BIBLIO.KZ - цифровая библиотека Казахстана, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: KZ-58
Автор(ы) публикации: К.-Г. КАРАКЕЕВ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Член-корреспондент АН СССР К.-Г. Каракеев

Алма-Ата. Изд-во "Наука" Казахской ССР. 1969. 191 стр. Тираж 1850. Цена 80 коп.

Книга Г. Ф. Дахшлейгера подводит итог развитию исторической науки в Казахстане за пятьдесят лет Советской власти. Она продолжает сложившуюся в республике историографическую традицию, связанную с работами К. Акишева, А. Х. Маргулана, Э. Масанова, А. Н. Нусупбекова, С. Н. Покровского, Б. С. Сулейменова, А. Б. Турсунбаева, В. Ф. Шахматова и других. Но в отличие от исследований этих авторов, рассматривающих отдельные историографические проблемы, рецензируемая книга отражает основные вехи в развитии казахстанской историографии в целом, раскрывает внутреннюю логику ее роста, ее достижения, выявляет пробелы, отмечает дискуссионные вопросы науки, показывает ее тесную взаимосвязь с общественно-политической жизнью страны.

Автор убедительно обосновывает принятую им периодизацию историографии Казахстана, которая, по его мнению, в главном совпадает с периодизацией всей советской исторической науки. В книге проанализировано (хотя далеко не полно) ленинское теоретическое наследие с точки зрения его приложения к истории Казахстана, подчеркнуто, что труды В. И. Ленина имеют не только основополагающее, методологическое значение для понимания и правильной оценки всех основных проблем как советского, так и дореволюционного Казахстана, но и дают прямые ответы на многие конкретно-исторические вопросы его истории. Переход к социализму казахского народа, как и других прежде отсталых народов Советского Востока, происходил на основе выработанной В. И. Лениным теории некапиталистического развития, и ее освоение историками способствовало углублению трактовки проблем переходного периода. В связи с этим в книге подчёркивается непреходящее значение для науки ленинского учения о многоукладности в экономике, указаний о видоизменении общекоммунистической тактики на окраинах, постепенном приобщении трудовых национальных масс к социализму. Труды Ленина для казахстанской историографии, как и для всей советской исторической науки, - непревзойденные образцы сочетания воинствующей партийности, непримиримости к врагам марксизма со строго научным подходом к освещению всех вопросов истории, с соблюдением коренных принципов историзма. Здесь следовало бы, на наш взгляд, указать на наиболее важные для историографии Казахстана проблемы в документах партийных органов, в трудах видных деятелей партия (автор ограничился лишь указанием на наличие таких проблем).

Обстоятельно характеризуется Г. Ф. Дахшлейгером процесс становления подлинно научной историографии Казахстана (1917 г. - середина 30-х годов). Утверждение марксистско-ленинской методологии в казахстанской историографии проходило в острой борьбе с враждебными ленинизму течениями и группами, с различными антинаучными концепциями, которые отстаивались Г. Сафаровым, И. Курамысовым, А. Байтурсуновым и др. (стр. 41 - 47). Интересна мысль автора о том, что историография Казахстана, пожалуй, в еще большей степени, чем, например, историография собственно России, отразила классовую борьбу переходного периода, ибо шовинистические и националистические взгляды и предрассудки оказались здесь особенно живучими и стойкими (стр. 30). Трудности становления и роста исторических знаний в Казахстане, как, впрочем, и в соседних республиках Средней Азии, обусловливались в первые годы Советской власти отсутствием профессиональных кадров историков. Однако с открытием высших учебных заведений (в Казахстане первый педагогический институт стал функциониро-

стр. 165

вать в 1928 г., а Казахский университет - в 1934 г.) в науку широким фронтом стала вливаться молодежь, национальные кадры историков, овладевшие марксистским методом, закалившиеся в борьбе с враждебными ленинизму идейными течениями. Учреждались научные общества, архивы, библиотеки, музеи, стали действовать истпарты, а также немногочисленные вначале научные учреждения. Автор показывает огромную помощь становлению казахстанской историографии ученых Москвы, Ленинграда, Ташкента, приводит данные о росте научной исторической периодики. Анализируется творческая деятельность первых крупных казахских историков - С. Д. Асфендиарова, Г. Тогжанова, Т. Рыскулова, - отмечаются их научные заслуги и допускавшиеся ими ошибки. Очерчена проблематика исторических исследований: Казахстан в XIX - начале XX в., история Великого Октября и гражданской войны, социально-экономическое развитие аула, советское строительство и др. Предпринимались шаги по изданию источников, статистических материалов, организации записи мемуаров, составлению хроник. Появился интерес к истории партийного строительства, делались попытки создания обобщающих трудов по истории Казахстана (А. П. Чулошников, С. Д. Асфендиаров). Автор приходит к обоснованному выводу, что при всех недостатках, обусловленных большей частью ограниченностью источников, неизученностью проблем, историография 20-х - первой половины 30-х годов заслуживает высокой оценки, и ни одно серьезное исследование в наши дни невозможно без ее освоения и критического использования. Но и здесь следует сделать одно замечание. В начале своей книги Г. Ф. Дахшлейгер отмечает, что до сих пор не устранены разногласия в определении хронологических рамок начального этапа развития исторической науки в Средней Азии и Казахстане. По нашему мнению, решению этого вопроса во многом способствовал бы анализ созданных в 30-х годах обобщающих трудов по истории Казахстана с точки зрения того, насколько отвечали они требованиям марксистско-ленинской методологии, как прочно утвердилась в них ленинская концепция исторического процесса. Такой анализ в книге, к сожалению, отсутствует.

Четко обрисованы характерные черты второго этапа казахстанской историографии (середина 30-х - середина 50-х годов). Историки стали изучать значительно более широкий круг проблем (история коллективизации сельского хозяйства, создание, и развитие советской казахской государственности, строительство промышленных очагов). Внимание исследователей привлекли вопросы периодизации древней и средневековой истории Казахстана, специфики феодальных отношений у казахов, национальные движения, казахско-русские отношения, история вхождения казахских земель в состав России и др. Намного расширился фронт исследований по истории Коммунистической партии Казахстана. В гораздо больших масштабах и на более высоком уровне стала вестись подготовка кадров историков в вузах (в 1943 г. был открыт исторический факультет Казахского университета, а затем исторические факультеты в пединститутах), аспирантура, учрежденная при вузах и научно-исследовательских учреждениях, готовила высококвалифицированные кадры историков. В 1945 г. был создан штаб исторической науки - Институт истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР. Возросла роль Института истории партии при ЦК КП Казахстана. Однако, как верно подчеркнул автор, историография Казахстана, как и вся советская историческая наука, развивалась тогда в нелегких условиях. На ней отрицательно сказывались нарушения ленинских норм партийной и государственной жизни, субъективистские извращения. Получили распространение социологические построения в исторических исследованиях, подчас не подтвержденные конкретно-историческим материалом.

Значительные успехи казахстанской историографии в годы Великой Отечественной войны, как отмечается в книге, в немалой степени были связаны с деятельностью эвакуировавшихся в Казахстан видных русских ученых- историков: А. М. Панкратовой, С. В. Бахрушина, Н. М. Дружинина, М. П. Вяткина, Д. А. Баевского, М. П. Кима, А. П. Кучкина, С. В. Юшкова и других. Получили углубленную разработку идеи советского патриотизма, дружбы народов, героические традиции народов нашей страны. В 1943 г. вышел труд "История Казахской ССР", обобщивший все достижения казахской историографии и составивший важную веху в ее развитии. Но в этой книге имелись также и серьезные ошибки. Содержались они в ряде монографических исследований (например, в книге о Кенесары Касымове). Партия нацеливала историков на борьбу против идеализации феодального

стр. 166

прошлого казахского народа, некритического отношения к его культурному наследию, ориентировала на правильное отображение казахско-русских отношений, корней дружбы русского и казахского народов, складывавшихся в их совместной борьбе против социального и национального угнетения, за победу социалистической революции, за построение социализма. Автор обстоятельно характеризует позитивные результаты науки. Именно в этот период научное обоснование получило положение об исторической закономерности победы социалистической революции в Казахстане как неотъемлемой части социалистической революции во всей стране; изучались многие проблемы истории социалистического строительства, особенно процесс социалистического переустройства отсталых форм хозяйства и быта аульно- сельского населения, история утверждения колхозного строя в республике. Развертывалась работа по созданию обобщающего труда по истории партийной организации республики. Ученые пришли к выводу, что до Великого Октября человеческое общество, на территории Казахстана знало две основные социально-экономические формации: первобытнообщинный строй и феодальный строй с неразвитыми формами собственности на землю и отсутствием крепостничества. Было доказано, что хотя капиталистические отношения во второй половине XIX - начале XX в. относительно широко проникали в экономику Казахстана, однако край не прошел стадии промышленного капитализма. Появились работы о формировании кадров рабочего класса в Казахстане, истории революционного движения. Известные сдвиги произошли в изучении чрезвычайно сложной проблемы происхождения казахской народности, истории возникновения и развития государственности на территории Казахстана. Работы М. П. Вяткина, В. Ф. Шахматова и других внесли существенный вклад в исследование национально-освободительного движения в Казахстане во второй половине XVIII в., в XIX и XX веках. Развитию казахстанской историографии также способствовало создание коллективных обобщающих трудов, организация совместных дискуссий, подготовка кадров. Непонятно, однако, почему в изложение материала автор включил тему о роли художественной литературы в росте интереса общественности к историческим знаниям (стр. 71 - 72). Эта тема, на наш взгляд, должна заинтересовать прежде всего литературоведа и социолога. И сделанное здесь отождествление литературных произведений на исторические сюжеты с исследованиями историков нам представляется не совсем обоснованным.

Особенно подробно изложены в книге (и это верно) успехи казахстанской историографии на современном этапе. Эти успехи обусловлены коренным изменением обстановки в науке, связанным с восстановлением значения ленинского теоретического наследия, преодолением догматизма, субъективизма в оценке исторических событий, отказом от иллюстративного метода исследования. Критически переосмысливались прежние выводы, невиданный ранее размах получила публикация исторических источников. Изучаются все важнейшие проблемы истории Казахстана от палеолита до современности. В конце 50-х годов вышла двухтомная "История Казахской ССР", написанная на значительно более высоком научном уровне (второй том этого труда в последующие годы дважды переиздавался с учетом новых достижений исторической науки). Выход в свет "Очерков истории Коммунистической партии Казахстана" явился крупным событием в идейной жизни республики, в историографии Казахстана.

Большие успехи достигнуты в изучении процесса формирования казахской социалистической нации, исследуются социально-экономические отношения в казахском ауле накануне коллективизации, история социалистического преобразования сельского хозяйства, промышленное развитие Советского Казахстана, соцсоревнование в промышленности, движение за коммунистический труд в республике. Изданы работы по истории отдельных крупных промышленных предприятий. Намного шире и глубже по сравнению с первыми послевоенными годами исследуется история культурной революции1 . С использованием новых источников ведется разработка проблемы происхождения казахской народности, причем здесь объединили свои усилия и историки, и языковеды, и этнографы. Исследуется творчество и издаются труды казахских ученых-просветителей Ч. Ч. Валиханова и И. Алтынсарина. Автор правильно видит отличительное свойство современной казахстанской историографии (оно характерно и


1 Раздел по историографии культурного строительства в рецензируемой книге написан Р. Б. Сулейменовым и Х. И. Бисеновым.

