Libmonster ID: KZ-2609

Alger: Casbah-Editions, 2010. 220 p. + annexes*

Мне уже приходилось неоднократно писать об исламизме, или политическом исламе, вообще и в Алжире в частности. В отечественной специальной литературе имеются интересные исследования С. Э. Бабкина, Б. В. Долгова и В. В. Куделева на эту тему1. Естественно, как эти работы, так и другие, посвященные исламизму в отдельно взятых странах, данную тему не исчерпывают. Тем интереснее опубликованная в 2010 г. в Алжире книга "Аль-Каида в исламском Магрибе", содержащая сведения из первых рук о действиях вооруженного исламистского подполья в Алжире и соседних с ним странах, о руководителях и вдохновителях этого подполья, о методах, ими применяемых за последние годы, об истинных масштабах их операций и связей, распространяющихся вплоть до некоторых регионов России.

Автор книги - алжирский журналист Мохамед Мокаддам, известный под псевдонимом Анис Рахмани, один из первых репортеров, сумевших установить контакт с руководителями вооруженных групп исламистов и взять у них интервью. Основатель и директор алжирской газеты "Ан-Нахар" с 2007 г., он был до этого, с 1999 по 2007 г., корреспондентом выходившей в Лондоне газеты "Аль-Хайят", специально занимавшимся ситуацией в Алжире. В 2002 г. он опубликовал книгу "Алжирские афганцы", посвященную алжирским террористам, сражавшимся в Афганистане (по некоторым данным, более 3 тыс. из них по возвращении на родину образовали наиболее радикальное крыло местных исламистов). В ней он, кстати, предсказал, что руководящая ныне исламистами-боевиками в Алжире "Салафистская группа проповеди и борьбы" (СГПБ) обязательно примкнет к Аль-Каиде, что и произошло в 2007 г., т.е. через 5 лет. В настоящее время Мокаддам - наиболее информированный знаток особенностей и положения вооруженных групп исламистов в Алжире.

В рецензируемой книге, построенной как на личных впечатлениях, беседах и интервью, так и на многочисленных документах, собранных за последние 20 лет, автор обращает внимание не на военный и религиозный аспекты проблемы, которые привлекают внимание наших специалистов прежде всего, а на политическую, личностную и... криминальную сторону описываемых им событий. Достаточно выразительны уже первые заголовки разделов: "Вождь похитителей", "От контрабанды чая до торговли человеческими жизнями", "Заложники рассказывают о тех, кто их похитил", "Посредники Аль-Каиды в передаче выкупа" и т.п. Мокаддам уделяет особое внимание фигуре Абд аль-Хамида Абу Зейда, одного из лидеров боевиков на севере Африки, прозванного "сахарским Бен Ладеном". Автор собрал о нем самые подробные сведения, начиная с детских лет, проведенных в непрерывно кочевавшем туарегском племени Аль-Гадир. Абу Зейд - это боевой псевдоним, а настоящее имя этого персонажа Мохамед Гадир. Как установил автор, все боевики действуют под псевдонимами, дабы сбить с толку полицию и спецслужбы и не дать им "взять в оборот" семьи боевиков. Но, как показывает пример Мокад-дама, не только спецслужбам, но и журналистам удается раскрыть большинство псевдонимов боевиков.


* М. Мокаддам. Аль-Каида в исламском Магрибе. Контрабанда во имя ислама. Алжир: Изд-во Касба, 2010. 220 с. + приложения.

1 Бабкин С. Э. Религиозный экстремизм в Алжире. М., 2001; Долгов Б. В. Исламистский вызов и алжирское общество. М., 2004; Куделев В. В. "Аль-Каида": структуры, союзники, покровители. М., 2008.

стр. 208

Абу Зейд, родившись в малосостоятельной многодетной семье, не получил практически никакого образования, выучив лишь за время эпизодических посещений школы при мечети "рудименты арабской грамматики и несколько сур Корана", после чего "полностью забросил всякое обучение", вынужденный "помогать отцу пасти верблюдов и баранов" (с. 12). Из опросов его родни и окружения явствует, что он - человек нелюдимый, суровый, жестокий и непримиримый, выгнавший одну за другой двух своих жен без видимых причин и примерно с 22 лет занявшийся контрабандой и махинациями на "черном рынке", тем более что селение, в котором он обосновался, расположено было в самом сердце Алжирской Сахары, в 250 км от ближайшего административного центра. Не получив глубоких знаний об исламе, он тем не менее старался не торговать запрещенными для мусульман товарами, не пил вина и соблюдал пост рамадан, за нарушение предписаний которого как-то даже избил своего брата.

В начале 1990 г. Абу Зейд стал членом Исламского фронта спасения (ИФС) - религиозной партии, быстро набравшей популярность. Абу Зейд стал видным активистом ИФС и, после перехода ИФС в январе 1992 г. к вооруженной борьбе с правительством, принялся снабжать террористическое подполье продовольствием, оружием и снаряжением, используя свои каналы контрабанды. За это в 1994 г. он был арестован и три года провел в тюрьме, где познакомился со многими видными исламистами. Освободившись из заключения в 1997 г., он примкнул вместе с тремя своими родственниками к одному из подразделений Вооруженной исламской группировки (ВИГ). К этому времени ИФС практически исчез, расколовшись на множество организаций, наиболее крупными из которых были ВИГ и ИАС (Исламская армия спасения). Однако в 1998 г. возникла упомянутая СГПБ, эмир которой Хасан Хаттаб установил связь с Абу Зейдом, к тому времени уже известным в Сахаре контрабандистом, развернувшим свои операции на территории сразу четырех государств - Алжира, Мали, Нигера и Ливии. С осени 2002 г. Абу Зейд возглавил отряд "Тарик Ибн Зияд" (в честь первого мусульманского завоевателя Испании в VIII в.), в задачу которого входил контроль над Алжирской Сахарой. К этому времени СГПБ, нуждаясь в средствах, стала захватывать в Сахаре европейцев (инженеров, туристов, ученых и др.) с целью получения за них выкупа. В частности, 32 таких заложника были захвачены боевиками в апреле 2003 г. и освобождены через 4 месяца за выкуп в 5 млн. евро (с. 24).

Примерно в конце 2006 г. СГПБ, по данным Мокаддама, сменила название на "Аль-Каида в исламском Магрибе" (АКИМ). Она продолжала свою деятельность, сосредоточившись помимо нападений на силы порядка прежде всего на похищениях, каковых, по информации министра внутренних дел Алжира, только в 2007 г. было 375, из них 115 - дело рук АКИМ (с. 26). Собственно, все эти захваты - часть деятельности Аль-Каиды по добыче средств за счет торговли заложниками, активно ведущейся также в Ираке, Афганистане, Пакистане и (по утверждению Мокаддама) в Сомали. При этом похитители, не признавая легитимности властей, против которых они сражаются, себя считают законными представителями исламского халифата, которые могут поступать с немусульманами на "землях ислама" так, как им вздумается. То, что количество похищенных или взятых в заложники другими организациями или просто бандитами (260 чел.), превышало "улов" АКИМ, говорило лишь о том, что доходность этого вида "бизнеса" привлекала также и конкурентов АКИМ (в разгар войны 1992 - 2002 гг. число только отколовшихся от ИФС групп и тогда же стихийно возникших бандформирований превысило 600!) и вообще была в глазах обитателей Сахары достаточно заразительным дурным примером. В 2007 г. похитители только в Сахаре требовали сумму выкупа за освобождение заложников в 60 млн. евро, а получили за них в общей сложности 12 млн. Но при этом надо учесть, что часть заложников сумела освободиться без выкупа, а еще часть погибла, так и не дождавшись освобождения.

Многие заложники (уроженцы Великобритании, Германии, Франции. Швейцарии, Австрии, Бельгии) были захвачены на территории сопредельных с Алжиром стран и обычно содержались в специально созданных Аль-Каидой лагерях, где условия жизни были весьма тяжелы с точки зрения санитарии, перепадов температуры, нехватки продовольствия, опасности, исходившей от змей и скорпионов. Автор подробно расспросил тех из них, которым удалось освободиться. В их рассказах немало любопытного, в том числе - о самих боевиках-похитителях, которым, как правило, 17 - 25 лет, об особенностях их поведения и отношения к заложникам, особенно к женщинам, о темах бесед между похитителями и похищенными, многих из которых уговаривали перейти в ислам. При этом довольно низкий образовательный уровень боевиков (обычно 2 - 3 класса коранической школы) не мешал им обнаруживать в полемике с теми, кто отстаивал свое право оставаться христианином, весьма обширные познания из истории ислама. Так, в беседе с австрийцами они вспоминали об осаде османами Вены в 1529 г., которая "лишь чудом не

стр. 209

завершилась исламизацией" столицы Австрии (с. 43 - 45, 63 - 64). Боевики все считают "ислам идеальным решением всех проблем мира сегодня" и "совершенно обязательным возвращение к исламу Испании как бывшей Андалусии" (имея в виду не южную область современной Испании, а исчезнувшую арабо-мусульманскую страну Аль-Андалус, занимавшую в VIII-XV вв. территорию Иберийского полуострова).

Но подобного рода беседы, как и проявления заботы о заложниках, вплоть до предоставления им лекарств (получаемых боевиками, как и почти все виды снабжения и продовольствия, по каналам контрабанды), вовсе не определяли положения заложников. С ними нередко обращались грубо или пренебрежительно, не считаясь с их возрастом и состоянием здоровья, достоинством и положением. Некоторых из них убивали, как, например, 78-летнего француза Мишеля Жермано, не особенно себя утруждая как-либо объяснить причину убийства, хотя до сих пор неясно, умер ли он от лишений и болезней или был застрелен. Мокаддам считает, что Жермано был убит в отместку за совместную операцию франко-мавританских войск против одного из подразделений АКИМ в июле 2010 г. (с. 49 - 53, 65).

Обычно АКИМ публикует свои коммюнике, пользуясь услугами канала "Аль-Джазира", по словам автора, "весьма ценимого Аль-Каидой" (с. 49). Однако члены организации на фотографиях и телекадрах обычно маскируются, закрывая хотя бы наполовину свои лица. Тем не менее изображения этих вооруженных до зубов бородачей внушительного вида получили широкое распространение в западных СМИ, а сама АКИМ из небольшой бандгруппы выросла в "значительную военную силу, с которой торопятся начать переговоры правительства великой Европы" (с. 66). Эти контакты обычно налаживаются через малийских и мавританских посредников, не всегда надежных, так как в АКИМ имеются активисты родом из Мали и Мавритании (а также из Ливии, Чада и Нигера). Налицо стремление АКИМ выйти за рамки Алжира и стать "фактором международного значения". В то же время в пределах Алжирской Сахары АКИМ не сумела подчинить себе туарегов, населяющих эту территорию с древнейших времен. С большинством из них АКИМ враждует, хотя и связана с некоторыми "бедными арабскими племенами" в Мали и соседних странах. Главным же примирителем их является мавританский делец (кстати объявленный в розыск властями Мавритании) Мустафа Ульд Лимам Шафи, говорящий на арабском, французском, бамбара, хауса и тамашеке (языке туарегов). Связанный деловыми узами с предпринимателями разных стран, Шафи - одновременно советник президента Буркина-Фасо, партнер многих видных контрабандистов региона и личный друг ряда руководителей АКИМ, что делает его идеальным посредником.

Мокаддам приводит обильную информацию о непросто складывавшихся отношениях между Бен Ладеном и исламистами Алжира. Эмиссар Аль-Каиды йеменец Имад Абд аль-Вахид Ахмед аль-Ямани в июне 2001 г. прибыл в Алжир, где встретился с главой СГПБ Хасаном Хаттабом, после чего изучал возможности начать джихад в Мали, Мавритании, Нигере, Чаде и Нигерии. По возвращении в Алжир он был убит алжирскими военными 12 сентября 2002 г. недалеко от города Батна. Долгое время обстоятельства его гибели были неизвестны, и Бен Ладен, решивший, что аль-Ямани убит боевиками СГПБ, порвал с этой организацией все отношения. Однако постепенно связи были восстановлены, и СГПБ с помощью Аль-Каиды превратила Сахару в "новый Афганистан", согласно заявлению штаба войск США в Штутгарте от 12 мая 2010 г., поскольку вооруженные группы исламистов в регионе, обогатившись за счет торговли заложниками, получили возможность закупать много оружия и формировать новые отряды.

С конца 2001 г. СГПБ перенесла свои операции в Сахару ввиду "возросшего давления" на нее "алжирских сил безопасности на востоке страны". С осени 2002 г. в руководство СГПБ выдвигаются Абу Зейд, Абби Абд аль-Азиз ("Окаша") и Амари Сайфи ("Абд ар-Раззак"), служившие ранее в ВДВ Алжира. Они выработали новую тактику, основанную на связи и тесном сотрудничестве с контрабандистами, похищении европейцев, взаимодействии со сторонниками Аль-Каиды во всех странах, примыкающих к Сахаре, на юге которой, в горах Тассили, обосновалась главная база террористов. К апрелю 2002 г. численность захваченных боевиками европейских туристов, археологов, исследователей, врачей и др. выросла до 34 (р. 73 - 75). С тех пор армия Алжира и АКИМ выслеживают и атакуют друг друга с переменным успехом, тем более, что отряды АКИМ нередко отступают на земли соседних с Алжиром государств. Уже были случаи убийства европейцев боевиками АКИМ на территории Мавритании, в 250 км к востоку от Нуакшота (с. 92).

Масштабы операций АКИМ, как и наносимый ими ущерб, относительно незначительны. Однако эхо этих операций максимально используется Аль-Каидой не только в материальных,

стр. 210

но и в пропагандистских целях. Например, в феврале 2008 г. АКИМ опубликовала на канале татарского телевидения "Аль-Джазира" следующее коммюнике: "Мы счастливы сообщить нашей мусульманской нации об успехе муджахидов в двух больших операциях на территории Нигера". Речь шла о захвате в декабре 2007 г. двух служащих ООН и четырех туристов, с которыми "муд-жахиды будут хорошо обращаться в соответствии с принципами исламского шариата" (с. 98). В мае 2009 г. Абу Зейд казнил британского заложника Эдвина Дайера после того, как его не удалось обменять на палестинского муфтия Абу Катаду, а в июне 2009 г. - американца Кристофера Лангиса, обвиненного в "евангелизации мусульманских стран" (с. 103 - 105).

Этот список можно продолжить, как и еще более длинный список заложников из Европы и Америки, освобожденных за выкуп после долгих препирательств, взаимных угроз и обмена ударами. АКИМ с 2008 г. также приняла активное участие в кампании требований освободить исламских террористов, находящихся в заключении в Алжире, Тунисе, Франции, Италии и Австрии (с. 115).

В завершающих главах автор характеризует основные исламо-экстремистские организации, возникавшие в Алжире: Вооруженное исламское движение (1983 - 1994), Движение исламского государства (1991 - 1998), Движение верных клятве (1991 - 1998), Исламский фронт джихада (1993 - 1997), Исламскую армию спасения (1992 - 2000), ВИГ и СГПБ, а также некоторые мелкие группы. Впервые сведения о них, об их лидерах, взаимоотношениях и соперничестве, как и об отношениях с Бен Ладеном с его заместителем Айманом аз-Завахири, даны столь исчерпывающе, как и данные об алжирцах, участвующих в акциях исламистов в Ливане, Ираке, Сирии, Франции. Последней уделяется особое внимание руководством Аль-Каиды. В приложениях к книге (с. 203 - 220) даны документы и фотографии, иллюстрирующие содержание текста.

В целом книга Мокаддама - ценный источник информации о деятельности и характере исламистских формирований на севере Африки, интеллектуальном и политическом уровне их личного состава. Книга дает представление о полукриминальной морали боевиков, ограниченности их представлений о мире, а также об их готовности перестроить его "под себя". Книга лишний раз подтверждает, что боевики Аль-Каиды - это во многом готовые на все маргиналы, способные на любые преступления во имя торжества исламизма.

стр. 211

© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/M-MOKEDDEM-AL-QAIDA-AU-MAGHREB-ISLAMIQUE-CONTREBANDE-AU-NOM-DE-L-ISLAM

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. Г. ЛАНДА, M. MOKEDDEM. AL QAIDA AU MAGHREB ISLAMIQUE. CONTREBANDE AU NOM DE L'ISLAM // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 18.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/M-MOKEDDEM-AL-QAIDA-AU-MAGHREB-ISLAMIQUE-CONTREBANDE-AU-NOM-DE-L-ISLAM (дата обращения: 18.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Р. Г. ЛАНДА:

Р. Г. ЛАНДА → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
25 просмотров рейтинг
18.11.2024 (9 часов(а) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"RULES OF THE MUSLIM FAITH" BY MAGOMED SHARDANOV
Каталог: Религиоведение 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ОТКРЫТИЕ КОНСУЛЬСТВ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (1860-1917)
Каталог: История 
7 часов(а) назад · от Urhan Karimov
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЧЕЛОВЕК НЕОБЫЧНОЙ СУДЬБЫ. К 80-ЛЕТИЮ А. З. ЕГОРИНА
Каталог: Вопросы науки 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
П. В. ШЛЫКОВ. ВАКФЫ В ТУРЦИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ИНСТИТУТА
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА ИРАНА (НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИКИ)
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИСЛАМСКИЙ ПРИЗЫВ (ДА'ВА) НА КАВКАЗЕ XXI в. СРЕДСТВАМИ КИНО: ПОПЫТКА ДИСКУРСИВНОГО АНАЛИЗА
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
MODERNIZATION OF THE EAST IN THE XXI CENTURY AND THE SEARCH FOR A DEVELOPMENT MODEL
Вчера · от Urhan Karimov
AMONG ALGERIAN LITERARY CRITICS AND WRITERS (AT A CONFERENCE IN BURJ BOU 'ARRIRIJ PROVINCE)*
Вчера · от Urhan Karimov
N. Ya. BICHURIN AND HIS WORKS ON MONGOLIAN STUDIES
Вчера · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

M. MOKEDDEM. AL QAIDA AU MAGHREB ISLAMIQUE. CONTREBANDE AU NOM DE L'ISLAM
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android