Е. С. КОТЫРЛО, кандидат экономических наук, Сыктывкарский государственный университет
Автор статьи проанализировала влияние экономических факторов и мер государственного регулирования на социальные характеристики северных территорий. Исследование основано на данных Росстата за 1990 - 2003 гг. по 12 регионам, территории которых целиком подпадают под действие закона "О Северах..." (1993), и 66 регионам, территории которых не подпадают под действие этого закона1. Ряд выводов по 20 городам и районам Республики Коми получен автором на основе собственных исследований.
Северные территории России удалены от центра; суровые погодные условия делают эти районы непривлекательными для постоянного проживания и занятости, территориальные трудовые перемещения затруднены. Локальные рынки труда жестко зависят от одного предприятия, находящегося нередко в состоянии или на грани банкротства. Это препятствует развитию саморегулируемой экономики, усиливает зависимость территории от государственных программ. Впрочем, по отношению к северным регионам России как объекту государственного регулирования в настоящее время не реализуются никакие экономические программы, и даже существующие меры по социальной защите северян (государственные гарантии, предусмотренные законом 1993 г.) и те под вопросом.
Статья выполнена при финансовой поддержке Международного научного фонда экономических исследований академика Н. П. Федоренко, а также при информационной поддержке СПС "Консультант ПлюсКоми".1 Регионы России 2005. Росстат.
стр. 84
Чтобы выжить
Кластерный анализ взаимосвязи между экономическими и социальными показателями, проведенный по 12 факторам социально-экономического развития за 1998 - 2002 гг., позволил разделить города и районы республики на три группы:
-относительно благополучные в формировании и использовании человеческого капитала: Сыктывкар, Вуктыл, Сосногорск, Усинск, Ухта, где проживает половина населения республики;
- менее благополучные города и районы: Воркута, Инта, Печор ...
Читать далее