стр. 167

для среднеазиатских республик) в укреплении содружества специалистов различных отраслей исторического знания, работников всех общественных наук, исследователей соседних республик и историков головных научных учреждений. Наиболее распространенные формы этого содружества - написание обобщающих трудов, организация научных сессий и конференций, координационные совещания. Отмечая огромный рост в современной казахстанской историографии интереса к проблемам современности, автор верно заключает, что изучение конкретного опыта истории, близкой сегодняшнему дню, предполагает распространение передового опыта, а в некоторых случаях - и практические рекомендации партийным и советским органам в руководстве социальными и культурными процессами. Следовательно, история начинает активно вторгаться в жизнь, помогает коммунистическому строительству.

Указываются в книге и негативные стороны развития исторической науки: еще не все проблемы истории Казахстана изучаются равномерно и равноценно, до конца не преодолена описательность, встречаются рецидивы иллюстративного метода, недооценки научных обобщений, слабо взаимодействие исторической науки с науками естественными. Весьма недостаточно представлены в казахстанской историографии востоковедение, источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины. Нуждается в исследовании историко-партийная проблематика.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет последняя, пятая глава книги Г. Ф. Дахшлейгера "Дискуссии и малоизученные проблемы", хотя в ряде случаев она и выходит за рамки собственно историографического исследования. Автор характеризует здесь итоги дискуссий (подчас они перерастали в общесоюзные) о сути и специфике патриархально-феодальных отношений в условиях казахского кочевого скотоводческого хозяйства, о советизации казахского аула, о характере социально-экономических преобразований до коллективизации, о процессе формирования казахской нации в дореволюционное время и другие. По мнению автора, в дальнейшем изучении нуждаются такие проблемы, как стратегия и тактика КПСС в осуществлении перехода казахского народа к социализму; идеологическая работа партии на национальных окраинах; партийное руководство Советами, профсоюзами, комсомолом; интернациональные связи трудящихся Казахстана, их солидарность с революционными выступлениями рабочего класса капиталистических стран, с народами развивающихся государств, избравшими некапиталистический путь развития, с национально-освободительным движением угнетенных империализмом народов; интернациональный характер советской науки, ее место во взаимообогащении культур народов СССР. Нуждается в выяснении роль зарождавшейся казахской буржуазии в буржуазно-демократических революциях 1905 - 1907, 1917 гг. и прежде всего в социалистической революции; структура и возможности казахской общины; следует углубить исследование значения новой экономической политики на завершающем этапе строительства социализма, вопросов национально-государственного строительства, истории рабочего класса и колхозного крестьянства, промышленного развития на современном этапе, усилить борьбу с буржуазными фальсификаторами истории и т. д.

Книга Г. Ф. Дахшлейгера в ряде случаев являет собой образец подхода к изучению историографической проблематики; в ней почти отсутствует тот налет библиографичности, который еще в недавнем прошлом был свойствен многим историографическим работам; в этом отношении она свидетельствует о более высоком уровне исследований в области современной советской историографии. В книге, правда, можно найти примеры, когда автор сходит с позиций историографа (отдельные случаи на этот счет приводились выше). Укажем еще на один. Говоря о дискуссиях о советизации казахского аула и характере социально-экономических преобразований в Казахстане до коллективизации (стр. 119 - 125), Г. Ф. Дахшлейгер невольно вступает в дискуссию, и свойственная ему объективность историографа уступает место историку, отстаивающему свою концепцию. Думается, что не все названные в последней главе проблемы плодотворны в плане их дальнейшего изучения. На наш взгляд, вряд ли нужны разыскания в обосновании различения понятий "некапиталистический путь развития казахского народа" и "переход казахского народа к социализму, минуя капитализм" (стр. 133). Эти понятия обозначают одно и то же - переход отсталых народов к социализму, минуя капиталистическую стадию общественного развития. Другое дело, что, употребляя этот термин, надо учитывать, идет ли речь о народах, совер-

стр. 168

шавших переход к социализму в условиях господства диктатуры пролетариата, или о развивающихся странах, придерживающихся социалистической ориентации и осуществляющих переход к социализму при иных обстоятельствах. Наконец, нам представляется необоснованным исключение из сферы рассмотрения в очерке процесса развертывания археолого- этнографических исследований в Казахстане под тем предлогом, что их анализу посвящены вышедшие в последние годы книги и статьи (стр. 9). Нет, разумеется, нужды повторять эти публикации, но охарактеризовать основные результаты работы археологов и этнографов, представляющие важные разделы исторического знания, в связи с общим процессом развития казахстанской историографии, было необходимо.

Книга Г. Ф. Дахшлейгера - заметное явление не только в историографии Казахстана, но и в советской исторической науке в целом. Использованные автором исследовательские приемы, содержащиеся в книге широкие выводы и обобщения, углубленный анализ особенностей и трудностей становления и развития одной из национальных историографии, - все это будет способствовать повышению уровня историографических исследований в советских национальных республиках.

Orphus

© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

http://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-Г-Ф-ДАХШЛЕЙГЕР-ИСТОРИОГРАФИЯ-СОВЕТСКОГО-КАЗАХСТАНА-ОЧЕРК

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Казахстан ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

К.-Г. КАРАКЕЕВ, Рецензии. Г. Ф. ДАХШЛЕЙГЕР. ИСТОРИОГРАФИЯ СОВЕТСКОГО КАЗАХСТАНА (ОЧЕРК) // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 11.10.2017. URL: http://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-Г-Ф-ДАХШЛЕЙГЕР-ИСТОРИОГРАФИЯ-СОВЕТСКОГО-КАЗАХСТАНА-ОЧЕРК (дата обращения: 17.08.2018).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - К.-Г. КАРАКЕЕВ:

К.-Г. КАРАКЕЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Казахстан Онлайн
Астана, Казахстан
276 просмотров рейтинг
11.10.2017 (310 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
The toroids located inside the electrons and positrons, we called photons. By the way, scientists from the University of Washington created a high-speed camera capable of photonizing photons. The photograph shows a toroidal model of a photon. http://round-the-world.org/?p=1366 In our opinion, the quanta of an electromagnetic wave are electrons and positrons, which determine the length of an electromagnetic wave. Photons also control the wavelength of the photon itself, or the color emitted by the photon. Thus, a photon is a quantum of a color that is carried by one or another electromagnetic wave.
Каталог: Физика 
13 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
РАБОЧИЕ КОРРЕСПОНДЕНТКИ "ПРАВДЫ" (МАРТ - ОКТЯБРЬ 1917 г.)
Каталог: Журналистика 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
ВСТРЕЧА СОВЕТСКИХ И ГРЕЧЕСКИХ ИСТОРИКОВ
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. ОБЗОР ИСТОРИИ ЧЕХОСЛОВАКИИ. Т. I. КН. 1 - 2
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. А. Б. ЛЕТНЕВ. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ. 1918 - 1939
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Обзоры. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ШОТЛАНДИИ В "SCOTTISH HISTORICAL REVIEW"
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ В ОТНОШЕНИИ СССР
Каталог: Военное дело 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Обзоры. НОВЕЙШАЯ СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О ЗАСЕЛЕНИИ СИБИРИ РУССКИМИ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА
Каталог: География 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИСТОРИИ
Каталог: История 
21 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Каталог: История 
21 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
Рецензии. Г. Ф. ДАХШЛЕЙГЕР. ИСТОРИОГРАФИЯ СОВЕТСКОГО КАЗАХСТАНА (ОЧЕРК)
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Цифровая библиотека Казахстана ® Все права защищены.
2016-2017, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK