ЦКК - РКИ, не раскрывая их практического смысла. Больше внимания следовало бы уделить работе всей системы контрольных органов на территории республики, ее развитию и совершенствованию. Как одну из особенностей деятельности органов контроля автор отмечает функционирование в Узбекистане наряду с республиканскими органами аппарата Уполномоченного ЦКК ВКП(б) - НК РКИ СССР по Средней Азии, но не выясняет до конца, в чем проявлялась эта особенность, каков был характер взаимосвязи этих органов.
Содержащийся в монографии материал представляет интерес не только для специалистов. Без фактических данных обследований, проведенных ЦКК - РКИ и их мест-
4 СЗ СССР, 1928, N 59, ст. 530.
стр. 130
ными органами, без их выводов и практических предложений вряд ли можно создать полную картину социалистического строительства в отдельных республиках и в стране в целом, всесторонне осветить руководящую деятельность партии в решении этой важнейшей задачи. Автору удалось убедительно охарактеризовать деятельность ЦКК - РКИ как органа пролетарской диктатуры, органа, осуществлявшего контроль за проведением классовой политики партии во всех сферах общественного развития.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |